Какие факторы подтверждают единство происхождения рас. Происхождение человеческих рас. Основные и смешанные расы, их сходство и отличия. Расы человека, их происхождение и единство

Класс: 11

Раздел: Происхождение человека (7 урок).

Тема. Человеческие расы, их происхождение и единство.

Цель урока: раскрыть биологические особенности человеческих рас, проанализировать причин их возникновения.

Задачи урока:

познавательная: формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас, выработка у учащихся правильного подхода к оценке расизма, нацизма, социального дарвинизма и т.п.;

коррекционно-развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом;

воспитывающая: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к живому.

Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация к уроку , задания , папка по проекту , демонстрационный материал: учебники, справочники, литература о происхождении человека, вопросы для обсуждения в группах, калькулятор, географическая карта «Природные зоны».

Ключевые понятия и термины: человеческие расы, нация, рассизм.

Межпредметные связи: экология, литература, искусство, русский язык, география.

Ресурсы Internet :

1. http://images.yandex.ru

2. http://www.ecosystema.ru

3. http://search.icq.com

4. http://bufodo.apus.ru/index2.html

5. htm://www.nerungri.edu.ru

Литература:

1. Журнал «Биология» (приложение кгаз. «Первое сентября»), № 42, 2004 год

2. Электронное издание «Биология. 6 – 11 класс. Лабораторный практикум.

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. Кирилл и Мефодий, с изменениями и дополнениями., 1996, 1997, 1999, 2000, 2001.

4. Мифы наpодов миpа - М.: Советская энциклопедия. 1992 - Т. 1. - 671 с.

5. Н.Н.Воронцов,А.Н.Сухорукова «Эволюция органического мира».М.П.1991г.

6. А.Н.Мельниченко «Происхождение и развитие человека».М.П.1988г.

7. Ю.И.Семёнов «Как возникло человечество».М. «Наука»1986г.

8. Э.А.Киселёва «Книга для чтения по дарвинизму».М.П.1980г.

9. Журналы «Биология в школе».

10. Забылин М. Русский наpод, его обычаи, обpяды, пpедания, суевеpия и поэзия. - М. 1980 - 607 с.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Методический комментарий

I этап. Мотивационно-целевой.

Организационный момент

Приветствие:

«Здравствуйте, ребята!

Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением».

Приветствуют учителя

Здоровьесберегающий фактор.

Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу.

Рефлексия

Раздает заранее приготовленные листки бумаги.

«Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале».

Оценивают своё состояние, настроение. Делают записи

Привлечение внимания учащихся.

Самооценка своего состояния.

Актуализация знаний, фиксация затруднений деятельности

Вы, наверное, не раз слышали фразу: «Все люди – братья и сестры». Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы: да.)

Но если эта фраза верна, мы можем предположить, что все, кто находится в этом классе – родственники. С этим вы тоже согласны? (Ответы: нет.)

А я утверждаю, что все, находящиеся здесь, действительно являются братьями и сестрами, и предлагаю вам математическое доказательство этого.

- У вас есть родители. И у ваших родителей тоже есть родители. Итак, в каждом предыдущем поколении количество ваших предков увеличивается в 2 раза. Вы с этим согласны? (Ответ: да.)

- Давайте нарисуем схему. (Рисует схему на доске.)

Теперь легко вычислить, что примерно 80 поколений назад число ваших предков превышало 6 млрд человек, а это сегодняшняя численность населения нашей планеты.

В каком возрасте люди обычно заводят детей? Давайте остановимся на возрасте 25 лет. Умножив 25 на 80, получим 2000, т.е. 2 тыс. лет назад на Земле жили 6 млрд ваших предков. При этом учтите, что численность населения планеты была тогда во много раз меньше. Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что количество ваших предков в то время должно было во много раз превышать численность населения планеты? (Ответы учеников.)

Теперь вы можете ответить и на вопрос, есть ли доля правды во фразе «все люди братья и сестры»?

А вот 28 поколений назад число ваших предков, в соответствии со схемой, составило бы 314 217 728 человек. И жили эти ваши предки 750 лет назад (25ґ28=750).

Сегодня на территории России проживает 147 млн человек, а в то время – во много раз меньше. Так родственники мы или нет? Сразу же уточню, что не очень близкие.

