Микропредприятия 120 млн. Критерии отнесения к субъектам предпринимательства

В последнее время малому и среднему бизнесу у нас в стране уделяется довольно много внимания. и , относящиеся к данным бизнес-категориям, могут пользоваться некоторыми льготами, среди которых:

  • возможность использования налоговых спецрежимов, пониженных налоговых ставок и прочих льгот налогового характера;
  • право применять упрощенные процедуры и формы бухгалтерской и статической отчетности;
  • возможность участия в проектах господдержки малого бизнеса и получения субсидий из госбюджета.

В последнее время факт отнесения субъекта к малому бизнесу приобрел большое значение в сфере госзакупок: таким участникам объявленных запросов предложений при других равных условиях дают приоритет перед конкурентами. Некоторые конкурсы изначально проводятся с условием, что подать заявку на участие в них можно только субъектам малого / среднего бизнеса, при этом свой статус требуется подтвердить.

Как определить, к какой категории предпринимателей вы относитесь? Критерии, позволяющие отнести ИП или юрлицо, к какой-либо из категорий указаны в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 г., направленном на развитие малых форм предпринимательства в стране.

В 2015 году критерий по размерам выручки увеличили в два раза, а в 2016 году в закон внесли еще одно изменение, которое начало действовать с августа. Теперь вместо выручки от реализации следует брать весь доход от предпринимательской деятельности.

Важно! Доход от предпринимательской деятельности рассчитывается по правилам НК РФ. То есть вы просто берете его значение из декларации по / ЕНВД / налогу на прибыль в зависимости от режима.

Объединим критерии в одну таблицу:

Критерии Содержание Значение критерия
Структура капитала (только для юрлиц) Суммарная доля участия в уставном капитале:

РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных организаций и фондов

Не более 25%
Доля участия в уставном капитале иностранных юрлиц, суммарная доля участия, принадлежащая одной или нескольким юрлицам, которые не являются субъектами малого / среднего бизнеса Не более 49%
Количество работников Средняя численность работников за предшествующий календарный год До 15 – микропредприятия;

От 16 до 100 – малый бизнес;

От 101 до 250 – средний бизнес

Доход от предпринимательской деятельности Доход от предпринимательской деятельности, рассчитанный в соответствии с НК РФ До 120 млн руб. – микропредприятия;

До 800 млн руб. – малый бизнес;

До 2 млрд руб. – средний бизнес

Юрлица используют все три критерия, ИП – только два: численность работников и размеры дохода.

В численности необходимо учесть всех работников, включая тех, кто работает по ГПД, на совмещении должностей. Работники филиалов / представительств / обособленных подразделений юрлиц также должны быть посчитаны.

Предельное значение доходов было изменено еще в июле 2015 года, прошлые лимиты Правительство РФ увеличило вдвое: ранее они составляли 60, 400 и 1 000 млн рублей соответственно.

Отдельно отметим, что для получения статуса малого бизнеса, ИП или юрлицо должны соответствовать указанным критериям на протяжении трех лет (этот срок также увеличен последним Постановлением Правительства РФ, ранее он составлял два года). Аналогичная ситуация складывается и при утрате статуса малого предприятия и переходе в разряд следующей бизнес-категории. То есть, если ли вы сейчас относитесь к малому бизнесу, то даже при превышении лимита по численности или выручке в следующем году, вы все равно будете являться малым предприятием. Для перехода в группу среднего бизнеса, лимиты должны нарушаться на протяжении трех лет.

В связи с последними изменениями, теперь статус малого предпринимательства подтверждать не нужно – он автоматически присваивается исходя из данных ваших налоговых деклараций. При этом для анализа берутся доходы из декларации за предшествующий год.

Из последних новостей стоить еще отметить, что с августа 2016 года ФНС формирует реестр малого бизнеса, куда заносит всех, кто к нему относится. Это опять же упростит работу для малых предприятий, так как для получения положенных им льгот не придется предоставлять дополнительные документы: наличие компании в реестре уже подтверждает его принадлежность к малому бизнесу.

Реестр доступен на сайте Налог.ру .

Здесь вы можете через сервис «Поиск по реестру» посмотреть данные по себе или своим контрагентам. Для этого в поле поиска нужно ввести ИНН или ОГРН или ОГРНИП или наименование юрлица или ФИО ИП.

