Илон маск представил новую солнечную батарею в виде черепицы. «Солнечная крыша» Tesla обойдётся дешевле обычной кровли «экономия будет приличная»

Е.АРТАМОНОВА: У нас на связи профессор Московского архитектурного института, председатель Московского архитектурного общества Борис Уборевич. Здравствуйте! В чём новшество? Всем были известны батареи, но такие, с интегрированием в крышу, до Маска никто не изобретал?

Б. УБОРЕВИЧ: Здравствуйте! Нет, до Маска никто не изобретал такие батареи, которые полностью интегрированы в крышу. Это интересное, новое какое-то открытие. Мы знаем, что солнечные батареи применяются, в том числе, в нашей полосе. Это отдельная конструкция, которая крепится на крышу с некоторым относом от крыши, чтобы можно было и крышу, и батареи чистить. Не очень эффективно в нашей полосе, но это достаточно неплохо работает. У нас есть солнечное лето. Какое-то количество солнечных дней, радиации хватает для того, чтобы запитать эти батареи и дать какой-то эффект. Этот эффект нам немного не привычен, потому что мы не привыкли экономить, мы используем электричество, как хотим. Можем включить дополнительные обогреватели, а тут надо будет, конечно, перейти на экономичное использование электроэнергии. Лампочки накаливания не подходят. В целом идея интересная. Я, как архитектор, больше всего волнуюсь за внешний облик дома. Если крыша полностью совпадает с образом дома, не меняет его, и нет никаких дополнительных конструкций, инженерных систем, которые как бы не вписываются в архитектуру дома, это очень здорово.

Е.А.: А будет это у нас востребовано?

Б.У.: Будет востребовано, это не сразу приходит. Мы всегда немного опаздываем. Мы не очень любим экономить. У нас достаточно электроэнергии, у нас газ. Мы как бы думаем о том, что, наверное, к нам это не должно приходить. Есть, например, какие-то у нас, скажем, отдалённые посёлки, где, например, есть перебои с электроснабжением, есть, где нет газа, и так далее. Наверняка найдутся энтузиасты, которые попробуют сделать крышу из этих солнечных панелей. Другое дело, что это за материал с точки зрения архитектуры. Черепица не актуальна. Мы ее вроде как бы любим, но странно иногда видеть черепичную крышу в подмосковном посёлке. Надо посмотреть, какой там выбор материалов, чтобы это совпадало с нашими домами, архитектурой.

Е.А.: Смотрите, шиферная плитка, черепица в тосканском стиле, текстурированное стекло и глянцевая стеклянная плитка.

Б.У.: Шифер - это известный материал, он давно у нас используется, наверное, это интересно. Конечно, архитектурно хотелось бы, чтобы это было красиво. А часто бывает так, что инженерные решения не совпадают с архитектурными. Илон Маск - современный человек, я думаю, что он об этом тоже подумал, и это будет нам интересно попробовать использовать.

По всей видимости, пришла пора менять подход. В 2016 году чистые убытки SolarCity превысили 820 млн долларов, а выручка составила всего 730 млн. Убытки растут быстрее, чем продажи.

В I квартале 2017 года компания установила панели общей мощностью 150 МВт - на 30% меньше, чем в прошлом году. В Калифорнии, на основном рынке SolarCity, солнечная энергетика росла такими высокими темпами, что снабжающие организации с трудом поспевали за изменением нагрузки на электросети. В этом году Ассоциация солнечной энергетики прогнозирует увеличение числа установок панелей всего на 3%. Сравните это с ростом на 60% в 2015-м и на 16% в прошлом году.

За три года производство солнечной энергии в США удвоилось и достигло 56 тыс. Гвт*ч. Оно будет расти и дальше, при этом доля крупнейших производителей - SolarCity, Vivint (NYSE : VSLR) и Sunrun (NASDAQ : RUN) - будет снижаться. Пару лет назад на нее приходилось 60% новых заказов. В настоящее время их доля опустилась до 40% на фоне появления новых, более активных и гибких производителей.

Маловероятно, что новые солнечные крыши позволят Tesla добиться безубыточности, но Маск, похоже, все равно намерен продвигать их. Массовое производство должно начаться на Гигафабрике 2 в Буффало, штат Нью-Йорк. Ее строительство обошлось в 900 млн долларов, при этом 750 млн поступило в виде субсидий от штата. Это крупнейшая подобная фабрика в западном полушарии.

При выпуске новых революционных продуктов всегда существует высокий риск, особенно если их стоимость в два раза выше менее продвинутых аналогов. Dow Chemical ( NYSE : DOW.NYSE) начала производство гибкой солнечной черепицы Powerhouse в 2010 году. Компания надеялась превратить продукт в многомиллиардный бизнес, однако потерпела неудачу. В 2014-м Dow отказалась от строительства завода кремниевых пластин в Теннесси, а в прошлом году и вовсе прекратила производство панелей Powerhouse. Убытки превысили 500 млн долларов. Вспоминается и другой случай: компания Solyndra вложила в революционный дизайн солнечных панелей 500 млн долларов, однако все закончилось банкротством в 2012 году. Были и другие жертвы. SunEdison и Abengoa прекратили свое существование в 2016-м. Sungevity и OneRoof обанкротились. Производители панелей SolarWorld и Suniva в своем крахе обвиняют демпингующие китайские компании.