Я думаю, у вас появился повод задуматься над тем, как относиться друг к другу. Ну а теперь давайте вспомним, какой же раздел биологии мы сейчас изучаем. (Ответы: «Происхождение человека».)

На доске появляется тема проекта.

Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся.

Формирование интереса к проблеме.

Проговаривание гипотезы, плана проекта, основополагающего, проблемных и учебных вопросов.

Сегодня мы подошли к седьмому этапу нашего проекта «Человеческие расы, их происхождение и единство».

Записывают тему урока.

Выявление субъективного опыта учащихся, показать его недостаточность для познания нового материала.

Выход на постановку субъективных целей

Задайте вопросы по теме урока, на которые мы должны ответить в конце.

Формулируют вопросы. Ученики с помощью учителя формулируют

Реализация принципа вариативности.

Личная заинтересованность каждого, значимость мнения каждого ученика.

Выход на цель урока

Следовательно задачи урока: выяснить причины возникновения рас, изучить биологические особенности рас, доказать единство происхождения и биологическую равноценность человеческих рас.

Участвуют в определении общей цели урока.

II этап. Организационно-деятельностный.

Организует деятельность в парах:

Вопросы для групп.

1 вариант.

Что такое раса?

(Раса – это совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождением, которое связано с ареалом.)

2 вариант.

Вспомните понятие вид. Дайте полное определение.

3 вариант

Вспомните понятие популяция. Дайте полное определение.

Работа в парах с текстом учебника, словарями.

Первичное закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия

Воспроизведение информации, составление единого целого из отдельных блоков

Организует выступление от каждой группы. Обмен информацией и выводами.

Исходя из этих определений, объясните причины возникновения различных рас. (Ответы учащихся.)

Используя критерии вида, попробуйте доказать биологическую равноценность рас и единство их происхождения. (Ответы учащихся.)

Давайте обобщим полученные знания.

Современное человечество представлено... (Ответ: единым биологическим видом.)

Единственный вид – Homo sapiens – состоит из... (Ответ: рас, которые обладают одинаковым уровнем физиологического и психологического совершенства.)

Участвуют в обсуждении, составлении схем.

Результаты работы выводятся на экран в виде схем (шаблоны схем приготовлены учителем заранее), фиксируются всеми учащимися в тетрадях с целью обобщения субъективного опыта

Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

Отдельнымчеловеческимгруппам пришлосьжитьвразличныхприродныхусловиях:

Они испытывалинасебе разное влияниесолнечногосвета,влажностивоздуха,температуры окружающейсреды,пищиит.д.

Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу.

1. Дайте характеристику природным условиям:

1 гр. пустыня

2 гр. степь или тундра

3 гр. леса умеренного климата

2. Какие, по вашему мнению, морфологические признаки могли сформироваться у человека в данных природных условиях?

3. Полученные данные записывайте в таблицу – отчет.

Работа в парах с текстом учебника, словарями, ресурсами Internet .

Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.

Закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия

Организует обсуждение внутри группы.

Обсуждают, оформляют результат работы.

Развитие умения работать в группе, делать отчет, выступать, доказывать свою точку зрения.

Оценка качества работы в группе

Организует обсуждение внутри группы.

На экране с помощью проектора размещает схемы-шаблоны для групп.

Обсуждают, оформляют результат работы.

Развитие умения работать в группе.

III этап. Рефлексивно-оценочный.

Рефлексия деятельности

Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

Каковы причины возникновения рас?

Каковы биологические особенности рас?

Какие можно выделить доказательства единства происхождения человеческих рас.

Итак, можно сделать вывод : Современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которогообъединены одинаковым уровнем физического и психического развития.

Проводят рефлексию своей деятельности

Реализация деятельностного подхода: Как использовать полученные знания в жизни? Какие проблемы возникли во время работы в группе?

Как Вы думаете, одинаковые ли понятия «раса» и «нация».

Раса и нация два разных понятия.

В нации людей объединяет общность языка, территории, экономического уклада.

Раса представляет собой совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождение которой связано с определённым ареалом.

Вид человека разумного – самый многочисленный на нашей планете, насчитывает миллиарды особей и включает большое количество рас и популяций.

