Конек горбунок что украли у ивана. Характеристика братьев из сказки "Конек-горбунок": Данило, Гаврило и Иван. Сколько коней было у Ивана, и откуда они взялись

Очень нравится читателям прежде всего из-за главной героини и волшебной куколки, которая во всём ей помогала. Особенно привлекает их путешествие Василисы к Бабе-яге и описание её владений.

Василиса видится русской красавицей с длинной русой косой, голубыми глазами, румяной, приветливой. На ней зелёный сарафан, украшенный затейливой вышивкой, в кармане заветная куколка, а в руках какое-нибудь рукоделие. Но девушка хороша не только лицом: она трудолюбива, терпелива, уважает старших. К тому же она и рукодельница: соткала такое тонкое полотно, что его можно в иголку вдевать, и никто, кроме неё, из этого полотна рубашек сшить не может... Значит, не только за красоту её так прозвали.
Мачеха и её дочери невзлюбили Василису. Она красивее их и к ней постоянно сватаются женихи, а на мачехиных дочек никто внимания не обращает. Василиса легко справляется с любой работой, и она идёт ей только на пользу. Она смиренно принимает всё, что ей ни поручают, не перечит ни в чём. Вот это-то и выводит из себя завистливых женщин.
По тексту: "...мачеха и сёстры завидовали её красоте, мучили её всевозможными работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветру и солнца почернела, - совсем житья не было!"

Анализ сказки "Иван крестьянский сын и Чудо-юдо"

Художник Митя Рыжиков
Анализ сказки принято начинать с традиционной беседы по читательскому восприятию: что понравилось и запомнилось, о чём сказка?

Вспомним главных героев сказки "Иван крестьянский сын и Чудо-юдо": Иван, братья, Чудо-юдо.

Как думаете почему, если братьев трое, в названии упомянут только один, только у него есть имя?

Лишь один из братьев сражался с Чудом-юдом, поэтому он и назван в заглавии.

И имя есть у него одного не случайно. В далёкие времена имя нужно было заслужить каким-то поступком, и дети до определённого времени имён не имели, только по достижении возраста 11-12 лет для них устраивались испытания, в которых каждый мог проявить себя. Вот тогда они и получали имена. В сказке мы, вероятно, находим отражение этого древнего обычая. Старшие братья ничем особенным себя не проявили, поэтому и остаются безымянными...

Герой сказки помимо имени имеет ещё и прозвание - крестьянский сын. И прозвание это звучит почти как отчество. Ведь раньше так и представлялись: Иван, Петров сын, или Андрей, Сергеев сын и т.д. Отсюда, кстати, и появились потом фамилии. Иван назван крестьянским сыном - значит, важно, что он из крестьян.

Предания - устный рассказ о прошлом. События, о которых в них повествуется, имеют достоверный характер или выдаются за достоверные. Предания, очевидно, возникали из рассказов свидетелей или участников событий. Их рассказы, много раз передававшиеся из уст в уста, постепенно превращались в предания, освобождались от личных оценок, пристрастий, становились более объективными. Но естественно, что в процессе своего бытования предания нередко отходили от достоверности и включали в себя и известную долю вымысла, который не имел ни фантастического характера, как в сказке , ни религиозного, как в легенде. Этот жанр в славянских языках имеет следующие названия: в русском и болгарском - предание, в сербском - предања, в польском - podania.

В преданиях можно выделить две основные тематические группы: предания исторические и топонимические. В первых рассказывается о событиях и лицах, оставивших след в памяти народной, во вторых - об основании городов, происхождении названий поселений, мест, рек.

Сказка "Мотылёк"

Мотылёк вздумал жениться. Естественно, ему хотелось взять за себя хорошенький цветочек.

Он посмотрел вокруг: цветки сидели на своих стебельках тихо, как и подобает ещё не просватанным барышням. Но выбрать было ужасно трудно, так много их тут росло.

Мотыльку надоело раздумывать, и он порхнул к полевой ромашке. Французы зовут её Маргаритой и уверяют, что она умеет ворожить, и она вправду умеет ворожить. Влюблённые берут её и обрывают лепесток за лепестком, приговаривая: "Любит? Не любит?" - или что-либо в этом духе. Каждый спрашивает на родном языке. Вот и мотылёк тоже обратился к ромашке, но обрывать лепестков не стал, а перецеловал их, считая, что всегда лучше брать лаской.

Вот послушайте-ка!

За городом, у дороги, стояла дача. Вы, верно, видели её? Перед ней ещё небольшой садик, обнесённый крашеною деревянною решёткой.

Неподалёку от дачи, у самой канавы, росла в мягкой зелёной траве ромашка. Солнечные лучи грели и ласкали её наравне с роскошными цветами, которые цвели на клумбах перед дачей, и наша ромашка росла не по дням, а по часам. В одно прекрасное утро она распустилась совсем - жёлтое, круглое, как солнышко, сердечко её было окружено сиянием ослепительно-белых мелких лучей-лепестков. Ромашку ничуть не заботило, что она такой бедненький, простенький цветочек, которого никто не видит и не замечает в густой траве; нет, она была довольна всем, жадно тянулась к солнцу, любовалась им и слушала, как поёт где-то высоко-высоко в небе жаворонок.

