Духовный мир человека. Мир душевный и пути к нему Что такое внутренний мир человека

Долги появляются потому, что человеку не хватает денег. И он вынужден брать в долг, правильно? От бедности и недостатка средств появляются долги, а потом долг усугубляет ситуацию. И долги растут, делая его ещё беднее. Это обычное объяснение, но не все так просто. Иногда долгами обременён человек вполне обеспеченный, казалось бы. Не бедный. Но постепенно его благополучие тает и пожирается долгами, которые накапливаются и накапливаются. И душевное равновесие исчезает, ведь долги требуют вернуть. Напоминают, угрожают, портят нервы и кровь…

Зачем благополучный и не бедный человек влезает в долги? Зачем меняет двухкомнатную квартиру на четырехкомнатную и берет огромный невыгодный кредит? Зачем покупает новую машину, ведь старая ещё нормально ездит? Или вот - не платит вовремя по счётам и накапливает огромный долг, который трудно выплатить? Или вообще происходят события, которые требуют вложения средств. Вроде бы помимо воли самого человека происходят, но он снова в долгах, - пришлось занимать или брать кредит. И паутина все крепче держит, а пауки высасывают все соки…

Винить надо только себя, так говорят. Но есть вещи, которые лежат вне нашего сознания. Например, никто не хочет упасть и ушибиться. Но падает иногда, если испытывает подсознательно желание себя наказать, причинить себе боль. Или в аварию попадает. Или попадает в долговые тенеты... А иногда это может быть связано с негативным влиянием другого человека. Образ того, кто желает нам зла, превращается в автономную силу, по выражению Юнга, и изо всех сил «толкает» нас или подводит к месту, где с крыши падают кирпичи…

Долги появляются у вполне благополучных и адекватных людей из-за того, что они считают себя должными - подсознательно. Их мучает какой-то долг или ложное представление о том, что они кому-то задолжали очень. И эта подсознательная программа заставляет человека разрушать своё благополучие и влезать в реальные долги; это наложенное на себя наказание, проклятие вечного долга. Есть такая гипотеза.

Вот пример: одна женщина оказалась в ужасных долгах. Как-то исподволь, незаметно накопились платежи, потом она потеряла бизнес и ещё больше стала должна. Приходилось платить ипотеку за большую квартиру, платить стало нечем, а за квартплату приходили большие счета. Она взяла ещё один кредит, а потом заболела и понадобились деньги на лечение… Все это происходило исподволь, постепенно, она не сразу оказалась в паутине. Но с каждым долгом, который должен был решить проблемы хоть на время, ее положение становилось все хуже и хуже. Взятые в долг деньги не решали проблемы, а притягивали новые.

У этой женщины была очень сложная мама, отношения были плохими. Мама с детства внушала дочери мысль, что та должна. Должна уже за то, что на свет родилась. Должна маме! И мама напоминала о долге всегда, такие были отношения. Потом дочь дистанцировалась от матери, помогала материально, но общаться было невозможно. Вроде бы все правильно сделала, но долги стали душить и убивать. Мама в подсознании твердила: «ты должна! Должна!», - и дочь покорно выполняла эту команду-приказ. Иногда долги - это следствие того, что человеку внушают мысль - он должник. Должник, и точка! Или сам человек внушает себе эту мысль, чувствуя себя виноватым и обязанным. Он может это не осознавать, но долги копятся и копятся, а жизнь превращается в ад. Благополучие уходит.

Надо сесть спокойно поздним вечером, когда контроль сознания чуть ниже, и на листочке написать людей, которым вы должны. Нет, не деньги. И объективно вы вообще можете быть ничего не должны. Надо написать имена людей, которые могут думать, что вы им должны, понимаете? Они могут так считать - вы им должны. Или общество может так считать, социум. Или родственники этих «кредиторов» из подсознания. Скажем, вам пришлось прекратить содержать родственника, который не желал нормально работать, а привык жить за ваш счёт. Или вы редко навещаете токсичного родителя, который считает, что вы должны круглосуточно терпеть его выходки и претензии… Или вы ещё в школе взяли в долг на билет в кино и не отдали долг однокласснику. Он забыл. Но подсознание все считает и учитывает, почище коллекторов. И вы материализуете ситуацию, «полицейского из библиотеки», как в повести Кинга, который преследует вас и отравляет жизнь. Надо честно и скрупулезно написать на бумаге все предполагаемые «долги», которые вы можете вспомнить.

