Макет своими руками из бумаги и других материалов. Изготовление скал на макет в масштабе HO Макет реки своими руками из бумаги

В своих работах моделисты иногда обращаются к горной тематике. И здесь их, помимо обычной работы по склейке-покраске фигурок, ждёт две основные проблемы:
1. Правдоподобно показать действия людей в горах.
2. Изготовление имитации горного рельефа.

В принципе, учитывая то, что большинство никогда в горах не были, и тем более, никогда сами с рюкзаком по скалам не лазали, с этими пунктами можно особо не париться. Практика показывает, что почти любое качество исполнения «горной» композиции, всё равно будет принято зрителями на «ура». Но, для тех моделистов-мазохистов, кому интересно сделать не подставку с красивыми игрушечными солдатиками, а попытаться показать кусочек реальной жизни, этого мало. И вот для них-то и предназначен приведённый ниже материал.

Сразу поясню, что первый пункт здесь разбирать не буду.
Давайте сразу перейдём к изготовлению горного рельефа, а конкретнее - скал.

На сегодня самый популярный способ для создания в миниатюре горного антуража - это заливка гипса/алебастра в мятую фольгу.
Есть ещё вариант самостоятельно лепить камни. Но, как показывает практика, из этого ничего хорошего не получается. В лучшем случае у моделистов выходят какие-то круглы речные бульники. Но уж точно никак не фрагменты горной породы. Поэтому сразу перейдём к фольге.
Да, действительно, этим способом можно получить рельеф и фактуру наиболее приближенные к реальности, но…Только на первый взгляд! На самом деле, застывший в мятой фольге гипс похож в первую очередь (и во вторую, кстати, тоже) именно на застывший в фольге гипс. Горы он напоминает только в очень маленьком масштабе. Скажем так - на горный хребет в 1:1000 это вполне похоже. Но, никак не на 1:35.

Основные беды здесь две - отсутствие характерных особенностей горного рельефа, и сглаженные, округлённые поверхности «скал», практически полностью лишённые фактурности реальных камней. На мой взгляд это в лучшем случае похоже на застывшую вулканическую лаву.

Либо ещё одна ошибка - монотонная повторяемость рельефа. Что больше похоже на руины архитектурного сооружения, чем на настоящие горы.

Теперь давайте посмотрим, каким образом можно избавиться от этих недочётов.
Главная проблемы литья в фольгу - гладкая поверхность конечного продукта.
Чтобы избавиться от этого можно использовать наждачную бумагу разной зернистости, которую вставить фрагментами в форму из фольги. В результате готовая отливка получившихся скал фактурно станет более разнообразной.
Как ещё один вариант - можно в форму из фольги местами положить немного песка. Что тоже добавит получившейся поверхности разнообразия.
А чтобы сделать отливку сразу богаче оттенками, можно туда добавлять ещё и различные натуральные «красители» - сажу, золу, землю и т.д.
Но, и это не всё!
В завершении всё равно требуется обязательно вручную доводить всю поверхность до реалистичного вида - готовые отливки потом надо дорабатывать резцами, наждачной бумагой, надфилями и прочими подручными инструментами.
И ещё, кроме фактуры поверхности нужно большое внимание уделять самому рельефу - трещинам, сколам, и т.д.
В результате всех этих манипуляций может получиться интересный эффект, очень близко напоминающий реальные скалы.

Внизу привожу пример того, как это может выглядеть. Здесь ещё нет финишной отделки (покраски, имитации растительности и пр.). Но даже в таком виде, мне кажется, это смотрится гораздо интереснее.
(фигурка 1:35 егеря-гоблина от «Звезды» поставлена здесь просто для примера масштаба работы)

И ещё один вариант...

На самом деле, нюансов реалистичного показа гор гораздо больше. Но, даже сделав только то, о чём было сказано выше, внешний вид таких диорам можно значительно улучшить, постепенно уходя от игрушечных кукольных макетов к настоящим горам.

(в тексте использованы фотографии с сайта

После долгого просмотра видео по теме изготовления скал на макет я решил попробовать сделать это сам...

В качестве подмакетника взял имеющуюся в наличии фанеру, построил на ней конструкцию будущей горы из тонкой фанеры и толстого коробочного (гофрированного) картона. Всё это дело склеивал термоклеем. Очень удобная штука. Только иногда не успевал прикладывать детали - клей уже застывал. Потом наловчился и всё пошло быстро.