Ромашка была так весела и счастлива, точно сегодня было воскресенье, а на самом-то деле был всего только понедельник; пока все дети смирно сидели на школьных скамейках и учились у своих наставников, наша ромашка тоже смирно сидела на своём стебельке и училась у ясного солнышка и у всей окружающей природы, училась познавать благость божью.

Иван-царевич - всем нам известный и любимый с детства персонаж. Будучи главным героем огромного количества волшебных историй, он, бесспорно, влияет на события, переплетённые в их сюжетных линиях. Незамысловатый герой делает фольклорный рассказ интересным благодаря непосредственности своего характера и особенностям речи. В каких сказках есть Иван-царевич? Безусловно, в доброй их половине. Краткое содержание этих историй, их смысловая нагрузка, идея и посыл, а также особенности образа юноши и других героев - обо всем этом и пойдёт речь в представленной вашему вниманию статье.

Главный персонаж русского фольклора

Многих интересует вопрос: кто и когда выдумал Ивана-царевича? Как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так как прочно вошёл в былины и сказания только в конце XVIII века. Выдуманный самим народом, он стал его олицетворением, символом. Прототипом является самый обыкновенный деревенский Ваня-Иван, от него фольклорный персонаж взял как позитивные, так и негативные черты характера. Обычно он всегда третий сын у батюшки-царя, в некоторых рассказах персонаж имеет трех сестер, выполняет по три задания, трижды идёт с боем против злых сил. Троекратные повторы в сказке «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» и других - не случайные. У славян три было сакральным числом, символизирующим развитие, движение, первоначало, истоки, гармонию. В фольклорных историях оно указывает на то, что не нужно опускать руки, если что-то с первого раза не получается: Бог, как известно, любит троицу. Вместо этого необходимо идти вперёд, не сдаваться, не падать духом.

Как уже говорилось, Иван-царевич - воплощение самого русского народа. Этот персонаж часто положительный: он борется со злом, помогает слабым, спасает мир от очередного или И обязательно получает награду за все свои добрые деяния: трон, царство, красивую жену, волшебного коня, драгоценные предметы. Иногда он имеет слабости в виде сомнений, непослушания. Но другие герои его возвращают на путь истинный, о чём свидетельствует пословица из сказки «Иван-царевич и Серый Волк»: «Взялся за гуж - не говори, что не дюж». Именно этой фразой зверь ответил герою на его сетования по причине нарушения запрета: мол, если уж что-то начал, не бросай, доведи дело до конца без лишних стенаний. Кстати, Иван-царевич может быть и негативным персонажем: коварным и злым. Тогда он противопоставляется своим братьям или рыбацкому сыну. В конце истории плохой герой всегда посрамлён и заслуженно наказан.

Почему дурак?

Добру и миру учит любая сказка. Иван-царевич, будучи одним из её главных героев, часто становится физическим воплощением благородства и честности. Но часто он выставлен дураком: незадачливым, рассеянным, неумелым. Например, удачно описал эту характеристику Вани в «Коньке Горбунке»: «Было у отца три сына. Старший - умный был детина. Средний был так и сяк. Младший вовсе был дурак». Но волшебным образом именно глупость Ивана и приносит ему истинное счастье, победу, успех. Всё потому что дураками часто на Руси называли честных, открытых и справедливых людей. Они не станут хитрить, обманывать, идти на преступление - такая щедрость души непонятна прагматикам. Но они забывают о расплате и вознаграждении за содеянное. Иван получает за свои старания богатство и счастье, даже если он и дурак.

Есть ещё одна версия этого прозвища. Фольклористы и антропологи утверждают, что традицию давать обидные дополнения к имени придумали наши предки - славяне. Они верили: негативными приставками они ограждают своего ребёнка от зла и несчастий. Прозвище становилось оберегом. Иван действительно удивляет своими глупыми поступками. Согласитесь, отправляясь искать пропавшую невесту или спрятавшегося Змея, он полагается не на ум, а на интуицию. Кроме того, персонаж часто прямолинеен, прост и наивен, что также не говорит о его мудрости. Зато в итоге он почивает на лаврах, в отличие от своих «разумных» братьев.

Характер Ивана-царевича

Он положительный. Иван-царевич - добрый человек. Он бескорыстно помогает другим, не думает о выгоде. Одновременно умеет сохранять собственное достоинство, отвечая на вопросы Бабы-Яги прямо, без иронии, лукавства. Мол, ты сначала накорми да в постель уложи, а уж потом будем беседы вести. Иван не боится её, он быстро берёт инициативу в руки, показывая твёрдость характера. Персонаж также обладает дипломатическими качествами, он всегда знает, в каких случаях попросить, а когда приказать.

Образ Ивана-царевича в сказках трансформируется после совершённого им путешествия. И это неудивительно. В древней Руси, как и в других культурах, поездка и скитания по миру - символ паломничества, священного ритуала. Во время путешествия человек поддаётся опасностям, искушениям, учась быть мудрым и терпеливым. Поэтому, возвращаясь на родную землю, он становится взрослее, умнее, мыслит более интересно и оригинально. После путешествия кардинально меняется и Ваня. Обретя в походе мужественные качества, он сохраняет их. Теперь он правильно использует свою силу и разум, о возможностях которых раньше даже не подозревал.

