Классный час растения родного края. "Растения родного края" презентация к уроку по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Тема урока: « Весенние явления в жизни растений родного края»

Тип урока: урок - обобщение

Развивать материалистические взгляды на природу,

Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

Познакомить учащихся с различными периодами весны.

Формировать бережное отношение к природе;

Способствовать к эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование к уроку: компьютер, интерактивная доска, иллюстрации, видеоролики, учебник

Структура УРОКА

    Организационная часть - 2-3 мин.

    Мотивация учебной деятельности – 3 мин

    Обобщение материала – 30-35 мин

    Сообщение задания на дом - 3-4 мин.

    Завершение урока, рефлексия - 1-2 мин.

ХОД УРОКА

    Организационная часть

    Мотивация учебной деятельности

1.Беседа об изменениях, наблюдаемых в природе весной.

2.Характеристика травянистых растений весной:

Морфология растений;

Запасы питательных веществ: корневищные, клубнелуковичные, луковичные растения.

Способы опыления растений.

3.Характеристика древесных растений весной:

Сокодвижение,

Способы опыления растений.

4.Кустарничковые растения.

5.Кустарниковые растения.

6.Охрана раннецветущих растений (медуница, хохлатка. Ветреница дубравная, волчье лыко)

7.Подведение итогов экскурсии.

8.Задания по группам.

    Обобщение

В лесу и на лесной излуке,

В родных полях, где даль светла,

Ты с добротой не будь в разлуке,

Не причини природе зла.

Ведь ты и сам ее частица,

Она всегда щедра к тебе.

Все, что несешь ей, отразится

В твоей душе, в твоей судьбе.

Иди к земле хорошим другом,

Ее защитником иди,

Чтоб только - пенье птиц над лугом,

Чтоб мир и солнце впереди.

Р. Трефилова.

    Беседа об изменениях. наблюдаемых в природе весной.

Какие явления в природе можно наблюдать весной? (Сокодвижение, набухание и распускание листовых и цветочных почек, цветение раннецветущих растений, рост побегов).

Под влиянием каких причин наступают эти явления? (Повышение температуры воздуха, увеличение продолжительности светового дня, поглощение корнями воды с растворенными в ней минеральными солями, передвижение в растениях запасных веществ к растущим органам растений).

2.Жизнь травянистых раннецветущих растений весной.

Какие травянистые растения зацветают первыми весной? (Мать-и- мачеха, медуница, примулы).

Что является непременным условием раннего цветения растений? (Соцветия закладываются летом предыдущего года. Запас питательных веществ сосредоточивается в корневище).

Где встречается мать-и-мачеха? (Местами еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, на склонах, пригорках, на открытых освещенных и прогреваемых местах. Чуть только растает снег, появляются ее безлистные стебли с яркожелтыми соцветиями).

Как называется соцветие у этого растения? Каковы его признаки? (Корзинка- это компактное соцветие из мелких цветков).

Как опыляется мать- и- мачеха? По каким признакам вы это определили? (Насекомыми, но может происходить и самоопыление).

Почему так рано цветет это растение? (Для цветения необходимо обильное питание. Зеленых листьев у этого растения еще нет. Запасы питательных веществ находятся в корневищах. Об этом органе растения говорится в загадке: «В земле веревочка, а в ней кладовочка».

К каким органам растения относится корневище? (Видоизмененный побег).

Как это доказать? (В корневище находится запас питательных веществ. Он отложен прошлым летом. Благодаря этим запасам растут цветочные почки и образуются плоды. Затем у растения появляются крупные листья).

За что получило растение название «мать -и –мачеха»?

(Попробуйте приложить к коже поочередно нижнюю и верхнюю стороны листа, в первом случае вы ощутите тепло, а во втором – холод. Это объясняет, почему люди с давних времен называют это растение мать-и-мачеха).

Чем полезно это растение? (Это лекарственное растение. Сборы листьев употребляются при заболеваниях дыхательных путей).

Какое значение имеет опушение стеблей и молодых листьев мать -и –мачехи? (Опушение предохраняет листья и стебли от замерзания и чрезмерного испарения. Между волосками образуется предохраняющий слой воздуха).

В ясные весенние дни желтеют золотыми звездочками эти растения. Но стоит показаться на небе дождевой туче, звездочки погаснут – закроются цветы. Так мать –и –мачеха предсказывает погоду.

