Хитрые гласные буквы в русском языке. Безударный хитрый гласный, слышим мы его прекрасно. Нужна ли фонетика школьнику

Петрова Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Шолоховская гимназия, станица Вёшенская"
Населённый пункт: Станица Вёшенская Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Гласная буква Ёё. В чём хитрость этой буквы?
Дата публикации: 21.11.2016
Раздел: начальное образование

1 Методическая разработка урока литературы с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Урок литературного чтения. (обучение грамоте) 1 класс Тема урока: Гласная буква Ёё. В чём хитрость этой буквы? ТЦУ: знакомство с буквой Ёё, развитие умения обозначать мягкость согласных звуков на письме; развитие фонематического слуха, устной речи, интереса к чтению, орфографической зоркости, расширение активного, пассивного, потенциального словаря детей, используя правильные начертания букв, воспитание любви к родному краю, к родной природе. Оборудование:  компьютер, доска starBoard;  музыкальное оформление (песенка про Мамонтенка)  мультфильм « Мама для мамонтёнка»  карточки с буквами Ее,Ёё  рисунки детей  Р.Н.Бунеев.Азбука Программное обеспечение: Презентация: «Гласная буква Ёё. В чём хитрость этой буквы?» Ход урока Слайд 1. Организационный момент. Слайд 2. Создание ситуации успеха -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие вместе с Ёжиком и познакомимся с удивительным миром букв. Слайд 3. Девиз урока: Каждый день всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. Слайд 4. Актуализация знаний. -Какие гласные буквы служат для обозначения твердости согласных?(а, о, у, ы) -Какие гласные буквы из изученных служат для обозначения мягкости согласных? (и, е.) -В чем хитрость буквы е? (Хитрая лисичка - буква е обозначает два звука[ й’э], когда находится в начале слова или после гласных. Когда находится после согласных, то обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э]. Слайд 5. Наблюдение. Какие звуки обозначает буква Ё. 1
2 Отгадайте загадку: Ну и платье: Сплошь иголки Его носят вечно… ……………….ёлки. -Какой звук мы слышим вначале слова елки? [й’ о] -Звуки [й’ о] на письме обозначаются буквой Ёё. Слайд 6. Наблюдение. Какие звуки обозначает буква Ё. -Что больше всего на свете любит медведь? Мёд -Какие звуки мы слышим в этом слове? [м’ о т] -Дайте характеристику каждому звуку. Звук [м’] - согласный, звонкий, мягкий. Звук [о] - гласный? ударный. Звук [т] - согласный, глухой, твердый. Слайд 7. Знакомство с буквой Ё. -Объясни наряд буквы Ё. Звук [о] на письме обозначается буквой ё и показывает мягкость предшествующего согласного. Нарядите букву-человечка и объясните. Работа с учебником (стр.105) 1.-Как вы думаете, почему гласные е и ё дружат и стоят вместе, взявшись за руки? (Хитрая лисичка - буква е обозначает два звука[ й’ э], когда находится в начале слова или после гласных. Когда находится после согласных, то обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э]. 2. Чтение слов и слогов с буквой ё. Продолжение наблюдения за словами с буквой ё. - Сравните первые звуки (нос - нес [н] - [н’]) - Какие звуки вы слышите после этих согласных звуков? [о] - Почему разные гласные буквы в этих словах? (Буква ё обозначает после согласных звук [о] и показывает, что этот согласный мягкий. Буква о обозначает звук [о] и показывает, что согласный твердый) - Прочитайте слова следующего столбика про себя, поставьте в словах ударение. - На что обратили внимание? (На букву ё падает ударение) - Зная, что буква ё всегда ударная, знак ударения над словом, где есть эта буква, мы не будем ставить. 3. Сейчас я прочитаю вам сказку « Почему Ё всегда ударная» 2