Готовую конструкцию оклеил серпянкой (такая липкая лента в виде сетки для проклейки швов на гипсокартоне перед шпатлёвкой). Вот уже по этому "армированию" я и наносил слой гипса. Первый опыт.

Пока гипс не сильно схватился начинал делать глубокие "морщинки". Как потом оказалось, мелкие удобнее делать по уже "схватившемуся" гипсу. Да и мусор легче выметать. А его было много!

После создания рельефа перешёл к покраске. Тут я не отступал от увиденных технологий. Сначала положил базовый цвет, затем уже расскрашивал от души. Всё смелее и смелее!

Получалось весьма и весьма неплохо! Мне самому понравилось.

В итоге получилась плоская равнина с вырезанным участком для железной дороги... Подумав, решил усложнить рельеф. Благо опыт уже появился. В итоге сделал гребень, два гребня, три гребня...

Получился уже довольно живенький рельеф.

На скале я решил посадит большую сосну, даже потом сделал её! Но к тому времени я охладел этим кусочком макета и увлёкся домиками... Но скалу немного доработал - потренировался.

Травой засадил всю скалу, но фоток уже не делал, а передал ребёнку в пользование. Он на ней машинки гонял.

Всегда интереснее макет домика который вы сделали своими руками поставить не просто на полочку, а окружить похожим на реальность ландшафтом. Чтобы вокруг были деревья, кусты, мимо пробегал ручеек с холма.

Но как и из чего это сделать? Какой материал нужен? Какими знаниями нужно обладать?

Для начала определитесь, какого размера будет ваш кусочек природы с вашим домиком.
Затем подберите кусок достаточно твердого материала.Это может быть толстый картон , кусок ДВП (древесно-волокнистая панель, из которой делают задние стенки мебели). Лист толстого пластика или оргстекла. В общем нечто жесткое, основа, на которой мы и будем размещать все элементы ландшафта.

На отдельном листе бумаги, ватмана, желательно в масштабе 1:1 нарисуйте план вашей местности, с разметкой (пятном) вашей основной конструкции для которой и делается весь ландшафт.

Вспомните правила художественной композиции, чтобы второстепенные детали не отвлекали от основного замысла всего проекта. Мы делаем не лес и речку а антураж, окружение вашей главной задумки, ее обрамление.
На вашем плане должно быть четко прорисованы все детали, где идет ручеек, где начинается подножие холма или горы, как пройдут тропинки или дорожки. Отдельно стоящие деревья и кусты, в общем все что будет на макете помимо дома.

Вы должны четко представлять как все это будет выглядеть. Поставьте свой домик на основу ландшафта, покрутите его, посмотрите как его лучше поставить, как все остальное будет распределяться.

А теперь непосредственно перейдем к изготовлению самого ландшафта

Когда на вашем подмакетнике (так называется основание макета) будут размечены все низины и возвышенности, можно приступать к самому рельефу. Если у вас будут овраги или ручей (речка) значит их дно будет нижняя точка всего макета. и относительно этой точки весь рельеф нужно поднимать.

А здесь существуют много методов для рельефа, но нам нужно попроще, и желательно без применения дорогих и сложных материалов.
Для начала нужно сделать каркас самой возвышенности. Его можно сделать обрешеткой из листов картона, кусков упаковочного картона (гофрокартона). Промежутки между обрешеткой можно заполнить любым бросовым материалом. Это может быть смятая газета, ненужные тряпки, обрезки пенопласта (подойдет пенопласт от упаковок бытовой аппаратуры.

Если наполнитель газета или ветошь, его нужно чем-то скрепить и зафиксировать. Подойдет лак , жидкая строительная шпатлевка , клей ПВА или любой другой подешевле.

Если вы заполнили промежутки пенопластом, приклейте его (на тот же ПВА, он не такой уж и дорогой).Затем пенопласт нужно предварительно подрезать убрав неровности и подогнав примерно под рельеф холма (горы).
На данном этапе формирования рельефа желательно иметь фотографии той примерно возвышенности которую вы собрались изобразить. Скалистая ли это порода или просто поросший мхом холм. Это поможет вам и сейчас и в дальнейшем.

Дайте высохнуть наполнителю вашей обрешетки хорошенько.
В зависимости от выбранной вами почвы (камни, трава, скалистые выступы) формируется дальнейшая структура возвышенности.
Чтобы смягчить складки и придать им реалистичность можно обмазать каркас пластилином, мастикой, шпатлевкой для выравнивания стен и углов.