Как называется это растение? Оно расцветает как только сойдет снег, а лепестки сначала бывают ярко - розовыми, потом становятся лиловыми, а после – синими. (Медуница. А растение так зовется потому, что в его цветках содержится много нектара. Это один из самых ранних медоносов. Ее постигла участь многих рано цветущих растений – она стала редким, нуждающимся в охране растением).

Раннецветущими растениями являются ветренница дубравная, примулы. Расцвела голубая перелеска, значит, через несколько дней расцветет и белая перелеска, ветреница дубравная, как ее чаще называют. Местами на светлых полянках она разрастается ковром: светлые резные листья и над ними белые цветочки с тонкими нежными лепестками. Высокий стебель ветреницы дубравной качается при малейшем дуновении ветра. Цветки закрываются на ночь и во время дождя.

Рано весной цветут хохлатки. Запас питательных веществ у них находится в подземном клубне. Они неприхотливы и морозостойки.

Как же получается, что хохлатка так стремительна в своем развитии? Ведь только что сошел снег. А она уже цветет! Как будто появившись ниоткуда. Из подземного своего клубенька! А сидит он в почве на некоторой глубине - округлый, желтоватый, размером с вишню. На клубеньке – почка. Еще зимой из нее образуется росток. Снаружи одет он полупрозрачным защитным чехлом. К началу весны росток уже почти достиг поверхности. Стоит ему выглянуть на солнечный свет, как чехол лопается и спадает. Первое время растение похоже на зародыш: стебелек согнут, листья свернуты в комок. Но вскоре хохлатка выпрямляется, разворачивает свои ажурные листочки. И уже готов цвести.

Почему все первоцветы спешат цвести? (Все эти растения светолюбивые и цветут до распускания листьев на деревьях и кустарниках, когда в лесу много света).

Раннецветущие травянистые растения имеют нектар, съедобную липкую пыльцу, а некоторые яркую окраску венчика.

3.Древесные растения весной.
Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нем сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берез. Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. У деревьев весной наблюдаются сокодвижение. Распускание почек, цветение.

Каким способом опыляются древесные растения? (Ольха, осина, береза, тополь –ветроопыляемые. Ива – насекомоопыляемое растение).

По берегам лесных малых рек, по ручьям и старым канавам растет зеленая ива. Кто не знает этого слабого легкого дерева? Растет ива и на огородах, в садах и у проезжих дорог. Люди знают много видов дикой ивы, по-разному их называют.

Ранней весною, когда еще не оделся зеленой листвою лес, цветет, отражаясь в весенней воде желтыми пуховками, нежная ива. Собирая золотистую пыльцу, вьются над цветущими ивами вылетевшие из ульев пчелы.

Это очень неприхотливое дерево. Её толстые узловатые серо-зелёные ветви совсем спрятались за лёгкими ярко-жёлтыми шариками. И вся она стала пушистой, воздушной, солнечной.
Цветёт ива - это праздник для насекомых. У нарядного куста шумно и весело, как на ёлке. Гудят шмели, суетятся мухи, деловитые пчёлы собирают пыльцу, порхают бабочки..

Почему ветроопыляемые растения цветут до появления листьев? Каковы признаки ветроопыляемых растений? (Цветки собраны в соцветия, соцветия повислые, много сухой пыльцы, цветение до появления листьев, что облегчает распространение ветром пыльцы).

4.Кустарничковые растения весной.

Растет брусника в тихой роще,

Смолистым воздухом дыша,

Ведет всю жизнь как можно проще

И оттого так хороша.

Н. Холодковский.

Брусника - растение, характерное для хвойного леса. Она сравнительно малотребовательна к плодородию почвы. Брусника появляется из-под снега зеленой, с листьями, которые сохраняются на растении два-три года, несколько раз перезимовывая под снегом. Весной брусника долго не может выйти из состояния зимнего оцепенения, почки начинают распускаться уже в самом конце весны.

5.Кустарниковые растения весной.

