Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста-социолога. Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста-социолога Вопросы для самопроверки

48. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности / Под ред. В. Н. Телия. – М., 1991.

49. Чередниченко Т. Россия 90-х в слоганах, имиджах, рейтингах. – М., 2000.

Глава V
Коммуникативно-речевой портрет делового человека (руководитель, менеджер, предприниматель)

§ 1. Профессиональное коммуникативное поведение и профессиональная коммуникативная личность

Коммуникативное поведение – это вербальное и сопровождающее его невербальное поведение народа, личности или группы лиц в процессе коммуникации, регулируемое нормами и традициями общения данного социума. Частный случай коммуникативного поведения – профессиональное коммуникативное поведение. Профессиональное коммуникативное поведение представляет собой разновидность группового коммуникативного поведения, регулируемого нормами и традициями общения определенного социума. Профессиональное коммуникативное поведение личности отличается рядом характерных признаков: речевых, коммуникативных и поведенческих, которые в совокупности составляют стереотипный чувственный образ представителя определенной профессии в сознании носителя языка.

Коммуникативная личность может быть определена как коммуникативная индивидуальность человека или усредненная коммуникативная индивидуальность некоторого социума, представляющая собой совокупность языковых характеристик и особенностей коммуникативного поведения личности или социума, которые воспринимаются членами этого социума как характерные для данного типа личности. Под профессиональной коммуникативной личностью следует понимать профессионально обусловленную составляющую национальной коммуникативной личности.

Среди профессиональных коммуникативных личностей особый интерес вызывает коммуникативная личность делового человека . Деловые людям традиционно привлекают к себе общее внимание, речь и поведение деловых людей нередко оказываются предметом пристального внимания окружающих, поскольку деловой человек, обычно руководитель, всегда выделяется более высоким ролевым статусом и материальным обеспечением.

Деловые люди – это начальники, руководители, организаторы производства, бизнесмены, предприниматели, менеджеры. Что объединяет людей названных профессий? Прежде всего – сфера деятельности, а именно управление различными процессами, ресурсами, людьми.

Предприниматели, бизнесмены, менеджеры – это не только сравнительно новые для России профессии, но и новая социальная группа, представителей которой объединяют высокие доходы, более или менее однотипный образ жизни, особые мораль и психология, особое речевое поведение. Поскольку эта группа все еще находится в стадии формирования, то очертить ее границы довольно трудно. Так, например, ясно, что к бизнесменам относятся люди, имеющие свой бизнес, свое дело. Однако это "свое дело" может быть очень разным, если его ведут банкиры, строители, юристы или врачи. Но, несмотря на профессиональные различия, всех их объединяет общая цель бизнеса – извлечение прибыли . И это последнее во многом влияет на стереотипное представление о деловом человеке.

Т. А. Милехина в книге "Российские предприниматели и их речь" пишет о том, что в создавшемся стереотипном образе делового человека большую роль играет отношение россиян к богатству. В русском национальном способе восприятия и понимания действительности отношение человека к деньгам всегда было сложным и неоднозначным. Устойчивое убеждение "богатый – значит вор" можно назвать одним из специфических для России, тогда как в других странах, например в Америке, наоборот, "богатый – значит умный".

В русской коммуникативной культуре очень сдержанное, прохладное отношение к богатству, что, по мнению ряда исследователей, сложилось под влиянием православной этики, исходившей из христианской догмы о греховности плоти. Деньги и бизнес – нерусские по происхождению слова. Слово деньги могло появиться в речевом обороте русских языке не ранее XIII в., когда русский лексикон пополнился множеством тюркских заимствований. Другое ключевое слово – бизнес – по своей исходной внутренней форме не является названием какого-либо специфического рода деятельности, а означает просто занятость, как бы отсутствие свободного времени, досуга. В то же время современный русский концепт "бизнес" – это изначально представление о профессиональном посредничестве, не имеющем традиции наименования, поскольку в русском этническом сознании торговля всегда воспринималась как непроизводительное ремесло. Наименованию торговец в русской традиции предпочиталось слово купец , внутренняя форма которого не случайно выделяет акт купли, а не продажи. Даже, казалось бы, в нейтральном слове собственность скрыта некоторая оценочная коннотация. Тем самым, можно сказать, что в национальной русской традиции исторически сформировалась идеологическая антиномия рынка, выстроенного на законах купли и продажи в денежном измерении, и духовно-ценностного отношения к жизни, пренебрежения к предметно-вещному миру богатства. Исследователи русского национального характера отмечают в связи с этим типизированное ментальное отношение русских к богатству: "Есть у нашего народа черта, которая ставит в тупик многих экономистов и социологов, – дух нестяжательства, выражаемый в отсутствии стремления к материальному богатству, накопительству".