Иван и его царевны

Давайте для начала составим условный план сказки. Иван-царевич поначалу живёт - не тужит, на печи лежит. Затем события развиваются в зависимости от возникшей проблемы, например: угроза Кощея, похищение невесты, приказ батюшки-царя. Кульминация - схватка с нечистью. И завершается рассказ триумфом добра и самого Ивана. Сюжет почти всегда одинаковый, но вот главный персонаж может быть разным.

В зависимости от своих качеств характера, герой получает и невесту:

  • Иван-мечтатель. Представлен в сказке «Елена Премудрая». Размышляет о вечном, играет на гуслях. Рядом обязательно должна быть Елена Премудрая, которая, будучи рассудительной и умной, прощает милые чудачества супруга, смотрит на них сквозь пальцы.
  • Иван-неудачник. Показан в «Царевне-лягушке». Земля русская широка, но его стрела попадает именно в глубокое болото. Такому персонажу необходима Василиса Прекрасная, которая не только красива, но и находчива. Благодаря своему гибкому уму, она не только сама благополучно выходит из неприятных ситуаций, но и спасает мужа.
  • Иван-добряк («Марья Моревна»). Делится хлебом с бедняками, спасает животных. Хлебосольному и мягкому супругу нужна строгая жена. Такой и является Марья-царевна, сильная и волевая женщина.

Женские образы дополняют главного героя, «насыщая» его теми качествами, отсутствием которых он грешит. Благодаря этому создаётся гармония в сказке: в её сюжете и во взаимоотношениях между персонажами.

«Иван-царевич и Серый Волк»

Кто главные герои этого рассказа, становится понятным уже только из самого названия. Говорящий волк - один из центральных персонажей, что делает эту сказку не только волшебной, но и частично "зоологической" Рассказ повествует об одной семье, где есть царь и его три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Не сумев поймать пернатую красавицу на месте, они отправились на её поиски. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения: сначала он превращается в Жар-птицу, затем в златогривого коня и Елену Прекрасную. Кстати, последних тоже приказал преподнести неугомонный батюшка. К сожалению, братья-завистники предают Ивана, отбирая у него царевну и Жар-птицу. Но волк без малейшего промедления приходит на помощь - всё становится на свои места.

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» - одна из самых знаменитых в России. По её мотивам сняты мультики и фильмы, поставлены спектакли. Даже нарисованы картины: например, шедевр Васнецова под одноимённым названием. Главный герой - волк - показан тут с позитивной стороны: он преданный, честный и благородный. А вот братья, хоть они и королевских кровей, изображены негативными персонажами: коварными, завистливыми. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство. Сказка учит читателей одной простой истине: зло порождает такой же негатив, добро же всегда возвращается сторицей. Кроме того, не всё в жизни достаётся упорством и трудом: иногда нужно применить хитрость и смекалку.

«Царевна-лягушка»

Главный персонаж, с которым знакомит нас эта сказка, - Иван-царевич. Краткое содержание этой истории знакомо каждому из нас с детства. Поначалу главный персонаж кажется неудачником: его стрела попадает в болото, и он вынужден жениться на лягушке. Но на самом деле ему крупно повезло. Оказалось, что его жена - заколдованная Василиса Прекрасная. Она и красива, и очень умна. Все задания -испытания царя девушка выполняет умело и достойно, обходя своячениц - супруг старших братьев. Понятно, что такая умница не могла не быть замеченной злым Кощеем, который крадёт девушку. Иван отправляется на её поиски: в пути он встречает многих животных, которым помогает, - щуку, селезня, зайца и медведя. Поначалу он хочет их съесть, но затем жалеет и дарует каждому жизнь. За это животные в своё время отбагодарят спасителя - помогут ему преодолеть Кощея и спасти невесту.

Как и «Сказка Иван-царевич и Серый Волк», эта история учит нас любви, в том числе и к животным. Она показывает, что братья наши меньшие способны помочь в ответ на заботу и опеку. Рассказ демонстрирует, что сострадание всегда вознаграждается. Одновременно настоящее зло - в виде Кощея или другой нечисти - будет справедливо наказано. Скромность и чистота Василисы побеждают высокомерие и зависть своячениц. Сказка учит тому, что человек всегда обязан добиваться своей цели. Иван на своём пути преодолевает много трудностей, но упорство и целеустремлённость царевича вознаграждаются. В итоге он спасает Василису: они живут долго и счастливо.

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Сюжет волшебной истории типичен. «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке» очень похожа на эту историю. В ней также есть царь и три сына, которые вовсю пытаются угодить отцу. Батюшка, будучи в преклонном возрасте, вздумал вернуть себе молодость и обрести бессмертие. Чтобы достичь своей цели, ему понадобились и живая вода. И кого он за ними отправил в тридевятое царство? Конечно, наследников. Поначалу пошёл на поиски старший брат Фёдор, но он умудрился попасть в плен к хитрой и лукавой девице. Затем удачу решил испробовать средний сын, Василий, но его постигла та же судьба. На младшего, от роду истинного дурака, надежды не было. Но батюшке не оставалась ничего иного, как поручить Ивану аналогичное задание.