В еловом лесу мелкими розоватыми цветами зацвёл кустарник волчье лыко. Цветы сидят прямо на стволе и на ветках, будто прикреплены к ним.
Как радуют глаз эти неприхотливые цветочки, как они хорошо пахнут, свежо и нежно, именно по-весеннему!
Сейчас на ветках волчьего лыка ещё нет листьев, они появятся позже, когда растение отцветёт. Листья у волчьего лыка продолговатые, к концу слегка заострённые. Растут эти листья пучками на концах ветвей. А ниже их на ветках появляются к осени ярко-красные ягоды величиной с горошину. Кустарник растет в густых лесах, зарослях, цветет в марте- апреле, ягоды созревают в июне - июле. Все части растения (свежего и высушенного) очень ядовиты, в особенности лыко (волокна древесины) и ягоды. Отравление может наступить при контакте с растением, особенно с его корой. Токсичный компонент волчьего лыка имеет острый, жгучий вкус и обладает сильным раздражающим действием. Сейчас это растение взято под охрану, как редко встречающихся.

6. Охрана раннецветущих растений.

Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля...

Ю.Антонов.

Что мы можем сделать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время?

Какие меры вы предложили бы для охраны раннецветущих растений родного края?

Как можно рассказать друзьям, знакомым и жителям села об охране растений родного края?

Какие биологические особенности позволяют растениям быть первоцветами?

7. Подведение итогов экскурсии

При обобщении учитель делает упор на роль запасающих веществ, которые откладываются растениями-эфемероидами в корневищах, луковицах, клубнях. Энергетические запасы преимущественно составляют крахмал, дубильные вещества. Последние выполняют роль защитных веществ.

8.Работа по группам.

Запись при составлении отчета по экскурсии.

    Сообщение задания на дом Задание 1.

На определенной площади определить количество цветущих экземпляров травянистых растений. Сравнить количество растений, цветущих на открытом и закрытом месте. Установить причины различий.

Задание 2.

Установить приспособительные признаки к неблагоприятным условиям (резкие перемены погоды, температура, снег, ветер).

Задание 3.

Установить приспособление к опылению однолетних и многолетних травянистых растений, цветущих ранней весной.

Ответить на вопрос: Каковы биологические особенности изученных растений

    Завершение урока, рефлексия

На уроке я узнал….

Меня удивило….

Мне было интересно….

На уроке мне не понравилось…

Я хотел бы узнать о……


Урок «Растения родного края»

Цели:

    обобщение и систематизация знаний учащихся о многообразии растений;

    повторение отличительных признаков разных групп растений;

    расширение знаний о растениях Кемеровской области;

    формирование представления о ценности для человека мира растений;

    воспитание бережного отношения, любви к природе своего края;

    развитие внимания, мышления, познавательного интереса и речи учащихся, развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.
    Оборудование:

    компьютер;

    презентация к уроку «Растения родного края»;

    Растения Кемеровской области.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может.

Что это? (Растение).

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О растениях.) - Итак, тема нашего урока: "Растения родного края”. Мы вспомним известные факты, узнаем новые, узнаем о растениях Кемеровской области, занесенных в Красную Книгу, выполним интересные упражнения.

III. Обобщение о растениях. 1) Группы растений. - Сначала нам необходимо вспомнить то, мы что уже знаем. Скажите, на какие группы делятся все растения? - Растения делятся на три группы: деревья, кустарники и травянистые растения.

Давайте вспомним отличительные признаки разных групп растений. Охарактеризуйте дерево.

2) Деревья. - Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону.

В лесостепной зоне Кемеровской области растут леса, состоящие из березы, осины, и других деревьев.

Это лиственные деревья, форма листа – широкая пластина.

Отгадав следующую загадку, вы узнаете, какие еще деревья растут в нашей области. Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна).

Какие это деревья?

Хвойные деревья, форма листа – иглы.

Каких еще представителей хвойных растений вы знаете? (Пихта, лиственница, кедр.).

Верно. Только растут они в таежных лесах. - Как вы думаете, нужны ли деревья в нашем городе? Почему?

Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород, но и оберегают наши дома от пыли, вредных веществ, принимая все это на свою листву.

Верно. Посмотрите, сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном.

    Дуб – 54кг в год.

    Клен – 33кг в год.

    Сосна – 35кг в год.

    Ель – 32кг в год.

3) Игра "Отгадай деревья”. -А теперь отгадайте загадки, и назовите деревья

Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила. (Ива.)

Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой. (Берёза.)

