Выбор читателей
Популярные статьи
Технология устройства дорожек и площадок
Срок службы тротуарной плитки, а тем более натурального камня весьма продолжителен, поэтому как долго прослужит вам дорожка, во многом зависит от технологии устройства и качества проведения работ. Независимо от того, на что укладывается плитка на сухую смесь, раствор или песок, основанием служит подушка из щебня и песка. В отдельных случаях, для усиления основания, на песчано-гравийной подушке устраивается бетонная стяжка.
1. Разметка дорожек и площадок
Сначала необходимо разметить дорожки и площадки согласно разработанному плану. Разметка производится с помощью рулетки, колышков и строительной бечевки. После того как разметка будет завершена, необходимо пройтись по будущей дорожке, чтобы проверить удобство пользования и при необходимости подкорректировать ее расположение и размеры.
2. Подготовка основания
Прокладка дорожек начинается с устройства их основания. В зависимости от функционального назначения дорожки и характера почвы понадобиться устройство либо песчано-гравийной подушки, либо бетонного основания. Правильное основание не позволит дорожке или площадке "просесть" и обеспечит долголетие мощению. Дорожка представляет собой "бутерброд" из последовательно уложенных слоев. В самом низу: щебень - 15 см, затем песок - 10 см, между ними обычно прокладывают геотекстиль. Далее укладочный слой сухой смеси, - 3 см, и тротуарная плитка - 7 см.
Выкапывание профиля под дорожку
При выкапывании профиля под дорожку необходимо правильно рассчитать его глубину, для того чтобы рационально использовать щебень и песок. Если дорожка прокладывается в освоенном саду по существующему газону или другой поверхности, которая останется без изменений, глубина профиля составит: щебень 15 см + песок 10 см + сухая смесь 3 см + плитка 7 см = 35 см
Если же прокладка дорожки ведется в рамках комплексного освоения участка, следует учесть уровень будущего газона (когда предполагается завоз плодородного грунта, который поднимет общий уровень участка.) В этом случае глубина профиля составит: щебень 15 см + песок 10 см + сухая смесь 3 см + плитка 7 см - толщина плодородного слоя под газон 15 см = 20 см.
При выкапывании профиля для одного квадратного метра дорожки в первом случае образуется 0,35 куб. м. излишков вынутого грунта, во втором 0,2 куб. м, и следует заранее подумать о том, как им распорядиться. Вывоз за пределы участка потребует определенных затрат, поэтому лучше использовать его для планировки рельефа или засыпке ненужных ям на участке.
Формирование основания дорожки
После того как профиль сформирован, заполняем его щебнем - 15 см. и песком – 10 см., тщательно утрамбовывая каждый слой.
Между слоем щебня и песка укладывается геотекстиль. Это предотвратит просыпание песка в слой щебня и сделает основание более долговечным.
3. Укладка тротуарной плитки
на сухую смесь
В качестве укладочной смеси используется готовая сухая смесь, или цемент и песок. Из них смесь готовится самостоятельно (соотношением 1:4) непосредственно перед укладкой плитки. Толщина слоя укладочной смеси обычно составляет 3 см. С помощью уровня постоянно проверяем поверхность плитки, при необходимости осаживаем отдельные кирпичи или подсыпаем под них дополнительные порции сухой смеси.
После окончания укладки засыпаем поверхность плитки песком и трамбуем, чтобы набить песок в швы. Сметаем излишний песок и проливаем поверхность водой. При необходимости повторяем процедуру. Необходимо подождать пару дней, перед тем как начать пользоваться дорожкой.
на цементный раствор
Цементный раствор (толщиной 2 см.) обычно используется при укладке плитки на бетонное основание (отмостка вокруг дома, площадка для машин и т. д.). За один прием укладка ведется на площади не более половины квадратного метра. Уложив плитку, проверяем и поправляем ее поверхность по уровню.
Раствору необходимо схватиться в течении нескольких часов, а ходить по такой дорожке можно будет не ранее чем через три дня
По материалам CD "Ландшафтная архитектура" 2004 г.
