Конспект занятия по сказке серебряное копытце. Комбинированный урок внеклассного чтения и трудового обучения. Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце» (1-й класс). Беседа о родном крае

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 30

Асбестовского городского округа

Урок литературного чтения

(внеклассное чтение)

1 -в класс

Исполнитель:

Зубова Римма

Александровна

Должность:

учитель

начальных классов

Асбест

2014 г

УМК «Перспектива»

Предмет: литературное чтение (внеклассное чтение)

Класс: 1

Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»

Тип урока: изучение нового материала

Образовательная технология : технология интерактивных форм и методов обучения как средство формирования УУД.

Цель: формирование у учащихся УУД.

Задачи:

Образовательные:

    прививать интерес школьников к книге, литературе;

    раскрыть понятие сказа как жанра литературы;

    познакомить с богатствами Уральского края, с его традициями, с занятиями людей в прошлом, с их бытом;

Развивающие:

    развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;

    расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас;

    развивать коммуникативные способности: умение сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, группах; объективно оценивать работу во время самопроверки;

Воспитательные:

    способствовать воспитанию чувства доброты, любви к природе, животным.

Формирование УУД:

Предметные:

    воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;

    самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

    участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;

Личностные:

    мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;

    эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

    понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

    оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;

    принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.

Коммуникативные УУД:

    слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;

    принимать участие в обсуждении прочитанного;

    принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;

    работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.

Познавательные УУД:

    определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь.

Основные понятия: сказ

Межпредметные связи: литературное чтение и окружающий мир

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа

Дидактический материал и оборудование:

    компьютер, проектор, экран;

    презентация;

    книга П.П.Бажова «Серебряное копытце»;

    карточки для самостоятельной работы;

    коллекция уральских самоцветов.

План урока:

I . Организационный момент.

II . Беседа о родном крае (работа с презентацией).

III . Рассказ о писателе П.П. Бажове.

IY . Краткий обзор книг (выставка книг).

Y . Сообщение темы и цели урока.

YI . Словарная работа.

VII . Чтение сказа учителем .

YIII . Беседа по содержанию произведения.

IX . Физминутка.

    Выполнение заданий по прочитанному произведению.

а) Работа в группах: составление характеристики главных героев;

б) Работа в парах: составление картинного плана;

в) Работа в динамических парах: составление кроссворда.

XI . Итог урока.

XII . Рефлексия.

XIII . Домашнее задание.

Ход урока:

I . Организационный момент ( слайд 1).

Начинает мама тихо сказы О Хозяйке, что живёт в горе. Вижу я Дарёнушку – сразу Ящерки мелькнули на заре… И от этих сказов стало снова На душе так чисто и светло… В дальний домик дедушки Бажова, На Урал меня перенесло!

II . Беседа о родном крае.

Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живём? (слайд 2-3).

Край, в котором мы живём, называется Урал. Край очень красивый в любое время года. Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров. В этих старых горах скопились залежи угля и железной руды, меди и никеля, хрома и асбеста, золота и знаменитых уральских самоцветов.

А кто знает, что такое самоцветы? (слайд 4).

Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами.

Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Их добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов - самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др. И самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. Добыча его велась очень интенсивно. Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки,рамки для картин, украшали соборы и дворцы.

III . Рассказ о писателе П.П. Бажове ( слайд 5).

В этом году отмечают юбилей писателя - 135 лет со Дня рождения.

Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство прошло в городке Сысерти и на Полевском заводе, недалеко от Екатеринбурга. Отец его в ту пору был горнозаводским мастером, мать - искусной кружевницей. Павел рано начал сознавать себя ответственным членом семьи: пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес - принести ягод и грибов.

Очень он любил свой край, хорошо знал, как живут мастеровые. Это были сильные духом, смелые люди. У них был непростой труд. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам.

Сказ – литературное произведение, имеющее форму повествования от лица рассказчика.

В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому

его произведения называют сказами, а не сказками.

П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру.

А с какими сказами П.П.Бажова вы уже знакомы?