Царевич на распутье интуитивно сделал правильный выбор, поэтому Баба-Яга помогает ему достичь волшебного сада под охраной Синеглазки. Тут Иван сорвал яблок, налил воды и пошёл восвояси. Синеглазка догнала его, но вместо наказания за кражу царевич получил её прощение и любовь в придачу. По дороге он освободил братьев, то те предали царевича. Все его заслуги присвоили хитрые родственники. Но Нагай-птица, верная подруга Синеглазки, освободила его из пропасти и помогла вернуть справедливость. Иван женился на Синеглазке и жил счастливо в её царстве. Главная идея «Сказки о молодильных яблоках…» - предательство ни к чему хорошему не ведёт. Молодость не может быть вечной, обрести бессмертие невозможно. Главное, прожить отмерянные годы честно и благородно. А за эгоизм каждый получит по заслугам.

«Марья Моревна»

В каких сказках есть Иван-царевич? Кроме вышеназванных, персонаж присутствует в волшебной истории про Марью Моревну. Поначалу, после смерти родителей, он выдаёт своих сестёр замуж - за Орла, Сокола и Ворона. Затем он встречает прекрасную деву-воительницу Марью, на которой вскоре женится. Но, нарушив запрет любимой, Иван её теряет - злобный Кощей похищает девушку. В поисках супруги, царевич подаётся многочисленным испытаниям, в том числе смертью. На помощь ему приходят животные и шурины: в итоге царевич справляется с заданиями Бабы-Яги, одолевает Кощея и освобождает Марью.

Идея сказки такова: послушание - залог спокойной и гармоничной жизни. Ведь нарушение запрета часто приводит к многочисленным неприятностям. История учит благородству, терпению, решительности - именно они помогают справляться с трудностями. В итоге обязательно будет торжествовать добро. Главное, уметь вовремя раскаяться, признать ошибку и сделать всё, чтоб исправить содеянное. А также обрести ценный опыт, чтоб больше никогда не принимать неправильные решения.

«Морской Царь и Василиса Премудрая»

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк», а также другие волшебные истории повествуют о том, что грань между добром и злом очень тонка. Эти две силы всегда взаимодействуют, подпитывают друг друга. Без света нет теней, последние же вносят изюминку в мирскую жизнь. Поэтому история «Морской Царь и Василиса Премудрая» также несёт эту идею сквозь весь сюжет. В ней рассказывается о батюшке, который попал в плен к водному владыке. По неосторожности он обещает отдать то, чего дома не знает. Как назло, это маленький сын, рождённый в его отсутствие. Со временем немного подросший Иван отправляется к Морскому Царю, но по дороге ему встречается старуха, которая подсказывает, как заслужить благосклонность младшей дочери чудища и тем самым спастись от смерти.

Попав под воду, царевич мужественно проходит испытания - помогает ему в этом юная принцесса, которая впоследствии становится его женой. Молодые успешно сбегают из морских пучин на родину к Ивану, где и остаются жить счастливо и богато. Чему учит сказка? Иван-царевич поначалу грубо отвечает старухе, затем исправляется и получает ценные советы. Первое, что доносит до нас история - уважайте старших, их мудрость и жизненный опыт помогут при любых сложных ситуациях. Второе, чему учит сказка, - любите и цените свою землю. Получив на чужбине всё, о чём мечтаете, вы всё равно вскоре затоскуете по родным местам. Ничего нет дороже Отчизны и собственной семьи.

Выводы

Позитивных и негативных персонажей объединяет сказка. Иван-царевич в большинстве случаев герой положительный. В истории «Хрустальная гора» он сумел правильно поделить добычу между зверями, за что был вознаграждён силой перевоплощения в сокола и муравья. Обретя чудодейственные способности, он сумел завоевать царевну и победить страшных змеев. Как и во всех вышеперечисленных историях, в этой сказке он показывает свою честность, справедливость, смекалку. Благодаря хорошим качествам характера, он силён в преодолении любых препятствий.

Поэтому любая сказка учит маленьких читателей открытости, искренности. Представленные в ней звери - те же люди. Посредством образов животных народные сказания показывают, как не нужно относиться к близким, друзьям, коллегам и просто незнакомым людям. Любая сказка говорит о том, что справедливость обязательно восторжествует. Но для этого нужно приложить усилия, смекалку, проявить выдержку и терпение. События в каждой волшебной истории не могут быть обычными, но они тесно переплетаются с обыденными ситуациями реальной жизни. Яркие образы помогают нам разглядеть в жестокой действительности правду, уличить ложь. Они учат людей быть работящими, добрыми и преданными, предостерегают от жадности, зависти и двуличия.

Описание игры: В игре участвуют три команды, которые придумывают названия, соответствующие теме игры. Это могут быть такие, как «Перо Жар-птицы», «Конек-Горбунок» и другие. Команды отвечают на вопросы конкурсов по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

ХОД ИГРЫ.

Учитель . Петр Павлович Ершов – один из самых знаменитых писателей. Он прославился одной своей сказкой – сказкой «Конек-Горбунок». По своей значимости и популярности она превзошла многие произведения литературы. Сказка Ершова, как и сказки А.С.Пушкина, написана в стихах. О своей сказке сам автор, несмотря на успех, отозвался очень скромно: «На «Коньке-Горбунке» воочию сбывается русская пословица: не родись ни умен, ни пригож, а родись счастлив. Вся моя заслуга в том, что мне удалось попасть в народную жилу». Однако критика и читатели оценили заслуги автора по-другому, отметив близость сказки к народному творчеству и по содержанию, и по красоте, поэтичности народного языка, и по точности изображения деталей быта.

