Экзаменационные работы по физике огэ. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ. Что можно будет использовать на ОГЭ по физике

Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2018 году основного государственного экзамена по ФИЗИКЕ

1. Назначение КИМ для ОГЭ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Используемые при конструировании вариантов КИМ подходы к отбору контролируемых элементов содержания обеспечивают требование функциональной полноты теста, так как в каждом варианте проверяется освоение всех разделов курса физики основной школы и для каждого раздела предлагаются задания всех таксономических уровней. При этом наиболее важные с мировоззренческой точки зрения или необходимости для успешного продолжения образования содержательные элементы проверяются в одном и том же варианте КИМ заданиями разного уровня сложности.

Структура варианта КИМ обеспечивает проверку всех предусмотренных Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта видов деятельности (с учетом тех ограничений, которые накладывают условия массовой письменной проверки знаний и умений обучающихся): усвоение понятийного аппарата курса физики основной школы, овладение методологическими знаниями и экспериментальными умениями, использование при выполнении учебных задач текстов физического содержания, применение знаний при решении расчетных задач и объяснении физических явлений и процессов в ситуациях практико-ориентированного характера.

Модели заданий, используемые в экзаменационной работе, рассчитаны на применение бланковой технологии (аналогичной ЕГЭ) и возможности автоматизированной проверки части 1 работы. Объективность проверки заданий с развернутым ответом обеспечивается едиными критериями оценивания и участием нескольких независимых экспертов, оценивающих одну работу.

ОГЭ по физике является экзаменом по выбору обучающихся и выполняет две основные функции: итоговую аттестацию выпускников основной школы и создание условий для дифференциации обучающихся при поступлении в профильные классы средней школы. Для этих целей в КИМ включены задания трех уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов стандарта по физике основной школы и овладение наиболее важными видами деятельности, а выполнение заданий повышенного и высокого уровней сложности - степень подготовленности обучающегося к продолжению образования на следующей ступени обучения с учетом дальнейшего уровня изучения предмета (базовый или профильный).

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Экзаменационная модель ОГЭ и КИМ ЕГЭ по физике строятся исходя из единой концепции оценки учебных достижений учащихся по предмету «Физика». Единые подходы обеспечиваются прежде всего проверкой всех формируемых в рамках преподавания предмета видов деятельности. При этом используются сходные структуры работы, а также единый банк моделей заданий. Преемственность в формировании различных видов деятельности отражена в содержании заданий, а также в системе оценивания заданий с развернутым ответом.

Можно отметить два значимых отличия экзаменационной модели ОГЭ от КИМ ЕГЭ. Так, технологические особенности проведения ЕГЭ не позволяют обеспечить полноценный контроль сформированности экспериментальных умений, и этот вид деятельности проверяется опосредованно при помощи специально разработанных заданий на основе фотографий. Проведение ОГЭ не содержит таких ограничений, поэтому в работу введено экспериментальное задание, выполняемое на реальном оборудовании. Кроме того, в экзаменационной модели ОГЭ более широко представлен блок по проверке приемов работы с разнообразной информацией физического содержания.

5. Характеристика структуры и содержания КИМ

Каждый вариант КИМ состоит из двух частей и содержит 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (таблица 1).

Часть 1 содержит 22 задания, из которых 13 заданий кратким ответом в виде одной цифры, восемь заданий, к которым требуется привести краткий ответ в виде числа или набора цифр, и одно задание с развернутым ответом. Задания 1, 6, 9, 15 и 19 с кратким ответом представляют собой задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, или задания на выбор двух правильных утверждений из предложенного перечня (множественный выбор).

Часть 2 содержит четыре задания (23-26), для которых необходимо привести развернутый ответ. Задание 23 представляет собой практическую работу, для выполнения которой используется лабораторное оборудование.

ОГЭ (Основной государственный экзамен) представляет собой обязательный экзамен в Российской Федерации, который сдают по окончании 9 класса средней школы. Основная цель – контроль знаний выпускников, полученных за 9 лет прохождения общеобразовательной программы. Результаты ОГЭ будут учитываться при поступлении в классы с физико-математическим уклоном, технические училища, техникумы и ВУЗы.

Оценивание экзамена по физике в 2018 году существенно не изменится. Будет действовать накопительная система баллов. Набранное количество соответствует определенной оценке по 5-бальной системе. Минимальное число баллов, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, – 10. Для этого нужно выполнить первые 8 заданий теста. В этом случае итоговая отметка будет равна 3. Если правильно решить все задачи и провести выбранные эксперименты в полном соответствии с требованиями, выпускник набирает 40 баллов и получает высшую оценку – 5.

