Казнь евгения родионова. Святые новомученики земли Российской. Евгений Родионов


«Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, - начертано на кресте, установленном на его могиле защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года».


1.

Рос обычным – крепким и здоровым ребенком. В школе учился хорошо, но когда закончил девятый класс, пошел работать на мебельную фабрику.

Работа мебельщика – он овладел специальностями сборщика, обойщика и раскройщика - ему нравилась, да и заработок был приличным. Как вспоминает мать, Любовь Васильевна Родионова, она и на трех работах столько не получала…

Жизнь стала налаживаться…

Тогда, в 1994 году Родионовы переехали в двухкомнатную квартиру.

А через год, когда ему исполнилось восемнадцать лет, Евгения призвали в армию.

Идти в армию Женя не хотел… - рассказывает Любовь Васильевна. – Но долг - это все. И он, и другие ребята из его компании, все прекрасно понимали, что есть вещи, которые хочешь, не хочешь, а делать надо. Ни о каком увиливании от армии вопрос никогда не стоял.

Не пытался увиливать Евгений и тогда, когда его направляли в Чечню.

Женя, там идет война, ты даже не знаешь, насколько это серьезно. Там уже есть пленные, есть погибшие, и если что случится, ты ведь знаешь, мне не пережить, - отговаривала его Любовь Васильевна.

Мама… - ответил ей Евгений. – От судьбы еще никто никогда не ушел… Я могу выйти на дорогу, и меня задавит машина. Тебе что, от этого будет легче? А плен… Плен это уж как повезет…

13 января 1996 года Евгений был командирован в воинскую часть 2038 Назранского погранотряда, а еще через месяц, 13 февраля 1996 года, молодых солдат послали дежурить на контрольно-регистрационный пункт, в двухстах метрах от заставы.

Этот КРП находился на дороге, по которой чеченские боевики перевозили оружие, боеприпасы и пленных и представлял собою обыкновенную будку без света, без связи, без какой-либо огневой поддержки…

Здесь практически безоружные солдаты и были захвачены чеченскими бандитами.

Офицеры слышали крики солдат, звавших на помощь, но не посмели покинуть заставу… Командованию они доложили, что солдаты дезертировали из части…

16 февраля, Любовь Васильевна Родионова, получила телеграмму, что ее сын, Евгений Александрович Родионов, самовольно оставил часть, и командование просит ее принять меры для возвращения сына на службу.

Телеграмма была послана, когда чеченцы уже начали пытать захваченного в плен Евгения Родионова…

2.

«Эта телеграмма на всю жизнь черной полосой отрезала меня от той светлой пусть не совсем легкой, но нормальной жизни, которую мы прожили с сыном, - вспоминает Любовь Васильевна. - Было страшно, что на него такое могли подумать. Женю все знали как верного, принципиального человека. И вдруг, получив такую телеграмму, я уехала туда, а здесь, дома, по подвалам, по даче стали лазить милиционеры - искать дезертира.

Когда я приехала в часть, передо мной извинились и сказали, что в суматохе не разобрались сразу, погорячились. На самом деле там все было настолько очевидно, что даже спустя две недели после этого происшествия снегом не до конца засыпало пятно крови на дороге. Видны были там следы борьбы… Наблюдающий видел, как в три часа подъехала к блокпосту «скорая помощь», он даже слышал крик: «Помогите!». После этого - тишина. Никого почему-то это не взволновало, почему-то не был поднят по тревоге отряд. В четыре часа утра пошли менять ребят, а когда пришли, их уже не было…»

Любовь Васильевна Родионова, исходившая всю Чечню, утверждает, что ее сын попал в плен по халатности офицеров. Тех офицеров, которые, приехав с ним из Калининградской области, думали, что они едут отдыхать; тех, которые прежде, чем обеспечить безопасность солдат, первым делом построили баню.

