Греческие мифы эдип полная легенда. Трагедия царя эдипа. Образ Эдипа в мировом искусстве



Лай, сын Лабдака из рода Кадма, был царем в Фивах. Он был женат на Иокасте, дочери фивапца Менокея, но не имел от этого брака детей. Страстно желая иметь наследника, он обратился к дельфийскому оракулу и получил от пего следующее предсказание:
- Лай, нет тебе благословения в детях! Боги пошлют тебе сына, но ты погибнешь от руки его. Горе тебе и твоим потомкам!

Лай в ужасе рассказал жене о страшном предсказании. Оба они были так смущены и напутаны им, что когда Иокаста действительно родила сына, то Лай не захотел даже взглянуть на него. Спустя три дня он приказал бросить ребенка в диких горах Киферона, и при этом собственной рукой проколол ему ступни, чтобы он не мог спастись. Но пастух, которому было поручено бросить его в горах, сжалился над ни в чем неповинным ребенком и передал его другому пастуху, который пас стада коринфского царя Полиба. Сам же он вернулся во дворец и донес Лаю, что его приказание исполнено.

После этого королевская чета, думая, что ребенок погиб в суровых горах, забыла и думать о мрачном предсказании. Между тем пастух Полиба заботливо перевязал ребенку израненные моги и назвал его по ранам Эдипом (Опухшие ноги). Сначала он ухаживал за ним сам, а потом передал его своему царю, который сильно привязался к мальчику и стал воспитывать его, как своего сына.

Эдип, подрастая, был также вполне убежден в том, что он есть истинный сын и наследник Полиба. Поэтому он был сильно смущен, когда однажды какой-то старый подвыпивший коринфянин, рассердившись на него, сказал, что он не настоящий сын Полиба. Эдип сейчас же поспешил к царю и царице и потребовал от них объяснение непонятных ему слов; тщетно они разубеждали его и бранили старого болтуна – сомнение овладело душой юноши. Не находя себе покоя, он решил, наконец, отправиться к дельфийскому оракулу и вопросить его. Но это путешествие ие дало ему успокоения; напротив, Аполлон предсказал, что в будущем его ждет новое ужасное несчастье.

Беги своего отца, сказал он юноше, – ибо, если ты встретишься с ним, то ты убьешь его и женишься на своей матери.

Объятый ужасом, Эдип не решился вернуться обратно в Коринф, боясь, что там совершится над ним злая судьба, предсказанная ему, и направил свой путь в Беотию.
Он шел пустынной, узкой тропинкой между Дельфами и Даулией, как вдруг па одном повороте встретил колесницу, в которой сидел старец с возницей и глашатаем. Возница грубо столкнул его с дороги, за что вспыльчивый Эдип сильным ударом сшиб его с колесницы. Тогда старец нанес Эдипу сильный удар по голове остроконечной палкой, бывшей в его руке, так что у него показалась кровь. Этот удар окончательно вывел Эдипа из себя; взмахнувши своей дорожной дубиной, он опустил ее с ужасной силой на голову старца, и тот, обливаясь кровью, мертвый пал со своего сиденья. Юноша был в полной уверенности, что убил просто упрямого беотийца с его слугой, так как старец не имел никаких знаков, которые бы указывали на его более высокое положение. На самом же деле это был Лай, король Фив, направлявшийся к оракулу в Дельфы; так исполнилось ужасное предсказание, два раза сделанное оракулом.

Незадолго перед этим около Фив появилось ужасное крылатое чудовище, называвшееся Сфинксом; спереди оно имело вид девушки, задняя же часть его была львиная. Это чудовище, сестра адского Цербера, поместилось на скале и оттуда предлагало фиванцам разного рода загадки. Если спрашиваемый не мог разрешить их, то Сфинкс разрывал его на куски; таким образом уже погиб родной племянник Иокасты, сын ее брата Креона, захвативший после смерти Лая власть в свои руки. Это бедствие побудило, наконец, фиванских князей объявить, что тот, кто освободит город от чудовища, получит в награду Фиванское царство и руку царицы.

Как раз в тот день, когда это было возвещено, Эдип, усталый от своих странствований, подходил к воротам Фив. Опасное приключение прельстило его, и, кроме того, он в силу ужасного предсказания оракула не особенно дорожил своей жизнью. Он смело поднялся на скалу и позволил Сфинксу предложить себе загадку; она гласила следующее:
- Назови мне животное, которое утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух и вечером на трех! Сила и скорость его движений бывает меньше всего тогда, когда оно имеет большее количество ног.

Загадка не смутила умного юношу; он улыбнулся и сейчас же дал ответ.
- Животное это – человек, – сказал он, – который по утру своей жизни ходит на двух руках и двух ногах; в полдень своей жизни, когда он становится наиболее сильным, ходит на двух ногах, и к вечеру жизни, когда слабеет и становится стариком, он ходит с помощью палки, которая становится для него третьей ногой.

