Кто такие Битники? "Бит-поколение" ("битники") Основные постулаты движения битников

Кто такие писатели-битники: безнравственные гомосексуалисты или гении экзистенциализма? В сегодняшней статье речь пойдет о культовом бит-поколении, давшем начало интереснейшей литературной ветви. Аполитичные романтики Джек Керуак, Аллен Гинзберг и Уильям Берроуз создали целое поколение битников, именуемых на западе The Beat Generation. Что из себя представляет литература битников? Вот вам краткая характеристика и суть бит-движения и основные его особенности.

Особенности литературы бит-писателей

В первую очередь это отсутствие удовольствия в повседневной жизнии способ найти его в наркотиках . Главным результатом деятельности литературы битников является создание образа наркотиков как чего-то повседневного, интегрированного в жизнь на правах физиологической потребности точно так же, как главная героиня жила наукой и не видела смысла жизни без неё.

Ранние (малые) битники принимали слабые, наносящие минимальный вред здоровью наркотические вещества вроде марихуаны. Но уже начиная с 50-х годов появляется интерес к более тяжелым наркотикам, таким как галлюциногенные грибы и чуть позже ЛСД.

Однако интерес к психоделикам появился гораздо раньше, еще за 100 до появления бит-поколения английский романтик Томас де Квинси написал «Исповеди англичанина, употреблявшего опиум». Кроме того, музыкальная группа The Doors, чья эстетика творчества основывается на употреблении веществ, берет идею названия из эссе Олдоса Хаксли «Двери восприятия» (The Doors of Perception).

Но с чем же связана такая тяга к наркотикам? Они, по мнению битников, позволяют увидеть реальность такой, какая она есть. Психоактивные вещества дают возможность уловить новые странные связи, заново прочертить углы и расстояния между предметами, расширить сознание – для бит-писателей это не пустые слова.

Именно из-за этого некоторые тексты зачастую попадают в списки запрещенных к прочтению в разных странах. Хотя, например, книги Берроуза скорее антигероиновые, чем пропагандирующие героин. Это вопрос спорный, в отличии от мифа о человека. Хотя поведение героев их произведений действительно вызывает у многих недоумение и даже раздражение.

К примеру, в романе Джека Керуака «В дороге» Дин Мориарти то и дело угоняет автомобили, причем на момент, когда полиция начинает искать угонщика, тот уже катается на другой машине, бросив прежнюю. Здесь очевидна, хотя в реальной жизни дела обстоят несколько иначе.

Второй важный момент эпохи битников – джаз . К 40-50 годам джаз серьезным образом коммерционализируется. Вообще, джаз – это музыка, построенная на принципе импровизации, непредсказуемости, оригинальности. Это то, что характеризует бит-поколение, так как жизнь «разбитого поколения» представляет собой спонтанное движение, уклоняющееся от обязательств.

Важной частью их жизни является получение удовольствия, причем далеко не только от секса и наркотиков. Любое удовольствие эротизировано. Мыслить, думать и жить альтернативно. Нас всегда привлекают и радуют неожиданные повороты нашей биографии и закрученность событий. Это – их жизнь.

Но к 40-м годам джаз становится механизированным и структурированным. Он играет в клубах и является танцевальным жанром. И вот к 50-м годам появляется новое дыхание, принесшее свежесть и необычность. Начинают обыгрывать странным образом старые классические мелодии.

Появляется новое явление боп с разными вариациями вроде бибопа. Происходит революция в музыке, влияющая на мировоззрение битников. В частности, к романам Керуака зачастую русским издателем предоставляется словарь, поясняющий нашему читателю явления и фамилии, неизвестные в России, но хорошо знакомые западному читателю.

Среди музыкантов, игравших би-боп, особую роль играет Чарли Паркер. Странный был человек, постоянно накуренный и в итоге умерший от передоза. Сейчас он является классикой черного джаза.

Керуак строит свои произведения на основе принципов джаза, создавая эффект неожиданности. Как и в случае с Берроузом, он не обращает никакого внимания на структурные нарративы, как и большинство представителей течения. Битничество в литературе – мастерство спонтанной импровизации.

