Моя педагогическая философия преподавания математики студентам не математикам и ученикам, имеющим проблемы с математикой. Моя педагогическая философия Моя философия преподавания

Эссе «Моя педагогическая философия»

Самое трудное – познать самого себя.

Фалес (древнегреческий математик)

Написать эссе «Моя педагогическая философия» для меня, педагога с семнадцатилетним стажем, оказалось трудным, но интересным заданием. И вот передо мной лежит обычный чистый лист. Очень много вопросов, на которые я хотела бы дать себе ответ. Почему я стала учителем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Что для меня – работа учителя?

Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор. «Философия - любовь к мудрости, А что есть мудрость? Знание порядка. Если желаешь быть мудрым в течение твоей жизни, всё поставь на своём месте.… Сделай начертание жизни твоей и следуй одному неизменно до последней минуты твоего бытия», так писал Пифагор. Он утверждал, что одна из самых главных задач человека состоит в том, чтобы выбрать свой путь.

У каждого человека свой путь – путь, который мы выбираем и идём по нему всю свою жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор - быть учителем. Этот выбор я сделала в самом раннем детстве и иногда мне кажется: «А может, не я выбрала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?»

36 лет жизни. Они пролетели, пробежали, пронеслись. Я, как многие дети посещала детский сад. Вот там и началась моя профессиональная жизнь! Да, да, не удивляйтесь, всё было именно так! Начиная с 4-х летнего возраста, воспитатели обратили внимание на мои организаторские способности, и…, стали оставлять за «старшую» в группах детей 2-х летнего возраста! Так я попала в профессию! И на вопросы взрослых с радостью отвечала, что хочу стать воспитателем детского сада!

01.09.1982 год - первый раз в первый класс и первый учитель! Школа заворожила меня! Я сажала за стол игрушки, раздавала им тетради и учебники и представляла себя в роли учителя. Домашнее задание, которое мне задавали в школе, выполняла вместе со своими «учениками».

Перемены, уроки, соревнования, походы, конкурсы и викторины. 8 лет пролетели, как один день. И на вопрос - Куда пойти учиться дальше? - у меня был только один ответ. Конечно же, в педагогическое училище.

Это мой ответ на первый вопрос, почему я стала учителем.

Попробую ответить на второй. Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня?

Размышляя, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Несомненно, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью – это педагогический труд.

Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса, какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так.

Каждый раз, входя в класс, я испытываю разные чувства: и радость от встречи с учениками; и тревогу: какие они сегодня, как встретят; и ожидание маленьких побед, которые обязательно должны быть, иначе урок не имеет смысла. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Урок – это часть жизни. Жизнь нельзя повторить, а значит, нельзя повторить и урок. Я считаю, что каждый урок уникален, «завтра» принесет свои ожидания и свои победы. Я верю в возможности каждого ученика. Помочь найти свое место в жизни – вот к чему я стремлюсь, когда иду на урок.

Главный человек для меня - мой ученик. А педагог – это друг, тот, к кому можно обратиться за помощью, поплакать и посмеяться. Самое главное найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. Не навязывая себя, а, раскрывая стремления и потребности ребенка, я показываю, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность.

Кем станут мои ученики в будущем, я не знаю, но сейчас самое главное – не подавлять их как личность, зажигать свет в сердцах, звать к добру. Задавать цель, видеть смысл в любом деле, вот к чему я стремлюсь.

Третий вопрос. Что для меня – работа учителя?

Подвиг во имя будущего, растянутый на десятки лет. Полная самоотдача, душевная щедрость, любовь…

Я бы ответила так. Учитель – это всегда работа над собой. Это та профессия, представитель которой никогда не скажет: «Я сделал себя», а только «Я делаю себя». Настоящий педагог проходит нелегкий путь становления личности вместе со своими воспитанниками, отдавая свои знания, свои силы, свою душу. Мне кажется, что предназначение человека, решившего посвятить себя формированию будущего поколения, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь, даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо.

Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда вижу живой блеск сияющих глаз учеников. Они смотрят, изучают, оценивают, просят о помощи…. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье общения и искренности, уверенность в завтрашнем дне, ведь я – учитель. Думаю, что я нужна им!

«Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в своё время»- сказал один мудрец. И я горда, что я сею эти семена, пусть даже другой пожнёт плоды моего труда.

И вот последний вопрос. А самое главное, счастлива ли я?

Я понимаю, что я – счастливый человек. Ведь счастье – это, когда утром хочется идти на работу, а вечером – домой.

Я счастлива! Моё маленькое счастье умещается на ладони. И в нём всё вперемежку – моя любимая работа, заботы о семье, радость и смех, болезни, и бессонные ночи, пожилые родители и просто дорогие сердцу люди.

Я учусь успевать всё, ценить время, видеть прекрасное рядом. Дарить счастье другим. Зажигать, убеждать, вести за собой!

У меня сегодня день такой.