«После того, как Женю взяли в плен, - пишет она, - все изменилось. Будку отодвинули немножко вглубь от дороги, подальше, выкопали по окопчику возле нее, наверху на будке поставили пулемет, а рядом - БТР для огневой поддержки. Почему надо было потерять четырех солдат, чтобы поступить именно так, как надо было поступить с самого первого дня? Если у командиров не было ни ума, ни сердца, ни какой-то ответственности за судьбу солдат, то хотя бы посмотрели, как укреплены были другие заставы. Я проехала по всем заставам - да там целые укрепрайоны были, там были блиндажи, бревна, мешки с песком...»

Все можно понять и все можно объяснить…

Можно понять, зачем Ельцину потребовалось посылать на войну с чеченскими бандитами необученных плохо вооруженных мальчишек. Их кровью отмывались капиталы дьяченок и березовских…

Можно понять, чем была вызвана трусливая бестолковость «отцов-командиров». Трудно требовать, чтобы за те нищенские зарплаты, которые и выплачивались-то нерегулярно, офицеры воевали более отважно и ответственно…

3.

Увы… Произведенные в последние десятилетия реформы, так основательно перемешали все нравственные понятия в общественном сознании, что сейчас мы гораздо легче понимаем и объясняем, почему тот или иной человек прошел на подлость, воровство или предательство, нежели людей, которые среди безудержной продажности и измены продолжали сохранять свою честь и верность Родине, даже когда и приходится жертвовать для этого своей собственной жизнью…

«Он три с половиной месяца находился в плену, – рассказывает Любовь Васильевна Родионова. - Я знаю, он ждал, он надеялся, что его не оставят, его просто не могут оставить, что его освободят и что все это кончится, только он оказался никому не нужен. К сожалению, и не он один. Плен испокон веков считался самым страшным, что может случиться с человеком. Плен - это неволя, это издевательства. Жизнь показала, что чеченский плен - это самое страшное, самое нечеловеческое, изуверское, что вообще может быть на свете».

Чеченские бандиты потребовали, чтобы Евгений, если хочет остаться в живых, снял с себя нательный крест и согласился принять мусульманство.

Евгений отказался снять крест, и озверевшие чеченцы после мучительных – они длились три месяца - пыток отпилили ему голову.

Чеченец Хойхороев выбрал для этого день, когда Евгению исполнилось девятнадцать лет…

4.

Иногда, когда заходит разговор о новом мученике за Христа воине Евгении, приходится слышать, дескать, Ельцин, разумеется, сволочь, а чеченцы – звери… Но зачем, спрашивается, Евгений Родионов пожертвовал своей молодой жизнью, чего он добился этим, чего хотел доказать?

Эти рассуждения свидетельствуют только о болезни, поразившей наше общество, о том духовном опустошении, которое вызывает она в людях…

Совершенный подвиг не бывает напрасным… Может быть, никто не сделал на этой войне для России больше, чем солдат Евгений Родионов…

Его предало московское правительство, пославшее необученных мальчишек на эту войну. Его предали отцы командиры, пославшие его прямо в руки чеченских бандитов.

Только он не предал никого.

Он переступил и через свой страх, и через свои обиды, и одержал победу, которая дается труднее всего… Он одержал победу, которую должен одержать в себе каждый человек, если желает спасения и своей Родины, и своего собственного...

Девятнадцатилетний Евгений Родионов прошел через немыслимые мучения, но не отрекся от православной веры, а утвердил ее своей мученической кончиной. Он доказал, что еще живо православие, что еще и сейчас, после стольких десятилетий свирепого атеизма, после стольких лет безудержного демократического разврата, способна Россия, как и в прежние времена, рождать мучеников за Христа, и значит, она непобедима, как бы не предавали ее в Кремле…

5.

Проста и обыкновенна короткая биография Евгения Родионова.

Рос он крепким и здоровым ребенком. В школе учился хорошо, когда закончил девятый класс, пошел работать...

Единственные, известные пока свидетельства – воспоминания матери. Любовь Васильевна перебирает события его короткой жизни и как бы пытается различить в сыне то, что отличало его от других сверстников.

Она рассказывает о чувстве опасности, которое не покидало ее долгое время после того как родился Евгений. Потом все забылось, и вспомнилось через девятнадцать лет.