IY . Краткий обзор книг (выставка книг).

В 1939 году вышло самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказов "Малахитовая шкатулка", за которую писатель получил Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. В этом году юбилей книжки – 75 лет.

Рассмотри картинку и определи, какие герои и предметы из сказов П.П. Бажова на ней изображены (слайд 6).

Y .Сообщение цели.
- Какую цель перед собой поставите?

Как можно сформулировать тему нашего урока?

На этом занятии мы будем знакомиться со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце» (слайд 7).

YI . Словарная работа (слайд 8).

(слова записаны на доску). Артель – бригада, коллектив с одной целью работы. Сиротка – ребёнок, оставшийся без родителей. Приказчик – начальник. Козлик – молодой олень. Балаган - избушка, в которой можно переночевать в лесу. Солонина – солёное мясо. Покосные ложки – место, где косят траву.

YII . Чтение сказа учителем

Цель перед чтением :

Постарайтесь запомнить главных героев этого сказа.

(Чтение сопровождается показом иллюстраций).

YIII . Беседа по содержанию произведения (за правильный ответ ученик получает «самоцвет»).

Соберем свою коллекцию камней.

Вопросы:
1. Кто главные герои этого сказа?
(Кокованя, Дарёнка, козлик Серебряное копытце.)

2. Как звали кошку девочки? (Мурёнка)

3. Как Дарёнка оказалась у деда Коковани? (захотел взять сиротку, скучно одному жить)

4. Почему Дарёнка пошла со стариком жить? (он был добрый, понравился ей. В доме, где она жила её обижали).

5. Где жили Кокованя и Дарёнка? (В лесу, в сторожке)

6. Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка? (про козлика, у которого на правой ножке серебряное копытце).

6. Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника? (три)

7. Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась? (добрая, смелая, открытая, чистая и наивная душа, без каких- то корыстных целей).

IX . Физминутка

Ровным кругом друг за другом Мы идём за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе Сделаем вот так: - Как Мурёнка осторожно крадётся на носочках.
- Как грациозно мчится Серебряное копытце .

X . Выполнение заданий по прочитанному произведению.

А) Работа в группах (под руководством учителя)

- Давайте составим характеристику Дарёнке и Коковане (слайд 9).

У вас на столах лежат карточки с заданием. Возьмите карточку. Найдите те слова, которые подходят для характеристики персонажей.

1 группа (девочки) – составляют характеристику Дарёнке;

2 группа (мальчики) – составляют характеристику Коковане.

Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа: Дарёнка, Кокованя

Внешность

Большой и бородатый.

Махонькая, носишко пуговкой.

Чем занимается

Мастер сказки сказывать.

В избе прибирала, похлёбку да кашу варила.

Охотник.

Любила сказки слушать.

С утра на работу уходил.

Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.

Характер

упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый

- Обратите внимание, в строке «Характер» нужно изменить окончания слов-подсказок для характеристики девочки.

Проверка задания (слайд 10 – 11).

Б) Работа в парах: составление картинного плана

Расположить картинки в правильной последовательности и подтвердить выбор словами текста.

Проверка задания (слайд 12).

В) Работа в динамических парах: составление кроссворда (у каждой группы свой лист с заданием) Слайд 13.

1 М

2 Х

3 Д

4 С

5 К

6 Б

По горизонтали:

2. Как назывались камешки, которые находили люди там, где козёл скакал? 3. Назовите имя главной героини? 4. К какому жанру относится данное произведение? 6. Кто автор сказа?

По вертикали:

1. Как звали кошку Дарёнки? 5. Какое прозвище было у старика, который придумал взять в дети сиротку?

- Проверка задания

XI . Итог урока.

Наше сказочное путешествие заканчивается.

    Понравилось, ребята, вам произведение?

    Что в сказе было реально, а что вымысел?
    - Какой нравственный урок преподнёс П.П.Бажов своим читателям?
    Бескорыстие - редкое качество человеческого характера (слайд 14).

XII . Рефлексия.

- Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке.

(На столе учителя стоят шкатулки с «драгоценными камушками» разного цвета).