Среди лета метелица: его пух летит и стелется. (Тополь.)

Какое из этих деревьев часто называют символом России?

Березу.

Почему? (Ответы детей.)

4) Кустарники.

А теперь давайте вспомним, к какой группе растений относится сирень?

Сирень – это кустарник.

Охарактеризуйте кустарник.

Кустарник – это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с ветвями, начинающимися сразу от земли.

Назовите известные вам кустарники. (Шиповник, бузина, сирень…)

5) Травянистые растения.

К какой группе растений можно отнести ромашку? (Ромашка относится к травянистым растениям.) Охарактеризуйте травянистые растения. Чем они отличаются от деревьев и кустарников?.

Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту 7 метров.

Назовите травянистые растения. (Ответы детей.)

На лугах, вдоль дорог, по склонам оврагов нашего края можно увидеть пырей, полынь, тимофеевку, ковыль.

6) Растение – земли украшение.

Говорят: "Растение – земли украшение”. Как вы понимаете смысл этой поговорки? (Ответы детей).

Зелёные растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами.

7) Игра "Отгадай цветы”. - Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом. Да вот беда, буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.

АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН), РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН)

III. Знакомство с растениями Красной книги Кемеровской области.

Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде. «Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек.

Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Чтобы этого не происходило, люди задумались о сохранении исчезающих и редких видов. Для этого ведется Красная книга. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!».

И это действительно так. Если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Кемеровской области есть информация о растениях, нуждающихся в срочной помощи, защите. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов – любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживаются, погибает. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида.

Давайте познакомьтесь с некоторыми растениями из Красной книги нашей области.

Кувшинка чисто белая.

Адоникс Весенний.

А знаете ли вы, что днем кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею, А ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернет кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех.

VII. Итог урока.

Понравился вам урок? Продолжите предложение, выбрав начало словами… «Я узнал(а)», «Я повторил(а)», «Я удивился(ась)», «Я запомнил(а)».

Явления в жизни растений наступают тогда, когда заканчивается долгая снежная зима. Этот период самый яркий и прекрасный в природе. Набухшие почки на деревьях и кустарниках превращаются в молодые листочки. Интересно, что деревья и кустарники некоторых видов цветут еще до того, как распустятся листья растений.
В зоне умеренного климата ранней весной (уже в начале апреля) цветут ольха и лещина. У них как тычиночные, так и пестичные цветки расположены в разных соцветиях, но на одном растении. Эти растения объединяют в группу однодомных. Перекрестное опыление осуществляется посредством ветра, когда листья на деревьях и кустарниках еще не распустились. Благодаря этому, препятствий для переноса пыльцы с тычиночных цветков на рыльца пестичных нет.

Ещё одно явление в жизни растений - это когда в конце апреля в средней полосе России в лесах цветут различные ивы. Они имеют красивые соцветия желтого цвета с сильным приятным запахом. Эти тычиночные соцветия находятся на одних растениях этого вида. А пестичные светло-зеленые цветки на других экземплярах этого же вида ивы. Эти растения относятся к двудомным, так как у них пестичные и тычиночные цветки располагаются на одном растении. В этом случае опыление осуществляется с помощью насекомых. Целый день пчелы и шмели летают возле сережек ивы, накапливая сладкий нектар и в то же время опыляя пестичные цветки пыльцой с тычиночных. В это время пчелы делают первый сбор, поэтому пчеловоды ставят ульи из омшанника.
Среди травянистых растений раньше всех цветет мать-и-мачеха на берегах рек, на обрывах и отвесных склонах. Соцветия этого растения представляют собой корзинки подобные соцветиям одуванчика, но меньших размеров. Практически из-под снега вырастают стебли мать-и-мачехи с расположенными на них соцветиями. Также на стеблях заметны коричневые чешуйки – недоразвитые листья. Через некоторые время после созревания и рассеивания плодов ранние побеги мать-и-мачехи погибают, а их сменяют побеги с большими листьями, которые сверху имеют гладкую структуру, а снизу покрыты густыми белыми волосками.
Попробуйте приложить к коже поочередно нижнюю и верхнюю стороны листа, в первом случае вы ощутите тепло, а во втором – холод. Это объясняет, почему люди с давних времен называют это растение мать-и-мачеха. В летний период в листьях растения образуются органические вещества. Их запасы хранятся в длинных и крупных корневищах. Благодаря этим отложениям, на следующий год в марте формируются цветочные побеги.
У большинства весенних растений цветки появляются до того, как распустятся листья на деревьях. Эти растения накапливают органические вещества в подземных частях – луковицах, корневищах, клубнях. Такие запасы необходимы для образования цветков, плодов и семян. К растениям, цветущим весной, относят ветреницу, медуницу, ландыш (это растения с корневищами), чистяк лютичный, хохлатка (образуют клубни), гусиный лук, тюльпан (луковичные растения).
Часто среди растений, цветущих ранней весной, встречаются экземпляры с коротким периодом жизни. К примеру, чистяк обыкновенный появляется в марте на влажной почве среди кустарников. Когда снег растает в апреле, у чистяка распускаются листья и цветки зеленого цвета. А уже в мае надземные органы растения вянут и погибают. Остаются живыми только подземные органы растения . Это клубеньки,представляющие собой преобразованную корневую систему с накопленными органическими веществами. Помимо этого, в почву попадают клубеньки, появившиеся в пазухах листьев на стебле. Такие клубеньки все лето находятся в «спящем» состоянии, а в осеннее время прорастают. Проросшие клубни зимой остаются под снежным покровом. А в следующем году весной опять надземные побеги быстро растут и появляются цветки и листья. Вот такие бывают явления в жизни наших прекрасных растений.


МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»

Классный час по теме:

«Лекарственные растения
родного края»,
посвящённый 535-летию
села Осташёва

Подготовила: учитель начальных классов
Стадникова Валентина Ивановна

с. Осташёво
2012 г.
Осташёво- край изумрудный и сказочный.
Классный час: «Лекарственные растения родного края»

Цели: развитие элементов научного мировоззрения,
-общего кругозора, внутренней культуры и познавательной активности учащихся;
-формировать понятие «лекарственные растения», учить распознавать
местные лекарственные растения;
-воспитывать любовь к родному краю, к его природе.
Оборудование: гербарий: «Лекарственные растения родного края», слайды, иллюстрации лекарственных трав, рисунки детей, сказки, сочиненные детьми.
Ведущий. В сентябре 2012 года нашему селу Осташёво исполняется 535 лет.
Село примечательно именами своих бывших владельцев. Сначала – это князья Урусовы, потом – Муравьевы, а затем князь К. Романов. Дядя последнего императора Николая
·
·, президент Российской академии наук,
талантливый поэт Константин Романов очень любил свое Осташёво:
(Слайды 1 и 2).
Люблю тебя, приют уединенный!
Старинный дом над тихою рекой.
И бело – розовый, в нем отраженный
Напротив сельский храм над крутизной
Богато и красиво наше село лесами, полями, речками. А сколько удивительных растений растет всюду! Но они не только привлекают нас своим внешним видом, но они являются лекарями, помогают человеку и животным бороться с многочисленными болезнями. (Слайды 3,4)
Сегодня на классном часе мы подведем итог, проделанной нами исследовательской работе по теме: «Лекарственные растения». Старт этой
работе был дан в сентябре, финиш будет в мае. За это время мы побывали экскурсиях, с целью выявления произрастания лекарственных растений, степени запыленности растений. Провели сбор и сушку лекарственных растений с последующим изготовлением гербария. Изучали литературу о лесной аптеке, написали небольшие сообщения о растениях, сочинения, сказки, придуманы ребусы и кроссворды. Итак, начинаем.
1-ученик.
Лекарственные растения – это группа растений, используемых для лечения болезней человека и животных, а также для предотвращения (профилактики) заболеваний.
2-ученик.
Вещества, обладающие лекарственным действием могут содержатся в любом органе растений: листьях (мать-и-мачеха), стеблях и коре (дуб, облепиха), почках (береза, сосна), корнях (валериана), и конечно, в цветках, плодах и семенах.
3 ученик.
Лекарственные растения используются человеком очень давно: в Индии, в Древнем Египте, Китае целебные травы применяли еще 5 – 6 тыс. лет назад
Одни лекарственные растения – травы (зверобой, ландыш, клевер),
другие – кустарники (малина, бузина), третьи – деревья (береза, сосна, дуб)
Звучит музыка Грига «Шествие гномов». Появляется Лесовик. (Ученик в костюме Лесовика)
Лесовик.
Лес, как сказочное царство:
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура и таблетки.
Ну а чем, как, что лечить,
Я могу вас научить.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья,Что пригодны для леченья.
Лекарственные свойства различных растений.
Ведущий. Вот это растение – лекарь знакомо всем с детства. Когда у ребят появляются ссадины на локтях или коленях, мы сразу ищем это растение.
Вопрос: Какое растение поможет нам в походе при ранении? (Слайд 5).
Подорожник. (Слайд 6)
Путника друг – подорожник,
Скромный, невзрачный листок
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Многим из вас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Вопрос: Каким растением можно остановить кровотечение? (Слайд 7).
Тысячелистник. (Слайд 8)
Тысячелистник собери в цветенье,
Ускорит раны заживленье -
А растертый стебелек
И отвара внутрь глоток
Успокоит кровоток.
Вопрос: Какое растение может заменить вату? (Слайд 9).

