Кто такой карачун в древней руси. Карачун – Грозный и неумолимый Бог морозов. Великая вера народов

У славян Бог Карачун еще мог называться и по-другому – Корочун (укр.), Крачун (закарп.), Коронуй (белор., ударение на «у», обозначает внезапную смерть), а также Крачунец (молд.). Славяне Закарпатья часто называют праздничный пирог, испечённый под Рождество, именем этого Бога – «крачунец». Словарь Даля показывает взаимосвязь имени Бога с болезненным состоянием человека – «скорячило», что значит, свело ногу, спину, либо скорчило человека. У него же мы находим «карачить», когда пятятся назад.

Славянская мифология по-разному представляет этого Бога. Кто-то из исследователей полагает, что это одна из ипостасей Чернобога , кому видится зимний Бог очередным обличьем Кощея (Кощного Бога), а кто-то при более позднем рассмотрении полагает, что это сам Мороз – Бог Зимы. Есть и представление того, что Карачун – это темный бог подземного царства, который слывёт Повелителем морозов и темноты, Бог Зимы.

В сказках мы находим образы этого зимнего Бога. Например, есть сказка Ремизова А., которая так и называется «Корочун»:

Среди поля весь в хлопьях драковитый дуб, как белый цветок.
Катятся и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути, метет вовсю, бьет глаза, заслепляет; ни входу, ни выходу.
И ветер Ветреник, вставая вихорем, играет по полю, врывается клубами в теплую избу: не оставляй дверь на мороз!
Царствует дед Корочун.
В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большущей бородой, Корочун ударяет дубиною в пень — и звенят злющие зюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается.
Царствует дед Корочун.
Коротит дни Корочун, дней не видать, только вечер и ночь.
Звонкие крепкие ночи.
Звездные ночи, яркие, все видно в поле.
Щелкают зубом голодные волки. Ходит по лесу злой Корочун и ревет — не попадайся!
А из-за пустынных болот со всех четырех сторон, почуя голос, идут к нему звери без попяту, без завороту.
Непокорного — палкой, так что секнет надвое кожа.
На изменника — семихвостая плетка, семь похвостников: раз хлестнет — семь рубцов, другой хлестнет — четырнадцать.
И сыплет, и сыплет снег.
Люты морозы — глубоки снеги.
С вечера петухи кричат, с полудня метелица, к белому свету люты морозы.
Люты морозы — глубоки снеги.
Не скоро свету — солнцу родиться, далек солноворот. Хорошо медведю в теплой берлоге, и в голову косматому не приходит перевернуться на другой бок.
А дни все темней и короче.
На голодную кутью ты не забудь бросить Дуде первую ложку — Корочун кутью любит. А будешь на Святках рядиться — нарядись медведем, Корочун медведя не съест.
И разворчался, топает, медведь катится по небу, стучит неугомонный — Корочун неугомонный…
Старый Котофей Котофеич, сладко курлыкая, коротает корочуново долгое время — рассказывает сказки.

Здесь мы видим и обрядовость славян по отношению к задабриванию Бога Карачуна, и характер самого зимнего Бога, и поведение животных в такой час, когда злой дух шагает по Земле. Приходом Карачуна ознаменовано Солнцестояние, когда все коченеет, останавливается, движения не заметно, света белого не видно. Конечно же, древние понимали, что через пару дней вся эта остановка пройдет, всё начнет двигаться, встанет «на круги своя» Коло Сварога, и солнце вновь начнет свое шествие.

Что знают о Карачуне славяне?

Карачун по поверьям древних славян не только повелевал морозами, тьмой в зимнюю пору. Еще он прославился тем, что был злым по нраву, а также мог намного сократить жизни человека. Позже уже стали называть его Богом скотьего падежа. Люди стали замечать, что именно в период правления Карачуна зимой домашний скот особенно погибал от лютых морозов.

Некоторые наши предки славяне полагали, что именно этот темный Бог насылает на людей такие болезни, в которых отмечаются судороги. Если не умилостивить данного Бога, то состояние больного от судорог часто переходит в смерть. Так и говорят даже и сегодня: «Хватил его карачун», когда человек скоропостижно скончался. А если вы услышите «задать карачуна», то это обозначает – пришибить кого-то, убить или даже – замучить.

Вот что пишут о Карачуне сейчас:

Корочун - последний день накануне Зимнего Солнцеворота, когда Чернобог (Кощей-Корочун в образе Старца с Серпом Жнеца или Вельего Звия, кусающего Свой хвост) завершает, окорачивает старый Год в преддверии Коляды, праздника рождения Нового Солнца и Нового Года.