Вообще, на данном этапе почаще бывайте в строительных магазинах, как правило, там вы найдете все необходимое.
Загляните в аптеку, там продается марля и бинт пропитанные гипсом . Размоченные в воде и разложенные на рельефе они прекрасно передают складки местности.
Подобным же образом формируются берега и остальные участки местности. Помните про русские дороги и тропинки которые без канав и рытвин не бывают.
Нигде на макете не должно быть щелей, трещин (если только это не ваша задумка), пустот и ровных гладких участков, если это не асфальт.
Вся конструкция рельефа должна быть крепкой, надежной, не трястись и не качаться. Иначе вы, со временем, получите трещины.
Подготовка к покраске заключается в тщательной обработке поверхности под выбранную вами краску.

Не ограничивайте себя одним типом красок, даже если у вас их полный комплект. Аэрозольные краски , колерованная водоэмульсионка, гуашь, темпера, акварель , акрил . Все может пойти в дело. Помните у каждого типа краски своя особенная светоотражающая особенность.

Подготовка к покраске

Следующий этап один из самых важных. Покраска готового рельефа во многом определяет реалистичность всего макета. Вы должны хорошо знать какую местность вы изображаете, какая там флора. Время года.

И опять таки желательно иметь массу фото. Если местность у вас под боком, не составить труда сфотографировать как можно больше фотографий, особенно деталей. Торчащий корень дерева посередине тропинки, отдельно лежащий камень, засохшее дерево. Эти детали помогут вам придать всему особую реалистичность.

Сам этап покраски слишком объемен и в задачи данной статьи уже не входит.
Просто внимательнее будьте на природе, на улице, подмечайте все что вас окружает. Единых методов создания ландшафта не существует.
Мы рассмотрели один из, пожалуй, самых простых и дешевых методов создания природы на полке.

Статья подготовлена преподавателем учебного центра "Бэст макет" Валерием Смирновым.

Вконтакте

Для окрашивания опилок берется синька ультрамарин, разводится в горячей воде, куда и погру­жается древесная пудра, окрашивающаяся на глазах до степени нужного колера. Вынутая из краски, она отжимается и кладет­ся тонким слоем на противень для сушки.

Древесную пудру можно применять для покрытия макетов вместо краски, но для этого она заготовляется самых разнооб­разных цветов, высушивается и складывается в банки. Лучшая краска для этого - анилиновая, продаваемая пакетиками для окраски хлопчатобумажных тканей. Пудра накладывается тон­ким слоем на горячий столярный клей и придавливается. Избы­ток ее, по высыхании, ссыпается в банку и хранится для сле­дующих работ.

Снеговая поверхность делается так: нужная часть смазы­вается клеем и обсыпается бурою с примесью борной кислоты для придания блеска. Можно также поверхность сделать из ваты (гигроскопической), которая расстилается ров­ным и тонким слоем поверх белой бумаги. Вата сверху посы­пается борной кислотой.
Когда склеенные части высохнут, они покрываются шпаклев­кой, приготовленной из мела (зубного порошка) и клея. В за­висимости от окраски, которую должен иметь грунт, к мелу прибавляют различную краску. Шпаклевка накладывается тон­ким слоем, а в тех местах, где требуется, она принимает формы необходимых выпуклостей, рельефа, выступов, берегов и т. п.

Покрытие шпаклевкой имеет целью скрепить макет, выров­нять неровности или создать их, сделать его плотным и моно­литным. В шпаклевку при ее накладке могут быть вкраплены камешки, корешки, имитирующие тот или другой предмет.

Задний фон макета можно окрасить коричневой краской или осыпать древесной пудрой по клею, или же оклеить темной бумагой. Весь макет после отделки, пока он сырой, посыпать бриллиантовыми насыпями, от чего он оживает, особенно при вечернем свете.

Надписи делаются на чертежной бумаге тушью и помещают­ся под стекло, как этикетки, и макет готов.
Обратимся к изготовлению некоторых деталей макетов.

Лес и кустики условно изображают зеленые лиственные мхи. Они собираются заранее. Нужно выбирать самые зеленые, яркие и не очень сочные, высушивать их на сквозняке, но не на солн­це. Из мхов связываются очень плотные букетики, которые и вставляются в отверстия, сделанные в макете шилом.

Макет травы

Травянистую поверхность на моделях можно также изобра­зить мхом. Поверхность оклеивается матовой зеленой бумагой или красится зеленой краской. Зеленый фон смазывается клеем и обсыпается мелко настриженным мхом. Можно мох заменить окрашенными в зеленый цвет мелкими древесными опилками. Если надо представить часть растительности в естественном виде, то приходится брать настоящие растения или части их, засушенные в песке.