Загадка была разгадана, и Сфинкс, полный досады и страха, сам бросился со скалы и расшибся до смерти. Эдип же получил в награду Фивы и руку королевы Иокасты. Эта последняя родила ему четырех детей – двух близнецов Етсокла и Полиника и затем двух дочерей Антигону и Йемену. Так сбылась и вторая часть ужасного предсказания.

Но истинный смысл всего совершившегося был долгое время скрыт ото всех, и Эдип еще несколько лет счастливо правил Фивами. Наконец, боги наслали на страну чуму, против которой не помогали никакие средства. Испуганные фиваицы искали помощи и защиты против страшного бедствия у своего короля, которого они считали любимцем богов. Эдип, не будучи в состоянии ничего сделать, послал Креона в Дельфы вопросить бога о том, как избавиться от ужасной болезни.

Ответ оракула был неутешителен. Бог говорил, что на стране лежит тяжелым проклятием неотомщенное злодейское убийство Лая; он приказывал найти преступника и изгнать его из пределов страны. Эдип, на котором лежала обязанность примирить богов со страной, призывал всех сообщить все, что им известно об убийстве Лая, обещая за это большую награду и благодарность всей страны. Он позвал, кроме того, слепого Тиресия, пользовавшегося большим уважением и любовью за свой дар ясновидения. Слепой старец явился в сопровождении мальчика на народное собрание, где Эдип просил его навести их на след преступника.

Тиресий испустил крик отчаяния.
- Ужасно знание, – воскликнул он, – которое открывает познающему только преступление. Позволь мне молчать, и не пытайся открыть смысл изречения оракула!

Напрасно король просил старца открыть тайну, напрасно молил о том же народ, стоя на коленях, – ясновидец не произносил больше ни слова. Тогда Эдипа обуял гнев, и он осмелился оскорбить старца, назвавши его соучастником убийцы. Это обвинение заставило Тиресия прервать свое молчание, и он вскричал:
- Если ты хочешь знать это, так слушай! Ты сам тот изверг, из-за которого гибнет этот город! Ты – убийца царя! Ты опозорил свой род, женившись на собственной матери!

Эдип в своем ослеплении начал бранить прорицателя лжецом и шарлатаном, подкупленным Креоном, но тем суровее становились обличение Тиресия; он предрекал ему и всему его роду проклятие богов и, наконец, разгневанный, приказал своему мальчику увести себя. Между тем пришел Креон, и между ним и Эдипом завязалась перебранка, которую Иокаста тщетно пыталась прекратить. Она, со своей стороны, так же ослепленная, как и Эдип, громко проклинала Тиресия.

Как мало знает этот прорицатель, – восклицала она, – лучше всего видно на этом примере! Мой первый супруг Лай получил некогда предсказание, что он умрет от руки сына. Но наш единственный сын погиб в пустынных горах трех дней от рождения, а мой муж был убит на перекрестке разбойником!

Эти слова глубоко поразили Эдипа.
- Лай был убит на перекрестке? – спрашивал он тревожно. – Опиши мне его вид, сколько лет было ему тогда?

Он был большого роста, – отвечала Иокаста. – Первые старческие белые локоны украшали его голову, а своей осанкой и лицом он походил на тебя.

Тиресий прав! – смущенно произнес Эдип, который впервые начал предчувствовать истину. Со страхом он начал расспрашивать дальше, но все признаки сходились, и ужасное предчувствие начало превращаться в уверенность.

Как раз в это время явился посол из Коринфа и сообщил, что отец Эдипа, Полиб, умер и освободившийся трон ждет его. Иокаста еще раз начала торжествовать.

Так вот какова правдивость божеских предсказаний! – восклицала она. – Тебе было предсказано, что ты убьешь своего отца, а, между тем, он тихо скончался от старческой слабости в своей постели.

Но совсем иначе это известие подействовало на Эдипа, который сейчас же вспомнил подвыпившего коринфянина, впервые поселившего в нем подозрение о его происхождении. Посол рассеял в нем последние остатки сомнения. Это был тот самый человек, которому пастух Лая передал ребенка вместо того, чтобы бросить его в пустынных горах. Он легко смог доказать Иокасте и Эдипу, что последний, хотя и был наследником Полиба, но был не родным, а только приемным сыном его.

