Метаморфозы власти тоффлер краткое содержание. Изменение структуры власти (О. Тоффлер). Болезнь и Смерть Святитель Феофан Затворник

Книга американского социолога и футуролога Элвина Тоффлера (р. 1928) «Метаморфозы власти» венчает задуманную им трилогию, посвященную преображениям современной цивилизации. Исследо­ватель не считает свои прогнозы ни утопией, ни антиутопией. Свой жанр он именует «проктопией», то есть практической утопией. В ней нет безмерной идеализации. Это описание более практичного и бо­лее благоприятного для человека мира, нежели тот, в котором мы живем. Но в этом мире в отличие от утопии есть место злу - болез­ням, грязной политике, несправедливости.

Идея технических мутаций, оказывающих многомерное воз­действие на социальный прогресс, давно уже получила признание в современной философии и социологии. Тоффлер проводит мысль о том, что человечество переходит к новой технологической рево­люции, то есть на смену Первой волне (аграрной цивилизации) и Второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Очередная волна является, по Тоффлеру, грандиозным поворотом истории, вели­чайшей трансформацией социума, всесторонним преобразовани­ем всех форм социального и индивидуального бытия. Но речь идет не о социальной революции, направленной в основном на смену политического режима, а о технологических изменениях, которые вызревают медленно, эволюционно. Однако впоследствии они рож­дают глубинные потрясения. Чем скорее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опас­ность насилия, диктата и других бед.

Тоффлер стремится обрисовать будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе.

Рассматривая историю как непрерывное волновое движение, Тоф­флер анализирует особенности грядущего мира, экономическим костяком которого станут, по его мнению, электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и био­индустрия. Это и есть Третья волна, которая завершает аграрную (Первая волна) и промышленную (Вторая волна) революции.

В первой книге трилогии «Шок будущего» (1970) Тоффлер предупреждал человечество о той опасности, которая связана со стремительными переменами в жизни людей. Не все исследовате­ли приняли эту точку зрения. Так, выдающийся американский социолог Д. Белл считал эту мысль обманчивой. По его мнению, в повседневной жизни землян больше изменений произошло между 1850 и 1940 годами, когда в обиход вошли железные дороги, паро­ходы, телеграф, электричество, телефон, автомобиль, кинемато­граф, радио и самолеты, - чем в последующий период, якобы характеризующийся ускорением. Белл считал, что практически, кро­ме перечисленных им новшеств, в повседневной жизни людей, кроме телевидения, не появилось ничего нового.

Однако идея Тоффлера о трудностях психологической адапта­ции людей к ускорению социальных изменений укоренилась в футурологической литературе. Тоффлер пишет о новых сложнос­тях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество на рубеже двух столетий. Основные кни­ги Тоффлера - «Шок будущего», «Столкновение с будущим» (1972); «Доклад об экоспазме» (1975); «Третья волна» (1980); «Метамор­фозы власти» (1990) и др.

В какой мере оправдались прогнозы Тоффлера? Что измени­лось за последнее десятилетие в сознании человечества? Каковы иные культур-цивилизационные проекты людей? Идея новой ци­вилизации сохранила свою ценность. Американский социолог 3. Бжезинский писал о «технотронной эре», французский исследователь Ж. Эллюль назвал представляемое им общество «технологическим», Д. Белл пользовался понятием «постиндустриального общества», Тоф­флер же, поразмыслив над терминами «трансиндустриальное» и «постэкономическое», остановился на понятии «супериндустриаль­ное общество». Под ним подразумевается, как он пишет в «Шоке будущего», «сложное, быстро развивающееся общество, основан­ное на самой передовой технологии и постматериалистической сис­теме ценностей». Д. Белл иронизировал: на определениях Э. Тоффлера, казалось бы, все перестановки и комбинационные идеи, связанные со словом «пост-», исчерпались.

Масштабные и интенсивные преобразования касаются теперь не только сферы хозяйства, экономики, политики и культуры. Меняются и фундаментальные основы воспроизводства человека как биологического и антропологического типа. Иной становится практика образования и мышления. Действительно начинается новая эпоха. Существующие сегодня социокультурные институты и технологии управления должны быть радикально реконструиро­ваны. Таков общий смысл последней работы Э. Тоффлера.

Мы осознаем сегодня, что мировое развитие осуществляется не­равномерно. Вот почему мышление о будущем должно быть систем­ным, ибо различные рассогласования между процессами мирового потребления и инфраструктурами управления, между производитель­ными элементами мирового хозяйства и трансрегиональными пото­ками ресурсов, товаров и услуг оказываются все более значительны­ми. Тоффлер задумывается над интенсивными формами развития в противовес характерным для прежнего социального мышления эк­стенсивным моделям социальной динамики.

Меняются масштабы нашей жизни. На наших глазах рождает­ся эпоха глобальной конкуренции. Обозначается новый виток меж­этнических и геополитических столкновений. Э. Тоффлер убеж­ден в том, что важно как можно быстрее адаптироваться к стремительным переменам. Это в первую очередь касается «золо­того миллиарда» людей, то есть тех, кто живет в развитом эконо­мическом мире. Но как достичь устойчивого развития?

Нынешняя «Третья волна», по Тоффлеру, - это «информаци­онное общество». Она вызвана повсеместным распространением компьютеров, турбореактивной авиации, гибких технологий. В ин­формационном обществе складываются новые виды семьи, стили работы, жизни, новые формы политики, экономики и сознания. Мир перестает казаться машиной, заполняется нововведениями, для восприятия которых необходимо постоянное развитие позна­вательных способностей. Символы «Третьей волны» - целостность, индивидуальность и чистая, человечная технология. Ведущую роль в таком обществе приобретают сфера услуг, наука и обра­зование. Корпорации должны уступить место университетам, а бизнесмены - ученым...

В доиндустриальном обществе, по мнению Белла, жизнь была игрой между человеком и природой, в которой люди взаимодействовали с естественной средой - землей, водами, лесами, - ра­ботая малыми группами. В индустриальном обществе работа - это игра между человеком и искусственной средой, где люди заслоне­ны машинами, производящими товары. В «информационном об­ществе» работа становится прежде всего игрой человека с челове­ком (между чиновником и посетителем, врачом и пациентом, учителем и учеником). Таким образом, природа устраняется из рамок трудовой и обыденной жизни. Люди учатся жить друг с дру­гом. В истории общества это, по мнению Белла, новое и не имею­щее параллелей положение вещей.

Компьютерная революция - глубинный и разносторонний поворот в развитии человечества, который связан с ростом произ­водительных сил, широким использованием техники и науки в производстве. Мир стоит на пороге неслыханного технологичес­кого переворота. Сегодня трудно представить себе в полной мере его социальные последствия. Рождается новая цивилизация, где коммуникационная связь создает все условия для полного жизне­обеспечения человека...

Свою преобразующую роль современным средствам коммуни­кации еще предстоит сыграть в будущем веке. Достаточно заме­тить, что новые информационные технологии уже успели изме­нить традиционно господствовавшие понятия о собственности. Информация при переходе от продавца к покупателю не перестает принадлежать продавцу. А это не просто какой-то иной вариант поведения товара на рынке. Это нечто большее.

Веками и тысячелетиями главными ресурсами народов были пространство и золото. Сверхновейшее время вызвало к жизни новый ресурс - информацию. В грядущем веке этот ресурс станет определяющим. За три десятилетия своего существования инфор­мационная система фактически превратилась в фактор эволюции. В конце ушедшего столетия понятие «сеть» стало универсальной метафорой. Заговорили о сетевой экономике, сетевой логике, ней­ронной сети, сетевом интеллекте, сетевом графике...

Сегодня общество, которое стремится сохранить себя как са­мостоятельное государство, не может не быть тотально компьюте­ризованным. Американская, западноевропейская экономика и эко­номика азиатских стран, таких как Сингапур, Япония, Гонконг, наглядно подтверждает эту истину. Однако этот процесс развива­ется по-разному. Несмотря на впечатляющие достижения в электронно-вычислительной технике и телекоммуникациях, японцы все больше и больше отстают в этой конкурентной гонке. Они отста­ют не только от США, но и от Западной Европы.

Современная экономика предполагает решение таких задач, которые требуют для своего решения компьютерных расчетов со скоростью 3 трлн. операций в секунду. А США уже поставили пе­ред собой задачу: через десять лет обеспечить быстродействие ЭВМ в 1000 трлн. операций в секунду. Такова мировая тенденция, о которой пишет Э. Тоффлер.

Однако главная тема последней книги Э. Тоффлера - не инфор­мационная революция. В поле его зрения - проблема власти и ее преображения. Власть - это способность и реальная возможность правителей или народа оказывать радикальное и всеобъемлющее вли­яние на деятельность, поведение, сознание и помыслы людей, распо­ряжаться их судьбами. В самых примитивных обществах, где основ­ным источником существования была охота или собирательство, власть осуществляло лицо, которое по всеобщему признанию было компе­тентным для выполнения этой задачи. То, какими качествами дол­жен был обладать этот человек, в большей степени зависело от кон­кретных обстоятельств. Как правило, эти качества включали жизненный опыт, мудрость, великодушие, мастерство, «внешность», храбрость. Во многих племенах не существовало постоянной власти. Она устанавливалась тогда, когда возникала необходимость в ней. Разные представители власти осуществляли ее в различных сферах: ведения войны, отправления религии, решения споров. Когда исче­зали или ослабевали качества, на которые опиралась данная власть, переставала существовать и власть.

