Выбор читателей
Популярные статьи
В 2018 году плановые проверки будут осуществляться по чек-листам. Такие новшества вошли в силу с первого января этого года. Какие особенности проверок трудовой инспекции по проверочным листам? Ответ на этот и другие вопросы вы узнаете, ознакомившись с материалами данной статьи
C первого января 2018 года проверки трудовой инспекции в учреждениях культуры проводятся на основании контрольных листов, подготовленных чиновниками.
На сегодняшний день уже готово 107 листов. В дальнейшем будет разработано еще 47. Изменения касаются только тех учреждений, которые относятся к умеренному классу риска. Для всех остальных организаций новые правила начнут действовать с июля 2018 года.
↯ Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,
В каждый из проверочных листов включены вопросы по трудовому законодательству, имеющие непосредственное влияние на права работников, например:
Внимание акцентировано на требованиях, несоблюдение которых может привести к несчастным случаям.
Плановая проверка трудовой инспекции может быть выездной и документарной. Первая из них проводится в том случае, если ревизоры считают, что представленные учреждением документы не могут дать полную и достоверную информацию. Данное требование представлено в
План проведения плановых проверок представлен на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Информация доступна для всех пользователей, поэтому учреждение заранее может узнать, когда ждать ревизоров.
Основным методом проведения плановых проверок является риск-ориентированный.
Частота ревизий в данном случае зависит от таких факторов:
Чем меньше эти показатели, тем реже будет проверяться учреждение культуры.
Ниже представлена периодичность плановых проверок:
В соответствии с изменениями, которые вошли в силу с 1 января 2018 года, плановая проверка трудовой инспекции проводится по проверочным листам. В них включены вопросы, касающиеся соблюдения трудового законодательства. Ознакомиться с ними можно на сайте Роструда.
При выявлении какого-либо нарушения ревизор составляет протокол и вручает работодателю предписание об устранении допущенных ошибок. Если нарушения незначительные, то ликвидировать их можно даже в присутствии проверяющего. В этом случае могут быть минимальными.
При выявлении серьезных нарушений, устранить которые сразу невозможно, работодателю выдается предписание об их ликвидации в определенный срок. Когда все ошибки будут устранены, руководитель учреждения культуры подготавливает подтверждающие это документы и отправляет их в соответствующую инспекцию.
Нарушение данных требований повлечет за собой серьезные последствия, вплоть до дисквалификации.
Если руководитель не согласен с предписанием проверяющего, он может не подписывать данный документ. Однако специалисты советуют этого не делать. Первоначально стоит внимательно изучить документы и удостовериться в достоверности изложенной в них информации. Перед тем, как поставить подпись, пишут «С актом (протоколом) не согласен».
Рассмотрим пример. Во время плановой проверки трудовой инспектор выявил нарушения и выписал постановление об административном наказании. Театр с этим не согласен. В результате учреждение решило обжаловать решение трудового инспектора и обратилось в суд.
Также театр мог обратиться и в другие инстанции, например, к вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган. Сделать это нужно в десятидневный срок с момента получения постановления об .
В учреждении культуры может проводиться и внеплановая проверка. Основание для ее осуществления – это любые выявленные факты несоблюдения работодателем положений ТК РФ. Одной из наиболее распространенных причин является жалоба о нарушении трудовых прав, поступившая от работника учреждения.
Оформляется данный документ в письменном виде.
В нем обязательно указываются такие данные:
Согласно трудовому законодательству, проверяющие не вправе сообщать работодателю от кого именно поступила жалоба. Сделать это можно лишь в том случае, если заявитель дает на это свое письменное согласие.
Жалоба должна быть рассмотрена в тридцатидневный срок с момента ее регистрации. Если работник, написавший жалобу или обращение, не указал свои данные, то такой документ рассматриваться не будет.
Законодательство предоставляет трудовой инспекции право проверять учреждение в любое время.
Прибывшие ревизоры в первую очередь должны представить два документа:
Второй документ должен быть подписан руководителем региональной гострудинспекции. В случае отсутствия руководителя подписать распоряжение может его заместитель. Если вышеуказанные документы отсутствуют, то учреждение вправе отказать ревизорам в осуществлении проверки.
Если , но какими-то своими действиями вызывают сомнения, следует позвонить в трудовую инспекцию и выяснить, действительно ли были направлены контролеры. Телефон можно найти на сайте Роструда.