В первую очередь устройство садовых дорожек должно включать в себя план с нанесением на него всех имеющихся строений. Они чертятся на плане в масштабе. Также план должен содержать расположение существующих на участке деревьев. Продумайте стилистическое направление сада: внешний вид дорожек и материалы, из которых они выполнены, должны гармонировать с общей концепцией. Определитесь с проходимостью участка и на основании этого выбирайте ширину дорожек. к площадке для барбекю, плавательному бассейну или площадки для детей должны быть такой ширины, чтобы на них свободно проходили два человека. Ширина этих дорожек колеблется в пределах 100 – 130 см. Дорожка же, ведущая к беседке, находящейся в уединенном месте сада, будет шириной 50-70 см. После определения параметров дорожек (ширина, длина, конфигурация) приступайте к выбору материала для мощения.
Предназначение садовых дорожек зависит от нагрузок, которые будут производить воздействие на покрытие.
Вернуться к оглавлению
Можно выполнять из самых разнообразных материалов: мелкой гальки, гравия, искусственного или натурального камня, клинкерной плитки, дерева. Естественно, что плитки из камня на искусственной основе, дерева или гравия стоят намного дешевле, чем из натурального камня. Но не следует подходить к выбору материала для исходя только из его цены.
Предназначение дорожек зависит от нагрузок, которые будут производить воздействие на покрытие. В случае, когда садовые дорожки предназначены только для пешеходного движения, для устройства их может послужить любой материал – щебень или же бетонная тротуарная плитка. Если же на поверхность будет воздействовать вес больше, чем одного человека (к примеру, автомобильные дорожки), то наилучшим решением будет устройство таких асфальта или брусчатки.
Подбирая материал для дорожек, необходимо обращать особое внимание на прочность и толщину материала.
Подбирая материал для дорожек, необходимо обращать особое внимание на прочность и толщину материала. Например, дорожа из бетона должна отвечать следующим требованиям:
Вернуться к оглавлению
Технология устройства садовых дорожек делится на четыре типа:
Мягкие дорожки - дорожки, которые имеют покрытие из гравия, отсева, щебня, а также древесной коры.
Мягкие дорожки – дорожки, которые имеют покрытие из гравия, отсева, щебня, а также древесной коры.
Жесткие дорожки – дорожки, устройство которых выполняется из отдельных элементов, например из тротуарной плитки, монолитного бетона или камня.
Специальные – дорожки, имеющие покрытие из бетона декоративного типа.
Комбинированные – дорожки, устройство которых включают в себя тротуарную плитку и сыпучие материалы.
Вернуться к оглавлению
Натуральный камень (мрамор, гранит, базальт, песчаник, известняк).
Преимущества:
Недостатки:
Примечание: для устройства садовых дорожек такого типа специалисты советуют использовать электроподогрев.
Искусственный материал (тротуарная плитка, асфальт, бутовый камень, покрытия из бетона).
Преимущества:
Недостатки:
Сыпучие материалы (гравий, щебень, отсев, галька, песок).
Преимущества:
Недостатки:
Прежде всего следует хорошо продумать дизайн своего сада. Если сад исполнен в японском или китайском стиле, без плитки из натуральных материалов вам не обойтись. Такие сады часто имеют и поэтому большого количества материала из натурального камня вам не понадобится.
Если же вы отдаете предпочтение стилю французских аптекарских садов или английскому стилю, то мощение дорожек тротуарной плиткой на искусственной основе будет наиболее правильным решением.
При подборе материала, из которого будет производиться устройство дорожек для сада, следует задумываться не только о цене материала, но и о затратах на работы подготовительного периода и работы по непосредственной укладке.
Грунт - основание для дорожек и в зависимости от характеристик почвы определяются все дальнейшие работы по устройству.
Вернуться к оглавлению
Технология планирования включает в себя два этапа: разметку территории участка и земляные работы. Для разметки участка необходимо вынести реперы (отметки), которые определят контуры садовых дорожек, ям для посадки деревьев, площадок и рельеф территории. Реперы выставляются согласно проекту. Все отметки должны быть привязаны к границам участка, постройкам и деревьям. В качестве реперов можно использовать колышки из дерева или небольшие куски арматуры. В зависимости от отметок разбивается рельеф участка. Разбивку такого плана можно выполнить при помощи теодолита или нивелира. После разметки всего участка следует нанести контуры площадок и дорожек. Для этого вдоль контуров посыпается песок. Увидев реальные формы дорожек, их легко откорректировать. Далее следуют земляные работы или «землянка».
