Навесы из поликарбоната к частному дому своими руками: фото современных навесных конструкций. Как сделать навес из поликарбоната: обустраиваем крытую площадку для дачи Как накрыть поликарбонатом навес

Современный приусадебный участок, неважно, относится он к коттеджу или простому дачному домику, трудно представить без навеса, например, над машиной хозяина. Эта конструкция нынче выполняет не только практичную функцию, но и эстетичную. При этом самым распространённым материалом, используемым для навесов, является поликарбонат. Изготовить из него конструкцию можно своими руками.

Преимущества и недостатки поликарбоната

Выбор подобных листовых заготовок при монтаже навесных конструкций обоснован множеством преимуществ.

  • поликарбонат пропускает свет, но в то же время защищает от вредного воздействия ультрафиолета;
  • он негорючий, что исключает опасность пожара;
  • листы имеют различную раскраску, можно выбрать цвет по вкусу;
  • конструкции из данных заготовок выглядят эстетично;
  • поликарбонат имеет малый вес;
  • он гибкий, но вместе с тем ударопрочный;
  • хорошо сохраняет тепло внутри общей конструкции;
  • с ним легко и приятно работать (режется он канцелярским ножом, а прикручивается к каркасу саморезами).

Правда, недостатки у поликарбоната также есть. Они могут проявиться при монтаже и эксплуатации навесной конструкции. А именно:

  • со временем подобный материал способен растрескаться, из-за чего придётся заменять отдельные листы;
  • если нарушить правила монтажа, поликарбонат также разрушится;
  • тонкие листы могут не выдержать пласты снега, если плохо продуман каркас.

Итак, достоинств у описываемого материала явно больше, поэтому его применение в навесах логично. Но прежде чем начать сооружать подобную конструкцию, необходимо определиться с размерами и составить эскиз.

Подготовительные работы: какой толщины материал использовать

Перед выбором размеров конструкции рекомендуется определиться с видом листов для монтажа. То есть сначала нужно выбрать цвет и толщину заготовок. Сотовый поликарбонат продаётся в листах разной толщины (от 4 мм до 12 мм). При покупке для дачного строительства материал могут порезать (в зависимости от того, какого размера будет постройка).

Толщина детали для изготовления навеса выбирается по следующему принципу - конструкция должна выдержать снег. Но на это в большей мере влияет не столько качество поликарбоната, сколько надёжность каркаса. Следовательно, можно использовать даже самые тонкие листы. Это позволит и значительно удешевить навес.

Как выбрать размер конструкции: составление чертежа

Самое сложное - определиться с размерами планируемой конструкции. Есть несколько вариантов:

  1. Если навес делается над крыльцом, ширина конструкции должна быть такой, чтобы последняя слева и справа от входной двери выступала на 30 см. В этом случае капли дождя не попадут на пол и входящего человека. Длина изделия принимается равной расстоянию от стены дома до ребра первой ступеньки крыльца.
  2. Если навес будет находиться над машиной, то его габариты должны соответствовать размерам автомобиля, при этом дополнительно нужно добавить на каждый параметр минимум по 30 см.
  3. То же самое касается и бассейна. Навес над ним нужно делать немного больше.

После определения размеров необходимо нарисовать чертёж.

Со стороны фасада навес часто делают арочным. В этом случае радиус изгиба сотового поликарбоната должен быть равен высоте пристроя.

Как сделать расчёт материала

Расчёт количества необходимых материалов можно произвести, пользуясь построенным чертежом. Предположим, у нас будет создана конструкция без арочных элементов. Пусть это будет навес над крыльцом. При этом ширина входной двери - 80 см. Согласно рекомендациям специалистов, принимаем ширину навеса равной H = 80 + 30 + 30 = 140 см или 1,4 м.

Допустим, расстояние от ребра первой ступени крыльца до стены дома 1 м. Значит, и длина навеса такая же.

Для каркаса идеально подойдёт профильная квадратная труба с сечением 25 х 25 мм. Достаточно установить три подпирающих поликарбонат отрезка длиной 1 м каждый и соединить их поперечно на краю навеса.

Опоры конструкции можно сделать из обычной стальной трубы диаметром 32 мм. Достаточно установить в землю два столба высотой до уровня верхнего ребра входной двери (не менее 2 м). Не забудьте добавить на вкопку в землю 0,5 м.

Необходимые инструменты

Для работы с поликарбонатом нужны:

  • нож канцелярский;
  • шуруповёрт;
  • болгарка;
  • рулетка.

Пошаговая инструкция по устройству навеса из поликарбоната

Процесс изготовления навеса зависит от многих параметров, в частности от расположения относительно стен дома.

Как правильно пристроить навес к частному дому над крыльцом

Первый вариант - пристроенная к частному дому конструкция. Вся работа выполняется в несколько шагов:

  1. Для основных элементов каркаса лучше использовать металлическую профильную трубу с сечением в виде квадрата из простой стали размером 25 х 25 мм. Её нужно разрезать болгаркой. Согласно проведённому расчёту, необходимо отрезать 3 профиля по 1 м и кусок длиной 1,4 м. Также надо подготовить две трубы по 2,5 м.
  2. В углы крыльца, то есть по краям ребра первой ступени, закапываются две трубы на 0,5 м в землю строго вертикально. Желательно забетонировать основания этих столбов. Для чего в равных частях соединить цемент, песок, щебень, смешать с водой и залить раствором ямы, в которые вставлены трубы.
  3. Концы отрезков квадратного профиля длиной 3 м на равных расстояниях крепятся на стене дома выше входной двери на 20 см. Для крепления используются металлические уголки, крупные саморезы и шуруповёрт. Если дом кирпичный, придётся взять перфоратор, просверлить дырки для саморезов и предварительно вставить в отверстия пластиковые дюбели. Нужно постараться, чтобы два крайних отрезка передними концами оперлись на трубчатые столбы.
  4. Укладывается поперечный профиль. Он должен концами также опереться на трубчатые столбы. Для его перпендикулярного соединения с отрезками длиной 1 м используются металлические уголки и саморезы. В результате у каркаса должен получиться небольшой уклон.
  5. Вырезается лист сотового поликарбоната нужного размера из цельной заготовки. Для этой операции подойдёт канцелярский нож. Вдоль сот лист режется легко. В поперечном направлении придётся приложить немного усилий.
  6. Крепится поликарбонат саморезами на профилях с помощью шуруповёрта. При этом линии сот необходимо класть параллельно стене дома, иначе лист будет прогибаться от снега и ломаться.

Монтаж арочного навеса вокруг бассейна на даче

Второй вариант - расположение навеса над бассейном. Тут есть свои особенности, поскольку на стену дома он опираться не будет. Последовательность работ следующая:

  1. Сначала устанавливаются столбы по углам бассейна по ранее описанной технологии. Материал - труба диаметром 32 мм. Но при этом нужно отступить от углов в каждом случае на 30 см по воображаемой диагонали бассейна.
  2. Далее на эти столбы монтируется каркас из профиля. Здесь желательно применять арочные элементы. Для их изготовления лучше воспользоваться услугами строительной организации, так как самостоятельная сборка такого каркаса весьма затруднительна.
  3. Концы скелета для крыши лучше приварить к столбам с помощью электродов и сварочного аппарата.
  4. Листы сотового поликарбоната нужно стелить поочерёдно, пока не заполнится всё пространство, аккуратно стыкуя между собой.

Аналогичным образом происходит устройство навеса над патио, мангалом, открытой зоной отдыха и любым другим элементом архитектуры придомовой территории.

Видео: навес из поликарбоната для машины своими руками

Навес из поликарбоната прослужит долго, если регулярно за ним ухаживать. Необходимо просматривать состояние креплений, а также сохранность листов сотового поликарбоната. Мелкий ремонт заключается в замене саморезов или части покрытия.

Поликарбонат вполне заслуживает имени Великого Неизвестного. Он широко применяется для постройки легких, прочных и недорогих укрытий: навес из поликарбоната можно увидеть везде от центра Москвы до Таймыра, а в поликарбонатной можно в Заполярье круглый год снимать урожай овощей и фруктов. В конструкциях из поликарбоната несложно и недорого сочетаются высокая функциональность с изысканной эстетикой (см. рис.) и вместе с тем большинство из них для домашнего употребления можно сделать своими руками, владея лишь начальными рабочими навыками.

Вместе с тем широко доступные источники сведений по применению поликарбоната информативны где-то на уровне инструкции, как сколотить скворечник. Действительно, плитный сотовый поликарбонат обладает замечательными свойствами и работать с ним легко. Но эта видимая простота базируется на весьма сложном научно-технологическом основании.

Прочность, надежность и долговечность построек из поликарбоната нельзя наращивать простым увеличением массы материала в конструкции, как каменных. И строить их, пользуясь усредненно-обобщенными параметрами, помноженными на «провсякслучные» коэффициенты запаса прочности, тоже нельзя. Нужно держаться в пределах некоего оптимума, иначе результат может оказаться обратным. Что это за оптимум, как в него попасть и удержаться там? Об этом и написана данная статья. В ней мы разберем вопросы:

  • Что такое плитный сотовый поликарбонат как материал, чем он хорош и плох, что позволяет и чего не может.
  • Как правильно работать с поликарбонатом.
  • Как выбрать плиты для постройки по их размерам и структуре.
  • Как самому попроще и подешевле, но вполне надежно, сделать разного рода конструкции; в первую очередь навес для машины из поликарбоната. Он должен быть абсолютно надежен, т.к. стоимость автомобиля несравнима с таковой укрытия для него.
  • В каких случаях следует отдавать предпочтение заказным навесам, а когда имеет смысл взяться за самодельный.

