Изложение по плану проказы старухи зимы презентация. К.Д.Ушинский «Проказы старухи-зимы». Сделал крепкими, как сталь!»


Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шадринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №16 VIII вида»
Открытый урок чтения
в 3 классе
«Проказы старухи зимы»
К. Ушинский
Подготовила и провела: Васюкова А.Л.
Учитель начальных классов
Шадринск, 2015
Урок по чтению «Проказы старухи зимы» К. Ушинский
Цели:
познакомить учащихся с новым произведением о зиме;
выявить и обобщить знания детей о зиме и её признаках;
отрабатывать навыки осознанного, правильного чтения;
развивать устную речь, внимание, мышление;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока, плакат «Ёлки», бумажные новогодние игрушки, бумажные снежинки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок,Начинается урок.Все за парты дружно сели,На меня все посмотрели.
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок.
- Какой праздник был недавно? (Новый год).
- Что делают перед Новым годом? (Наряжают елку).
- Одна очень злая волшебница заколдовала игрушки на новогодней елке. И они стали белыми. Чтобы нам расколдовать эти игрушки, необходимо выполнить все задания на уроке. Тогда игрушки станут цветными. (Плакат) Чтобы узнать, как зовут эту злую волшебницу нужно отгадать загадку:
Замела я всё вокруг,Прилетев из царства вьюг.Осень, лучшую подружку,Я отправила на юг.Я морозна и бела И надолго к вам пришла. (Зима) (Слайд 1)
- Как вы догадались, что это зима? (Зима замела все вокруг, мороз, осень прогнала)
- Какие еще признаки зимы мы знаем?
2. «Разминка для языка» (Слайд 2)
Для того, чтобы хорошо работать на уроке, нам надо завести наш веселый язычок
1) Жил - был на свете веселый язычок. У него был свой дом – рот. Стены – щеки (дети надувают щеки), окна – губы (дети улыбаются и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своем домике: чистил стены (дети проводят языком по внутренней стороне щек), потолок (… по небу), мыл пол (… по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна (дети широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).
Как-то раз веселому язычку стало скучно. Он открыл окно (широко открывают рот), выглянул на улицу (высовывают вперед язык), посмотрел по сторонам (движения языка в разные стороны), вверх, вниз. Увидел ворону и испугался, спрятался в свой домик (дети убирают язык внутрь) и закрыл окна (закрывают рот).
2) Дыхательная гимнастика «Подуйте на снежинки».
Зимой часто идет снег. И у нас в классе тоже снежинки. Сейчас мы выполним упражнение на дыхание. Подуйте на снежинки, чтобы они закружились в воздухе.
- Вдох через нос, на 1, 2, 3 – задержать дыхание, сложить губы трубочкой, сделать энергичный выдох через рот. (Очищающее дыхание).
- Вдох через нос, на 1, 2, 3 – задержать дыхание, сложить губы трубочкой,
сделать три коротких редких выдоха («Фу – фу – фу»). (Энергетизированное дыхание)
- Мы справились с данными заданием. Расколдовали первую игрушку.
3. Проверка домашнего задания (Слайд 3)
- По какой теме мы читаем рассказы и стихи? (Вот пришли морозы - и зима настала…)
- С каким стихотворением познакомились на прошлом уроке? («Зимнее утро»)
(Клик 1)
- О чём это стихотворение? (о зиме) (Клик 2)
- Кто его написал? (А.Пушкин) (Клик 3)
Чтение стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро" наизусть.
- Как вы думаете, любит ли автор стихотворения зиму, русскую природу зимой?
- Вот поэтому Пушкин написал такое красивое стихотворение о зиме.
Молодцы, вы хорошо рассказали стихотворения, расколдовали еще одну игрушку.
4. Сообщение темы урока.
Мы продолжаем знакомиться с произведениями о зиме.
- Сегодня будем читать сказку « Проказы старухи зимы» (Слайд 4)
- Эту сказку сочинил Константин Дмитриевич Ушинский - знаменитый русский педагог.
Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учили его замечательные рассказы и сказки.
Словарная работа (Слайд 5)
- Прежде, чем начнем читать, давайте разберем некоторые слова, что они означают.
ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
ОКОННИЦЫ - СТЕКЛА В ОКНАХ
САЛАЗКИ - САНКИ
ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ
ХЛЕВ – САРАЙ ДЛЯ СКОТА (КОРОВ, ЛОШАДЕЙ, ОВЕЦ)
ПОИЛО – ПИТЬЁ ДЛЯ СКОТА
- Объяснили все слова и расколдовали игрушку на елке.
5. Физминутка под музыку (Слайд 6)
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели вновь за дело.
6. Продолжаем работу над текстом (Слайд 5)
Смысловой вопрос: Я сейчас вам прочту, а вы ответьте:
- Почему зиме стало обидно?
Чтение текста учителем. (стр. 141-143)
Смысловой вопрос:
- Почему зиме стало обидно? (Зиму никто не боится)
Работа над пониманием жанровых особенностей сказки.
1) Почему это произведение можно назвать сказкой? (О зиме говорится, как о живой)
2) Чему учит сказка? (Бережному отношению к природе, не обижать людей и животных)
Работа над характеристикой персонажей.
1) Кто главный герой сказки? (Зима)
2) Какая зима в сказке? (Зима - злая, безжалостная, жестокая)
Беседа по прочитанному.
- Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?
- Как зима решила расправиться с птицами?
- Что сделали птицы?
- Как звери спасаются зимой от мороза?
- Что сделала зима с реками и озерами?
- Как спрятались рыбы?
- Как приготовились люди к зиме?
- Почему не боятся зимы дети?
- Почему зиме стало обидно?
- Какие рисунки можно сделать к этой сказке?
Молодцы, ребята. Ответили на все вопросы. Расколдовали игрушку.
7. Физминутка для глаз. А сейчас, а сейчас всем гимнастика для глаз. (Слайд 7)
Чтение текста детьми (Слайд 5)
- Жужжащее чтение. Индивидуальная работа с детьми.
- По цепочке (если успеем)
8. Закрепление (если успеем)
Работа над текстом.
- Как спасались от зимы птицы?
- Что сделали звери, чтобы защититься от холода?
- Как спрятались рыбы?
- Как подготовились к зиме люди?
- О зимних забавах детей.
Хорошо прочитали текст, ответили на вопросы, расколдовали игрушку.
9. Итог урока
- Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?
- Что больше всего понравилось? Запомнилось?
- Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?
Дети выбирают слова, относящиеся к зиме. (СЛОВА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ, МОРОЗНАЯ, ВЕТРЕННАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ.)Расколдовали последнюю игрушку, у нас получилась красивая, яркая елка. Мы с вами тоже не боимся зимы, как люди и животные в сказке, которую мы прочитали.
10. Домашнее задание (Слайд 8)
Читать сказку стр. 141-143
11. Оценивание детей.