Вернуться к оглавлению
В первую очередь следует выявить уровень грунтовых вод и грунтовый состав. Грунт – основание для дорожек и в зависимости от характеристик почвы определяются все дальнейшие работы по устройству.
Наиболее оптимальным основанием принято считать песчаные грунты, которые состоят из песка средней и крупной фракции. Грунты такого плана бывают вблизи рек и на намывных участках. Для устройства потребуется лишь снять небольшой слой песка, не забывая учитывать то, что дорожка должна располагаться на 2-3 сантиметра выше уровня земли.
Все остальные грунты требуют выполнения так называемого «корыта» для создания добротного основания. Выемка грунта должна производиться на глубину 150 – 300 мм с последующей укладкой в нее инертных материалов в следующем порядке: гравий, щебень, песок.
Каждый слой необходимо утрамбовывать и тщательно выравнивать.
Для уменьшения толщины и увеличения качества подстилающего слоя сегодня используются георешетки и геотекстиль.
Самый верхний слой в «корыте» делается из песка и служит в качестве основания для покрытия дорожки. Глубина выемки прямо пропорциональна уровню грунтовых вод и степени проницаемости влаги. Самая большая глубина выемки грунта на заболоченных и торфяных участках. Если не использовать мощный подложный слой на таких грунтах, то через несколько лет дорожка просядет.
Для уменьшения толщины и увеличения качества подстилающего слоя сегодня используются георешетки и геотекстиль. Георешетка – конструкция из инертного полиэфирного волокна. Георешетка помогает образовать прочный ячеистый каркас. Все полости решетки заполняются щебнем, гравием и песком. Между песком и гравийным слоем можно подложить геотекстиль. Он препятствует прорастанию растений между стыками плит дорожки и вымыванию материала кладки. Геотекстиль тоже устанавливают и на дне корыта. В таких случаях он выполняет роль армирования.
Укладку покрытия из искусственного и натурального камня (штучные материалы) можно производить на сухой раствор из цемента и гравия, на слой раствора из цемента или пролитый песок. В первом случае плитка из камня укладывается непосредственно на слой гравия без прослойки из песка. При кладке плиты уплотняются при помощи молотка с головкой из резины или дерева.
Настил из дерева необходимо укладывать на брусья (лаги). Это делается для того, чтобы избежать соприкасания досок настила с поверхностью земли.
Бордюры придают дорожке не только эстетически законченный вид, но и несут функциональные нагрузки - препятствуют расползанию плит мощения и вымыванию материала кладки в грунт.
Для стекания талой и дождевой воды дорожки должны иметь уклоны. Уклон по обеим сторонам обычно выполняют на ровных участках, а односторонний уклон – на рельефных участках. Уклон делается в направлении понижения уровня рельефа.
Законченный вид дорожке придают бордюры. Они придают дорожке не только эстетически законченный вид, но и несут функциональные нагрузки – препятствуют расползанию плит мощения и вымыванию материала кладки в грунт. Наиболее популярными считаются бордюры из пластика, устанавливаемые после укладки плит. Установка пластиковых бордюров не требует выемки грунта. Их устанавливают, используя специальные крепления якорного типа.
Лучше всего совместить земляные работы с прокладкой дренажных канавок, ливневой системы, системы освещения и полива. Такой подход к делу сэкономит ваше время и деньги. Правильное размещение дренажных решеток и ливнеприемников поможет рассчитать уклоны дорожек так, чтобы вода с их поверхности попадала сразу систему дренажа, а не застаивалась на вымощенных площадках или газоне. В «корыте» для будущих дорожек можно проложить электрические кабеля и трубопровод системы полива. Прокладывать кабеля необходимо в специальных шлангах гофрированного типа (пластиковые или металлические). Дорожки на грунтовых склонах, проходящие по краю террасы с ярко представленным рельефом, необходимо дополнительно укреплять. Для таких целей прекрасно подойдут георешетки, о которых уже упоминалось выше.