В XIX в. К. Маркс раскрыл значение экономической власти. Однако он преувеличил ее значение. По мнению марксистов, кто обладает деньгами, тот обладает свободой, поскольку при необхо­димости он может купить оружие и даже гангстеров. Однако, как считает К. Поппер, Маркс первым признал бы, что это верно не для всех государств. В истории бывали времена, когда, к примеру, всякая эксплуатация была грабежом, непосредственно основанным на власти военной силы. «И сегодня немногие поддержат наивный взгляд, согласно которому «прогресс истории» раз и навсегда по­ложил конец этому прямому способу эксплуатации людей. Сто­ронники такого взгляда ошибочно полагают, что, поскольку фор­мальная свобода однажды была завоевана, для нас уже невозможно вновь подпасть под власть таких примитивных форм эксплуатации» *.

Американский философ Э. Фромм показывал, что наше пони­мание власти в соответствии с тем или иным способом существо­вания зависит от осознания нами того, что слово «власть» - дос­таточно широкий термин и имеет два совершенно разных значения: власть может быть либо «рациональной», либо «иррациональной». Рациональная власть зиждется на силе и служит эксплуатации того, кто ей подчиняется.

По мнению Э. Тоффлера, нас ждет глобальная битва за власть. Но что оказывается ее основой? Не насилие, не деньги, а знание. Такова новая концепция власти, которую обосновывает Э. Тоф­флер. Прежняя система власти разваливается. В офисе, в супер­маркете, в банке, в коридорах исполнительной власти, в церквах, больницах, школах, домах старые модели власти рушатся, обретая при этом новые, непривычные черты. Крушение старого стиля управления убыстряется также в деловой и повседневной жизни. Прежние рычаги воздействия оказываются бесполезными.

Современная структура власти зиждется уже не на мускульной силе, богатстве или насилии. Ее пароль - интеллект. Распростра­нение новой экономики, основанной на знании, считает Тоффлер, оказалось взрывной волной, которая обеспечила новый этап гон­ки для развитых стран. Именно так триста лет назад индустриаль­ная революция положила основу для грандиозной системы произ­водства материальных ценностей. Вознеслись в небо фабричные корпуса. Задымили заводы. Теперь все это - далекая история...

Прежняя власть могла опираться на насилие. Всем известно, что история человечества во многом выглядит как летопись наси­лия. В первобытном нравственном сознании колоссальную роль играла месть. Родовая месть - характерный феномен древнего че­ловечества. Она осталась и в христианском сознании. Инстинкт и психология родовой мести, столь противоположные христианству, перешли в своеобразное понимание чести - необходимо защи­щать свою честь и честь своего рода с оружием в руках, проливая кровь. Древняя совесть совсем не была связана с личной виной. Месть и наказание не направлялись прямо на того, кто был вино­вен и ответственен. Родовая месть была безличной.

Культ силы безбожен и бесчеловечен. Это культ низшей мате­риальной силы, неверие в силу духа и закона. Но ложному культу силы, как полагал Н. А. Бердяев, противополагаются не защита слабости и бессилия, а дух и свобода, в социальной жизни - пра­во и справедливость. Закон этого природного мира есть борьба индивидов, семейств, родов, племен, наций, государств, империй за существование и преобладание. Демон воли к могуществу тер­зает людей и народы.

  • * Поппер К. Открытое общество и его враги. Ч. 2, М., 1992, с. 149.

Еще Ф. Бэкон подчеркивал, что знание - это сила. Но в исто­рии оно обычно соединялось с деньгами и насилием. Насилие, богатство и знание - наиболее значимые атрибуты власти. Тоф­флер подчеркивает, что знание перекрывает достоинства других властных импульсов и источников. Именно знание может служить для приумножения богатства и силы. Однако оно действует пре­дельно эффективно, поскольку направлено на достижение цели.

Тоффлер считает знание самым демократичным источником власти. Однако сегодня в мире развертывается всемирная битва за власть. Новая система создания материальных ценностей целиком и полностью зависит от мгновенной связи и распространения дан­ных, идей, символов. Нынешнюю экономику можно назвать эко­номикой суперсимволов. Фактор власти присущ сегодня всем эко­номикам. Власть - неизбежная часть процесса производства.

В чем же драматизм современных конфигураций могущества? Монополизация власти - это первое стремление каждого прави­тельства, едва только оно сформировано. За любым законом, хо­рошим или плохим, мы натыкаемся на ствол. Произошло фунда­ментальное изменение в соотношении насилия, богатства и знания, которые служат элите для управления и контроля.

Управление бизнесом в наши дни включает в себя изучение об­щественного сознания. Бизнес не приступит к делам, пока не изучит язык, культуру, сознание людей, которые будут вовлечены в его сфе­ру. Человечество продвигается к новому типу мышления. Феномен интра-разумности подобен разумности, которая заложена в наших собственных автономных нервных системах. Ученые и инженеры бьют­ся над поддержанием чистоты сообщений. Итак, чудеса труда, интел­лекта и научного воображения затмевают строительство египетских пирамид, средневековых соборов. Рождается электронная инфраструк­тура завтрашнего суперсимволического общества.

Однако переход в новому мышлению драматичен. Тоффлер то и дело пишет об информационных войнах, о глобальных кон­фликтах, о парадоксе стандартов. Как самая искусная система может точно предвидеть, какая и кому понадобится информа­ция? На какое время? С какой периодичностью? Поэтому ин­формационные войны ведутся теперь во всем мире, охватывая все - от сканеров в супермаркетах и стандартов до телевизион­ных сетей и технонационализма. Назревает всеобщее информа­ционное столкновение, начинается всеобщий шпионаж.

Сегодня во всем мире идет также поиск новых способов орга­низации. Бюрократия, как все понимают, никогда не исчезнет. Для некоторых целей она остается уместной. Однако сегодня рож­даются новые организационные структуры. Современную органи­зацию невозможно моделировать по меркам машины. Она требует более мобильного облика. Конкуренция требует непрерывных ин­новаций, но иерархическая власть разрушает творчество. Нужна интуиция, но традиционная бюрократия заменяет ее механичес­кими правилами. Это означает, что бизнес будет перестраиваться через волну потрясений. Управление огромным разнообразием гибкой фирмы потребует новых стилей лидерства, полностью чуж­дых менеджеру-бюрократу.

Демассификация экономики вынуждает компании и рабочие еди­ницы взаимодействовать с большим количеством более разнообраз­ных партнеров, чем раньше. История то и дело показывает, что но­вые передовые технологии требуют по-настоящему новаторских методов и организации эффективной работы. По мнению Тоффлера, великая ирония истории в том, что появляется новый тип работника, который в действительности не владеет средствами производства.

Общий стержень движения в современной экономике - от монолита к мозаике. Новая система выходит за пределы массо­вого производства к гибкому, приспосабливаемому или «демас­сифицированному» производству. Благодаря новым информа­ционным технологиям она способна выпускать мелкие партии чрезвычайно разнообразных продуктов. Традиционные факто­ры производства - земля, труд, сырье, капитал - становятся менее значимыми, так как их заменяют символические знания. Средством общения становится электронная информация. Бю­рократическая организация знаний заменяется информацион­ными системами свободного потока. Новый социальный типаж, он же герой - уже не малоподготовленный рабочий, не финан­сист и не менеджер, а новатор, который сочетает воображение и знание с действием.

Переход к экономике, основанной на знании, резко усиливает потребность в коммуникации и способствует гибели прежней сис­темы доставки символов. Новая экономика прочно связана не толь­ко с формальными знаниями и техническими навыками, она не обходится также без массовой культуры и все расширяющегося рынка образов. Глобализация в трактовке Тоффлера - это не си­ноним гомогенности, однообразия. Тоффлер рассматривает про­цессы, ведущие к этой пестроте, многозначности. Здесь и эколо­гические движения, и религиозный ренессанс. В итоге социолог показывает власть как наиболее значимый социальный феномен, который связан с самой человеческой природой.

Власть, как показывает Тоффлер, возможна лишь в таком мире, в котором сочетаются случайность и необходимость, хаос и поря­док. Здесь весьма интересны рассуждения Тоффлера о роли госу­дарства в обеспечении порядка. Он пытается показать, при каких условиях порядок обеспечивает необходимую для экономики ста­бильность, а при каких душит ее развитие. Государства, которые стремятся узурпировать власть, теряют то, что конфуцианцы на­зывают «мандатом Небес». В мире, где все зависят друг от друга, они лишаются легитимности и в нравственном смысле.

Развертывая весьма драматическую картину будущего, Тоффлер приходит к выводу, что конфликт - неизбежное общественное со­бытие. Но борьба за власть, по его словам, не обязательно является злом. Вместе с тем сверхконцентрация власти опасна. Но и недоста­точная ее концентрация - тоже не благо. Мир, который описывает Тоффлер, не идилличен. Он суров, полон тревоги и коллизий.