Корочун - это время, когда Молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник, приуроченный к Летнему Солнцевороту) свою высшую точку, готовится с размаху ударить о каменную твердь и высечь на Коляду из бел-горюча камня Алатыря искру Нового Огня, из которой разгорится пламя Нового Кола Года.

Корочун - это чародейная пора, когда Врата меж Явью и Навью широко распахнуты, покров маяты мира сего разорван, и за ним можно увидеть проблески Истинной Природы Мироздания, сущей за пределами плоти, за пределами всех имён и форм.

Ночь Корочуна, последняя ночь уходящего Года - это прообраз Ночи Мира, Ночи Великого Растворения, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно Преддверие Нового Возрождения.

Для мудрых Корочун - Ночь Прозрения и Безмолвного Видения Того, Что скрыто; для иных - это Ночь Безумия и Чёрного Ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь.

За две седмицы до Корочуна начинается так называемое Время Молчания - пора подготовки к Переходу, время отдачи долгов, прощения обид, завершения всего незавершённого за год и отбрасывания, отпускания от себя всего отжившего.

Это время очищения души и тела, когда желательно ограничивать себя в пище (особенно мясной), а также внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел.

В ночь Корочуна души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков и, если надо, спросить с них - как они исполняли в уходящем году свой Родовой Долг? Жили они по Правде или по кривде? Славили Родных Богов или поклонялись чужебесию? Искали Мудрости Вышней или тешили лишь ненасытное чрево своё?

Слышишь, как трещит мороз на улице? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям, и Серп Мары рассекает спутанные за год Покутные Нити, и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства - Откровение Вещей Ночи… Студень (Декабрь) — месяц длинных ночей и самых коротких дней. Он издавна у народов Евразии, был посвящен волку. Иногда он так и назывался «волчий месяц».

Даты и символика Карачуна

Карачуну посвящен свой период календарного года. С 21 по 25 декабря Бог Карачун является предвестником и знаком прихода Бога Зимнего Солнца – Коляды . Более поздний календарь отмечает 25 декабря днем Спиридона-солнцеворота. В связи с тем, что в этот период оканчивается зимнее солнцестояние и ночь идет на спад, существует понимание, что Карачун укорачивает ночь.

Часто говорят о том, что Карачун часто превращается в Мороза, или в Деда Мороза, который пребывал какое-то время в плохом настроении. По поверьям народа всегда считалось, что именно 23 декабря (месяц назывался раньше – студень) является самым холодным, морозным и темным временем в году.

Некоторые считают, что Карачун является седым старцем, у которого довольно суровое лицо, тяжелый взгляд. На нем надет синий кафтан, отороченный белым мехом, а иногда его изображают в белой шубе с непокрытой головой. У Карачуна всегда в руках посох, которым он наводит на Землю крепкий мороз.

У этого Бога есть своя свита, которая входит также в его символику – белые волки, формирующиеся из метели, птицы-вьюжницы, снежные бураны, обращающиеся в медведей-шатунов и даже души умерших людей, что когда-то погибли от замерзания.

Символика зимнего темного Бога отразилась в названиях – декабрь месяц у некоторых славян до сих называют «волчьим месяцем», когда чаще всего волки воют от голода и холода. А что касается медведей, то считалось, что во время Карачуна (или Зимнего Солнцеворота) медведь должен повернуться на другой бок в своей берлоге. Так и говорят: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».

Между тем не стоит сильно бояться Карачуна, ведь его правление недолгое - следом за 25 декабря всегда приходит благостное время для празднования прихода и правления Коляды. Да и день после Карачуна всегда уже будет постепенно удлиняться. Да и есть такое поверье, что снежные волки Карачуна питаются людскими неправедными поступками, а потому вреда не чинят тем, кто живет правильной жизнью (идет по пути Прави).

Как свидетельствует один из вариантов славянского Зодиака, люди, появившиеся на свет в это время, находятся под покровительством Китовраса. Это мифологический кентавр, одна половина туловища которого — лошадиная, а вторая — человеческая. Об этом персонаже говорится, что он мудр и силен, однако питает слабость к вину. Китоврас способен кого угодно обвести вокруг пальца, но эта способность нередко оборачивается против него же самого. Боги, покровительствующие "темной" половине года, используя любовь кентавра к алкоголю, вынуждают поставить его мудрость и силу на службу корысти и злу. За этим неизбежно приходит наказание со стороны светлых богов.

Равно как и их покровитель Китоврас, люди, родившиеся в этот период, вполне способны буквально во всех жизненных сферах добиться значительных успехов, но при условии, что их стремление к всевозможным благам и мирским удовольствиям не выйдет за рамки разумного.

