Крестьянские повинности и цены. Виды повинностей временно-обязанных крестьян

Крестьянские повинности.

Аграрная реформа предусматривала единые повинности для крестьян. Главными из них были барщина (панщина) и чинш. Дополнительной повинностью считались сгоны - срочные сельскохозяйственные работы, связанные с жатвой, сенокосом, вспахиванием почвы. На их выполнение выходили все члены семьи. В доме, чтобы уберечься от пожара, оставляли одного нетрудоспособного человека. Гвалты отличались от сгонов тем, что были обусловлены чрезвычайными обстоятельствами - например, пожаром, наводнением. Дополнительной повинностью считался продуктовый оброк - дякло.

Те крестьяне, которые за пользование землей выполняли барщину, назывались тяглыми. С одной волоки они должны были отрабатывать два дня в неделю барщины, четыре дня в год сгонов, платить 21 грош чинша, давать дякло в следующем размере: две бочки овса, один воз сена, один гусь, две курицы, 20 яиц. Крестьяне, платившие за пользование землей чинш, назывались осадными (чиншевыми). Размер основных повинностей осадных крестьян с одной волоки хорошей земли составлял 106 грошей, а с волоки очень плохой земли - 66 грошей. Кроме того они выполняли 12 дней сгонов в год, поставляли дякло в том же размере, что и тяглые дворы.

Третью группу крестьян составляли крестьяне-слуги. Они подразделялись на военных крестьян (бояре панцирные, путные бояре, служки), сельскую администрацию (войты, тиуны), прислугу (повара, пивовары и др.), промысловиков (осочники, бобровники, конюхи, рыболовы и др.), деревенских ремесленников (кузнецы, плотники, гончары и др.). Их повинности не были строго оговорены. Например, бояре панцирные за бесплатное пользование землей должны были во время войны «иметь хорошего коня казацкого, пику, пару пистолетов... и мушкет на поясе». Путные бояре с 1557 г. ставили на войну одного коня с двух волок. Но постепенно их обязанностями стали курьерская служба и выплата чинша.

После аграрной реформы челядь невольная была переведена в разряд крестьян-огородников. Они получили небольшие наделы земли. За пользование ею огородники должны были отрабатывать один день барщины в неделю в фольварке.

Следует заметить, что превращение дворян в привилегированное сословие в обозначенный период сопровождалось расширением их прав также на личность и труд крестьянина. В итоге выросли повинности крестьян в пользу помещика, усилилось их бесправие. Труд крестьянина являлся источником благополучия его самого, а также государства и помещика. Чем больше брало государство, тем меньше оставалось помещику и крестьянину. Чем больше взимал помещик, тем меньше становилась квота каждого их двух других претендентов на результат труда.

Из многочисленных повинностей крестьянина, да и жителя посада, была лишь одна подушная подать – в 70 копеек с крестьянской души мужского пола, которая принадлежала помещику, монастырю и царской фамилии. Другая тягловая повинность крестьян и горожан – рекрутская, не считалась величиной постоянной и зависела от того, в мирное или военное время производились рекрутские наборы, а также от размера потерь на театре военных действий. Обычно один рекрут поставлялся с определенного количества крестьянских и посадских душ. Чем больше потребность в рекрутах, тем с меньшего числа душ их брали.

К непостоянному размеру повинности относилась периодически проводимая мобилизация драгунских лошадей, а также привлечение крестьян и горожан к строительным работам – подвойная и постойная повинности. Повинности в пользу помещика тоже никто не регламентировал, и их размер, как и формы, зависели от множества обстоятельств. В черноземной полосе помещик предпочитал вести собственное хозяйство, и уже в первой половине 18 века отчетливо прослеживается тенденция к переводу крестьян Черноземья на барщину. Напротив, в нечерноземных районах помещик предпочитал взымать оброк из-за низкого плодородия почвы и возможности крестьянина извлекать доходы из неземледельческих промыслов.