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.















Назад Вперёд

Коррекционно-образовательные цели:

  • Создавать условия для обобщения и уточнения знаний детей о зиме и зимних забавах, для активизации и расширения словаря за счет слов – действий, слов – признаков, для развития языкового чутья путем образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме “Зима”, “Зимние забавы”).
  • Формировать умение понимать смысл слов и выражений.
  • Закреплять и совершенствовать навыкзвуко – слогового анализа слов и чтения слов, предложений.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать оптико-пространственных представлений на основе игры “Что не нарисовал художник”.
  • Развивать диалогическую речь.
  • Развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способности к самооценке и самоанализу.
  • Развивать универсальные умения: умение слушать педагога и выполнять его инструкции

Воспитательные цели:

Воспитывать устойчивый интерес к урокам, инициативу, стремление к активной деятельности, самостоятельность в принятии решений.

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

  • Доска магнитная, компьютер, доска TRACEBOARD R , картинки природы зимы, картина “Что не нарисовал художник?”, картинка злой старухи Зимы, таблички.

Ход урока

I Организация класса

У нас гости. Поздоровайтесь. (Здравствуйте.)

Сядьте на места.

II Психолого-педагогический настрой “Связующая нить”

Вот клубок. Будем передавать его друг другу и говорить пожелания.

(Ранит, слушай внимательно.

Наиля, думай.

Игорь, говори хорошо.)

III Сообщение темы и целей урока.

Хотите узнать, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Для этого нужно разгадать кроссворд.

  1. Зимой беленький,
    А летом серенький.
    Никого не обижает,
    А всех сам боится.
  2. Мы - проворные сестрицы
    Быстро бегать мастерицы,
    В дождь – лежим,
    В снег – бежим,
    Уж такой у нас режим.
  3. Невидимкой, осторожно
    Он является ко мне,
    И рисует, как художник,
    Он узоры на окне.
  4. Зверька узнаем мы с тобой
    По двум таким приметам:
    Он в шубе серенькой зимой,
    А в рыжей шубке – летом.

Школьники разгадывают загадки и записывают ответы на доске TRACEBOARD R фломастером.

О чем будем говорить? (Будем говорить о зиме.)

Сегодня на уроке мы будем учиться пересказывать сказку К.Д.Ушинского “Проказы старухи Зимы”.

IV Подготовительная работа.