Интересно, что герои Керуака периодически ходят на джазовые концерты. К примеру, один из протагонистов посещает выступление Джорджа Шиллинга, очень популярного в Америке. Читателю дается описание мелодии внутреннего тела, где в конце эпизода рояль заливается человеческим потом.

Дао, дзен, идеи Герберта Маркузе и конечно же секс . Сексуальные приключения героев книг занимают важное место в большинстве бит-литературы. Что интересно, трое главных битников Керуак, Берроуз и Гинзберг являлись гомосексуалистами. Почему? Просто нравилось.

В этом заключается и еще один бунт. Социум в глазах бит-поколения является процессом воспроизводства людей, а однополая любовь с этим не связана. Она не претендует на социально полезные последствия для экономики страны. Аполитичность — важная отличительная особенность битничества. А зачем нужна политика в ?

Фильмы про битников (список):

Голый завтрак (1991)

Волшебный глюк (2011)

Тайна средней школы (1958)

Стук сердца (1980)

Девушка ритма (1960)

Экспрессо Бонго (1959)

Стальной гигант (1999)

В наше время по всему миру среди молодежи, и не только, наблюдается интересная тенденция: дауншифтинг, побег от цивилизации и переосмысление традиционных ценностей. Люди по всему миру начинают жить свободнее, слушать себя, свои желания и идут вслед за своей мечтой. Сейчас происходит событие неимоверного масштаба и значения, революция сознания. И, как и любой глобальный и значимый процесс, это ментальное освобождение также имело свои истоки. Можно смело сказать, что в начале были битники. Почему? Это становится понятно, если вспомнить историю движения битников и оценить еговлияние на современность.

Кто такие битн ики

Битники – это субкультура, зародившаяся в сороковых годах прошлого века в Америке. Мастодонтами и литературными ее представителями были Джек Керуак и Алан Гинзберг. Изначально битники — это так называемое «разбитое» поколение молодых людей в сороковые годы, так же как и «потерянное поколение» первой мировой Ремарка. Под битниками понимали молодежь, бежавшую от традиционных устоев, и даже от «американской мечты». Они не испытывали радости по поводу начала войны, зато были рады, когда она закончилась. Не хотели жить по схеме университет – работа – семья, хотели найти смысл в беспорядке жизни. Меняли работы, постоянно переезжали с места на место, редко женились и еще реже заводили детей. Они были искателями.

Долгий путь к признанию

Американское общество в те годы не было готово принять такой образ жизни, и потому битников не особо любили. К тому же, из-за того, что битники в числе первых подняли протест против традиционного уклада жизни, они, не находя отклика в окружающих, все больше увлекались выпивкой и наркотиками. Можно сказать, что битники – коллапс общества, признак того, что ему требовалось обновление, революция сознания. В Америке на это ушло несколько десятков лет.

Стиль одежды битников

Как у любой другой субкультуры, у битников был особый стиль одежды. Одним из основных атрибутов битника считался чёрный свитер (обязательно с высоким горлом на манер «водолазки») и берет, допускались также белые майки без рисунка. Не редкостью было ношение двух барабанов бонго - в качестве символа культуры чернокожего населения. Определенной прически битник не имел, но волосы были преимущественно длинные (примерно до плеч и почти всегда прямые), в одежде преобладал чёрный цвет. Зачастую битник носил тёмные непроницаемые очки.

Мужской стиль битников

Помимо чёрного цвета для обоих полов характерной была одежда в полоску и сутаны с капюшоном. Для мужчин одним из атрибутов также была «козлиная бородка». Самой распространенной обувью были обычные кожаные сапоги.

Одежда женщин-битников

Девушки носили черные, опять же, колготки и аналогичного тона макияж. Для женского пола были характерны трико, свитера (в том числе вязаные), длинные юбки, капри.