Критерии отнесения к малому предприятию в 2018 году аналогичны действовавшим характеристикам в 2017 году. Рассмотрим более детально, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2018 году и каковы критерии приобщения компаний к такого рода деятельности.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Новое постановление в законодательстве для отнесения организации к малому бизнесу

В 2016 году было опубликовано постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода…» от 04.04.2016 № 265. В нем говорится о том, что теперь одним из параметров, используемых для причисления субъекта к малому бизнесу, представляется не выручка от сбыта товаров, оказания работ или услуг, а более обширная характеристика — доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия не изменилось и осталось прежним по сравнению с 2015-2016 годами: у малых компаний предел доходности равен 800 млн руб.

В связи со вступлением в действие нового постановления 265 можно говорить о том, что некоторые предприятия лишатся статуса малого и, соответственно, не смогут воспользоваться льготами по ведению упрощенного бухучета, кассовой дисциплины и кадрового документооборота. Что касается других критериев отнесения предприятий к малым, средним или крупным, то они остались неизменными.

О критериях для микро-, малых и средних предприятий вы можете узнать в материале по .

Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия

Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16-100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:

  1. Сначала исчисляется среднесписочная численность кадров, имевших полную занятость.
  2. После этого определяется среднесписочная численность кадров, имевших частичную занятость.

Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном фонде субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, фонд должен иметь не более 49% суммарного процента участия иных юридических лиц (не считающихся малыми предприятиями) или иностранных компаний.

Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.

Применительно к акционерным обществам они также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.

Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)

Рассмотрим алгоритм определения категории компании пошагово.

Алгоритм

1. Определяем среднесписочную численность персонала за минувший календарный год

Исчисляется расчетным путем. Информация для расчета берется из сведений, подаваемых в налоговую инспекцию. У малых предприятий показатель колеблется в диапазоне от 16 до 100 человек

2. Вычисляем доход, приобретенный за минувший календарный год от осуществления всех видов деятельности

Информация берется из налоговой декларации за прошлый год. При совмещении режимов доход суммируется по каждой декларации. У малых предприятий значение не должно превышать 800 млн руб.

3. Определяем процент членства иных обществ в уставном фонде компании

1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%.

2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49%

Нюансы малого и среднего предпринимательства

При соответствии малого предприятия критериям 2018 года оно вносится в особый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, созданного 1 августа 2016 года. При этом организация не обязана подавать какие-либо особые сведения в налоговые органы или совершать иные действия — она автоматически причисляется к малому бизнесу. Сотрудники ФНС причисляют компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:

  • среднесписочная численность работников;
  • данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • налоговые декларации.

Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:

  • Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.
  • Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.

См. также: Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2018 году. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

Итоги

Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.

1-2 глава

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Малый бизнес (или малое предпринимательство ) - это сектор экономики, включающий в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия.

К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям перечисленным ниже.

Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу :

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВЫРУЧКЕ

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556, с 1 января 2008 г. для малых предприятий установлено предельное значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость - 400 млн . рублей.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ

Средняя численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий не должна превышать ста человек включительно.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО СТАТУСУ

    Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %

Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства , не должна превышатьдвадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

http://www.vdcr.ru/important/terminology/small-business.html

Понятие малого бизнеса в России

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами рыночной экономики при определенно установленных критериях. Они могут быть установлены законом, государственными органами, или другими представительными организациями.

Само понятие «малый бизнес», «предпринимательство» множество научных работ определяет как деятельность, которая исполняется группой лиц, или предприятие управляемое одним собственником. Мировая практика показывает, что основным показателем, в первую очередь является средняя численность занятых на предприятии работников, за отчетный период. Их относят к субъектам малого предпринимательства, что непосредственно является основой предприятий различных организационно правовых форм.

Есть несколько критериев, в основе которых предприятия относят к сфере малого предпринимательства:

    количество персонала на предприятии;

    величина уставного капитала;

    сумма активов;

    объем прибыли (дохода, оборота).

24 июля 2007 года вступил в силу Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации № 209-ФЗ. Субъектами малого бизнеса стали определять коммерческие предприятие, в уставном капитале которых доля субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов, не должна превышать 25%. Если доля принадлежит одному или нескольким юридическим лицам которые не были участниками малого бизнеса, средняя численность работников за отчетный период не превышает предельного уровня, так же не должна быть более 25%.