Декабрь имеет буквальное имя «студень», которое несложно расшифровать (студеный, слишком холодный месяц, чтобы показывать нос на улицу). Покровителем этого месяца, а равно и людей, рожденных в этом временном промежутке, можно смело назвать, подземного бога Карачуна.

Древние славяне считали Карачуна подземным богом, повелевающим морозами. Медведи-шатуны, оборачивающиеся буранами, и волки-метели были его помощниками. Потом Карачун стал богом скотьего падежа.

23 декабря - один из самых холодных дней зимы. Когда перестают укорачиваться ночи - считается днем Карачуна. Сама темная непонятная сила, укорачивающая светлую часть суток, и есть Карачун. Бог этот столь грозен и неумолим, что до сих пор существует выражение «задать карачуна» - то есть умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-либо.

Время Карачуна - самое темное и холодное время в году. Можно даже назвать его беспросветным - слишком далека еще весна. И только после дня Карачуна (23 декабря) нас ожидают радостные праздники солнечных богов: солнце повернет на лето.

У человека-Карачуна здоровье неважное, как он ни бодрится. Он родился в период энергетического спада, когда земля безжизненна и пустынны небеса. Нет солнца, воды скованы льдом… только ветер надежный друг Карачуна.

Ничто не дается Карачуну даром: все приходится зарабатывать своим трудом. Велика вероятность, что ему захочется уйти от действительности в мир фантастических грез. Карачуны любят путешествия, интересуются культурами других стран (особенно жарких, тропических), часто мысленно переносятся в прошлое и в будущее.

Испытывая трудности в общении с людьми, много возятся с животными. Человек-Карачун способен приручить самого дикого зверя! Изучение коллективного опыта человечества дает им возможность поверить в себя, ощутить свою причастность к глобальным жизненным процессам. Карачун должен опираться на объективные идеалы общества, а не на себя.

Человек-Карачун бывает холодным, угрюмым, ворчливым, недоступным, раздражительным, злым, но маска Кощея бессмертного ему не к лицу. На самом деле у Карачуна другая ипостась - пересмешник (среди них много хороших пародистов). Они сатирики, рассыпающие язвительные шутки, и веселые, и приятные. Так они скрывают свою глубинную грусть. Дети Карачуна «на ты» с языком знаков, имеют способность к языкознанию, к поэзии, часто становятся полиглотами и переводчиками.

А вот личная жизнь их не клеится из-за нелюдимого характера. Знак Карачуна не располагает к тому, чтобы иметь много шумных детишек. Если же Карачун решится и снимет свою мрачную маску, становится очевидным, что этот скромный, все понимающий человек - настоящее сокровище!

Люди, родившиеся в декабре, хорошие работники, но больше всего для них подходит тяжелый труд, который они с присущей им легкостью, выполняют. Они не могут сидеть «сложа руки». Если такое происходит, способны впадать в депрессивные состояния, из которых выход только один - найти работу.

Интересно и то, что браки «карачане» любят и не могут прожить в одиночестве ни дня. В союз с ними может спокойно вступать любой из перечисленных выше знаков древнеславянского гороскопа.

Карачун и Любовь

Обычно личная жизнь Карачунов складывается не очень удачно, хотя они и нацелены на создание собственной семьи. Более того, в одиночестве эти люди не способны прожить и дня. Причина трудностей кроется в их некоммуникабельности, граничащей с откровенной нелюдимостью.

В общении с таким человеком самой трудной задачей является сделать так, чтобы он снял с себя обычную маску. И когда это происходит, становится очевидно, что Карачун — настоящий клад, ради которого стоило потрудиться. Все знаки славянского гороскопа могут без опасений связывать с ними свою жизнь.

Украшения

Непредсказуемый и оригинальный, представитель этого знака стремится к совершенству форм. Чаще всего люди, рожденные в декабре, предпочитают старинные или стилизованные под старину украшения. Это: бусы с элементами народного творчества; национальные мотивы в орнаменте; неопределенная цветовая гамма украшения. Драгоценностью для человека этого знака может стать семейная реликвия.

Необычные серебряные ювелирные изделия с натуральными камнями. Лечебные и магические свойства драгоценных камней.

Славянский гороскоп - Китоврас (Карачун)

Как свидетельствует один из вариантов славянского Зодиака, люди, появившиеся на свет в это время, находятся под покровительством Китовраса. Это мифологический кентавр, одна половина туловища которого - лошадиная, а вторая - человеческая. Об этом персонаже говорится, что он мудр и силен, однако питает слабость к вину. Китоврас способен кого угодно обвести вокруг пальца, но эта способность нередко оборачивается против него же самого. Боги, покровительствующие "темной" половине года, используя любовь кентавра к алкоголю, вынуждают поставить его мудрость и силу на службу корысти и злу. За этим неизбежно приходит наказание со стороны светлых богов.