Она рассказывает, что хотя и рос мальчик здоровым и крепким, но он долго не начинал ходить, и, забеспокоившись, Любовь Васильевна решила его крестить. Через месяц после этого Евгений пошел, пошел твердо, уверенно, не спеша.

Удивляла и его наблюдательность. Евгений обращал внимание на то, на что никогда никто не обратил бы внимания.

«Я помню, - пишет Любовь Васильевна, - я взяла его с собой в лес, было жаркое хорошее лето. Лес у нас был рядом. Он стоял на тропинке среди высокого папоротника. Я спряталась, и думала, что сейчас он начнет меня искать, проявит какое-то беспокойство. Тишина. Потом я выглянула, и с удивлением обнаружила, что мой ребенок даже забыл, что рядом мама, - он так увлеченно разглядывал папоротник, по которому ползали разные букашечки, и с такой радостью на все это смотрел; и потом, по жизни, каждую травинку он как-то видел особенно. Мне это не дано. Я могу идти по тропинке и машинально срывать растущую на обочине траву, листики, веточки, не замечая этого. Он никогда этого не делал, всегда говорил: «Мама, тебе руки надо завязать».

Очень скоро Любовь Васильевна обнаружила, что при всей тихости, незаметности, сын обладает достаточно твердым характером.

В одиннадцать лет он вернулся с летних каникул с крестиком на шее.

- Женя, что это? – спросила Любовь Васильевна.

- Это крестик. Я ходил с бабушкой в церковь перед школой, так что причастился, исповедался, и это мне дали.

- Женя, сними, ты что, над тобой будут смеяться.

Сын промолчал, но крестика не снял.

Не снял он креста и тогда, когда его истязали озверевшие чеченские бандиты.

6.

В десятках храмов в различных городах России довелось мне видеть портреты мученика за Христа воина Евгения…

И вот этот, иконописный образ его…

Облаченный в пятнистый камуфляж, в полный рост, встал мученик воин Евгений по левую сторону от Царских Врат. По правую сторону – царь-мученик Николай Второй.

И это соседство, и само появление мученика за Христа воина Евгения в храме Петра и Павла в Знаменке, имении, принадлежавшем главнокомандующему войсками гвардии и Петербургского военного округа, великому князю Николаю Николаевичу, не случайно.

Сохранилось письмо, которое прислал семилетнему Николаю Николаевичу император Николай Первый…

«Пишу тебе в первый еще раз… с благодарным к Богу сердцем вспоминая, что тобою наградил нас Господь в минуты самые тяжкие (великий князь родился 27 июля 1831 года, когда бушевала эпидемия холеры, и то там, то тут вспыхивали холерные бунты – Н.К.) для нас, как утешение и как предвестник конца наших разнородных бедствий. Вот и семь лет тому протекло, и вместе с этим, по принятому у нас в семье обычаю, получил ты саблю!!! Великий для тебя и для нас день. Для нас, ибо сим знаком посвящаем третьего сына на службу будущую брату твоему и родине; для тебя же – тем, что получаешь первый знак твоей будущей службы. В сабле и мундире офицера ты должен чувствовать, что с сей минуты вся будущая твоя жизнь – не твоя , а тому принадлежит, чьи именем получил ты сии знаки. С сей минуты ты постоянно должен не терять из мыслей, что ты беспрестанно стремиться должен постоянным послушанием и прилежанием быть достойным носить сии знаки, не по летам тебе данные, но в возбуждение в тебе благородных чувств и с тем, чтобы некогда достойным быть своего звания. Молись усердно Богу и проси Его помощи»…

Это письмо не просто из другого времени, оно - из другой, непохожей на нашу России, где просто немыслимыми были ставшие нынче обыденными предательства.

И смотришь на образ воина Евгения и думаешь, что бессильными перед ним оказались семьдесят лет советского атеизма и десятилетие демократического разврата, хватило у него духовных сил, чтобы перешагнуть через разверзшуюся в истории Святой Руси пропасть и встать рядом с Царем мучеником.

В одном ряду стоят они посреди не до конца отреставрированного храма Петра и Павла в Знаменке, и это соседство их с руинами тоже знаменательно. Для того и встали они здесь, чтобы помочь нам поднять до сих пор еще лежащие в руинах храмы наших душ.