Что такое расизм? (антинаучное учение о расах, основой которого является утверждение физической и психической неполноценности «низших» и превосходства «высших» рас)

Основатель расизма граф де Гобино пытался осветить эволюцию человека, как борьбу между высшими и низшими расами. Ему принадлежит идея о вымышленной «арийской» расе, которую активно поддерживал Адольф Гитлер.

- Имеют ли право на существование термины«высшая раса» и «низшая раса»?

Сегодня, в эпоху интеграции человечества, глобализации экономики, наблюдается процесс стирания межнациональных границ. Возникает очень большое число межнациональных браков. Можно даже сказать, что такое понятие, как нация, начинает терять смысл. Более того, возникает множество браков между представителями разных рас, что, в свою очередь, сказывается на сглаживании границ между расами. В наше время в таких областях человеческой деятельности, как спорт, искусство, наука, экономика и политика, на равных участвуют представители разных рас. Все вместе это лишний раз доказывает беспочвенность концепций нацизма и расизма, и именно поэтому всем нам необходимо до конца осознать, что мы все равны, равноценны, обладаем одинаковыми правами и свободами. Ну а возвращаясь к началу урока, мы можем сказать, что все мы – братья и сестры. Поэтому относиться друг к другу нужно с большим уважением и пониманием. А национальность и расовая принадлежность значения не имеют.

Участвуют в обсуждении

Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.

Рефлексия своего личного участия в работе

Выставляют оценку в своём листе.

Совпали ли значения листка рефлексии (в начале и в конце урока)

Домашнее задание

Подобрать информацию

1. «Человек как житель биосферы»

и о происхождении человека.

2. Подготовиться к зачету.

Записывают домашнее задание.

Возможность выбора исследовательского или творческого задания.

Раса - система популяций человека, характеризующаяся сходством по комплексу определённых наследственных биологических признаков, имеющим внешнее фенотипическое проявление и сформировавшимся в определенном географическом регионе. Черты, характеризующие разные расы, зачастую появляются как результат адаптации к различным условиям среды, происходившей в течение многих поколений. Критерием отличия расы от вида является отсутствие существенных препятствий для создания плодовитого потомства, что приводит к образованию множества переходных форм в области смешения рас.

Морфологические и в меньшей степени физиологические признаки дают возможность выделить внутри человечества три основные большие расы: европеидную, австрало-негроидную и монголоидную.

Европеоиды имеют светлую или смуглую кожу, прямые или волнистые волосы, узкий выступающий нос, тонкие губы и развитый волосяной покров на лице и теле. У монголоидов кожа также может быть как светлой, так и темной, волосы обычно прямые, жесткие, темно пигментированные, косой разрез глаз и эпикант. Негроиды характеризуются темной кожей, курчавыми или волнистыми волосами, толстыми губами и широким, слегка выступающим носом.

Доказательства видового единства и однокорневого происхождения человека и его рас:

    отсутствие генетической изоляции;

    существование промежуточных (малых) рас;

    значительное морфофункциональное сходство у представителей различных рас;

    одинаковый (в аналогичных условиях) уровень физического и умственного развития.

Метисация – смешение различных человеческих рас между собой. Потомков от этих смешанных браков называют метисами. Метисация имела место с древнейших времён в областях соприкосновения различных расовых групп. Значительного масштаба она достигла в связи с Великими географическими открытиями 15-17 вв. и последующей колониальной экспансией и работорговлей.

Раса - это комбинация наследственных характеристик с определенной наследственностью, с помощью которой члены одной расы отличают себя от другой.

Расы отличаются друг от друга физическими признаками - цветом кожи, волос, глаз, формой волос, чертами лица, ростом, формой черепа и др. Эти признаки не имеют существенного значения для жизнедеятельности человека.

Особо следует отметить, что все расы человека принадлежат к одному виду - Homo sapiens:

1) Это доказывается рождением плодовитого и полноценного потомства в браках между представителями различных рас.

2) Выпрямленное положение тела;

3) В отношении признаков строения тела- хватательный тип верхних конечностей;, связанных с общественной, трудовой деятельностью, все человеческие расы чрезвычайно сходны друг с другом.

4) развитая речевая функция и отвлечённое мышление.