Равно как и их покровитель Китоврас, люди, родившиеся в этот период, вполне способны буквально во всех жизненных сферах добиться значительных успехов, но при условии, что их стремление к всевозможным благам и мирским удовольствиям не выйдет за рамки разумного.

Декабрь имеет буквальное имя «студень», которое несложно расшифровать (студеный, слишком холодный месяц, чтобы показывать нос на улицу). Покровителем этого месяца, а равно и людей, рожденных в этом временном промежутке, можно смело назвать, подземного бога Карачуна.
Древние славяне считали Карачуна подземным богом, повелевающим морозами. Медведи-шатуны, оборачивающиеся буранами, и волки-метели были его помощниками. Потом Карачун стал богом скотьего падежа.

23 декабря – один из самых холодных дней зимы. Когда перестают укорачиваться ночи – считается днем Карачуна. Сама темная непонятная сила, укорачивающая светлую часть суток, и есть Карачун. Бог этот столь грозен и неумолим, что до сих пор существует выражение «задать карачуна» – то есть умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-либо.

Время Карачуна – самое темное и холодное время в году. Можно даже назвать его беспросветным – слишком далека еще весна. И только после дня Карачуна (23 декабря) нас ожидают радостные праздники солнечных богов: солнце повернет на лето.
У человека-Карачуна здоровье неважное, как он ни бодрится. Он родился в период энергетического спада, когда земля безжизненна и пустынны небеса. Нет солнца, воды скованы льдом… только ветер надежный друг Карачуна.

Ничто не дается Карачуну даром: все приходится зарабатывать своим трудом. Велика вероятность, что ему захочется уйти от действительности в мир фантастических грез. Карачуны любят путешествия, интересуются культурами других стран (особенно жарких, тропических), часто мысленно переносятся в прошлое и в будущее.
Испытывая трудности в общении с людьми, много возятся с животными. Человек-Карачун способен приручить самого дикого зверя! Изучение коллективного опыта человечества дает им возможность поверить в себя, ощутить свою причастность к глобальным жизненным процессам. Карачун должен опираться на объективные идеалы общества, а не на себя.

Человек-Карачун бывает холодным, угрюмым, ворчливым, недоступным, раздражительным, злым, но маска Кощея бессмертного ему не к лицу. На самом деле у Карачуна другая ипостась – пересмешник (среди них много хороших пародистов). Они сатирики, рассыпающие язвительные шутки, и веселые, и приятные. Так они скрывают свою глубинную грусть. Дети Карачуна «на ты» с языком знаков, имеют способность к языкознанию, к поэзии, часто становятся полиглотами и переводчиками.

А вот личная жизнь их не клеится из-за нелюдимого характера. Знак Карачуна не располагает к тому, чтобы иметь много шумных детишек. Если же Карачун решится и снимет свою мрачную маску, становится очевидным, что этот скромный, все понимающий человек – настоящее сокровище!
Люди, родившиеся в декабре, хорошие работники, но больше всего для них подходит тяжелый труд, который они с присущей им легкостью, выполняют. Они не могут сидеть «сложа руки». Если такое происходит, способны впадать в депрессивные состояния, из которых выход только один – найти работу.
Интересно и то, что браки «карачане» любят и не могут прожить в одиночестве ни дня. В союз с ними может спокойно вступать любой из перечисленных выше знаков древнеславянского гороскопа.

Карачун и Любовь
Обычно личная жизнь Карачунов складывается не очень удачно, хотя они и нацелены на создание собственной семьи. Более того, в одиночестве эти люди не способны прожить и дня. Причина трудностей кроется в их некоммуникабельности, граничащей с откровенной нелюдимостью.
В общении с таким человеком самой трудной задачей является сделать так, чтобы он снял с себя обычную маску. И когда это происходит, становится очевидно, что Карачун - настоящий клад, ради которого стоило потрудиться. Все знаки славянского гороскопа могут без опасений связывать с ними свою жизнь.

Украшения
Непредсказуемый и оригинальный, представитель этого знака стремится к совершенству форм. Чаще всего люди, рожденные в декабре, предпочитают старинные или стилизованные под старину украшения. Это: бусы с элементами народного творчества; национальные мотивы в орнаменте; неопределенная цветовая гамма украшения. Драгоценностью для человека этого знака может стать семейная реликвия.