7.

Я смотрел на молодых пограничников из отряда имени Юрия Андропова, внимавших проповеди настоятеля храма Петра и Павла отца Евстафия, и думал о том, как чудесно, призвал сюда этих ребят мученик за Христа воин Евгений.

Как рассказала Лия Лаврова, руководитель секции «Милосердие» при Городском Совете женщин, в Сосновом Бору (городе Ленинградской атомной электростанции) ведется большая работа по сотрудничеству Церкви и Армии. Заключен договор с командованием пограничных частей и военного госпиталя об организации Школы патриотического воспитания имени Святого Царя мученика Николая Второго.

На память святого Александра Невского была устроена паломническая поездка в Александро-Невскую Лавру к мощам благоверного князя. Когда возвращались назад, остановились в Знаменке. Здесь и познакомились пограничники с настоятелем храма Петра и Павла, а главное со своим сверстником мучеником за Христа воином Евгением.

Отец Евстафий пригласил их на Литургию, и вот, и причастие… В пятнистой камуфляжной форме благоговейно подходят молодые пограничники к Чаше со Святыми Тайнами, и с дьяконских дверей алтаря смотрит на них облаченный в такую же пятнистую камуфляжную форму новый мученик за Христа воин Евгений Родионов, которому в будущем году исполнилось бы всего двадцать пять лет…

Они почти сверстники, только эти ребята еще в начале Пути, который уже прошел до конца мученик за Христа воин Евгений… Пути, по которому, как и тысячу лет назад идет, не сворачивая, наша страна…

Николай КОНЯЕВ
http://www.voskres.ru/

См. также:
http://gosudarstvo.voskres.ru/army/rodionov.htm
http://www.voskres.ru/army/spirit/podvig.htm

25 июня 1995 года 18-летнего Родионова призвали в армию. Сначала он попал в учебное подразделение воинской учебной части №2631 Пограничных войск РФ под Калининградом. После этого служил гранатометчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 пограничного отряда особого назначения на границе Ингушетии и Чечни.

13 января 1996 года Евгения направили на боевую стажировку в Назрановский пограничный отряд. 4 февраля 1996 года он находился на посту вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым. Военные остановили микроавтобус с надписью «Скорая помощь», в которой ехал со своими боевиками бригадный генерал Чеченской Республики Ичкерия Руслан Хайхороев. Оказалось, что в машине перевозили оружие. При попытке досмотра пограничников захватили в плен.

Сначала пропавших солдат объявили дезертирами. Милиция искала Родионова дома у родителей. И только после детального осмотра места происшествия, когда были обнаружены следы крови и борьбы, была принята версия насчет плена.

Мать Евгения Любовь Васильевна отправилась в Чечню на поиски сына. Ей удалось выйти на Шамиля Басаева, но после попытки переговоров ее жестоко избили и три дня продержали в заложниках. Только когда Любовь Родионова заплатила боевикам крупную сумму денег – около 4 тысяч долларов (для этого ей пришлось продать квартиру и все ценные вещи) - ей рассказали о судьбе сына и указали место его захоронения.

Как выяснилось, Евгений Родионов был казнен чеченскими боевиками. Сто дней его с товарищами жестоко пытали, требуя принять ислам. Однако Женя отказался снимать православный крест. 23 мая 1996 года, в собственный день рождения, его обезглавили.

Труп Евгения Родионова, найденный в могиле без головы, мать опознала по нательному кресту. Позднее экспертиза подтвердила результаты опознания.

Фото: О нём сняты документальные фильмы, поставлены спектакли, написаны стихи и песни. В честь его памяти организуют военно-патриотические, военно-прикладные и спортивные мероприятия

Что-что, а героическая линия у нас не прерывалась никогда. В княжеский и царский период, в советское время и в последующие годы. Подвиг в Сирии офицера ССО Александра Прохоренко, который вызвал огонь на себя, погиб, но выполнил боевую задачу, — еще одно свидетельство этому .