Таким образом, в обыденном сознании носителей русского языка сложилось критическое восприятие предприимчивости, расчета, коммерческой хватки. В этом, очевидно, и кроется основная причина того, что к деловым людям в России относятся либо настороженно, либо враждебно.

Еще одна характерная черта современности – появление коммуникативных профессий , освоить которые без необходимого навыка в области коммуникации невозможно. В условиях растущей конкуренции от коммуникативных умений профессионалов во многом зависит успех любого предприятия, любого дела. В профессиях типа "человек – человек" требуются профессиональные коммуникаторы, к которым относятся специалисты, имеющие многообразные навыки речевого поведения и осознанно отбирающие варианты такого поведения в зависимости от личности партнера (партнеров) и от ситуации для достижения максимальной эффективности делового взаимодействия.

Руководитель, предприниматель, менеджер, бизнесмен – это типичные коммуникативные профессии. Сознательное управление общением, прогнозирование результатов контакта, создание условий для оптимального взаимодействия являются в коммуникативных профессиях не просто насущной необходимостью, а качеством, по которому оценивают уровень не только конкретного специалиста, но и всей организации (фирмы, завода, холдинга), которую он представляет, в целом.

Для руководителей, менеджеров, предпринимателей, бизнесменов, организаторов производства важнейшую часть их профессионального облика составляет коммуникативная компетентность – умение общаться в любых ситуациях. Более того, названные профессии относятся к областям повышенной речевой ответственности, в которых умение общаться предполагается как основное и необходимое условие успеха профессиональной деятельности. "Бизнес – это умение разговаривать с людьми", – говорят предприимчивые американцы. Один из выдающихся менеджеров США, президент крупнейшего в мире автогиганта – компании "Форд и Крайслер" – Ли Якокка в своей книге "Карьера менеджера" пишет: "Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними".

Для успеха в профессиональной деятельности современному социологу необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.

Для этого необходимы следующие качества:

· знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;

· умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;

· владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;

· владение стилем профессиональной речи;

· умение определять цель и понимать ситуацию общения;

· умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;

· навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;

· умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;

· высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;

· умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности.

Заключение

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие социолога, как и любого другого специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональная культура социолога включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.

Культура устной и письменной речи часто бывает сердцевиной профессиональной этики. Важными показателями ее является стиль общения, функциональная грамотность.

Этические требования к языку и речи в профессиональном общении просты, но выполнение их непросто. Это ответственность за каждое сказанное слово. Это правильность речи и языка. Это краткость, выразительность и соблюдение норм речевого этикета

Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности является неотъемлемой часть профессионального общения социолога.

В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.

Список литературы

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Уч. пособие.-М.: ИНФРА-М, 1998 г.

2. Гусев Ю.В. Культура общения. М.: Юнити-Дана, 2004 г.

3. Маркичева Т.Б. Деловое общение..- М.: Из-во РАГС, 1997 г.

4. Ножин Е.А. Деловое общение: практические рекомендации.- М. Изд-во РАГС, 1997 г.

5. Общение как деятельность // Портал поддержки русского языка как иностранного, http://www.langrus.ru/content/view/30/

6. Профессиональный кодекс социолога // http://www.eso-online.ru/bank_informacii/professionalnye_kodeksy/professionalnyj_kodeks_sociologa/

7. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко.- 3-е изд. изм. пер. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 г.

48. Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности / Под ред. В. Н. Телия. – М., 1991.

49. Чередниченко Т. Россия 90-х в слоганах, имиджах, рейтингах. – М., 2000.

Глава V
Коммуникативно-речевой портрет делового человека (руководитель, менеджер, предприниматель)

§ 1. Профессиональное коммуникативное поведение и профессиональная коммуникативная личность

Коммуникативное поведение – это вербальное и сопровождающее его невербальное поведение народа, личности или группы лиц в процессе коммуникации, регулируемое нормами и традициями общения данного социума. Частный случай коммуникативного поведения – профессиональное коммуникативное поведение. Профессиональное коммуникативное поведение представляет собой разновидность группового коммуникативного поведения, регулируемого нормами и традициями общения определенного социума. Профессиональное коммуникативное поведение личности отличается рядом характерных признаков: речевых, коммуникативных и поведенческих, которые в совокупности составляют стереотипный чувственный образ представителя определенной профессии в сознании носителя языка.