21 марта
20 апреля


21 апреля
21 мая


22 мая
2 июня


3 июня
12 июня


13 июня
21 июня


22 июня-6 июля,
8 июля-22 июля


6 июля
7 июля


23 июля
23 августа


24 августа
8 сентября


9 сентября
11 сентября


12 сентября
27 сентября

С наступающим новым Коло! Карачун – Грозный и неумолимый Бог морозов. (Ныне Дед Мороз). КАРАЧУН, КОРОЧУН - Зимнее Солнцестояние - самый короткий день в году, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год. Празднуется накануне Зимнего Солнцеворота или накануне Коляды. 22 Стуженя. Речено во слове вещем — всем добрым людям во оберег: СЕ КОЛО ЗЛАТО СТАНЕ НА КОРОЧУН КОЩНЫЙ БОЖЕ БИЕ КУДЕСЫ НАВИ А ПЛЯС ВЕЛЕСОВ ГУДЬБОЮ ЛЮТ КОЛЯДА ГРЯДЕ ВО ИНО ГЛЯДЕ А РОГИ ЖРЕТЕ А ОГНИ МРЕТЕ КОЛЯДА ГРЯДЕ ВО ОГНЕ НОВЕ А ВЕЩИЙ БОГ ЕМУ СТЕЗИ ТОРЕ БАДНЯК СЖИГАЕТ КОЛО ВЕРТАЕТ ГОД ЗАЧИНАЕТ! ГОЙ КОЛЯДА! СЛАВА!

Никаких громов с Небес, и молнии не врезаются в плоть Земли, и Окиян-море не выходит из берегов. Просто — будто где-то тихо прозвенел серебряный колокольчик на Чьём-то тонком запястье, — этот мир подошёл к концу... ГОЙ ВЛИКЕ БОЖЕ НЫНЕ СТОРОЖЕ СЕДОЙ ВЕЩУН СТАРОЙ КОРОЧУН ВО ГОДА НОЩИ ВОДЯЩИЙ КОЩЬЕ КОЛО ВЕРШАЩИЙ МАРЕ ВЕЛЯЩИЙ РАЗЯЩИЙ МНОГО СВОЕЙ ОСТРОГОЙ ВО СНЕЖНОЙ БУРЕ ВЛЕСОВОЙ ШКУРЕ ВО БЕЗДОРОЖЬЕ НЕ ВО СВАРОЖЬЕ НЫНЕ СТОРОЖЕ ГОЙ ЧЕРНОБОЖЕ! ГОЙ! Кощный Бог в обличье Корочуна окорачивает старый год, гасит свет зачарованного зимним сном старого Деда-Солнца, чтобы, когда наступит срок, новое Солнце разметало свои лучи-стрелы по небосклону, и новый год начертал НОВО КОЛО в извечной Коловерти Сущего... Речено во слове вещем: ГОЙ СЕД ВЕЩУН СТАР КОРОЧУН КОЛОГОД ВЕРШИ ЯКО ПОМЕРШИ А СЕРПОМ ВЛЕСА ЯВИ КУДЕСА СТАРЫ ЗАРОКИ КОРОТИ В СРОКИ ВЛИКИ ЗАВЕТНЫ ВЕДОЮ ВЕДНЫ ЧТОБ СТАРУ СБЫТИ А НОВУ ЖИТИ! ГОЙ!

Корочун — Имя Кощного Бога и Святодня Его — самый короткий день вкупе с самой длинной ночью в уходящем году, пора всевластия Тьмы, нижняя точка
Кологода. Это — день Зимнего Безмолвия, когда серебряные бубенцы Мары возвещают нам древнюю, как сама Жизнь, истину о том, что МЫ ПРИХОДИМ СЮДА С ПУСТЫМИ РУКАМИ, И С ПУСТЫМИ РУКАМИ УХОДИМ ВО СРОК СВОЙ, что нам ни что не принадлежит здесь — в этом мире, в этом году, в этой жизни — и одновременно, что мы поистине сопричастны всему сущему, что мы поистине БЕССМЕРТНЫ... КОЛО КОРОЧЕНО ЯКО ПРОРОЧЕНО ОКРУТ КОРОЧУН ГОДОВЫХ КОЩУН ОКОРОТИ ДНЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ! ГОЙ! 1.