Вовлечение помещичьего хозяйства в рыночные отношения повышало заинтересованность помещика в увеличении товарных излишков зерна, мяса, кожи, сала, шерсти и т.д. При рутинной технике сельскохозяйственного производства главным условием увеличения числа дней его работы на барской пашне либо увеличением продолжительности рабочего дня. Оба способа использования крепостного труда могли привести к исчезновению условий для простого воспроизводства крестьянского хозяйства, на котором, собственно, держалось благополучие барина. Все эти соображения вынуждали барина искать оптимальный размер крестьянской повинности. В первой четверти 18 века 4-х дневная барщина встречалась редко, в 60-х годах 4-х дневная и даже 5-дневная барщина уже не являлась исключением. Именно этим можно объяснить появление аж в 1797 году известного указа Павла I «О 3-дневной барщине».

Итак, во внутренней политике во взаимоотношениях дворянства и крестьянства была продолжена тенденция, направленная на дальнейшее укрепление крепостного права. Дворяне превратились из тяглового служилого сословия в сословие привилегированное, а крестьяне облагались все новыми и новыми повинностями, как в пользу государства, так и в пользу дворян.

“Положения” 19 февраля 1861 г. устанавливали ряд основных принципов ликвидации повинностей и наделения крестьян землей. “Общее положение о крестьянах, вышедших из крестьянской зависимости” исходило из признания права собственности помещиков на все земли, но устанавливало обязательное падение крестьян усадебной и полевой землей (за исключением тех, кто не имел земли до реформы) сначала за повинности, а потом за выкуп. Преимущество отдавалось “полюбовному” соглашению между крестьянами и помещиками, и при этом условия могли быть самые различные. Если такого соглашения не достигалось, то в действия вступали жесткие нормы, определяемые “местными положениями”. В основе реформы лежал принцип постепенности -любимый конек консерваторов всех времен. Постепенно -за два года -должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян. За тем крестьяне переводились на положение “временно обязанных” до момента перехода на выкуп. Потом еще следовал период в 49 лет выплаты выкупных платежей (вернее, ссуды государства), после которого земельные наделы должны были стать полной собственностью крестьян.

Размеры наделов определялись местными положениями, которых было четыре. Одно было для 29 великорусских, новороссийских и белорусских губерний с общинной формой землепользования. Второе -для трех малороссийских (левобережных) губерний с подворным землепользованием. Особое местное положение было для Правобережной Украины и четвертое - для Западной Белоруссии и Литвы. По двум последним положениям крестьяне получили все земли, которые у них были до реформы. Это было сделано по политическим соображениям, так как крестьяне там были украинцы и белорусы, а помещики в основном были поляки- католики. После восстания 1863 г. крестьяне этих губерний были сразу переведены на выкуп и их наделы несколько увеличились (до прежних норм инвентарных описей).

Местные положения еще делили губернии на три полосы (черноземная, нечерноземная и степная), а внутри полос выделялись местности и для них устанавливались нормы наделов. В степной полосе был введен единый уставной надел на душу мужского пола (он колебался по разным местностям от шести до двенадцати десятков). В остальных полосах в каждой местности были определены высшая и низшая норма наделов. При этом высший надел был в три раза больше низшего. Закон исходил из того, что крестьянам отводится тот фактический надел, которым они пользовались до реформы. В этом случае, если этот надел был больше высшей нормы, помещик имел право отрезать “излишек “ до этой нормы. Если же фактический надел был меньше низшей нормы, помещик был обязан прирезать земли

излишек до этой нормы.

Помещики установили нормы в таком размере, чтобы можно было отрезать в свою пользу часть земель крестьян. В Редакционные комиссии помещики подали заниженные данные о размерах действительных наделов крестьян, и поэтому даже после некоторого увеличения высших норм этими комиссиями в большинстве губерний все равно земли крестьян были сокращены. Земля отрезалась и по дополнительным правилам: помещик мог прирезать себе земли до 1/3 бывшего своего имения (в степной полосе до 1/2) даже в том случае, если у крестьян наделы не превышали высшей нормы.