Теперь все сомнения были развеяны, и весь ужас его поступков предстал перед глазами Эдипа. Оглашая воздух криками отчаяния, метался Эдип по улицам города, прося всех попадавшихся на его пути дать ему меч, чтобы умертвить себя и свою мать. Но все с ужасом сторонились его, и он, измученный, вернулся во дворец. А там его ожидало уже новое ужасное несчастье; Иокаста, подавленная сознанием своего ужасного, хотя и невольного преступления, повесилась, и Эдип нашел только ее холодный труп. Со стонами освободил он из петли тело и, положив его на землю, снял золотые застежки, бывшие на груди Иокасты. Высоко подняв их правой рукой, он проклял в безумии себя и свое зрение и с силой воткнул золотые острия застежек в свои глаза, пока из них не брызнул поток крови. Затем он приказал вывести себя из дворца и отвести на площадь, чтобы покаяться перед народом в своих преступлениях, сделавших из него проклятие для всей страны. Слуги исполнили его желание, но народ встретил своего любимого царя с состраданием, и никто не выказал ему ни малейшего презрения. Сам Креон поспешил к нему, чтобы выразить свое сочувствие.

Подавленного горем Эдипа тронула эта доброта; он передал свой трон Креону, который должен был царствовать до тех пор, пока не подрастут сыновья Эдипа, и просил у него защиты и покровительства для своих дочерей. Он просил похоронить свою несчастную супругу и дать ему провожатых, которые отвели бы его на гору Киферон, где он хотел кончить жизнь согласно воле богов.

Креон исполнил его просьбу, и уже на следующее утро Эдип отправился в путь, желая как можно скорее окончить все расчеты с жизнью, сделавшейся для него одним сплошным позором. Обе дочери, Антигона и Йемена, провожали его до самых ворот города и со слезами умоляли его вернуться назад. Но он был неумолим, и тогда, в момент расставания, Антигона заявила, что будет и дальше сопровождать его; она уговорила свою младшую сестру Йемену остаться с братьями и своими заботами заменить им погибшую мать.

И вот Антигона отправилась с отцом на чужбину, разделяя с ним нужду и голод во время долгих странствований по безводным пустыням и диким лесам. Вместо того, чтобы наслаждаться беззаботной жизнью у братьев, нежной девушке приходилось теперь страдать под палящими лучами солнца и проливными дождями, отдавая последний кусок хлеба несчастному отцу. Дорогой Эдип переменил свое намерение и решил прежде всего посетить оракула Аполлона; там ему было предсказано, что он получит успокоение не прежде, чем придет в назначенную ему страну, где суровые богини Эвмениды прекратят свое преследование и оставят его.

Выполняя предсказания бога, бродил Эдип по греческим странам, питаясь милостыней, которую подавали ему и его дочери сострадательные люди.
После продолжительного странствования они пришли в афинскую область Колон. Там находилась, как они узнали у жителей, роща Эвменид, под именем которых афиняне чтили Эринний. В Афинах в это время царствовал славный Тезей; узнав о прибытии Эдипа, он сейчас же поспешил в Колон и дружелюбно встретил несчастного странника.

Мне небезызвестна, бедный Эдип, твоя судьба, – сказал он, – и она глубоко трогает мою душу. Скажи мне, чего ты хочешь в Колоне. – Дай мне убежище, о царь, и могилу – вот все, в чем я нуждаюсь теперь, – ответил Эдип.

Тезей предложил ему или отправиться с ним в Афины, или остаться в Колоне; Эдип избрал второе, так как предчувствие говорило ему, что здесь суждено ему найти последнее успокоение. Царь охотно исполнил его желание, – и Эдип, полный благодарности, произнес торжественное благословение над Афинами; затем он попросил проводить его на то место, где он должен был умереть.

В сопровождении своей дочери и избранных граждан Колона углубился он в мрачную темноту рощи Эвменид. Не было нужды вести Эдипа; двигаемый какой-то чудесной силой, слепец шел один впереди всех и указывал остальным дорогу к месту, предназначенному судьбой.
В середине этой рощи находился ход под землю, к прикрытому отверстию которого со всех сторон сходилось множество тропинок; этот ход, как гласило сказание, вел в подземное царство. Здесь остановился Эдип; он снял свое запыленное платье, смыл с себя всю грязь и пот, накопившиеся за время его долгих скитаний и облачился в красивые одежды, подаренные ему Тезеем.

Когда он кончил омовение и переодевание, внезапно из-под земли раздался удар грома и в воздухе прозвучал повелительный голос:
- Не медли более, Эдип!

Нельзя было решить, откуда прозвучали эти слова, с неба или из-под земли.

Эдип, услыхав их, подозвал к себе Тезея и вложил в его руку руку своей дочери, прося его взять ее под свое покровительство и защиту. Затем он простился с окружающими и приказал им, не оборачиваясь, удалиться от него. Только один Тезей мог подойти с ним к самому отверстию преисподней.
Антигона и колонские граждане молча исполнили его приказание и удалились от него, не смея повернуть назад своих взоров.
И тогда произошло великое чудо. Темное отверстие подземного царства тихо и бесшумно поглотило Эдипа, и он плавно, как на крыльях, начал спускаться в глубину. Тезей стоял около края отверстия, закрыв рукою глаза, точно стараясь защитить их от яркого видения. Совершив короткую молитву, король подошел к Антигоне и уверил ее в своем покровительство. После этого он возвратился вместе с ней в Афины, откуда через некоторое время отправил ее, по ее желанию, в Фивы.