Как правило, учреждение проверяется одним ревизором. Поэтому, если на проверку явилось несколько человек, нужно удостовериться, что все они указаны в распоряжении. Инспектор, чьи данные отсутствуют, не имеет права осуществлять проверку, а значит организация вправе не допустить его на территорию.
Роструд автоматизирует контрольно-надзорную деятельность в сфере труда. Для этого он создал две взаимосвязанные информационные системы: «Онлайнинспекция.рф» и «Автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью». Первая – для сотрудников и работодателей, вторая – для автоматизации работы инспекторов труда. С сервисом «Электронный инспектор» работодатели знакомы с 2014 года, и за это время прошло 244 000 самопроверок. Сегодня мы поговорим о второй системе, которая позволит контролировать действия инспектора труда, и о том, как обе системы повлияют на проверки в дальнейшем.
Роструд разработал автоматизированную систему управления контрольно-надзорной деятельностью (АСУ КНД). Что представляет собой эта автоматизированная система? Речь идет о некой нормативной правовой базе с личным кабинетом, с помощью которой работодатели и проверяющие смогут бесконтактно взаимодействовать?
– Это новая информационная система, которая независимо от инспектора труда сможет осуществлять процессы контрольно-надзорной деятельности, отслеживать сроки их реализации, блокировать возможность неправомерных действий инспектора и способствовать защите трудовых прав граждан. Мы рассчитываем на то, что она позволит сократить нагрузку на работодателей с низким уровнем возникновения нарушений, повысит эффективность и прозрачность работы наших территориальных органов и снизит коррупционные риски. В ходе проверки ни инспектор, ни работодатель не смогут проигнорировать нормативные требования.
Получается, что инспектор труда должен заносить данные о проверке в автоматизированную систему. Расскажите, а каким образом она сможет предотвратить неправомерные действия инспектора труда?
– В качестве примера можно привести вынесение наказаний и величину штрафов. Мы вывели среднестатистические данные на основе правоприменительной практики инспекторов, которые потом занесем в автоматизированную систему. Если инспектор труда отклонится от установленных параметров, система оповестит об этом руководство, которое в свою очередь будет оценивать правомерность его действий. Таким образом, все действия инспектора будут контролировать автоматически. Это не позволит ему по собственному усмотрению либо по незнанию не выполнить необходимые процедуры и нарушить их сроки.
Когда планируют внедрить автоматизированную систему в работу ГИТ?
– Первые пять инспекций мы подключили к системе в сентябре. С 1 ноября 2017 года в ней будут работать все территориальные органы Роструда.
С 2018 года инспекторы при проверках будут применять проверочные листы. Каким требованиям при составлении контрольных вопросов уделили особое внимание?
– Проверочные листы включают в себя те вопросы, которые непосредственно влияют на права работников, например, трудовой договор, оплата труда, режим труда и отдыха, охрана труда и др. Особое внимание при разработке чек-листов уделили требованиям, несоблюдение которых может привести к несчастным случаям, в том числе смертельным или тяжелым. В настоящее время мы разработали и разместили на сайте Роструда 107 проверочных листов. Всего их будет 154. С 1 января 2018 года ГИТ начнет применять чек-листы при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 года – при всех плановых проверках. При внеплановых проверках чек-листы применять не будут.
Правильно ли я понимаю, что если инспектор будет заносить результаты проверки по чек-листам в АСУ КНД, то их планируют включить в эту систему?
– Да, мы планируем это сделать уже в январе 2018 года. Благодаря этому будет автоматически формироваться акт проведения проверки и документы для устранения нарушений и привлечения виновных лиц к ответственности.
Поскольку система автоматически контролирует проверку, можно ли говорить о том, что в скором времени работодателей будут проверять дистанционно?
– Мы работаем над этой идеей. Уже в 2018 году планируем объединить систему «Онлайнинспекция.рф » и АСУ КНД, создать личные кабинеты работодателей. Это позволит Роструду организовать полный автоматизированный цикл проверки, в том числе дистанционной.
В настоящее время Роструд совместно со Сбербанком реализует пилотный проект по переходу на электронный кадровый документооборот. Он поможет внедрить технологию дистанционных проверок, что позволит снизить трудозатраты инспектора и проверяющих лиц.
Если объединят две системы, смогут ли в дальнейшем учитывать результаты самопроверок, которые работодатели проходят на сервисе «Электронный инспектор», например, понижать категорию риска компании, применять поощрения в виде сокращения частоты проверок?