Неровности поверхности, ямки, мелкие повышения и т. д. сделать так: смочить в жидком столярном клее нужной величи­ны комок тонкой бумаги и наклеить на поверхность подставки. Намочить еще кусок цветной бумаги в клее. Когда она станет мягкой, наложить на комок и примять вокруг комка края к поверхности подставки. Обмазать сделанные неровности клеем и обсыпать стриженым мхом или землею.

Имитация поверхности земли. Проще всего устроить ровную поверхность почвы. Достаточно смазать кусок картона и обсы­пать землей или песком. Картон необходимо окрасить в тот цвет, какой имеет приготовляемая почва.

«Земля» делается так. Возьмите тонкий картон и черную ма­товую бумагу. Вырежьте кусок картона нужной величины, оклейте его матовой черной бумагой, обратную сторону картон­ки надо сейчас же оклеить бумагой, иначе он покоробится. За отсутствием бумаги картон можно с полным успехом покрасить сажей на клее. На черную сторону картонки нанести столярный клей, ровным слоем густо засыпать землей, дать полчаса посох­нуть и только потом стряхнуть лишнюю землю.

Сухая земля имеет не черный, а серый цвет и потому, чтобы она осталась черной, ее надо окрасить. Это делается до наклей­ки. Возьмите черной минеральной краски, разведите на блюдеч­ке и насыпьте в него земли. Пропитавшуюся краской землю высушите на солнце или в духовой печке.

Точно такими же приёмами делается и песчаная поверх­ность, надо лишь вместо черной бумаги взять желтую, лучше всего обыкновенную оберточную. Изредка приходится окраши­вать фон акварельной краской, если приготовляемая «порода» имеет оттенок другого цвета.

Для песчаных ландшафтов заготовляют искусственный песок. Он составляется из 20% натурального песка и 80% охры. Смесь тщательно перемешивается.

Из натуральных камешков лучше всего употреблять камеш­ки, добытые из ручейка, а также мелкий гравий. Для того чтобы прикрепить к картону камешки, палочки или какие-либо предметы, они смазываются очень густым столярным клеем и опускаются на предназначенные им места. При варке лея для крепости прибавляют немного сахарного песка.

Макет ручья

Ручеек оформляется красками, а ложе его засыпается по специально наложенной замазке синего цвета порошком голубой насыпи, которая издает блеск, а берег - землей и камешками.

Животные для оживления ландшафта могут быть выпилены из фанеры, раскрашены и прикреплены в соответствующих ме­стах макета. Также и растения переднего плана. Камни надо приготовить из бумажной массы, а затем раскрасить. Можно для этой цели использовать и соответствующие рисунки, вырезав и наклеив их на картон, а затем прикрепить на макете.

Высокие склоны и обрывы. Из картона сгибается и склеи­вается коробка нужной величины. Дном кверху она наклеивает­ся на кусок картона. Это будет остов горы. Со всех или некото­рых сторон можно наклеить лист плотной бумаги так, чтобы одним краем он был прикреплен к краю дна коробки, а другим к картону, получится склон желаемой крутизны. Бумага берет­ся соответственного цвета в зависимости от того, будет ли это склон земляной, песчаный или травянистый. Когда модель будет закончена, склон этот мажется клеем и обсыпается песком, зем­лею или стриженым мхом.

Для обрыва берется тонкая оберточная серая бумага. От­режьте нужный кусок, намочите ее в жидком столярном клее и наложите так же, как и «склон», но, конечно, спустите гораздо круче. Клей скоро подсохнет, и вы легко можете собрать бумагу в любые складки и сборки. Когда клей засохнет и бумага зат­вердеет, обмажьте еще раз клеем и, держа «обрывом» кверху, осыпьте песком. Тогда сборки и складки будут напоминать рыт­вины, промытые водой на склоне оврага. Можно обсыпать «обрыв» не только песком. Набрав разноцветных глин, насыпьте их на клей горизонтальными полосами и изобразите наглядно слоистость земной коры.

Такие модели гор, обрывов, берегов и даже оврагов можно легко делать с натуры, если иметь рисунки и карты данной местности.

Если вы собираете коллекцию горных пород из какого-нибудь обрыва, то точная, с соблюдением пропорции модель обрыва, сделанная (обсыпанная по клею) из подлинных, взятых на ме­сте материалов, чрезвычайно поднимет ценность вашей коллек­ции.