Так тихо и мирно закончил свою полную испытаний жизнь страдалец Эдип.

Однажды бездетный царь Фив Лай обратился к Дельфийскому оракулу с вопросом: родится ли у него ребенок, он ведь уже не молод? Оракул сказал, что у него родится сын, и этот сын убьет его. Ответ оракула ужаснул царя. Когда у него вскоре на свет появился сын, он приказал проколоть ему ноги и бросить в лесу. Но раб пожалел хорошенького мальчика и передал его пастуху. Пастух отнес младенца к царю Полибу в Коринфе. Бездетный царь взял его на воспитание и назвал Эдипом за распухшие от ран ноги.

Эдип вырос, возмужал, стал сильным, но ничего не знал о своем происхождении. Как-то один из гостей царя Полиба во время пира назвал его приемышем. Это замечание глубоко задело юношу. Он захотел узнать тайну своего рождения. Но приемные отец и мать ничего не могли ему толком рассказать. Тогда он отправился в Дельфы к оракулу, чтобы спросить у него. Ответ оракула был страшен, Эдип едва не лишился чувств, услышав его.

Тебе уготована ужасная судьба, Эдип,- сказал ему оракул.- Ты станешь убийцей своего отца. Потом ты женишься на собственной матери, у тебя от нее родятся дети. Их проклянут люди и боги. Их все будут ненавидеть.

Узнав такой приговор, Эдип решил не возвращаться к своим родителям, испугавшись предсказания оракула.

Он стал вечным скитальцем и жил там, где придется. Так он случайно оказался на дороге, которая вела в Фивы. Вдруг он услышал звук колесницы. Глашатай, правивший ею, грубо оттолкнул Эдипа, пригрозив ему кнутом. Эдип толкнул его в ответ. Но сидевший в колеснице старец со злобой ударил Эдипа посохом по голове. Тут Эдип рассвирепел, схватил посох и убил старика, потом расправился с глашатаем и слугами.

Никого не оставил в живых, только один раб сумел убежать. После этого Эдип продолжил свое путешествие и пришел в Фивы. Он не считал себя виновным, так как ни на кого не нападал, никого не хотел убивать, напали на него, а он защищался.

В городе царило всеобщее уныние. Прибежавший раб сообщил о гибели царя Лая, которого убил какой-то прохожий. Люди не знали, что и думать, кто и зачем это совершил. Но помимо этой беды, мучила город и другая: страшный Сфинкс поселился возле Фив на горе Сфин-гион и требовал себе человеческих жертв.

Посочувствовав горю граждан, Эдип захотел помочь им. Он решил пойти к ненасытному Сфинксу и выяснить, как можно освободиться от него.

Сфинкс был чудовищем с головой женщины, туловищем льва и гигантскими крыльями. Одним своим видом он пугал людей. Его на Фивы наслали боги, они же постановили, что он исчезнет, когда кто-нибудь сумеет решить его загадку, которую он загадывал всем, кто проходил мимо горы Сфингион. Загадка была настолько непонятна, что никто не мог разгадать ее. Тогда Сфинкс до смерти сжимал в своих объятиях несчастного.

Эдип безбоязненно подошел к Сфинксу, и тот сразу начал говорить:
- Ответь мне на вопрос, путник, кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Никто из живых существ не изменяется так, как он. Но странно, когда существо передвигается на четырех ногах, то у него меньше всего сил и еще он очень медлительный. Ответишь, останешься в живых, нет, пеняй на себя.

Эдип недолго размышлял:
- Несложная у тебя загадка, Сфинкс. Вот тебе ответ на нее. Это человек. В младенческом возрасте он медленно ползает на четырех ножках, когда взрослеет, ходит на двух, а к старости, когда силы покидают его, он опирается на посох.

Едва он произнес ответ, как страшный Сфинкс взмахнул крыльями, взлетел и с высоты бросился в море. Так было предписано ему богами. Он должен был погибнуть, если кто-либо из людей решит его загадку.
Вернулся в Фивы Эдип и рассказал жителям о своей победе над Сфинксом. Обрадовались они, не знали, как им благодарить незнакомца, который избавил город от страшной напасти. И вместо убитого Лая провозгласили Эдипа своимцарем. Еще ранее им было указано, что царем Фив станет тот, кто спасет город и его жителей от Сфинкса.