– Сейчас закон не предусматривает возможность использования результатов самопроверок. Однако Минтруд России подготовил законопроект о введении в Трудовой кодекс процедуры внутреннего контроля работодателями соблюдения трудового законодательства. После того как организация ответит на вопросы проверочных листов на сервисе «Электронный инспектор», она сможет отправить результаты самооценки в АСУ КНД. Роструд будет их использовать при определении категории риска или ее перерасчете.
Когда внесут изменения в Трудовой кодекс, Минтруд России совместно с Рострудом подготовит соответствующие изменения в положение о надзоре в сфере труда, которые позволят по результатам самоконтроля определить категорию риска работодателя. Предполагаем, что проведение внутреннего контроля будет способствовать снижению риска на одну ступень.
1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 , который внес изменения в КоАП: развел нарушения трудового законодательства на разные составы административных правонарушений, усилил ответственность, увеличил штрафные санкции.
Наиболее часто в актах по результатам проверки инспекторы отмечают следующие общие нарушения трудового законодательства:
В 2015 году в ст. 5.27 КоАП нарушения такого вида были выделены в отдельный пункт. И до сих пор они находятся под пристальным вниманием ГИТ. За какие правонарушения инспекторы чаще всего наказывают работодателей? Тут стоит перечислить следующее:
Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения (ч. 4 ст. КоАП РФ) | Для должностных лиц | |
Для ИП | ||
Для юридических лиц | ||
Повторное совершение указанных правонарушений (лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичные правонарушения) (ч. 5 ст. КоАП РФ) | Для граждан | Штраф 5 000 руб. |
Для должностных лиц | Дисквалификация от одного до трех лет | |
Для ИП | Штраф от 30 000 до 40 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 100 000 до 200 000 руб. |
КоАП квалифицирует как отдельный состав правонарушения фактическое допущение к работе неуполномоченным лицом (ч. 3 ст. КоАП РФ) и предусматривает штрафы: для граждан — от 3 000 до 5 000 руб., для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
Это самый популярный вид нарушений, выявляемых при проведении проверок ГИТ. Чаще всего работодатели попадаются на невыплате заработной платы и иных начислений, неполной выплате, нарушении сроков расчетов, а также на том, что назначают зарплату меньше, чем это предусмотрено законодательством. В 2016 году в очередной раз ужесточили ответственность за нарушения в этой сфере (Федеральный закон ): для организаций штрафы могут составить до 50 000 рублей. Повторные нарушения караются гораздо строже — вплоть до дисквалификации, то есть лишения руководителя предприятия права занимать должность на срок от года до трех.
|
Для должностных лиц | Штраф от 10 000 до 20 000 руб. |
Для ИП | Штраф от 1 000 до 5 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 30 000 до 50 000 руб. | |
Повторное нарушение законодательства об оплате труда, то есть лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичное правонарушение (ч. 7 ст. КоАП РФ) | Для должностных лиц | Штраф от 20 000 до 30 000 руб. либо дисквалификация от года до трех лет. |
Для ИП | Штраф от 10 000 до 30 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 50 000 до 100 000 руб. |
Как правило, к ответственности за нарушения в сфере оплаты труда привлекают руководителя организации или сотрудника, временно замещающего его, но привлечь к ответственности можно и главного бухгалтера, если будет установлена его вина в несвоевременной выплате отпускных или задержке заработной платы.
Соблюдение требований охраны труда — обязанность руководства компании. За халатное отношение к требованиям по организации безопасных условий работодатель может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности. Тот же Федеральный закон от 28.12.2013 (вступил в силу 01.01.2015) выделил все нарушения в сфере охраны труда в особую статью — ст. 5.27.1 КоАП.
В ней отдельным пунктом (п. 2ст. КоАП) стоят нарушения порядка проведения спецоценки условий труда. В ходе проверки ГИТ особое внимание обращает на то, был ли включен в комиссию по проведению СОУТ представитель профсоюзной организации, назначены ли компенсации за вредные и опасные условия труда. Кроме того, работодатель обязан в 30-дневный срок ознакомить сотрудников с результатами оценки под подпись и разместить результаты спецоценки на сайте организации.