Вопросы.

1. Прочитай начало сказки наизусть. («Начинается сказка сказываться. За горами, за лесами, За широкими морями, Против неба – на земле Жил старик в одном селе.»)
2. Сколько детей было у крестьянина? (У крестьянина три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак .)
3. Какую сельскохозяйственную культуру выращивали братья? (Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу. )

Конкурс «Узнай героя»

Представителям каждой команды вручается конверты с карточкой, содержащие описание героя из сказки «Конек-Горбунок»:

А) Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При конюшне царской служит
И нисколько не потужит
Он об братьях, об отце
В государевом дворце.

Б) К… та была
Вся, как зимний снег, бела,
Грива – в землю, золотая,
В мелки кольца завитая.

В) Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.

Ответы: А) Иван-дурак, Б) Кобылица; В) Конек-Горбунок

Конкурс «Подскажи словечко»

Вставить пропущенные слова в строку стихотворения:

А) Двух коней, коль хошь, ….,
Но конька не отдавай
Ни за пояс, ни за шапку,
Ни за черную, слышь, бабку.

Б) На земле и под землей
Он … будет твой;
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет;
В голод хлебом угостит,
В жажду медом напоит.

В) «Вдруг приходит …сам
С бородою и с усам;
Рожа словно как у кошки,
А глаза-то что те плошки!»

Ответы: а) продай б) товарищ в) дьявол.

«Говорят герои»

Определите, кто и кому так говорил.

А) «Посмотри, каких красивых
Двух коней золотогривых
Наш дурак себе достал:
Ты и слыхом не слыхал».

Б) «… Ну, брат,
Пара нашим не дается;
Делать нечего, придется
Во дворце тебе служить.
Будешь в золоте ходить,
В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься,
Всю конюшенну мою
Я в приказ тебе даю».

В) «…Помилуй!
Вот те истинный Христос,
Справедлив мой, царь, донос.
Наш Иван, то всякий знает,
От тебя, отец, скрывает,
Но не злато, не сребро –
Жароптицево перо…»

А) Вот Данило в дом бежит
И Гавриле говорит:

Б) Царь отправился назад,
Говорит ему (Ивану):

В) Спальник наш, собравшись с силой,
Говорит царю.

Конкурс «Чье это жилище?»

А) Что за поле! Зелень тут
Словно камень-изумруд;
Ветерок над нею веет,
Так вот искорки и сеет;
А по зелени цветы
Несказанной красоты.
Посреди же той поляны,
Словно облачные станы,
Возвышается гора
Вся из чистого сребра.
Солнце летними лучами
Красит всю ее зарями,
В сгибах золотом бежит,
На вербах свечой горит.

Б) Ездит в красном полушубке,
В золотой, ребята, шлюпке
И серебряным веслом
Самолично правит в нём;
Разны песни попевает
И на гусельцах играет…

В) Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве, меж усов,
Ищут девушки грибов.

А) поляна Жар-птиц
Б) прекрасная Царь-девица
В) чудо-юдо рыба-кит.

Конкурс «Заполни кроссворд»

По горизонтали:

1. Как называется сказка П.П.Ершова? (Конек-Горбунок)
3. Какая вещь царь-девицы хранилась в океане? (перстень )
6. Сколько горбов у конька горбунка? (два)
8. Как зовут старшего брата Ивана? (Данило)
9. Кем является месяц для красавицы царь-девицы? (мать)

По вертикали:

2. На ком хотел жениться царь-отец в сказке? (царь-девица)
4. Как зовут среднего брата Ивана? (Гаврило)
5. Куда Иван поместил кобылицу? (балаган, т.е. сарай)
7. Синоним слова СОДОМ. (беспорядок)
6. Сколько лет страдает чудо-юдо рыба-кит? (десять)
10. Кем является солнце для красавицы царь-девицы? (брат)

Конкурс «Толковый словарь»

В сказке встречаются необычные слова. От каждой команды ведущий вызывает по одному игроку и предлагает «перевести» «народные» слова на современный русский язык. Задание выполняется устно или письменно на доске.

Задание 1 . Яхонт, седмица, бояре, басурманить, тишком, школить. (рубин и сапфир, воскресенье, знатные дворяне, обращать в чужую веру, тихо и незаметно, учить).

Задание 2. Сенник,соглядать, несподручно, малахай, буерак, трепак. (сеновал; подсмотреть, увидеть; неудобно, трудно; длинная, широкая одежда без пояса; овраг, русский народный танец)

Задание 3. Обнова, курево, станичники, давёж, сафьян, порука. (новая вещь; , огонь, костер; разбойники; давка, теснота; мягкая, дорогая кожа; ручательство, подтверждение).

Подведение итогов игры.

Известная детская сказка «Конек-горбунок», написанная в 1830 году Петром Ершовым, содержит множество сказочных элементов. Сам автор постоянно указывал на то, что записал эту сказку со слов рассказчика, который был простым крестьянином. Но, безусловно, Петр Ершов внес и свои литературные изменения. Характеристика трех братьев из сказки "Конек-горбунок" будет интересна и детям младшего возраста, и школьникам. Безусловно, у каждого из них своя роль.