    в отрасли народного хозяйства (промышленности) - 100 человек;

    в строительстве - 100 человек;

    в транспортной сфере - 100 человек;

    в аграрном (сельском) хозяйстве - 60 человек;

    в научно-технической области - 60 человек;

    в оптовой торговле - 50 человек;

    в бытовом содержании и в розничной торговле населения - 30 человек;

    в других отраслях и при выполнении иных видов деятельности - 50 человек.

Участниками малого бизнеса могут выступать физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица- индивидуальные предприниматели, об этом сказано в Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Под предпринимательством понимают – особый вид экономической активности (разумная деятельность, направленная на получение прибыли), в основе которой лежит самостоятельная инициатива, ответственность и нововведения в предпринимательской идее.

Как правило, начальный этап особого вида экономической активности связан только с идеей (результат мыслительной деятельности), которая в дальнейшем должна принять материальную форму. В этом основная роль малого предпринимательства.

Наличие инновационного момента, одна из особенностей малого предпринимательства, бизнеса. Это может быть изготовление нового товара, образование нового предприятия или смена профиля деятельности. Внедрение новейших методов организации производства, Иная система управления, качество, новые технологии – это очень важные инновационные моменты.

Эта модель экономики создает нужную атмосферу конкуренции, способную создавать новые рабочие места, мгновенно реагировать на любые изменения в рыночной конъюнктуре, заполнять образовавшиеся ниши в сфере потребительской и являться главным источником формирования среднего класса, соответственно увеличивать социальную базу проводимых реформ.

Во-первых, обеспечивает высокую эффективность, за счет необходимой мобильности, создает глубокую классификацию и кооперацию, в условиях рынка. Во-вторых, он умеет не только заполнять ниши, которые формируются в потребительской сфере, но и достаточно быстро окупать их. В-третьих, делать атмосферу явной конкуренции. В-четвертых, - это самое важное и главное, без чего рыночная экономика в принципе не возможна, он создает нужную атмосферу и дух предпринимательства.

Важность предпринимательства заключается и в том, что пока малые предприятия ведут жестокую конкурентную борьбу за выживание на рынке, они вынуждены все время развиваться, усовершенствоваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь для того, что бы выжить, нужны средства на существование, и они обязаны быть лучше других, чтобы получать максимальную прибыль.

В масштабах России современная рыночная структура экономики предполагает 10-12 миллионов предпринимателей малого бизнеса, но, к сожалению, насчитывается всего 300-400 тысяч. Из чего видно, что как особый сектор в рыночной экономике малое предпринимательство еще не полностью сформировалось, и это означает, что его потенциал полостью не используется.

Классическими задачами определяется роль малого бизнеса, которые в развитых странах малый бизнес решает сам. В первую очередь – это развитие здоровой конкурентоспособной среды в экономике, воспроизводящих сильных стимулов в мотивации для более рационального использования знаний, умений, трудолюбия и энергии населения. А это, позволяет более активно разрабатывать и применять имеющиеся ресурсы, материальные, организационные, технологические и кадровые. Смягчение колебаний экономической конъюнктуры при помощи особого механизма сбалансирования спроса и предложения. Создание качественной системы организационных, производственных и бытовых услуг. Сформировать большее количество новых рабочих мест, создание важной прослойки общества, какого как средний класс. Введение новых форм организации, производства финансирования, и сбыта. Развитие инновационного потенциала экономики.

Процветание малого бизнеса дает стимуляцию для экономического роста, содействует разнообразию и насыщению местных рынков, к тому же позволяет возместить издержки рыночной экономики, такие как кризисные явления, конъюнктурные колебания, безработица.

Малый бизнес имеет большие возможности для оптимизации путей развития общества и экономики в целом. Отличительной чертой малого предпринимательства является непрерывное стремление в использовании ресурсов всех видов, постоянное стремление к увеличению их количества и качества, обеспечению наиболее целесообразных пропорций для данных условий. На практике, это выглядит так: на малом предприятии не может быть излишек сырья, неиспользуемого оборудования, лишних работников. В достижении наилучших показателей экономики в целом, это обстоятельство является одним из важнейших факторов.