Коммуникативная личность может быть определена как коммуникативная индивидуальность человека или усредненная коммуникативная индивидуальность некоторого социума, представляющая собой совокупность языковых характеристик и особенностей коммуникативного поведения личности или социума, которые воспринимаются членами этого социума как характерные для данного типа личности. Под профессиональной коммуникативной личностью следует понимать профессионально обусловленную составляющую национальной коммуникативной личности.

Среди профессиональных коммуникативных личностей особый интерес вызывает коммуникативная личность делового человека . Деловые людям традиционно привлекают к себе общее внимание, речь и поведение деловых людей нередко оказываются предметом пристального внимания окружающих, поскольку деловой человек, обычно руководитель, всегда выделяется более высоким ролевым статусом и материальным обеспечением.

Деловые люди – это начальники, руководители, организаторы производства, бизнесмены, предприниматели, менеджеры. Что объединяет людей названных профессий? Прежде всего – сфера деятельности, а именно управление различными процессами, ресурсами, людьми.

Предприниматели, бизнесмены, менеджеры – это не только сравнительно новые для России профессии, но и новая социальная группа, представителей которой объединяют высокие доходы, более или менее однотипный образ жизни, особые мораль и психология, особое речевое поведение. Поскольку эта группа все еще находится в стадии формирования, то очертить ее границы довольно трудно. Так, например, ясно, что к бизнесменам относятся люди, имеющие свой бизнес, свое дело. Однако это "свое дело" может быть очень разным, если его ведут банкиры, строители, юристы или врачи. Но, несмотря на профессиональные различия, всех их объединяет общая цель бизнеса – извлечение прибыли . И это последнее во многом влияет на стереотипное представление о деловом человеке.

Т. А. Милехина в книге "Российские предприниматели и их речь" пишет о том, что в создавшемся стереотипном образе делового человека большую роль играет отношение россиян к богатству. В русском национальном способе восприятия и понимания действительности отношение человека к деньгам всегда было сложным и неоднозначным. Устойчивое убеждение "богатый – значит вор" можно назвать одним из специфических для России, тогда как в других странах, например в Америке, наоборот, "богатый – значит умный".

В русской коммуникативной культуре очень сдержанное, прохладное отношение к богатству, что, по мнению ряда исследователей, сложилось под влиянием православной этики, исходившей из христианской догмы о греховности плоти. Деньги и бизнес – нерусские по происхождению слова. Слово деньги могло появиться в речевом обороте русских языке не ранее XIII в., когда русский лексикон пополнился множеством тюркских заимствований. Другое ключевое слово – бизнес – по своей исходной внутренней форме не является названием какого-либо специфического рода деятельности, а означает просто занятость, как бы отсутствие свободного времени, досуга. В то же время современный русский концепт "бизнес" – это изначально представление о профессиональном посредничестве, не имеющем традиции наименования, поскольку в русском этническом сознании торговля всегда воспринималась как непроизводительное ремесло. Наименованию торговец в русской традиции предпочиталось слово купец , внутренняя форма которого не случайно выделяет акт купли, а не продажи. Даже, казалось бы, в нейтральном слове собственность скрыта некоторая оценочная коннотация. Тем самым, можно сказать, что в национальной русской традиции исторически сформировалась идеологическая антиномия рынка, выстроенного на законах купли и продажи в денежном измерении, и духовно-ценностного отношения к жизни, пренебрежения к предметно-вещному миру богатства. Исследователи русского национального характера отмечают в связи с этим типизированное ментальное отношение русских к богатству: "Есть у нашего народа черта, которая ставит в тупик многих экономистов и социологов, – дух нестяжательства, выражаемый в отсутствии стремления к материальному богатству, накопительству".

Таким образом, в обыденном сознании носителей русского языка сложилось критическое восприятие предприимчивости, расчета, коммерческой хватки. В этом, очевидно, и кроется основная причина того, что к деловым людям в России относятся либо настороженно, либо враждебно.

Еще одна характерная черта современности – появление коммуникативных профессий , освоить которые без необходимого навыка в области коммуникации невозможно. В условиях растущей конкуренции от коммуникативных умений профессионалов во многом зависит успех любого предприятия, любого дела. В профессиях типа "человек – человек" требуются профессиональные коммуникаторы, к которым относятся специалисты, имеющие многообразные навыки речевого поведения и осознанно отбирающие варианты такого поведения в зависимости от личности партнера (партнеров) и от ситуации для достижения максимальной эффективности делового взаимодействия.