Характеристика братьев из сказки «Конек-горбунок»: Данило

Данило и Гаврило жили вместе со своим старым отцом и младшим братом Иваном в небольшом селе и занимались крестьянским трудом. Все члены семьи работали на поле с утра до вечера, сеяли пшеницу. А после того, как урожай был собран, возили ее в город, где и продавали.

Автор про старшего брата пишет, что он был "умным детиной". Но полную характеристику братьев из сказки "Конек-горбунок" можно увидеть, проанализировав те поступки, которые они совершают. Например, когда кто-то повадился на поле ходить и пшеницу шевелить, то отец решил, что каждую ночь по одному из братьев будут охранять. И Данило, и Гаврило честно уходили в караул, но вот службу несли безответственно.

Старший брат, взяв в дозор вилы и топор, смело ушел охранять поле пшеницы. Но как только наступила ненастная ночь, то сразу же на него боязнь напала. Так он сильно испугался, что даже от страхов решил закопаться под сенник. Только через сутки старший брат вернулся домой, предварительно облив себя водой. Но он обманул, сказав, что не уснул и промок под сильным дождем. За его отличную службу отец похвалил старшего брата.

Гаврило - средний брат в сказке

Петр Ершов пишет, что средний брат был «и так и сяк». На вторую ночь в дозор отправился Гаврило, взяв тоже топор и вилы. Но как только ночь наступила, он тоже, как и старший брат, испугался. И провел всю ночь средний брат под забором у соседки. Как раз в эту ночь был мороз. Утром он постучался домой и тоже стал обманывать о том, что всю ночь не спал, вора не видал и всю ночь ходил вокруг поля. И его отец похвалил.

Нечестно поступают братья и по отношению к младшему брату. Когда Данило увидел двух прекрасных лошадей, которых вырастил Иван, то он тихонечко решает с братом их забрать, отогнать в город и продать.

Характеристика младшего брата

Младший брат, по словам автора, был и вовсе «дурак». Но именно ему приходится пройти множество испытаний. В первой части он даже поле пшеницы сторожил правдиво и поэтому смог поймать вора. Волшебная кобылица за его доброту щедро отблагодарила его. Даже когда братья обманывают его, украв жеребцов, он прощает их. Честно он служит и царю в конюшнях.

Много подвигов совершает Иван, когда выполняет поручения Жар-птицы. А ведь вначале главный герой сказки кажется таким ленивым, ведь отец его с трудом уговаривает пойти охранять поля, пообещав дать гороху и бобов. С развитием сказочного сюжета по-другому воспринимается и главный герой, который может проявить и смелость, и смекалку. В финале сказки он становится новым царем в сказочном царстве-государстве.

Викторина по сказке П.Ершова «Конек-горбунок»

Автор разработки: Мисикова Инна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Ефремовская СОШ

Вопросы:

  1. Чем занималась семья главного героя сказки? (Хлебопашеством и торговлей.)

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град – столицу…

Там пшеницу продавали,

Деньги счётом принимали

И с набитою сумой

Возвращалися домой.

  1. Какая беда случилась у крестьянской семьи? (Кто –то стал воровать пшеницу.)

В долгом времени, аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто –то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить

  1. Что помешало стоять на карауле старшему брату? (Непогода и страх.)

Ночь ненастная настала,

На него боязнь напала,

И со страхов наш мужик

Закопался под сенник.

(Сенник – это навес или чердак, где хранилось сено.)

  1. Что помешало стеречь пшеницу среднему брату? (Холод и страх).

Ночь холодная настала,

Дрожь на малого напала,

Зубы начали плясать;

Он ударился бежать –

И всю ночь ходил дозором

У соседки под забором.

Жутко было молодцу!

  1. Как отец уговорил младшего Ивана дежурить в поле? (Обещал купить ему лубков, дать гороху и бобов.)

Говорит ему: «Послушай,

Побегай в дозор, Ванюша.

Я куплю тебе лубков,

Дам гороху и бобов».

(Лубки – ярко раскрашенные картинки.)

  1. Что делал в первую очередь человек, войдя в избу? (Молился на икону в красном углу комнаты.)

Караульщик помолился,

Вправо, влево поклонился…

  1. Кто оказался вором пшеницы? Опишите его. (Белая кобылица с золотой завитой гривой.)

Вдруг о полночь конь заржал…

Караульщик наш привстал,

Посмотрел под рукавицу

И увидел кобылицу.

Кобылица та была

Вся, как зимний снег, бела,

Грива в землю, золотая,

В мелки кольца завитая.

  1. Сколько дней Иван ухаживал за кобылицей? (Три дня.)

… По три утрени зари

Выпущай меня на волю

Погулять по чисту полю.

  1. Что пообещала кобылица Ивану? (Двух коней золотогривых и конька ростом только в три вершка.)

По исходе же трёх дней

Двух рожу тебе коней –

Да таких, каких поныне

Не бывало и в помине;

Да ещё рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

  1. Кто украл коней у Ивана? (Братья Гаврило и Данило.)

«Ну, Гаврило, в ту седмицу

Отведём - ка их в столицу;

Там боярам продадим,

Деньги ровно поделим.

А благому дураку

Недостанет век догадки,

Где гостят его лашадки…»

(Седмица – неделя, начиная с воскресенья.)

  1. Что утаил от братьев Иван? (Перо Жар – птицы.)

… И. подняв перо Жар – птицы,

Завернул его в тряпицы,

Тряпки в шапку положил

И конька поворотил.