Много вопросов возникает у инспекторов и по допуску сотрудников к работе (п. 3 ст. КоАП). В числе наиболее распространенных ошибок можно назвать:
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда (если иное не предусмотрено ч. 2-4 ст. 5.27.1 КоАП РФ) (п. 1 ст. КоАП РФ) | Для должностных лиц | Предупреждение или штраф от 2 000 до 5 000 руб. |
Для ИП | Штраф от 2 000 до 5 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 50 000 до 80 000 руб. | |
|
Для должностных лиц | Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб. |
Для ИП | Штраф от 5 000 до 10 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 60 000 до 80 000 руб. | |
|
Для должностных лиц | |
Для ИП | Штраф от 15 000 до 25 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 110 000 до 130 000 руб. | |
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (п. 4 ст. КоАП РФ) | Для должностных лиц | |
Для ИП | Штраф от 20 000 до 30 000 руб. | |
Для юридических лиц | Штраф от 20 000 до 30 000 руб. | |
Повторное совершение указанных правонарушений, то есть лицо ранее подвергалось наказанию за аналогичные правонарушения (ч. 5 ст. КоАП РФ) | Для должностных лиц | Штраф от 130 000 до 150 000 руб. или дисквалификация от одного года до трех лет |
Для ИП | Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | |
Для юридических лиц | Штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Для субъектов малого предпринимательства установлено специальное правило (ст. , КоАП РФ): штраф за нарушения трудового законодательства может быть заменен предупреждением, если:
По окончании проверки представители госинспекции составляют несколько документов в зависимости от результатов: акт проверки, предписание об устранении нарушений, протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания. Документы выдаются под подпись руководителю или уполномоченному лицу.
Подробно о них мы рассказывали в статье «Проверки ГИТ: о чем должен помнить работодатель », здесь лишь уточним, что акт проверки и протокол обжалованию не подлежат. В случае несогласия можно в течение 15 дней подготовить возражения.
Предписание можно обжаловать в административном порядке вышестоящему должностному лицу ГИТ (ст. ТК РФ) или в суде — по месту нахождения ГИТ в течение 10 дней с момента получения предписания. С этого же момента у организации есть месяц, чтобы устранить выявленные нарушения и дать госинспекции по труду обратную связь о ходе работ.
Постановление обжалуется только в судебном порядке по месту нахождения работодателя в течение 10 суток со дня, когда постановление вручено или получено (ч. 1 ст. КоАП РФ). Срок привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Роструд автоматизирует контрольно-надзорную деятельность в сфере труда. Для этого создано две взаимосвязанные информационные системы: «Онлайнинспекция.рф» и «Автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью». Первая – для сотрудников и работодателей, вторая – для автоматизации работы инспекторов труда. С сервисом «Электронный инспектор» работодатели знакомы с 2014 года, и за это время прошло 244 000 самопроверок. Расскажем о второй сстеме, которая система, которая позволит контролировать действия инспектора труда, и о том, как они обе повлияют на дальнейшие проверки.
Автоматизированная систему управления контрольно-надзорной деятельностью (АСУ КНД) – это новая информационная система, которая независимо от инспектора труда сможет осуществлять процессы контрольно-надзорной деятельности, отслеживать сроки их реализации, блокировать возможность неправомерных действий инспектора и способствовать защите трудовых прав граждан. Она должна сократить нагрузку на работодателей с низким уровнем возникновения нарушений, повысить эффективность и прозрачность работы территориальных органов и снизить коррупционные риски. В ходе проверки ни инспектор, ни работодатель не смогут проигнорировать нормативные требования.
В качестве примера можно привести вынесение наказаний и величину штрафов. Выведены среднестатистические данные на основе правоприменительной практики инспекторов, которые потом заносятся в автоматизированную систему. Если инспектор труда отклонится от установленных параметров, система оповестит об этом руководство, которое в свою очередь будет оценивать правомерность его действий. Таким образом, все действия инспектора будут контролировать автоматически. Это не позволит ему по собственному усмотрению либо по незнанию не выполнить необходимые процедуры и нарушить их сроки.
Первые пять инспекций подключили к системе в сентябре. С 1 ноября 2017 года в ней работают все территориальные органы Роструда. С текущего года инспекторы при проверках будут применять проверочные листы.
Проверочные листы включают в себя те вопросы, которые непосредственно влияют на права работников, например, трудовой договор, оплата труда, режим труда и отдыха, охрана труда и др. Особое внимание при разработке чек-листов уделили требованиям, несоблюдение которых может привести к несчастным случаям, в том числе смертельным или тяжелым. В настоящее время разработано 107 проверочных листов. Они размещены на сайте Роструда. Всего их будет 154. С 1 января 2018 года ГИТ вводятся чек-листы при плановых проверках организаций с умеренной категорией риска, а с 1 июля 2018 года – при всех плановых проверках. При внеплановых проверках их применять не будут.