Став царем в Фивах, Эдип женился на вдове царя Лая Иокасте, и от нее появились у него две дочери, Антигона и Йемена, и двое сыновей, Этеокл и Полиник. Гак сбылось предсказание Дельфийского оракула: Эдип убил своего родного отца, женился на своей матери и с ней произвел на свет детей.

Перед рождением Эдипа оракул предсказал, что суждено ему убить отца и стать мужем собственной матери. Лаий, царь Фив, пронзил сыну ступни и приказал бросить его умирать в глуши.
Но ребенок не погиб. Пастух подобрал дитя и отнес в Коринф, где царь Полиб и его жена Меропа , будучи бездетными приняли и воспитали Эдипа как родного сына. И мальчик считал их своими родителями. А когда юноша стал воином и узнал о том, что предсказано ему, то не медля ни минуты покинул Коринф, чтобы не принести несчастье тем, кого любил всем сердцем, и направился в Фивы. В ущелье не перекрестке трех дорог некий старец оскорбил юношу; разгневанный Эдип убил его. Это был Лаий, царь Фив, его отец. Сам того не ведая, Эдип исполнил первую часть предначертания.
Великое уныние овладело Фивами: погиб царь, а окрестности опустошал Сфинкс.

Сфинкс - крылатое чудовище с львиным телом и женской головой, порождение Орфа , брата-близнеца Кербера . (Во всех литературных произведениях упоминается как существо мужского пола, однако на изображениях имеет явно женское тело)

Сфинкс загадывал одну и ту же загадку всем прохожим, а тех, кто не давал правильный ответ убивал. Отгадать эту загадку не мог никто. Чтобы спасти город, Эдип отправился к Сфинксу. Чудовище спросило: "Кто ходит утром на четырех ногах, днем - на двух и вечером - на трех ногах?" "Человек" - ответил Эдип, найдя правильное решение. А Сфинкс бросился со скалы в море, ибо решено было богами, что погибнет он, если кто-нибудь разгадает его загадку.
Так освободил Эдип Фивы от чудовища. За это деяние Эдип был провозглашен царем Фив и получил царствовавшую вдову Иокасту в жены. Он имел от нее двух дочерей Антигону и Исмену , и двух сыновей, Этеокла и Полиника . Избегая предсказания, он исполнял его.
Истина открылась ему несколько лет спустя, когда на царство отцеубийцы и кровосмесителя напал великий мор. Прорицатель Тиресий открыл ему, за что ниспослано такое наказание. Иокаста не вынесла всего ужаса, открывшегося перед ней и покончила с собой. Обезумев от горя, Эдип ослепил себя. Фиванцы изгнали его из страны, и бывший царь, сопровождаемый дочерью Антигоной, ушел скитаться по чужим землям.

Эдип в Афинах

После долгих скитаний Эдип пришел наконец в Аттику, к городу Афины. Там он попросил приюта у правящего тогда городом Тесея . В Афинах его нашла дочь Исмена, чтобы передать печальные вести: сыновья Эдипа вначале вместе правили в Фивах. Но младший сын, Этеокл, завладел один властью и изгнал из Фив Полиника. Полиник отправился в Аргос, там нашел себе помощь и теперь идет с войском против Фив. Оракул в Дельфах тому победу, на чьей стороне будет Эдип. Вскоре появился Креонт , брат Иокасты, правящий вместе с Этеоклом. Он попытался уговорить Эдипа вернуться с ним в Фивы, но тот отказался. Тогда решил Креонт захватить Эдипа силой, но афиняне, под защитой которых был несчастный старец, не позволили ему этого сделать. Прибывший из Аргоса Полиник старался склонить отца на свою сторону, но Эдип проклял своих сыновей, изгнавших его.
Эдип умер в священной роще Эвменид , найдя упокоение лишь в смерти.

Генеалогия:

Кадм и Гармония : в этой ветви фигурирует происхождение Эдипа и его дети от Иокасты.
Начало начал : а в этой ветви можно посмотреть происхождение Сфинкса, принадлежащего к древнейшему поколению богов.

И сейчас Эдип - один из самых популярных и символичных персонажей древнегреческих мифов о героях . Гомер уже знал печальную историю Эдипа, знал, что отец Эдипа, фиванский царь Лай, получил страшное предсказание о нем и велел бросить младенца-сына со связанными ногами в безлюдной местности гор Киферона. Эдип был чудесным образом спасен и воспитан в Коринфе. Достигнув совершеннолетия, он пошел в Фивы и по дороге, в тесном ущелье, убил Лая, не зная, что он – его отец. После этого Эдип женился на вдове Лая, прекрасной Иокасте, не зная, что она – его мать. Когда боги открыли эту тайну, Иокаста удавилась, прикрепив петлю к высокой перекладине, а душу Эдипа богини мщения Эринии ввергли в тяжкие мучения, и он выколол себе глаза. Миф об Эдипе говорил далее, что весь род этого невольного беззаконника подвергся проклятию, чья сила губила поколение за поколением. Слепой Эдип был оскорблен своими сыновьями, Полиником («многоссорящимся») и Этеоклом. Они не дали ему должной почетной доли жертвенного мяса, и Эдип в гневе обрек их на смертельную ссору, сказав: «пусть они поделят между собою отцовское достояние мечом». Это и сбылось. Распря Этеокла и Полиника из-за наследства стала причиною Похода Семерых на Фивы . Сыновья Эдипа убили друг друга в этой войне.