Поликарбонат как есть

Как вещество поликарбонат – один из видов органического стекла, прозрачный полимер, в молекулах-цепочках которого регулярно чередуются атомы углерода с органическими радикалами, углеродные радикалы СО и бензольные кольца. Открыт от был случайно в Германии в 1898 г. при попытке улучшить только что синтезированное обезболивающее кодеин. Первые же исследователи обратили внимание на его хорошее, лучше, чем у силикатного стекла светопропускание, термостойкость и высокую, свыше 250 кДж/кв. м, ударную вязкость. Попросту говоря, поликарбонат очень плохо бьется и колется, а вне пламени самозатухает. Получается поликарбонат также не сложным путем, в результате одноступенчатой химической реакции без катализаторов, при нормальных температуре и давлении.

Однако в производство первыми, в 30-х годах прошлого века, пошли в производство оргстекла иного происхождения, плексиглас и родоплекс. Мешала специфическая реакция поликарбоната на ультрафиолетовое излучение (УФ, UV, ultraviolet). Под его действием материал не только быстро мутнел, но и растрескивался, теряя прочность. Промышленное производство массивного поликарбоната удалось наладить впервые только в 1953 г. тоже в Германии.

«Поликарбонатная революция» произошла в середине 70-х в Израиле. Там лихорадочно строили кибуцы на захваченных арабских землях, и поселенцам требовалось продовольствие, в т.ч. фрукты и овощи. Выращивать помидоры с капустой в открытом грунте в пустыне бесполезно, поэтому решено было строить теплицы с капельным орошением. Однако стеклянные оказались дороги, тяжелы, а ветры пустыни ломали их безо всякого участия обиженных мусульман.

Тогда-то израильтяне и придумали, первое, подвергнуть поликарбонат экструзии, т.е. продавливанию в размягченном состоянии сквозь профилированные сопла – фильеры. Это стабилизировало механические свойства поликарбоната и улучшило их на порядок. Второе – на внешнюю поверхность плит начали наносить двухслойное защитное покрытие от УФ: первый слой отражал большую его часть, а следующий поглощал остаток. Так и появился сотовый поликарбонат, см. рис. А листы массивного теперь стали тоже экструдировать или отливать под давлением, и также наносить на них UV-фильтр.

Общие следствия

Как и все сотовые материалы, поликарбонат имеет очень резкий порог усталости и разрушается катастрофически : внезапно и без предупреждающих признаков. Стоит себе и стоит сооружение, как влитое, а потом – трах! бах! – обрушилось. На новую машину или грядки с урожаем, доход с которого кормит всю семью.

Далее, сотовый поликарбонатный лист относится к числу работающих материалов. Т.е., он не просто лежит на каркасе и передает на него нагрузку, но и сам ее воспринимает и перераспределяет . Излишняя толщина и/или неправильно выбранная структура плиты (см. далее) не только утяжелят и удорожат конструкцию, но и придадут ей избыточную жесткость. Нагрузки будут плохо растекаться, и все сооружение быстро, но незаметно подберется к порогу усталости, со всем вытекающим.

Свести вероятность «трахбаха» к нулевой можно, если проектирование и строительство из поликарбоната вести не по наитию, а по результатам расчета, цель которого: а) выбрать оптимальный типоразмер плиты; б) разработать каркас под нее. В процессе расчета нужно добиваться оптимума прочности пошире, чтобы естественные и эксплуатационные воздействия заведомо не превзошли его.

Наконец, UV-защита плиты вступает в силу только под воздействием кислорода воздуха и солнечного света, причем поверхностная прочность плиты при этом падает. Ничего не поделаешь, лучшего UV-фильтра для поликарбоната пока не придумали.

Исходя из всего этого, уже можно указать общие правила обращения с сотовым поликарбонатом:

  1. Не хранить плиты на свету и не покупать, если есть подозрение, что условия хранения нарушались.
  2. При покупке выборочно проверить 1-2 плиты скручиванием: 2 человека слегка, на 3-5 градусов, закручивают плиту винтом. Подпорченный материал при этом потрескивает. Добросовестные продавцы такую проверку разрешают и даже сами предлагают.
  3. Не снимать защитную пленку с плит до полного окончания строительства. Из-под штатного крепежа она выдергивается без проблем.
  4. Монтаж настила вести быстро. Желательно закончить его в течение одного рабочего дня. Если не вышло – защитную пленку с законченной части удалить, а работу прервать на 2-3 суток, пока UV-фильтр не въестся в материал. Остаток монтировать осторожно, т.к. ранее законченную поверхность теперь поцарапать легче.
  5. Монтировать плиты только стойкой к UV стороной наружу. Лицевая сторона обозначена на защитной пленке.

Такие предосторожности необходимы потому, что UV-фильтр изначально представляет собой тонкий слой липкой желеобразной массы, вроде липучки на скотче. Если плиту под пленкой оставить на свету, то в UV-фильтре начнется фотохимическая реакция, он, пленка и плита слипнутся и все вместе придут в негодность.

Общие правила

Сотовый поликарбонат, кроме того, что сам работает в составе силовой схемы конструкции, в некоторых случаях пригоден для использования в предварительно напряженном состоянии. Что такое предварительно напряженные конструкции (ПНК), объяснять, наверное, не стоит. Останкинская телебашня всем известна.

Навес для машины

Навес для автомашины – строение весьма ответственное, особенно, если автомобиль находится под ним долгое время. Летом, кстати, машину лучше держать под навесом, а не в душном и пропеченном солнцем гараже. Поэтому в таком случае целесообразно будет использовать принципы ПНК. Это же позволит намного сократить расходы на металл для каркаса и бетонирование. Таким способом можно построить простые и недорогие, на абсолютно надежные навесы разной вместимости (поз. 1-3 на рис.)

Каким образом – посмотрим ниже, но для начала стоит обсудить распространенные ошибки . Первая, в местах с преобладающими ветрами одного направления автонавесы нередко делают наклонными к наветру, поз. 4. Для заправок и кафе/ресторанов, где главное – укрыть от непогоды вышедших из машины людей, это неплохо, но для длительной стоянки личной/семейной машины может оказаться просто опасным.

Дело в том, что в таких местах если уж задует с противоположной стороны, то сильно. И наклонный навес теперь работает как крыло, создающее огромную подъемную силу. Если навес на 2-х столбах (поз. 4; между прочим, он вдвое дороже такого же на 4-х по углам), то его просто снесет. А если на 4-х, то столб с бетонной «шишкой» может быть выдран из грунта о пойдет колотить по машине. Пардон, теперь уже не-страховому металлолому.

В ветреных местах наклонный навес для автомобиля хорош как пристройка к дому; все равно, в наветра или с подветра. По аэродинамике выполнять его лучше арочным (поз. 5). Конструкция типа крыла с выпущенным предкрылком/закрылком (поз. 6) оригинальнее, то требует больше материала, работы, а под загнутым краем в непогоду возникнет завихрение, в котором будет крутиться дождевая/снеговая морось.

Для свободно стоящего навеса оптимальна конструкция, показанная на поз. 7. Если преобладающие ветра слабые или умеренные, что и бывает в большинстве случаев, то на ветер ориентируют выпуклую часть навеса. Зимой это позволить уменьшить снеговую нагрузку, см. далее о расчете навесов. Если же «рванет» с обратной стороны, то давление ветра на плоскую часть только крепче прижмет навес к земле, а облако мороси будет отнесено далеко в сторону.

ПНК или ферма?

В спецификациях на сотовые плиты прямо говорится, что сгибать их (а не гнуть до необратимых деформаций!) можно только поперек, чтобы внутренние ребра жесткости располагались перпендикулярно изгибу, а не по нему. Но некоторые виды поликарбоната можно в небольших пределах сгибать и вдоль, как показано слева на рис. Тогда кровля настила и образует ПНК, очень прочную и жесткую; размер ячейки обрешетки можно в любых условиях (см. далее о расчете) сделать от 1,5х2 м. Арочный навес-ПНК для одного автомобиля размером в плане 3х4 м потребует минимального расхода материала и работы.

Примечание: о видах поликарбоната, его выборе и проектировании металлокаркаса далее будет рассказано подробнее.

ПНК из жесткого пластика и бетона имеют еще одно полезное свойство: со временем материал «устаканивается» в новом состоянии и техпараметры конструкции улучшаются. Вспомните, как повело Останкинскую башню во время памятного пожара. А заменили стягивающие канаты – и ничего, стоит, как и стояла, вещает. Что вещает – вопрос не к строителям, они телевизор смотрят как и все прочие.

Если навес – простой козырек, (слева на рис.) то и его хребет выполняют как простую рамку, крепящуюся к стене здания. Если же навес свободный на столбах в виде полной арки, то хребет следует делать ферменным с параметрами такими же, как для следующего случая.

При ширине навеса свыше 3,5-3,6 м, арочного или скатного, стропила крыши должны быть ферменными. Широко распространенные конструкции по расходу материала явно избыточны. Во вред прочности это не идет, т.к. каркас металлический или деревянный, но затрат денег и работы требует больше.

Оптимизировать фермы можно по хорошо известному авиаторам принципу переменного шага подкосов. Для этого при проектировании фермы угол при вершинах ее ячеек держат постоянным, средняя поз. Типоразмер профиля подкосов берут в 1,5-2 раза меньше, чем на столбы, обвязку и дуги/плечи стропил.