Корочун — последний день накануне Зимнего Солнцеворота, когда Чернобог (Кощей-Корочун в образе Старца с Серпом Жнеца или Вельего Звия, кусающего Свой хвост) завершает, окорачивает старый Год в преддверии Коляды, праздника рождения Нового Солнца и Нового Года. 2. Корочун — это время, когда Молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник, приуроченный к Летнему Солнцевороту) свою высшую точку, готовится с размаху ударить о каменную твердь и высечь на Коляду из бел-горюча камня Алатыря искру Нового Огня, из которой разгорится пламя Нового Кола Года. 3. Корочун — это чародейная пора, когда Врата меж Явью и Навью широко распахнуты, покров маяты мира сего разорван, и за ним можно увидеть проблески Истинной Природы Мироздания, сущей за пределами плоти, за пределами всех имён и форм. 4. Ночь Корочуна, последняя ночь уходящего Года — это прообраз Ночи Мира, Ночи Великого Растворения, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно Преддверие Нового Возрождения. 5. Для мудрых Корочун — Ночь Прозрения и Безмолвного Видения Того, Что скрыто; для иных — это Ночь Безумия и Чёрного Ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь. 6. За две седмицы до Корочуна начинается так называемое Время Молчания — пора подготовки к Переходу, время отдачи долгов, прощения обид, завершения всего незавершённого за год и отбрасывания, отпускания от себя всего отжившего. 7. Это время очищения души и тела, когда желательно ограничивать себя в пище (особенно мясной), а также внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел. 8. В ночь Корочуна души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков и, если надо, спросить с них — как они исполняли в уходящем году свой Родовой Долг? Жили они по Правде или по кривде? Славили Родных Богов или поклонялись чужебесию? Искали Мудрости Вышней или тешили лишь ненасытное чрево своё?.. 9. Слышишь, как трещит мороз на улице? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям, и Серп Мары рассекает спутанные за год Покутные Нити, и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства — Откровение Вещей Ночи... Студень (Декабрь) - месяц длинных ночей и самых коротких дней. Он издавна у народов Евразии, был посвящен волку. Иногда он так и назывался "волчий месяц".

У скандинавских племен существовал миф о том, что глубоко в недрах земли, Светлыми Богами закован в цепи чудовищный волк Фенрир. Пока он находится в плену, миру ничего не угрожает, но на свободе носятся по всему белому свету его дети. Они питаются людскими грехами. Эти щенки могут вырасти до огромных размеров, и когда человеческое зло перейдет все границы, они обретут столько мощи, что смогут допрыгнуть до Солнца и разорвать его. Тогда спадут оковы с их отца волка Фенрира, и он, вырвавшись на поверхность, окончательно разрушит мироздание. И по преданиям, наступит "Рагнарек" или Сумерки богов (последняя битва). В славянских мифах отношение к волку было двояким: Во-первых, - всем известный из детских сказок Серый Волк, друг главного положительного героя, мудрый помощник и советчик.

Некий старший брат, который помогает выполнить обряды, связанные с инициацией. Во-вторых, - устойчивый образ "Одинокого волка", который в современном мире, мало знакомом с реальной жизнью этих сверх социальных животных, трансформировался в представление о неком самодостаточном супергерое, способном в одиночку противостоять всем своим врагам. Люди, жившие в симбиозе с природой, волков почитали и боялись. Когда же человеческая деятельность нарушала экологическое равновесие, волки становились заклятыми врагами.

Известно, что волчья пора - глухая ночь. Существует даже такое латинское обозначение времени: - "Час между волком и собакой", то есть перед рассветом. Естественно, что декабрю, месяцу длинных ночей сопутствуют волки не только живые, но и мифические - волки бураны и стаи волков метелей. Именно они входили в свиту хозяина темноты, холода и смерти - Карачуна. Волчьей шкурой меня поскорее укрой, Разожги ты огонь посредине поляны. Слышишь, рвется из сердца мучительный вой, Бесприютной свободой с тобою мы пьяны. Хороводы деревьев сквозь тени текут. И костер из снегов вырастает до неба. Там Луна, словно желтый парчовый лоскут, Как краюха душистого белого хлеба. Этой ночью, сейчас, я смогу стать собой. Ты, Декабрь, увидишь нутро мое волчье. Вкруг костра раздается пронзительный вой Этой ночью, сегодня, сейчас, этой ночью. Древние славяне почитали Карачуна подземным богом, повелевающим морозами. Его слугами были так же медведи-шатуны, в которых оборачивались бураны, стаи волков-метелей, а также души замерзших людей. Кстати, по медвежьему хотению и зима студеная длится: когда повернется он в своей берлоге на другой бок, так и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось («На Солнцевороте медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой»). Позднее люди стали считать Карачуна богом скотьего падежа.