5) одинаковый (в аналогичных условиях) уровень физического и умственного развития.

Все расы абсолютно равноценны в биологическом и психическом отношении и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития. Представители всех человеческих рас в одинаковой степени способны к достижению самых больших высот в развитии культуры и цивилизации.

Имеются отличия рас и по некоторым физиологическим и биохимическим показателям : интенсивность потоотделения с единицы площади кожи у негроидов выше, чем у европеоидов, средние показатели уровня холестерина в плазме крови наиболее велики у европеоидов.

Перечислим районы расселения остальных 6 промежуточных рас.

Эфиопская раса - восток и северо-восток Африки (Эфиопия, Сомали).

Южно-индийская (дравидийская) раса - южная часть полуострова Индостан.

Уральская раса - к востоку от реки Печора и верховьев Р. Кама, Урал, Западная Сибирь до устья р. Ангары, вдоль р. Обь, низовье р. Тобол, среднее и нижнее течение р. Иртыш.

Южно-сибирская раса - от низовьев р. Волги далее к востоку до верховьев р. Обь, Прикаспийская низменность - к северу от Аральского моря - Правобережье р. Сыр-Дарья - оз. Балхаш (в основном - Казахстан).

Курильская раса - Курильские острова, южная часть Сахалина, о. Хоккайдо.

Полинезийская раса - острова западной экваториальной части Тихого океана, Новая Зеландия.

Выяснено, что кариотип человекообразных обезьян отличается по количеству хромосом от кариотипа человека на одну пару (23 пары хромосом человека и 24 пары шимпанзе). У человека и шимпанзе идентичны 13 пар хромосом. Хромосома 2-й пары человека точно соответствует двум соединенным хромосомам шимпанзе, а остальные хромосомы отличаются друг от друга незначительно.

46. Основные этапы антропогенеза: понгидная и гоминидная ветви. Проантропы (предлюди), архантропы (древнейшие люди), палеоантропы (древние люди), неоантропы (люди современного типа). Особенности морфологии, образа жизни и трудовой деятельности.

Примерно 25 млн. лет назад от высших гоминоидов отделились две ветви, которые привели к образованию двух семейств: понгид и гоминид .

Понгидная (обезьянья) ветвь эволю­ции пошла в направлении все большего приспособления к дре­весному образу жизни и привела к возникновению современных высших человекообразных обезьян. Другая ветвь - гоминидная (человеческая) -как полагают, развилась в направлении приспособления к на­земному образу жизни и привела к человеку.

      Проантропы.

Австралопитек

Человек умелый – Homo habilis

Прямохождение, использование различных предметов.

Изготовление орудий труда (чопперы)

      Архантропы (древнейшие люди)

Человек прямоходящий – Homo erectus (питекантроп, синантроп), Человек гейдельбергский – Homo heidelbergensis

Речь (примитивная, состоящая из отдельных выкриков). Простые формы коллективной деятельности, поддержание огня

      Палеоантропы (древние люди)

Человек неандерталец – Homo neanderthalensis

Речь (продвинутые формы типа лепета). Сложные формы коллективной деятельности (загонная охота), забота о ближних. Добывание огня.

      Неоантропы (новые люди)

Человек разумный – Homo sapiens (кроманьонец)

Настоящая речь. Мышление, искусство. Развитие сельского хозяйства, ремесел, религии.

Появление человека было связано с рядом существенных анатомических и физиологических модификаций, в том числе:

    Структурные преобразования мозга

    Увеличение мозговой полости и головного мозга

    Развитие двуногого передвижения (бипедализм )

    Развитие хватательной кисти

    Опущение гортани и подъязычной кости

    Уменьшение размера клыков

    Появление менструального цикла

    Редукция большей части волосяного покрова.

Человеческие расы, их происхождение и единство

Урок в рамках конкурса «Толерантность» (10-й класс)

Цели урока: формирование знаний о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, формирование понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас, выработка у учащихся правильного подхода к оценке расизма, нацизма, социального дарвинизма и т.п.

Оборудование: таблица «Человеческие расы».

Ход урока

Вы, наверное, не раз слышали фразу: «Все люди – братья и сестры». Согласны ли вы с этим высказыванием? (Ответы: да.)