Принцип ПНК можно использовать и в металлическом каркасе, справа на рис. Он позволит создать навес размерами в плане 4х6 м, обойдясь всего 4 столбами, 3 стропилами из сегментных арок с тетивой, одним коньковым прогоном, 3 подпорками и 2 диагональными связями половинного типоразмера, справа на рис. На кровлю пойдут 2 стандартных (2,1х6 м) листа поликарбоната, согнутых правильно, поперек.

Суть в том, чтобы под ветром и снегом не дать своду расползаться-съезжаться углами, их и держат диагональные связи. Чтобы они работали как надо, столбы нужно отодвинуть от самых углов на 1/3 шага стропил, а перекрестье диагоналей приварить к тетиве средней арки.

Но главный секрет – в туго натянутых стальных 4-6 мм стальных тросиках внутри диагональных связей. Они-то и придают каркасу отменную жесткость без ущерба для упругости. Натягивать тросы нужно винтами, никакая пружина не даст требуемого усилия. Дважды в год, весной и осенью, натяжку проверяют и тросы подтягивают. Тросы нужны только гибкие многожильные двойной спиральной свивки. Простые одножильные спиральные быстро ослабнут, а крестовые вовсе не годятся.

Крыльцо

Навес над крыльцом не столь ответствен, как автомобильный, меньше размером и прикреплен к стене здания над входом. Поэтому технические требования к нему ниже, а эстетические выше.

Техданные в любой климатической зоне РФ почти всегда обеспечивает простая, без стягивающей тетивы, радиусная арка с двумя подкосами, поз. 1 на рис. Возможно и применение описанной выше ПНК, тогда весь навес будет состоять всего лишь из 3-х деталей, поз. 2. Если вынос навеса более 1,5 м, то имеет смысл от подкосов отказаться, а по углам подпереть козырек столбами, поз. 3.

Вообще столбы подкосам не помеха, особенно если крыльцо высокое и с перилами, поз. 4. Но при низком крыльце с радиусными ступенями столбы только требуют лишней работы, мешают проходу и портят вид, поз. 5. Исключение – регионы с чрезвычайными снеговыми и ветровыми нагрузками, но показанный на поз. 5 дом явно не в таком.

Если козырек по дизайну требуется без подкосов, то его нужно сделать глубоким, как на поз. 6, чтобы крылья свода воспринимали те же нагрузки. Прочность и жесткость плитного сотового поликарбоната вполне позволяют использовать такое решение.

Однако вынос подкосов должен быть не менее чем на треть выноса навеса. Тут дело уже в стене здания и каркасе, они ведь не поликарбонатные. При слишком маленьких подкосах (поз. 7) само-то поликарбонат устоит, а вот ветром каркас может сломать или весь козырек из стены вывернуть.

Оригинальное, но аэродинамически неудачное решение показано на поз. 8. Ну кто где когда видал крыло на стойке только спереди или сзади? Его же вывернет на скорости; для крыльца – при сильном ветре. Стоек делают 2 по краям или одну посередине, но этот вариант для крыльца не подходит.

Вообще говоря, механические качества поликарбоната для козырька над дверью не столь уж важны. Более значимо, что этот материал позволяет получить красивый навес только за счет своих собственных декоративных качеств, не прибегая к услугам дизайнера.

Второе эстетическое достоинство поликарбоната – он, сам по себе гладкий и блестящий, зрительно отлично сочетается с металлом. Кровля из поликарбоната облагораживает даже обычную конструкционную сталь, крашеную кузнечной краской. Здесь работает т. наз. доминанта верха. Изделие, само по себе на вид грубоватое, под изящной крышей приобретает изысканность.

Для примера на рис. ниже – чертежи навеса над входом в дом. Его особенность, во-первых, в том, что боковые декоративные элементы не несут механической нагрузки и могут быть выполнены любыми на вкус мастера. Второе – чтобы их сделать, достаточно обычной слесарной мастерской, дорогая художественная ковка не требуется. А третье – благодаря правильно рассчитанной под поликарбонат обрешетке кровли трубостойки можно делать любого, от 30 мм, диаметра, из трубы обычной или нержавеющей, и менять их длину в широких пределах. Все это вместе придает навесу зрительную легкость.

Примечание : один из способов, как самому сделать навес над крыльцом из поликарбоната без применения сварки, см. видео ниже. Для начинающего мастера это существенно.

Видео: самодельный козырек из поликарбоната без сварки

Беседки

Чтобы понять, какой должна быть уютная и удобная из поликарбоната, нужно разобраться в вопросе: а почему из него не строят жилых помещений? А поликарбонатные душевые и пляжные кабинки – большая редкость? Вы не задумывались над этим?

Дело в том, что поликарбонат, лучше, чем силикатное стекло, пропуская свет, в то же время лучше отражает тепловое (инфракрасное, ИК) излучение. Отсюда – сильный парниковый эффект . Видимый свет, попадая в помещение, в нем поглощается, отчего все внутри нагревается, излучая ИК. А оно опять отражается внутрь. Для создания микроклимата в теплицах это как раз то, что нужно. Но жилые помещения окажутся невыносимо паркими.

Парниково-поликарбонантный эффект сказывается уже в беседках, особенно, если их обшивка изогнута и концентрирует ИК. К примеру, в творении украинских дизайнеров (поз. 5 на рис.) не только тревожный красный свет бьет по нервам, но и упаришься даже весной или осенью. Чтобы довести себя до нужного градуса перед очередным майданом, подходяще, особенно если и без того «оно по жизни колбасит». Но для душевных посиделок не годится. Если уж хочется всепогодного эксклюзива, то придется выложить 7-12 тыс. долл. за комфорт с престижем и заказать капитальный купол со сдвижными секциями, принудительной вентиляцией и кондиционированием, поз. 6.

Примечание: вследствие сильного парникового эффекта беседку из поликарбоната нежелательно делать с мангалом, он мощный источник ИК.

О вентиляции упомянуто не зря. В беседке с крышей из поликарбоната хотя бы 2 стены должны быть ажурными, обеспечивающими свободную циркуляцию воздуха, как на поз. 1 и 3. Если же ограждение сплошное, его нужно сделать высотой по пояс человеку и непременно с вентиляционным зазором внизу, поз. 2.

Следующий камень преткновения – согласование материалов по эстетике. У поликарбоната она исключительно хайтековая, поэтому с деревом его сопрячь трудно. Та же беседка на поз. 1 – хороший пример. В такой деревянный аквариум не очень-то хочется. Если уж делать деревянную беседку под поликарбонатом, то нужно или цвет плит взять теплым, в тон дереву, или беседку выкрасить под кровлю, сделать ее из тонких деталей и в лаконичном стиле, как на поз. 2.

Для бюджетных простеньких конструкций эффективен будет принцип цветового контраста эстетически тяготеющих частей. На поз. 4 естественно совмещающийся с поликарбонатом металл выкрашен в кричащий и контрастный кровле цвет. Поэтому части служебные как бы воюют друг с другом, а функционально главные – лавочки и столик – создают манящий островок уюта. Кто бы ни был автором этой беседки, художественным вкусом его природа не обделила.

От общего к частностям

Если вы устали от общих, но все-таки нужных, рассуждений, приготовьтесь получить массу конкретных указаний, численных данных и расчетов: мы начинаем разбираться, как происходит изготовление навеса. Пока из предыдущего нужно помнить, что поликарбонатная обшивка – работающая . О ПНК достаточно было сказано выше.

Еще о работающей обшивке

Возьмите одинаковых 4 кусочка реек, ну, скажет, 20х20, концы которых выбраны в четверть, и 4 гвоздика. Сбейте из реек квадрат, вогнав гвозди по углам, и оклейте его плотной бумагой. Теперь попробуйте перекосить. Перекашивается? Бумага морщится, рвется? Обшивка не работает.

А теперь возьмите рейки вдвое-вчетверо тоньше и кусок тонкого картона. Прежде чем сбивать в квадрат, наложите картон и сбейте прямо сквозь него, не приклеивая. Перекашивается? Куда там, можно на пол ронять. Это и есть работающая обшивка. А работать ее заставляет большая, чем у бумаги той же толщины и плотности, жесткость картона, он ведь прессуется в процессе изготовления.

Теперь возьмем прежние толстые рейки, а на покрышку вместо бумаги или картона – тоненькую жестянку. Уроним изделие на пол. Если пришлось на угол, разлетится на части: слишком жесткая обшивка отыграла до того, что разрушила каркас. Предыдущий вариант, дешевле и проще, при максимально возможном воздействии оказался прочнее.

Так же работает и поликарбонат, только его жесткость на единицу и толщины, и массы намного выше. Одно условие: если жесткость обшивки будет потеряна (например, вследствие чрезмерного прогиба листа), то она может не только сама разрушиться, но и потянуть за собой каркас. Это тоже нужно четко помнить.

Что будем делать?

Вопрос в заголовке на технический язык переводится: этап предварительного проектирования. В данном случае его цель:

  • Выбрать тип навеса соответственно его назначению и применительно к личным требованиям.
  • Выбрать общие принципы постройки.
  • Выбрать способ крепления настила к каркасу.
  • Выбрать тип панелей кровли для конкретных местных условий.
  • Определить вид материала каркаса и требуемые его типоразмеры.
  • Разработать способ установки/прикрепления каркаса к основанию.