В расписании проведения ОГЭ по физике в 2018 году зарезервированные следующие даты:

  • 23 апреля – досрочный экзамен (на случай непредвиденных обстоятельств предусмотрен резервный день – 3 мая);
  • 31 мая – основной экзамен (резервный день – 2 июня);
  • 10 сентября – дополнительный экзамен (резервный день – 18 сентября).

Структура ОГЭ

Физика является одним из предметов на выбор. Экзаменуемые будут отвечать на теоретические вопросы, решать задачи и ставить практические эксперименты по следующим разделам:

  • оптика;
  • механика;
  • электричество.

По данным Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) все инструменты, необходимые для экспериментов, будут предоставляться учебным заведением. ОГЭ по физике будет состоять из 26 заданий, разделенных на 2 части:

  • 21 задание, требующие краткого ответа. Им может быть число, последовательность чисел или значение с единицей измерения.
  • 4 задания, требующие развернутого ответа. Экзаменуемый должен подробно описать весь ход решения. Часть 2 предполагает задание с применением лабораторного оборудования.

Экзамен по физике длится 3 часа (180 минут). На нем каждому ученику разрешается использовать простой (непрограммируемый) калькулятор и 1 из 7 наборов экспериментального оборудования.

Проверять работы будут 2 способами: автоматическим (с использованием технических средств и специального программного обеспечения) и вручную (назначаются 2 независимых эксперта, которые проверяют развернутые ответы выпускников). Оспорить результаты проверки довольно сложно. Если в таблице ответов выпускником были допущены ошибки или не соблюдались правила заполнения, вполне вероятно, что программа не засчитает результат. Поэтому к экзамену нужно подходить очень внимательно.

Причин неудовлетворительной сдачи может быть несколько: плохое физическое или эмоциональное состояние экзаменуемого, нехватка знаний, семейные обстоятельства и другие.

Важно! Выпускник имеет право на повторную сдачу ОГЭ по физике. Она будет проходить в один из резервных дней, согласно утвержденному графику.

В настоящий момент предлагается 2 способа подготовки: самостоятельное изучение и помощь репетитора. Выбор того или иного метода обусловлен уровнем знаний выпускника и его стремление получить определенную оценку.

Найти подготовительные материалы довольно просто: преподаватели и ученики старших классов, как правило, легко предоставляют необходимые учебники, брошюры и сохранившиеся у них конспекты. Также крайне полезными будет изучение теоретической и практической части по видео-урокам. Их можно легко отыскать в Интернете.

Полезно изучать дополнительные материалы и принимать участия в пробных тестированиях. Их часто устраивают в учебных заведениях. Это дает ученикам возможность заранее проанализировать ответы и оценить свои силы. По статистике, выпускники, проходившие тестовые занятия, более успешно сдают ОГЭ.

Подготовка должна быть четко структурирована. Рекомендуется следовать плану, предложенному в соответствующих пособиях. Изучение желательно проводить по методу «от простого к сложному». Благодаря этому, ученики более глубоко закрепляют уже изученный материал и у них останется время для изучения новых тем.

Видео: пример задания ОГЭ по физике в 2018 году

Ответы и решение – Демоверсия ОГЭ 2018 ФИЗИКА проект

1) А) физическая величина — масса
Б) единица физической величины — ньютон
В) прибор для измерения физической величины — весы

2) 4) Амплитуда изменения давления и высота тона различны.

3) Сила всемирного тяготения между Землёй и Луной
А. зависит от масс Земли и Луны.
Б. является причиной вращения Луны вокруг Земли.

4) Мотенциальная энергия на максимальной высоте, здесь кинетическая равна 0

5) 2 < 1 < 3

Максимальную среднюю плотность имеет цилиндр = 3

6) Модуль скорости — увеличивается

Модуль ускорения — не изменяется

7) 8H — 3H = 5H ; 10H = 1 кг; 5H = 0,5 кг
p — ро (плотность)
p = m/V ; V = m/p => V = 0,5/ 1000 = 0,0005 м 3 = 500 см 3

8) Непрерывное движение — 4) Движение молекул никогда не прекращается.

9) 1) Начальная температура воды равна t1 .
2) Участок БВ соответствует процессу кристаллизации воды в калориметре.

10) Получив 50 кДж тело нагрелось на Δt = 200-150 = 50 °С

Удельная теплоемкость вещества этого тела равна

КДж/кг.°С = 500 Дж/кг.°С

11) Заряд одного электрона -е. Отнимает от первоначально заряда унесенный электронами заряд
q=q₀-6(-e)=10e+6e=16e

12) В соответствии с законом Джоуля-Ленца количество теплоты, выделяемое на сопротивлении R за время t равно . Из этой формулы следует, что чем выше мощность , тем больше теплоты выделяется на элементе. Так как при параллельном соединении напряжение U на каждом сопротивлении одинаково, то максимальное количество теплоты будет выделяться при всех замкнутых ключах, и равно:

3) если замкнуты оба ключа

13) Если вносить магнит в катушку южным полюсом с той же скоростью, то показания гальванометра будут примерно соответствовать рисунку: 2

14) Если расстояние предмета от линзы больше двух фокусных 2F (предмет А), то изображение получается действительным, уменьшенным, перевернутым. Если же расстояние между предметом и линзой в диапазоне (2F, F) (предмет Б), то изображение получается увеличенным, перевернутым и действительным.