Джон Бергер, гендиректор Sunnova, солнечной компании из Хьюстона с 50 тыс. клиентов, говорит:

«Это малоприятный факт, но технологии развиваются».

По его словам, он никогда не задумывался о производстве компонентов из-за непрекращающейся череды технологических инноваций. Sunnova выжила и процветает благодаря постоянному контролю за издержками и работе с более обеспеченными клиентами. Бергер восхищается быстрым прогрессом в отрасли и падением цен на фотоэлементы. В настоящее время стоимость оборудования ($0,5 на ватт мощности) занимает малую часть в общих расходах на установку солнечной системы ($3,50 на ватт мощности).

Появление более дешевых и эффективных технологий снижает общую стоимость систем и уменьшает размеры контрактов на установку, чей размер зависит от цены панелей. В прибыльном бизнесе снижение рентабельности можно компенсировать увеличением продаж. При низкой рентабельности (или убыточности) наращивание объемов продаж ускоренным путем ведет к банкротству. После поглощения SolarCity Tesla первым делом прекратила практику продаж под ключ. Это позволило заключать большое количество контрактов, но при это вызвало большое недовольство у потребителей. В настоящее время федеральные службы внимательно следят за тем, как Tesla и Sunrun отчитываются о растущем числе разорванных контрактов.

Тем временем инвесторам следовало бы обратить внимание на обеспеченные активами облигации , выпущенные в последние годы SolarCity и другими компаниями отрасли. В период с 2010 по 2015 год SolarCity и ее конкуренты росли так быстро именно за счет миллиардов долларов заемных средств от банков и хедж-фондов. Основным способом перехода на солнечную энергию в ту пору была аренда солнечных панелей у компании и заключение договора о покупке электроэнергии. Федеральное правительство возмещало по меньшей мере 30% от суммы сделки в форме налоговых льгот и субсидий (и даже в форме ускоренной амортизации!). Компании сдавали солнечные панели домовладельцам в аренду, а те платили за каждый киловатт солнечной энергии, поступающей с их собственных крыш (при этом его стоимость ежегодно возрастала на 3%). Такой подход создавал стабильный поток наличности, отлично подходящий для секьюритизации и выпуска обеспеченных активами облигаций (ОАО).

В 2013 года SolarCity реализовала таких бумаг примерно на 1 млрд долларов. Агентства обычно присваивали подобным выпускам рейтинг ВВВ. В настоящее время средняя доходность бумаг с рейтингом ВВВ равна 3,7%. Среднее истечение их срока составляет около 5 лет. Таким образом, рост процентных ставок на 100 б.п. приведет к снижению стоимости облигаций на 5% или более. В 2008 году доходность облигаций ВВВ подскочила до 10%. В статье, посвященной инновациям в области секьюритизации солнечной энергетики, профессоры Массачусетского технологического института Фрэнсис Салливан и Чарльз Уоррен отмечают, что «очень немногие другие формы секьюритизации обладают такими же фундаментальными технологическими рисками, как солнечные ОАО». Например, автомобили арендуются или сдаются в лизинг на более короткие сроки, плюс работает обширный вторичный рынок. Если клиент перестает платить, возместить потери относительно легко. фондовый управляющий Джеймс Чэнос называет Tesla/SolarCity «ходячими банкротами».

Маск с ними не согласен, как и Бергер из Sunnova. «Облигации великолепно работают», - говорит он. За последние два месяца Sunnova выпустила новых бумаг с покрытием активами на 700 млн долларов. По его мнению, рынок будет постепенно консолидироваться крупными энергетическими компаниями, которые поймут, что солнечные панели (и батареи) естественным образом сочетаются с уже работающими газовыми электростанциями. Со временем солнечная энергетика перестанет нуждаться в субсидиях и превратится в скучный, но стабильный бизнес. Возможно, на рынке есть ниша даже для стеклянных солнечных крыш, но вероятность этого мала. Бергер говорит:

«Это не Facebook. Это бизнес со вполне конкретной продукцией. Выигрывает производитель с наименьшими издержками».

Но SolarCity едва ли можно назвать низкозатратным производителем - в прошлом году компания сократила 20% своих сотрудников. 16 мая гендиректор и соучредитель Линдон Райв объявил о скором уходе. По его словам, сегодня компания «здоровее, чем когда-либо». Гендиректор так и не выполнил свое обещание к 2018 году привлечь 1 млн клиентов (сейчас их число составляет около 325 тыс.). Возможно, Райв попытается еще раз; недавно он рассказал Reuters о планах основать новую компанию в следующем году.