Если инспектор будет заносить результаты проверки по чек-листам в АСУ КНД, то их планируют включить в эту систему, уже в январе 2018 года. Благодаря этому будет автоматически формироваться акт проведения проверки и документы для устранения нарушений и привлечения виновных лиц к ответственности.
Рассматривается вариант, что в скором времени работодателей будут проверять дистанционно. Уже в 2018 году планируется объединить систему «Онлайнинспекция.рф» и АСУ КНД, создать личные кабинеты работодателей. Это позволит Роструду организовать полный автоматизированный цикл проверки, в том числе дистанционной.
В настоящее время Роструд совместно со Сбербанком реализует пилотный проект по переходу на электронный кадровый документооборот. Он поможет внедрить технологию дистанционных проверок, что позволит снизить трудозатраты инспектора и проверяющих лиц.
А если объединят две системы, смогут ли в дальнейшем учитывать результаты самопроверок, которые работодатели проходят на сервисе «Электронный инспектор», например, понижать категорию риска компании, применять поощрения в виде сокращения частоты проверок? Сейчас закон не предусматривает возможность использования результатов самопроверок. Однако Минтруд России подготовил законопроект о введении в Трудовой кодекс процедуры внутреннего контроля работодателями соблюдения трудового законодательства. После того как организация ответит на вопросы проверочных листов на сервисе «Электронный инспектор», она сможет отправить результаты самооценки в АСУ КНД. Роструд будет их использовать при определении категории риска или ее перерасчете.
Когда внесут изменения в Трудовой кодекс, Минтруд России совместно с Рострудом подготовит соответствующие изменения в положение о надзоре в сфере труда, которые позволят по результатам самоконтроля определить категорию риска работодателя. Предполагается, что проведение внутреннего контроля будет способствовать снижению риска на одну ступень.
Уже запущен пилотный проект этой системы в 65 субъектах РФ. В ней примут участие 223 предприятия различных отраслей и форм собственности. В числе участников – организации, которые входят в структуры Роснефти, Лукойла, Газпрома, Ростелекома, СУЭК, Русгидро и др. Наибольшую заинтересованность в проведении пилотного проекта проявили крупные организации с численностью свыше 250 работников, то есть 62 % от всех участников.
На своем сайте Роструд вывесил утвержденный список работодателей, которые относятся к высокой степени риска.К ним придут с плановыми проверками.
Ищите себя по региону, откроется файл Excel, где компании приведены по ИНН и названию.
К компаниям, которым попали в список с высоким риском, придут с плановой проверкой раз в 2 года.
В 2016 году в суды было направлено 697 уголовных дел за невыплату заработной платы. В первом полугодии 2017 года было направлено 402 уголовных дела.
Контролировать соблюдение Трудового кодекса в организациях и у ИП инспекторы будут по проверочным листам. Постановление от 8 сентября 2017 года № 1080 подписано Дмитрием Медведевым и опубликовано на сайте Правительства.
Изменения внесены в Постановление от 1 сентября 2012 года № 875, регулирующее вопросы надзора в сфере труда.
При проведении контроля обязательно должны использоваться проверочные листы, а предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включённых в эти листы. То есть задавать какие-то другие вопросы, по идее, трудовые инспекторы не смогут.
При плановых проверках работодателей, относящихся к категории умеренного риска, проверочные листы будут применяться с 1 января 2018 года, а с 1 июля 2018 года — при плановых проверках всех работодателей.
Все листы можно скачать в формате Excel.
Каждый лист — по какому-то вопросу: правильности трудовых договоров, режиму работы сотрудников, трудоустройству инвалидов и женщин с детьми, например.
Вот так, например, выглядит лист с вопросами о трудовых договорах. Нажмите на картинку, она увеличится.
Статьи по теме: | |
При каких условиях после месячных появляются кровянистые выделения причин возникновения нарушения под влиянием внешних факторов и гормонов
Порой бывает достаточно сложно отличить нормальные естественные причины... Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы
Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и... Человек умер. Что делать? Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами. Православное учение о жизни после смерти Что такое смерть с точки зрения православия
Что такое смерть? «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть», - главный... |