Однако в его работе нет анализа негативных последствий такой цивилизации, которая рождается на наших глазах. Еще в конце 70-х годов Э. Фромм говорил о возможности создания информационного империализма. Информация на самом деле может стать средством информационного давления и господства. Все чаще пишут о том, что наука не знает, как отразятся на человеке новые технологии. Фило­софы предостерегают против политического диктата. Новейшие по­литические технологии, вооруженные средствами информатики, мо­гут уверенно формировать общественное мнение, манипулировать общественным сознанием. Господство информационных технологий способно решительно изменить всю общественную жизнь.

Может ли человек жить в информационном пространстве? Пока нет серьезных исследований, которые показывали бы благотворность воздействия новых технологий на психику человека. Напро­тив, многие исследователи показывают, что повальная компьюте­ризация преображает человеческую природу, меняет человеческое сознание. Появляются люди, лишенные эмоционального мира. Это дети эпохи компьютеризации. Общение с новой технологией надо выверять по меркам человека...

Вместе с тем культурфилософские интуиции современных филосо­фов и психологов поставили вопрос о радикальной критике всей нашей цивилизации. Нарастание шизоидных и шизофренических тенденций показывает, что невроз нашей культуры отчасти состоит в том, что сте­пень безопасности человека определяется материальным достатком. Дикие животные в природе чувствуют себя безопасно, но у них нет богатств. Похоже, иметь то и другое - «безопасность» и «благоден­ствие» - невозможно. Материальные потребности - огромная сила, которая держит человека в «контакте» с повседневной реальностью.

Наша цивилизация такова, что она отлучает человека от духов­ной, идеальной стороны бытия. Человек нашей цивилизации не име­ет возможности проникнуть в великую неизвестность - в мир духа. Фундаментальное расщепление в личности шизофреника - это рас­щепление агрессивных влечений и эроса, духовных сил. Рождается парадокс - именно шизоид в своем сознании отождествляется со своими духовными чувствами. Здесь рождается возможность ради­кальной критики всего современного цивилизационного культпро­екта. Такое понимание культуры дает импульс для поиска альтерна­тивных форм жизни человечества на путях «здорового общества».

В этом смысле известной контроверзой Тоффлеру могут быть строки отечественного поэта Юрия Кузнецова:

Зачем мы тащимся-бредем

В тысячелетие другое?

Мы там родного не найдем.

Там все не то, там все чужое.

Павел Гуревич, доктор философских наук, профессор.

Предисловие

«Метаморфозы власти» - это кульминация 25-летних попы­ток осмыслить удивительные изменения, ведущие нас в XXI век. Это третий, последний том трилогии, начатой «Шоком будущего», продолженной «Третьей волной» и завершенной сейчас.

Каждая из этих книг может быть прочитана как самостоятель­ная работа. Но вместе они образуют последовательное, логичное целое. Их центральная тема - анализ перемен, которые происхо­дят с людьми, когда общество внезапно трансформируется во что-то новое и невиданное. Книга «Метаморфозы власти» продолжает анализ, проведенный ранее, и фокусирует внимание на возвыше­нии новой системы власти, заменяющей систему власти индустри­ального прошлого.

Описывая ускоряющиеся перемены, средства массовой инфор­мации обрушивают на нас поток разобщенных данных. Эксперты заваливают нас горами узкоспециализированных монографий. Популярные прогнозисты перечисляют не связанные между собой тенденции без какой-либо модели, отражающей их взаимозависи­мость, или определения сил, которые, вероятно, способны повер­нуть их вспять. В результате само изменение начинает казаться анархичным, почти безумным.

Данная трилогия зиждется на предположении, что происходя­щие сегодня стремительные трансформации не столь хаотичны и случайны, как нам представляют. Эта работа показывает, что за заголовками стоят не только отдельные модели, но также опреде­ленные силы. Стоит нам понять эти модели и силы, и мы сможем справиться с ними стратегически, а не бессистемно, действуя по­одиночке.

Чтобы осмыслить происходящие сегодня великие изменения, нам необходимо нечто большее, чем биты информации, блики эк­ранов и перечни. Нам нужно понять, как различные трансформа­ции зависят одна от другой. Таким образом, «Метаморфозы влас­ти», как и две предшествовавшие ей части трилогии, представляют ясный и исчерпывающий образ новой цивилизации, которая рас­пространяется по планете.

Следовательно, конфликты, которые могут стать очагами на­пряженности завтра, конфликты, перед лицом которых мы стоим, сводятся к противоречиям между этой новой цивилизацией и от­стаивающими свои позиции силами прошлого. Книга «Метамор­фозы власти» утверждает, что поглощение и реструктурирование корпораций, уже увиденные нами, - лишь первые залпы великих, невиданных грядущих сражений в мире бизнеса. Что еще более важно, мы считаем, что недавние сдвиги в Восточной Европе и Советском Союзе - лишь мелкие перестрелки в сравнении с гло­бальной битвой за власть, ждущей нас впереди. И конкуренция между Соединенными Штатами, Европой и Японией еще не дос­тигла своего апогея.

Короче, «Метаморфозы власти» - это книга о нарастающей борьбе за власть, с которой мы сталкиваемся в то время, когда индустриальная цивилизация теряет свое доминирующее положе­ние и новые силы набирают мощь на планете.

Для меня лично «Метаморфозы власти» - это вершина, дос­тигнутая после пленительного путешествия. Однако перед тем как продолжить, необходимо пояснение личного характера. Я совер­шил это путешествие не один. У этой трилогии - от начала до момента завершения - был «неаккредитованный» соавтор. Это совместная работа двух умов, а не одного, хотя собственно про­цесс написания - моих рук дело, лавры и критику принимаю тоже только я.

Мой соавтор, как многие уже знают, - это мой лучший друг, супруга, партнер, моя любовь на протяжении 40 лет - Хейди Тоф­флер. Какие бы промахи ни существовали в этой трилогии, они были бы значительно более серьезными, если бы не ее скептичес­кий ум, ее интеллектуальная проницательность, острое редактор­ское чутье и верное понимание как идей, так и людей вообще. Она не только придала блеск уже написанному, но и сформулировала базовые модели, лежащие в основе этого сочинения.

Несмотря на то что интенсивность ее участия варьировалась в зависимости от ее занятости - а книги эти требовали путеше­ствий, исследований, интервью с тысячами людей по всему миру, тщательной организации и планирования, за всем этим следовали бесконечные уточнения и проверки, - несмотря на все это, Хейди участвовала на всех этапах.

Тем не менее по причинам частично личного свойства, час­тично социального и частично экономического - они порой варь­ировались на протяжении последних двух десятилетий - было принято окончательное решение заявить как автора только того, кто собственно писал.

Даже сейчас Хейди отказывается поместить свое имя на об­ложку книги из-за честности, скромности и любви - причин, ко­торые кажутся достаточными для нее, хотя я так не считаю. Я могу подправить это упущение, лишь предварив книгу словами: я чув­ствую, что эта трилогия настолько же ее, насколько и моя.

Все три книги исследуют один отрезок времени - начинаю­щийся примерно в середине 50-х и заканчивающийся 75 лет спус­тя, в 2025 г. Этот временной промежуток, который можно назвать переломным пунктом в истории, - период, когда цивилизация «фабричных труб», доминировавшая на планете на протяжении пос­ледних столетий, окончательно уступает место другой, совершен­но отличной от нее, и все это сопровождается потрясающей мир борьбой за власть.

Но хотя все части трилогии сфокусированы на одном периоде времени, каждая из них использует разные инструменты, чтобы заглянуть за фасад реальности, и, вероятно, небесполезно пояс­нить читателям, в чем между ними различие.

«Шок будущего» рассматривает процесс изменения, его воздей­ствие на людей и организации. «Третья волна» анализирует на­правления перемен, затрагивающие нас. «Метаморфозы власти» по­священы проблеме управления: кто и каким образом формирует происходящие преобразования.

В «Шоке будущего», который мы определяем как дезориента­цию и стресс, вызванные необходимостью справиться со слишком большим количеством изменений за слишком короткий срок, приводятся доказательства того, что ускорение хода истории само по себе имеет последствия, независимо от направлений трансформа­ций. Просто ускорение темпа событий и времени реакции на них вызывают определенные последствия, независимо от того, как вос­принимаются изменения - плохо или хорошо.

Также это подразумевает, что очень скоро слишком кардиналь­ные перемены могут захлестнуть людей, организации и даже це­лые страны, что ведет к дезориентации и разрушает способность принимать разумные решения, необходимые для адаптации. Ко­роче, они могут пострадать от этого шока.

Вопреки бытовавшему мнению, в «Шоке будущего» утвержда­лось, что нуклеарная семья вскоре распадется. Книга также пред­вещала генетическую революцию, возникновение расточительно­го общества и революцию в сфере образования, которая, возможно, начинается прямо сейчас.