Но если эта фраза верна, мы можем предположить, что все, кто находится в этом классе – родственники. С этим вы тоже согласны? (Ответы: нет.)

А я утверждаю, что все, находящиеся здесь, действительно являются братьями и сестрами, и предлагаю вам математическое доказательство этого.

У вас есть родители. И у ваших родителей тоже есть родители. Итак, в каждом предыдущем поколении количество ваших предков увеличивается в 2 раза. Вы с этим согласны? (Ответ: да.)

Давайте нарисуем схему. (Рисует схему на доске.)

Теперь легко вычислить, что примерно 80 поколений назад число ваших предков превышало 6 млрд человек, а это сегодняшняя численность населения нашей планеты. В каком возрасте люди обычно заводят детей? Давайте остановимся на возрасте 25 лет. Умножив 25 на 80, получим 2000, т.е. 2 тыс. лет назад на Земле жили 6 млрд ваших предков. При этом учтите, что численность населения планеты была тогда во много раз меньше. Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что количество ваших предков в то время должно было во много раз превышать численность населения планеты? (Ответы учеников.) Теперь вы можете ответить и на вопрос, есть ли доля правды во фразе «все люди братья и сестры»?

А вот 28 поколений назад число ваших предков, в соответствии со схемой, составило бы 314 217 728 человек. И жили эти ваши предки 750 лет назад (25ґ28=750). Сегодня на территории России проживает 147 млн человек, а в то время – во много раз меньше. Так родственники мы или нет? Сразу же уточню, что не очень близкие.

Я думаю, у вас появился повод задуматься над тем, как относиться друг к другу. Ну а теперь давайте вспомним, какой же раздел биологии мы сейчас изучаем. (Ответы: «Происхождение человека».)

Тема сегодняшнего урока: «Человеческие расы, их происхождение и единство».

(Ученики с помощью учителя формулируют задачи урока: выяснить причины возникновения рас, изучить биологические особенности рас, доказать единство происхождения и биологическую равноценность человеческих рас.)

Раса – это совокупность людей, обладающих генетико-физиологической общностью, происхождением, которое связано с ареалом. Вспомните такие понятия, как вид и популяция. Давайте дадим их полные определения. (Ответы учащихся.)

Исходя из этих определений, объясните причины возникновения различных рас. (Ответы учащихся.)

Используя критерии вида, попробуйте доказать биологическую равноценность рас и единство их происхождения. (Ответы учащихся.)

Давайте обобщим полученные знания.

Современное человечество представлено… (Ответ: единым биологическим видом.)

Единственный вид – Homo sapiens – состоит из… (Ответ: рас, которые обладают одинаковым уровнем физиологического и психологического совершенства.)

Самостоятельная работа

(Класс делится на 4 группы, каждая группа изучает «свою расу».)

Используя учебник, изучите биологические особенности рас и заполните таблицу.

Нация – это совокупность людей, объединенных общностью языка, территории и экономического уклада.

(Краткие сообщения учащихся по темам: расоведение, социал-дарвинизм, расизм и нацизм. В ходе сообщений раскрывается суть этих учений. Ученики высказывают свое мнение по поводу сообщений. Сообщения сопровождаются комментариями учителя.)

Сегодня, в эпоху интеграции человечества, глобализации экономики, наблюдается процесс стирания межнациональных границ. Возникает очень большое число межнациональных браков. Можно даже сказать, что такое понятие, как нация, начинает терять смысл. Более того, возникает множество браков между представителями разных рас, что, в свою очередь, сказывается на сглаживании границ между расами. В наше время в таких областях человеческой деятельности, как спорт, искусство, наука, экономика и политика, на равных участвуют представители разных рас. Все вместе это лишний раз доказывает беспочвенность концепций нацизма и расизма, и именно поэтому всем нам необходимо до конца осознать, что мы все равны, равноценны, обладаем одинаковыми правами и свободами. Ну а возвращаясь к началу урока, мы можем сказать, что все мы – братья и сестры. Поэтому относиться друг к другу нужно с большим уважением и пониманием. А национальность и расовая принадлежность значения не имеют.