Я в ладу сейчас сама с собой.

Я довольна собой. Своею судьбой.

Наверно это мой рай. Ведь школа может быть раем.

Здесь обо всём забываю и всю себя отдаю.

Учитель – это судьба. Учитель – это призванье.

И видишь ты каждый день, что прожит он был не зря.

Эссе

«Моя педагогическая философия»

учителя истории МБОУ «Гусиноозерская гимназия»

Чимитовой Оюны Буянтуевны

История в некотором смысле есть священная книга народов:

главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности:

завет предков потомству.

Н.М.Карамзин.

Не растет трава без корней.

Бурятская пословица

Каждое утро на протяжении многих лет я с волнением открываю дверь школы. Это мой второй дом: здесь меня ждут ученики, в работе с которыми я вижу смысл своей жизни.

Примером преданного отношения к своей профессии является для меня моя мама – учитель английского языка, мудрая женщина, благодаря которой пришло понимание, что главный человек в школе – это ученик. В начале своей педагогической деятельности я рассказывала ей о своих уроках, ярких, на мой взгляд, моментах в работе. Мама одобрительно кивала, но особых восторгов не проявляла. Я чувствовала даже какую-то обиду. Но вот наступила минута, когда она сказала: «Ты хороший учитель». В тот день я рассказала ей, что в первый раз услышала от моего воспитанника: «Спасибо за урок». Я поняла, что высшей похвалы, чем похвала ученика, для учителя нет. Все мои усилия, все бессонные ночи, сомнения и бесконечные поиски оптимальных решений в моей работе были окуплены сторицей всего лишь этими двумя словами. Мой ученик, которому я старалась «раздвинуть горизонты Человека», вселил в меня уверенность в значимости учительского труда. И в то же время я почувствовала огромную ответственность за всю последующую работу, потому что понимала: теперь мне нельзя опускать планку той высоты, на которую поднял меня ученик. В свою очередь дети знают, что и я всегда благодарна им за интересные рассуждения, смелые мысли на уроках, за кропотливый ученический труд. И я счастлива, когда мой ученик проявляет интерес к моему предмету - истории, своим упорством и пытливостью как бы говоря: «Во всем мне хочется дойти до сути…».

Почему я стала учителем истории? В выборе мне помог еще один очень близкий и авторитетный человек – мой папа. Он считает, что каждый должен знать свою родословную до седьмого колена, привил эти чувства и нам, своим детям. Как и отец, я знаю не только деда, но и прадеда, прапрадеда, горжусь принадлежностью к своему и фамилии. Еще будучи ребенком, я узнала от него значение родового древа: корни дерева – предки, ствол – живущие сегодня, ветви – потомки, и то, что в нем отражается связь прошлого, настоящего и будущего. Отец с детства внушил мне мысль, что ответственность за судьбу рода, за родных людей лежит на всех нас и на мне лично. Позже я поняла, подобно могучей и бурной реке, берущей свою силу из маленьких ручейков, так и из истории семьи, рода, края, где ты родился, складывается большая история страны. Что станет с деревом, если подрубить его корни? Дерево зачахнет. Так погибнет и человек, и даже целый народ. Значит, от учителя истории зависит в конечном итоге будущее страны. Именно преподавание истории и обществознания нацелено на то, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное и конфессиональное сообщество. Я понимаю всю важность моей миссии в школе: от того, какое представление я дам ребенку об отечественной истории, такими и будут многие его поступки. Я делаю все, чтобы мои ученики осознавали ответственность за будущее нашего общества, понимали, что это будущее в их руках, чтобы наша страна оставалась великой державой, которая гордится своим прошлым, творит достойное настоящее, стремится только вперед и ввысь.

В основе моей педагогической философии лежат слова Сократа, сказанные им более двух тысяч лет назад: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Мне также близка мудрость восточной философии, где учитель сравнивается с дождевой каплей. Почему? Как дождь помогает раскрыться маленькому зернышку, так и учитель должен выявить уникальный потенциал своего ученика, помочь раскрыться его способностям. Для этого нужно найти подходы к каждому ученику: вспыльчивому холерику, общительному сангвинику, медлительному флегматику и впечатлительному меланхолику. По-моему мнению, педагог прогнозирует не только будущее ученика, каким он должен стать, а еще и суметь понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями, тем самым помочь в развитии его личности. Поэтому я строю индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика, и уверена в том, что только такая работа в конечном итоге даст плоды, и учитель увидит, какие они, его воспитанники, умные, увлеченные, творческие.

Фундаментом моей педагогической философии являются строгая доброта, любовь к детям, вера в них, ведь только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок сможет раскрыться и реализовать свои возможности.

Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Действительно, ведь, если постоянно кормить ребенка с ложки, которую ему не дают в руки, он никогда не научится есть сам. Так и я стараюсь научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.