Мох. (Слайд 10).
Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот,
На кочке мох без ножки,
Куда не глянь растет.
Он снизу седоватый,
Повыше зеленей.
Коль нужно будет ваты
Нарви его скорей
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной.
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Это мох-сфагнум.
Вопрос: Какое растение помогает при простуде? (Слайд 11).
Липа. (Слайд 12)
Липа – средство от простуды
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
Вопрос: А чем лечить кашель, высокую температуру? (Слайд 13).
Ромашка аптечная. (Слайд 14)
Если случится тебе простудится
Привяжется кашель,
Поднимется жар,
Придвинь к себе кружку,
В которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Ученица: А мне веснушки мешают!

Земляника. (Слайд 15)
Землянику знают все
И калину тоже.
Соком этим ты намажь
Веснушчатую кожу.

Исполнение русской народной песни «То березка, то рябина». (Слайд16).
Ученик. Наши русские красавицы, стройные белые березки известны во всем мире. Нет дерева милее и роднее березы! Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Береза – это символ Родины.
Березка. (Ученица в костюме берёзки). Русские врачи более 100 лет назад установили мочегонное действие березовых почек.
Много веков служит береза верой и правдой, принося пользу не только душе,
но и телу. Это знаменитый березовый веник в бане, и деготь, одна ложка которого портит бочку меда, но врачует кожные заболевания, раны, язвы,
ожоги (мазь Вишневского).
Появляется сосна. (Ученица в костюме сосны)
Сосна.
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке.
Кто я, ребята? Что вы знаете обо мне? (Слайд 17).
1 - ученик. Отвар из сосновых почек рекомендуется как отхаркивающее, дезинфицирующее и мочегонное средство; хвойные ванны как общеукрепляющее и успокаивающее средство. «Сосна – душистый лекарь».
2 –ученик. В тяжелые дни блокады Ленинграда было организовано массовое
производство витаминизированного напитка из хвои сосны, который многим спас жизни!
Стихотворение «Бабушкина аптека» - инсценирование.
-Пойду – ка я в аптеку.
-Куда же ты пешком?
-За реку, внук, за реку,
Березовым мостом.
Там есть сыра поляна
Отсюда не видна.
Мне, внучек, валерьяна
Сердешная нужна
Пойдем, милок, со мною,
Старухе подсобишь
И хворь лечить травою
Научишься, глядишь.
Калган отыщешь в поле,
Душицу на чаек
Всем травам в поле воля-
Пойдем со мной, милок!
Ведущий. Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле
или на даче.
Иван-чай. Вам приходилось видеть вот такие (Слайд 18) лесные розовые поляны? С таких полян доносится запах меда. Это цветет с июня по август иван - чай (кипрей). Очень полезно это растение! Корневище сладкое, его едят сырым и варёным. Молодые листья кладут в салат, а из высушенных заваривают вкусный чай.
Лесовик. А вот загадка из кузовка.
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова
Спрячу- ка в карманчик
Бывший (Одуванчик). (Слайд 19).
Одуванчик. (Ученик в костюме одуванчика). Народная мудрость издавна приписывает отвару из листьев одуванчика способность придавать силы и бодрость, снимает усталость.А настой и препараты из его корней применяют для лечения болезней печени, желчного пузыря. Соком молодых листьев выводят веснушки и темные пятна на коже.
Появляется Белка. (Ученица в костюме белки).
Здравствуйте, ребята!Видеть я вас рада!
Ведь вопросов у меня тьма
Разболелась голова.
Вы вопросы разберите
И ответы мне скажите.
Ведущий. Поможем Белке ответить на вопросы. Игра «Найди меня»
Участникам раздаются воздушные шарики. Надо достать записку из шара, ответить на заданный вопрос и найти ответ на «поляне».
1Что за трава, которую знают слепые? (Крапива)
2. Очень жарко. Я взяла и зонтик сорвала.
И под зонтиком зеленым в лес по ягоды пошла.(Лопух)
3.Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
4.В сенокос горька, а в мороз – сладка. Что за ягода? (Рябина).
5. Эти ягоды найдете на большом лесном болоте.
Словно там набросаны красные горошины.(Клюква)
6.Головка голубая
И длинный стебелек
Ну кто его не знает? Это (Василек).
7 Лекарственное растение, получившее название за форму плодов, сходных с заплечной сумкой. (Пастушья сумка).
8.Местами еще лежит снег, а там где пригревает солнце, на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, в начале апреля появляются золотые головки
этого растения. (Мат ь - и- мачеха).
Ведущий: Какие правила сбора лекарственных растений вы знаете?
(Слайды 20 – 25).
Собирать растения в лесу, в поле, на лугу, но не вдоль крупных магистралей, не около промышленных предприятий, ферм.
Часть растений оставлять для их воспроизводства.
Листья и цветки собирают чаще всего до и во время цветения растений, т.е. весной и летом.
Корни и корневища – ранней весной, осенью.
Кору в апреле – мае.
Лекарственные растения собирают утром, как только сойдет роса, потому что днем, на ярком солнце количество полезных веществ уменьшается.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Сушат лекарственное сырье в тени, на воздухе.
Лесовик. А вот и весёлая полянка, ребята подготовили весёлые частушки.
Веселые частушки.
1.Я природный материал
летом собирала,
И теперь квартира наша
Стала сеновалом!
2.Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка.
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока!