Выберите рубрику Биология Тесты по биологии Биология. Вопрос — ответ. Для подготовки к ЕНТ Учебно-методическое пособие по биологии 2008 г Учебная литература по биологии Биология-репетитор Биология. Справочные материалы Анатомия, физиология и гигиена человека Ботаника Зоология Общая биология Вымершие животные Казахстана Жизненные ресурсы человечества Действительные причины голода и нищеты на Земле и возможности их устранения Пищевые ресурсы Ресурсы энергии Книга для чтения по ботанике Книга для чтения по зоологии Птицы Казахстана. Том I География Тесты по географии Вопросы и ответы по географии Казахстана Тестовые задания, ответы по географии для поступающих в ВУЗы Тесты по географии Казахстана 2005 Информация История Казахстана Тесты по Истории Казахстана 3700 тестов по истории Казахстана Вопросы и ответы по истории Казахстана Тесты по истории Казахстана 2004 Тесты по истории Казахстана 2005 Тесты по истории Казахстана 2006 Тесты по истории Казахстана 2007 Учебники по истории Казахстана Вопросы историографии Казахстана Вопросы социально-экономического развития Советского Казахстана Ислам на территории Казахстана. Историография советского Казахстана (очерк) История Казахстана. Учебник для студентов и школьников. ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В VI-XII вв. Древние государства на территории Казахстана: Уйсуны, Канглы, Хунну Казахстан в древности Казахстан в эпоху средневековья (XIII — 1 пол. XV вв.) Казахстан в составе Золотой Орды Казахстан в эпоху монгольского владычества Племенные союзы Саков и Сарматов Раннесредневековый Казахстан (VI-XII вв.) Средневековые государства на территории Казахстана в XIV-XV вв ХОЗЯЙСТВО И ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО КАЗАХСТАНА (VI-XII вв.) Экономика и культура средневековых государств Казахстана XIII-XV вв. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА Религиозные верования. Распространение ислама Хунну: археология, происхождение культуры, этническая история Хуннский некрополь Шомбуузийн Бэльчээр в горах монгольского Алтая Школьный курс истории Казахстана Августовский переворот 19-21 августа 1991 года ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ Казахско-китайские отношения в XIX веке Казахстан в годы застоя (60-80-е годы) КАЗАХСТАН В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920 ГГ.) Казахстан в годы перестройки Казахстан в новое время КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1916 ГОДА КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА 1917 г. КАЗАХСТАН В СОСТАВЕ СССР Казахстан во второй половине 40-х — середине 60-х годов. Общественно-политическая жизнь КАЗАХСТАНЦЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Каменный век Палеолит (древнекаменный век) 2,5 млн.-12 тыс. до н.э. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА Национально-освободительные восстания Казахского народа в ХVIII-ХIХ вв. НЕЗАВИСИМЫЙ КАЗАХСТАН ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В 30-е ГОДЫ. НАРАЩИВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОЩИ КАЗАХСТАНА. Общественно-политическое развитие независимого Казахстана Племенные союзы и ранние государства на территории Казахстана Провозглашение суверенитета Казахстана Регионы Казахстана в раннем железном веке Реформы управления Казахстаном СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ХIХ-НАЧАЛЕ XX ВЕКА Средние века ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РАСЦВЕТА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (Х-ХIII вв.) Казахстан в XIII-первой половине XV веков Раннесредневековые государства (VI-IX вв.) Укрепление Казахского ханства в XVI-XVII веках ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: УСТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ История России ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА XX ВЕК 1917 ГОД НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОТТЕПЕЛЬ ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1905-1907) ПЕРЕСТРОЙКА ПОБЕДИВШАЯ ДЕРЖАВА (1945-1953) РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Политические партии и общественные движения в начале XX века. РОССИЯ МЕЖДУ РЕВОЛЮЦИЕЙ И ВОЙНОЙ (1907-1914) СОЗДАНИЕ В СССР ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА (1928-1939) Обществознание Различные материалы по учебе Русский язык Тесты по русскому языку Вопросы и ответы по русскому языку Учебники по русскому языку Правила русского языка

Проблема происхождения человеческих рас, их история издавна интересовали людей. Простым обывателям было любопытно, чем можно объяснить такую разницу во индивидуумов, проживающих в разных частях света. Ученые же, естественно, пытались найти научное объяснение этому факту. О наиболее популярных гипотезах происхождения человеческих рас будет рассказано в этой статье.