В свою очередь, я считаю, учителю нужно много работать над самообразованием. Ведь известно, что «учитель живет, пока учится, учитель учится, пока живет». Интернет дает большие возможности современному ученику самостоятельно овладевать знаниями, поэтому сегодня учитель, который не ориентируется в информационном пространстве и не может ответить на вопросы ученика, просто не интересен ему.

Чтобы труд ученика был плодотворным, я стараюсь творчески относиться к работе учителя. И только тогда, устранив из нашей практики монотонность и однообразие, губительное для пытливого ума детей, мы сможем наблюдать на уроках пробуждение мысли, созидание, слышать слова благодарности от наших учеников и понимать, что ты - тот учитель, который им так необходим, уроки которого они с нетерпением ждут…

Горжусь я и мучаюсь –

В руках у меня

Находится участь

Грядущего дня.

Эссе

«Моя педагогическая философия»

Выполнила Богданова Ирина Викторовна,

Учитель русского языка и литературы,

ГБОУ СОШ № 456 Колпинского района СПб

Мысль – это свеча, от которой можно зажечь

чужую свечу, но для этого нужно иметь огонь»

(М.Павич «Последняя любовь в Константинополе»)

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.

Первая сказала:

Я - Спокойствие… К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть! И огонёк этой свечи погас. Вторая чуть слышно промолвила:

Я - Вера… К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше. Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и загасил свечу. Третья свеча опечалилась:

Я - Любовь… У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят даже тех, кто их любит больше всего - своих близких, - сказала она и погасла.

Вдруг в комнату вошёл ребёнок и, увидев три потухшие свечи, испуганно закричал:

Что вы делаете!? Вы должны гореть - я боюсь темноты! - плакал он.

Четвёртая свеча произнесла:

Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я - Надежда.

Эта притча навела меня на мысль о том, что любой человек живёт надеждой, особенно учитель.

По словам Джованни Руффини, «учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама». Именно учитель зажигает учеников «огнём» надежды и веры в свои силы, в то, что каждый из них может добиться очень многого, нужно лишь верить в это и надеяться, а также упорно идти к поставленной цели. Согласитесь, это сложная задача. Педагогу она под силу.

Разными путями приходят в школу учителя, и также по-разному складываются их школьные судьбы... Кто-то с детства видит в этом свое предназначение и стремится к этой цели изначально, а кто-то приходит случайно... Я, скорее, отношусь именно к первой категории.

Я учителем стала не вдруг,
Труд душевный познала я с детства.
Эту тяжкую долю наследства
Приняла я из маминых рук.


Меня всегда окружали педагоги: в семье- мама-учитель математики, тетя – учитель начальных классов, вторая тетя – воспитатель в детском саду; в школе - прекрасные учителя, знающие свои предметы и умеющие увлечь ими нас, учеников.

Я с детства видела, что педагог постоянно в гуще каких-то событий, происшествий, в окружении множества совершенно разных «жизней», судьбы которых в полной мере зависят от него. Поэтому я пошла в педагогический университет осознанно.

Быстро пролетели студенческие годы, и нам, выпускникам, вручили дипломы по специальности «учитель русского языка и литературы» - всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду.

Первое сентября 2004 года я в первый раз переступила порог школы, в которой работаю до сих пор.

А теперь уже десятый сентябрь за плечами. « Как это много!» - скажут одни. «Как это мало»,- подумают другие. Много для тех, кто никогда не работал в школе, кому труд учителя представляется тяжким бременем, и для тех, кто думает: написал один раз конспекты и работай по ним всю жизнь. «Мало», - ответят мне учителя с большим стажем. Учитель не может, как поэт, прославиться в двадцать лет, такого случая в истории педагогики, наверное, нет. Нужны годы и годы постоянного труда, раздумий, прежде чем сумеешь стать Учителем, прежде чем найдешь себя в профессии и своих учеников.

Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности - философ. Учитель вдвойне, так как эта профессия - одна из самых ответственных.

Учитель ведет по ступенькам взросления будущего рабочего и ученого, воина и космонавта, врача и строителя, формирует основы их знаний и умений, их мировоззрения и характера. Учитель работает на завтрашний день, воспитывая человека своей страны.

Я часто задаю себе вопрос: «Каким же должен быть современный учитель, чтобы завоевать сердца своих учеников?». Будь я учителем вчерашнего дня, я взяла бы в руку указку, погрозила ей, и меня услышал бы каждый. Если бы я работала в школе начала прошлого века, мне не нужен был бы кнут, мне поклонялись бы, потому что в те времена учитель был уважаем всеми. Но я работаю в современной школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, нужен обновленный учитель: профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний; творческая личность, постоянно самосовершенствующаяся, самокритичная, эрудированная.
«Учитель – первый, кто зажигает свою свечу от свечи философа, социолога и исследователя», и его задача передать этот свет своим ученикам. Педагог – человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Каждый день захожу в школу и вижу лица детей. Смотрю в их глаза, через которые порой можно заглянуть в душу, и вижу: в одних - настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! Каждому нужно помочь раскрыться.

Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши дети.

Хочется понять современного ученика… Кто он? Чем живёт?

Я работаю с детьми XXI века. Это ребята, которые живут в мире преобладания материальных ценностей; в мире, который требует от людей динамичности, быстрого принятия решений, зачастую даже жёсткости и жестокости в решениях и поступках. Мало места остаётся для проявления душевных качеств и обогащения своего внутреннего мира. А так хочется, чтобы хотя бы на моих уроках литературы дети погрузились в состояние умиротворения и покоя, забыли на время о насущных делах и попытались с моей помощью зажечь огонь в своих душах. Но учитель тоже не может существовать без своих учеников, так же, как и ученики без него. Дети, в свою очередь, дают мне надежду, подпитывают своим «огнём», когда наступают моменты угасания Веры, Спокойствия и Любви. А такие моменты бывают, и тогда вспоминается эпизод из повести Виктории Токаревой «Своя правда», где учитель начальных классов, в минуту усталости и отчаяния говорит: «Всё! Больше не могу! Ухожу в дворники! По крайней мере, ясно: зимой снег – сгребаешь снег, осенью листва – убираешь листву. А тут каждый день проблемы!». Кому из учителей не знакомо это состояние! Бывает трудно, порой обидно, и кажется, ты слаб и беззащитен, и ничего уже не хочется делать, просто опускаются руки, но когда видишь, что хотя бы один ребёнок откликнулся душой на мои действия; когда видишь, что хотя бы крупица вложенных мною знаний усвоилась ребёнком, то надежда и жажда творить и зажигать «огонь» в умах и сердцах детей появляется вновь. И тогда осознаёшь: «Нет, в дворники не пойду никогда!». Именно потому, что в работе дворника все предсказуемо и ясно: «Зимой снег – сгребаешь снег, осенью листва – убираешь листву». А философия педагогического труда – в творческом служении ребенку. И я снова с ожиданием нового и интересного иду каждый день на работу в школу!

Каждый раз, входя в класс, я испытываю разные чувства: и радость от встречи с учениками; и тревогу: какие они сегодня, как встретят; и ожидание маленьких побед, которые обязательно должны быть, иначе урок не имеет смысла. И снова из урока в урок я убеждаю ребят, что учёба – это их главный труд, что образование является решающим шагом индивидуального успеха; учу трудиться, думать, творить, сопереживать тем, кому плохо, радоваться с теми, кому хорошо, защищать тех, кто обижен.

Мою главную цель можно сформулировать словами братьев Стругацких из романа «Сталкер»: «…Помочь им входить в жизнь, помочь найти себя, определить свое место в мире, научить хотеть сразу много, научить работать взахлеб. Научить не кланяться авторитетам, а исследовать их и сравнивать их поучения с жизнью. Научить настороженно относиться к опыту бывалых людей, потому что жизнь меняется необычайно быстро. Научить, что любить и плакать от любви не стыдно. Научить, что скептицизм и цинизм в жизни стоят дешево, что это много легче и скучнее, нежели удивляться и радоваться жизни. Научить доверять движениям души своего ближнего. Научить, что лучше двадцать раз ошибиться в человеке, чем с подозрением относиться к каждому. Научить, что дело не в том, как на тебя влияют другие, а в том, как ты влияешь на других. И научить, что один человек без других ни черта не стоит». А как еще можно воздействовать на душу, если не через Слово? Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики умели вслушиваться в Слово, видели его волшебную красоту, находили время, чтобы остановиться и оглянуться вокруг: как же прекрасен мир! Ребенок должен доверять мне как учителю, и тогда у него появится желание раскрыться и проявить все свои лучшие качества. Своим ученикам я всегда говорю, что каждый из них талантлив, просто не все знают об этом. Поэтому я стремлюсь увидеть в каждом ребёнке его талант, показать пути его развития. Я согласна со словами Плутарха: «Ребенок не пустой сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».

Я уважаю желание ученика спорить, сомневаться, потому что только через сомнение можно познать что-то новое. А моя задача как учителя - не дать угаснуть этому огоньку познания.

Учитель – это всегда немного ребенок. Нужно уметь проникнуть в мир детских фантазий, чувств и переживаний. Если я мало думаю, смеюсь, чувствую, играю, творю, то как же я помогу научиться всему этому своим ученикам? Поэтому я постоянно внутренне развиваюсь, учусь, ищу, хочу быть интересной для них. Учитель учится всю жизнь. Стремление к самосовершенствованию, к достижению идеалов, к соответствию не только знаний, но и стиля жизни современному времени просто необходимо

Поэтому работа учителя - это большой труд над самим собой, это испытание своей собственной личности. Здесь проверяется все: что ты можешь, как и насколько. Нет другой такой профессии, в которой результаты твоего труда будут столь важны и настолько видны, и очевидны. Поэтому часто говорят, что труд учителя сродни труду хлебороба и строителя - из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни.