Выбор навеса

Типовые конструкции навесов показаны на рис. Это не значит, что нельзя сделать другой; возможно, уникальный. Но для типовых конструкций в строительных руководствах (СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия»; СП 20.13330.2011) приведены полные наборы расчетных параметров и коэффициентов к ним. Поликарбонат терпит многое, но перебора воздействия сверх меры не прощает. Поэтому оригинальный проект придется тщательно моделировать на компьютере и, поскольку свериться по опыту эксплуатации нельзя, задавать большие «провсякслучные» поправки. В силу особенностей материала, описанных выше, проектирование усложняется в разы и на порядки. Этим и объясняется запредельная стоимость эксклюзивных навесов.

При выборе нужно учитывать следующее:

  1. Для российских условий (ветры в основном слабые, но снега много) лучшие варианты – купол, простая радиусная арка и маркиза.
  2. Последние два в поликарбонатном исполнении по трудоемкости и расходу материала почти равны двухскатному навесу.
  3. Вогнутый навес не рекомендуется; при снегонакоплении по 2-му предельному состоянию (см. далее) его надежность невысока, а создаваемая им травмоопасность – наоборот. Исключение – малоснежные места с сильными ветрами.
  4. Простой односкатный навес из поликарбоната обязательно должен внешними углами опираться на столбы. Если их поставить невозможно, нужно делать навес с подзором или прямой коробчатый. Высота подзора не менее 12% длинной стороны; коробки – не менее 20% короткой.

Последнее требование вызвано тем, что ветер может завернуть край навеса волной или «пропеллером». Отыграв, когда порыв стихнет, жесткий и упругий поликарбонат способен вывернуть каркас.

Особо следует сказать об автонавесах:

  1. На большей части РФ оптимальная конструкция – арочная.
  2. Для мест малоснежных, но ветреных (от Нижнего Поволжья и Дербента до российского Приазовья) более подходит навес двухскатный с углом наклона до 10-15 градусов; его аэродинамическое качество ниже, а трудоемкость меньше.
  3. В совсем экстремальном климате: Южный Берег (Северного Ледовитого океана, это тюремный термин), Чукотка, Камчатка, горные районы, надежнее будет удлиненная пологая арка, низкий удлиненный купол или описанный далее простой комбинированный навес повышенной стойкости.

Как будем строить?

Здесь же на рис. с навесами показана общая технология сборки. Она несложна:

  • Ставятся опорные столбы базового типоразмера, по их верху делается обвязка.
  • Монтируется обрешетка под кровлю.
  • В поперечную обрешетку из несущих балок (стропильных ног, дуг арок) ввариваются или врезаются заподлицо продольные опоры – прогоны, меньшего типоразмера. Коньковый прогон, если он есть, берется базового типоразмера.
  • Стыки плит должны приходиться на поперечные балки; шаг поперечных связей мы еще рассчитаем.
  • Плиты стыкуются с помощью специальных профилей или самодельных соединительных узлов, см. далее. Теперь конструкция способна держать вертикальные нагрузки.
  • К прогонам плиты крепятся точечными креплениями с зазорами на температурные деформации и упругими прокладками, именно благодаря им обшивка работает.
  • Оформляются торцы панелей и конек, как описано далее в разделе о сборке.

Выбираем панели

Какой поликарбонат выбрать для навеса? Его качество и эксплуатационные свойства, вопреки рекламным утверждениям, более зависят от структуры панели, чем от торговых марок и брендов производителей . Да будет известно читателю, что ситуация с поликарбонатом немного напоминает пивную: порошок (гранулированную массу) производят лишь несколько фирм во всем мире, а остальные его разводят, то бишь пропускают через экструдер, разливают (режут), капают капельку вкусовой добавки (наносят UV-фильтр), тоже покупной, налепляют свою этикетку и пускают в продажу.

Примечание: лучший в мире поликарбонатный гранулят – российский. Отечественная промышленность выпускает виды его, не имеющие аналогов. К сожалению, производители, как Соломон тайну своей печати, держат в секрете, чье сырье они используют. Впрочем, для бытового применения любые фирменные панели хороши.

Основные виды поликарбоната сотовой структуры показаны на рис. Символы [цифра]R обозначают количество продольных слоев, а Х – наличие диагональных ребер жесткости в сотах. Толщина листа и его структура не связаны прямо: панели одной и той же структуры могут быть разной толщины, и наоборот. Типичный продажный ассортимент показан на след. рис.

Как точно выбрать панель по толщине, мы разберемся в порядке расчета. Рекомендации по структуре можно дать следующие:

  • 2R, минимально допустимый радиус изгиба (МРИ) 35 толщин – для козырьков над дверью, витриной, небольшим крыльцом или беседок в 1-2 ветровых и снеговых зонах, карты см. ниже.
  • 3R, МРИ 45 толщин – то же для 3-4 климатических зон, а в тихих малоснежных местах для общего применения, кроме автонавесов долговременного пользования.
  • 3RX, МРИ 55 толщин – для всего, что указано выше и навесов для машины в тех же местах.
  • 5R, МРИ 75 толщин – то же, что и 3R, для 5-6 снеговых и 1-2 ветровых зон.
  • 5RX, МРИ 120 толщин – то же, что и 5R, для 5-6 снеговых и 3-6 ветровых зон.
  • 6RX, МРИ 300 толщин – в местах с очень суровым климатом преимущественно для теплиц. Для навесов не рекомендуется, очень жесткий.

Примечание: МРИ даны ориентировочные для изгиба поперек листа, уточняются по спецификации на конкретные панели. Продольный изгиб в составе ПНК допустим для 3RX и 5RX при условиях, описанных выше.

И снег, и ветер…

Уже теперь нам потребовались карты расчетного ветрового давления в РФ:

и снеговой нагрузки:

Численные значения параметров пока не нужны, но далее потребуются. К снеговой карте сразу же дадим пояснения:

Первый предельный случай – постепенной накопление снега тихой стабильно морозной зимой с обильными осадками. Снег, не успевая испаряться всухую (сублимировать), смерзается внизу в плотную зернистую массу – фирн. Весной снеговой пласт с фирновой подкладкой на гладком поликарбонате сначала держится на головках крепежа, а затем, подтаяв, съезжает вниз весь сразу.

Второй предельный случай – зима нестабильная, с оттепелями и/или сильными ветрами. Видимого накопления снега на крыше может не быть. Но он, съезжая по скату вниз, слипается в большие комки, сильно нагружающие свесы кровли и водостоки. Для гладкого поликарбоната, тем более для навеса без водостоков, это случай несуществен.

Примечание: слой снега в 5 см увеличивает ветровую нагрузку на 3 кг/кв. м; 10 см – на 10 кг/кв. м; 15 см – на 12 кг/кв. м; 25 см – на 15 кг/кв. м. Это ориентировочные значения для обычных навесов из поликарбоната, точный прирост, если нужно, считается по аэродинамике крыши.

О толщине панелей

Какой должна быть толщина поликарбоната для навеса? Не менее 10 мм, такой лист 3RX на ячейке обрешетки 1,5х2 м держит вес взрослого человека. Но вспомним опыты с рейками, картонкой и жестянкой: оптимальную толщину панели нужно определять комплексно, вместе с ее структурой. Мы это сделаем далее, в процессе расчета кровли.

Каркас

Поликарбонат по параметрам прочности ближе к металлу, чем к дереву. Поэтому, увы, получить работающую обшивку на деревянном каркасе не выйдет . Поликарбонатные панели для дерева все равно что шифер, кровельное железо или ондулин. Как все-таки уложить поликарбонат на дерево, вкратце рассмотрим в конце, а пока займемся более подходящим металлом.

Металл – материал массивный. Это значительно упрощает расчет каркаса, можно воспользоваться обобщающе-усредняющими методиками. Оптимальный профиль несущего элемента – квадратная со скругленными углами стальная профтруба . По соотношению прочности к материало-, трудоемкости и общей стоимости она оказывается, что называется, на круг впереди прочих.

Расчетные соотношения также выходят простыми:

  • 1-2 ветровая и снеговая зоны – базовый типоразмер, при толщине стенки от 2 мм, от 10 мм на 1 м наибольшего размера навеса в плане, но не менее 40 мм.
  • 3-4 зоны, те и те – база для навесов общего назначения та же, а для автонавесов от 15 мм/м.
  • 5-6 ветровые и 5 снеговая зона – общая база от 15 мм/м, авто – от 20 мм/м.
  • 7 ветровая, 6 и 7 снеговые зоны – общая база от 20 мм/м, авто – от 30 мм/м.

Выбор зоны делаем по наихудшему. Т.е., если мы в 1 ветровой и 5 снеговой зоне, то ветер игнорируем и считаем по снегу. Точно так же, кстати, и во всех последующих расчетах, если не используются параметры и ветра, и снега. Профиль из ряда типоразмеров выбираем ближайший больший.

В базовом типоразмере выполняем столбы, их верхнюю обвязку (опорную раму) и основные несущие элементы:

  1. Ноги стропил.
  2. Их полные нижние балки – затяжки.
  3. Дуги арок; если арка из двух дуг (двойная, «лунная») – обе дуги.
  4. Тетивы сегментных арок.
  5. Коньковый прогон.
  6. Срединные подпорки стропил и арок – бабки.
  7. Подкосы столбов, верхние и нижние.

Вспомогательные несущие элементы – прогоны, раскосы ферменные арок и стропил и пр. – выполняем из профиля половинного типоразмера. Увеличить его до базового не повредит.