3 Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву- букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная. - Так почему же буква Ё всегда ударная? Слайд 8. Игра. Моя вообразилия. На что похожи буквы е и ё? Е и Ё –родные сестры, Различать сестер не просто, Но у буквы Ё две точки, Словно в лесенке гвоздочки. Слайд 9. Работа со скороговорками. Повторяя их, можно научиться правильно произносить звуки. Их даже рекомендуют взрослым артистам, так как скороговорки развивают органы речи, развивают активную артикуляцию и четкую дикцию. -Какие скороговорки вы знаете? Три сороки – тараторки тараторили на горке. Страшна пушка у опушки. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешен. Кошка крошка на окошке кашку кушала по крошке. Расскажите про покупки, про какие про покупки, Про покупки, про покупки, про покупочки мои. Собирала Маргарита маргаритки на горе. -Мы познакомимся с новой скороговоркой. Проворонила ворона воронёнка. Прочитайте. -Как вы понимаете эту скороговорку? -Что вы заметили? (Все эти три слова в скороговорке – однокоренные слова.) -Давайте произнесем ее сначала медленно, затем умеренно быстро, а потом быстро. Работа в парах. - Кто хочет выступить перед классом? Слайд 10. Игра. Что вы знаете об этих буквах? ё ш р Составьте слово. (ёрш) - Что обозначает это слово? (Это рыба) Слайд 11. Ёрш.(текст) Река Дон богата рыбой. В Дону водятся и ерши. Ерш- это последняя рыба, о которой мечтает рыбак, отправляясь на рыбалку. И напрасно. Ерш придает ухе и пикантный вкус и нежный аромат (ерша для приготовления от чешуи и слизи не очищают, так как именно в ней кроется секрет ароматности этой рыбы). --Как ласково назвать эту рыбу?(Ёршик). Какое другое лексическое значение имеет это слово? 3
4 Слайд 12. Ёршик.Растение. Ёршик– это растение, которое можно встретить на побережье Черного моря. Слайд 13. Ёршик. Ёршик- это предмет, которым моют бутылки и посуду. Слайд 14. Многозначность слов. Это слово многозначное, так как имеет несколько лексических значений. Слайд 15. Корень слова. ёрш ёршик ершистый -Прочитайте, что вы заметили? (Корень) ёрш ёршик ёршистый -А что такое корень?(Одинаковая часть родственных слов.) -А какие орфограммы вы заметили в этих словах? (ШИ пиши с буквой и.) Работа с учебником. (стр.106) -Прочитайте слова и объясните, а эти слова считаются родственными? -Как вы понимаете слово детеныш? Слайд 16. ИГРА: «Угадай детеныша» -Я называю взрослое животное, а вы называете его детеныша. слон- слонёнок корова-телёнок кит-китёнок кот-котёнок мамонт-мамонтёнок -Прочитайте слова, обозначающие детенышей животных. Слайд 17. Суффикс. -Что придает этим словам уменьшительно-ласкательное значение? (Суффикс -ёнок-) -Кто такой мамонтенок? (Мамонтёнок- детёныш мамонта) Слайд 18. Физминутка (музыкальная) -На какого современного животного похож мамонт? -Чем отличается? -Представьте себе, что мы сейчас перенеслись на северный полюс, холодно, зябко. Давайте потрём наши ручки, носик, щечки, ушки, попрыгаем на одной ножке, потом на другой. Согрелись? -А теперь давайте присядем на снежок и посмотрим и споем песенку про мамонтенка и посмотрим отрывок из мультфильма. -Понравился вам герой этого мультфильма? -А чем он вам понравился? Так полюбился этот герой детям, они стали его рисовать и посылать в Интернет свои рисунки. 4
5 Слайд 19. Выставка детских рисунков. Слайд 20. 1.Словарная работа Кайнозойская эра-эра в геологической истории Земли протяженностью в 65,5 миллионов лет. Первобытные люди-люди, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Огромное грациозное животное- большое, красивое животное. Каменные пещеры- первые жилища первобытных людей. Наскальные рисунки- рисунки на стенах каменных пещер. Интернет-международная (всемирная) компьютерная сеть. Якутия-Дальневосточный федеральный округ (один из самых больших регионов страны). 2.Прогнозирование содержания текста. -Прочитайте название текста, рассмотрите иллюстрацию. Подумайте, о ком этот текст? Слайд 21.Текст. С.Самсонова. Мамонты. Мамонты жили в кайнозойскую эру, когда появился первобытный человек. Первобытным людям нравилось это огромное грациозное животное и они рисовали его на стенах в каменных пещерах. Вот один из наскальных рисунков, взятых из Интернета. Слайд 22. Работа над текстом. С.Самсонова «Мамонты» 1. Прочитайте текст про себя. 2. Подумайте, о ком этот текст? 3. Что вы узнали нового о мамонтах? 4. Прочитайте текст вслух. 5. Найдите слова с буквами е и ё. Слайд 23.Итог урока. Мы путешествовали вместе с Мышонком, как вы думаете чему он научился. -С какой буквой мы познакомились? -Почему эта буква хитрая? -Приведите примеры. Слайд 24. Спасибо за урок. 5