Влияние стиля битников на современную моду

Примечательно, что выработанный битниками стиль оказал большое влияние на формирования гардероба готов. Спустя более чем пятьдесят лет он вновь оказался актуален - американский дизайнер Марк Джейкобс (бренд «Marc Jacobs») в 2008 году представил осеннюю коллекцию одежды, вдохновленную модой 50-х и 60-х. До Джейкобса популяризированием образа битников занимался не менее известный французский модельер Ив Сен-Лоран (бренд «Yves Saint Laurent»).

Битники и хипстеры

Бит-культура впоследствии стала основой для таких субкультур как хиппи и хипстеры. Советские стиляги, ванильные, а также западные и российские эмо – наследие битников уже в третьем поколении. У каждой из субкультур своя идеология – стиляги шли против повсеместной советской цензуры, эмо ратовали за свободное выражение эмоций, на западе – грусти, а в России – радости. Конечно, потом культура эмо в России извратилась, в основном за счет калькирования, и стала больше походить на культуру самоубийц, но истоки ее все же у битников – явное выражение эмоций считалось неприличным и неуместным, выражение их также своеобразный протест.

Российские хипстеры и битники

В наше время самая распространенная субкультура в России – хипстеры. Молодежь от 15 до 30 лет читает книги о путешествиях и самосовершенствовании, рефлексирует свой опыт в твиттер, носит вязаные свитера и очки в толстой пластиковой оправе и делится между собой впечатлениями в уютных маленьких кофейнях или альтернативных кафе. Хипстеры много читают, по возможности много путешествуют и активно самовыражаются. От битников их отличает большая конфорность и приятие традиционных ценностей. Большая часть хипстеров прилежно заканчивает университеты, а потом и создает семью. Они хорошо встраиваются в общества, хоть и отличаются своеобразным мышлением и образом жизни.

Битники в наше время

Битники в России

Интересно, что в последнее время, а именно с середины двухтысячных и до наших дней культура битников вновь становится популярной в России и в мире, При этом забавно, что значительная часть людей об этом даже не подозревает и не вспоминает о битниках вообще. Тем не менее образ жизни битников проникает в современную культуру и привлекает все больше адептов.

Успех «Сверхъестественного» и его связь с бит культурой

Своеобразным началом возрождения битников можно считать 2005 год, когда 13 сентября на канале The WB в Америке состоялась премьера сериала «Сверхъестественное». Двое молодых людей ездят по всей Америке на чёрной Chevrolet Impala 1967 года, живут в отелях, каждый день в новом, а иногда и в своей машине. Образ жизни Сэма и Дина Винчестеров не так важен, как род их занятий (охота на нечисть), однако он стал тем, за что сериал полюбила значительная часть зрительской аудитории в России. Молодежь, особенно хипстеры, вынужденная жить по определенному сценарию, откровенно пускала слюни на удивительные приключения братьев. Можно задаться вопросом «А причем тут битники?» — и ответ на него очень прост: и образ жизни главных героев, и даже их имена были заимствованы из романа Джека Керуака «В дороге».

Влияние бит культуры на современную российскую молодежь

Этот роман, к слову, экранизировали в 2012, и фильм получил Золотую пальмовую ветвь за режиссуру, а так же неоднозначную, но бурную реакцию зрителей. В России после экранизации романа вновь проявился интерес к Керуаку и бит-культуре, хотя и на современный лад. Молодежь начала буквально сбегать от цивилизации и системы.

По интернету ходит множество историй о девушках и юношах, отчислившихся или отчисленных из университетов, уволившихся или уволенных с работы, путешествующих совершенно без денег по всей России, а то и по всему миру. Некоторые ездят автостопом из Москвы во Владивосток, кто-то строит себе маленькую одноместную яхту и в ней по океану уплывает из Петербурга в Америку. Таких историй год от года все больше.

Городская российская молодежь под влиянием бит-культуры

Да и в городах наблюдается интересная тенденция. Молодежь заканчивает университеты, но не спешит строить карьеру и заводить семью, а путешествует, перебивается кратковременными заработками. Некоторые даже живут в машинах. Некоторые просто работают то там, то здесь, не выезжая из города, но и не стремясь зажить «взрослой» жизнью. Отчасти это связано с экономикой и довольно депрессивными предположениями насчет будущего, но в основном – можно с уверенностью сказать: желание именно свободы и самопознания движет российскими нео-битниками.