К примеру, в Воронежской обл. на садовую беседку и автонавес для бюджетной малолитражки размером 3х4 м пойдет одна только 40 мм профтруба. В Подмосковье каркас беседки останется тем же, но на навес для той же машины нужна труба как минимум 60 мм, а для солидного Лексуса – 80 мм. А вот на восточном побережье Камчатки для беседки (кто там в ней усидит?) нужна труба 80 мм, а для любого автонавеса – от 120 мм.

Забивать, вкапывать, бетонировать?

Теперь разберемся, как производится установка столбов, руководствуясь принципом: дешево и сердито. Для беседки и крыльца оптимальный вариант – диаметром в базовый размер, самых дешевых хватит с избытком. Глубина заворачивания – не менее 1200 мм.

Тут дело не только в том, что обойдутся они вряд ли дороже профиля с бетонированием. И даже не в простоте и скорости вворачивания: винтовая свая передаст в грунт любые нагрузки, в т.ч. боковые. Навес их даст будь здоров, а бетон таких не любит.

Если беседка цельнодеревянная, столбы можно просто врыть в землю на 600-900 мм. Это надежнее, чем забивать в грунт обрезки трубы, а в них – корни столбов. Но предварительно участок столба, который будет в земле, нужно хорошенько пропитать кипящим битумом. Если размер битумной посудины позволяет (скажем, варится в обрезанном промышленном газовом баллоне или в заваренной снизу трубе), то сунуть деревяшку туда и подержать 1-5 мин, пока битум вокруг дерева не перестанет пузыриться. Это значит, что из древесины испарилась вода и вышел воздух, а вместо них вошел битум. Когда пропитка остынет до отлипа, земляной конец столба обертывают рубероидом и тут же закапывают в предварительно пробуренную яму.

Для навеса над машиной важнее всего общая устойчивость, и по размерам он больше. Тут уже без бетонирования не обойтись. Но каждый столб будет расшатывать бетонную пробку сам по себе, не то что в заборе. И знакопеременных вертикальных нагрузок забор почти не дает, а навес – создает большие.

Типовая схема бетонирования столбов под навес предусматривает установку специальных закладных деталей (анкеров), слева на рис., преобразующих все нагрузки в привычное для бетона сжатие. С точки зрения массового производства для широкой продажи это оптимально – к анкеру можно привинтить любой столб. Но по прочности выходит не ахти: пучности нагрузок на столб (места их сосредоточения) приходятся, как раньше говорили, в аккурат, на разъемные соединения.

Если делать навес самому, то можно и на анкерах немало сэкономить, и прочность каркаса увеличить в 1,5-2 раза. Для этого (справа на рис.):

  1. На расстоянии 600-900 мм от нижних концов столбов привариваем к ним плиты от 350х350 мм, толщиной от 8 мм.
  2. По углам плит, в 40-50 мм от краев, должны быть вварены насквозь отрезки стального прута диаметром от 16 мм и длиной 350-400 мм.
  3. С внешней стороны каждый столб подкрепляется одним подкосом.
  4. Глубина ямы под столб – на 300 мм больше глубины его заделки в бетон (по плиту), из которых 100-120 мм придется на песчаную подушку.

О количестве столбов

Сколько нужно столбов под навес? Трудоемкие они, поменьше хочется, только без потери надежности. Что ж, для забетонированных столбов можно дать рекомендации по ветру; снеговую нагрузку выдержат любые:

  • 1-3 зоны – максимальный шаг 6 м.
  • 4 и 5 зоны – шаг до 4 м.
  • 6 и 7 зоны – шаг до 2,5 м.

Минимально допустимый шаг столбов для всех зон – 1,7 м. Если ставить чаще, сильный ветер натолкнется на них, как на сплошную стену. Тогда и навес нужно рассчитывать не как навес, а как крышу здания, а это совсем другая тема.

Как крепить панели?

Еще совсем недавно соединительные профили для поликарбоната собирались на саморезах или винтах, слева вверху на рис. Здесь:

  1. Декоративная накладка.
  2. Верхний удерживающий профиль.
  3. Уплотнитель обычный.
  4. Поликарбонатная панель.
  5. Уплотнитель самоклеющийся.
  6. Саморез.
  7. Антипыльная лента с микрофильтрами в перфорации.
  8. Торцевой профиль.
  9. Несущий элемент каркаса.

Примечание: антипыльная лента совершенно необходима. Без нее панели не только пачкаются изнутри, но и растрескиваются оттуда же.

Самодельщики, используя для уплотнения силикон или, для мест слабоветренных, микропористую резину, а для крышек – обрезанные ПВХ-короба, с успехом обходились без дорогих фирменных соединителей, справа вверху на рис. Если выходы каналов панели находились на разных уровнях (напр. в ПНК), антипыльной лентой оклеивали только нижний торец, а верхний – более дешевой алюминиевой самоклейкой, слева внизу на рис.

Для точечных креплений в любом случае требуются специальные термошайбы, внизу в центре и справа на рис. Успешные попытки заменить их собственными изобретениями неизвестны. Дело в том, что при малейшем рассогласовании параметров теплового расширения плиты и термошайбы панель коробится, настил теряет прочность и в его каналы проникают пыль и грязь.

Вообще, точечные крепления – слабое место поликарбоната. Термошайбы следует покупать рекомендованные производителем панелей, или наоборот. Можно и другие, но тогда нужна проба: шайбу затягивают, не доводя ее крышку до панели на 1 мм. Прокладка при этом должна стать вровень с краем крышки или не доходя до него тоже 1 мм, но ни в коем случае не выпирать.

Сейчас «винтовая» технология стыковки плит отживает свое. Ее по всем параметрам, включая эстетические, превосходят соединительные профили на защелках, рис. ниже. Сравните, например, коньковый стык на винтах (рис. справа выше), и с помощью профиля RP. А стоимость цельных пластиковых соединителей упала настолько, что и городить самоделки потеряло смысл.

О резке панелей

Лучший вариант резки вручную – дисковая ручная пила с кругом «чистый рез». Такими пользуются паркетчики, работающие с ламинатом; внешне похож этот инструмент на машинку для стрижки волос.

Для поликарбоната непременное условие – пила должна быть с системой отвода опилок (попросту, с отсосом). Только при этом рез жесткого пластика будет действительно чистым, а мелкие зубья специального профиля ему только способствуют.

Шаг вправо, шаг влево…

Вот теперь мы подошли к тому, чтобы, наконец-то, закончить расчет навеса. Нам осталось определить:

  1. точную толщину и структуру панелей;
  2. шаг установки стропил или арок;
  3. шаг установки прогонов;
  4. расположение точечных креплений на прогонах.

Для того, чтобы найти все это, нужно сначала определить общую (сводную, сборную) нагрузку на крышу. Для навеса это не так-то просто, т.к. ветер свободно поддувает под него.

Нагрузка

Из карт зонирования России по ветровой и снеговой нагрузке видно, что на большей части ее территории снег давит куда сильнее. Отсюда для навеса следует полезное обстоятельство: варьируя параметры выбранной конструкции (или выбирая другую, если не сходится), нужно добиться некоторой «отрицательной» ветровой нагрузки.

«Отрицательной» взято в кавычки потому, что на самом деле эта нагрузка положительная: ветер стремится оторвать крышу, это разгрузит ее от снега и позволит лучше согласовать параметры прочности каркаса и настила, что упростит и удешевит постройку. Для сотового поликарбоната, который при толщине 16 мм не ломается под ступнями здорового мужика, такой подход вполне правомерен.

Тут уместно вспомнить суворовский принцип: тяжело в ученье, легко в походе. Не в бою, Суворов так не говорил. Он знал, что в бою легко никогда не бывает. Расчет ветровой нагрузки несложен, но трудоемок.

Воздействие ветра на крышу рассчитывается следующим образом:

  • Пользуясь строительными руководствами (напр., теми, что указаны выше) для выбранного типа кровли находим расположение зон действия ветра, их размеры и расчетные коэффициенты для конкретных параметров навеса. Пример для дома под двухскатной крышей см. на рис.

  • Для каждой зоны действия (приложения силы) находим величину ветрового давления, помножив его расчетное значение по карте на площадь зоны и ее коэффициент.
  • Суммируем их и делим на площадь навеса в плане. Работающая поликарбонатная обшивка вытерпит такое с запасом.
  • Изменяя параметры крыши, добиваемся возможно более полной компенсации снегового давления, пользуясь картами зонирования нагрузок. Не забываем проверять на выдергивание опор, зная, что 1 столб сидит в обычном грунте с силой 1,2 т!
  • Если нужно, берем другой вид навеса, добавляем столбы.
  • Не забываем учитывать, что снег усиливает действие ветра, см. выше!
  • Добившись оптимума, переходим к выбору панелей и шага стропил.

Теперь рассчитываем действительную снеговую нагрузку как P = p*cos α, где p – расчетная нагрузка в нашей зоне; P – действительная нагрузка; α – угол ската крыши. Для невысоких радиусных арок α – угол наклона линии от конька к мауэрлату. Снеговую нагрузку складываем с ветровой алгебраически, с учетом знаков. Для гладкого поликарбоната коэффициентом сцепления снега с крышей можно пренебречь.

Панели, стропила, арки

Теперь возьмем на вооружение табл. на рис. справа. По ней, зная совокупную нагрузку на крышу (ветер + снег), можно сразу найти шаг стропил, толщину и структуру панели.