3.На себе всегда ловлю
Восхищенья взоры!
Красоту мне и здоровье
Дарят помидоры.
4.Я секрет румян достала
У прабабки Фёклы –
Лучше всех румян заморских
Сок от нашей свеклы!

5.Летом каждая полянка,
Словно скатерть-самобранка.
Вкусной ягодой лесной
В раз накормит нас с тобой.
6.Все полянки и кусты
Мы в лесу облазили.
Витамины все, что есть
Запасли мы на зиму.
Лесовик. Вы, ребята, должны помнить:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ведущий: Вот и закончился наш классный час. Много полезных лекарственных растений растёт в лесах, на полях, на лугах нашего края.
Давайте бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и к тем, которые повсюду окружают нас.
Закончился классный час чаепитием с душистыми травами и мёдом.

1.А.А Плешаков. Атлас – определитель «От земли до неба»//
Москва, «Просвещение», 2007 год.
2.Е.А.Постникова «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» //Москва,«Владос», 2001 год.
3.С.Алиева «Лесная аптека»//Йошкар-Ола, 1999 год.
4.Н.И. Панфилова, В.В. Садовникова «35 суббот плюс каникулы»//
Москва, «Новая школа», 2001 год.
5.И.Д.Агеева «500 новых детских частушек»//Москва, «ТЦ Сфера», 2001 г.
6.О.Журба «Травник»//Москва «Арнадия», 1998 год.
7.А.Ю.Нестеровская, Т.Д. Рендюк «Целебные растения вашей звезды»//Москва «Армада», 1995 год.
8. Интернет – ресурсы.

Осташевская средняя общеобразовательная школа. Стадникова В.И.

13PAGE 14615

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 815


Приложенные файлы

Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цель проекта:

Создание условий для ознакомления детей с миром лекарственных растений родного поселка, сформировать представления о значении растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека. Изучить возможность использовать растения взамен химических препаратов. Воспитание у детей основ здорового образа жизни. Активизировать у детей инициативу, внимание, память, обогащение словарного запаса.