Впервые опубликованная в Соединенных Штатах в 1970 г., а затем во всем мире, эта книга затронула оголенный нерв, неожи­данно стала международным бестселлером и вызвала лавину ком­ментариев. Она стала, по данным Института научной информа­ции, одной из самых цитируемых работ в социологической литературе 1. Словосочетание «шок будущего» вошло в повседнев­ный язык, появилось во многих словарях и последнее время мель­кает на страницах газет.

У «Третьей волны», последовавшей в 1980 г., фокус был иным: последние революционные изменения в технологиях и обществе и перспективы будущего рассматривались с истори­ческой точки зрения.

Определяя сельскохозяйственную революцию, которая про­изошла 10 000 лет назад, как Первую волну перемен в человечес­кой истории, а индустриальную революцию - как Вторую волну, эта книга описала основные технологические и социальные изме­нения, начавшиеся в середине 50-х годов, как великую Третью волну перемен - начало новой постиндустриальной цивилизации. Среди прочего в ней отмечается появление новых отраслей промышленности, основанных на компьютерах, электронике, ин­формации, биотехнологии и т.п., которые я назвал «новые команд­ные высоты» экономики. Там также предсказывалось расширение гибкого производства, распространение занятости, неполный рабочий день и демассификация средств массовой информации. Эта книга описала невиданное ранее слияние производителя и потре­бителя, введя термин « prosumer ». В ней были обсуждены вопросы возвращения некоторых видов работы в домашние условия и из­менения в политике и национально-государственной системе.

Запрещенная в некоторых странах, «Третья волна» в других стала бестселлером и одно время была чем-то вроде «библии» для отцов реформ в Китае 2. Сперва обвиненная в распространении за­падного «духовного загрязнения», затем осознанная и опублико­ванная огромными тиражами, она стала самой продаваемой кни­гой в самой многочисленной стране на планете и использовалась при составлении речей Ден Сяопина. Бывший в то время премьер-министром Цзао Дзиян созывал конференции для ее обсуждения и убеждал политиков изучать этот труд.

В Польше цензура сократила книгу. Возмущенные действия­ми властей студенты и те, кто поддерживал Солидарность, напеча­тали «подпольное» издание, а также распространяли брошюры с отдельными пропущенными главами. Как и «Шок будущего», «Тре­тья волна» вызвала многочисленные отклики читателей, дав тол­чок созданию новых видов продукции, компаний, симфоний и даже скульптур.

Сейчас, через 20 лет после выхода «Шока будущего» и 10 - после «Третьей волны», книга «Метаморфозы власти» наконец-то готова. Она поднимает вопросы, не затронутые в предшествующих работах, основное внимание в книге сосредоточено на решитель­ном изменении отношений: знание - власть. Она представляет новую теорию власти в обществе и исследует трансформации, про­исходящие в бизнесе, экономике, политике и мире вообще.

Едва ли нужно добавлять, что будущее не «познаваемо», в смыс­ле точного предсказания. Жизнь полна сюрреалистических сюр­призов. Даже самые «жесткие» модели и «твердые» данные часто базируются на «неустойчивых» предположениях, особенно когда речь идет о делах человеческих. Предмет этих книг - набирающие ход изменения, естественно, что детали быстро устаревают. Стати­стика меняется. Но раз уж мы двинулись в terra incognita * под на­званием «завтра», лучше иметь общую и неполную карту того, что следует пересмотреть и скорректировать, чем не иметь карты во­обще.

  • * Terra incognita (лат.) - неизвестная земля. - Примеч. пер

В то время как каждая из книг трилогии строится на ориги­нальной, но совместимой с другими модели, все они основаны на документах, исследованиях и репортажах, охватывающих много­численные и в корне различные сферы и разные страны. Так, на­пример, готовя эту книгу, мы попытались изучить власть и на вер­шине, и в глубине общества.

У нас была возможность провести четырехчасовые встречи с Михаилом Горбачевым, Рональдом Рейганом, Джорджем Бушем, несколькими японскими премьер-министрами и многими други­ми, кого большинство относит к числу наиболее влиятельных лю­дей на планете.

На противоположном конце спектра мы, вместе или пооди­ночке, посетили также обитателей южноамериканского «города нищих» и женщин, отбывающих пожизненное заключение. Обе группы можно отнести к самым бесправным на земле.

Кроме того, мы обсудили проблемы власти с банкирами, проф­союзными деятелями, ведущими бизнесменами, компьютерными экспертами, генералами, лауреатами Нобелевской премии в обла­сти науки, нефтяными магнатами, журналистами и ведущими ме­неджерами многих крупнейших в мире компаний.

Мы встречались с теми, кто готовит решения в Белом доме, в Елисейском дворце в Париже, в офисе премьер-министра в Токио и даже в кабинетах Центрального комитета коммунистической партии в Москве. Разговор с Анатолием Лукьяновым (тогда член ЦК, позже второй по положению после Горбачева государствен­ный чиновник в СССР) был прерван неожиданным звонком, вы­зывавшим его на встречу в Политбюро.

Как-то я находился в залитой солнечным светом комнате в окружении книг. Это было в маленьком городке в Калифорнии. Если бы меня не привели туда с завязанными глазами, я никогда бы не подумал, что умная молодая женщина в футболке и джин­сах, сидящая напротив меня за дубовым письменным столом, - убийца или признана виновной во вселяющем ужас преступлении на сексуальной почве. Или что мы находимся в тюрьме - месте, где все реалии власти не приукрашены. Там я пришел к понима­нию того, что даже заключенные отнюдь не бессильны. Некоторые из них знают, как использовать информацию в целях получе­ния власти, с искусностью, сравнимой разве что с манипуляциями кардинала Ришелье при дворе Луи XIII, что напрямую относится к нашей книге. (Этот случай позволил нам с женой дважды провес­ти семинар в классе, состоявшем главным образом из убийц, от которых мы многое узнали.)

Случаи, подобные этим, дополняющие изнуряющее чтение и анализ печатных источников, собранных в разных уголках мира, сделали для нас подготовку «Метаморфоз власти» незабываемой.

Мы надеемся, что читатели признают книгу «Метаморфозы власти» столь же полезной, приятной и поучительной, как «Третья волна» и «Шок будущего». Широкое исследование, начатое чет­верть века назад, завершено.

Элвин Тоффлер.


Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) [email protected] || [email protected] || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.


update 03.09.03

PHILOSOPHY

Элвин ТОФФЛЕР

МЕТАМОРФОЗЫ ВЛАСТИ

ЗНАНИЕ, БОГАТСТВО И СИЛА НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА

Москва 2003


Alvin Toffler - POWER SHIFT

Knowledge, wealth, and violence

at the edge of the 21 st century

Серийное оформление А.А. Кудрявцева

Перевод с английского: В. В. Белокосков, К.Ю. Бурмистров, Л.М. Бурмистрова, Е.К. Комарова, А.И. Мирер, Е.Г. Руднева, Н.А. Строилова

Подписано в печать 07.10.2002. Формат 84x108 1/32 Усл. печ. л. 35,28. Тираж 3 000 экз. Заказ № 240

Тоффлер Э.

Т50 Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 669, с. - (Philosophy).

ISBN 5-17-004183-7

Перед вами - одна из самых влиятельных работ в жанре так называемой «социальной философии» - «Метаморфозы власти» Элвина Тоффлера. Книга, в которой развитие его оригинальных, ярких идей достигает уже кульминационной точки.

Итак, происходят ли «метаморфозы власти» лишь на глобальном уровне - или, незаметные для нас, давно уже стали частью нашей повседневной, обыденной жизни? И что принесет нам это в грядущем - новые информационные войны и новый политический антагонизм, противостояние уже не между социальными, но между информационными системами ?

Двадцать первый век уже настал. Будущее уже наступило. Каким же будет новый облик нашей стремительно - возможно, слишком стремительно, - развивающейся цивилизации?..

УДК 321

ББК 66.0

© Alvin Toffler and Heidi Toffler, 1990

© Перевод. В.В. Белокосков, 2001

© Перевод. К.Ю. Бурмистров, 2001

© Перевод. Л.М. Бурмистрова, 2001

© Перевод. Е.К. Комарова, 2001

© Перевод. А.И. Мирер, 2001

© Перевод. Е.Г. Руднева, 2001

© Перевод. Н.А. Строилова, 2001

© ООО «Издательство ACT», 2002

КОНФИГУРАЦИЯ МОГУЩЕСТВА

МЕТАМОРФОЗЫ ВЛАСТИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ:. НОВОЕ ПОНИМАНИЕ ВЛАСТИ

1. ЭРА МЕТАМОРФОЗ ВЛАСТИ

КОНЕЦ ИМПЕРИИ

БОГ В БЕЛОМ ХАЛАТЕ 5

ПОДВЕРГШИЕСЯ БОМБАРДИРОВКЕ БУДУЩИМ

2. СИЛА, ДЕНЬГИ И РАЗУМ

ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

ОДИН МИЛЛИОН ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ

ФАКТЫ, ЛОЖЬ И ПРАВДА

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ РАЗЛИЧИЕ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ЖИЗНЬ В СУПЕРСИМВОЛИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