Вот он к братьям подъезжает

И на спрос их отвечает:

«Как туда я доскакал,

Пень горелый увидал…»

  1. Какой был обычай в град –столице перед началом торговли? (Нужно было получить разрешение городничего на торговлю.)

В той столице был обычай:

Коль не скажет городничий –

Ничего не покупать,

Ничего не продавать.

(Городничий – глава города.)

  1. Сколько было заплачено царём за Ивановых коней? (Десять шапок серебра и пять рублей вдобавок.)

«Эта пара, царь моя,

И хозяин – тоже я».

«Ну, я пару покупаю!

Продаёшь ты?» - «Нет, меняю». –

« Что в промен берёшь добра?» -

«Два – пять шапок серебра».

«То есть, это будет десять».

Царь тотчас велел отвесить

И, по милости своей,

Дал в прибавок пять рублей.

  1. Сколько конюхов не смогли справиться с конями? (Десять конюхов.)

Повели коней в конюшни

Десять конюхов седых…

Но дорогой, как на смех,

Кони с ног их сбили всех,

Все уздечки разорвали

И к Ивану прибежали.

  1. Как дальше сложилась судьба братьев? (Иван остался при царском дворе, а братья вернулись домой с деньгами.)

Царь отправился назад,

Говорит ему: «Ну, брат,

Пара нашим не даётся;

Делать нечего, придётся

Во дворце тебе служить,

Будешь в золоте ходить, В красно платье наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

Всю конюшенну мою

Я в приказ тебе даю…»

….

Два же брата между тем

Деньги царски получили,

В опояски их зашили,

Постучали ендовой

И отправились домой.

Дома дружно поделились,

Оба враз они женились,

Стали жить да поживать

Да Ивана поминать.

(Платье – верхняя одежда; красно платье – красивое, нарядное платье.

Опоясок – широкий кушак, пояс поверх одежды. Ендова – большая широкая чаша для вина.)

  1. Сколько одежды стало у Ивана на царской службе? (Десять коробов.)

У Ивана красных платьев,

Красных шапок, сапогов

Чуть не десять коробов…

  1. Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине? (Хитрый спальник, бывший главный конюх, завидуя Ивану, клеветал на него царю.)

Надо молвить, этот спальник

До Ивана был начальник

Над конюшней надо всей,

Из боярских слыл детей;

Так не диво, что он злился

На Ивана и божился,

Хоть пропасть, а пришлеца

Потурить вон из дворца.

(Спальник – придворная должность при царе.)

  1. Какое первое задание дал царь Ивану? (Достать Жар – птицу.)

Царь, затрясши бородою:

Закричал он. – Но смотри,

Если ты недели в три

Не достанешь мне Жар – птицу

В нашу царскую светлицу,

То, клянуся бородой,

Ты поплатишься со мной…»

(Рядиться – торговаться, препираться, договариваться.)

  1. Какое второе задание дал царь Ивану? (Достать Царь –девицу.)

Царь, затрясши бородою6

«Что, рядиться мне с тобою? –

Закричал он. – Но смотри,

Если ты недели в три

Не достанешь Царь – девицу

В нашу царскую светлицу,

То – клянуся бородой! –

Ты поплатишься со мной…»

  1. Куда, в какую сторону света, ездил Иван исполнять задания царя? (На восток.)

… И поехал на восток –

Доставать тое Жар –птицу.

…И поехал на восток

По тое ли Царь – девицу.

(Тое – ту.)

  1. Сколько дней скакал Конёк – Горбунок до Жар – птицы и до Царь – девицы? (Семь дней.)

Едут целую седмицу,

Напоследок, в день осьмой,

Приезжают в лес густой.

(Осьмой – восьмой.)

  1. Какое третье задание дал царь Ивану? (Достать перстень Царь –девицы.)

Вот Иван к Царю явился,

Царь к нему оборотился

И сказал ему: «Иван!

Поезжай на окиян;

В окияне том хранится

Перстень, слышь ты, Царь – девицы.

Коль достанешь мне его,

Задарю тебя всего».

23. Назовите родню Царь – девицы. (Мать – месяц, брат – солнце.)

Говорит ему царица:

« Месяц – мать мне, солнце – брат».

24. Какое чудо увидел Иван в море – окияне? (Чудо – юдо рыбу –кита, на спине которого стоит целое село.)

Вот въезжает на поляну

Прямо к морю – окияну;

Поперёк его лежит

Чудо – юдо рыба кит.

Все бока его изрыты,

Частоколы в рёбра вбиты,

На хвосте сыр – бор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дубраве, меж усов,

Ищут девушки грибов.

25. За что был наказан кит? Как он может заслужить прощение? (Проглотил три десятка кораблей; если кит вернёт корабли, то наказание с него будет снято.)

Месяц ясный говорит:

«Он за то несёт мученье,

Что без Божия веленья

Проглотил среди морей

Три десятка кораблей.

Если даст он им свободу,

Снимет Бог с него невзгоду,

Вмиг все раны заживит,

Долгим веком наградит».

26. Кто нашёл на дне морском перстень Царь – девицы? (Ёрш – гуляка.)

Тут, отдав царю поклон,

Ёрш пошёл, согнувшись, вон.

С царской дворней побранился,

За плотвой поволочился

И салакушкам шести
Нос разбил он на пути.