Нужно только придерживаться следующих условий:

  • Шаг стропил выбирать кратным стандартной ширине панели в 2,1 м или целым ее частям: 1/2, 1/3, 1/4.
  • Соединение панелей должно приходится только на основные несущие элементы, висячие стыки недопустимы.
  • Необходимо учитывать рекомендации по выбору структуры панелей, приведенные выше.

Примечание: в зонах, начиная с 5-й, использовать панели слабее 5RX 16 мм нельзя. Вообще, для оптимизации под отрицательную нагрузку нужно подбирать панели, каркас тут мало чем поможет.

О креплении соединителей

О шаге крепления соединительных профилей к стропилам думать не нужно: он кратен шагу крепежных отверстий в них. Стандартная величина – 300, 450, 600 мм, смотря по климату.

Прогоны

С прогонами дело обстоит проще: их шаг равен полуторному от стропил. Скажем, если стропила через 1 м, то прогоны – через 1,5 м. Если на плечо крыши приходится меньше одного прогона, то из продольных связей достаточно продольной балки обвязки (мауэрлата) и конька.

Здесь, используя работу обшивки, можно применить интересный прием: находим по таблице шаг стропил, считаем шаг прогонов и вычисляем площадь ячейки обрешетки. Затем, выдерживая ее, ставим стропила чаще, пока прогоны вовсе не уйдут. Получим «воздушный» навес, а своих внутренних прогонов в каждой панели предостаточно.

Точечные крепления

Минимальный шаг «точек» – 300 мм. Если ставить их чаще, общая прочность панелей ослабнет из-за отверстий в них. Для сводной нагрузки менее 100 кг/кв. м на прогон ставим по 3 «точки»: по одной в 15-20 см от стыков и одну посредине. Для больших – шаг «точек» берем приблизительно равным половинному шагу стропил для структуры 3R 6 мм, это верхняя строка в таблице, но соблюдаем ту же тройственность: обязательно по одной с краев и одна посредине.

Крепкий эконом (пример для машины)

В соответствии со всем вышеизложенным была разработана довольно хорошо известная конструкция экономного, но прочного навеса для машины, см. рис.

  • Конфигурация кровли такова, что снег на ней не залеживается в любом климате: сверху его сдувает самый слабый ветер, а с боковин он сам сваливается и без ветра, настил-то гладкий. А при длительном безветрии с обильными снегопадами вес снега на площадке вверху распределяется по всей площади опоры крыши и общая нагрузка падает вдвое.
  • Для «дорог ветров», узких долин и ложбин, разработан вариант крыши, показанный справа на рис. Гребни ее фонарей ориентируют по преобладающему ветру. Дунет обратно – ничего страшного, продует точно так же.

Поликарбонат на дереве

Как уже сказано, поликарбонатная кровля на деревянной основе – просто настил. Устройство кровли на дереве – отдельная тема. Здесь мы только приводим на рис. основные их виды и конструкции стропил.

Примечание: опечатки на рис. нет. Наслонные значит, что они наслонены на стены сверху, а не прислонены к ним сбоку. Думаете, зря филологи считают русский язык не имеющим себе равных по выразительности?

На след. рис. – чертежи деревянных стропил для односкатных навесов у стены здания. Опорные столбы, где показано, обязательны! На дереве прочность и жесткость поликарбоната позволяет только уменьшить сечение основных несущих элементов (см. выше) до 60х100 мм, а вспомогательных – до 40х60 мм.

Делать или покупать?

Но что мы выгадаем, уразумев все эти сложности и применив их на практике? Сравним: стоимость панелей 2R 4 мм в РФ колеблется от 1600 до 2200 руб./кв. м; за 1 квадрат 5RX 16 мм – в пределах 3900-4200 руб./кв. м. За готовый простой, арочный на 4-х столбах, навес для машины с установкой на месте просят 2200-4500 руб./кв. м. Самому делать явно невыгодно, для профи тут действуют оптовые цены и дилерские скидки.

В последние годы большого распространения и популярности получил поликарбонат. Теплицы, разнообразные навесы и многие другие конструкции из этого материала радуют пользователей своей простотой и многофункциональностью. Сегодняшнюю статью мы посвятим как раз теме навесам из поликарбоната, в которой выясним все нюансы этого сооружения,а также, на что обратить внимание при изготовлении навеса из поликарбоната своими руками.

Основные свойства поликарбоната

Прежде чем говорить о изготовлении навеса из поликарбоната, необходимо понять, что же собой представляет этот материал, каких видов бывает и в чем его особенность. Итак, поликарбонат - это полимер, который применяется в различных промышленных сферах. Его производят из прозрачных гранул, которые методом литья или экструзии превращаются в светлые, прозрачные листы пластика.

Поликарбонат бывает следующих видов:

  • монолитный;
  • сотовый;
  • канальный (ячеистый).

Широкого применения обрели первые два, последний встречается довольно редко. Монолитный поликарбонат представляет собой прочные, сравнительно тяжелые листы. Этот тип считается отличной альтернативой стеклу, он намного легче и надежнее. Монолитные пластины бывают нескольких оттенков и тонов: прозрачные, матовые, непрозрачные. Отличается от сотового отсутствием воздушного слоя.

Сотовый поликарбонат представляет собой материал, который внутри имеет образованные пустоты. Их другим словом называют соты, от этого и символическое название вида. Сотовый поликарбонат многослойный, чем больше их тем крепче лист. Поликарбонат достаточно устойчив к ударам и возникновению различного характера трещинам. Имеет небольшой вес и отличается низкой теплопроводностью. Этот вид высокоустойчив к ударам и имеет защитную пленку. Работая с этим видом поликарбоната важно учитывать способ его крепления. Сначала нужно сделать отверстие в материале и только потом вставлять в него саморез, а не просто загнать его шуруповертом в лист. Под воздействием температуры сотовый поликарбонат имеет свойство расширятся. В таблице представлены основные преимущества и недостатки поликарбонатного материала.

Преимущества поликарбоната Недостатки поликарбоната
1. Имеет особенность повторной эксплуатации после переработки. 1. Не устойчив к ультрафиолетовым лучам, быстро теряет свои физические свойства.
2. Устойчив к низким и высоким температурам. 2. Склонный к гидролизу.
3. Легкий, прочный, стойкий к механическим нагрузкам. 3. Под напряжением быстро теряет свои механические и химические свойства.
4. Отличается хорошим светопропускающим качеством.
5. Устойчив к кислой среде, различным растворам и окислителям.
6. Не поглощает влагу.
7. Трудновоспламеняемый.
8. Гибкий.
9. Прост в использовании. Имеет отличные звукоизоляционные характеристики.

Благодаря своей универсальности поликарбонат применяют в сельском хозяйстве, авто- и авиатехники и т.д.

Как правильно разработать проект

Поликарбонатные навесы устанавливают не только на возле домов, их используют в качестве укрытий для бассейнов, автомобилей, возле магазинов и других организациях. В сегодняшней статье мы рассмотрим простой вариант навеса из поликарбоната для частного дома, который будет под силу даже новичкам.

Начальным этапом в этом деле можно назвать разработку проекта будущего сооружения, который позволит наглядно представить конструкцию, определится с размерами и рассчитать количество необходимого материала. Специалисты рекомендуют неопытным мастерам обратить внимание на уже готовые чертежи самых простых задумок.

На этом этапе стоит окончательно определиться с типом материала, который будет взят за основу. Выбор материала напрямую зависит от предназначения готового навеса и его габаритов. При помощи строительный инструментов для измерения площади следует сделать замеры предполагаемой территории для установки навеса и выбрать тип опор для него.

Выбор толщины материала для навеса из поликарбоната

Выбор поликарбонатных панелей для сооружения навеса - это дело ответственное, ведь от материала зависит срок эксплуатации конструкции. Рассматривая тот или ной вид пластиковых листов стоит учесть количество годовых осадков в вашей местности, частоту обрешетки планируемого навеса и т.п. Поликарбонатные листы бывают толщиной от 4 до 25 мм, оптимальным размером для навеса станет лист 8-10 мм. Далее рассмотрим эти показатели подробнее.

Сотовый поликарбонат насчитывает как минимум пять разновидностей панелей различной толщины и структуры. Они отличаются между собой формами сот, ребрами жесткости и собственно плотностью. Выбирая для навеса сотовый поликарбонат лучше остановить свой выбор на средней толщины листах, этого будет достаточно для того, чтобы конструкция была устойчива к граду и огромному снежному покрову. Какой бы не был сотовый поликарбонат он обладает отличной звукоизоляцией.

Монтаж навеса из монолитного поликарбоната не менее удачный выбор. Этот тип материала реализуется 10 известных модификациях, которые отличаются не только толщиной, а и структурой поверхности панелей, их оттенками и вязкостью. Толщина монолитных панелей составляет 2-6 мм, по индивидуальных заказах производят листы толщиной до 12 мм. Выбирая монолитный поликарбонат стоит обратить внимание на маркировку, так как некоторые модели не подходят для применения в местах близких к огню, другие используют в медицинских учреждениях и т.д. В зависимости от предназначения навеса некоторые мастера, что случается нередко, комбинируют виды поликарбоната. Этот материал очень популярен и в ландшафтном дизайне.

Необходимый инструмент для изготовления навеса из поликарбоната своими руками

Поликарбонат - это один из тех материалов, который без проблем подвергается обработке различными ручными и электрическими инструментами. Его можно с легкостью фрезеровать и термоформовать. Для работы с поликарбонатными панелями для изготовления навеса своими руками необходимо подготовить такие рабочие инструменты:

  • нож строительный;
  • рулетка;
  • шуруповерт;
  • болгарка;
  • сварочный аппарат;
  • молоток;
  • шурупы;
  • уголки металлические;
  • электрический лобзик.