Все эти подробности излагались уже в первоначальном, древнем сказании. Но полное развитие миф об Эдипе и его доме получил лишь в позднейшие времена, в произведениях аттических трагиков . Они любили брать предметом поэтической разработки этот миф, основанный на мысли о всемогуществе судьбы и зыбкости человеческих предположений и надежд. Но уже раньше трагиков, легенда была видоизменена влиянием египетской мифологии: чудовище Фикс, жившее на горе Фикионе и опустошавшее её окрестности, было превращено в Сфинкса – крылатое существо, с телом льва и головой женщины. Оно предлагало прохожим загадку и низвергало их всех в пропасть, потому что найти правильный ответ на неё никто не мог. Лишь Эдип разгадал загадку Сфинкса, и тогда само чудовище бросилось со скалы.

Мифы древней Греции. Эдип. Тот, что пытался постичь тайну

Все три крупнейших аттических трагика – Эсхил , Софокл и Еврипид – использовали содержание мифа об Эдипе и его детях в своих знаменитых трагедиях («Семеро против Фив » Эсхила, «Антигона », «Царь Эдип » и «Эдип в Колоне » Софокла, «Просительницы » Еврипида). Каждый из них видоизменил его по особенностям своих взглядов и характера. Но главные черты сказания у них одинаковы.

Лай, фиванский царь, потомок основателя Фив, Кадма , в третьем колене, получил от дельфийского оракула бога Аполлона предсказание, что сын, который родится у него, убьет своего отца, женится на матери и этими преступлениями погубит собственный род. Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Недовольная Иокаста напоила мужа допьяна, склонила его к любовным утехам и вскоре родила сына. Желая отвратить исполнение полученного им пророчества, Лай проткнул лодыжки младенца гвоздями и велел бросить его на горе Кифероне. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Пастух отнёс Эдипа в Коринф, где его взяли на воспитание бездетный царь Полиб и его жена Перибея. Царская семья выдавала Эдипа за своего собственного сына, никому не рассказывая, что он – приёмыш.

Однако, когда Эдип вырос, коринфяне стали замечать, что он не похож ни на Полиба, ни на Перибею. В городе стали ходить разные слухи по этому поводу. Юноша Эдип стал интересоваться истинными обстоятельствами своего рождения и пошел в Дельфы – спросить оракула, действительно ли он сын царя Полиба. «Прочь из святилища, несчастный! – в ужасе закричала увидевшая Эдипа жрица-пифия. – Ты убьешь своего отца и женишься на матери!»

Решив, что это предсказание относится к Полибу и Перибее, Эдип решил не возвращаться в Коринф и побрёл по направлению к своей истинной родине – Фивам. На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте – ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг; по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Гордый юноша отказался, и возница Лая проехал колесом по его ноге. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. Те понесли. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Обезумевшие кони поволокли его по земле, и отец Эдипа погиб.

Сфинкс. Деталь картины Ф. К. Фабра. Конец XVIII - начало XIX вв.

Лай ехал в Дельфы, чтобы спросить у оракула, как избавиться от Сфинкса – чудовища, которое прилетело в его царство из Эфиопии и погубило множество людей. Сфинкс (вернее, Сфинкса, ибо этот монстр имел женский пол) был дочерью ужасных Тифона и Ехидны и имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Его наслала на Фивы богиня Гера за то, что царь Лай беззаконно похитил Хрисиппа, сына героя Пелопса . Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Люди не могли разгадать её – за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. От него погибло уже много фиванцев, в том числе красавец Гемон, сын Креонта, брата жены Лая, матери Эдипа, Иокасты. Креонт, ставший правителем Фив после смерти Лая, объявил, что тот, кто освободит страну от Сфинкса, будет сделан царем Фив и получит руку вдовы-Иокасты.

Эдип и сфинкс. Картина Гюстава Моро, 1864

Эдип пошёл к месту, где жил Сфинкс, и дал на его загадку правильный ответ: человек ползает на четвереньках в младенчестве (во время утра жизни), ходит на двух ногах в зрелом возрасте и на трёх в старости, когда ему требуется палка. После того, как загадка Сфинкса была разгадана, чудовище бросилось с горы вниз и разбилось насмерть. Торжествующие фиванцы провозгласили Эдипа своем царем. Он женился на Иокасте, не подозревая, что она – его мать. Эдип не знал и о том, что убитый им на дороге встречный был фиванским царём Лаем.