Ночь Карачуна совпадает с зимним солнцеворотом и одним из самых холодных дней зимы, 22 декабря, когда перестают укорачиваться дни, а ночи не удлиняются. Вот эта темная, непонятная сила, которая укорачивала светлую часть суток, и есть Карачун. Бог этот был столь грозен и неумолим, что до сих пор имя его сохранилось в славянских языках. У белорусов «коронуй» - внезапная смерть в молодом возрасте; злой дух, сокращающий жизнь. По-русски это смерть, погибель, а также злой дух. Выражение «задать карачуна» означает умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-то. «Хватил его карачун» - то есть человек внезапно умер. С другой стороны, слово «карачить» в словаре Даля объясняется как пятиться задом, ползком, «скорячило» - скорчило, свело. По-сербски же «крачати» - шагать. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.

Корочун — самая длинная ночь в уходящем Коло, пора всевластия тьмы. Это — время Зимнего Безмолвия, когда серебряные бубенцы Мары возвещают нам древнюю, как сама Жизнь, истину о том, что всему есть свой срок. Ночь на Карачун, чародейная пора, когда врата меж Явью и Навью широко распахнуты и навье безпрепятственно заглядывает В Явь, покров которого истончён, и за ним можно увидеть проблески истинной природы мироздания, того, что за пределами плоти, за пределами всех имён и форм. Это замершее время - безвременье, конец и начало времени — это прообраз ночи мира, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно преддверие нового возрождения. Мудрые изпользуют это время для общения с навними... ночь прозрения и безмолвного видения того, что скрыто. Это время очищения души и тела, когда желательно, внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел. В ночь Корочуна, Навьи Боги, Духи и души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков. Слышишь, как трещит мороз на улице? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям и Серп Мары рассекает спутанные за прошедшее время, Покутные нити, и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства — Откровение Вещей Ночи... Для иных — это ночь безумия и чёрного ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь. Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон.

Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз - просто повелитель зимних холодов. Мороза представляли в образе старика с длинной седой бородою. Зимой ходит он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдами. Если ударит он об угол избы, непременно бревно треснет! Его дыхание производит сильную стужу. Иней и сосульки — его слезы, его замерзшие слова. Снежные облака — его волосы. Очень не любит он тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, веселым, здоровым дарует крепость телесную и жаркий румянец. С ноября по март Морозко такой мощи набирается, что даже Солнце перед ним робеет!

На радостях он покрывает стекла оконные изумительными узорами, леденит гладь озер и рек, чтобы можно было по ним кататься, замораживает снежные горки и веселит честной народ снегом, бодрящим морозцем и веселыми зимними празднованиями. Мароссы (трескуны) — злые духи в подчинении у Мороза. Недаром их имена созвучны! Летом они спят, но падают на землю зимою с первыми снежинками. Мароссы бегают по полям, по лесам и дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый ветер своим ледяным дыханием. Пятки их заставляют промерзлую землю и стволы заледенелых деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит».

В знак почитания Мороза частенько зимой воздвигали его «идолов» — всем известных Снеговиков. Сказка А. Ремизова - Корочун Среди поля весь в хлопьях драковитый дуб, как белый цветок. Катятся и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути, метет вовсю, бьет глаза, заслепляет; ни входу, ни выходу. И ветер Ветреник, вставая вихорем, играет по полю, врывается клубами в теплую избу: не оставляй дверь на мороз! Царствует дед Корочун. В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большущей бородой, Корочун ударяет дубиною в пень - и звенят злющие зюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается. Царствует дед Корочун. Коротит дни Корочун, дней не видать, только вечер и ночь. Звонкие крепкие ночи. Звездные ночи, яркие, все видно в поле. Щелкают зубом голодные волки. Ходит по лесу злой Корочун и ревет - не попадайся! А из-за пустынных болот со всех четырех сторон, почуя голос, идут к нему звери без попяту, без завороту. Непокорного - палкой, так что секнет надвое кожа. На изменника - семихвостая плетка, семь похвостников: раз хлестнет - семь рубцов, другой хлестнет - четырнадцать. И сыплет, и сыплет снег. Люты морозы - глубоки снеги. С вечера петухи кричат, с полудня метелица, к белому свету люты морозы.

Люты морозы - глубоки снеги. Не скоро свету - солнцу родиться, далек солноворот. Хорошо медведю в теплой берлоге, и в голову косматому не приходит перевернуться на другой бок. А дни все темней и короче. На голодную кутью ты не забудь бросить Дуде первую ложку - Корочун кутью любит. А будешь на Святках рядиться - нарядись медведем, Корочун медведя не съест. И разворчался, топает, медведь катится по небу, стучит неугомонный - Корочун неугомонный... Старый Котофей Котофеич, сладко курлыкая, коротает корочуново долгое время - рассказывает сказки. Надо заметить, что Карачун один из самых загадочных и малоизвестных праздников. Обычно исследователи определяют зимнее солнцестояние, как начало нового года, и далее святочная неделя с колядованием и ряжением.