По официальным данным размеры отрезков в пользу помещиков в 27 губерниях в целом составили 13% бывших до реформенных крестьянских наделов. Исследования советскими историками документов архивов (уставных грамот) показало, что в действительности у крестьян отрезали около 20% их угодий, а по отдельным губерниям до 30% . Помещикам было предоставлено право самим определять какие земли отвести крестьянам, а какие оставить себе. Помещики отрезали себе лучшие земли, а так же брали в отрезки такие участки что бы крестьяне вынуждены были их арендовать по дорогой цене. На пример, забирали себе, все выгоны и водопои, без которых крестьяне не могли обойтись, а чаще вклинивали отрезки в середину крестьянских полевых земель. По воспоминаниям одного из статистиков, в деревне Хомуты Орловской губернии земли крестьян были в пяти участках, а проехать к ним можно было только через земли помещика. Таким образом, помещики получили возможность кабальной эксплуатации крестьян.

В итоге проведения реформы 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих крестьян получили около 34 млн. дес. земли или 3,4 дес. на душу. По подсчетам либеральных экономистов для, прожиточного минимума надо было иметь в черноземной полосе не менее 5,5 дес. на душу, а в остальных местностях 6-8 дес. Наделы были неравномерными. Почти 5 часть крестьян получила до 2 дес., 28% от 2 до 3 дес., 26% от3 до 4 и 27% свыше 4 дес. Наименее обеспеченными оказались крестьяне черноземной полосы, наиболее- северных и степных губерний.

Наделение крестьян землей было продиктовано двумя причинами. Царизм беспокоился о том чтобы крестьяне продолжали платить подати, чего они без земли выполнить не могли. Кроме того, помещики боялись потерять рабочие руки, так как без земельные крестьяне стали бы разбредаться по городам и уходить на многоземельные окраины. Учет интересов крестьян требовал значительного увеличения дореформенных наделов крестьян, что можно было сделать за счет помещичьих латифундий и организации расселения крестьян на окраины. Но победили помещики. За основу наделов были взяты дореформенные, явно недостаточные нормы, но при этом крестьян ограбили, отняв у них жизненно важные “отрезки”. При переходе на выкуп бывшие помещичьи крестьяне получали наименование крестьян собственников, но на самом деле полной собственности на землю они, в отличие от помещиков не получали. Юридическим собственником считалась община, но и она не имела права продажи наделов. При подворном землевладении крестьяне тоже не могли продавать свои участки. Была создана новая форма землевладения “надельная”.

Часть крестьян (461тыс.) получила четвертные, или дарственные, наделы, в среднем по 1,1 дес. на душу. Половина их приходилась нижневолжский район, а четверть - на северо-черноземный. Совсем не получили земли 724 тыс. дворовых и 137 тыс. крестьян мелкопоместных дворян. Они освобождались через два года бесплатно, но без клочка земли.

До перехода на выкуп крестьяне должны были выполнить в пользу помещика временной повинности в виде денежного оброка или барщины. Период перехода от повинностей на выкуп не был твердо установлен положением, ион растянулся с1863 до 1883 г. (закон 1881г. установил обязательность перехода на выкуп для всех помещичьих имений). К 19 февраля 1870 г. в Европейской России перешло на выкуп 55% крестьян, не считая западных губерний, где все крестьяне сразу были переведены в категорию крестьян собственников. К 1881г. на положении временно-обязанных оставалось 15% бывших помещичьих крестьян внутренних губерний.

Временные повинности по существу были теми же феодальными барщиной и оброком разница была в следующем: размеры их определялись местными положениями, отменялись мелкие повинности (натуральные платы птицей, ягодами, грибами и прочим, добавочные сгонные работы и наряды), основной повинностью признавался оброк (крестьян нельзя было без их согласия переводить на барщину если они ранее платили оброк, а через два года они могли перейти с барщины на оброк бес согласия помещика). Барщина ограничивалась 40 мужскими и 30 женскими днями с тягла в год, при этом 3/5 отрабатывалось в летнее полугодие, остальное- в зимнее. Крестьяне работали на барщине не производительно, помещики не имели уже над ними такой власти. Поэтому удельный вес барщинных крестьян за первые два года сократился в двое (с 71 до 35%) и далее сокращение продолжалось.