- Каждый из вас по очереди подойдёт к шкатулкам, выберет один или несколько камушков и украсит ими нашу иллюстрацию.

- Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зелёный камушек.

- Если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, - приклейте жёлтый .

- Если испытывали трудности – приклейте красный камушек.

/ заканчиваем аппликацию наклеиванием "драгоценных камушков". Если будут приклеены красные - обсуждаем, что вызывало затруднение/

XIII . Домашнее задание.

- Дома расскажите своим родным о добром дедушке Коковане, милой Дарёнке, кошке Мурёнке и Серебряном копытце.

Если хотите – нарисуйте одного из героев сказа или иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Урок окончен.

Используемые ресурсы:

Анна Колесникова
Конспект НОД для детей старшей группы. Чтение сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»

Конспект НОД

для детей старшей группы по речевому и художественно-эстетическому развитию с использованием игровых и информационно-коммуникативных технологий

Тема : Чтение сказа П . П. Бажова «Серебряное копытце » .

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели : учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас; развивать внимание; воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых; учить на ощупь определять материал вату, продолжать отрабатывать умение скатывать из пластилина «колбаски» одинаковой толщины; развивать воображение и фантазию.

Планируемые результаты : выражает интерес, восхищение, радость при прочтении сказа П . П. Бажова «Серебряное копытце » и выражает своё отношение к его персонажам; проявляет любознательность, интересуется, из чего сделан снег на заготовке; выполняет лепку по образцу, по собственному замыслу выполняет элементы рисования.

Материалы и оборудование : портрет Бажова , его книги, в т. ч. «Серебряное копытце » , заготовки на каждого ребёнка (альбомные листы, на которых нарисован силуэт домика с окошком и оленем на крыше, по низу листа приклеена вата - снег, пластилин тёмного цвета, фломастеры.

Ход занятия:

Ребята, мы с вами читали произведения разных литературных жанров. Чем отличается сказка от рассказа ? (в сказке – выдумка , волшебство, а в рассказе – события из реальной жизни и герои – обычные люди) .

Сегодня я перечитаю Вам произведение уральского писателя П. П. Бажова «Серебряное копытце » .

показ портрета Бажова

В средней группе мы читали это произведение, Вы тогда называли его сказкой . А вот сам автор назвал свои творения – сказами . Сказы – это что-то между рассказом и сказкой .

В сказах Бажова действуют обычные земные люди в реальной жизни – такие как Данила – мастер, старик Кокованя , девочка Даренка, а рядом с ними сказочные герои – Медной коры хозяйка, Великий полоз, Огневушка – Поскакушка, лесной козел Серебряное копытце .

Родился П. П. Бажов в семье мастера , работающего на горном заводе. С детства он интересовался уральским фольклором – т. е. устным народным творчеством (сказами , легендами, загадками, песнями, пословицами) .

Его произведение «Серебряное копытце » - это сказ . Сказы (ещё раз повторюсь) – это такие произведения устного народного творчества, в которых рассказывается о жизни народа особенной речью-народной. В этом сказе действуют обычные земные люди, а рядом с ними – вымышленные, сказочные .

Кто помнит, о каких людях говорится в сказе «Серебряное копытце » ? (девочка, дедушка)

А кто там сказочный ? (козёл Серебряное копытце )

Очень хорошо, что вы помните это произведение. А я приглашаю вас в избу-читальню, так раньше на Руси назывались комнаты, где собирались дети и взрослые, чтобы послушать рассказы о жизни , сказки о вымышленных персонажах или же слушали там сказы , такие, какие писал П. П. Бажов .

Встаньте со своих мест, повернитесь вокруг себя 3 раза, сделайте круговые движения туловищем 5 раз и усаживайтесь вокруг меня так, чтобы всем было удобно, слышно и видно. Я вам прочитаю несколько отрывков из сказа Бажова «Серебряное копытце » , а вы слушайте и думайте, какие были дед Кокованя и девочка Дарёнка.