Руководитель, предприниматель, менеджер, бизнесмен – это типичные коммуникативные профессии. Сознательное управление общением, прогнозирование результатов контакта, создание условий для оптимального взаимодействия являются в коммуникативных профессиях не просто насущной необходимостью, а качеством, по которому оценивают уровень не только конкретного специалиста, но и всей организации (фирмы, завода, холдинга), которую он представляет, в целом.

Для руководителей, менеджеров, предпринимателей, бизнесменов, организаторов производства важнейшую часть их профессионального облика составляет коммуникативная компетентность – умение общаться в любых ситуациях. Более того, названные профессии относятся к областям повышенной речевой ответственности, в которых умение общаться предполагается как основное и необходимое условие успеха профессиональной деятельности. "Бизнес – это умение разговаривать с людьми", – говорят предприимчивые американцы. Один из выдающихся менеджеров США, президент крупнейшего в мире автогиганта – компании "Форд и Крайслер" – Ли Якокка в своей книге "Карьера менеджера" пишет: "Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними".

Социальная сенситивность в нашем понимании – это высокая чувствительность в сфере общения, боязнь новых ситуаций, повышенная тревожность при изменении обстоятельств взаимодействия.

Данное исследование проводилось В. Н. Куницыной в 1991 году. В нем использовалась шкала сенситивности, включавшая в себя констатацию непереносимости прямого взгляда в глаза в беседе, деликатность по отношению к собеседнику и партнеру, острую внутреннюю реакцию на комплименты в адрес субъекта и чрезмерную эмоциональность других людей.

Среди высокосенситивных (их было 26 человек) обнаружилось много аутистичных, интровертов, отчужденных. Подростки этой группы более скованны, не владеют выразительными движениями. У них наблюдаются высокие показатели замкнутости, стеснительности, необщительности, низкие самоконтроль и саморегуляция, низкие показатели умений и навыков общения, большая неудовлетворенность общением. Однако они ответственны и совестливы, ориентированы на партнера. Фрустрированы, но не конфликтны, тревожны, подозрительны, мечтательны и самокритичны.

Сенситивность мешает лидерству (среди группы лидеров не обнаружено ни одного человека с высокой сенситивностью). Контактность, совместимость и адаптивность у высокосенситивных лиц снижены.

По сравнению с застенчивыми (общая группа – 107 чел.), многие показатели сенситивных выглядят лучше и приближаются к норме. Они более удовлетворены общением и ориентированы на партнера, доверчивы, более смелы в общении, чем застенчивые, но более аутистичны по сравнению с ними.

Очень высокая аутистичность, по которой сенситивных превосходят только особозастенчивые и шизоидные люди, является характерным сопутствующим признаком чрезмерной сенситивности.

Показатели успешности общения сенситивных и застенчивых практически одинаково невысоки.

Если сравнить уровень сенситивности в других выделенных из общего массива группах, то окажется, что нечувствительными в сфере общения являются истероидные люди, чрезмерно доверчивые люди и лица с низким самоуважением.

Таким образом, чрезмерная доверчивость не является истинным доверием, которому свойственны отзывчивость и чуткость. Она лишена этих свойств и представляет собой защитную манипулятивную доверительность, идущую рука об руку с подозрительностью.

Анализ сенситивности на разных уровнях контактности показывает обратное соотношение этих свойств: чем выше контактность, тем ниже сенситивность. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сенситивность относится к личностным свойствам, снижающим контактность и успешность общения.

Сенситивность и застенчивость, будучи близкими по очень многим проявлениям, имеют существенное различие: сенситивность как акцентуация и психопатия формируется в 16-19 лет, а личностная застенчивость формируется в ранний период жизни ребенка.

Эпилептоидная направленность. Эти акцентуанты необыкновенно общительны, гиперсоциальны, но при этом мрачны, ревнивы, конфликтны, склонны к праздности, аффективности. У них обнаруживается полное отсутствие застенчивости, они не любят коллективных и соревновательных игр.

В заключение параграфа скажем, что акцентуации характера лежат в основе многих дефектов общения. Поэтому так сложно отучить ребенка от демонстративное™ или излишней самоуверенности, от упрямства или стремления во всем поддакивать, привычки не смотреть в глаза при разговоре или теребить свое ухо, почесывать нос, разговаривать на повышенных тонах или, наоборот, говорить едва слышно. Эти и другие дефекты общения становятся чертой характера, поведенческой привычкой, зачастую выступают в роли спасительной ширмы, за которой скрываются неуверенность, напряжение, тревога.