Большое значение имел принцип определения величины оброка, от которой зависел и размер выкупа. Правительство и сам царь неоднократно подчеркивали, что они не допустят даже обсуждения вопроса о выкупе личной зависимости крестьян, что предлагалось правыми помещиками. Но в среде новой бюрократии был найден обход этого принципа: поставить размер оброка в зависимость не от доходности земли, а от дохода крестьян в данной местности. По местным положениям самый высокий оброк был установлен около Петербурга -12руб. С полного надела, затем в нечерноземных губерниях (Московской, Ярославской, части Владимирской и Нижегородской) - 10руб. В черноземных и степных губерниях оброк устанавливался в размере 9 руб. Следовательно, оброк был ниже там, где земля ценилась выше. Это произошло потому, что нормы оброка примерно приравнивали к размеру дореформенного оброка, а он был выше в нечерноземных губерниях, около столиц, где можно было больше заработать. А в черноземных губерниях основной доход был от земли и оброк был ниже. Здесь помещики компенсировались отрезками и возможностью получать с них доход. Назначение оброка по его дореформенным размерам имело целью сохранение для помещика того дохода, который давал крестьянин, а не компенсацию за земли.

Ловким мошенничеством было введение так называемой градации оброка и барщины. Этот принцип вступал в силу только при получении крестьянами не полного надела. На пример, при получении половины высшего надела, казалось бы, крестьянин должен платить половину оброка. Но градация заключалась в неравномерном распределении оброка (как и барщины) между десятинами надела. В нечерноземной полосе за первую полученную десятину взималось 50% оброка, за вторую 25%, на остальные раскладывалась поровну оставшаяся часть оброка. В Ярославской губернии с высшего надела в четыре десятка оброк был установлен в 10 руб. Если крестьянам доставалось по два десятка, то они платили за первую десятину 5 руб., как было бы без введения градации. Установление градации было выгодно большинству помещиков, так как основная масса крестьян получила наделы меньше высшей нормы. Особую выгоду от этого получили в связи с тем, что выкуп, как увидим далее, прямо зависел от фактической величины пореформенного оброка. В наиболее тяжелом положении оказались крестьяне черноземной полосы, где землю отрезали сверх высшей нормы.

Помещик обязан был предоставить крестьянам земельный надел не в собственность, а лишь в «постоянное пользование». Отходящая к крестьянам земля юридически продолжала оставаться помещичьей собственностью, за пользование которой крестьяне должны были нести повинности до тех пор, пока между ними и помещиком не будет заключена выкупная сделка. До этого времени крестьяне считались «временно-обязанными», т. е. оставались в прежней феодальной зависимости. Но, так как для перехода на выкуп не было установлено никакого срока, эта «временность» из срочной, как предполагалось ранее, превращалась в бессрочную. Размеры и формы повинностей, если не состоится добровольное соглашение между помещиком и крестьянами, определялись также местными «Положениями».

«Положения» устанавливали два вида повинностей - оброк и барщину. Размеры оброка по «великороссийскому» «Положению» колебались от 8 до 12 руб. за душевой надел, в зависимости от местности. В основу исчисления оброка были положены его размеры, существовавшие накануне реформы; если припомнить, что крестьянский оброк платился не только из доходов от земледельческого хозяйства крестьян, но и из разных неземледельческих доходов, то станет ясно, что, уплачивая оброк, крестьянин платил не только за пользование помещичьей землёй, но и за право распоряжения своей рабочей силой; оброк, таким образом, носил попрежнему характер феодальной повинности. Естественно, что никакого соответствия между оброком и доходностью крестьянского надела не было; самый высокий оброк (12 руб.) платили крестьяне имений, расположенных под Петербургом, где, как известно, земля весьма 26 невысокого качества, затем шли Петербургская, Московская и Ярославская губернии и промышленные уезды Владимирской губернии (10 руб.), тогда как крестьяне чернозёмных, Курской и Воронежской, губерний платили 9 руб.