Чтение отрывков из сказа Бажова

Ребята, встаньте со своих мест, сделайте круговые движения туловищем 5 раз, повернитесь вокруг себя 3 раза и усаживайтесь на свои стульчики, мы возвращаемся в группу .

Ещё раз назовите главных героев сказа .

Опишите внешность старика . (большой, бородатый)

Чем он занимался? (он летом пески промывал, а зимой за козлом бегал; мастер сказки сказывать ; охотник знатный-умелый)

Какой был старик по характеру ? (добрый, ласковый, весёлый)

Расскажите про Дарёнку. (девчонка по шестому году, махонькая, носишко пуговкой, смелая, любознательная, трудолюбивая, добрая)

Чем занималась Дарёнка? (в избе прибирала, похлёбку да кушу варила, любила сказки слушать )

Как вы думаете, пожалел Кокованя о том, что взял к себе Дарёнку?

Что вам понравилось в их характере?

Какими бы вы сами хотели быть? (ответы детей )

Я думаю, что у вас всё получится и вы будете такими , какими хотите стать. А сейчас, перед тем, как выполнить творческую работу по сказу П . П. Бажова (обратиться к портрету) «Серебряное копытце » мы немного отдохнём на музыкальной паузе.

Дежурные участвуют в подготовке к творческой части НОД

Ребята, какое время года сейчас? (зима)

Какие признаки зимы вы помните? (ответы детей )

Сейчас я вам каждому раздам листок со «снегом» , а вы с закрытыми глазами (только честно) попробуйте определить из чего этот снег.

Определение на ощупь ваты

Вы определили, что это вата, проверьте себя, открыв глаза.

Правильно?

Рассмотрите изображение на листе, что там изображено? (ответы детей )

К какому произведению нарисована эта картинка?

Как вы думаете, как можно сделать эту плоскую картинку объёмной, выпуклой? (пластилином сделать избушку)

Хорошо, а как вы думаете, какая была избушка у Коковани в лесу? (из брёвен)

Как называются дома, избушки из брёвен? (ответы детей )

Правильно говорить – бревенчатые.

Кто сможет вспомнить, какие брёвна бывают по форме и по цвету? (похожие на цилиндр, трубу, колбаску; тёмные по цвету)

Посмотрите, как я сделаю первое бревно.

Показ образца

А сейчас вы самостоятельно попробуйте сделать свои избушки.

Лепка детьми брёвнышек

Ребята, посмотрите, какие у вас получились избушки, укутанные в снег. А почему же Серебряное копытце ножку поднял , а камешков разноцветных нет? Как исправить, вернее улучшить нашу картинку? (нарисовать камешки)

Рисование фломастерами волшебных камешков.

Мне очень нравятся ваши работы, я думаю, что и П. П. Бажову тоже понравились бы эти сказочные картины . Предлагаю вам взять свои работы домой и рассказать мамам и папам сказ Бажова «Серебряное копытце » . Благодарю всех за интересную работу, можете отдыхать.

Публикации по теме:

Конспект НОД для старшей группы «Чтение чувашской народной сказки «Мышка вострохвостик» Цель: формирование интереса и потребности в чтении книг; познакомить с величайшим богатством народной культуры – сказками. Задачи: формировать.

Конспект НОД по развитию речи для детей первой младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Описание материала:.

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. Чтение произведения К. Чуковского «Чудо-дерево» Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. Чтение произведения К. Чуковского «Чудо-дерево»Тема: Чудо дерево Возрастная.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36 г.ТАМБОВА

Урок по литературному чтению
Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»

Урок разработан

учителем начальных классов

Пеньковой

Оксаной Борисовной


Тема урока: П.П. Бажов. «Серебряное копытце»

Цели : познакомиться с жизнью и творчеством П.П.Бажова;

отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

обогащать словарный запас обучающихся, развивать память, речь, мышление;

учиться чтению по ролям, умению характеризовать поступки героев.

исследовать, какие нравственные проблемы поставлены автором/

Планируемые результаты (целевые установки урока):

Предметные: читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.

Познавательные: анализировать характеры и чувства героев, делать выводы и обобщения/

Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками, передавать чувства героев и своё отношение к ним.

Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из сказки.

Технологии, используемые на данном уроке:

Личностно-ориентированные (педагогика сотрудничества)

Проблемного, поискового обучения

Диалогические

ИКТ

Формы организации деятельности учащихся на уроке:

фронтальный опрос;

работа в парах;

тестирование;

индивидуальный опрос

Методы обучения:

анализ художественного текста в единстве содержания и формы;

частично - поисковый;

словесный;

наглядно- иллюстративный

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

Дома вы рисовали иллюстрации к сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Какие эпизоды вам захотелось изобразить?

    Введение в тему

Разгадайте кроссворд и вы узнаете фамилию писателя, с творчеством которого мы познакомимся на уроке.

Что у вас получилось? БАЖОВ Слайд 1.

Сегодня мы знакомимся с ещё одной литературной сказкой, «Серебряное копытце», её написал Павел Петрович Бажов.

    Работа над темой урока.

А) Рассказ ученика о жизни и творчестве П.П. Бажова. Слайд 2.

Бажов Павел Петрович (1879 – 1950г.г.)

У Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Он родился 27 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского медеплавильного завода, где горным мастером работал его отец. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. В Екатеринбурге закончил училище, затем Пермскую духовную семинарию. Восемнадцать лет учительствовал в глухой уральской деревушке Шайдурихе. Молодой учитель упорно изучал архивные материалы, документы, в летние каникулы странствовал по уральским заводам и деревням, по реке Чусовой, изучал труд камнерезов и гранильщиков, сталеваров и литейщиков, беседует с ними о тайнах их ремесла. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.

В двадцатые годы стал журналистом, а затем – редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. И вдруг, что называется в одночасье, пришла к нему известность, да ещё какая…

Б) Рассказ ученика о сборнике уральских сказов «Малахитовая шкатулка»

В 1936 году в журнале был опубликован его первый сказ, а в 1939 году - его сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Первое издание этой удивительной книги состояло из четырнадцати сказов, в последующие годы писатель пополнял и пополнял новыми произведениями драгоценную «поэтическую» шкатулку. «Малахитовая шкатулка» принесла уральскому сказочнику всенародную славу. По сведению библиотеки им. Ленина, - книга переведена на 100 языков мира.

По мотивам сказов Бажова созданы: кинофильм «Каменный цветок», известный балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке».

    Физкультминутка

Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

    Знакомство с содержанием сказки «Серебряное копытце»

а) Знакомство с первой частью сказки (фрагмент мультфильма)

Обратите внимание на речь того, кто рассказывает сказку, на своеобразие выражений.

б) Работа с учебником

В нашем учебнике текст сказки более полный, такой каким его написал автор и поэтому вы встретите слова, значение которых может быть непонятным.

Словарно – лексическая работа.

БАРСКАЯ РУКОДЕЛЬНЯ

ВЗЪЕСТЬСЯ

ГОЛБЧИК

ПОЖИТКИ

ПОХЛЁБКА

НЕСПОДРУЧНО

ПОСОБНИК

ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ

СТАТОЧНОЕ ДЕЛО

В) Знакомство со второй частью сказки.

Продолжим знакомиться содержанием сказки по тексту учебника. Во время прочтения вы отмечаете другие слова,которые вам не понятны.

(Читают хорошо читающие дети)

    Беседа после прочтения и подведение итогов урока

Из того, что мы сегодня прочитали можно понять уже, что это сказка? Докажите.

Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

Как зажили втроём герои нашей сказки? Почему вы так думаете?

Вы послушали сказку, читали сами, по вашему мнению отличается она от других сказок? В чём её отличие?

    Домашнее задание:

Найдите пояснение к словам:

БАЛАГАН

УГРУЗНЕШЬ

СОЛОНИНА

ПОТЕШАТЬ

Конспект урока литературного чтения.

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Цель: определить нравственное кредо Бажова, познакомиться с его творчеством.