1. Развитие слухового восприятия. (работа за экраном)

Вспомните, что вы знаете о зиме.

Назовите приметы зимы (по цепочке), добавляя картинку к своим словам.

(-Идет снег.

Дует холодный ветер.

Кругом большие сугробы.

На реке лед.

Погода холодная, морозная.

На окнах морозные узоры.

На деревьях шапки снега.

На крышах сосульки.

Метель.)

Вы знаете много примет зимы, молодцы.

2. Подбор однокоренных слов (работа с интерактивной доской – передвижение объектов)

Скажите, а какая погода может быть зимой?

Если на улице идет снег , то погода снежная.

Найди одинаковые слова:

  • Мороз
  • Ветер
  • Холод
  • Стужа

Погода холодная, ветреная,...

(дети подводят соответствующие однокоренные слова друг к другу):

  • Мороз – морозная
  • Ветер – ветреная
  • Стужа-студеная
  • Холод- холодная.

Вы хорошо работали и быстро находили нужные слова.

3. Развитие языкового чутья, путем обозначения смыслового значения слов другими словами.

Я прочитаю вам предложения, а вы подумайте, как можно сказать по- другому:

Зима пришла, полетели белые мухи.

Холодно, голодно птицам зимой, забили они тревогу, как дальше быть, что делать.

Не боятся мороза дети. На горке яблоку негде упасть.

Никак зима в толк не возьмет, почему ее никто не боится?

Повесила голову старуха – зима и опечалилась.

V Изучение нового.

1. Первоначальное восприятие. (диафильм) Презентация 1.

О чем эта сказка? (Сказка о зиме, как она хотела всех погубить, заморозить.)

Кто главный герой сказки? (Главный герой –старуха – зима.)

Игра “Что наделала зима?” - изобрази действия: (Дети запоминают действия и изображают их.)

Разозлилась

Задула холодом

Пошла на зверей

Разметала листья

Заплакала.

2. Самостоятельное знакомство со сказкой.

Прочитайте самостоятельно первую часть. (Читают 1-ю часть сказки самостоятельно.)

Словарь для обучающихся на доске.

Что сделала старуха зима? (Разозлилась....)

Что задумала? (Задумала всех со света сжить.)

До кого добралась сначала? (Стала.... добираться.)

Почему она не смогла заморозить птиц? (...... стали....... и полетели в...... Остался......)

Презентация 2.

Прочитайте вторую часть по цепочке, по предложению. (Чтение по цепочке.)

Потом на кого накинулась старуха зима? (Накинулась на зверей.)

Что она сделала? (Запорошила снегом поля.)

Что посылает на землю? (Посылает мороз за морозом.)

Гимнастика для глаз. Подули ветры и метели. (Следят глазками за движением зимы на указке.)

Кто не испугался морозов?(Не испугались звери.)

Что делает белка? (Белка грызет орехи.)

Что делает медведь?

Заинька?

Составьте предложение из данных слов. (работа с интерактивной доской)

орешки белка в дупле грызёт

берлога Медведь сосет лапу в

прыгаючи Заинька греется

Что делают домашние животные? (В стойлах сено жуют.)

Кто сможет рассказать эту часть текста, используя картинки презентации и опорные слова?

Дети рассказывают часть текста по опорным словам, в это время на доске показывается презентация с картинками, отображающими содержание текста. (Словарь на доске: Накинулась.....Запорошила......

Завалила.....Посылает.....Не испугались.....)

Прочитайте следующую часть по словам, будьте внимательны. (чтение по одному слову, цепочкой).

Что случилось с реками, озерами? (Замерзли реки и озера.)

Что сделала вся рыба? (Рыба ушла на глубину.)

Расскажите эту часть текста, используя картинки из презентации и опорные слова? (Словарь: Злится....

Добираться Замерзли...... .......вглубь ушла)

Дети рассказывают часть текста по опорным словам, в это время на доске показывается презентация с картинками, отображающими содержание текста.

Послушайте последнюю часть сказки и скажите, что для Зимы было самое обидное.

Аудиозапись и показ слайдов.

О чем думала зима? (Хотела заморозить людей.)

Что шлет она на людей? (Шлет морозы лютые.)

А что делают люди? (Люди затопили печь, пекут блины, смеются над зимой.)

Что делают дети зимой? (Один ребенок составляет предложение, потом все вместе изображают игры детей зимой) (Ребята играют в снежки. Дети катаются на санках и на лыжах. Дети лепят снеговика. Ребята катаются на коньках.)

У меня есть картина. Внимательно посмотрите и скажите, что забыл нарисовать художник? (Рассматривают картину, показывают, где нет предмета, называют какого. (например: дети катаются на коньках, тут нет одного конька и т.д.).