Задачи проекта:

Образовательные задачи. Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, об их истории и ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Узнать, какие лекарственные растения находятся в ближайшем окружении: на территории детского сада и родного посёлка. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

Достигнутые результаты за последний год:

Осознано правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

Сформировались знания о лекарственных растениях.

Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.

Сформировано уважительное отношение к родной природе и бережное к ней отношение.

Изучены правила поведения в лесу.

Развит интерес к природе.

Социальная значимость проекта:

Обычно мы не задумываемся, откуда берутся лекарства. Всё просто: если человек заболел - идем в аптеку и покупаем. Известно, что существуют спе­циальные заводы, которые выпускают различные лекарственные препараты. Но оказывается, растения тоже можно использовать как аптеку. Лекарственные растения были известны человеку практически с момента его появления на Земле. Древние люди знали о целебных свойствах многих растений и умело использовали их для лечения различных заболеваний. Лечение травами было известно в России с давних времен и было настолько популярно, что возделыванию лекарственных растений уделяли большое внимание даже цари. Петр I приказал создать аптекарские школы и «аптекарские огороды» - первые плантации лекарственных растений в России. Многое изменилось с той поры в России, но интерес к целебным травам не угас, наоборот, сейчас он особенно велик.
С наступлением зимы мы стали чаще болеть: появился кашель, насморк, боли в горле. Лекарства пить не любим. И у нас возникла идея: выздороветь нам помогут лекарственные растения. Мы поняли, что нам необходимы дополнительные теоретические сведения, и решили заняться поиском нужной информации. На нашей планете произрастает множество видов растений: дикорастущих, культурных, полезных и ядовитых, травянистых и древовидных. Мы же хотим рассказать про те растения, которые называют полезными, лекарственными. Это растения, растущие чаще всего дико в природе, они являются полезными для человека, поскольку обладают целебными свойствами, поэтому их называют лекарственными травами или кустарниками. Благодаря своим целебным свойствам эти растения широко применяются в народной медицине, для лечения и профилактики самых разных заболеваний, многие из растений используют даже в фармацевтической промышленности, для изготовления лекарств.Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, мы решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками был разработан экологический проект «Лекарственные растения родного поселка».

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Мероприятия, проведенные с октября 2017-март 2018 (участвовали воспитатель и дети подготовительной к школе группы):
- Беседы о лекарственных растениях: «О чем рассказал цветок мать-и-мачехи?», «Душистая мята от всех болезней приятна!», «Подорожник – великий путешественник!», «Обыкновенная календула», «Скромный одуванчик», «Полезная крапива», «Ромашка – «белая рубашка», «Как хорош сегодня наш лопух!».
- НОД «Растения вокруг нас. Лекарственные растения», «Аптека на подоконнике: лекарственные растения». - Дидактические игры: «Что лечит это растение?», «Какая часть растения целебная?», «Математические пазлы», «Зеленая аптека», лото «Растения», «Вершки-корешки», «Узнай по описанию», «Угадай, какое ты растение».
- Чтение художественной литературы: загадок, стихов, пословиц, произведений - Т.Крюкова «Лесная аптека», М.А.Кузнецова, А.С.Резникова «Сказания о лекарственных растениях», М.М. Пришвин «Золотой луг»;
Н. Павлова «Хитрый одуванчик»;
Г. В. Лебедева «Одуванчик»;
«Легенды об одуванчике»; В.Бианки «О травах»; А.Стрижов «Огород на опушке». - --Наблюдение за лекарственными растениями.
- Выращивание и высадка рассады на участок детского сада, уход за ней. - Ведение дневника наблюдений за растениями.
- Рисование лекарственных растений.
- Аппликация «Одуванчик», «Ромашковое поле»
Мероприятия, проведенные в апреле 2018 (участвовали воспитатель, дети подготовительной к школе группы и их родители):
- Создание альбома лекарственных растений, составленный из детских рисунков, «Здоровье в лукошке».
- Картотека «Аптека на подоконнике: лекарственные комнатные растения».
- Книжки-малышки «Лекарственные растения», сделанные родителями с детьми.
- Викторина «Знатоки лекарственных растений».
- Театрализованное представление «Путешествие в сказочный лес».

Охват проекта:

Проект направлен на детей старшего дошкольного возраста, возраст 6-7 лет

gastroguru © 2017