Задачи:

    проверить знание произведения Бажова «Серебряное копытце»;

    совершенствовать навык беглого чтения;

    работа над жанром «сказ»;

    обогащать словарный запас;

    развивать внимание учащихся;

    учить составлению портретной характеристики героев;

    воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» (авторы: В.Ю.Свиридова), портрет П.П. Бажова, мобильный комплект, презентация.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

3 Проверка домашнего задания

4. Словарная работа.

5. Чтение части.

6. Работа над содержанием.

7. Работа над портретной характеристикой.

8. Вывод.

9. Домашнее задание к следующему уроку.

10. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент

Еле шорохом шурша,
В класс заходит тишина.
Тихо, тихо, чуть дыша,
Входит сказка не спеша.

2. Постановка цели урока

2-3 слайд

На слайде: Кквн, Дрнк, Мрнк, кзлк.
-Расшифруйте запись. (Кокованя, Даренка, Муренка, козлик).
-Что связывает все эти слова? (Это герои сказа П.П. Бажова «Серебряное копытце»)

У. Вы поняли, наверное, что сегодня мы с вами … продолжите мою мысль.

Д . Продолжаем знакомиться со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце». Узнаем, как будут развиваться события.

У . Почему не сказку, а сказ?

Д. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Даренка, но рядом с обычными – сказочные: волшебный козлик.

3. Проверка домашнего задания

У. Дома вы перечитали отрывок сказа «Серебряное копытце». Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете содержание.

Выборочное чтение

4 слайд стр.148 «В праздничный день и пришёл он к тем людям, у кого сиротка жил».

5 слайд стр.148 «На голбчике, у печки девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая, и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит».

6 слайд стр.150 «К вечеру соберутся, и весело им».

7 слайд стр.153 «Ныне в Полдневской стороне много козлов пасётся. Туда и пойду зимой».

8 слайд стр.150 «Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними попрыгивает».

4. Словарная работа

9 слайд

У. Прочитайте слова, написанные на доске.

Кто сможет объяснить смысл этих слов?

Солонина – солёное мясо

Ворочайся — возвращайся

Ложок – низина

Балаган – избушка в лесу

5.Работа с текстом. Стр. 153 -159.

У. Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Д. Предположения детей.

У . Подготовьте вопросы и задания по содержанию для своих одноклассников.

Чтение текста стр.153 – 159.

У. Ваши предположения подтвердились?

6. Работа с текстом.

У. Какие вопросы и задания по содержанию вы бы хотели предложить своим одноклассникам?

1. Сколько раз приходил козлик?

2. Какую песенку пела Мурёнка? (Прочитать) Как вы думаете, почему?

3. Сколько дней отсутствовал Кокованя?

4. Как вела себя Дарёнка в отсутствии Коковани? (Прочитать)

5. Как вы думаете, почему козлик одарил камнями Кокованю и Дарёнку, а не кого-то другого?

7. Работа над портретной характеристикой

У. А теперь поработаем над чертами характера героев. Вам в помощь на партах листки. Соедините линиями героев и подходящие к ним черты.

Работа в парах

Эгоистичный, добрый , ласковый , вежливый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый , сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый , честный, самолюбивый, справедливый, простой , внимательный , жадный.

Проверка

— Что общего вы заметили в их описании?

(одинокие, ценят красоту, природу).

Опишите волшебных животных.

Кошка Муренка: маленькая, худая да ободранная, звонкая, шерсть бурая, на охоту ходила – мышей ловила, от собак отбивалась.

Серебряное копытце: особенный, на правой передней ноге серебряное копытце, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки на пять веточек, с рожками и зимой, травой да листом кормится, зимой сено в стоках поедает, шерстка летом буренькая, а зимой серенькая, пахнет лесом.

8. Вывод

У. Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.

— Какие черты характера главных героев близки вам или вы хотели бы их иметь?

— Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

9. Домашнее задание

У. Я думаю, вам захотелось узнать об остальных героях Бажова? Домашние задание – прочитать сказ Бажова «Малахитовая шкатулка».

10. Рефлексия

У. Появилось ли желание прочитать другие сказы Бажова?

Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте голубой, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями.

— Всем спасибо!

gastroguru © 2017