Расскажите последнюю часть, используя картинки презентации. (Рассказы по картинкам и опорным словам.)

А что значит зима заплакала? (Капель с крыш. (Картинка)

3. Игра “Снежный ком” (запомни – повтори).

У меня есть зимний клубочек, хотите с ним поиграть? Посмотрите, какой у него длинный хвостик. Я говорю предложение, а вы его запоминаете и повторяете.

Разозлилась зима.

Разозлилась старуха – зима.

Разозлилась старуха - зима на птиц.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, зверей.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, зверей, людей.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, рыб, зверей, людей.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, рыб, зверей, людей и детей.

(Сначала слушают, потом хором повторяют предложение за учителем.)

VI Закрепление

1. Пересказ по наводящим вопросам, с использованием презентации.

Разозлилась старуха – зима, задумала всех со света сжить. До кого она добралась сначала? (- До птиц.)

Почему она не смогла заморозить птиц? (Птицы стали стайками собираться и полетели в теплые страны.)

Запорошила зима снегом поле, завалила снегом леса. Посылает морозы. Почему звери не испугались зимы? (Звери не испугались зимы: белка в дупле орешки грызет, медведь в берлоге лапу сосет, домашние животные в теплых сараях сено жуют.)

Почему зима не смогла людей заморозить? (Люди затопили печки, пекут блины, смеются.)

Что было зиме обиднее всего? (Обиднее было, что даже дети ее не бояться. Ребятишки катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу, играют в снежки.)

Почему зима заплакала? (От злости.)

Как мы понимаем, что весна рядом? (Закапали зимние слезы.)

2. Игра “Что наделала Зима?” Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени с приставкой “за”.

Подойдите к окну, посмотрите в окошко. (Подходят к окну.)

Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась: “Зимушка – Зима, что же ты наделала?”

(Педагог говорит начало предложения, дети образуют из данных слов глаголы)

Зима пришла с морозами и всё ..... (Отвечают хором: ЗАМОРОЗИЛА)

Метель мела и все тропинки..... (ЗАМЕЛА)

Река покрылась льдом и вся...... (ЗАЛЕДЕНЕЛА)

Зима позвала вьюгу и всё .....(ЗАВЬЮЖИЛА)

Снежная пороша дорожки все..... (ЗАПОРОШИЛА)

3. Самостоятельный творческий пересказ.

А сейчас давайте расскажем нашу сказку. Расскажите, от имени птиц. (Школьники рассказывают от 1 лица.)

Кто хочет рассказать сказку от имени рыб?

От людей?

От детей?

VII Итог. Рефлексия

Какую сказку мы сегодня пересказывали? (Сказку “Проказы старухи – Зимы”.)

Как вы думаете, она у нас получилась? Почему? (Да. Мы рассказывали сами, вы нам немножко помогали.

Мы ничего не забыли, рассказывали по порядку.)

Психологический настрой “Весеннее солнышко. Снеговик растаял”.

Краткое описание

Цель: знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи-зимы».
Задачи: образовательные: обеспечить усвоение учащимися сказки К.Д.Ушинского «Проказы старухи-зимы»;
- коррекционно-развивающие: развивать навыки чтения при знакомстве со сказкой, диалогическую речь, отвечая на вопросы полным ответом, обогащать словарный запас через словарную работу, развивать мыслительную деятельность при составлении пословиц и сопоставлении их с текстом сказки.