Ряд рабочего инвентаря зависит от типа материала для изготовления опор для навеса из поликарбоната своими руками.

Как изготовить каркас для навеса

Поликарбонат - это у нас основа для навеса, а для изготовления каркаса необходимо подобрать другой, выгодный, прочный, устойчивый материал. Классическим считается металлический каркас. Для его сборки используют сварочный аппарат, а также специальные крепежные элементы. Для небольших конструкций подходит алюминий, для габаритных сооружений можно взять более тяжелые виды металла.

Некоторые хозяева собирают каркасы из дерева, но в таких случаях материал должен быть качественно обработан антибактериальными средствами. Деревянный каркас подразумевает укладку поперечных балок, которые стоит внимательно разместить, чтобы конструкция получилась пропорциональной и прочной.

Сборка каркаса - это пожалуй один из самых ответственных и трудоемких процессов в изготовлении навеса своими руками. От качества собранной основы под конструкцию будет зависеть ее безопасность и долговечность.

Простотой сборки и надежностью отличаются каркасы собраны из профильной трубы. Этот вариант хорошо сочетается с коваными деталями, имеет эстетический внешний вид и т.д. Профессионалы рекомендуют начинающим мастерам в процессе сборки каркаса для навеса обратится за помощью к более опытным специалистам.

Пошаговая инструкция по монтажу навеса из поликарбоната своими руками

Монтаж навеса из поликарбоната занимает немало времени, даже если это небольшое сооружения. Весь процесс работ производится в несколько шагов, которые кратко можно отобразить следующим образом.

Шаг 1. Подготовка места под установку конструкции.

Шаг 2. Подготовка котлованов под опоры для навеса.

Шаг 3. Сборка и установка каркаса.

Шаг 4. Установка листов из поликарбоната.

Проект сооружения готов, с материалом для каркаса определились, инструменты подготовлены… Следующим этапом монтажа навеса считается подготовка места под установку конструкции. Территорию необходимо убрать от мусора, зачистить от лишних грунтовых слоев. Если предполагается постройка навеса для автомобиля, то можно забетонировать основу или засыпать щебнем. Оригинальным вариантом также считается создание экопарковки (с озеленением).

Расчищая местность под навес стоит спланировать и отмерить расположение опор и выкопать глубокие ямы для их установки. Когда котлованы готовы опоры располагаются по местам и фиксируются раствором бетона. Дальнейшие работы следует проводить после полного высыхания заливки. Это займет около 4-х дней, все это время бетон нужно сбрызгивать водой, чтобы предотвратить появление трещин.

Самым распространенным вариантом считается арочный каркас. Установленные опоры соединяются между собой закладными деталями, далее укладываются горизонтальные балки. На этом этапе конструкцию называют верхней вязкой. Далее конструируется арка. Это не значит, что навес должен быть обязательно гнутым, его можно закрепить и в горизонтальном положении. Готовый каркас из металла обязательно обрабатывают антикоррозийными жидкостями и вскрывают краской. Каркасы для навесов у крыльца крепятся при помощи специальных опор, которые загоняются непосредственно в стену.

Завершающим этапом является установка и фиксация листов из поликарбоната.

Листы материала лучше нарезать заранее, поможет в этом ножовка, еще используют циркулярную пилу. Не спешите снимать защитную пленку из поликарбонатных панелей, на ней есть специальная разметка, которая позволит вырезать необходимые куски более аккуратно. Кровельный материал крепится к каркасу нержавеющими болтами и саморезами. Если Вы выбрали сотовый поликарбонат позаботьтесь о наличии специальных термошайб. Для фиксации листов на стыках используют пластиковые (или алюминиевые) профили. На этом этапе работы следует снять защитную пленку из материала. Не маловажным моментом для поликарбонатного навеса является герметизация торцов листа. В качестве герметика чаще всего применяют алюминиевую ленту. Это позволяет защитить конструкцию от проникновения влаги во внутрь сооружения. Приобретая средства для для обработки стыков поликарбонатного материала, стоит обращать внимание на наличие акрила в средстве. Покупать следует жидкости без него.

Для того чтобы проблемы с поликарбонатным покрытием не возникали в ближайшие несколько лет, необходимо соблюдать правила ухода за материалом.

Во-первых, протирать поверхность нужно при помощи мягкой губки и моющих средств с простым составом.

Во-вторых, чистку различными растворами типа уайт-спирта не проводят на стороне покрытой защитным слоем.

В-третьих, после любой чистящей операции поликарбонатное покрытие следует тщательно промыть водой.

В случае появления микротрещин на поверхности материала лучше сразу обработать их прозрачными силиконовыми средствами.

Для детальной информации по правильному монтажу навеса из поликарбоната своими руками смотрите видео:

Навес из поликарбоната — это отличное решение для частного дома. Он обеспечивает комфорт в любую погоду, даже вне коттеджа. Мало того, пристройка хорошо показывает себя в ряде бытовых ситуаций, которые знакомы каждому владельцу дачи.

К примеру, если у вас на даче есть навес из поликарбоната, то даже при проливном дожде вы будете чувствовать себя тепло и уютно, пока ищите ключи. Мало того, подобный элемент в экстерьере частного дома позволяет сделать дизайн более запоминающимся.

Виды навесов

Инженерная наука и архитектура постоянно развиваются. Теперь возводить прочнейшие конструкции можно за несколько часов. Несмотря на это общие принципы постройки остались практически неизменными.

На данный момент можно выделить пять видов навесов, которые чаще всего используют в частных домах:


При создании навеса из поликарбоната в частном доме, необходимо определиться с приоритетами. Если вы желаете получить экзотический внешний вид, который сразу же будет бросаться в глаза, то два последних варианта идеальны.

Совет ! Если же у вас на первом месте функциональность и скорость, то первый и второй варианты подойдут лучше всего.

Какие навесы из поликарбоната можно сделать в частном доме

Частные дома предоставляют массу простора для фантазии. Мало того, поликарбонат — это гибкий материал, который позволяет создать практически любую конструкцию. В связи с этим есть пять вариантов его применения:


Именно эти четыре варианта навесов наиболее востребованы, когда речь заходит о пристройках к частному дому.

Особенности современных навесов

Из чего состоит навес

Существует множество конструкций навесов из поликарбоната для частного дома, каждая из которых обладает определёнными достоинствами и недостатками. Выбор в первую очередь зависит от специфики здания и предпочтений хозяина. Но несмотря на это основа конструкции всегда состоит из таких элементов:

  1. Опоры . Именно на них крепится крыша. Высота задаётся в зависимости от необходимости. Материалом служит брус, стальные трубы или брёвна.
  2. Каркас делается из дерева или из металла, в качество последнего чаше всего используется сталь или алюминий. Может быть сборным, сварным или кованным.
  3. Кровля — это главный элемент постройки. Именно он защищает внутреннее пространство от разнообразных климатических воздействий. Покрытие может быть как прозрачным, таки матовым. Материалом изготовления чаще всего является поликарбонат, но возможны и исключения. К примеру, допускается использование пластика или рубероида.

Это основные элементы навеса частного дома, которые можно сделать своими руками. Они не представляют особой сложности. К тому же их себестоимость находится на приемлемом уровне. Главное, всё правильно рассчитать и составить хороший проект.

Какие функции выполняет навес

Начать стоит с декоративной функции. Навес из поликарбоната служит отличным дополнением к частному дому. При должной фантазии он может стать великолепной дизайнерской находкой, которая придаст постройке интересный и необычный вид.

Пространство под навесом из поликарбоната для частного дома можно оформить в зависимости от ваших предпочтений и назначения помещения. В качестве примера можно рассмотреть летний гараж.

Чтобы не строить полноценную пристройку или не освобождать место внутри дома люди выбирают навес из поликарбоната в частном доме, как временную стоянку для машины. Мало того, если закрыть одну стенку, то можно сделать стенд с инструментами.

В общем, просуммировав всё вышесказанное, можно сделать вывод, что навес из поликарбоната для частного дома выполняет следующие функции:

  • эстетическую,
  • защитную,
  • восстановительную.

Большой навес из поликарбоната позволяет отлично отдохнуть на свежем воздухе, ужиная или обедая в кругу семьи

Делаем навес из поликарбоната для частного дома

Выбор материал

Поликарбонат бывает разным. Выбор напрямую зависит от той постройки, которую вы хотите возвести при частном доме. Чаще всего в загородном строительстве используют сотовую разновидность.

Сотовый поликарбонат для частной постройки состоит из нескольких слоёв пластика, что обеспечивает его устойчивость. Панели соединяются вертикальными рёбрами жёсткости. Этот материал обладает привлекательным внешним видом. К тому же он легко монтируется.

Внимание ! Специальная структура поликарбоната отлично защищает от вредных ультрафиолетовых лучей. Поэтому его крайне часто используют в частном строительстве.

Есть ряд параметров, которые помогут подобрать поликарбонат, который идеально подойдёт для частного строительства:

  • радиус изгиба,
  • шаг обрешётки.
    • если толщина панели более 4 мм, то — это идеальный вариант для теплицы;
    • 6—8 мм — предназначены для навесов;
    • 10 мм — используются для строительства вертикальных барьеров, обладают высокой шумоизоляцией;
    • 16 — обладают большой прочностью нужны для кровель с большой площадью.