Эдип и Сфинкс. Картина Ж. А. Д. Энгра, 1808-1825

Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. У них родилось несколько детей. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Граждане обратились к величайшему греческому пророку, Тиресию Фивскому , прося рассказать, что стало причиной бедствия и как избавиться от него. Явившись во дворец Эдипа, Тиресий объявил ему, что он – убийца своего отца, царя Лая, и муж собственной матери, Иокасты. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. От печали и стыда Иокаста удавилась. Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд, и добровольно удалился из Фив в изгнание.

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842

Ещё раньше Эдип разгневался на собственных сыновей от Иокасты, Этеокла и Полиника, которые прислали ему недостойный царя кусок мяса жертвенного животного: бедро вместо положенной лопатки. Говорят, что в гневе он произнёс проклятие, пожелав, чтобы Этеокл и Полиник делили мечом своё наследие от него – фиванское царство. По другой версии мифа, Эдип проклял сыновей за то, что они бросили его после изгнания из Фив, когда он, нищий слепец, нигде не находил приюта. Опорой Эдипа в его тяжких странствованиях были дочери, Антигона и Исмена, которые везде ходили вместе с отцом. Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. Они возбуждали в старце муки совести за прежние беззакония, хотя все их Эдип совершил невольно. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» – входом в подземное царство Аида . В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. Его душевные мучения затихли. Боги, из уважения к перенесённым Эдипом страданиям, простили его грехи, и он умер в Колоне, исполнившись блаженного спокойствия.

Эдип в Колоне. Картина Гарриета, 1798

Его сыновья Этеокл и Полиник тогда уже воевали друг с другом из-за владычества над Фивами. Оракул возвестил, что царем будет тот из двух братьев, который будет владеть гробом их отца, Эдипа. Полиник, изгнанный из города Этеоклом, хотел незадолго до смерти Эдипа увести его из Колона к себе, но этого не допустил великий герой Тесей , правивший тогда Афинами. Так изображает судьбу Эдипа Софокл, следуя древнему аттическому преданию о том, что он умер в Колоне, и влагая в легенду свои возвышенные нравственные и религиозные понятия. Разбитая жизнь Эдипа являлась у Софокла примером божественного правосудия, которое беспощадно карает всякий грех, а блаженная смерть Эдипа внушала успокоительную мысль, что гнев подземных божеств смягчается страданием и раскаянием.

Дочери Эдипа, Антигона и Исмена, возвратились в Фивы и пытались помирить своих братьев, но те не послушали их. Вражда Этеокла и Полиника привела к Походу на Фивы Семерых героев , гибели обоих сыновей Эдипа, убивших друг друга на поединке, и трагической смерти Антигоны.

Со сфинксом мы встречаемся в четвёртой книге. Надо отметить, что со стороны Джоан Роулинг было весьма нестандартным решением поместить именно это существо в волшебный лабиринт. Ведь до этого мы сталкивались с персонажами, наиболее характерными для мифологии народов Западной Европы или Индии (что случалось реже, но бывало и такое). Конечно, насколько бы самобытен народ не был, все эти его божества, герои и чудища обязательно имеют определённые качества, присущие любому «правильному» божеству, герою или чудищу.

Но сфинкс – это существо очень и очень колоритное. И у любого человека он ассоциируется со своей родиной - с Египтом. Потом можно уже вспомнить, что сфинкс встречается и в древнегреческих легендах.
И всё же сложно найти чудовище с более древней историей, чем у сфинкса. Это величественное создание с телом льва и головой человека порождало различные легенды на протяжении более чем 5000 лет. Его изображение часто ассоциировалось с разливом Нила, который приносил жизнь иссушенной египетской пустыне. Сам сфинкс в Древнем Египте является символом мудрости, силы, благородства и королевской власти. В средние века он стал олицетворением загадочности, таинственности, чего-то сверхъестественного.
Статуи сфинксов охраняли большинство египетских гробниц и храмов. Считалось, что своим видом это существо отпугнёт затеявшего недоброе по отношению к святыне. Мне посчастливилось побывать непосредственно у этого огромного памятника. И выражение лица сфинкса действительно можно сравнить с ликом знаменитой Джоконды, ибо в его взгляде присутствует что-то отталкивающие, едва уловимое… Достаточно сказать, что «Сфинкс» по-арабски звучит как «Абу эль-Хол», что означает «отец ужаса».
Самая известная египетская статуя сфинкса – это расположенный в пустыне в районе плато Гизы Великий Сфинкс,изображение которого присутствует в любомшкольном учебнике по истории Древнего Мира. Сие грандиозное
сооружение насчитывает 240 футов (около 73 м.) в длину и 66 футов (или 20 м.) в ширину. Возраст этого сфинкса составляет более 4500 лет, его колоссальное львиное тело, вырезанное из известняка, венчает голова египетского фараона. Большинство историков считает, что эта статуя посвящена египетскому фараону Хефрену (сын Хеопса), чья пирамида расположена неподалёку. Рядом располагаются пирамиды Хеопса и Микерина (сын Хефрена). Итак, эти три гробницы Великий Сфинкс и охраняет.
Из Древнего Египта миф о сфинксе, переправившись через Средиземное море, распространился по Месопотамии и Древней Греции. В этих странах получеловек-полулев стал воплощением злых сил, часто он ассоциировался не только с преисподней, но и с бессмысленной жестокостью и разрушением. Греки говорили, что трон бога Зевса, установленный на Олимпе – священной
горе, где обитали боги, был украшен изображением кольца из сфинксов, держащих в пастях маленьких детей. Другие греческие и римские сфинксы изображались разрывающими свои жертвы на части или просто терзающие их бренные останки.