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

НАРОДНОЕ ПОЧИТАНИЕ

Со времени публикации очерка «Три дуба под Бамутом» между нами установились теплые и доверительные отношения. Любовь Васильевна не раз участвовала в мероприятиях «Альфы» на Аллее памяти Спецназа в подмосковном поселке Снегири, где Жене установлена памятная доска.

В 2009 году Любовь Васильевна в составе «альфовской» группы выезжала в Воловский район Липецкой области, на родину погибшего в Беслане сотрудника Группы «А» Олега Лоськова.

Помню, как перед отъездом из Волово, в заключительный день поездки, Любовь Васильевна тихо вошла в Никольский храм. Служба закончилась. Получив благословение, она также спокойно, не привлекая к себе внимания, вышла наружу. И только тогда, из слов священника, находившегося в храме, женщины узнали, кого они только что видели — мать Евгения Родионова. И долго смотрели ей вслед.

Подойдя к памятнику Олегу Лоськову и коснувшись его рукой, она тихо произнесла: «Ну здравствуй, сынок».

— Солдат жив до тех пор, пока его помнят, — сказала она.

25 сентября 2010 года в городе Кузнецке Пензенской области был открыт и освящен памятник Жене. На это знаковое событие приехала делегация ветеранов «Альфы» во главе с полковником Сергеем Поляковым. Позднее он так описал свои впечатления:

«Недалеко отсюда, в городском роддоме, 23 мая 1977 года Женя появился на свет. И, тридцать три года спустя, здесь, совсем рядом, теперь стоит его памятник. Называется он «Свеча памяти». Я хочу надеяться, что каждый — взрослый, ребенок, мужчина, женщина, проходящие мимо этого памятника, спросят: «Кто это? Что он совершил, что стоит в камне, в пламени свечи?» Благодарю всех за то, что сегодня мы вместе делим гордость — гордость за простого русского парня, который не думал о наградах: жил по совести и умер, как умел.

Его фамилия — Родионов — от слов «Родина», «родной», «род». И то, что на нем этот род закончился, печально. Но то, что о нем знают во всем мире, хотя никто специально не занимался распространением информации о нем, это радует. Ну что же, значит, земля жива; значит, еще растет на ней что-то доброе, кроме чертополоха и репейников. Памятнику — стоять и гореть теплом, любовью, добротой и памятью. Мы все в долгу перед ними — перед невернувшимися с разных войн безусыми мальчишками…» («Спецназ России», октябрь 2010 года).

Народное почитание нередко идет впереди официальной церковной канонизации. Впрочем, так оно и должно быть. Причисление к лику святых — это соборная констатация того, что уже существует. Как было почти недавно с Матроной Московской, а до этого с Серафимом Саровским,

Иконы и портреты с изображением воина-мученика Евгения есть в тридцати церквах. В частности, в Харькове, в храме апостолов Петра и Павла в усадьбе Знаменка возле Петергофа, на Алтае — в Акташе, Новоалтайске и Заринске и т. д.

Один из образов называют «Воин в красном», где Евгений Родионов изображен в накинутой на камуфляж красной, багряной накидке.

Иконами с его изображением благословляют монахи Святой горы Афон. В Сербской Православной Церкви почитают Евгения Русского.

В Харькове в честь Евгения Родионова построена красивейшая церковь. Поскольку воин Евгений не канонизирован, храм посвящен иконе Божией Матери «Взыскание погибших». Он находится в скверике неподалеку от станции метро «Научная».

Поначалу речь шла о часовне, посвященной погибшим воинам-участникам локальных войн. Инициатором выступил Харьковский областной Союз ветеранов Афганистана. Освящение места строительства калиции Святого Євгена состоялось 3 декабря 2007 года.


Летом 2008-го по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима было принято решение превратить часовню в храм на 250 человек.

Проект выполнили архитекторы Павел Скляренко, Светлана Нестерова, Оксана Федирко. Крест для храма был изготовлен на Западной Украине, колокола отлиты донецкими мастерами.

23 августа 2008 года, в День освобождения Харькова от немецко-фашистских захватчиков, храм был освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и в память подвига воина-мученика Евгения Родионова и иже с ним убиенных воинов.