15) Фокусное расстояние — увеличивается

Оптическая сила — уменьшается

16) N=IU=40*220=8800 ватт
полезная мощность 0,76*8800=6600 вт = 6,6 кВт

Ответ: 6,6 кВт

17) При ядерных превращениях выполняются законы сохранения массы и заряда. Следовательно, масса неизвестной частицы равна: 14 + 4 − 17 = 1 а. е. м., а заряд: 7 + 2 − 8 = 1 e. Эта частица - протон.

18) У барометра нижняя шкала показывает атмосферное давление в мм. рт. ст. Из рисунка видно, что цена одного деления этой шкалы равна 1 мм. рт. ст. Стрелка показывает 750+5 делений, то есть 755 мм. рт. ст. с погрешностью одного деления, то есть ±1 мм. рт. ст.

(755 ± 1) мм. рт. ст.

19) 4) Сила трения зависит от поверхности, по которой движется брусок
5) Трение скольжения для второй поверхности больше

20) А. В Северном Ледовитом океане наблюдать верхние миражи более вероятно
по сравнению с нижними.
Б. Наблюдать миражи можно при резких изменениях температуры воздуха.

3) Оба утверждения верны.

Вариант № 851440

Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ОГЭ-2018 по физике.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Полное правильное решение каждой из задач с развернутом решением должно включать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования расчёты с численным ответом и при необходимости рисунок, поясняющий решение.


Версия для печати и копирования в MS Word

Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Ответ:

На рисунке представлены графики зависимости изменения давления воздуха Δp от времени t для звуковых волн, издаваемых двумя камертонами. Сравните амплитуду изменения давления и высоту тона волн.

1) Амплитуда изменения давления одинакова; высота тона первого звука больше, чем второго.

2) Высота тона одинакова; амплитуда изменения давления в первой волне меньше, чем во второй.

3) Амплитуда изменения давления и высота тона одинаковы.

4) Амплитуда изменения давления и высота тона различны.

Ответ:

Какое(-ие) из утверждений верно(-ы)?

Сила всемирного тяготения между Землёй и Луной

А. зависит от масс Земли и Луны.

Б. является причиной вращения Луны вокруг Земли.

1) только А

2) только Б

3) ни А, ни Б

Ответ:

Тело массой m, брошенное с поверхности земли вертикально вверх с начальной скоростью υ 0 , поднялось на максимальную высоту h 0 . Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. Полная механическая энергия тела на некоторой промежуточной высоте h равна

Ответ:

Цилиндр 1 поочерёдно взвешивают с цилиндром 2 такого же объёма, а затем с цилиндром 3, имеющим меньший объём (см. рисунок).

Максимальную среднюю плотность имеет цилиндр

Ответ:

На покоящееся тело, находящееся на гладкой горизонтальной плоскости, в момент времени t = 0 начинают действовать две горизонтальные силы (см. рисунок). Определите, как после этого изменяются со временем модуль скорости тела и модуль ускорения тела.

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

Ответ:

К динамометру прикрепили цилиндр, как показано на рисунке 1. Затем цилиндр полностью погрузили в воду (рисунок 2).

Определите объём цилиндра. Ответ запишите в см 3 .

Ответ:

Одно из положений молекулярно-кинетической теории строения вещества заключается в том, что «частицы вещества (молекулы, атомы, ионы) находятся в непрерывном хаотическом движении». Что означают слова «непрерывное движение»?

1) Частицы всё время движутся в определённом направлении.

2) Движение частиц вещества не подчиняется никаким законам.

3) Частицы все вместе движутся то в одном, то в другом направлении.

4) Движение молекул никогда не прекращается.

Ответ:

Используя данные графика, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

1) Начальная температура воды равна t 1 .

2) Участок БВ соответствует процессу кристаллизации воды в калориметре.

3) Точка Б соответствует времени, когда в системе вода-лёд установилось состояние теплового равновесия

4) К моменту установления теплового равновесия весь лёд в калориметре растаял.

5) Процесс, соответствующий участку АБ, идёт с поглощением энергии.

Ответ:

На рисунке представлен график зависимости температуры t твёрдого тела от полученного им количества теплоты Q . Масса тела 2 кг. Чему равна удельная теплоёмкость вещества этого тела?