КОМПЛЕКС ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГЕНПЛАНА
МОССТРОЙЛИЦЕНЗИЯ
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ
НА
УСТРОЙСТВО ТРОТУАРОВ
ИЗ БЕТОННЫХ ПЛИТ
ВСН 15-95
МОСКВА - 1998
Инструкция на устройство тротуаров из бетонных плит (взамен ВСН 6-76) разработана кандидатами технических наук В. М. Гольдиным, Л. В. Городецким, Р. И. Бега (НИИМосстрой) при участии Ю. И. Столярова, к. т. н. В. Д. Фельдмана (Мосстройлицензия).Инструкция обобщает накопленный за период с 1976 по 1995 гг. опыт службы тротуаров на эксплуатируемых улицах.Инструкция составлена с учетом нового ГОСТа на тротуарные плиты, разработанного НИИМосстроем, Мосинжпроектом и Академией коммунального хозяйства.Инструкция согласована с институтом Мосинжпроект, трестом Гордорстрой, муниципальным предприятием Мосинжстрой.
Таблица 1.1
Виды, марки и размеры тротуарных плит
Тип плиты, марка плиты |
Размеры плиты, мм |
||||
Толщина плиты |
|||||
на щебеночных и бетонных основаниях А |
на песчаных и стабилизированных основаниях Б |
в местах заезда тяжелого транспорта на тротуар В |
|||
Квадратные плиты |
|||||
1К.5, 1К.6, 1К.8 | |||||
2К.5, 2К.6, 2К.10 | |||||
3К.5, 3К.6, 3К.10 | |||||
4К.5, 4К.7, 4К.10 | |||||
5К.5, 5К.7, 5К.10 | |||||
6К.5, 6К.7, 6К.10 | |||||
7К.6, 7К.8, 7К.10 | |||||
8К.8, 8К.10 | |||||
Прямоугольные плиты |
|||||
1П.5, 1П.6, 1П.10 | |||||
2П.5, 2П.7, 2П.10 | |||||
3П.5, 3П.7, 3П.10 | |||||
4П.6, 4П.7, 4П.10 | |||||
5П.6, 5П.7, 5П.10 | |||||
6П.8, 6П.10 | |||||
Шестиугольные плиты |
|||||
1Ш.5, 1Ш.6, 1Ш.10 | |||||
2Ш.6, 2Ш.7, 2Ш.10 | |||||
3Ш.6, 3Ш.8, 3Ш.10 |
Рис. 1.1. Общий вид фигурных плит и элементов мощения.
Таблица 2.1
Зависимость требуемого количества хлористого кальция от глубины пропитки подстилающего слоя
2.10. Устройство подстилающего слоя следует производить с учетом завершения уплотнения песка до начала его смерзания.2.11. Бортовые камни, отделяющие проезжую часть от тротуаров, изготавливают из гранита, бетона или железобетона и устанавливают на бетонное основание.2.12. Для отделения тротуара от газонов устанавливают бетонные бортовые камни размером 1000×200×80 мм (БР 100.20.8).2.13. Бетонные бортовые камни БР 100.20.8 устанавливают вручную на бетонное основание толщиной 10 см, уложенное на выровненный и уплотненный песчаный подстилающий слой.2.14. Ширина шва между бортовыми камнями не должна превышать 5 мм. Заполнение швов производят цементным раствором состава 1: 4, после чего расшивают раствором состава 1: 2.2.15. В случае устройства основания из песчано-цементной смеси нижняя его часть толщиной 7 см выполняется из песчано-цементного раствора, а верхняя толщиной 3 см- из сухой смеси.Песчано-цементный раствор применяют марки не ниже 50 и изготавливают его в заводских условиях. Ориентировочный состав на 1 м 3 раствора марки 50: цемент марки 400 - 155 кг, воды - 170 л, песка - 1650 кг. Сухую песчано-цементную смесь приготовляют так же, но без добавления воды при естественной влажности песка 5 - 6 %.2.16. В зимнее время песчано-цементную смесь, приготовленную в заводских условиях на подогретых материалах, рекомендуется укладывать при температуре наружного воздуха не ниже - 15 °С, не допуская разрыва во времени при укладке песчано-цементного раствора и сухой смеси.2.17. Уплотнение песчано-цементного раствора производится виброрейками и виброплощадками.2.18. Основания из щебня устраивают при помощи щебнеукладчиков, при площади тротуара менее 1000 м 2 щебень можно разравнивать автогрейдером или бульдозером способом «от себя».2.19. Щебеночные смеси оптимальной влажности (4 - 6 % по массе, марки по дробимости в цилиндре не ниже 400) доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают в приемный бункер щебнеукладчика или на подготовленное земляное полотно.