Ригидность и тревожность как факторы дефектного общения

К свойствам личности, приводящим к устойчивым дефектам общения, могут быть отнесены также тревожность, ригидность и некоторые аналогичные свойства.

Тревожность

Тревожность как свойство личности проявляется в особых трудностях и недостатках общения, делает его неполноценным, свернутым, односторонним. Она мешает открытому, искреннему общению, вносит элемент подозрительности, необоснованных страхов, является помехообразующим фактором.

Нередко тревожный человек плохо понимает, что именно ему говорят, что предлагают, о чем спрашивают, поскольку обуреваем опасениями, ожиданием срыва договоренностей, беспокойством по самым разным поводам. Тревожные люди часто обращаются с просьбой или поручают одно и то же дело сразу нескольким людям. Именно это обстоятельство предрешает неудачу: каждый надеется, что другой выполнит это поручение.

Тревожность

(беспокойство, страх)

индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и таких, где ничто к этому не предрасполагает.

Повторяющиеся неудачи и следующие за ними разочарование в людях, обиды и недоразумения лишь увеличивают тревожность. Образуется порочный круг. Тревожный.челрвек часто винит себя в излишней доверчивости и снова подстраховывается, и вновь все повторяется.

Тревожность (беспокойство, страх) – индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе и таких, где ничто к этому не предрасполагает (Платонов, 1984).

По К. Изарду, тревожность – аффективно-когнитивная структура, состоящая из доминирующих эмоций страха, связанных с одной или несколькими фундаментальными эмоциями, особенно страданием, виной, гневом. Это психологическое состояние, имеющее специфическую эмоционально-психологическую направленность и особые психофизиологические проявления – изменение вегетативной нервной системы и функций организма (Изард, 1982).

Существует два вида тревожности:

а) невротическая – безотчетное переживание беспокойства, направленное в будущее, с определенным содержанием, при котором сохраняются критика и возможность коррекции;

б) психотическая – мощное, безудержное, совершенно не корректируемое, бессодержательное переживание.

Личностные особенности тревожных людей таковы: беспокойство, нарушение деятельности, непереносимость трудных ситуаций, неуверенность в себе, чувство неполноценности.

Внешний мир тревожный человек воспринимает как наполненный опасностями; тревожность увеличивается в ситуациях угрозы самооценке и личностной адекватности, точная оценка действий, саморегуляция понижены. Тревожный человек быстро впадает в панику, если по неизвестным причинам откладывается встреча, задерживается деловой партнер, возникает неопределенность. Нередко у таких людей формируются своеобразные защитные фиксированные реакции – автоматизмы; подергивание плечами, вскидывание бровей, покусывание губ и т. д.

Тревожно-мнительная личность имеет выраженные свойства: мания к порядку, стремление все регламентировать, создавать для себя правила и запреты. Таким людям свойственны особая строгость в суждениях, бережливость и скупость. Все эти свойства оказываются весьма тягостными для партнеров по неформальному общению.

М. К. Касвинов в романе «Двадцать три ступени вниз» дает яркое описание тревожного и неуверенного в себе человека, каким, по его мнению и воспоминаниям современников, являлся российский царь Николай II.

«Для обычного выражения лица характерна была странная, „таинственная" полуулыбка. Она тонула в густых усах и небольшой овальной бородке светло-рыжеватого цвета... Говорил не спеша, негромким грудным голосом, обдумывая каждую фразу, почему разговор изобиловал длинными паузами, смущавшими собеседника... Во время разговора Иногда производил впечатление человека не вполне уверенного в себе, колеблющегося, но старающегося скрыть свои колебания и неуверенность, что наружно выдавали подергивание плечом, частое нарочитое покашливание, сопровождающееся безотчетным поглаживанием рукой бороды и усов». (Касвинов, 1982, с. 127).

Ригидность

Как и повышенная тревожность, ригидность, недостаточная пластичность (особенно свойственная холерикам и меланхоликам), формирует дефектность общения, мешает человеку быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Для ригидных людей трудна, например, ситуация конфронтации, дискуссии. Обычно они стараются уйти от подобных ситуаций не в силу некомпетентности или неподготовленности, а потому, что уже имеют за плечами опыт неудачного взаимодействия в стрессовой ситуации.