Совершив такое дело,

В омут кинулся он смело

И в подводной глубине

Вырыл ящичек на дне…

27.Какое средство придумала Царь – девица, чтобы сделать царя молодцем? (Искупаться в трёх котлах: в кипящем молоке, в крутом кипятке, в студёной воде.)

« Вот, коль хочешь ты жениться

И красавцем учиниться,-

Ты без платья, налегке,

Искупайся в молоке;

Тут побудь в воде варёной,

А потом ещё в студёной,

И скажу тебе, отец,

Будешь знатный молодец!»

28. Как царь грозился расправиться с Иваном, если он не выполнит приказ искупаться в трёх котлах? (Грозился отдать в мученье, пытать, по кусочкам разрывать.)

Царь, затрясши бородою:

«Что? Рядиться мне с тобою! –

Закричал он. – Но смотри!

Если ты в рассвет зари

Не исполнишь повеленье,-

Я отдам тебя в мученье,

Прикажу тебя пытать,

По кусочкам разрывать».

29. Что велел Конёк – Горбунок сделать Ивану до того, как лечь спать в ночь перед купанием в котлах? (Помолиться.)

«А теперича молись

Да спокойно спать ложись».

30. Что произошло с Иваном, что с царём после купания в котлах? (Иван стал пригожим молодцем, а царь сварился.)

На конька Иван взглянул

И в котёл тотчас нырнул,

Тут в другой, там в третий тоже.

И такой он стал пригожий,

Что ни в сказке не сказать,

Ни пером не написать!

….

Царь велел себя раздеть,

Два раза перекрестился,

Бух в котёл – и там сварился!

31. Что сделали прежде всего Иван и Царь девица после того, как народ признал их царём и царицей? (Обвенчались в церкви.)

Царь царицу тут берёт,

В церковь Божию ведёт, И с невестой молодою

Он обходит вкруг налою.

(Налой – столик или подставка в церкви, где лежат крест и Евангелие.)

32. Как вы считаете, каков главный смысл сказки Ершова? (Дружба и верность.)

2. “Кто это?” (определи по описанию героев сказки)

1. Ражий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян

(Царский спальник об Иване-дурачке)

2. “Эта вовсе не красива;

И бледна-то, и тонка,

Чай в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму.

(Иван-дурачок о Царь-девице)

3. “Ох, ты, вечная гуляка,

И крикун и забияка!

Всё бы, дрянь, тебе гулять

Всё бы драться да кричать”

(Дельфины об Ерше, когда его искали по Китову приказу)

4. “Вьётся кругом над полями

Виснет пластью надо рвами

Мчится скоком по горам

Ходит дыбом по лесам”

(Кобылица – мать Конька-Горбунка)

5. “Он зимой тебя согреет,

Летом холодом овеет,

В голод хлебом угостит

В жажду мёдом напоит”

(Кобылица говорила Ивану о Коньке-Горбунке)

3. “Кому принадлежат эти слова?”

1. Я шутить ведь не умею

(Иван-дурак – кобылице)

2. “Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем

Не ударил в грязь лицом”

(Старик о старшем сыне Даниле)

3. “Эй, хозяин,- полно спать!

Время службу исправлять”

(Конек-Горбунок Ивану)

4. “Царь велел вам долго жить!”

(Царь-девица народу о смерти царя)

5. “Что ты долго не являлся?

Где ты, вражий сын, шатался?”

(Кит Ершу)

6. “Путь-дорога, господа!

Вы откуда и куда?”

(Рыба-кит Ивану и Коньку)

7. “Соколины твои очи

Не дадут мне спать средь ночи.

И во время бела дня –

Ох! Измучают меня”

(Царь о Царь-девице)

8. “Будьте милостливы, братцы!

Дайте чуточку подраться”

(Ёрш)

4.Ответь на вопрос!

1) Как звали трех братьев в сказке П.Ершова « Конек – Горбунок»?
(Данило, Гаврило, Ванюша)

2) Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора?

(Всю я ноченьку не спал;
На мое ж притом несчастье
Было страшное ненастье:
Дождь вот так ливмя и лил
Рубашонку всю смочил)

3)Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?

(Всю я ноченьку не спал,
Да к моей судьбе несчастной
Ночью холод был ужасный,
До сердцов меня пробрал.)

4) А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?

(« Всю я ноченьку не спал,
Звезды на небе считал,
Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам….
Вот и стал тот черт скакать
И зерно хвостом сбивать.
Я шутить ведь не умею
И вскочил ему на шею….»)

5) Откуда у Ивана появился Конек – Горбунок?
(Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)

6) Опишите, как выглядел Конек – Горбунок.
(Это конек ростом три вершка (вершок равен 4 см)
с аршинными ушами (аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами)

7) У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней?
(На базаре в конном ряду)

8) Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?
(Десять шапок серебра)

9) Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конек-
горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы?
(Спальник – слуга царя)
10) И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу?
(Пшеном, смешанным с вином)

11) А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном?
(Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул)

12) За что рыба – кит несла свое мучение?
(За то, что «без божия веленья проглотила среди морей
три десятка кораблей»)

13) Почему царь сварился в котле, а Иван нет?
(Ивану помогал Конек – Горбунок)

14) Назовите любимое занятие Ивана?
(Иван очень любил пить)

gastroguru © 2017