Моя профессия привлекает меня тем, что я получаю возможность творить самой, видеть прямой результат своего труда, видеть заинтересованные глаза детей, их благодарное «Спасибо за урок!», успехи в учёбе и желание применять свои знания в разных областях, двигаться дальше в познании нового. Я чувствую, что в моих силах что-то изменить в детях в лучшую сторону, что дети – это отражение нас самих, и осознание этого дает мне уверенность в необходимости того, что я делаю, понимание того, что сначала именно мне нужно стать лучше, чище и добрее. Обучая других, ты учишься сам.

Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

И тогда я знаю, в наших сердцах поселятся и спокойствие, и вера, и любовь. А пока остаётся надежда на то, что всё это будет, ведь всё в наших руках, мы сможем зажечь своей надеждой три погаснувшие свечи для наших учеников, несмотря на то, что сами сможем сгореть дотла.

Учитель и ученик – это две свечи, которые горят друг для друга в неразрывном единстве. И пока горит одна свеча, то никогда не потухнет другая, поддерживаемая огнём, и теплом,и светом первой свечи.



Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей,

Тополницкая Анна Васильевна, социальный педагог первой квалификационной категории

Эссе «Моя педагогическая философия»

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.

М.А.Волошин

Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда-то приходится отвечать на эти вопросы.

Оглядываясь в прошлое, задумываюсь, как же я пришла в этот удивительный мир – «Педагогика»? Почему из огромного мира профессий спустя определенный период времени я выбрала именно профессию социального педагога? В этом нет ничего удивительного. Недаром говорят, что все мы «родом из детства». Поэтому, став социальным педагогом, я просто осуществила свою давнюю мечту, истоки которой, лежат в глубоком детстве. Я порой даже думаю: «А может, не я выбрала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?».

С раннего детства я росла в простой многодетной крестьянской семье. В современных условиях наша семья была бы на контроле у социальных служб. Но тогда 50 лет назад функцию социального контроля выполняла сельская администрация, и конечно же деревенская общественность. Мать нас воспитывала, как могла. С раннего утра до позднего вечера работала на колхозном поле. А мы, дети, по возможности помогали ей и старались ни в коем образе не подвести ее в плане учебы. Мне в детстве, да и в юности очень нравилось выступать на сцене, чувствовать себя артисткой. Нравилось танцевать, петь и читать стихи. По этому и выбор профессии был определен. Я поступила в культурно-просветильное училище г.Черновцы. По окончанию учебы меня приняли на работу среднюю школу, где частично я и занималась своей приобретенной профессией – учила детей танцевать, а основной деятельностью работы в школе была работа в библиотеке. Работа в школе, а точнее с детьми уже тогда отложила во мне свой отпечаток. Приехав в район крайнего Севера, меня приняли на работу художественным руководителем сельского Дома культуры. Работа интересная, творческая, но работа в школе для меня была мечтой. И вот так получилось, что меня приняли на работу в школу педагогом-организатором. Работая в школе уже второй раз, я поняла, что школа это мое место, которое я так долго искала, а работа с детьми - мое призвание. По совместительству в школе меня приняли социальным педагогом. По-разному складывались отношения с детьми и родителями. Кому-то нужна была помощь в организации мероприятий, кому-то подготовке домашнего задания, а кому-то просто поговорить. Так формировалось мое социальное отношение к людям, к детям и подросткам. Оказывая помощь людям, мне казалось, что я поступаю очень правильно и получаю от этого большое удовлетворение.

Социальный педагог – это уникальная профессия. Это скорее не профессия, это особое состояние души, это образ жизни, это целый мир. Это желание помочь детям обрести себя в этой жизни, это поддержка, это внимание к их проблемам, это любовь.

Социальный педагог - это внимательный слушатель, мудрый советник, верный союзник, грамотный консультант и сторонний наблюдатель, который не навешивает ярлыков, не оценивает личность, не давит авторитетом, не задает бестактных вопросов, всегда стремится к развитию, к личностному и профессиональному росту. Социальный педагог - это незаменимый помощник и настоящий друг.

Что такое работа социального педагога - социальная роль или стиль жизни? Обычная работа или «призвание»? Да, очень часто я задаю себе эти вопросы, но ответить однозначно не могу. Может потому, что главная цель моей работы: развитие и воспитание нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека. И следующий вопрос, который мне хочется себе задать: «А что значит для меня, быть социальным педагогом?» - Это каждый день общаться с ними, открывая для них что-то новое, да и для себя тоже. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить… Да, для меня «педагог» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть педагогом – это и значит жить.

Размышляя о сути своей педагогической профессии, я поняла, что хорошим педагогом стать очень трудно, но стремиться к этому надо обязательно. Это стремление побуждает меня к постоянной работе над собой, к совершенствованию себя не только как профессионала, но и как личности. Останавливаться в собственном развитии я не могу, так как любое успокоение отразится на моей работе. Не случайно в качестве эпиграфа к «Моей педагогической философии» я взяла строки из стихотворения М.А.Волошина:

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить.