Битники на западе.

На западе с культурой битников произошло кое-что очень интересное. Она переехала жить в леса и дикую природу. Все тот же побег от системы, только теперь это уже не беспорядочные путешествия по материку, а целые коммуны беглецов в горах и на побережьях. Именно словом битник таких людей теперь не называют, а зовут их дауншифтеры, но суть явления одна и та же.

Все глобальные изменения начинаются с протеста. Разнообразие субкультур в двадцатом веке — не что иное, как показатель необходимости подобных изнений. На раскрепощение сознания и переосмысление значения собственной жизни повлияло множество субкультур и факторов, и битники — одна из наиболее ярких. Из этой статьи вы узнали о движении битников, его истоию и влияние на современность и о том, что ими двигало изначально. Будьте свободны и счастливы, в конце концов, оно того стоит!

Иногда в разговоре между людьми можно услышать такое слово, как "битник". Возможно, кто-то не поймет его значения. На самом деле битники - это термин, который был придуман для обозначения представителей определенной культуры. Это слово происходит от названия бит-поколения, упоминание о котором появилось в 1940-х годах. Впервые термин был предложен в 1958 году, он означал определенный социальный слой молодежи XX века, который характеризовался асоциальной манерой поведения и отвержением традиционных культурных ценностей народа.

Как появился этот термин

Не секрет, что бит-поколение (beat generation) с английского языка переводится как «разбитое поколение». Впервые такое определение было упомянуто Он считается одной из главных фигур этого направления. По его теории, людей пришло на смену предыдущему, названному им «исчезнувшим». Можно подумать, что сам термин «битник» был придуман Керуаком, однако это не совсем так. Это слово появилось несколько позже, в 1958 году. Интересно, что при образовании этого слова из русского языка был позаимствован суффикс «-ник». Первая часть слова, то есть beat, на сленге джазовых музыкантов того времени имела значение «нищета» и «отчаяние». Однако сам Джек Керуак никогда не признавал этот термин и считал его не слишком подходящим.

Значение слова «битник»

Если следовать первоначальному определению термина, битники - это молодые люди с бородой, носящие сандалии, их часто можно увидеть шатающимися по городу, сидящими в кофейнях. В основном их характеризовали как тунеядцев и поклонников джазовой музыки. Этот термин чаще имел негативную окраску, имел немного оскорбительное значение и в каком-то смысле считался насмешкой. Таким образом, можно сказать, что битники - субкультура, которая появилась в середине XX века и получила широкое распространение.

По другим данным, этот термин не имел точного значения и изначально служил для обозначения многих людей, которые каким-либо образом были связаны с артистической средой Нью-Йорка. Через какое-то время, к концу 1950 годов, таким термином стали обозначать молодых людей, которые не питали особого интереса к - то есть успешной карьере, дому, машине и прочим материальным предметам.

Типичный внешний вид битника

Как уже говорилось выше, битники - это скорее образ жизни, а даже не стиль. Такой образ жизни подразумевал своеобразный тип одежды. В основном битники одевались очень причудливо, их сразу было заметно в большой массе людей. Зачастую представителей этого направления путали со студентами художественных академий, которые также были фанатами джазовой музыки.

Основным предметом одежды битника являлся черный свитер с высоким горлом или черная водолазка. Также популярны были береты, иногда битники носили белые майки, обязательно без рисунков и надписей. Часто представители этого направления носили с собой 2 барабана (бонго). Темные очки - еще один атрибут бит-направления, они должны были быть непроницаемыми. Не существовало какой-либо определенной прически, в основном они носили длинные волосы до плеч, чаще всего прямые. Самая популярная обувь среди битников - это черные сапоги из кожи в различных вариациях.

Если говорить о женской одежде, то девушки в основном ходили в черных колготках, трико и свитерах. Популярны также были капри и длинные юбки, опять же черного цвета.