При существующих жестких ограничительных критериях соотношения предприятий к малым, само малое предпринимательство является антимонопольным. В условиях рыночной экономики эта отличительная черта малого бизнеса, осуществляет свою позицию в поддержание конкурентной среды.

Имеет смысл особо указать на региональную направленность малого предпринимательства. В регионе настоящей базой рыночной экономики является малая экономика. В местный бюджет малый бизнес приносит очень важный по значению доход. Зачастую малые предприниматели очень заинтересованы в интенсивном и плодотворном сотрудничестве с местными органами власти, т.к. основные проблемы в развитии малого предпринимательства связаны с решением некоторых вопросов регионального и местного значения.

Структура малого бизнеса

Исходя из направления и содержания предпринимательской деятельности, вложения капитала в объекты и получения определенных результатов, согласованность предпринимательской деятельности с основными стадиями производственного процесса, отличают некоторые виды индивидуального предпринимательства:

Производственное. Если предприниматель, использует в качестве исполнения некоторые предметы или орудия труда, изготавливает продукцию, производит товары, оказывает услуги (юридические, бухгалтерские, бытовые и прочие), некоторые виды работ, предоставляет информацию, занимается творческой деятельностью и многим другим, что не повлечет за собой угрозу жизни и здоровью граждан, и осуществляет дальнейшую продажу (реализацию) покупателям, потребителям, торговым организациям. Такой вид предпринимательства называется производственным.

Коммерческо-торговое. Так как изготавливаемую продукцию (товары) надо реализовывать (продавать) или менять на другие виды продукции (товаров). Соответственно производственное предпринимательство тесно связано с бизнесом в сфере обращения. Как второй основной вид российского предпринимательства, коммерческо-торговый бизнес должен развиваться большими темпами.

Финансово-кредитное. Особой формой коммерческого предпринимательства является финансовое предпринимательство. В качестве предмета купли продажи могут выступать, национальные деньги (российский рубль, американский доллар и др.), ценные бумаги (акции, вексель, банковский сертификат и прочие), продаваемые предпринимателем или даваемые покупателю в кредит. В финансовых сделках, таких как продажа или покупка иностранной валюты за рубли важную роль занимает непредсказуемый круг операций, охватывающий все разнообразие обмена и продажи денег, или других видов денежных средств (иностранную валюту), обмена ценных бумаг.

Посредническое. Предпринимательство, в котором бизнесмен сам не производит и не продает товар, выступая лишь связующим звеном между продавцом и покупателем в процессе товарного обмена и денежных операциях – называется посредничеством.

Страховое. Ряд действий предпринимателя в случае событий, приводящим к тяжким последствиям, материальному ущербу, потери имущества, здоровья, жизни и других видов потерь, которые в соответствии с законодательством и заключенным договором, гарантирует страхователю возмещение убытков, называется страховое предпринимательство. Для этого необходимо внести определенную плату и составить договор страхования. Важность страхования заключается в том, что, получая страховой взнос, предприниматель оплачивает страховку только при определенных обстоятельствах описанных в договоре. Возможность возникновения страховых случаев на практике не очень большая, поэтому полученная оплата образует предпринимательский доход.

Интенсивность развития малого бизнеса в современной экономике России, является одним из важнейших показателей. В подтверждение к этому непрерывные поправки в законодательстве, направленные в первую очередь на благоприятные условия, для независимого развития малого бизнеса и среднего предпринимательства.

Будущее развития малого бизнеса многого обещает. Внедрение в эксплуатацию новейших технологий на производства, будет содействовать ежегодному увеличению объемов производства, создание новых рабочих мест, и росту количества субъектов малого предпринимательства.

http://mbgar.ru/malyj-biznes.html

Развитие малого и среднего бизнеса в различных отраслях является одним из основных источников экономического роста государства, и без его участия невозможно построить инновационную экономику. В экономически развитых странах малый и средний бизнес играет очень важную экономическую и социальную роль, и доля таких фирм там составляет примерно 70–80% от общего числа организаций.