Описание

Бюджетное образовательное учреждение Кичменгско-Городецкого муниципального района «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Тимофеева Ольга Васильевна, учитель русского языка и чтения.
Тема урока внеклассного чтения : К.Д.Ушинский «Проказы старухи-зимы».
Номер урока в теме : заключительный урок по теме «Картины родной природы. Зима». Класс : 5
Цель урока: знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи-зимы».
Задачи урока:
- образовательные: обеспечить усвоение учащимися сказки К.Д.Ушинского «Проказы старухи-зимы»;
- коррекционно-развивающие: развивать навыки правильного, осознанного чтения при знакомстве со сказкой, развивать связную диалогическую речь, отвечая на поставленные вопросы полным ответом, обогащать словарный запас учащихся через словарную работу, развивать мыслительную деятельность при составлении пословиц из двух частей и сопоставлении их с текстом сказки.
- воспитательные: повышать учебную мотивацию учащихся через использование ИКТ, ТСО. Тип урока: комбинированный. Оборудование: мультимедийная установка, презентация, ролик о зиме, сказка (видеоролик), портрет К.Д.Ушинского, раздаточный материал. Ход урока. I . Орг.момент. - Я желаю вам успешной работы на уроке. Подойдите к доске и выберите карточку с тем выражением лица, которое соответствует вашему настроению.
- Я надеюсь, что в конце урока у всех будет хорошее настроение.
II . Введение в тему.
- Чтобы определить тему сегодняшнего урока, я вам предлагаю посмотреть ролик.
Просмотр ролика.
- О каком времени года вы смотрели ролик?
- О чём мы будем говорить на уроке?
- Сегодня на уроке внеклассного чтения мы подведём итог знакомству с произведениями о зиме. Конкретную тему урока мы узнаем позже.
III . Актуализация знаний.
- Назовите зимние месяцы.
- Какой сейчас месяц?
- Какая сегодня погода?
- Назовите основной признак зимы.
- Какие ещё признаки зимы знаете?
Задание на карточках.
- На карточках перечислены признаки зимы. Выберите те, которые относятся к зиме.
- Какие из перечисленных признаков могут относиться к другим временам года?
- Вспомните произведения, с которыми мы познакомились при изучении темы «Зима». (Стих. «Чародейкою зимою…», рассказ «Декабрь», стих. «К зиме», рассказ «Всяк по-своему», стих. «Поёт зима аукает…», стих. «Берёза», стих. «Зимняя берёза»).
- О чём прочитали в рассказе «Декабрь»?
- О ком рассказ «Всяк по-своему»?
IV . Определение темы и задач урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением о зиме. Название его вы разгадаете сами.
Один ученик выберет карточки со слогами жёлтого цвета, второй ученик – голубого цвета, третий ученик – розового цвета и составите слова.
- Сейчас объединитесь в группу и составьте название произведения, поместите его на доску.
- Какое название у вас получилось? («Проказы старухи-зимы»)
- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи-зимы».
- Предлагаю определить задачи на сегодняшний урок по схемам.
(При помощи схем определяют задачи урока, схемы помещают на доску:
1. Познакомимся с писателем.
2. Познакомимся со значением слов.
3. Послушаем и посмотрим фильм.
4. Будем отвечать на вопросы.
5. Будем читать выразительно.)
- Эти задачи будут планом сегодняшнего урока.
V . Новый материал.
- Сказку «Проказы старухи-зимы» написал К.Д.Ушинский.
Портрет писателя помещается на доску.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) – это знаменитый русский педагог. Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учил он детей своими рассказами и сказками. Сказка «Проказы старухи-зимы» - это одно из его детских произведений.
– Перед тем как мы познакомимся с его сказкой, мне хочется обратить ваше внимание на слова и словосочетания, которые встретятся в сказке и значение которых может быть вам непонятно. Прочитаем их, попытаемся объяснить значение:
- проказы – баловство, забавы, игры
- со света сжить - уничтожить
- дубрава – дубовая роща
- разметала листья – раздула ветром
- стреха – нижний свисающий край крыши
- лютый мороз – сильный мороз
- оконницы в окнах – стёкла в окнах
- тулуп – тёплая зимняя одежда
- салазки - санки
- пособить – помочь
– Как вы думаете, о чём может пойти речь в сказке с таким названием?
– Будьте внимательны при просмотре фильма и приготовьтесь назвать проказы, которые совершала зима.
Просмотр фильма.
Беседа по сказке.
- Понравилась вам сказка?
- Как вы думаете, почему автор называет зиму старухой?
- Какие проказы зимы вы запомнили?
- Что сделали птицы?
- Как мы можем помочь птицам, которые остаются у нас зимовать?
- Как звери спасаются зимой от мороза?
- Что сделала зима с реками и озёрами?
- Как спрятались рыбы?
- Кто не испугался зимы?
- Почему дети не боятся зимы?
- А вы боитесь зимы?
- Почему зиме стало обидно?
- Перед вами предложения, из которых вам нужно составить план сказки. Прочитайте пункты плана:
Зима заплакала со злости.
Зима решила заморозить птиц.
Зима накинулась на зверей.
Зима до рыб добирается.
Взрослые и дети не испугались зимы.
- Кто уверен в том, что вы уже сейчас сможете составить план сказки?
- Я предлагаю вам прочитать сказку и составить по ней план, чтобы дальше было легче работать.
- Вспомните правила чтения.
- Перед чтением предлагаю отдохнуть вашим глазам. Рассмотрите снежинки. (Презентация)
- Есть ли среди них одинаковые?
- Как в природе нет двух одинаковых снежинок, так и у нас все снежинки разные.
- Понаблюдайте за танцем снежинок.
Чтение сказки по абзацам.
- Попробуйте составить план по сказке.
- Сравните свой план с планом товарища. Если, на ваш взгляд, у товарища не правильно, исправьте.
- Проверяем план.
- У кого план был правильно составлен?
- Где вам может понадобиться этот план?
- Народом создано много пословиц и поговорок о зиме:
Мороз не велик, да стоять не велит.
Много снега – много хлеба.
Год кончается, зима начинается.
- Составьте пословицы о зиме из двух частей.
- Какие пословицы у вас получились? Объясните их смысл.
Мороз ленивого за нос хватает,/ а перед проворным шапку снимает.
Заковал мороз реки, / но не навеки.
Как зима не злится, / а весне покорится.
- К какой части сказки можно отнести первую пословицу? Вторую? Третью? Почему?
VI . Итог урока.
- Вернёмся к плану урока и проанализируем нашу работу. Всё ли мы выполнили?
- Как вы думаете, какой пункт плана мы выполнили не очень успешно?
- Как мы можем исправить это?
VII . Домашнее задание.
- Научиться читать сказку выразительно, подготовить пересказ по плану. По желанию можно нарисовать рисунок к сказке.
VIII . Рефлексия.
- Возвращаемся к карточкам с лицами с различными настроениями. Какое настроение вы выберите в конце урока?