Самые известные представители этого направления

Конечно же, представителей этого направления было очень много. Однако основными считаются определенные личности. Нужно отметить, что поэзия битников занимает одно из центральных мест в их культуре. Поэтому неудивительно, что люди, которые стояли у истоков бит-направления, были в основном писателями и поэтами. Итак, это 3 человека: Люсьен Карр, и Джек Керуак. Через некоторое время этот список пополнился еще одним именем - Уильям Берроуз. Может показаться, что он играет не такую важную роль, однако его значение в становлении бит-культуры велико. Как известно, битники - это не просто одежда или внешность, и направление мысли, своя культура и поэзия. Разбираемся дальше.

"Антология поэзии битников": что это такое

За долгое время своего существования битническая культура породила множество литературных произведений, как в прозе, так и в стихах. На тему этого образа жизни писало множество представителей бит-направления. Поэтому в 2004 году была выпущена книга, которая стала первым сборником поэзии битников, а также некоторые теоретические материалы о бит-направлении. "Антология битников" считается самым крупным изданием, которое выходило за все время существования этого стиля жизни на русском языке. Интересно, что многие из стихотворений, напечатанных в этой книге, были переведены на русский язык впервые.

Книга также содержит некоторые биографические очерки об известных писателях-битниках. огромное собрание уникальных материалов, можно по-настоящему окунуться в культуру битников и понять, какие мысли и идеи были актуальны для них, а также проникнуться смыслом самого направления.

Неформалы. Целая группа молодёжных движений в СССР 80-90-х годов. В целом они не отличались большим разнообразием. Тем не менее они сформировали свой язык самовыражения, уличные стили, моду, искусство, коммуникации, и самодостаточный меломанский рынок.

Моды

С подачи первых «новых стиляг» и получивший свой стартовый толчок то модовского движения 60-х, в СССР получил обратный вектор развития от советского панка к винтажным мотивам прошлого. При этом, нисколько не утратив радикализма, советский «мод стайлинг» периода авангардных художественных движений 80-х, стал визитной карточкой для многих участников музыкальных и художественных проектов, объединив разнородный артистический люд тяготевших к меломанской всеядности и пропускавших через себя все последние новинки от моды и музыки. Такие персонажи, пренебрежительно именуемые в арт среде «модниками» участвовали в большинстве ключевых показах и перформансах, были носителями последней модной и околокультурной информации и частенько эпатировали население пародийными на соцноменклотурные костюмами и панковскими выходками.

Моды. Москва, 1988 год


Моды. Москва, 1989 год. Фото Евгения Волкова


Моды. Челябинск, начало 80-х

Хардмоды

Кратковременное проявление этой промежуточной зарубежной стилистики 70-х, пришлось на конец 80-х, в связи со сплочением радикальных неформальных кругов во время противостояния прессингу и наплыва новой волны действительно маргинальных элементов, вслед за популяризацией неформальных движений на рубеже 87-88 года (аккурат после перелома в уличных баталиях с "люберами" и гопниками). Стоит отметить, что подобные проявления в карикатурном ироничном виде присутствовали на просторах нашей родины, когда радикальные неформалы рядились в протоскинхедовские наряды, из вредности стригли головы налысо, и толпились в людных местах. Пугая своим внешним видом милиционэров и обывателей, на полном серьезе внимавших советской пропаганде, что де все неформалы-это фашиствующие молодчики. Хардмоды же конца 80-х, являлись сублемацией из панковского, рокабильного и милитаристкого стиля, и конечно же ни разу не слышав про то как они должны по стилистической классификации именоваться, предпочитали самоназвание "стритфайтеры" и"милитаристы".