За прошедшие годы реформ в России малый и средний бизнес доказал свою эффективность и общественную полезность, даже несмотря на прошедшие кризисы в 1998 году и мировой финансовый кризис в 2008 году. И в современных условиях модернизации экономики он будет играть такую же существенную роль, как и во многих развитых странах.

http://www.creativeconomy.ru/articles/11515/

Малый и средний бизнес (МСБ) в конце 2000-х годов стал объектом повышенного интереса государства. В 2008 г. была создана специальная комиссия при Правительстве России, которую сейчас возглавляет первый вице-премьер И.И. Шувалов. Аналогичные органы стали создаваться в регионах. Президент страны стал более или менее регулярно проводить совещания относительно политических и экономических аспектов развития МСБ. На одном из них Д.А. Медведев даже заявил, что «без малого и среднего бизнеса у нашей страны нет будущего» 1 .

Активность государства в отношении развития МСБ отчасти отражает стремление власти повысить эффективность экономики с помощью малых и средних предприятий. Хотя аналогичные меры неоднократно предпринимались в прошлом, значимость МСБ для страны все еще невелика. Его доля в российском ВВП составляет 21%, в то время как в ЕС, развитых азиатских странах, США и государствах МЕРКОСУР этот показатель находится в диапазоне от 40 до 70%. Тенденция к поддержке МСБ государством характерна для многих стран. По данным Мирового банка, за период 2005–2006 годов в 112 странах мира было проведено 213 стимулирующих реформ в этой сфере.

Меры по увеличению роли МСБ в российской экономике имели отчасти и конкретную антикризисную направленность. Государство хотело через поддержку мелкого и среднего предпринимателя решить некоторые текущие социально-экономические проблемы, обострившиеся в условиях кризиса 2008-2009 годов. Возможно, российское правительство учитывало заключения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), согласно которым страны, в которых доля малого и среднего бизнеса составляет 60–70% ВВП, эффективнее преодолевают кризисы, по сравнению с теми, где эти показатели меньше.

Основной ущерб отечественной экономике был нанесен кризисом 2008-2009 годов в результате воздействия на крупные предприятия. МСБ в этих условиях обладал рядом «антикризисных» свойств. Малые и средние компании более гибки по сравнению с крупными корпорациями. Они могут более оперативно вносить изменения в ценовую политику, ассортимент продукции, менять поставщиков, систему сбыта, впитывать высвободившиеся трудовые ресурсы. В новейшей российской истории были периоды, когда предпринимательство способствовало достижению социально-экономической стабильности в государстве во время кризисов. Например, в 1990-х годах решению проблем товарного дефицита (и ряда социальных проблем) способствовали «челноки» – предприниматели-индивидуалы, закупавшие товары за рубежом (в Китае, Южной Корее, Турции, Польше) и перепродававшие их на территории СССР.

Кризис чаще всего рассматривается как отрицательное явление. Вместе с тем он может стать основанием для начала нового этапа развития, выдвижения новых инициатив. Этот тезис применим и к малому и среднему предпринимательству. Кризис как возможность для субъектов МСБ предполагает появление новых путей для вхождения в более плотную экономическую среду, увеличения объемов деятельности, выхода на новые рынки. Кризис как угроза определяется нехваткой кредитных ресурсов и ресурсов для развития, рисков, связанных с трудовыми отношениями.

Анализ возможностей и ограничений развития МСБ требует определения его социально-экономических характеристик и отличительных особенностей. В таковым относится, во-первых, то обстоятельство, что малые и средние предприятия вносят значимый вклад в стабилизацию социальной ситуации в стране, решая наиболее острые проблемы, связанные с напряженностью в обществе (прежде всего, вопрос занятости), не требуя значительных затрат со стороны государственного бюджета.

Во-вторых, МСБ производит и поставляет широкий спектр товаров и услуг, создает новые рынки, способствуя расширению ассортимента товаров и услуг.

В-третьих, малые и средние компании способствуют повышению общеэкономической эффективности, выступая в качестве субподрядчика и поставщика крупных предприятий. В-четвертых, МСБ способствует снижению трансакционных издержек взаимодействия субъектов на рынке, гибко реагируя на изменения внешних условий, меняющиеся запросы и потребности клиентских групп, обеспечивая информационную открытость и близость к потребителю. Отдельно необходимо упомянуть о свойствах малого бизнеса создавать и внедрять инновации и его роли в формировании в обществе «духа предпринимательства».