Освящение совершил архиепископ Изюмский Онуфрий.

Акташ, Горный Алтай… Стык границ России, Китая, Казахстана и Монголии. Здесь, на территории пограничного отряда, в память о Евгении Родионове воздвигнут храм в честь древнего святого мученика Евгения Мелитинского — одного из тридцати трех воинов-христиан Римской армии из города Мелита, которым за отказ отречься от Христа отсекли головы.

Свято-Евгеньевская церковь возведена на родине «Евгения Русского» — в селе Чибирлей Пензенской области. Женя родился там 23 мая 1977 года, а уже потом Любовь Васильевна перебралась с ним в Курилово, в Подмосковье.

В 2006 году в Спасском монастыре древнего града Мурома, на северной стене часовни Св. Георгия Победоносца была установлена мемориальная доска с изображением Распятия в память 10-летия мученической кончины воина Евгения.


О Жене сняты документальные фильмы, поставлены спектакли, написаны стихи и песни, его имя носят две средние школы (в Кузнецке и Судино). В честь его памяти совершают паломничества на мотоциклах («Ночные волки» и другие), организуют военно-патриотические, военно-прикладные и спортивные мероприятия — по борьбе, стрельбе, футболу; проводят фестивали, концерты и творческие конкурсы.

Весной 2011 года памятник Жене появился на Тамбовщине, в селе Гавриловка Мичуринского района. Поставлен он на территории храма Покрова Пресвятой Богородицы.

В митинге у гавриловского мемориала приняли участие несколько сотен неравнодушных к подвигу Родионова, в их числе председатель Тамбовской областной Думы Александр Никитин, сказавший: «По силе своего подвига Родионов в одном ряду с Матросовым, Зоей Космодемьянской, молодогвардейцами».

Инициатор возведения памятника в Гавриловке — иерей Димитрий Быков, настоятель Покровского храма, священник Войсковой Православной Миссии и МГО Общероссийского Фонда ветеранов и сотрудников спецподразделений «Вымпел-Гарант».

В 2015 году в деревне Судино воспитанники военно-патриотического клуба «Десантник» разбили именную Рябиновую аллею. Она находится возле часовни, заложенной в память воина-мученика Евгения по благословению схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовника Патриарха Кирилла.

А еще ребята из этой школы в течение ста дней — ровно столько, сколько Женя и его трое товарищей находились в плену — держали вахту у мемориальной доски, завершившуюся 23 мая, в день гибели пограничников.

В Переславле-Залесском весной 2015 года одна из улиц была названа именем героя Чеченской войны Евгения Родионова. В церемонии приняли участие известные актеры, поэты и музыканты, а также члены Сергиево-Посадского отделения Мотоклуба «Ночные волки». Среди почетных гостей — летчик-космонавт Герой Советского Союза Валентина Терешкова, представители власти, офицеры и генералы Пограничной службы ФСБ России.

Тут, на Переславль-Залесской земле, являющейся родиной святого князя Александра Невского, у колыбели русского флота стараниями президента Фонда «Правовое государство» Евгения Тарло возводится церковь-часовня в честь святого Евгения.

В декабре 2015 года в Хабаровске на приходе Покрова Пресвятой Богородицы создано военно-патриотическое объединение «Родионовцы». Свое название клуб получил в честь Евгения.

В столице Черноземья, в городе Воронеже, действует военно-патриотический клуб «Воин» имени Евгения Родионова Центра развития творчества детей и юношества.

23 мая 2016 года в городе Черняховске на территории пограничной части выросла белоснежная часовенка. Ее построили воины, несущие службу в этой части. Своими силами и с помощью неравнодушных людей. Настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Иосиф Ильницкий пожертвовал для нее купол и крест.

Часовня святого Александра Невского построена для увековечения памяти убиенного воина Евгения Родионова и его сослуживцев. Фамилии погибших пограничников выбиты на каменной плите в часовне, а позади нее высажена дубовая аллея для увековечивания их памяти.