3. ЗА ФАСАДОМ ВЕКА ВНЕЗАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ

КОММАНДОС ДЕЛОВОГО МИРА

ДЕЙЛ КАРНЕГИ И ХАН АТТИЛА

ТАЙНАЯ МИССИЯ КОНСУЛЬТАНТА 12

4. СИЛА: КОМПОНЕНТ ЯКУДЗЫ

КРОВЬ И ЧИСТЫЕ ДЕНЬГИ

НА ЗЕКАХ И ГОЛОВОРЕЗАХ

МОНОПОЛИЯ НА СИЛУ

СКРЫТОЕ ОРУЖИЕ

ТРАЕКТОРИЯ ВЛАСТИ

5. БОГАТСТВО: МОРГАН, МИЛКИН.. И ТО, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ ПОТОМ

СТОЛ В ФОРМЕ БУКВЫ «X»

МИЛКИН ПРОТИВ МОРГАНА

ОТКРЫТИЕ ВОРОТ

КОНТРАТАКА

ТАМПОНЫ И РЕНТНЫЙ ДОХОД С ПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЕЙ

ПОСТУОЛЛСТРИТОВСКАЯ ЭРА

ЗИГЗАГ ВЛАСТИ

УГРОЖАЮЩИЕ МАСШТАБЫ БОРЬБЫ ЗА ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

6. ЗНАНИЕ: БОГАТСТВО В СИМВОЛАХ

В ГОЛОВАХ ЛЮДЕЙ

ЭПИТАФИЯ БУМАГЕ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВАЛЮТЫ И ПАРАДЕНЬГИ

ПОРАЖЕНИЕ СИЛЫ

ДЕНЬГИ XXI ВЕКА

7. МАТЕРИАЛ-ИЗМ!

НОВОЕ ПОНИМАНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ

СПЕКТР УМСТВЕННОГО ТРУДА

УЗКОЛОБЫЕ ПРОТИВ УМНИКОВ

ИДЕОЛОГИЯ УЗКОЛОБЫХ

ИДЕОЛОГИЯ УМНИКОВ

8. АБСОЛЮТНЫЙ ЗАМЕНИТЕЛЬ

АЛХИМИЯ ИНФОРМАЦИИ

ЗНАНИЯ ПРОТИВ КАПИТАЛА

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ

9.БИТВА ЗА КАССОВЫЕ АППАРАТЫ

ВНЕ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ

ДУХИ ДЛЯ «МИСС АМЕРИКА»

МАНЕВРЫ С ПООЩРЕНИЕМ

ВНЕ СУПЕРМАРКЕТОВ

ДВОЙНАЯ ОПЛАТА

«РАЗУМНЫЙ» СУПЕРМАРКЕТ

УГРОЗА «СЕГУНАМ»

10. ЭКСТРА-РАЗУМНОСТЬ

БАХ, БЕТХОВЕН, ВОНГ

ТЕЛЕФОННЫЕ ПРИЧУДЫ

СЕКРЕТЫ И СЕКРЕТНЫЕ ОБЛАСТИ

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТРАССЫ

САМООБУЧАЮЩИЕСЯ СЕТИ

ПУТАНИЦА С СООБЩЕНИЕМ

11. ВЛАСТЬ СЕТИ

ВЫБОР ДЖИНСОВОЙ ТКАНИ

ОПТОВИКИ ИГРАЮТ В БИНГО

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ВЛАДЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЯ

МОБИЛИЗАЦИЯ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ВОЙНУ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ПЕТЛЯ

БЛИЦКРИГ БИЗНЕСА

ПОЯВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ МОНОПОЛИЙ?

12. РАСШИРЯЮЩАЯСЯ ВОЙНА

СТАВКА В 500 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ

ГЛАВНАЯ СХВАТКА

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

ПАРАДОКС СТАНДАРТОВ

МЕНУЭТ ПИВА С КОЛБАСКОЙ

13. ЧИНОВНИКИ ДУМАЛИ, ЧТО НАВЕДУТ ПОРЯДОК

ДВУХПАРТИЙНАЯ КАМПАНИЯ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

ЭРА ГИГАНТСКИХ ЭВМ

ЭТИКА ИНФОРМАЦИИ

ПАРАДОКС-БОМБА

14. ВСЕОБЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА

РЖАВЫЕ РЕЛЬСЫ И ОТЕЛЬ ЛЮБОВНЫХ ВЗДОХОВ

ВНУТРИ И ВНЕ

ВСЕОБЩИЙ ШПИОНАЖ

ОШИБКА В 75 ЦЕНТОВ

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: ВЛАСТЬ В ГИБКОЙ ФИРМЕ

15. КРУШЕНИЕ «ТЕПЛЫХ МЕСТЕЧЕК»

БЕСКОНЕЧНОСТЬ «ТЕПЛЫХ МЕСТЕЧЕК»

ВЛАСТЬ ПРОТИВ РАЗУМА

"ВЕРБЛЮДОСЛОНЫ» И ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА

ПЕРЕКРЫТЫЕ КАНАЛЫ

СВОБОДНЫЙ ПОТОК ЗНАНИЙ

ЗНАНИЕ - ВЛАСТЬ - ЗНАНИЕ

16. ГИБКАЯ ФИРМА

КОНЕЦ КОМПАНИЙ, СОЗДАННЫХ ПО ШАБЛОНУ

ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ БИЗНЕСА

ТАНЦЫ НА СТОЛАХ

СЕМЕЙНЫЕ ФИРМЫ БУДУЩЕГО

17. ВОЖДИ ПЛЕМЕН И КОРПОРАТИВНЫЕ КОМИССАРЫ

ПУЛЬСИРУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДВУЛИКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ

КОМИССАРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ФЕОДАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ-СКУНС

САМОЗАРОЖДАЮЩАЯСЯ КОМАНДА

РАЗНООБРАЗИЕ ВЛАСТЕЙ

ПАНАЦЕИ НЕТ

ГРАНИЦЫ КОНТРОЛЯ

18. АВТОНОМНЫЙ РАБОТНИК

НЕБЛОКИРУЮЩИЕ УМЫ

БЕСПОЛЕЗНЫЙ ФЕРМЕР

НОВЫЕ ЦЕПОЧКИ

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРОЛЕТАРИАТ

РАБОЧИЙ РЕЖИМ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ

НЕЗАМЕНИМЫЙ ЧЕЛОВЕК

ДВА ИМПЕРАТИВА

ТРЕБОВАНИЕ ДОСТУПА

19. МОЗАИКА ВЛАСТИ

ОТ МОНОЛИТА К МОЗАИКЕ

МЕНЕДЖМЕНТ, ПОДОБНЫЙ НОЖУ МЯСНИКА

МОНОПОЛИСТЫ ВНУТРИ

В БРЮХЕ У БЕГЕМОТА

ОТНОСИТЕЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ

ВЛАСТЬ В МОЗАИКАХ

ЗА ПРЕДЕЛАМИ КОРПОРАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

НОВАЯ СИСТЕМА СОЗДАНИЯ ИЗОБИЛИЯ

НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕТАБОЛИЗМ

ГРАД ПРОСЬБ

ЗАВТРАШНЕЕ ИЗОБИЛИЕ

ЧАСТЬ ПЯТАЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЫЧАГИ ВЛАСТИ

20. РЕШАЮЩИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

ДИНАСТИИ И ДЕМОКРАТИИ

МЕНЯЮЩИЕСЯ УРОВНИ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

ЭТНИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ

МОЗАИЧНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

РЕШАЮЩИЕ МЕНЬШИНСТВА

21. НЕВИДИМАЯ ПАРТИЯ

МИНИСТЕРСТВО XXI ВЕКА

ГУЛЯЮЩЕЕ ПО МИРУ УЧЕНОЕ СЛОВЕЧКО

ДЕМОНСТРИРОВАТЬ, ЧТОБЫ ДЕЙСТВОВАЛО

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ИЕРАРХИЙ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМИССИИ

22. ИНФОРМТАКТИКА

СЕКРЕТЫ ЛЮЦЕРНЫ И ОРГАНИЗОВАННЫЕ УТЕЧКИ ИНФОРМАЦИИ

ТАЙНЫЙ ИСТОЧНИК

ЗАКУЛИСНЫЕ ИНТРИГИ И ОБХОДНЫЕ ПУТИ

УЛОВКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДВОЙНОГО КАНАЛА СВЯЗИ

НА ПРИНИМАЮЩЕМ КОНЦЕ

МУССИРОВАНИЕ СООБЩЕНИЯ

ТАКТИКА ОПЛОШНОСТИ.

ТАКТИКА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.

ВЫЖИДАТЕЛЬНАЯ ТАКТИКА.

ТАКТИКА КРОХ.

ТАКТИКА ПРИЛИВНОЙ ВОЛНЫ.

ТАКТИКА НАПУСКАНИЯ ТУМАНА.

ТАКТИКА ОТДАЧИ.

ТАКТИКА БОЛЬШОЙ ЛЖИ.

ПЕРЕВЕРНУТАЯ ТАКТИКА.

СПЕЦИАЛИСТЫ ПО БЛИЖНЕМУ БОЮ И СООБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СОТРУДНИКИ

23. МЕТАТАКТИКА

ЭСКИМОСЫ И РАБОТНИКИ УМСТВЕННОГО ТРУДА

ИСТИНА ПРОТИВ ВЛАСТИ

ПОХИЩЕННЫЙ ПАЛЕЦ

ДАВАЙ ЦИФРЫ!