Хардмоды. Красная площадь, 1988 год


Хардмоды. Московский зоопарк, 1988 год

Сайкобиллы

Сайкобилли, будучи в большей степени проявился в Ленинграде на рубеже 90-х, вместе с группами Swidlers и Meantreitors, когда группы молодых людей оформили это направление музыкально, выделившись из рокабилльной среды. Но и до этого существовали отдельные персонажи выпадающие из рамок новых субкультурных лиг и предпочитавших полимелорманию рок-н-ролльного толка. В плане дресс-кода это тяготение было близко и панковской эстетике

Сайкобиллы. Во дворе рок-клуба, 1987 год. Фото Наталии Васильевой


Сайкобиллы. Ленинград, 1989 год


Сайкобиллы. Москвичи в гостях у ленинградцев, 1988 год. Фото Евгения Волкова

Байкеры

В ходе столкновений с гопниками и «люберами» в период с 1986 по 1991 год, в рокерской и хеви-металлической среде выделилась особые активные группы, которые на рубеже 90-х преобразовались из мотто гангов в первые мотто клубы. Со своей визуальной атрибутикой по образцу иностранных байк клубов, и на тяжелых мотоциклах, модернизированных вручную или же вовсе послевоенные трофеиных образцах. Уже к 90-му году в Москве можно было выделить группировки «Hell Dogs», «Night wolves», «Сossacs Russia». Так же присутствовали менее долгосрочные мото объединения, такие как «мс Давыдково». Самоназвание байкеры, как символ отделения этого этапа от рокерского прошлого, сначала закрепилось за группой сплотившейся вокруг Александра Хирурга, и далее распространилось на все мотто движение постепенно охватывающее многие города постсоветского пространства

Байкеры. Хирург, 1989 год. Фото Петры Галл


Байкеры. Кимирсен, 1990 год


Байкеры. Ночные волки на Пушке, 1989 год. Фото Сергея Борисова


Байкеры. Тема, 1989 год

Битники

Явление не менее многогранное чем эстетика панка, советское битничество ведет свое происхождение из далеких 70-х.Когда под этот термин попадали модные декаденты посещающие злачные места, отрастившие волосы ниже плеч и разряженные в кожаные куртки и «битловки». Под этот термин попадали и «лабухи» -музыканты лабающие музыку на заказ в советских ресторациях, и просто люди вне каких то "лиг", ведущие обособленный и аморальный, с точки зрения советской эстетики, образ жизни. Такая тенденция к началу 80-х усугублялась небрежным внешним видом, вызывающим поведением и наличием какого то отличительного элемента в одежде. Будь то шляпа или шарф или яркий галстук.

Битники. Битнички, Тимур Новиков и Олег Котельников. Фото Евгения Козлова


Битники. Парад на первое апреля, Ленинград-83


Битники. Челябинск, конец 70-х

Фанаты

Движение зародившееся в конце 70-х и состоявшее из "кузьмичей"(простых посетителей стадионов) и выездной элиты, сопровождавшей команды на матчах в других городах, уже к началу 80-х обрело своих районных лидеров, обросло "бандами", мерчендайзом и превратилось в околофутбольную коммуникацию. Вслед за быстрым стартом спартаковских фанатов(наиболее известным центром тусовки начала 80-х стал пивной бар "Саяны" на ст. метро Щелковской), проводивших свои городские акции и парады, так же быстро стали появляться "банды" вокруг других команд

Фанаты. Москва, 1988 год. Фото Виктории Ивлевой


Фанаты. Москва-81. Фото Игоря Мухина


Фанаты. Приемка фаната Зенита в Днепропетровске-83

Любера

Своеобразное направление образовавшееся на стыке увлечения культуризма и программы по надзору за молодежью.
Изначально закрепленное за локальной группой лиц из Люберец,часто пребывающих в столицу в места отдыха молодежи, название "любера" уже с 87 года интерполировалось не только на разнородные группы не имеющих между собой связи,но и на более крупные группировки сконцетрировавшиеся в этот период в ЦПКО им.Горького и Арбате. Ждань, Лыткаринские, совхозмосковские, подольские, карачаровские, набережночелновские, казанские-это неполный перечень "подмосковного братства",пытавшегося контролировать не только обозначенные территории,но и иные злачные места и привокзальные площади.Изначально поощряемые властями надеявшихся поместить эти образования в канву "народной дружины", эти группы не имели общего дресскода кроме тяготения к спортивной одежде, но и имели противоречивые интересы консолидировавшиеся только в рамках агресии против модников и "неформалов".