Экономика развитых стран представляет собой двухуровневую систему, один уровень которой составляют крупные компании, а другой – малые и средние предприятия. Общая эффективность определяется качеством функционирования каждого из этих уровней. Крупные (транснациональные) компании зачастую пользуются поддержкой правительств, формируют для себя индивидуальную институциональную среду с целью получения конкурентных преимуществ на мировых рынках. Такие компании, в основном придерживаясь общеэкономических правил, отклоняются от них по согласованию с государством, если тому не препятствуют наднациональные организации и институты.

В отличие от крупных, малые и средние предприятия развитых стран обеспечивают благосостояние основной массы населения. Они чаще действуют на внутренних региональных рынках, не имея выхода и влияния на центральное правительство. Однако адекватные условия для развития МСБ создаются за счет эффективного государственно-частного взаимодействия: правительства привлекают компании при подготовке и изменении институциональной среды.

Обозначенные выше особенности характерны для МСБ в развитых странах. В России они принимают несколько иные очертания.

(1) Одним из важных факторов, влияющим на эффективность взаимодействия государства с малым и средним бизнесом в России, является непродолжительный, если сравнивать с развитыми странами, период существования самого института предпринимательства. Законодательная база для бизнеса на территории нашей страны была заложена в 1987 г. с принятием законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О кооперации в СССР». Очевидно, что за немногим более чем двадцатилетний период затруднительно построить эффективную систему государственно-частного взаимодействия. «Отягощающим» фактором послужило и то, что формирование отношений власти и предпринимательства сопровождалось частой сменой социально-экономических и политических реалий в условиях незрелости бизнес-среды.

Низкая эффективность государственно-частного взаимодействия на начальном этапе можно проиллюстрировать. Постановлением Совета министров в 1987 г. было разрешено создать хозрасчетные центры научно-технического творчества молодежи. По замыслу предполагалось, что они станут основой инновационного развития экономики. Однако вскоре центры отошли от первоначальной ориентации, занявшись различными формами коммерческой деятельности, например, перепродажей сырья закупленного по государственной цене. При этом они не платили налогов, лишь отчисляя часть дохода в местные фонды, которые поощряли полулегальную деятельность центров такого рода.

В дальнейшем факторами, препятствующими развитию предпринимательства в России, стала неразвитость правовой среды, отсутствие необходимой инфраструктуры, административные барьеры, криминал, социально-экономическая нестабильность. Показательно, что рост числа малых и средних предприятий в стране происходил до 1994 года, а в последующий период их число находилось на уровне, примерно 1 миллиона. В конце 1990-х годов мировая экономическая конъюнктура способствовала увеличению интереса власти к крупному бизнесу, а не к малому и среднему. Происходило укрепление позиций бюрократии, сочетавшееся с усилением административного давления на малое и среднее предпринимательство. В начале 2000-х годов малый и средний бизнес оказался на периферии российской политики и экономики.

(2) Особой чертой взаимодействия власти с МСБ в России является «своизм» – стремление отдельных представителей малого и среднего бизнеса сформировать для себя индивидуальные условия при работе с чиновниками. Такие отношения, при которых общие правила игры для МСБ нарушаются в ущерб интересам отдельных игроков, существенно ограничивают возможности экономического роста страны. Во-первых, они подавляют состязательность и конкуренцию как фундаментальное свойство малого и среднего бизнеса. Во-вторых, создают барьеры для входа на рынок новых участников.

Формирование данной модели является, по всей видимости, следствием трансформационного спада отечественной экономики в условиях, когда были ограничены возможности коллективного участия субъектов МСБ в согласованном взаимодействии для получения общеэкономической выгоды. Каждый субъект МСБ выживал в одиночку. При низком качестве институциональной среды это вело к порочной практике «решения конкретных вопросов с конкретными чиновниками».

(3) Характерной чертой российского малого (преимущественно) и среднего предпринимательства является «третьестепенность» его инновационной функции. В США на долю малых предприятий приходится половина патентуемых инноваций. В России малые предприятия – сфера «экономического выживания» для значительной части населения. Инновационность малого бизнеса в России заключаются в активном внедрении и адаптации иностранных технологий. Малое предпринимательство оказывается своеобразной «губкой», впитывающей и распространяющей на локальном уровне инновации, созданные за рубежом. Слабость инновационной составляющей МСБ России связана с тем, что «низкоинтеллектуальная» деятельность в данном секторе (торговля, общественное питание) гораздо менее рискованна и более доходна. Вторая причина слабости «интеллектоемкого» бизнеса проистекает из отсутствия или слабости соответствующей инфраструктуры.