ЖУЛЬНИЧЕСТВО С БАЗАМИ ДАННЫХ

ЛЮДИ-ФАНТОМЫ

24. РЫНОК ДЛЯ ШПИОНОВ

БАБОЧКИ И БОМБЫ

КРЕМЛЕВСКИЕ ЛИМУЗИНЫ

ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ

ОБМЕН СЕКРЕТАМИ

УГРОЖАЮЩИЕ ГИГАНТЫ

БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ И «КОНТРОЛЬНЫЕ СПИСКИ»

ЛИНИЯ «X» ДЖЕЙМСА БОНДА

ВРЕМЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВОЙН

ПРИВАТИЗАЦИЯ ШПИОНАЖА

НОВАЯ РОЛЬ «ЧАСТНОГО ДЕТЕКТИВА»

ГЛУБИННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

25. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

ЖАЖДА ЗНАНИЙ

БОМБЫ ТЕРРОРИСТОВ И ЖЕРТВЫ СПИДА

НОВАЯ ВСЕМИРНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

КОД «ИНДИАНЫ ДЖОНС»

26. ИМИДЖМЕЙКЕРЫ

МНОГОКАНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

ПОЯВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА

ГРЯДУЩЕЕ ЕВРОВИДЕНИЕ

НОВЫЕ МАГНАТЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕОБЩЕГО МНЕНИЯ

27. ПОДРЫВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ЭТОТ МЕРЗКИЙ МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕЧЕК НА ТВ...

ТРИ СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ СМИ

СЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ЮДОЛЬ НЕВЕДЕНИЯ

РЕВОЛЮЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

КИТАЙСКИЙ СИНДРОМ

28. «ЭКРАННОЕ» ПОКОЛЕНИЕ

УПРАВЛЯЕМЫЙ ИГРОК В ГОЛЬФ

НЕЗДОРОВАЯ РОСКОШЬ

ДЕЛО НЕ В ПРОСТОМ СОЧУВСТВИИ

ЭЛЕКТРОННЫЙ «АКТИВИЗМ»

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВОДОРАЗДЕЛ

НОВЫЙ АЛЬЯНС

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

ТЕНДЕНЦИИ К ВОЗВРАТУ В ТЕМНЫЕ ВЕКА

СВЯЩЕННОЕ БЕЗУМИЕ

ЭКОТЕОКРАТИЯ

НОВЫЕ КСЕНОФОБЫ

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ: МЕТАМОРФОЗЫ ВЛАСТИ НА ПЛАНЕТЕ

29. ГЛОБАЛЬНЫЙ ФАКТОР-ЗНАНИЕ

ПИРАМИДЫ И ПОЛЕТЫ НА ЛУНУ

ПОДЕРЖАННАЯ ЭКОНОМИКА

ПОДЕРЖАННАЯ ЭКОНОМИКА

30. БЫСТРЫЕ И МЕДЛЕННЫЕ

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

БЕЗ СЫРЬЯ

ДОРОГОСТОЯЩАЯ ДЕШЕВАЯ РАБОЧАЯ СИЛА

ГИПЕРСКОРОСТИ

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРОПАСТИ И ДИНАМИЧНЫЕ МЕНЬШИНСТВА

31. СТОЛКНОВЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА С БУДУЩИМ

ТОЧКА РАЗРЫВА

ДОКИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ МАШИНА

ПАРАДОКС СОБСТВЕННОСТИ

СКОЛЬКО ВИНТОВ «С ЛЕВОЙ РЕЗЬБОЙ»?

СВАЛКА ИСТОРИИ

32. ВЛАСТЬ РАВНОВЕСИЯ

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ СМЕРТИ

ОКЕАН КАПИТАЛА

НОВАЯ СТРУКТУРА ЗНАНИЯ

ОДНОНОГИЕ СОВЕТЫ

33. ТРИАДЫ: ТОКИО-БЕРЛИН -ВАШИНГТОН

ЯПОНСКОЕ НЕЯДЕРНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

ГОДЗИЛЛА* ЭКОНОМИКИ

ГОНКИ ДЗЮКУ

НОВАЯ ВОСТОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ

ЕВРОПА: МОМЕНТ ОТРЕЗВЛЕНИЯ*

ОТ ЛЕВАЧЕСТВА ДО СЕМИОТИКИ

РАНЕНЫЙ ИСПОЛИН

КРИЗИС «ДВОЙНОГО ДЕФИЦИТА»

ОБАЯНИЕ ВУДИ АЛЛЕНА

ВЫБОР ПАРТНЕРОВ

34. ГЛОБАЛЬНЫЕ ВОИТЕЛИ

ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ

КОКАИНОВАЯ ИМПЕРИЯ

ДИСПЕРСНЫЙ «ДЕСПОТ»

КОНДОТЬЕРЫ НА СЛУЖБЕ У КОРПОРАЦИЙ

ООН - ПЛЮС

ВСЕМИРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ НОВОГО ТИПА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: СВОБОДА, ПОРЯДОК, СЛУЧАЙ

БИБЛИОГРАФИЯ

ФИЛОСОФИЯ ВЛАСТИ

БИЗНЕС/ЭКОНОМИКА/ФИНАНСЫ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ПОЛИТИКА, ПРАВИТЕЛЬСТВО, ГОСУДАРСТВО

АРМИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

СОЦИАЛИЗМ И МАРКСИЗМ

ФАШИЗМ

РАЗВЕДКА И ШПИОНАЖ

ЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВО

КОМПЬЮТЕРЫ И КОММУНИКАЦИИ

НАУКА И ТЕХНИКА

ИСТОРИЯ И БИОГРАФИИ

ПРИМЕЧАНИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛАВА 1. ЭРА МЕТАМОРФОЗ ВЛАСТИ

ГЛАВА 2. СИЛА, ДЕНЬГИ И РАЗУМ

ГЛАВА 3. ЗА ФАСАДОМ ВЕКА ВНЕЗАПНОГО ИЗМЕНЕНИЯ

ГЛАВА 4. СИЛА: КОМПОНЕНТ ЯКУДЗЫ

ГЛАВА 5. БОГАТСТВО: МОРГАН, МИЛКИН... И ТО, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ ПОТОМ

ГЛАВА 6. ЗНАНИЕ: БОГАТСТВО В СИМВОЛАХ

ГЛАВА 7. МАТЕРИАЛ-ИЗМ!

ГЛАВА 8. АБСОЛЮТНЫЙ ЗАМЕНИТЕЛЬ

ГЛАВА 9. БИТВА ЗА КАССОВЫЕ АППАРАТЫ

ГЛАВА 10. ЭКСТРА-РАЗУМНОСТЬ

ГЛАВА 11. ВЛАСТЬ СЕТИ

ГЛАВА 12. РАСШИРЯЮЩАЯСЯ ВОЙНА

ГЛАВА 13. ЧИНОВНИКИ ДУМАЛИ, ЧТО НАВЕДУТ ПОРЯДОК

ГЛАВА 14. ВСЕОБЩАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА

ГЛАВА 15. КРУШЕНИЕ «ТЕПЛЫХ МЕСТЕЧЕК»

ГЛАВА 16. ГИБКАЯ ФИРМА

ГЛАВА 17. ВОЖДИ ПЛЕМЕН И КОРПОРАТИВНЫЕ КОМИССАРЫ

ГЛАВА 18. АВТОНОМНЫЙ РАБОТНИК

ГЛАВА 19. МОЗАИКА ВЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: НОВАЯ СИСТЕМА СОЗДАНИЯ ИЗОБИЛИЯ

ГЛАВА 20. РЕШАЮЩИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

ГЛАВА 21. НЕВИДИМАЯ ПАРТИЯ

ГЛАВА 22. ИНФОРМТАКТИКА

ГЛАВА 23. МЕТАТАКТИКА

ГЛАВА 24. РЫНОК ДЛЯ ШПИОНОВ

ГЛАВА 25. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

ГЛАВА 26. ИМИДЖМЕЙКЕРЫ

ГЛАВА 27. ПОДРЫВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ГЛАВА 28. «ЭКРАННОЕ» ПОКОЛЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛАВА 29. ГЛОБАЛЬНЫЙ ФАКТОР-ЗНАНИЕ

ГЛАВА 30. БЫСТРЫЕ И МЕДЛЕННЫЕ

ГЛАВА 31. СТОЛКНОВЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА С БУДУЩИМ