Урок литературного чтения в 2 «В» классе (УМК «Начальная школа ХХI века»)

Тема: К.Ушинский «Проказы старухи – зимы. Сказка».

Цель урока: формирование положительной мотивации предмету.

Предметные УУД: чтение сказки К.Ушинского «Проказы старухи-зимы». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа со сказкой, выразительное чтение, определение её смысла.

Познавательные УУД: совершенствование навыка выразительного чтения, уметь определять тему, жанр, соотносить вопросы с содержанием произведения, выполнять задания в учебнике и тетради.

Регулятивные УУД: сознательное чтение текста.

Коммуникативные УУД: формирование приёмов мыслительной деятельности.

Личностные УУД: осознание значимости сказки К.Ушинского «Проказы старухи – зимы», её поучительного смысла, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Методические приёмы: метод динамических поз, методика зрительно-координационных упражнений; методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла», работа с сенсорным крестом, экологическое панно.

Материально-техническое оснащение урока:

Общеклассная работа: классная доска, мультимедийный проектор,

Каждому: учебная хрестоматия: Ефросинина,Л.А. Литературное чтение: 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012 г. Рабочие теради: Ефросиниа, Л.А.: Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф,2012, ручки, простые и цветные карандаши, резинки, снежинки для рефлексии.

Парная работа: карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок, начинается урок.

Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Пожелайте друг другу удачи.

  1. Введение в тему урока. Целеполагание урока.

Ребята, скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

В результате обсуждения формулируем план урока (работа с экологическим панно):

  1. Речевая разминка.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа в парах.
  4. Знакомство с автором.
  5. Словарная работа.
  6. Чтение сказки.
  7. Физминутка.
  8. Составление модели обложки.
  9. Работа в тетради.
  10. Домашнее задание.
  1. Речевая разминка. (Слайд №2)

- Ребята, а теперь давайте немного разомнём наш язычок и голосок. Посмотрите на экран. Что вы видите? (Скороговорку).

Около кола - колокола,

И на колах - колокола.

1. Прочитайте глазками.

2. Прочитайте шёпотом.

3. Прочитайте вслух.

4. Прочитайте медленным темпом.

5. Прочитайте быстрым темпом.

6. Прочитайте с восклицательной интонацией.

7. Прочитайте с вопросительной интонацией.

Молодцы!

  1. Работа в парах.

Ребята, как вы думаете, чем сейчас мы с вами займёмся? (Работа в парах).

Объединитесь в пары. У вас на рабочих местах лежат карточки. Прочитайте задание. Обсудите выполнение со своим напарником и приступайте к выполнению задания.

А теперь проверим, как вы справились. (Слайд №3)

Молодцы!

  1. Знакомство с автором. (Слайд №4)

Константин Дмитриевич Ушинский родился в городе Тула 19 февраля 1824 года в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет. Учился Константин Дмитриевич в Новгород - Северской гимназии. Затем поступил в Московский университет. После окончания стал учителем. Ушинский стремился к тому, чтобы в России было, как можно больше школ и в них учились бы дети простых русских людей. Он написал для детей такие книги как: «Детский мир», «Родное слово», «Утренние лучи», «Четыре желания», «Бишка» и т.д. (Слайд №5,6)

Разнообразие произведений, написанных Константином Дмитриевичем Ушинским, велико! Я вам представила совсем небольшую часть.

Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт – учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.

  1. Словарная работа. (Слайд №7)

На каждое слово один ученик: читает слово и его пояснение.