Постройка моделей жилищ или селений развивает у учащихся находчивость и творческую ини­циативу. А изготовленные такие модели послужат ценными по­собиями для географического кабинета. Для руководства можно использовать картины, рисунки и т. д., а также описания в журналах и книгах. Для примера при­ведем описание одного макета.

Перед входом в пещеру у костра сидит человек. Все обитатели пещеры ушли на охоту. Оставшийся должен охранять жилище и поддерживать «вечный огонь».

Хорошо выполненный макет пещеры первобытного человека поможет вам представить себе жизнь наших древних предков. Размер подмакетника - 40 X 40 см. Высота задней стенки 40 см. Вылепите из глины мо­дель горы с пещерой. Обклей­те модель слоями бумаги. Бу­магу предварительно нарвите кусками 150×150 мм. У вас получится слепок горы из па­пье-маше. Пришейте гору к подмакетнику и к задней стен­ке макета.

Площадку вокруг горы засыпьте землей и зеле­ными опилками. Гору окрасьте так, чтобы составилось впечат­ление, будто она каменная. Звериные шкуры хорошо по­лучаются из кусочков старого мохнатого полотенца. Рас­красьте «шкуры» и приклейте их внутри пещеры. В пещере лежат каменные орудия. Каменные части топора и копья вылепите из пластилина или другого мате­риала. Костер сделайте из папиросной бумаги, окрашенной в красный и желтый цвет. Для фигуры первобытного человека сделайте каркас из мягкой тонкой проволоки, затем нанесите на него пластилин. Оденьте человека в кусок звериной шкуры.

Детская железная дорога - это любимая игрушка многих малышей и детей постарше. Особенно привлекает эта игра мальчишек, ведь многие из них в юном возрасте мечтают путешествовать, а игра в «паровозики» очень в этом помогает. Кроме того, разнообразные виды железнодорожных составов развивают мышление детей и способствуют развитию их воображения и фантазии.

Сегодня в магазинах игрушек продается огромное количество разнообразных наборов для юных железнодорожников: от маленьких паровозиков с 2-3 вагонами до современных быстрых локомотивов. Кроме самих паровозов в наборах имеются различные дополнительные элементы в виде рельс, домиков, вокзалов, целых ферм, фигурок людей и животных, дорожных знаков и т.д. Из таких элементов можно создать целый игрушечный город. Хорошо, если игрушечная железная дорога будет находиться в определенном месте, а не разбросана по полу. Поэтому можно отвести в детской комнате небольшой уголок, и вместе с ребенком обустроить его не только с помощью магазинных элементов, но и самостоятельно изготовленных. Например, дома мы сами изготовили вот такую панораму.

А пока я хочу предоставить для вас небольшой мастер-класс (фрагмент), как самостоятельно изготовить для подобной панорамы горы, которые станут отличным дополнением. Работа эта несложная, и помочь Вам может даже маленький ребенок.

Шаг 1. Для начала нужно приготовить лист ДВП, на котором будет располагаться макет (в моем случае фрагмент).

Шаг 2. Для работы Вам понадобятся газеты, салфетки (или туалетная бумага), обойный клей, клей типа «Момент», гуашь, кисть для клея и для гуаши.

Шаг 3. Газету разрываем пополам и делаем из нее, что вроде комочков (мы взяли бесплатные рекламные газеты, которые в большом количестве предлагаются почти в любом магазине).

Шаг 4. Из этих комочков «складываем» гору желаемой высоты.

Шаг 5. Затем небольшое количество предварительно разведенного обойного клея налейте в чашку и приготовьте салфетки.

Шаг 6. Одну сторону салфетку обмокните в обойный клей.

Шаг 7. Наложите влажную салфетку на газетные комочки.

Шаг 8. Повторите эту процедуру до тех пор, пока вся «гора» не будет закрыта влажными салфетками. При помощи кисти, которую нужно также обмакивать в обойный клей, сформируйте впадины на «горе».

Шаг 9. В итоге у Вас должна получиться вот такая «гора» из влажных салфеток и газеты. Вся эта конструкция должна теперь окончательно просохнуть (примерно часов 12-14).

Шаг 10. Когда гора высохнет можно приступать к раскрашиванию (используйте акварельные краски, но лучше - гуашь, т.к. после высыхания она ярче смотрится)

Шаг 11. Используйте разные цвета: желтый, коричневый, зеленый, черный.

Шаг 12. На этом этапе всё зависит только от Вашей фантазии.

gastroguru © 2017