И это действительно так, но все это происходит уже после 25 декабря, когда "солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз" Этому бурному веселью предшествовали несколько дней, когда "солнце стояло" на нашей широте, (а еще севернее вообще исчезало и не показывалось). Естественно, что люди, живущие в тесном контакте с окружающим миром, придавали этому явлению очень важное значение.


Итак, солнце застыло или исчезло, солярный круговорот прервался, мир вокруг закоченел. Конечно, наши предки понимали, что через несколько дней все изменится и встанет "на круги своя", но сей час во время безвременья необходимо уйти в себя. Нырнуть в бездонный колодец своей души, опуститься в темное подсознательное, привести в порядок все то, что накопилось за прошедшее время. Очиститься жертвенным огнем и вступить в следующий солярный цикл обновленным и полным сил.

Мы видим, что крутится - вертится Коло Сварожье от веку - водят Хоровод свой Родные Боги, Круговерть Всемимрья правя, Коловращение Вечное неустанно верша. А на Земле-Матушке люди добрые на Деяния Божеские глядят, Богов Родных славят, да сами через те славления Силами Божескими наполняются, Единство Рода в сердцах вещих радениями восстановляют. Было так в пору древности седой, и есть тако ныне, и будет так же - пока Солнце светит, пока Земля родит! Во славу Родных Богов. (с)

9 262

В славянской мифологии название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника (древнерус. корочунъ, словац. Kracuri, «рождество», болг. крачунец, «рождественский день», в Закарпатье крачун - рождественский пирог), а также злой дух (белорус, корочун, «внезапная смерть в молодом возрасте, судороги, злой дух, сокращающий жизнь», рус. карачун, «смерть», «гибель», «злой дух»).

Этимология слова неясна; предполагалось заимствование из лат. quartum jejunium, «большой, четвёртый пост» (ср. лат. источник слова коляда); образование от глагола со значением «шагать» (сербо-хорв. крачати и т. п.) - «шагающий день», отсюда «переходный день, день солнцеворота»; заимствование из алб. кёгсшп, «пень», «обрубок дерева»: рождественское полено, ср. Бадняк.

Карачун (корочун, керечун, крачун), в мифологии древних славян — бог скотьего падежа и смерти от мороза. Карачун — это второе имя Чернобога. У малороссов и белоруссов Карачун — злой дух (корочун — внезапная смерть в молодом возрасте, судороги; злобный дух, сокращающий жизнь). Карачун также название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника — Рождества (в Закарпатье крачун — рождественский пирог). Также, Карачун — название Коляды или Рождественской ночи на западе Украины, в Словакии и Чехии.
«В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большой бородой, Корочун ударяет дубиною в пень, — и звенят злющие эюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается» (Алексей Михайлович Ремизов, «Сказки»).

День языческого почитания Карачуна приходится на день зимнего солнцеворота (отмечаемого в зависимости от года с 19 по 22 декабря) — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет свою власть грозный Карачун — божество смерти, злой дух, повелевающий морозами. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и укорачивает светлое время суток.

Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и волки-метели. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».

Тёмный Бог. Но больших оснований утверждать, что Карачун является Богом славян, у нас нет. День Карачуна совпадал с одним из самых холодных дней зимы, 12/25 декабря (Спири-дон-солноворот по более позднему крестьянскому календарю), когда перестают укорачиваться ночи, а солнце смотрит уже не на мороз, а на тепло. Древние славяне считали Карачуна подземным богом, повелевающим морозами. Корольков В.А. «Карачун» Вот эта темная, непонятная сила, которая укорачивала светлую часть суток, и есть Карачун. Бог этот был столь грозен и неумолим, что до сих пор имя его сохранилось в славянских языках. У белорусов «коронуй» - внезапная смерть в молодом возрасте; злой дух, сокращающий жизнь. По-русски это смерть, погибель, а также злой дух. Выражение «задать карачуна» означает умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-то. «Хватил его карачун» - то есть человек внезапно умер. Собирательный образ Бога Карачуна просуществовал до сегодняшних дней. Так ещё можно встретить в лексике фразы семантические отсылающие нас к образу беды: «Придёт Карачун». В Новгородской летописи «стояше вся осенина дъждева отъ Госпожина дни до Корочуна» (ПСРЛ III-9), Керечун или Крочун вечер - сочельник или Рождественские святки. Окочуриться, накатить. Особенно страшным является високосный год, он считается временем Карачуна, Его стихией. Поэтому в народе считается, что на високосный год больше людей гибнет.

gastroguru © 2017