ГЛАВА 32. ВЛАСТЬ РАВНОВЕСИЯ

ГЛАВА 33. ТРИАДЫ: ТОКИО-БЕРЛИН-ВАШИНГТОН

ГЛАВА 34. ГЛОБАЛЬНЫЕ ВОИТЕЛИ

БЛАГОДАРНОСТИ

Относительно ранних денег: , р. 442-443; а также , р. 3. О деньгах и желании: деньги обычно рассматриваются как средство для удовлетворения нужд и желаний. Но деньги являются также и великим освободителем от желаний. В доденежной цивилизации человек, имевший цыпленка, сохранял его, а желал иметь одеяло; прежде всего он искал кого-нибудь, у кого есть одеяло, и тогда среди этих владельцев одеял он находил того одного, кто хотел бы обменять его на цыпленка. Желания обоих соответствовали друг другу. Изобретение денег изменило все это. Именно из-за того, что они взаимозаменяемы и могут быть превращены в возможность удовлетворения колоссального числа желаний, деньги возбуждают самые необузданные фантазии. Те, кто внезапно чего-то пожелал, никогда не знали, что делать с этими желаниями. Первоначально не поддающиеся воображению, даже невообразимые возможности внезапно вырисовывались перед их взорами. Деньги питали одаренный богатым воображением дух человеческих возможностей. Деньги, кроме того, ободряли толковых мужчин и женщин определять желание других, грубые ли или сверхутонченные, и предлагать для обмена вещи, услуги и приключения, которые удовлетворят их. Это делало деньги все более обращаемыми в инструмент реализации все более широкого круга желаний, а это, в свою очередь, делало их еще более полезными и нужными, чем раньше. (Этот усиливающийся процесс, однажды запущенный, подобен цепной реакции, и он объясняет, как деньги стали столь важным фактором в развитии человеческого общества.) Изобретение денег сразу же привело также к громадному росту эффективности богатства как инструмента власти. Это укрепило власть богатства, радикально упростив контроль за поведением. Так деньги сделали возможным вознаграждать (или карать) людей даже без особых хлопот по выяснению их желаний - владелец фабрики не должен был знать, что хочет иметь его работник: одеяло, цыпленка или "кадиллак". Это не играло роли: за деньги можно купить все или что-то из этого. В аграрной цивилизации отдельно от класса имущих - а их желания росли в широчайшем диапазоне от утонченной эстетики до извращенной плотской чувственности, от метафизических идей до милитаризма - масштабы коллективных желаний обычных людей были столь невелики и ограничены, что они могут быть сведены к двум словам: хлеб (или рис) и земля. Напротив, в обществах раннего промышленного капитализма, где основные нужды народонаселения были удовлетворены, коллективные желания, казалось, множились. Желания разбивали сдерживающие их оковы, вырывались из гетто и завоевывали новые области, безжалостно превращая жизнь в роскоши одной генерации в "насущную потребность" следующей. Эта экспансия желания была, наверно, совершенно очевидна для антистяжательских социалистических обществ, когда они сталкивались с откровенно стяжательскими капиталистическими обществами. Это было и продолжает быть основой для масс людей в так называемых потребительских обществах. И поэтому понятно, почему в индустриальном мире кассовый чек стал основным инструментом социального управления. Сегодня структура желаний искорежена сдвигами. Поскольку мы отходим от цивилизации "фабричных труб", мы не видим пределов для желаний, но их дальнейшее продвижение в будущее, в новое, видится более изысканным, они растут в области нематериальные, продвигаясь к все большей индивидуализации.

МЕТАМОРФОЗЫ ВЛАСТИ.

Знание, богатство и сила на пороге XXI века

Alvin Toffler - POWERSHIFT Knowledge, wealth, and violence at the edge of the 21st century. 1990

Перевод с английского: В. В. Белокосков, К.Ю. Бурмистров, Л.М. Бурмистрова, Е.К. Комарова, А.И. Мирер, Е.Г. Руднева, Н.А. Строилова

ISBN 5-17-004183-7

П. Гуревич. КОНФИГУРАЦИЯ МОГУЩЕСТВА

Книга американского социолога и футуролога Элвина Тоффлера (р. 1928) «Метаморфозы власти» венчает задуманную им трилогию, посвященную преображениям современной цивилизации. Исследователь не считает свои прогнозы ни утопией, ни антиутопией. Свой жанр он именует «проктопией», то есть практической утопией. В ней нет безмерной идеализации. Это описание более практичного и более благоприятного для человека мира, нежели тот, в котором мы живем. Но в этом мире в отличие от утопии есть место злу - болезням, грязной политике, несправедливости.

Идея технических мутаций, оказывающих многомерное воздействие на социальный прогресс, давно уже получила признание в современной философии и социологии. Тоффлер проводит мысль о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену Первой волне (аграрной цивилизации) и Второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Очередная волна является, по Тоффлеру, грандиозным поворотом истории, величайшей трансформацией социума, всесторонним преобразованием всех форм социального и индивидуального бытия. Но речь идет не о социальной революции, направленной в основном на смену политического режима, а о технологических изменениях, которые вызревают медленно, эволюционно. Однако впоследствии они рождают глубинные потрясения. Чем скорее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность насилия, диктата и других бед.

Тоффлер стремится обрисовать будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе. Рассматривая историю как непрерывное волновое движение, Тоффлер анализирует особенности грядущего мира, экономическим костяком которого станут, по его мнению, электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия. Это и есть Третья волна, которая завершает аграрную (Первая волна) и промышленную (Вторая волна) революции.

В первой книге трилогии «Шок будущего» (1970) Тоффлер предупреждал человечество о той опасности, которая связана со стремительными переменами в жизни людей. Не все исследователи приняли эту точку зрения. Так, выдающийся американский социолог Д. Белл считал эту мысль обманчивой. По его мнению, в повседневной жизни землян больше изменений произошло между 1850 и 1940 годами, когда в обиход вошли железные дороги, пароходы, телеграф, электричество, телефон, автомобиль, кинематограф, радио и самолеты, - чем в последующий период, якобы характеризующийся ускорением. Белл считал, что практически, кроме перечисленных им новшеств, в повседневной жизни людей, кроме телевидения, не появилось ничего нового.

Однако идея Тоффлера о трудностях психологической адаптации людей к ускорению социальных изменений укоренилась в футурологической литературе. Тоффлер пишет о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество на рубеже двух столетий. Основные книги Тоффлера - «Шок будущего», «Столкновение с будущим» (1972); «Доклад об экоспазме» (1975); «Третья волна» (1980); «Метаморфозы власти» (1990) и др.

В какой мере оправдались прогнозы Тоффлера? Что изменилось за последнее десятилетие в сознании человечества? Каковы иные культур-цивилизационные проекты людей? Идея новой цивилизации сохранила свою ценность. Американский социолог 3. Бжезинский писал о «технотронной эре», французский исследователь Ж. Эллюль назвал представляемое им общество «технологическим», Д. Белл пользовался понятием «постиндустриального общества», Тоффлер же, поразмыслив над терминами «трансиндустриальное» и «постэкономическое», остановился на понятии «супериндустриальное общество». Под ним подразумевается, как он пишет в «Шоке будущего», «сложное, быстро развивающееся общество, основанное на самой передовой технологии и постматериалистической системе ценностей». Д. Белл иронизировал: на определениях Э. Тоффлера, казалось бы, все перестановки и комбинационные идеи, связанные со словом «пост-», исчерпались.

Масштабные и интенсивные преобразования касаются теперь не только сферы хозяйства, экономики, политики и культуры. Меняются и фундаментальные основы воспроизводства человека как биологического и антропологического типа. Иной становится практика образования и мышления. Действительно начинается новая эпоха. Существующие сегодня социокультурные институты и технологии управления должны быть радикально реконструированы. Таков общий смысл последней работы Э. Тоффлера.

Мы осознаем сегодня, что мировое развитие осуществляется неравномерно. Вот почему мышление о будущем должно быть системным, ибо различные рассогласования между процессами мирового потребления и инфраструктурами управления, между производительными элементами мирового хозяйства и трансрегиональными потоками ресурсов, товаров и услуг оказываются все более значительными. Тоффлер задумывается над интенсивными формами развития в противовес характерным для прежнего социального мышления экстенсивным моделям социальной динамики.

Меняются масштабы нашей жизни. На наших глазах рождается эпоха глобальной конкуренции. Обозначается новый виток межэтнических и геополитических столкновений. Э. Тоффлер убежден в том, что важно как можно быстрее адаптироваться к стремительным переменам. Это в первую очередь касается «золотого миллиарда» людей, то есть тех, кто живет в развитом экономическом мире. Но как достичь устойчивого развития?

Нынешняя «Третья волна», по Тоффлеру, - это «информационное общество». Она вызвана повсеместным распространением компьютеров, турбореактивной авиации, гибких технологий. В информационном обществе складываются новые виды семьи, стили работы, жизни, новые формы политики, экономики и сознания. Мир перестает казаться машиной, заполняется нововведениями, для восприятия которых необходимо постоянное развитие познавательных способностей. Символы «Третьей волны» - целостность, индивидуальность и чистая, человечная технология. Ведущую роль в таком обществе приобретают сфера услуг, наука и образование. Корпорации должны уступить место университетам, а бизнесмены - ученым...

В доиндустриальном обществе, по мнению Белла, жизнь была игрой между человеком и природой, в которой люди взаимодействовали с естественной средой - землей, водами, лесами, - работая малыми группами. В индустриальном обществе работа - это игра между человеком и искусственной средой, где люди заслонены машинами, производящими товары. В «информационном обществе» работа становится прежде всего игрой человека с человеком (между чиновником и посетителем, врачом и пациентом, учителем и учеником). Таким образом, природа устраняется из рамок трудовой и обыденной жизни. Люди учатся жить друг с другом. В истории общества это, по мнению Белла, новое и не имеющее параллелей положение вещей.