(4) В качестве особенности отечественного МСБ можно выделить специфику конкуренции. Развитие конкуренции в предпринимательской среде между компаниями является существенным свойством МСБ в экономике развитых стран. В России МСБ вносит слабый вклад в формирование конкурентного поля как «своего», так и общего с крупным бизнесом. Это обусловлено тем, что, во-первых, деятельность корпораций и малых компаний находится в российской экономике в разных хозяйственных нишах. Во-вторых, отечественные представители МСБ склонны использовать нерыночные методы конкуренции. В частности, отечественные малые предприятия склонны ориентироваться на цены конкурентов, а не на спрос.

Одним из определяющих для развития МСБ в России является социокультурный фактор. Согласно опросам, доля желающих стать предпринимателями в России составляет не более 2% населения. Очевидно, что это желание напрямую определяет потенциал развития МСБ в стране. Например, в Соединенных Штатах желающих заняться бизнесом около 70% населения. При этом если на долю малого предпринимательства в нашей стране приходится порядка 14% ВВП, то в США – около половины. По всей видимости, влияние на желание заниматься предпринимательством оказывает не только низкое качество институциональной среды. За рубежом дух предпринимательства в сочетании с развитым индивидуализмом во многом предопределяет большое стремление людей заниматься бизнесом. В целом, по оценкам экспертов развитие российского малого предпринимательства происходит по модели, свойственной странам «развивающихся рынков».

В начале 2000-х интерес власти к малому и среднему бизнесу возобновился. Это было связано с тем, что российская экономика исчерпала резервы, на которых основывался экономический рост предыдущего периода. В то время малое и среднее предпринимательство находилось вне интересов политиков, однако ухудшение экономического положения в стране потребовало поиска и использования дополнительных ресурсов для подъема экономики. Помимо сокращения доли малоэффективной государственной собственности и иностранных инвестиций, в качестве мер по преодолению тяжелых социально-экономических условий рассматривалось стимулирование развития малого и среднего бизнеса.

Быть субъектом малого или среднего предпринимательства очень выгодно. Именно они имеют упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, кассовой дисциплины и документооборота. Для них снижены налоговые ставки, им разрешены разного рода «налоговые каникулы». Разберемся, какие установлены критерии в 2018 году для микропредприятий и субъектов малого предпринимательства.

Скачайте инструкции:

  • "Четыре схемы, которые налоговики будут искать на проверках">>>
  • "Семь налоговых схем, которые больше не работают">>>

Субъекты малого предпринимательства: кто к ним относится в 2018 году

Чтобы вашу компанию включили в список малых или средних предприятий (СМП), необходимо соблюдать три условия. Должна быть определенная доля участия учредителей, а среднесписочная численность и все доходы компании, не должны превышать, обозначенного законом, лимита.

Однако в первую очередь необходимо разобраться, кого можно рассматривать, как малое или среднее предприятие.

В первую очередь к субъектам микро, малого и среднего предпринимательства следует отнести:

Более подробный перечень субъектов можно найти в ФЗ РФ №209 часть 1.1 ст.4.

Первый критерий малого и среднего предприятия 2018

Что касается первого из трех условий – это, конечно, доля участия учредителей. В ст.4 ФЗ-209 указывается, что компания может получить статус малого, только если соблюдаются следующее правило:

  • суммарная доля участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает 25%. Что касается иностранного капитала, то его доля не должна превышать 49% от общего числа акций;

Такой лимит доли участия может обойти стороной компании, которые соблюдают другие условия, а именно:

  1. акции общества, котирующиеся на бирже, относятся к акциям инновационного сектора;
  2. общество или хозяйство юридически рассматривается как участник одного из проектов «Сколково»;
  3. деятельность хозяйственных обществ заключается в практическом применении или внедрении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям такого общества.

Этот критерий помогает отнести предприятие к субъектам малого или среднего бизнеса, с помощью организационно-правовой формы. Однако, есть также и два количественных условия, которые ИФНС также рассматривает перед тем, как отнести предприятие к малому или среднему бизнесу.