«Рассказывая о Евгении Родионове, я не встречал ни одного равнодушного лица, — говорит военный священник, настоятель храма Александра Невского в Балтийске отец Константин Киосев. — Молодежь сегодня нуждается в героях, и не виртуальных, а реальных. Евгений Родионов — наш современник, ходил по этой земле, служил в этой части. И он просто показал, что Вера, Семья, Родина — это не предается. И дай нам Бог, чтобы это стало примером для всех нас. Тогда у нашей страны будет будущее».

Весной того же года в Калининградской области прошла акция Памяти «Женина рябина».

4 апреля — в городе Черняховске, в ней приняли участие студенты и школьники.

30 мая — в городе Озёрске, где деревца высаживали студенты педагогического института, кадеты, участники спортивно-патриотического клуба «Защитник», казаки, жители города.

Тут же, в Озёрске, на территории нынешнего Озёрского техникума природообустройства, где в 1990-е годы дислоцировалась воинская учебная часть «зеленых фуражек», был установлен Мемориальный знак в честь 20-летия подвига Евгения Родионова.


В Озёрске Любовь Васильевна провела с сыном последний совместный отпуск перед его отъездом на Северный Кавказ…

Если все это не народное почитание, то тогда — что?..

Как сказал в свое время глава синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами протоиерей Дмитрий Смирнов, «вопрос о канонизации рядового Евгения Родионова будет решен положительно — это вопрос времени».

Он — символ всех солдат и офицеров, отдавших свои жизни на Северном Кавказе. Рядом с ним в Небесной дружине стоят два священника, принявших там же мученический венец — Пётр Сухоносов и Анатолий Чистоусов. Придет время, и они, несомненно, будут прославлены в лике святых: Пётр Слепцовский и Анатолий Грозненский.

И вместе с ними — Евгений Русский.

ТРИ ДУБА ПОД БАМУТОМ

Так уж получилось, что почитание Евгения Родионова началось стихийно, и Любовь Васильевна к этому не имела никакого отношения. Люди пишут письма в Патриархию — искренние, душевные, а порой наивные.

Женина мама видит в сыне солдата, воина, совершившего духовный подвиг. Все остальное, что сверх того — это желание людей, их стремления и поступки. «По вере вашей да будет вам» (Матф. 9:29).

Многие не понимают, что канонизация святого — это не политический «вердикт» с целью воздействия на расстановку сил, не раскрутка культового героя и не лоббирование духовно-политического лидера. Это не принудительный акт, лишающий человека личного отношения к праведнику или мученику, а предложение верующим ориентира для спасения.

В свое время иерей Константин Татаринцев, выполняя просьбу Патриарха Алексия, проделал большую работу и собрал все нужные документы для прославления с формулировкой: «Воин-мученик Евгений (Родионов) и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр».

Бог все явит в свое время.

Да что уж там говорить… Как уже говорилось, Против канонизации иеромонаха Серафима Саровского и всея Руси Чудотворца был почти весь состав тогдашнего Синода, включая обер-прокурора К. П. Победоносцева. Причем, вопреки народному почитанию старца, которое усиливалось от года к году, особенно после выхода двухтомной «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», составленной архимандритом Серафимом (Чичаговым).

В итоге потребовалось личное вмешательство императора Николая II, который переломил активное противодействие и фактически принудил Синод в 1903 году официально засвидетельствовать близость Саровского старца к Богу.

Или недавний пример: против прославления в лике святых матушки Матроны (канонизация в 1993 году) выступали профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Осипов, дьякон Андрей Кураев и ряд других церковных интеллектуалов.

В обоих случаях у противников церковного прославления были свои доводы, но жизнь все расставила по своим местам. Так происходит и с Евгением Родионовым и его товарищами. И в этом отношении знаковым рубежом стало двадцатилетие их мученической кончины, широко отмеченное по всей стране и за ее пределами.

При этом живы ближайшие родственники героев-пограничников. Они нуждаются в поддержке государства и общества. Равно как проблема солдатских могил, поднятая в письме Любови Васильевны Родионовой, требует обсуждения и своего разрешения.