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

Гласных букв 10:

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и] - и (ми лый ).

[ы] - ы (мы ло ).

[а] - а (ма й ) и я (моя ).

[о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).

[э] - э (э то ) и е (мe л ).

[у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю .

Обратите внимание!

1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];

    после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:

    Я - , е - , ё - , ю - .

    Например:

    1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];

    2. в начале слова: е л , я к ;

    3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

Обратите внимание!

1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова - буквой й ;

    Май [ма́j ].

    в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

    Е л , я к .

    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .

    Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

    Неразделительный ь :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель [м’э́л’];

    2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Другие темы

Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный встал под ударенье, Чтоб развеять все сомненья.

Картинка 9 из презентации «Ударные и безударные гласные» к урокам русского языка на тему «Безударные гласные»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Ударные и безударные гласные.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 63 КБ.

Скачать презентацию

Безударные гласные

«Гласные и согласные» - Этимология. Программа Н.Ф.Виноградовой «21 век». Как назвать одним словом? Словарная работа. А, я, о, ё, у, ю, и, ы, э, е. Поставьте вопрос к слову ПОРТФЕЛЬ. Назовите согласные звуки. Что такое портфель? Назовите в слове гласные звуки. Какие гласные звуки вы знаете? Пальцы дружно отвечают, головами все кивают.

5. «Правила ослика». 1. Чередование гласных корне. Тема: «Корни с чередованием гласных Е/И». 2. Чередование гласных в корне. 4. 3. мер/мирА.

«Гласные звуки» - Чем отличаются звуки речи от всех других звуков? У а л г у а е т м н ё ы з в з д. Опыт №1. Фонема – звук. Надув шарик, наденем на трубку две тонкие резиновые плёнки. Ход урока. Работа с теоретическим материалом учебника. Демонстрация опытов - Давайте проверим, как рождаются звуки. 2. На доске записано в два столбика.

«Ударные и безударные гласные» - Спишите, изменяя слова по образцу. Ударные и безударные гласные звуки. С Е торопят, если знают, Что недолго уж до срока. Выполнила Горбунова Р.Г. учитель начальных классов. Цели. Подберите проверочные слова. Правило. Что? Припишите проверочные слова. Какой? Килограмм яблок. Шарады. Спишите четыре нужных слова.

«Гласные и согласные буквы» - Т.В. Черепанова, учитель МОУ ООШ № 21, г. Оленегорск. Гласные и согласные буквы. Р. Дорогие ребята! А. Ю. Ф. Ш. Технологический приём анимированная сорбонка.

«Урок Безударные гласные» - Тема повторения: Правописание безударных гласных в корне слова. Тема: Беглые гласные в корне слова. Наблюдение, выводы; Сопоставление своих выводов с выводами в учебнике. Объяснение пропущенных орфограмм (упр. № 85). Какое задание было самым трудным, интересным? Пень - пни. Работа с правилом на стр. 123.

Всего в теме 16 презентаций

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона - без участия шума.


Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения.

Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.

В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм - формировать ударение, участвовать в формировании интонации (в том числе эмоциональной - “Как она пла-авает!” - говорим мы, когда хотим выразить свое особенно теплое отношение).

Основа гласных звуков - тон. Поэтому гласные звуки хорошо слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы зовем "ау-ау-ау! ").

Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки . Это транскрипция. В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания.