Любера. 1988 год


Любера. Африка и любера, 1986 год. Фото Сергея Борисова


Любера. Любера и подольские в ЦПКО им.Горького, 1988 год

Давно хотел написать большой пост о том, какие молодежные субкультуры существовали в СССР. В кинофильмах советских лет практически никак не представлены субкультурые движения, хотя на самом деле это был большой пласт молодежной культуры. Исключения составляют лишь фильмы периода перестройки, некоторые из которых (к примеру, "Меня зовут Арлекино" или "Авария, дочь мента") практически полностью посвящены жизни таких субкультур.

Итак, в данном посте — большой и интересный рассказ о том, какие молодежные субкультуры существовали в СССР.

01. Стиляги. В отличие от остальных субкультур, пришедших из Западных стран, стиляги относятся скорее к уникальному, эксклюзивно советскому явлению. Ко всему прочему, их можно назвать одной из наиболее ранних советских субкультур. Стиляги стали появляться в 1950-е годы преимущественно в крупных городах, и своим внешним видом и поведением старались копировать американский образ жизни — одевались в яркую и модную одежду, слушали блюз и джаз, старались вести светский образ жизни и протестовали против "норм советской морали" и внешнего вида.

Что интересно, слово "стиляги" не является самоназванием адептов этой субкультуры — это слово появилось в советской прессе как критическое по отношению к "молодым людям, ведущим развязный образ жизни". Стиляг изображали как недалеких, тщеславных и глуповатых молодых людей, озабоченных лишь только своим внешним видом, что в общем-то было далеко от истины — чаще всего "стиляги" были выходцами из интеллигентных семей с высоким культурным уровнем. "Бомбили" стиляг не только в прессе, но даже в больших литературных произведениях, в том числе и в детских — в повести Николая Носова "Незнайка в Солнечном городе" несколько глав посвящены борьбе со стилягами, названных в повести "ветрогонами".

02. Хиппи. Изначально движение хиппи возникло в 1960-е годы в США, а его расцвет пришелся на 1960-70-е годы. Хиппи пропагандировали "максимальную свободу" человека, пацифизм, жизнь в "общинах", а также увлекались восточной философией, особенно индийской и китайской.

В СССР культура хиппи пришла с некоторым опозданием, ближе к началу 1970-х годов и имела свои отличительные особенности — она была полуподпольной, имела свой сленг ("вписка", "герла", "пипл", "сейшн", "олдовый", "флэт") и протестовала против классического образа "советского человека" с его весьма определенным внешним видом и постоянным согласием с "линией партии".

Советская милиция и КГБ боролись с хиппи, иногда арестовывая их за "мелкое хулиганство", к которому могли отнести в том числе и просто "несоответствующий внешний вид". Многих хиппи принудительно исключали из институтов и отправляли в армию, а также могли отправить на "принудительное лечение" в психбольницы. Субкультура хиппи успешно пережила СССР и существует до сегодняшних дней.

03. Битники. Часто эту субкультуру относят к ответвлению стиляг либо хиппи, но были у битников и свои отличительные особенности. Эту субкультуру объединяла любовь к музыке The Beatles, а затем и к многочисленным её подражателям (в том числе и в СССР), называемых "бит-квартетами". Битники носили длинные волосы с челками ("под Маккартни и Леннона"), брюки-клеш, пиджаки с отрезанными воротниками и отглаженными лацканами, и часто играли в самодеятельных группах, возникавших при ВУЗах или НИИ.

Особой ценностью в среде битников обладали записи "Битлз" на пластинках либо бобинах, достать такую запись считалось величайшей удачей. Как и в случае со стилягами, власть ударила по битникам "жесткой сатирой", обличая их по радио и на концертах. При этом в сатирических передачах и концертах часто использовались очень качественные оригинальные записи "Битлз", из-за чего битники валом ходили слушать такую "сатиру")

04.Панки. Панк-движение возникло в Западной Европе и США примерно в 1960-70-е годы как "контркультурное" движение, критикующее общество, власть и в целом политику, своими "политическими предтечами" панки называли анархистов начала XX века и часто носили на одежде атрибутику со значком "А" ("анархия"). Панки немного напоминали хиппи (протест против "общественной системы", нежелание служить в армии и т.д.), но при этом были более агрессивными и нигилистичными.