Смесь укладывается в дорогу не позже 3-х часов после доставки на место работ. Уплотнение смеси производят самоходными катками статического действия весом 5 - 10 т или вибрационными - весом 1,5 - 3,5 т. Проверка плотности основания из щебня производится тяжелым катком, после прохода которого основание не должно иметь заметных деформаций.2.20. При устройстве оснований из тощего бетона применяют марку бетона М100. Ориентировочный расход материалов на 1 м 3 бетонной смеси составляет: цемент марки 400 - 90 - 100 кг, щебень фр. до 40 мм - 1440 - 1400 кг, песок - 650 - 600 кг, вода - 120 - 130 кг. Раскладка тощего бетона осуществляется бетоноукладочными машинами, щебнеукладчиком. Уплотнение производят 5-тонными моторными катками 8 - 10 проходами по одному следу.2.21. Для устройства бетонного основания применяют бетон марки 100. Устройство бетонного основания производится по спланированному и уплотненному песчаному подстилающему слою бетоноукладочными машинами или экскаватором Э-153 с навесным оборудованием. В последнем случае уплотнение смеси производится виброрейкой или площадочным вибратором. Через каждые 30 - 40 м в основании устраивают температурные швы шириной 20 мм.2.22. На свежеуложенное бетонное основание наносится пленкообразующий материал - битумная эмульсия - из расчета 0,7 кг/м 2 .2.23. Устройство бетонного основания в зимнее время допускается при температуре, наружного воздуха до - 15 °С. Укладку бетонной смеси следует производить на подготовленный до наступления морозов песчаный подстилающий слой.Рис. 3.1. Захват для укладки плит:
1 - рама из труб прямоугольного сечения (40×60 мм); 2-вал траверсы; 3 - несущая траверса; 4 - полоса с вырезом; 5 - скоба; 6 - палец; 7 - полоса размером 100×80×10 мм; 8 - полоса размером 150×100×10 мм; 9 - рычаг
Рис. 3.2. Вакуум-захват для укладки плит
Рис. 3.3. Схемы раскладки плит в покрытии.
3.4. Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда.3.5. Ширина шва между смежными плитами с размером сторон 100 см должна быть в пределах 8 - 12 мм и с размером стороны до 50 см - в пределах 5 - 8 мм. Швы заполняют песчано-цементной смесью в соотношении 3: 1.3.6. При устройстве декоративных покрытий ширину шва можно увеличить до 50 мм. В этом случае шов заполняется дерном или растительным грунтом и засеивается травой. Для обеспечения требуемой ширины швов между плитами применяют специальные шаблоны.3.7. При укладке плит с размером стороны 100 см выравнивание их производят при помощи такелажных багров после того, как нижняя плоскость плиты опущена краном на 2 - 3 см ниже верхней плоскости уложенных смежных плит. Какие-либо перекосы плиты недопустимы. При употреблении ломов обламывание кромок плит должно исключаться.3.8. Выравнивание уложенных плит осуществляют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или песчано-цементной смеси срезают ручным шаблоном.3.9. Фигурные плиты и элементы мощения укладывают, главным образом, плитоукладчиками отечественного или зарубежного производства. На рис. 3.5 показана укладка покрытия при помощи плитоукладчика. На рис. 3.6 приведены схемы раскладки фигурных элементов.3.10. При устройстве покрытий в зимнее время целесообразно заранее, до наступления устойчивых заморозков, подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие. Укладка выравнивающего слоя на подготовленное основание производится непосредственно перед монтажом.