Подготовила Евгения Сидорова

По словам представителей компании, средняя цена на такую крышу в США составит 65 долл. за квадратный метр. То есть для того, чтобы покрыть средний дом, нужно будет потратить 50 тыс. долл., но это, по расчетам Tesla, позволит сэкономить 64 тыс. долл. в течение следующих 30 лет.

«Хотя стоимость наших солнечных плиток - выше, разница компенсируется стоимостью энергии, которую вырабатывает плитка», - пишут представители Tesla в своем блоге.

Из четырех типов панелей, которые анонсировала Tesla, сейчас для предварительного заказа доступны только два - гладкие и текстурированные. Генеральный директор Tesla Элон Маск написал в Твиттере, что тосканские и французские сланцевые сорта поступят в продажу примерно через шесть месяцев. Маск также сообщил, что солнечная крыша Tesla будет доступна почти в любой стране. Поставки в США начнутся уже в этом году, в другие страны - через пару лет. Россия пока в список не вошла.

Как работает?

«Солнечная крыша» от Tesla соединяется с батареей Powerwall 2, способной хранить 14 кВтч энергии и обеспечивающей непрерывное потребление мощности 5 кВт с пиком потребления 7 кВт. Сами плитки изготавливают из закаленного стекла для защиты панелей от повреждений. Они имеют специальную текстуру, чтобы их можно было принять за обычные кровельные плитки и не привлекать лишнего внимания, пишет the Verge.

Tesla утверждает, что ее плитки не разрушаются со временем, как, например, асфальт или бетон. «Солнечная крыша - самая прочная, и она будет поставляться с гарантией на весь срок службы вашего дома», - говорится в сообщении компании.

Чтобы подтвердить долговечность и прочность «солнечной крыши», Маск опубликовал в Инстаграме снятое в режиме замедленной съемке видео, на котором огромный ледяной шар попадает на крышу. Выглядит эффектно.

Подробности Опубликовано: 29.10.2016 10:28

На пятничном мероприятии в Лос-Анжелесе Tesla представила долгожданный «новый продукт». Презентацию, как обычно, проводил глава компании Илон Маск и одной из его задач было продемонстрировать преимущества будущего слияния SolarCity и Tesla.

«Есть три основополагающих компонента, которые смогут посодействовать решению проблемы глобального изменения климата, а также привести человечество к устойчивому будущему: это возобновляемые источники, технологии накопления энергии и электрический транспорт», - отметил Маск.

Главной новинкой компании стала «солнечная» крыша (Solar Roof). Она представляет собой цельную кровельную систему с интегрированными в нее солнечными панелями. Ее особенностью является внешнее сходство с традиционными материалами для кровли – с земли ее практически невозможно отличить от крыш обычных домов, в тоже время, она является абсолютно прозрачной для солнечного излучения.

Для этого было предусмотрено несколько вариантов покрытий для фотоэлектрических модулей.

Кровля, имитирующая шиферную плитку

В стиле натуральной глиняной черепицы Тоскана

Глянцевая стеклянная плитка

Текстурированная стеклянная плитка

По словам Илона Маска, стоимость солнечной крыши «Тесла» с учетом сгенерированного ею электричества обойдется дешевле традиционных решений. А в ее надежности не стоит сомневаться, так как фотоэлектрическая кровля намного крепче других материалов:


Также на презентации было представлено следующее поколение домашних аккумуляторов. Бытовые накопители Powerwall 2 отличаются от своих предшественников более компактными размерами и увеличенной емкостью. Новые батареи Tesla вмещают 14 кВт*ч энергии (ранее это было 10 кВт*ч) и способны выдавать номинальную мощность 5 кВт, а при пике нагрузок – до 7 кВт.

Теперь предусмотрена возможность установки батареи как внутри здания, так и за его пределами (на улице), а также два варианта крепежа – напольный и настенный. Производитель дает 10-ти летнюю гарантию на свой продукт, а цена Powerwall 2 повысится до 5,5 тысяч долларов, тогда как ранее она стоила около 3,5 тысяч.

"Объединяя батарею Powerwall 2, солнечную энергию и электромобиль, мы создаем новый стиль жизни с нулевым уровнем выбросов. Всего за один час солнце доставляет на Землю такой объем энергии, который способен обеспечить энергетические потребности всей нашей планеты в течение целого года. Ваш дом может использовать этот бесплатный и обильный источник энергии за счет накрышных солнечных панелей, превращая солнечный свет в электричество для непосредственного использования или хранения в батарее PowerWall", - сообщается на сайте Tesla.

Вопрос объединения Tesla и SolarCity будет обсуждаться акционерами 17 ноября. Если слияние состоится, «солнечную» кровлю будут производить на фабрике в городе Буффало (Нью-Йорк). Инициатором сделки, оценивающейся в 2,6 млрд долларов, выступает Илон Маск, который является главным акционером обеих компаний.

«В этом вы видим будущее устойчивого развития. Электрический автомобиль, батарея и солнечные панели в виде крыши. Ключ к успеху заключается в том, чтобы они были доступными, красивыми и максимально интегрированными», - заключил Маск.

gastroguru © 2017