  1. ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
  2. ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
  3. ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
  4. ОКОННИЦЫ - СТЁКЛА В ОКНАХ
  5. САЛАЗКИ - САНКИ
  6. ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ
  7. СТРЕХА – СВИСАЮЩИЙ КРАЙ КРЫШИ
  1. Чтение сказки. (Слайд №8) Хрестоматия 1 часть с.16-19

Чтение текста учителем.

Учащиеся молча читают текст вслед за учителем.

Беседа по прочитанному тексту.

Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?

Как зима решила расправиться с птицами?

Что сделали птицы?

Как звери спасаются зимой от мороза?

Что сделала зима с реками и озерами?

Как спрятались рыбы?

Как приготовились люди к зиме?

Почему не боятся зимы дети?

Почему зиме стало обидно?

  1. Физминутка. (Слайд №9)

Утром бабочка проснулась.

Потянулась,

Улыбнулась.

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

  1. Работа над текстом. (Методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла»).

Ребята, сейчас мы с вами поработаем над текстом. Внимательно посмотрите на зрительные точки. Что вы видите? (Иллюстрации). (Слайд №10,11,12,13)

Найдите в тексте отрывки, которые подходят к каждой иллюстрации и прочитайте:

Как спасались от зимы птицы? (1 точка)

Что сделали звери, чтобы защититься от холода? (2 точка)

Как спрятались рыбы? (3 точка)

О зимних забавах детей? (4 точка)

Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт – учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.

  1. Составление модели обложки.

Ребята, у вас на столах лежат листочки. Как вы думаете, для чего они нам понадобились?

Молодцы! Сейчас мы с вами составим модель обложки.

Жанр нашего произведения? (Сказка). (Работа с сенсорным крестом: определение жанра произведения).

Тема сказки? (О природе).

Заголовок? (Проказы старухи – зимы).

А теперь самостоятельно составьте модель обложки.

Давайте проверим правильность выполнения. Посмотрите на экран. (Слайд № 14)

  1. Работа в тетради. (с.57)

- Откроем нашу рабочую тетрадь на странице 57.

Прочитайте заголовок.

Сколько заданий нам предложено выполнить? (2).

Давайте поработаем над 1 заданием.

Хорошо читающий ученик читает задание, идёт совместное обсуждение и выполнение задания.

А про 2 задание я вам скажу немного позже.

  1. Итог урока. (Слайд № 15,16)

Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?

Что больше всего понравилось? Запомнилось?

Посмотрите на экран. Вы видите слова. Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?

СЛОВА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ. МОРОЗНАЯ, ВЕТРЕННАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ.

  1. Домашнее задание. (Слайд № 17)

Х. 1 часть с.16-19 выраз. чт. Т1 с. 57 задание 2.

  1. Рефлексия. (Слайд № 18)

Сценарий урока по литературному чтению программа «Начальная школа 21 век» 2 класс

Тема: «Проказы старухи - зимы» К.Д.Ушинский

Цель. Сформировать у учащихся навык работы над текстом на примере произведения К.Д.Ушинского «Проказы старухи - зимы»

Планируемые результаты.

Предметные: Вспомнить ранее изученные жанры разных авторов раздела «Снежок порхает, кружится…»: стихотворение, рассказ, сказка,

Метапредметные: Формировать уме­ния выражать свои эмоции и чувства в выразительном чте­нии. Выражать свои мысли в устной и письменной речи. Осуществлять са­моконтроль и са­мопроверку усвое­ния учебного мате­риала.

Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работы до ее завершения.

Оборудование: Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» Учебная хрестоматия 2 класс.

Л.А. Ефросинина «Литературное чтение». Рабочая тетрадь 2 класс.

Презентация на интерактивной доске, запись сказки К.Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»

Ход урока

Организационный момент

Мотивирование к учебной деятельности. Настрой на позитивную работу.

Актуализация .(Цель: Закрепить полученные знания на прошлых уроках данного раздела. Увидеть, что не все произведения из данных изучены. )

Как называется раздел, над которым мы с вами работаем уже несколько уроков?(Снежок порхает кружится…)

Давайте вспомним произведения данного раздела.

А теперь занесем их в таблицу. Как будем заносить в таблицу?

Рассказы

Сказки

Примечание. Н а доске, в хаотичном порядке даны произведения с авторами. Нужно перетащить заголовок с автором с соответствующую ячейку.