Наблюдая за дебатами соперников на выборах, мы видим, как один из спорящих может подолгу застревать на какой-либо проблеме, зацикливаться на старых обидах, в то время как более пластичный и гибкий партнер начинает пользоваться этим обстоятельством, быстро меняя темы, вводя новые факты и подлавливая своего неповоротливого собеседника на противоречиях.

Ригидность в психологии понимается как инертность, вязкость, следование догмам. Черта, противоположная ригидности, – флексибильностъ. Между ними существует масса оттенков пластичности.

Ригидность – это состояние и свойство личности, свойство темперамента и характера, активное сопротивление изменениям, близкое к упрямству, которое проявляется как в мышлении, так и в поведении. Это фиксированная форма поведения, часто возникающая в ситуации стресса.

По К. К. Платонову, ригидность – затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки (Платонов, 1984).

Другие авторы подчеркивают различную степень осознанности ригидных действий, затрудняющую корректировку собственных действий индивида при объективной потребности внести изменения в соответствии с изменившимися условиями. По Г. В. Залевскому, ригидность – трудность или неспособность корректировать программу, элементы деятельности и поведения в соответствии с требованиями ситуации при различной степени их осознания и принятия (Залевский, 1971).

Для изучения ригидности создан ТОР (Томский Опросник Ригидности). Он выявляет 7 типов ригидности: актуальная, премоторная, динамическая, праксическая, когнитивная, эмоционально-аффективная, психосоциальная. Опросник оценивает такие проявления ригидности, как неадекватная скованность поведения, трудность перехода к новым отношениям, фиксация на частных темах беседы, слепая привязанность к тривиальным решениям задачи, трудность изменения навыков, инертность, консервативность.

Ригидность

затрудненность, вплоть до полной неспособности, в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Ригидные личности обычно авторитарны и очень консервативны в своих взглядах, привязанностях, привычках. Отдельную группу составляют социально ригидные личности, которые плохо предвидят роли других и плохо исполняют свои роли. Положительная сторона ригидности – малая подверженность человека отвлекающим воздействиям, однако это свойство мало компенсирует те дефекты общения, с которыми вынужден сталкиваться любой партнер ригидного, человека.

1. Дефекты общения – это помехи, создаваемые человеком, обладающим определенными личностными свойствами; они выражаются в свернутости контактов и содержательной стороны общения, непреднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, снижении успешности общения и удовлетворенности общением со стороны партнера.

2. Акцентуации характера и развитие у субъекта психологической защиты неизбежно делают общение дефектным и по содержанию, и по способам взаимодействия, и по конечным результатам этого взаимодействия. Сильное развитие психологической защиты препятствует нормальному человеческому общению, воздвигает психологические барьеры между людьми, препятствует взаимному пониманию и сотрудничеству.

3. Нарушения общения – пагубная для отношений смесь дефектного и одновременно деструктивного взаимодействия. Мотивация такого взаимодействия часто неосознанно враждебна и разрушительна.

4. Тревожность, ригидность – свойства личности, приводящие к устойчивым дефектам общения, которые выражаются в следующем:

· подозрительность и разнообразные опасения вследствие тревожности мешают открытому искреннему общению;

· недостаточная регуляция своих состояний и действий приводит к нарушению обязательств, суетливости, повышенной эмоциональности, раздражительности;

· излишняя регламентация и бережливость, педантичность, часто наблюдающиеся у высоко тревожных людей, осложняют общение;

· ригидность проявляется в излишней консервативности, трудности перехода к новым отношениям, неуступчивости в спорах и дискуссиях, в ситуации конфронтации и соперничества.

Основные понятия

Дефекты общения

Акцентуации характера

Тревожность

Ригидность

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключаются дефекты общения?

2. Какой тип акцентуации связан с самыми большими дефектами общения?

3. В чем проявляются дефекты общения у тревожных и ригидных людей?

4. Какие проявления во взаимодействии вы могли бы отнести к дефектам общения? Приведите примеры.

Дополнительная литература

Карвасарский Б. Д. Неврозы. – М., 1980.

Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск: Наука, 1990.

Куницына В. Н. Психологические последствия интенсивного профессионального общения. Мышление и общение в конкретных видах практической деятельности. – Ярославль, 1984.

Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства и тревоги // Вопросы психологии. -1969. – № 1; Вопросы психологии. – 1971. – № 5.

Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М.: Аргус, 1995.

gastroguru © 2017