Что такое расы

Для начала дадим определение этим единицам. Под расами вида Homo Sapiens принято понимать относительно обособленные группы - его систематические подразделения. Их представители отличаются определенным набором внешних признаков, а также ареалом обитания. Расы относительно стабильны во времени, хотя в условиях глобализации и сопутствующей ей миграции населения их характеристики могут претерпевать определенные изменения. Происхождение и биология человеческих рас таковы, что генетически у каждой из них присутствуют определенные аутосомные компоненты. Это подтверждено научными исследованиями.

Человеческие расы: их родство и происхождение. Основные расы

Они всем хорошо известны: это европеоидная, негроидная (негро-австралоидная, экваториальная) и монголоидная. Это так называемые большие, или Однако ими список не исчерпывается. Кроме них, существуют и так называемые смешанные расы, в которых присутствуют признаки нескольких основных. Аутосомных компонентов, характерных для основных рас, у них обычно несколько.

Европеоидная раса характеризуется относительно светлой кожей по сравнению с двумя другими. Впрочем, у людей, проживающих на Ближнем Востоке и в Южной Европе, она достаточно темная. У ее представителей прямые или волнистые волосы, светлые или темные глазами. Разрез глаз горизонтальный, волосяной покров чаще умеренный. Нос заметно выступает, лоб прямой или несколько наклонный.

У монголоидов косой разрез глаз, верхнее веко заметно развито. Внутренний угол глаз прикрыт характерной складкой - эпикантусом. Предположительно, она помогала защищать глаза степняков от пыли. Цвет кожи - от смуглого до светлого. Волосы черного цвета, жесткие, прямые. Нос выступает незначительно, и лицо выглядит более плоским, чем у европеоидов. Волосяной покров у монголоидов развит слабо.

Представители негроидной расы имеют пышные курчавые волосы, наиболее темный цвет кожи среди всех основных рас, содержащей большое количество пигмента эумеланина. Предполагается, что эти признаки сформировались для защиты от палящего солнца экваториальной области. Носы негроидов чаще всего широкие и несколько сплюснутые. Нижняя часть лица - выступающая.

Происходят же все расы, как и все человечество, согласно исследованиям, от первочеловека - пра-Адама, обитавшего на территории африканского континента 180-200 тысяч лет назад. Родство и единство происхождения человеческих рас, таким образом, для ученых очевидно.

Промежуточные расы

В рамках основных выделяют так называемые малые расы. Они представлены на схеме ниже. Малые расы (они же - промежуточные), или, как их еще называют, антропологические типы, имеют ряд сходных признаков. На схеме также можно увидеть промежуточные расы, сочетающие в себе признаки нескольких основных: уральскую, южносибирскую, эфиопскую, южноиндийскую, полинезийскую и айнскую.

Время возникновения рас

Ученые полагают, что расы возникли относительно недавно. Согласно одной из теорий, сперва, около 80 тысяч лет назад, разделились негроидная и европеоидо-монголоидная ветвь. Позже, примерно через 40 тысяч лет, последняя распалась на европеоидную и монголоидную. Окончательная дифференциация их на (малые расы) и распространение последних происходили позже, уже в эпоху неолита. Ученые, в разное время исследовавшие происхождение человека и человеческих рас, полагают, что их формирование продолжалось и после расселения. Так, характерные признаки обитателей австралийского материка, относящихся к большой экваториальной расе, сформировались гораздо позже. Исследователи считают, что во времена расселения они имели расово нейтральные характеристики.

Единого мнения по поводу того, каково происхождение человека и человеческих рас, как происходило их расселение, нет. Поэтому ниже рассмотрим две теории, касающиеся этой проблемы: моноцентрическую и полицентрическую.

Моноцентрическая теория

Согласно ей, расы появились в процессе расселения людей из области их возникновения. При этом, вероятно, происходило скрещивание неоантропов с палеантропами (неандертальцами) в процессе вытеснения последних. Этот процесс - довольно поздний, происходил он около 35-30 тысяч лет назад.