Мне очень нравятся эти слова поэта, так как они созвучны моему внутреннему миру. Сегодня на вопрос своих знакомых: «Кем ты работаешь?» Я могу с гордостью ответить, что профессия моя - социальный педагог. И даже более того, я могу объяснить им в ответ на недоуменный взгляд, что к моим функциям относится: помощь людям любого возраста в адаптации к различным жизненным ситуациям и условиям, чтобы обеспечить им успешную социализацию, а, следовательно, принятие их обществом. Да, разумеется, по роду своей деятельности я могу также отслеживать у детей и взрослых различные дефициты и помогать им в их восполнении, заниматься защитой несовершеннолетних, инвалидов и других категорий населения. Но каждый из тех, кто работает в этой огромной сфере, выбрал для себя небольшую область, которая ему интересна и в которой он действительно может реализовывать весь свой социально-педагогический потенциал. Социальный педагог это человек, личность нашедший свое призвание в помощи людям которым эта помощь нужна. В моей работе очень важным мне кажется стиль общения с учениками. А это предполагает развитие определённых качеств личности: коммуникативности, раскрепощённости, готовности вступить в контакт. Очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним. А для этого нужно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и свободно. У Сухомлинского есть такое высказывание: «Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии.

Если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти.

Если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости.

Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.

Но если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире».

Эти слова стали для меня главным ориентиром в педагогической деятельности. Я всё время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках. Я стараюсь доверять им, создаю атмосферу добра, внимания и поддержки, которая помогает устранить страх сделать ошибку, оказаться непонятым, и дети отвечают мне благодарностью.

На мой взгляд, главным в работе социального педагога остаётся умение передать детей миру честными, добрыми, порядочными людьми. А чтобы они были такими, взрослые должны быть для них наглядным примером. Сила подражания так велика и значение её так громадно.… Все мы перенимаем, друг у друга и мысли, и суждения, и желания, и верования, и вкусы, и слова, и поступки. Без этого было бы невозможно распространение культуры, идей, социальных движений, обычаев, моды.

Конечно, не всё в моей работе гладко и безупречно. Случаются промахи, ошибки, разочарования. Но ведь и отрицательный опыт бывает не менее важен, чем положительный. Ошибки и промахи заводят в тупик и позволяют искать выход. Разочарование заставляет быть недовольной собой, совершенствоваться и идти вперёд.

Вот и я иду вместе со своими учениками по дороге школьной жизни. Мы вместе преодолеваем преграды, веря друг в друга, надеясь на успех, любя. Здесь вспоминаются слова Гёте: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменить других их надо любить и защищать их любовью и правдой.

Такая работа даёт стабильные, положительные результаты, вселяет уверенность в ученике, создаёт ситуацию успеха. И еще, хочется, чтобы в нашу профессию приходили люди, имеющие серьёзную подготовку и глубокий душевный потенциал. Главное – верить в себя и любить детей. В этом и заключается суть моей педагогической философии.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах наших учеников. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.

За что же я люблю свою профессию? А за неповторимость и непредсказуемость каждого дня, за то, что она дает мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за то, что, увидев улыбающиеся лица детей и их родителей, я готова снести любые горы, за то, что моя профессия была и будет нужна. И с уверенностью могу сказать: «Я счастлива от того, что приношу пользу другим. Я счастлива, что жизнь моя наполнена смыслом, что завтра будет снова день. И опять я буду стараться пробудить в душе маленького человека радость познания, буду показывать ему значимость его деятельности и вселять уверенность в своих силах». Однажды Януш Корчак сказал «Пусть ребенок ищет, только бы не заблудился, пусть карабкается, только бы не упал, пусть корчует, только бы не поранил рук, пусть борется, только осторожно». Я помогу своим воспитанникам искать, карабкаться, корчевать и бороться, и не позволю им заблудиться, упасть и поранить рук.

Работа социального педагога не дает моментальных результатов, ее эффект нельзя просчитать, результаты работы могут появиться спустя несколько лет.Заходя каждый день с улыбкой в школу, я не притворяюсь, мне, в самом деле, радостно видеть лица учеников, и дети это знают, они это чувствуют. Любить детей и верить в них - вот те киты, на которых строится общение. Когда чувствуешь отдачу от детей, на душе радостно. Не надо бояться быть добрым, нежным, ласковым с ребенком, Человеческое отношение к ребенку это совсем не баловство и попустительство, а труд осознанный, исключающий жестокость, труд с надеждой на лучшее. А.П.Чехов утверждал: «Кто ничего не смог добиться любовью, тем более не добьется и строгостью».

Наша современная жизнь требует поиска новых моделей воспитания подрастающего поколения, требует тесного взаимодействия всех воспитательных структур нашего общества - школы, семьи, общественности.