Для учителя: СТИХ-Я: З.Александрова «Зима», И. Суриков «Детство» Н. Некрасов «Саша»,

СКАЗКИ: Э. Шим «Всем вам крышка», «Дети Деда Мороза» Р.Н.С., В.Даль «Девочка Снегурочка», «Снегурочка»Р.Н.С., В.Одоевский «В гостях у дедушки Мороза», К.Ушинский «Мороз не страшен», РАССКАЗЫ: И. Иванов «Каким бывает снег», И.Соколов - Микитов «Зима в лесу», «Деревья в лесу» М. Пришвин

А произведение К.Ушинского «Проказы старухи - зимы» изучали?(нет)

Значит, какая тема нашего урока?

Работа над новым материалом. (Цель: Познакомить с ранее незнакомыми словами)

Ребята, а как вы понимаете, что такое проказы?

Сейчас, мы познакомимся с этим произведением.

В тексте будут встречаться слова, которые вам не понятны. Я вынесла их на доску. Давайте разберем их.

Работа с ранее незнакомыми словами (Слова даны на слайде презентации )

Стреха - свисающий край крыши

Обоз - вереница следующих друг за другом повозок с грузом

Тулуп - длинная распашная, не крытая сукном меховая одежда, с высоким воротником

Извозчик лицо, занимающееся извозным промыслом

Пособить - помочь

Слушание произведение

Слушаем произведение К.Ушинского «Проказы матушки - зимы» Пытаемся понять, о чем оно. (Аудио запись)

Работа над текстом (Цель: сформировать первоначальное восприятие текста на примере произведения К.Д.Ушинского)

Итак, о чем ребята произведение? Какой жанр у него? (Занести в таблицу)

А теперь поработаем над текстом. Откроем книги стр.15

Сколько частей в этом произведении? (5)

1ч.- Прочитаем первую часть и подумаем, какова главная мысль этой части…(Чтение по цепочке)

Почему именно с птиц начала вершить свое зло зима? Свой ответ подтвердите текстом. (Надоели они ей своим криком и писком)

Как птицы стали спасаться от холода?

Кто из птиц остался? (Воробей)

Какова главная мысль этой части? (Сжить со свету птиц)

2ч.- Читаем вторую часть, какова главная мысль этой части?(чтение шепотом)

Что не удалось зиме? (Не удалось догнать птиц)

За кого принялась зима? (За зверей)

Кто помогал в ее проказах? (Морозы)

Как называется такое художественное средство? (Олицетворение)

Олицетворение - наделение неодушевленных предметов живыми качествами

Прочитайте, как спасались звери от зимы.

Звери испугались зимы? А что они сделали?

- Какова главная мысль этой части? (Звери не испугались зимы)

3ч. - Читаем третью часть, какова же здесь главная мысль?()

Зима рассердилась?

На кого накинулась зима?

Найдите в этой части олицетворение. Прочитайте.

Что произошло с реками и озерами?

А куда делась рыба? (Вглубь ушла)

Какова главная мысль этой части? (Рыбы не испугались зимы)

4ч.- Читаем четвертую часть? Думаем, какая здесь главная мысль?

Что придумала зима на этот раз? (Дойму я людей, и отправила морозов, ещё злее, чем были)

Найдите в тексте слова, которые рассказывают о действиях морозов. (Стр.17.)

Найдите в тексте, что сделали люди?

А, если случится, кому в лес за дровами ехать?

А что они делали, как будто зиме на смех?

Раз похваливают, значит, они рады морозам?

Прочитайте, отношение людей к морозцам?

А получилось у зимы донять людей?

Какова главная мысль этой части? (Не получилось у зимы донять людей)

И, пятая часть, какова главная мысль этой части?

Что показалось зиме обиднее всего? (что ребята не боятся)

Прочитайте о занятиях детей зимой? (…катались на салазках…)

Что делает зима со злости с мальчишками?

А мальчик?

Какова причина слез зимы? (Она не справилась даже с детьми)

Какова главная мысль этой части? Не удалось справиться с малыми детьми)

Обобщение о прочитанном. (Цель: закрепить знания учащихся о прочитанном)

Что мы узнали о зиме из этого произведения? (Донимала всех, но у нее ничего не получилось)

Получается она изменилась?

Р.т. с.57Слайд 4. Ребята, давайте сравним зиму. Какой она была в начале произведения и в конце. В этом нам поможет задание 1 на стр. 57 в рабочей тетради.

Прочитайте, какой была старуха – зима в начале? Подчеркните.

Какой в конце? Подчеркните.

Какую сказку мы прочитали?

Кто был главным героем?

Что случилось в конце сказки?

Прочитайте последнее предложение. Весна символ добра и света.

Значит зима кто?

Что же победило в сказке?

Рефлексия

- Что вы узнали сегодня на уроке?

Кому было интересно?

Домашнее задание

- Нарисуйте старуху-зиму такой, как вы ее представили.

gastroguru © 2017