…Весной каждого года Любовь Васильевна приезжает в Бамут. В тот год ее сопровождали «Ночные волки» из Грозненского отделения. На месте ее встретили руководители села, школьники, в том числе девочки в национальных чеченских нарядах.

Молилась она и на месте гибели сына…

Тут, на полянке, где ориентиром свершившегося некогда были Три дуба под Бамутом, они стояли друг перед другом и Любовь Васильевна сказала:

— Ни я ни в чем не виновата перед вами, ни вы — передо мной. Забыть то, что произошло — невозможно, но и жить одним только этим — трудно… Пусть этот памятник будет нашим общим примирением. Чтобы такое больше никогда не повторилось.

Благодаря жителям Чечни это место содержится в должном состоянии — и Поклонный Крест, и Пограничный красно-зеленый столб в натуральную высоту.

Крест своими силами летом 2009 года воздвигнул казак Виктор Викторович Мосин (в прошлом водитель-профессионал), сохранивший к жизни ныне полностью восстановленный Никольский храм в станице Ассиновской. Панихиду отслужил отец Амвросий.


— На месте гибели воина Евгения Родионова в Бамуте стоял деревянный крест, — рассказал Виктор журналистке Ирине Щербаковой. — Мы ездим туда молиться — это то место, где мать нашла его тело. Недавно обнаружил, что крест наклонился, оказалось — подгнил. Я подложил его кирпичами, думаю, надо что-то делать, получил благословение священника, стал собирать деньги, Братство во имя Святителя Филарета Московского тоже прислало. Купил металл, сварочный аппарат. И мы поставили большой металлический крест. Меня с крестом в это место один чеченец довез на тракторе, потому что одному не поднять. Ну, а дальше еще метров пятьдесят я уже сам тащил и устанавливал…

К слову, в 2014 году Виктор Мосин уехал добровольцем на Донбасс. Сражаться за Русский Мир. А еще рассказывают, что он принял монашеский постриг.

У подножия Креста на мраморной доске — слова: «Вечная память воинам-пограничникам Железнову Александру, Родионову Евгению, Трусову Андрею, Яковлеву Игорю. Жертвам войны и политики».

Надпись — вместо прежней — сделала сама Любовь Васильевна.

За прошедшие годы нательный крестик Жени, как святыня, побывал на Донбассе, в Крыму и Сирии, во многих военных госпиталях. Маленький крестик… И свидетель, у каждого свой, воскресшего Христа.

25 июня 1995 года 18-летнего Родионова призвали в армию. Сначала он попал в учебное подразделение воинской учебной части №2631 Пограничных войск РФ под Калининградом. После этого служил гранатометчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 пограничного отряда особого назначения на границе Ингушетии и Чечни.

13 января 1996 года Евгения направили на боевую стажировку в Назрановский пограничный отряд. 4 февраля 1996 года он находился на посту вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым. Военные остановили микроавтобус с надписью «Скорая помощь», в которой ехал со своими боевиками бригадный генерал Чеченской Республики Ичкерия Руслан Хайхороев. Оказалось, что в машине перевозили оружие. При попытке досмотра пограничников захватили в плен.

Сначала пропавших солдат объявили дезертирами. Милиция искала Родионова дома у родителей. И только после детального осмотра места происшествия, когда были обнаружены следы крови и борьбы, была принята версия насчет плена.

Мать Евгения Любовь Васильевна отправилась в Чечню на поиски сына. Ей удалось выйти на Шамиля Басаева, но после попытки переговоров ее жестоко избили и три дня продержали в заложниках. Только когда Любовь Родионова заплатила боевикам крупную сумму денег – около 4 тысяч долларов (для этого ей пришлось продать квартиру и все ценные вещи) - ей рассказали о судьбе сына и указали место его захоронения.

Как выяснилось, Евгений Родионов был казнен чеченскими боевиками. Сто дней его с товарищами жестоко пытали, требуя принять ислам. Однако Женя отказался снимать православный крест. 23 мая 1996 года, в собственный день рождения, его обезглавили.

Труп Евгения Родионова, найденный в могиле без головы, мать опознала по нательному кресту. Позднее экспертиза подтвердила результаты опознания.

gastroguru © 2017