Я убеждена, что любовь и доверие учеников невозможно завоевать, вооружившись только современными методиками, новыми технологиями. Главное, нужно помочь каждому ребенку найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться.

Сложна и многогранна работа социального педагога. Сколько надо знать, уметь и успеть, чтобы найти подход к каждому ученику, ведь каждый – это личность!

Главное в моей работе: научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Сделать так, чтобы ребенок поверил, послушал совета, видел в социальном педагоге не врага, а друга, наставника. Ведь каждый ребенок - это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою детскую философию. В силу своей профессии я хранительница чужих тайн и секретов. Я считаю, что самое важное в моей профессии - глубокое уважение к личности каждого ребенка.

Считаю, что социальный педагог - необходимый человек для ребенка в современной школе. Именно он должен помочь ребенку понять себя и поверить в свои силы.

За все время своей работы я не разу не пожалела о том, что пошла в педагоги, даже наоборот горжусь тем, что ношу звание социального педагога. Видеть улыбки на лицах детей, видеть их успехи, когда у них все хорошо и радоваться вместе с ними даже самому маленькому успеху - это удовлетворение от моей работы.

Я не представляю своей жизни без этой беспокойной, трудной и такой нужной людям работы.

А закончить мне бы хотелось высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

А профессия наша – самая прекрасная!


Общероссийский педагогический конкурс

"Современные педагогические технологии на занятиях и уроках химико-биологического цикла 2014-2015 учебного года "

Творческое эссе

«Моя педагогическая философия»

Гилязова Гульчачак Хисамутдиновна-

учитель химии

ГБОУ СОш №3 г. Похвистнево

Самарской области

Творческое эссе «Моя педагогическая философия»

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,

что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь»

Василий Ключевский .

Учась ещё в школе, я точно знала, что хочу связать свое будущее со школой, с профессией учителя. Учительницей химии была моя мама. И я видела как она любит свою работу, как уважительно к ней относятся её ученики
Профессия учителя – одна из тех удивительных профессий, где мастер из года в год продолжает себя в своих учениках. Если учитель слаб, если его собственные знания отстают от развития науки, то его слабости перейдут в будущее через его учеников. Ничего хуже этого быть не может. В то же время хороший учитель также продлевает себя, свои знания, свои добрые качества в сердцах и умах своих питомцев. И нет ничего благороднее этой миссии.
Среди людей творческих профессий многие прежде всего называют представителей искусства – музыкантов, артистов, художников, писателей. А учитель?… Ведь учитель создает сценарий урока, как и режиссер сценарий фильма или спектакля. Чтобы написать хороший сценарий, надо иметь талант. А талант всегда не отделим от творчества. И я полагаю, что профессия истинного учителя, это творческая профессия.

Он призван на кропотливую бесконечную работу, а славу ему приносят ученики.
Я получаю удовольствие от работы, когда ученики после проведенного урока говорят спасибо, когда вижу интерес и живой огонек в глазах своих учеников, когда они задают вопросы, отстаивают свои взгляды и остаются после уроков, чтобы продолжить дискуссию.
Я верю в то, что творческий преподаватель всегда интересен ученикам, и они вдохновляются его трудом, сами становятся творцами, пусть еще незначительными, но творцами. Я полагаю: без этого образование немыслимо.

Перешагнув порог третьего тысячелетия, современная педагогика оказалась в сложной, но интересной ситуации обновления системы образования и начиная с дошкольной, переживает существенные изменения. Эти изменения, прежде всего, связаны с социальным заказом государства, общества и семьи, которые являются заказчиками нового образования в соответствии с прогрессом их развития. Сегодня заказчик требует, чтобы его ребенок – будущий гражданин своей страны, был воспитан как личность, которая сможет выжить в условиях рыночных отношений и быть платежеспособной за содержание, обучение и здоровье членов своей семьи. Если таких семей в стране будет много, значит, наша страна станет конкурентоспособной на мировом рынке. Вырастить такое поколение – задача педагога третьего тысячелетия. Значит и моя задача.

Я разделяю мнение признанных деятелей педагогики, что сегодня перед учителями и учениками, воспитателями и воспитанниками стоит общая цель – стать лучшими вместе. Такое взаимовыгодное партнерство и является смыслом современного образования.

Я считаю, что тысячу раз прав великий Платон: "Ученик не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь".
Мастерство преподавателя – в умении зажечь этот факел, чтобы никогда не иссякала жажда знания, стремление узнать больше и больше.