Рис. 3.4. Схема укладки тротуарных плит с перевязкой швов:
1 - штырь; 2 - ходовой шнур
Рис. 3.5. Укладка плит при помощи плитоукладчика
Рис. 3.6. Схемы раскладки фигурных элементов мощения
3.11. При укладке плит на бетонное основание в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его разливом раствора CaCl 2 в количестве 1 л/м 2 . Очистку и прогрев бетонного основания можно производить асфальторазогревателем или при помощи установки, применяемой для устройства кровель с наплавляемым рубероидом, а также нагретым до температуры 180 - 200 °С горячим песком, который укладывают толщиной слоя 5 - 7 см, с последующим его удалением.3.12. По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают подогретый цементно-песчаный раствор толщиной до 20 мм, температура которого не должна превышать 35 °С.3.13. Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовленные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, брезентом или соломенными матами. Производить укладку плит при температуре ниже - 15 °С не рекомендуется.3.14. Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжении плит и заполнить их подогретой до 35 °С песчано-цементной смесью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ 17608-91 «Плиты бетонные тротуарные».2. ГОСТ 6665-91 «Камни бортовые бетонные и железобетонные. Технические условия».3. СНиП Ш-4-80 * «Техника безопасности в строительстве».4. Альбом СП 6101-85 «Конструкции дорожных одежд для г. Москвы» Мосинжпроект. НИИМосстрой.5. Рекомендации по строительству городских дорог в зимнее время, 1991 г. НИИМосстрой6. Инструкция по строительству полносборных городских дорог (ВСН 1-94). Департамент строительства.7. Технические указания на устройство тротуаров из бетонных плит (ВСН 26-76). Главмосинжстрой.8. Нормаль на конструкцию тротуаров и отмосток, 1976. Главмосстрой.9. Тимофеев А. А. Сборные бетонные и железобетонные покрытия городских дорог и тротуаров. 1986. Стройиздат.10. Гольдин В. М., Бега Р. И. Сборные покрытия тротуаров и пешеходных дорожек, 1973, ЦБНТИ Мосжилкомхоза РСФСР.
КОМПЛЕКС ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
ТР 72-98
МОСКВА - 1998
Технические рекомендации по конструкциям и технологии строительства дорог, тротуаров, площадок на территориях культурно-бытового назначения разработаны кандидатами технических наук В.М. Гольдиным, Л.В. Городецким, Р.И. Бега (лаборатория дорожного строительства НИИМосстроя) при участии ГУ "Мосстройлицензия".
Рекомендации составлены на основе научно-исследовательских работ, выполненных лабораторией дорожного строительства НИИМосстроя, а также опыта, накопленного дорожно-строительными организациями Москвы и других городов России.
Рекомендации разработаны впервые и в основном предназначены для строительства в районах нового жилищного строительства, хотя с успехом могут быть использованы и для центральных районов города при капитальном ремонте сооружений соцкультбыта.
1.6. Для покрытий дорог, площадок используются железобетонные плиты в соответствии с требованиями ГОСТ 21924.0-84 - ГОСТ 21924.3-84 следующих конфигураций: П - прямоугольная; ПБ - прямоугольная с одним совмещенным бортом; ПББ - прямоугольная с двумя совмещенными бортами; ПТ - трапецеидальная; ПШ -шестиугольная; ПШД - шестиугольная осевая диагональная; ПШП - шестиугольная осевая поперечная; ДПШ - диагональная половина шестиугольной плиты; ППШ - поперечная половина шестиугольной плиты.
1.7. Для покрытий тротуаров применяют в соответствии с ГОСТ 17608-91 следующие плиты: квадратные (К), прямоугольные (П), шестиугольные (Ш), фигурные (Ф) и элементы декоративные дорожные (ЭДД).
1.8. Бетонные и железобетонные бортовые камни используются в соответствии с ГОСТ 6665-91 следующих типов: БР - прямые рядовые; БУ - прямые с уширением; БУП - прямые с прерывистым уширением; БЛ - прямые с лотком; БВ - въездные; БК - криволинейные.
1.9. На стесненных территориях культурно-бытового назначения для автотранспорта устраиваются разворотные площадки. Схемы разворотных площадок проставлены на .
2.1. Конструкции дорог, площадок включают следующие элементы:
дренаж мелкого заложения; подстилающий слой; бортовой камень; основание; покрытие. Конструкции тротуаров состоят из подстилающего слоя, основания и покрытия. Варианты конструкций представлены на .
2.2. Дренаж мелкого заложения предназначен для осушения дорожной одежды и верхней части земляного полотна.
Конструкция дренажа состоит из дренирующего слоя и трубчатых дрен, уложенных на спланированное дно ровика.