Полицентрическая теория

Согласно этой теории происхождения человеческих рас, эволюция человека происходила параллельно, в нескольких так называемых филетических линиях. Они, согласно определению, представляют собой непрерывную череду сменяющих друг друга популяций (видов), каждая из которых - потомок предыдущей и одновременно предок следующей единицы. Полицентрическая теория гласит, что промежуточные расы имели отличительные признаки уже в древности. Эти группы сформировались на границе расселения основных и продолжали существовать параллельно им.

Промежуточные теории

Они допускают расхождение филетических групп на разных этапах эволюции человечества - палеоантропов, неоантропов. Одна из таких теорий, согласно которой вначале образовались экваториальная и монголоидо-европеоидная ветви, была кратко описана выше.

Современное расселение

Что касается расселения представителей больших и малых рас, то оно значительно меняется со временем. Так, индейцы - представители американской ветви монголоидной расы, которую некоторые ученые даже выделяли в отдельную, четвертую («красную»), ныне находятся в меньшинстве на своих исконных территориях. То же можно сказать и о малой австралийской расе. Ее представители в Австралии значительно уступают в численности не только европеоидам, но и многочисленным мигрантам и их потомкам, принадлежащим к монголоидным расам (в основном дальневосточной).

Европеоиды же с началом Эпохи Великих Открытий (середина 15 века) начали активно осваивать и заселять новые территории, и в настоящее время встречаются во всех частях земного шара, на всех континентах. На территории современной Европы встречаются представители всех антропологических групп европеоидной расы, но лидирует пока среднеевропейский тип. Вообще же, расовый состав современной Европы вследствие миграций и межрасовых браков, так же как и в США, является чрезвычайно пестрым и разнообразным.

Монголоиды по-прежнему лидируют в странах Азии, экваториальная раса - в Африке, Новой Гвинее, Меланезии.

Изменения рас во времени

Естественно, что малые расы со временем могли претерпевать определенные изменения. При этом вопрос о том, насколько на их стабильность влияла изоляция, остается открытым. Так, к примеру, облик живших обособленно австралийцев практически не изменился за несколько десятков тысячелетий.

Вместе с тем, отсутствие значительных изменений характерно и для эфиопской и дальневосточной рас. На протяжении как минимум пяти тысяч лет остается постоянным облик обитателей Египта. Дискуссии о расовом происхождении его жителей ведутся много лет. Сторонники «черной теории» основываются на исследовании египетских мумий, а также сохранившихся произведений искусства, которые показали, что жители Древнего Египта имели выраженные внешние признаки экваториальной расы.

Сторонники же «белой теории» основываются на облике современных египтян и считают, что представители нации являются потомками древнесемистких народов, которые обитали на этой территории до распространения экваториальной расы.

Вместе с тем некоторые образовались намного позднее. Так, например, окончательное формирование южносибирской расы происходило в XIV-XVI вв., несмотря на татаро-монгольское нашествие и подтвержденное археологически проникновение монголоидов в области, населенные европеоидами, еще в VII-VI вв. до нашей эры.

В наше же время, благодаря глобализации и интенсивной миграции, происходит активная метисация, смешение как внутри основных рас, так и между ними. Так, например, в Сингапуре количество таких браков сегодня составляет более 20 %. В результате смешения на свет появляются люди, имеющие различные комбинации признаков, в том числе и такие, которые ранее были чрезвычайно редки. Например, сочетание светлого цвета глаз и темной кожи - уже не редкость на островах Кабо-Верде.

В целом этот процесс носит положительный характер, так как благодаря ему различные расовые группы приобретают полезные доминантные признаки, ранее им не свойственные, и избегают накопления рецессивных, влекущего за собой различные генетические нарушения и болезни.

Вместо заключения

В статье было кратко рассказано о человеческих расах, их происхождении. Единство, общность всех представителей Homo Sapiens подтверждены многолетними исследованиями.

Очевидно, что различия в уровне развития тех или иных групп людей вызваны прежде всего особенностями условий их существования. Поэтому столь популярная в прошлом в западных странах расовая теория является морально устаревшей. На интеллектуальные и прочие способности представителей различных рас не влияет их происхождение, внешность и цвет кожи. И благодаря глобализации, когда люди разных рас вследствие переселения были поставлены в равные условия, эта точка зрения была подтверждена.

gastroguru © 2017