10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и условно называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е) .

Гласных звуков шесть - [А] [О] [У] [Ы] [И] [Э].

В русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных или хитрых гласных звуков).

Звуковое значение букв е, ё, ю, я.

1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

в начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма; после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть; после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.
Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству­ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер­дости-мягкости: мех - [м′эх], нёс - [н′ос], люк - [л′ук], мял - [м′ал].

Доклады и сообщения по русскому языку

К теме: ФОНЕТИКА

Среди всех многочисленных согласных звуков русского языка выделяется один, и отличается он тем, что не имеет своего определённого обозначения, своей буквы. Иногда его обозначают буквой й, но чаще всего он скрывается под другими буквами. Что же это за звук такой хитрый? Есть он во многих словах, например, в словах подъезд, семья, гайка, шью, объявление, ель, яблоко, юнга, ёж и многих других. Догадались, о каком звуке идёт речь? Ну конечно, о звуке йот [j]]. Этот звук есть во многих европейских языках: в немецком, английском, французском, чешском, польском, - но в этих языках он всегда обозначается самостоятельной буквой. А в русском языке отдельной буквы для него нет. Как же его находить? Если слова начинаются с букв е, ё, ю, я, то начальным звуком в этих словах будет йот: егоза, ерунда, ёлка, ягода, язык, юг, юла.

Йот является согласным звуком, поэтому не может находиться после согласных. Если йот оказывается после согласных, то появляется разделительный знак: либо твёрдый-обычно после приставок (съел, объём, предъявить), либо мягкий - после согласных в других частях слова (пью, шьём, стулья).

Иногда хитрый йот обозначается буквой й (когда оказывается после гласных): чайка, пой, смелей, злодей, короткий, музей, юбилей, поцелуй, планетарий.

Когда йот скрывается в других буквах, найти его помогут родственные слова. Например, в словах: моя, воет, военный, веялка - йот скрывается в других буквах. Но если к этим словам подобрать родственные слова, то он сразу становится виден: мой, вой, война, вей.

Убедились, что хитрый йот любит прятаться? Тогда послушайте одну сказочную историю - она поможет вам лучше запомнить проделки йота.

В славном городе Звукобуквинске жили-были Буквы и Звуки. Дружно жили. Но всякий обращал внимание на то, что все буковки выглядели крепенькими, румяными да весёлыми, а звуки были вечно грустные да бледные. А всё потому, что буквы занимались спортом, а звуки ленились и часто болели. Самым распространённым недомоганием у звуков считалось острое фонетическое расстройство. То у них мягкость в голосе пропадала, а то наоборот - твёрдость в ногах.

Однажды в кабинет главного врача вошла бледная буква Я. Она прежде никогда не болела и была очень напугана своим самочувствием.

Что с вами? - спросила взволнованная В.

Я недомогаю... что-то мешает внутри.., - ответила буква Я.

Нужен рентген! Сказано - сделано. Посмотрела В на снимок, а там...

У вас же внутри ЙОТ!

Это опасно? - забеспокоилась Я.

Нет. Это случается иногда у некоторых букв. Например, вчера обращались сестры Е и Ё, а на прошлой неделе - Ю. С ними такая же история, как у вас. Понимаете, с вами играет в прятки ЙОТ! Просто так его не увидишь. Он - невидимка и любит всех подурачить.

Какое же лекарство вы мне посоветуете?

Как можно чаще делайте фонетический разбор тех слов, с которыми вы работаете. Только так можно обнаружить ЙОТ!

Собрались Ю, Я, Е, Ё вместе, посоветовались друг с другом и решили быть всегда начеку, если вставали:

В начале слова;

После гласной;

После разделительных Ъ и Ь.

Они даже вскоре издали об этом специальный закон.

Но те, кто об этом законе ничего не слышал, и те, кто не умеет делать фонетический разбор, часто оказываются одураченными проказником ЙОТОМ (который больше всего на свете любит играть... в прятки!).

"Доклады и сообщения по русскому языку" В.А. Крутецкая. Дополнительные материалы, полезная информация, интересные факты. Начальная школа.

gastroguru © 2017