2.3. В качестве дрены могут использоваться керамзитобетонные трубофильтры, перфорированные асбестоцементные, керамические и полимерные дренажные трубы. Стыки и водоприемные отверстия дрен защищают от запыления муфтами и фильтрами, в качестве которых могут быть использованы каменные материалы, нетканые синтетические материалы, а также стеклохолсты.
Размеры бетонных и железобетонных бортовых камней
Размеры, мм |
|||
2.7. Основание дорог и площадок различного назначения устраивают из щебеночных смесей или укатываемого бетона (принимается бетон марки 2), прочность которого в возрасте 28 дней должна быть не менее 100 кгс/см2.
2.8. Покрытия дорог, площадок различного назначения устраиваются двух типов: монолитные бетонные; сборные - из бетонных или железобетонных плит.
2.9. В бетонных покрытиях дорог и площадок устраиваются температурные швы через 6-8 метров.
Машины для уплотнения грунтов
Марка машины |
Тип катков |
Глубина уплотнения (в плотном теле), м |
||
связный грунт |
несвязный грунт |
|||
ДУ-31А (Д-627) |
Самоходный, на пневматических шинах, статический |
|||
ДУ-29 (Д-624) |
||||
Самоходный, комбинированный, с вибрационным вальцом |
||||
Прицепной вибрационный |
3.8. Траншеи под дренаж следует отрывать до наступления заморозков при помощи автогрейдера ДЗ-180А с навесным оборудованием или экскаваторов ЭО-2621, ЭО-2626 с трапецеидальным ковшом. Укладка труб в траншею производится вручную или при помощи автокранов.
3.9. Технологический процесс устройства дренажей мелкого заложения включает: рытье ровика; устройство в нем подушки под трубы; укладку труб с фильтрами, сопряжение трубчатых дрен с водоприемниками, заполнение ровика песком и его уплотнение. Трубы с раструбами или трубофильтрами обращают против уклона раструбами и пазами. Особое внимание должно уделяться уплотнению дна ровика.
3.10. При устройстве дренажей проверяют: уклон подушки; качество фильтров обсыпки; плотность соединения звеньев труб в стыках; гранулометрический состав и коэффициент фильтрации; толщина слоя песка; влажность и степень уплотнения песка.
3.11. К устройству подстилающего слоя из песка приступают после приемки земляного полотна дороги и оформления соответствующего акта. Подлежат проверке в обязательном порядке соответствие фактических отметок профилей проектным и степень уплотнения грунта.
3.12. Коэффициент фильтрации песка для подстилающего слоя должен быть не менее 3 м/сутки. Песок доставляется к месту строительства автомобилями-самосвалами и выгружается непосредственно в корыто дороги. Разравнивание песка производится бульдозерами или автогрейдерами по способу "от себя" с соблюдением проектных уклонов.
3.13. Катки для уплотнения песка выбирают в зависимости от вида песка и толщины уплотняемого слоя в соответствии с .
3.14. Уплотненный подстилающий слой из песка должен иметь проектную толщину, отклонение от проекта не должно превышать ±1 см, а коэффициент уплотнения должен быть не менее 0,98. Наибольший просвет под трехметровой рейкой не должен превышать 1 см. Продольные и поперечные уклоны должны соответствовать проекту.
3.15. Перед установкой бортового камня на выровненный и уплотненный песчаный подстилающий слой устанавливается опалубка высотой 20 см и шириной на 20 см больше ширины бортового камня.
3.16. Установка метровых бортовых камней производится бортоукладчиками и вручную при помощи клещевого или П-образного приспособления. Схема установки метровых бортовых камней при помощи указанных приспособлений представлена на .
3.17. Бортовой камень устанавливается на бетонное основание толщиной 10 см по натянутому между металлическими штырями шнуру. Бортовой камень осаживается до уровня натянутого шнура деревянной трамбовкой.
После установки бортового камня с двух его сторон устраивается бетонная обойма в опалубке на высоту 10 см.
3.18. Длинномерные бортовые камни устанавливаются на песчаное основание автокранами грузоподъемностью 3-5 т или при помощи пневмоколесных погрузчиков ТО-30 грузоподъемностью 2,2 т и ПК-271 грузоподъемностью 2,7 т.
3.19. Швы между бортовыми камнями заполняются цементно-песчаным раствором состава 1:4, после чего расшиваются цементно-песчаным раствором состава 1:2.