Известные слова: «Мы ищем таланты!» должны стать сегодня лозунгом всей системы воспитания и образования. Искать их нужно не для того, чтобы ими восхититься, а для работы с ними до полного раскрытия, получения от них максимальной отдачи обществу.
Талантливые дети могут оказаться невостребованными и нераскрытыми. Жаль. Общества жаль!
Но не раз бывало, что при изучении этой дисциплины, человек глубоко задумывался над поставленной проблемой и раскрывал себя при этом с совсем другой стороны: перед тобой сидит не пустой и никчемный, казалось бы, человек, а человек, которому не безразлично, что происходит вокруг.
Я хочу стать для ребенка его проводником в большую жизнь. Для этого я должна найти и затронуть ту струну его души, которая бы запела, зазвучала, зазвенела, запереливалась всей палитрой радостных звуков жизни. Для этого мне нужно научиться хорошо видеть и слышать своих «музыкантов» и не смотря на то, что они такие разные: энергичные и медлительные, добрые и упрямые, чуткие и осторожные, открытые и замкнутые, эмоциональные и сдержанные – я точно знаю, что каждый из них талантлив, гениален, и по-своему уникален. Я люблю их!

Я учитель сложного, но очень интересного предмета-химии.

Химия, как и другие естественные науки, переживает в настоящее время тяжелые времена.

На бытовом уровне сложилось отношение к химии как сложному, трудному для восприятия предмету и ненужному для дальнейшей профессиональной деятельности. Хотя каждый так или иначе практически постоянно либо пользуется «плодами» химической отрасли промышленности, либо сталкивается с деятельностью, требующей знаний приемов безопасного обращения с веществами. Многие ли из нас задумываются над тем, почему хорошая хозяйка никогда не поставит бутылочку с уксусной кислотой рядом с другими похожими емкостями для пищевых продуктов? Почему всегда читают инструкцию перед работой с такими бытовыми жидкостями, как хлорный отбеливатель или средства для чистки стекол? Почему все знают, что после покрытия пола новым линолеумом или ковролином всегда необходимо проветривать помещение? А ведь это – приемы безопасного обращения с веществами. Умение приготовить растворы, знание способов очистки веществ, свойств наиболее часто встречающихся соединений, влияние их на здоровье человека – все это подрастающее поколение узнает на уроках химии в школе. На этих занятиях ребята не только учатся, отрабатывают навыки практической деятельности при проведении химического эксперимента, создают различные проекты, но и открывают для себя путь познания окружающего мира.

«Жизнь - череда химических реакций», - как бы такое утверждение не казалось чрезмерным, оно четко показывает, насколько значима роль химии в современном мире. Зачастую уроки химии в школе воспринимаются как повинность, поскольку ученикам не всегда понятно, зачем изучать этот предмет и как он пригодится в дальнейшей жизни.
К сожалению, в обществе сейчас негативное отношение к химии как к науке. Обывателю она кажется невостребованной в современном мире. Химия превратилась в науку для избранных, для тех, кто обладает силой воли, интересом к ее изучению, а порой и дополнительными средствами. Снижение уровня химических знаний отрывает от важных научных представлений, формирующих единую научную картину мира. Можно сказать, что в целом властвует «хемофобия» и массовая химическая безграмотность.

Итак, с одной стороны невероятные темпы развития, огромные достижения химии, а с другой – реформирование российского школьного химического образования. Согласуется ли одно с другим?

Обращает внимание, что в учебном плане нет ни физики, ни химии, ни биологии – наук, являющихся в настоящее время основой развития цивилизации. Однако есть «Естествознание» – учебный предмет, который чуть позже характеризуется следующим образом: «Предлагаемый интегрированный учебный предмет «Естествознание» не является суммой знаний по физике, химии, биологии. Он призван решать задачу формирования целостной естественно-научной картины мира и ознакомления обучающихся с методами познания, характерными для естественных наук. Эта задача в большей степени соответствует назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности – формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире»

Таким образом, у данного учебного предмета свои цели и задачи, не связанные с задачами химического образования. Если же и предполагается изучение химии, то на это отводится только 1 ч в неделю.

Возникает вопрос: почему химию лишают права быть отдельным учебным предметом? Почему лишают молодое поколение радости познания огромного мира веществ, их особенностей, свойств, превращений и т.д.?

Предполагается введение элективных курсов, но как таковых методически разработанных и апробированных курсов существует немного. И они, к сожалению, не в состоянии сформировать целостное восприятие химии как одного из разделов науки. При этом сами же разработчики отмечают малоэффективность таких курсов.

Несмотря на все эти нововведения, я стараюсь заинтересовать своим предметом учеников, дать им максимум знаний. И я рада, что каждый год некоторые мои ученики выбирают учебные заведения,с химическим профилем и успешно там учатся

Очень часто по дороге в школе рассуждаю: какой же я учитель? нуждаются ли во мне ученики? тому ли я учу?
И ответить мне на вопрос помогают всплывающие в памяти строки писем и открыток: «Дорогая… Поздравляю Вас … Я Вас очень люблю… Ваш ученик…»
О какой оценке можно еще мечтать? И снова открываю дверь своего уютного кабинета, вижу приветливые, милые лица своих учеников, и с уст срывается располагающее и ласкающее: «Здравствуйте, ребята!...»

gastroguru © 2017