Критерии малого и среднего предприятия 2018: таблица

Критерии малого и среднего предприятия, которые действуют в 2018 году, мы собрали в удобной таблице.

Максимальные значения по среднесписочной численности за предыдущий календарный год

микропредприятие

От 16 и до 100 включительно

малое предприятие

От 101 до 250 включительно

среднее предприятие

Сумма доходов от предпринимательской деятельности компании за 12 месяцев

Не превышает 120 млн. рублей

микропредприятие

Не превышает 800 млн. рублей

малое предприятие

Не превышает 2 млрд. рублей

среднее предприятие

Важно: Закон позволяет вместо доходов использовать другой показатель - балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за предыдущий календарный год. В расчет принимается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которую оценивают по правилам бухучета. Однако в нем не указаны предельные значения остаточной стоимости, поэтому зачастую этот критерий не принимается ведомствами.

Пример. Можно ли отнести компанию к малой, если не соблюдены все условия

Компания «Ромашка» по состоянию на конец 2017 года имела следующие показатели:

По двум из трех критериев компанию можно было бы отнести к малому предпринимательству, однако доля учредителя в два раза больше необходимого. Поэтому «Ромашка» автоматически не попадает в реестр МСП. Если акционерное общество сможет снизить долю учредителей до 24%, то ее отнесут к малым компаниям.

Важно: необходимо помнить, если компанию включили в реестр, и она три года подряд не вписывается в свои предельные значения, то она выбывает из него по истечению этого периода.

В каком порядке ИФНС относит компанию к СМП

Предприятие не обязано подавать какие-либо сведения в налоговое ведомство или писать заявление на предоставление льгот. С помощью реестра теперь это происходит автоматически. Сотрудники налоговой службы относят компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:

С помощью реестра, расположенного на официальном сайте ФНС , вы можете проверить, относится ли тот или иной контрагент к малому виду предпринимательства или нет.

Преимущества малого предприятия

Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в области бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:

  • Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене;
  • Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета;
  • Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне;
  • Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами - для малых предприятий он составляет 50 часов в год;
  • Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают двухлетние налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.

Соблюдая все вышеперечисленные условия, компания не только автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России. Она так же получает ряд приятных бонусов от налогового ведомства. Только не забывайте, что находится в рамках лимита необходимо более двух лет. Иначе компания автоматически перестанет приравниваться к МСП.

При соблюдении определенных условий организации и ИП могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства (далее - СМП). Критерии, актуальные для обществ с ограниченной ответственностью (ООО), приведены в таблице (ч. 1 , пп. «а» п. 1 , п. 2 , п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ , п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265).

Условие Предельные значения
среднее предприятие малое предприятие микропредприятие
Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале Не более 25% Не более 25% Не более 25%
Суммарная доля участия иностранных юридических лиц и/или юридических лиц, не являющихся СМП в уставном капитале Не более 49% Не более 49% Не более 49%
Среднесписочная численность работников организации за предшествующий календарный год 101-250 чел. До 100 чел. До 15 чел.
Доход, определяемый по всем осуществляемым ООО видам деятельности, за предшествующий календарный год (без учета НДС) Не более 2 млрд. руб. Не более 800 млн руб. Не более 120 млн руб.

Изменение категории СМП (среднее, малое или микропредприятие) возможно в том случае, если у организации не будет соблюдаться условие о доходах или среднесписочной численности работников в течение 3 календарных лет подряд (ч. 4 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ). То есть впервые категория может быть изменена только в 2019 году, если субъект в 2016-2018 гг. не будет укладываться в указанные выше лимиты (Письмо ФНС от 07.09.2016 N СД-4-3/16672@).

Предприниматели - СМП

Категория СМП для индивидуальных предпринимателей определяется по среднесписочной численности работников и сумме полученного дохода от предпринимательской деятельности. При отсутствии работников значение имеет только доход ИП (ч. 3 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ). Предельные значения установлены такие же, как и для ООО ().

Акционерные общества - СМП

Акционерное общество также может являться субъектом малого или среднего предпринимательства. Для этого, во-первых, оно должно попадать в одну из категорий по показателям среднесписочной численности работников и доходу (п. 2, п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ). А во-вторых, у него должно соблюдаться одно из условий, перечисленных в

gastroguru © 2017