Компьютерная революция - глубинный и разносторонний поворот в развитии человечества, который связан с ростом производительных сил, широким использованием техники и науки в производстве. Мир стоит на пороге неслыханного технологического переворота. Сегодня трудно представить себе в полной мере его социальные последствия. Рождается новая цивилизация, где коммуникационная связь создает все условия для полного жизнеобеспечения человека...

Свою преобразующую роль современным средствам коммуникации еще предстоит сыграть в будущем веке. Достаточно заметить, что новые информационные технологии уже успели изменить традиционно господствовавшие понятия о собственности. Информация при переходе от продавца к покупателю не перестает принадлежать продавцу. А это не просто какой-то иной вариант поведения товара на рынке. Это нечто большее.

Веками и тысячелетиями главными ресурсами народов были пространство и золото. Сверхновейшее время вызвало к жизни новый ресурс - информацию. В грядущем веке этот ресурс станет определяющим. За три десятилетия своего существования информационная система фактически превратилась в фактор эволюции. В конце ушедшего столетия понятие «сеть» стало универсальной метафорой. Заговорили о сетевой экономике, сетевой логике, нейронной сети, сетевом интеллекте, сетевом графике...

Сегодня общество, которое стремится сохранить себя как самостоятельное государство, не может не быть тотально компьютеризованным. Американская, западноевропейская экономика и экономика азиатских стран, таких как Сингапур, Япония, Гонконг, наглядно подтверждает эту истину. Однако этот процесс развивается по-разному. Несмотря на впечатляющие достижения в электронно-вычислительной технике и телекоммуникациях, японцы все больше и больше отстают в этой конкурентной гонке. Они отстают не только от США, но и от Западной Европы.

Alvin Toffler - POWERSHIFT Knowledge, wealth, and violence at the edge of the 21 st century. 1990

Перевод с английского: В. В. Белокосков, К.Ю. Бурмистров, Л.М. Бурмистрова, Е.К. Комарова, А.И. Мирер, Е.Г. Руднева, Н.А. Строилова

ISBN 5-17-004183-7

П. Гуревич. КОНФИГУРАЦИЯ МОГУЩЕСТВА

Книга американского социолога и футуролога Элвина Тоффлера (р. 1928) «Метаморфозы власти» венчает задуманную им трилогию, посвященную преображениям современной цивилизации. Исследователь не считает свои прогнозы ни утопией, ни антиутопией. Свой жанр он именует «проктопией», то есть практической утопией. В ней нет безмерной идеализации. Это описание более практичного и более благоприятного для человека мира, нежели тот, в котором мы живем. Но в этом мире в отличие от утопии есть место злу - болезням, грязной политике, несправедливости.

Идея технических мутаций, оказывающих многомерное воздействие на социальный прогресс, давно уже получила признание в современной философии и социологии. Тоффлер проводит мысль о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену Первой волне (аграрной цивилизации) и Второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Очередная волна является, по Тоффлеру, грандиозным поворотом истории, величайшей трансформацией социума, всесторонним преобразованием всех форм социального и индивидуального бытия. Но речь идет не о социальной революции, направленной в основном на смену политического режима, а о технологических изменениях, которые вызревают медленно, эволюционно. Однако впоследствии они рождают глубинные потрясения. Чем скорее человечество осознает потребность в переходе к новой волне, тем меньше будет опасность насилия, диктата и других бед.

Тоффлер стремится обрисовать будущее общество как возврат к доиндустриальной цивилизации на новой технологической базе. Рассматривая историю как непрерывное волновое движение, Тоффлер анализирует особенности грядущего мира, экономическим костяком которого станут, по его мнению, электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия. Это и есть Третья волна, которая завершает аграрную (Первая волна) и промышленную (Вторая волна) революции.

В первой книге трилогии «Шок будущего» (1970) Тоффлер предупреждал человечество о той опасности, которая связана со стремительными переменами в жизни людей. Не все исследователи приняли эту точку зрения. Так, выдающийся американский социолог Д. Белл считал эту мысль обманчивой. По его мнению, в повседневной жизни землян больше изменений произошло между 1850 и 1940 годами, когда в обиход вошли железные дороги, пароходы, телеграф, электричество, телефон, автомобиль, кинематограф, радио и самолеты, - чем в последующий период, якобы характеризующийся ускорением. Белл считал, что практически, кроме перечисленных им новшеств, в повседневной жизни людей, кроме телевидения, не появилось ничего нового.

Однако идея Тоффлера о трудностях психологической адаптации людей к ускорению социальных изменений укоренилась в футурологической литературе. Тоффлер пишет о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество на рубеже двух столетий. Основные книги Тоффлера - «Шок будущего», «Столкновение с будущим» (1972); «Доклад об экоспазме» (1975); «Третья волна» (1980); «Метаморфозы власти» (1990) и др.

В какой мере оправдались прогнозы Тоффлера? Что изменилось за последнее десятилетие в сознании человечества? Каковы иные культур-цивилизационные проекты людей? Идея новой цивилизации сохранила свою ценность. Американский социолог 3. Бжезинский писал о «технотронной эре», французский исследователь Ж. Эллюль назвал представляемое им общество «технологическим», Д. Белл пользовался понятием «постиндустриального общества», Тоффлер же, поразмыслив над терминами «трансиндустриальное» и «постэкономическое», остановился на понятии «супериндустриальное общество». Под ним подразумевается, как он пишет в «Шоке будущего», «сложное, быстро развивающееся общество, основанное на самой передовой технологии и постматериалистической системе ценностей». Д. Белл иронизировал: на определениях Э. Тоффлера, казалось бы, все перестановки и комбинационные идеи, связанные со словом «пост-», исчерпались.

Масштабные и интенсивные преобразования касаются теперь не только сферы хозяйства, экономики, политики и культуры. Меняются и фундаментальные основы воспроизводства человека как биологического и антропологического типа. Иной становится практика образования и мышления. Действительно начинается новая эпоха. Существующие сегодня социокультурные институты и технологии управления должны быть радикально реконструированы. Таков общий смысл последней работы Э. Тоффлера.

Мы осознаем сегодня, что мировое развитие осуществляется неравномерно. Вот почему мышление о будущем должно быть системным, ибо различные рассогласования между процессами мирового потребления и инфраструктурами управления, между производительными элементами мирового хозяйства и трансрегиональными потоками ресурсов, товаров и услуг оказываются все более значительными. Тоффлер задумывается над интенсивными формами развития в противовес характерным для прежнего социального мышления экстенсивным моделям социальной динамики.

Меняются масштабы нашей жизни. На наших глазах рождается эпоха глобальной конкуренции. Обозначается новый виток межэтнических и геополитических столкновений. Э. Тоффлер убежден в том, что важно как можно быстрее адаптироваться к стремительным переменам. Это в первую очередь касается «золотого миллиарда» людей, то есть тех, кто живет в развитом экономическом мире. Но как достичь устойчивого развития?

Нынешняя «Третья волна», по Тоффлеру, - это «информационное общество». Она вызвана повсеместным распространением компьютеров, турбореактивной авиации, гибких технологий. В информационном обществе складываются новые виды семьи, стили работы, жизни, новые формы политики, экономики и сознания. Мир перестает казаться машиной, заполняется нововведениями, для восприятия которых необходимо постоянное развитие познавательных способностей. Символы «Третьей волны» - целостность, индивидуальность и чистая, человечная технология. Ведущую роль в таком обществе приобретают сфера услуг, наука и образование. Корпорации должны уступить место университетам, а бизнесмены - ученым...

В доиндустриальном обществе, по мнению Белла, жизнь была игрой между человеком и природой, в которой люди взаимодействовали с естественной средой - землей, водами, лесами, - работая малыми группами. В индустриальном обществе работа - это игра между человеком и искусственной средой, где люди заслонены машинами, производящими товары. В «информационном обществе» работа становится прежде всего игрой человека с человеком (между чиновником и посетителем, врачом и пациентом, учителем и учеником). Таким образом, природа устраняется из рамок трудовой и обыденной жизни. Люди учатся жить друг с другом. В истории общества это, по мнению Белла, новое и не имеющее параллелей положение вещей.

Компьютерная революция - глубинный и разносторонний поворот в развитии человечества, который связан с ростом производительных сил, широким использованием техники и науки в производстве. Мир стоит на пороге неслыханного технологического переворота. Сегодня трудно представить себе в полной мере его социальные последствия. Рождается новая цивилизация, где коммуникационная связь создает все условия для полного жизнеобеспечения человека...

Свою преобразующую роль современным средствам коммуникации еще предстоит сыграть в будущем веке. Достаточно заметить, что новые информационные технологии уже успели изменить традиционно господствовавшие понятия о собственности. Информация при переходе от продавца к покупателю не перестает принадлежать продавцу. А это не просто какой-то иной вариант поведения товара на рынке. Это нечто большее.

gastroguru © 2017