3.20. Для покрытий дороги и площадок основание, как правило, устраивается из уплотняемых щебеночных смесей или укатываемых малоцементных бетонных смесей.
Модель, тип, марка |
Основные конструктивные особенности |
Щебеночные смеси |
Укатываемые бетонные смеси |
||||
толщина уплотняемого слоя, м |
жесткость бетонной смеси |
толщина уплотняемого слоя, м |
число проходов по одному следу |
||||
Самоходные статические гладковальцевые |
|||||||
Самоходные вибрационные гладковальцевые |
|||||||
Самоходные пневмоколесные на спецшасси |
|||||||
Самоходные комбинированного действия |
|||||||
3.27. При устройстве покрытий из литых бетонных смесей роль опалубки могут выполнять бортовые камни, а при их отсутствии используют инвентарную металлическую опалубку.
3.28. Опалубка должна быть установлена строго по отметкам на участке длиной, обеспечивающей устройство покрытий в течение смены и иметь герметичные стыковые соединения.
При односкатном профиле дороги опалубку устанавливают на всю ширину покрытия, при двухскатном - на половину ширины.
3.29. Литая бетонная смесь доставляется на строительный объект только в автобетоносмесителях. Во время движения автобетоносмесителя бетонная смесь должна перемешиваться.
На объекте бетонная смесь требуемой консистенции выливается из автобетоносмесителя на подготовленное основание.
3.30. После распределения смеси производят ее профилирование с помощью металлического или деревянного шаблона или различного специального оборудования.
3.31. В конце рабочей смены устраивают поперечный температурный шов. Шов устраивают в виде упорной доски толщиной 5 см или металлического шаблона, обернутых пергамином, на полную ширину и высоту укладываемой полосы дороги.
Закрепляется доска (шаблон) к грунту и бетону с помощью металлических штырей. Перед возобновлением работ установленная доска (шаблон) снимается.
3.32. Температурные швы можно нарезать в отвердевшем бетоне на всю толщину покрытия, они должны иметь ширину 10 мм и заполняться в верхней части на 1/3 толщины резино-битумной мастикой, в нижней - сухой цементно-песчаной смесью состава 1:3.
3.33. Уход за бетоном нужно осуществлять сразу после его укладки при помощи полиэтиленовой пленки, водонепроницаемой бумаги, пергамина, толя, дорнита.
3.34. В случае когда бетонное покрытие устраивается непосредственно по песчаному основанию, на это основание укладывается полиэтиленовая пленка с целью сохранения толщины бетонного покрытия.
3.35. Декоративные бетонные покрытия получают при помощи бетонных смесей, приготовленных на цветных заполнителях, цветных цементах или пигментах, а также благодаря различным технологическим приемам в процессе их устройства.
3.36. Выбор и количество вводимых пигментов определяется лабораторией дорожного строительства НИИМосстроя при подборе состава цветных бетонов с учетом применяемых материалов.
3.37. Из цветного бетона устраивают как однослойное покрытие, так и верхний слой двухслойного толщиной 6-8 см.
3.38. Для лучшего сцепления слоев перед укладкой смеси поверхность нижнего слоя очищают от пыли и грязи, увлажняют и обрабатывают тонким слоем цементно-песчаного раствора (1:3).
Деформационные швы в двухслойном покрытии должны быть совмещены в плане.
3.39. Свежеуложенный цветной монолитный бетон требует специального ухода. Наиболее оптимальными материалами для ухода являются светонепроницаемые пленки, песок, дорнит.
3.40. Для нанесения рисунка на поверхность покрытия используют различное оборудование, а также специальные матрицы, валики, щетки.
3.41. Строительство сборных покрытий выполняется из железобетонных плит, размеры и качество которых должны соответствовать ГОСТ 21924.0-84 - ГОСТ 21924.3-84 .
Статьи по теме: | |
При каких условиях после месячных появляются кровянистые выделения причин возникновения нарушения под влиянием внешних факторов и гормонов
Порой бывает достаточно сложно отличить нормальные естественные причины... Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы
Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и... Человек умер. Что делать? Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами. Православное учение о жизни после смерти Что такое смерть с точки зрения православия
Что такое смерть? «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть», - главный... |