Ответ запишите в Дж/кг · °С

Ответ:

Металлическая пластина, имевшая положительный заряд, по модулю равный 10 е , при освещении потеряла шесть электронов. Каким стал заряд пластины?

1) +4 е

2) –4 е

3) +16 е

4) –16 е

Ответ:

На рисунке изображена схема электрической цепи, состоящей из трёх резисторов и двух ключей К 1 и К 2 . К точкам А и В приложено постоянное напряжение. Максимальное количество теплоты, выделяемое в цепи за 1 с, может быть получено

1) если замкнут только ключ К 1

2) если замкнут только ключ К 2

3) если замкнуты оба ключа

4) если оба ключа разомкнуты

Ответ:

Постоянный магнит северным полюсом вносят в катушку, замкнутую на гальванометр (см. рисунок).

Если вносить магнит в катушку южным полюсом с той же скоростью, то показания гальванометра будут примерно соответствовать рисунку

Ответ:

На рисунке изображены три предмета: А, Б и В. Изображение какого(-их) предмета(-ов) в тонкой собирающей линзе, фокусное расстояние которой F , будет уменьшенным, перевёрнутым и действительным?

1) только А

2) только Б

3) только В

4) всех трёх предметов

Ответ:

Человек переводит взгляд со страницы книги на облака за окном. Как при этом меняются фокусное расстояние и оптическая сила хрусталика глаза человека?

Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями.

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.

Цифры в ответе могут повторяться.

Ответ:

Электродвигатель работает при напряжении 220 В и силе тока 40 А. Чему равна полезная мощность двигателя, если известно, что его КПД составляет 75 %? Ответ запишите в кВт.

Ответ:

Произошла следующая ядерная реакция: Какая частица X выделилась в результате реакции?

1) -частица

2) -частица

3) нейтрон

Ответ:

Запишите результат измерения атмосферного давления с помощью барометра-анероида (см. рисунок), учитывая, что погрешность измерения равна цене деления.

1) (750 ± 5) мм рт. ст.

2) (755 ± 1) мм рт. ст.

3) (107 ± 1) Па

4) (100,7 ± 0,1) Па

Ответ:

Учитель на уроке последовательно провёл опыты по измерению силы трения скольжения при равномерном движении бруска с грузом по двум разным горизонтальным поверхностям (см. рисунок)

Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующие проведённым опытам. Укажите их номера.

1) Сила трения зависит от массы бруска с грузом

2) Сила трения зависит от скорости перемещения бруска

3) Сила трения зависит от угла наклона плоскости перемещения

4) Сила трения зависит от поверхности, по которой движется брусок

5) Трение скольжения для второй поверхности больше

Ответ:

Выберите верные утверждения, соответствующие содержанию текста.

А. В Северном Ледовитом океане наблюдать верхние миражи более вероятно по сравнению с нижними.

Б. Наблюдать миражи можно при резких изменениях температуры воздуха.

1) Верно только А.

2) Верно только Б.

3) Оба утверждения верны.

4) Оба утверждения неверны.


Миражи

Верхние миражи возникают над сильно охлажденной поверхностью, когда над слоем холодного воздуха у поверхности образуется более тёплый верхний слой (рис. 2). Верхние миражи являются наиболее распространёнными в полярных регионах, особенно на больших ровных льдинах со стабильной низкой температурой. Изображения предметов, наблюдаемые прямо в воздухе, могут быть и прямыми, и перевёрнутыми.

Ответ:

По мере приближения к поверхности Земли плотность атмосферы растёт (рис.3)

Какое изменение графика зависимости плотности воздуха от высоты соответствует условию возникновения нижнего миража? (изменение показано сплошной линией)


Миражи

Мираж является оптическим явлением в атмосфере, которое делает видимыми предметы, которые в действительности находятся вдали от места наблюдения, отображает их в искажённом виде или создаёт мнимое изображение.

Миражи бывают нескольких видов: нижние, верхние, боковые миражи и другие. Образование миражей связано с аномальным изменением плотности в нижних слоях атмосферы (что, в свою очередь, связано с быстрыми изменениями температуры).

Нижние миражи возникают преимущественно в тех случаях, когда слои воздуха у поверхности Земли (например, в пустыне) очень сильно разогреты и их плотность становится аномально низкой. Лучи света, которые исходят от предметов, начинают преломляться и сильно искривляться. Они описывают дугу у поверхности и подходят к глазу снизу. В таком случае можно увидеть предметы как будто зеркально отражёнными в воде, а на самом деле это перевёрнутые изображения отдалённых объектов (рис.1). А мнимое изображение неба создаёт при этом иллюзию воды на поверхности.

gastroguru © 2017