    Широкая цветовая палитра позволяет подобрать поликарбонат, который идеально подойдёт для создания навеса перед частным домом. Также его можно использовать для создания множества других построек.

    Создание навеса для частного дома

    Всё начинается с проектирования. После того как вы определитесь с местом установки, можно начать разработку проекта. В нём вы должны составить чертёж, прописать нужные материалы и подбить смету.

    После проектирования начинается создание фундамента под навес для частного дома, операция состоит из таких этапов:

    • Наметьте площадку посредством колышков.
    • Проведите выравнивание.
    • По всему периметру фундамента навеса частного дома с шагом в метр выкопайте ямки. В них будут устанавливаться опорные стойки.
    • Установите опоры и забетонируйте их. Выждите несколько дней.
    • Снимите грунт внутри площади на 15 см.
    • Устелите дно подушкой из песка и утрамбуйте её.
    • Обустройте дренажную систему.
    • Сделайте опалубку для фундамента частного дома,
    • Залейте бетонный раствор и уложите сетку, потом нанесите ещё один слой.
    • Опалубка снимается через три дня. Достаточную прочность конструкция обретёт через 3 недели.
    • Уложите плитку.

    После того как фундамент для навеса частного дома уложен, можно приступать к постройке каркаса. Опорные стойки крепятся к закладным деталям. Верхняя обвязка делается при помощи электрической сварки.

    Поперечные элементы каркаса частного дома крепятся к несущим балкам при помощи вертикальных распорок. Но это можно делать только после того, как будет сделана верхняя обвязка посредством электрической сварки.

    Только теперь можно приступать к укладке поликарбоната для навеса в частном доме. Если вы укладываете листы толщиной до 8 мм, с их нарезкой легко справится строительный нож. Для более толстых пластин понадобится циркулярная пила.

    Внимание ! Защитная плёнка удаляется только после монтажа.

    Листы из поликарбоната фиксируются саморезами. Это обеспечит прочность навеса для частного дома. Расстояние между саморезами должно быть 30 см. Очень важно не перетянуть термошайбы. В противном случае поликарбонат треснет.

    Итоги

    Существует множество разновидностей навесов из поликарбоната, которые используются в пристройках для частного дома. Мало того, самих видов пристроек немало. При этом каждый вид имеет своё предназначение.

    При облагораживании загородного дома стоит продумать каждую деталь, чтобы в результате у вас было хорошее место для отдыха. Например, при организации зоны отдыха стоит соорудить навес . Для этой цели можно использовать поликарбонат. Этот материал имеет достаточную прочность, поэтому стоит узнать некоторые подробности изготовления постройки именно из него. В этой статье можно ознакомиться с пошаговой инструкцией того, как сделать навес из поликарбоната. Также вы сможете просмотреть несколько чертежей, на которых предлагаются варианты обустройства этой конструкции. Поэтому даже если вы новичок в строительстве, то эта статья поможет вам получить общее представление о работе, а также попробовать свои силы.

    Для изготовления прозрачных кровель, поликарбонат себя зарекомендовал с положительной стороны. В отличие от стекла и пластика, этот материал удобен в работе. Края изделия оснащены ребрами жесткости, благодаря чему листы можно сгибать без плохих последствий. Поэтому предоставляется возможность сооружать навесы любых плоскостей, даже полукруглых. Другое достоинство материала в разнообразной окраске. Плюс ко всему, прозрачность материала усиливает освещение закрываемого участка.

    Листы с тем или иным оттенком приглушают солнечные лучи. Так что даже в самую жаркую погоду находиться под навесом из поликарбоната будет безопасно.

    Прежде всего стоит обдумать конструкцию будущего навеса над крыльцом или другим местом. Для изготовления проекта потребуется подумать о следующих параметрах:

    1. Измерение площадки и расчет каркаса.
    2. Определение вида материала для каркаса. Это может быть металл или дерево.
    3. Определение с типом поликарбоната – монолитный или сотовый.
    4. Составление чертежей.

    Что касается чертежей, то в конце статьи, можно ознакомиться с некоторыми из вариантов. Например, некоторые можно взять за основу и добавить нечто свое.

    Для работы с таким материалом, следует иметь под руками следующий набор инструментов и материала:

    • материал для каркаса – дерево или металл;
    • оцинкованные саморезы;
    • поликарбонат;
    • стыковочный торцевой профиль;
    • пресс-шайбы;
    • необходимые крепежные элементы;
    • песок и цемент для монтажа опор каркаса;
    • щебень;
    • краска, соответственно по дереву или металлу;
    • ножовка;
    • шуруповерт;
    • дрель;
    • уровень;
    • рулетка;
    • сварочный аппарат на случай сборки металлического каркаса.

    Если весь материал/инструмент собран можно приступать к первому подготовительному этапу. Для установки опор необходимо выкопать ямку глубиной до 600 мм. Это на тот случай, если навес планируется соорудить большой. Столбы опоры должны располагаться на расстоянии 1–1,5 м. Проделав такую работу, дальнейший каркас можно будет крепить к опорам.

    Если навес делается небольшой и планируется устанавливать над крыльцом , то, возможно, опоры не потребуются. Достаточно будет несколько анкерных крепежей к стене.

    Как говорилось выше, изготовить каркас можно как из дерева, так и из металлического профиля. Выбор зависит от требуемой прочности конечного изделия. Например, если навес изготавливается для пикника и отдыха, то можно соорудить каркас из бруса. Если же требуется укрытие для автомобиля, то предпочтительней изготовить надежный каркас из металла. В последнем случае без навыков сварщика никак не обойтись. Если таковых у вас нет, то потребуется помощь квалифицированного сварщика.

    В целях экономии можно приобрести готовый каркас, который собирается болтами. Такая конструкция, понятное дело, не будет такой прочной, как сваренный каркас, но в некоторых случаях единственно верное решение.

    Итак, для изготовления такого каркаса потребуется металлический профиль сечением 60×60 мм или 100×100 мм. Выбор профиля зависит от нагрузки. Например, для прогона можно выбрать профиль с меньшим сечением – 40×40 или 60×60 мм. Для обрешетки и вовсе меньше, можно использовать 20×20 мм.

    Ранее забетонированные стойки в первую очередь необходимо обвязать вверху. Это обеспечит конструкции большую жесткость. Дополнительно обвязку можно сделать снизу и посередине. Если навес будет над крыльцом, то часть опор будет на стене, а другая на опорных столбах (на случай, если размер достаточно большой).

    Для верхней части конструкции сооружается арка. Чтобы сделать гнутые элементы, потребуется трубогиб. Так, можно будет изготовить арку из металлического профиля. Уже готовый каркас покрывается антикоррозийным составом, а после покрывается желаемым цветом краски.

    Стоит отметить и некоторые особенности крепления поликарбоната к каркасу. Для арки следует приобрести листы толщиной в 8 мм. Чем больше следует выгнуть лист, тем меньшая должна быть его толщина. Если кровля навеса прямая, то листы покрытия могут иметь 10 мм толщины.

    Отдельные заготовки необходимо нарезать ножовкой или циркулярной пилой. Но учтите при резке, длина листов должна быть такой, чтобы за края конструкции они выглядывали на 100–150 мм. В процессе резки нельзя допускать вибрации изделия. Это может вызвать появление трещин на материале.

    Некоторые специалисты выполняют резку поликарбоната прямо в защитной пленке. Благодаря этому имеется меньший риск повреждения листа в ходе его подготовки.

    Более того, при укладке листа не перепутайте сторону. Та сторона, которая имеет защитную пленку должна быть направлена вверх, так как на ней имеется защита от ультрафиолета.

    Чтобы соединить листы используется стыковочный профиль. Перед тем как закручивать саморез, предварительно просверлите в поликарбонате отверстия. Они должны быть немного больше диаметра самореза. Закручивать саморезы следует через специальные шайбы, имеющие резиновую прокладку. Также важно организовать небольшой зазор в местах стыковки листов. Достаточно оставить 3 мм для расширения материала при нагревании. Что касается торцевой части листа, то она закрывается торцевым профилем.

    Представляем вам краткую пошаговую инструкцию по изготовлению навеса из поликарбоната над крыльцом и с опорными стойками на основе деревянного каркаса:

    1. Сначала бетонируются опоры в землю.
    2. Все деревянные заготовки необходимо обработать антикоррозийным составом. Особенно те, которые будут бетонироваться.
    3. На стене дома крепите кронштейны, которые будут опорой для двух поперечных балок 120×60 мм. Для большей надежности, к стене можно закрепить брус по горизонтали.
    4. Теперь необходимо установить поперечные балки на стойки и на опоры, закрепленные на стене.
    5. В месте, где поперечная балка соединяется со стойкой, используйте металлические уголки.
    6. Дальше необходимо соорудить обрешетку.
    7. Когда каркас готов, необходимо прикрутить поликарбонат саморезами с термошайбами.

    Эта простая инструкция подтверждает слова, сказанные вначале этой статьи. Даже без особых строительных навыков, вам получится при желании сделать всю работу по изготовлению навеса самостоятельно. Если у вас есть личный опыт в таком строительстве, то оставляйте свои комментарии в конце этой статьи.

    Видео

    Фото

    Несколько вариаций навесов из поликарбоната:

    Схемы

    Предоставленные схемы помогут вам выбрать подходящий в вашем случае вариант проекта:

    gastroguru © 2017