Характерный внешний вид панков напоминает рокерский и металлистский (косухи с заклепками, рваные джинсы с булавками, берцы), но есть у панков и свои особенности — в частности, кислотный цвет волос и прическа-ирокез.

Отличительной особенностью советских панков была музыкальная всеядность — если из "западные коллеги" слушали строго определенные группы, вроде Sex Pistols или Crass, то в СССР панки слушали буквально всю музыку, которая в СССР считалась "запретной" — от The Beatles до Metallica. Второй характерной особенностью советских панков было задирание прохожих и постоянные конфликты с милицией.

05. Металлисты. Субкультура "металлистов" появилась уже в позднем СССР, ее представители слушали определенные группы "металл"-направленности — с обилием звука тяжелых "примоченных" гитар, число гитаристов в таких группах могло доходить до 5-6 человек. Внешне металлисты напоминали панков, но выглядели более опрятно, не выстригали ирокезы (предпочитая просто длинные волосы), а также носили на одежде множество всяких металлических штук — цепей, пряжек, заклепанных напульсников, ошейников с шипами и так далее.

Отличительной особенностью металлистов было объединение по чисто музыкальным вкусам, у них не было такой "контркультурной" или "антиобщественной" направленности, как например у панков или хиппи. Отчасти именно поэтому субкультура металлистов надолго пережила СССР, и получила еще большее развитие в середине-конце 1990-х годов.

06. Рокеры. В восьмидесятые годы "рокерами" называли вовсе не поклонников рок-музыки, а мотоциклистов — тех, кого сейчас называют "байкерами". Рокеры часто походили на металлистов (носили кожаные косухи и напульсники с заклепками), но их отличительной особенностью было обязательное наличие мотоцикла — чаще всего, какой-нибудь советской "Явы", "Минска" или "Днепра".

В конце восьмидесятых годов рокеры полюбили устраивать ночные мотопробеги (от 10 до 50 мотоциклистов), против чего с переменным успехом боролось советское ГАИ. Ещё рокеры проводили много времени в гаражах, постоянно что-то усовершенствуя и улучшая в своих мотоциклах, "гаражный тюнинг" в те годы достиг невиданной популярности среди рокеров.

07. Люберы. Люберы появились в пригородах Москвы в конце семидесятых годов и противопоставляли себя панкам, металлистам и хиппи. Люберы занимались в подвальных качалках и "готовили себя к службе в армии", а также периодически устраивали потасовки с представителями всех вышеперечисленных субкультур. Основной причиной конфликта являлся, как правило, "неподходящий" внешний вид оппонента, выделяющийся из толпы. Так, панка могли побить за ирокез, металлиста за косуху, хиппи за длинные волосы и "фенечки" на руках и так далее.

Как правило, в среду люберов попадали выходцы их рабочих семей, а само название "люберы" прижилось примерно с 1986 года, когда в прессе стали появляться статьи про люберов. По некоторым сведениям, люберы управлялись советской милицией, которая с помощью люберов пыталась припугнуть хиппи, панков и металлистов, дабы не не выходили на улицу в "ненадлежащем виде". Другие субкультуры начали противостоять люберам, особенно в этом отличились металлисты — к 1987 году они уже давали организованный отпор люберам, а часто и сами собирались в группы для того, чтобы "пойти и вломить люберам".

С распадом СССР движение люберов постепенно сошло на нет, а некоторые из этого движения влились в преступные группировки.

Вот такой рассказ о советских субкультурах у меня получился.

А вы помните какие-нибудь случаи из жизни советских панков, рокеров, хиппи или люберов?

Расскажите, интересно)

gastroguru © 2017