При исчислении оброка введена была так называемая «градация», состоявшая в том, что первая десятина полученного крестьянами надела ценилась дороже следующих десятин; поэтому, если крестьяне получали неполный надел, каждая десятина обходилась им дороже, чем при получении полного надела, т. е. чем меньше земли получал крестьянин, тем дороже она ему стоила. Особенно резкая градация устанавливалась для нечернозёмной полосы; в полосах чернозёмной и степной она была несколько меньше. Градация давала помещикам возможность ещё более увеличивать несоответствие между размером оброка и доходностью земли, т. е. ещё больше повышать плату за утрату власти над крестьянином. А так как рабочая сила особенно дорого ценилась в нечернозёмной полосе, то в градации были заинтересованы главным образом помещики нечернозёмной полосы. Недаром «изобретение» градации принадлежит дворянам нечернозёмной полосы - Тверскому губерн­скому комитету.

В барщинных имениях барщина сохранялась и после реформы. Размер и порядок отбывания барщины определялись добровольным соглашением; если соглашения не удавалось достигнуть, то барщина отбывалась на основании «Положений». Согласно «Положению о великороссийских, новороссийских и белорусских губерниях» за каждый душевой надел крестьяне должны были отрабатывать в год 40 дней мужских и 30 женских, причём и мужчины и женщины должны были являться на работу со своим инвентарём - так же как и до реформы. Барщинной повинности подлежали мужчины с 18 до 55 лет, а женщины - с 17 до 50, т. е. приблизительно так же, как это практиковалось в помещичьих имениях и до 19 февраля. Отбывание барщины также регулировалось путём градации.

Большую часть барщинных дней (три пятых) крестьяне должны были отрабатывать в период от весны до сбора урожая осенью, который крестьянину был особенно дорог для работы на себя. Помещик мог потребовать крестьян на работу в любой день, за исключением праздников, с тем лишь, чтобы общее число дней в неделю не превышало определённой нормы. Если крестьянин не мог работать по болезни, то за него должны были отработать другие крестьяне или он сам по выздоровлении; если он болел более шести месяцев, то мог быть лишён земельного надела.

Особые учреждения - губернские присутствия по крестьянским делам - должны были выработать урочные положения, в которых точно указывалось бы, какие работы должны выполняться барщинным крестьянином в течение дня. Для тех работ, которые нельзя было перенести на урочное положение, продолжительность рабочего дня была установлена в 12 часов летом и 9 часов зимой.

Крестьянам-барщинникам разрешалось переходить на оброк даже без согласия помещика, но не ранее как через два года после издания «Положений» и при условии отсутствия казённой и помещичьей недоимки. Кроме того, о желании перейти на оброк крестьяне должны были заявить за год вперёд.

Взыскание оброка и барщинных повинностей с крестьян-недоимщиков приравнивалось к взысканию казённых оброков и производилось преимущественно перед всеми другими обязательствами, лежавшими на крестьянах. Для погашения недоимки могло быть продано имущество крестьянина, сам он и члены его семьи могли быть принудительно посланы на заработки, у него мог быть отобран полевой надел и даже усадьба.

Таким образом, повинности временно-обязанных крестьян ничем по существу не отличались от повинностей крепостных; это та же денежная или отработочная рента, только более или менее регулируемая законом. Отменена была толькоподводная повинность и мелкие поборы - птицей, маслом, яйцами, ягодами, грибами, холстом, шерстью и пр.

Рассмотренное местное «Положение» распространялось на центральные и северные губернии, на губернии Среднего и Нижнего Поволжья и Приуралья, на три «новороссийские» губернии (Екатеринославскую, Таврическую и Херсонскую), часть Харьковской губернии и губернии Могилёвскую и Витебскую, за исключением четырёх, так называемых «инфлянтских», уездов последней, примыкавших к Прибалтийскому краю. В этих губерниях господствовало, за немногими исключениями, общинное землепользование; в связи с этим надел отводился целому обществу, которое и отвечало круговой порукой в случае неисправности отбывания повинностей. В тех обществах, где было подворное землепользование, надел отводился отдельным домохозяевам, и последние песли личную ответственность за повинности.

Для остальных районов Белоруссии и Украины и для губерний литовских были изданы особые местные «Положения».

gastroguru © 2017