Анатомия сфинкса так же менялась с продвижением на северо-запад: в Месопотамии мифическое чудовище часто изображалось с головой барана или орла; в Греции оно наделялось крыльями, а также лицом и грудью женщины. И хотя у сфинкса, встреченного Гарри Поттером во время Турнира Трёх Волшебников, нет крыльев, он наверняка происходит из Греции. И не только потому, что у него женское лицо, сколько по причине того, что свой ум он использует для сохранения тёмных тайн, подобно сфинксу из древнегреческого мифа об Эдипе.

Миф об Эдипе и Сфинксе
У фиванского царя Лая родился сын, которого жестокий отец решил бросить в лесу на растерзание зверям. Однако раб Лая и раб Полиба, коринфского царя, спасают мальчика и отдают Полибу, который и называет его Эдипом. Однажды Эдип, уже возмужавший, узнаёт тайну своего рождения и, не добившись объяснений от приёмных родителей, отправляется в странствие для выяснения своего происхождения.
Дорога приводит Эдипа в Фивы, где по неизвестной ему причине царит великое уныние. Вскоре странник узнаёт, что страшное чудовище Сфинкс, порождение Грифона и Ехидны, обитает на горе Сфингион около города. Всё чаще и чаще требовала кровожадная тварь себе жертв. И Эдип решает избавить Фивы от страшного бедствия.
Он идёт к Сфинксу. Страшное чудовище с головой женщины, туловищем льва и размашистыми крыльями, задаёт всем проходящим сложную загадку, рассказанную музами. По велению великих богов Сфинкс находится здесь и не уйдёт никогда, если не получит от какого-нибудь путника ответ на свой вопрос. И всех, кто неверно ответил, чудище убивало своими острыми когтями. Но решили боги: получив отгадку, оно само погибнет.
Эдип, не испугавшись участи своих предшественников, пришёл к Сфинксу. И предложил Сфинкс свою загадку:
- Ответь мне: кто ходит утром на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх? Только он так изменяется. Если ходит он на четырёх ногах, то сил у него меньше и двигается он медленнее, нежели в другое время.
И ответил тотчас Эдип:
- Это человек. В младенчестве своём, когда ещё только утро существования его, он медленно ползает на четвереньках, слабый и беззащитный. В середине жизни, т. е. днём, человек твёрдо ходит на двух ногах. В старчестве же, под вечер жизни своей, он вынужден ходить с клюкой, т.е. на трёх ногах.
Бросился тогда Сфинкс со скалы в море и разбился об острые скалы, ведь правильно Эдип ответил ему.
Возрадовались жители Фив возвращению своего героя, и провозгласили они Эдипа царём...

Вам, уважаемые читатели, вероятно, после этого мифа сразу же должен вспомниться эпизод с загадкой Сфинкса из лабиринта («Гарри Поттер и Огненная Чаша»). Очевидно, что он перекликается с уже известной вам историей об Эдипе, и Дж. Роулинг, конечно, взяла её за основу.
Само слово «сфинкс» происходит от греческого «сфингейн», означающего «сдавливать, душить». И, кстати, “Сфинкс” по-арабски звучит как «Абу эль-Хол», что означает «отец ужаса».
Не смотря на утверждения некоторых средневековых авторов, нет никаких доказательств того, что древние египтяне, жители Месопотамии или греки считали сфинкса реально существующим животным. Их легенды, искусство и литература всегда описывают сфинкса как мифическое существо, символизирующее силу и тайное знание. Однако это не остановило более поздних исследователей: например, зоолог XVII века Эдвард Топселл утверждал, что реальный прототип сфинкса – это эфиопская обезьяна, отличающаяся необычной внешностью. В честь таких научных наблюдений, приведших к неверным выводам, позднее был назван вид обезьян – сфинкс бабуин.

gastroguru © 2017