А теперь поговорите мысленно с каждым «кредитором». Если не можете отдать копеечный долг - прошло много времени!, - попросите прощения. Скажите, что помните и просите простить долг. А если долг выдуманный и вам его навязали, «поставили на счётчик», шантажируют и вымогают, скажите, что вы ничего не должны. Что желаете здоровья и благополучия кредитору, но вы ничего не должны. И приведите доказательства, можно их записать. А потом зачеркните поочередно свои долги. Главное, сделать все честно и искренне. Вот оставшиеся реальные долги - с ними придётся рассчитываться и разбираться. Но теперь дело пойдёт легче, потому что вы обнаружили негативную программу в подсознании и начали с ней работать. Осознавать - это работа.

Попробуйте этот метод избавления от программы «вечного должника». Он не имеет противопоказаний, но часто даёт удивительные результаты. Кому мы должны и кто считает нас должниками? Кто транслирует нам программу должника? Почему мы наказываем себя долгами? Это одна из причин долгов. Их много, этих причин. Но эта психотехника даёт хорошие результаты в определённых случаях.

Анна Кирьянова

Publisher: Gaya - сентября 22, 2019

,

«Не воспринимайте жизнь слишком серьёзно. Вам всё равно не удастся выйти из неё живыми».

Эта фраза принадлежит Элберту Хаббарду. Она является глубокой истиной.

Многие люди терзают себя даже по самому незначительному поводу. Они беспокоятся о ежедневных взаимодействиях с людьми и впечатлении, которое они производят на других. А иногда даже расстраиваются из-за одного слова в простом электронном письме.

«Люди склонны воспринимать всё слишком серьёзно. Особенно себя. Да. И это, вероятно, то, что заставляет их бояться и испытывать боль большую часть времени. Жизнь слишком серьёзна, чтобы воспринимать её всерьёз», – говорит Том Роббинс.

Иногда серьёзность включается, когда мы рассматриваем всё как свидетельство наших способностей, ценностей, этики. Когда вы сомневаетесь, спросите себя, пытаетесь ли вы что-то доказать.

У каждого есть обязанности и цели. Есть, вероятно, бесчисленное количество вещей, которые вы должны делать, и так много людей зависит от вас.

Серьёзность должна присутствовать в количестве, соответствующем ситуации. И только вы можете определить вес каждой проблемы или препятствия, которое вы должны преодолеть.

Чрезмерный акцент на серьёзности в жизни приводит к узкому пониманию того, что стоит вашего времени и внимания. Это может даже сделать вас менее продуктивными, заставив нервничать по поводу одной конкретной вещи.

Вы также можете неверно оценить реакцию других людей, если вы слишком серьёзно относитесь ко всему. Серьёзный подход усложняет взаимодействие с другими людьми. Когда вы перестаёте воспринимать всё слишком серьёзно, вы формируете более искренние связи, которые могут оказать положительное влияние на вашу жизнь. Расслабленная личность – это не признак того, что вы безответственны.

Проблема слишком серьёзного отношения к себе заключается в том, что мы предпочитаем искать одобрение — страх быть отверженными мешает нам жить наилучшим образом. Мы позволяем людям стать нашими судьями.

Боязнь насмешек заставляет нас чрезмерно всё анализировать. Потребность в угождении и совершенствовании поглощает нас.

Когда вы ошибочно убеждаете себя, что мир – это сцена, вы становитесь актёром, который должен давать представление, чтобы угодить. Такой образ мышления может сделать всю оставшуюся жизнь несчастной. Жить, давая бесконечные представления, утомительно — нам всегда приходится играть какую-то роль.

Часто люди, которые воспринимают всё слишком серьёзно, являются перфекционистами и не способны терпеть несовершенство и уязвимость.

Но вот в чём суть: вы начинаете жить по-настоящему, когда не слишком беспокоитесь и не поглощены в каждый потенциальный сценарий «А что, если?». Стресс и беспокойство не являются способом решения жизненных проблем.

В то время как вы заняты беспокойством обо всём на свете, вы упускаете возможность наслаждаться мелочами, которые имеют значение. Вы упускаете моменты значимости, которые могут сделать вас счастливыми и реализованными в жизни. Вы упускаете возможность общения с людьми на более глубоком уровне.

Представьте себе мир, где каждый уделял бы первоочерёдное внимание заботе о себе и собственном благополучии, вместо того чтобы делать акцент на всём плохом, что происходит в жизни.

Вот глубокая истина: хотя всё далеко не идеально, солнце по-прежнему встаёт и садится каждый день. Небо не падает. И не упадёт. Эволюция и трансформация всего, что нас окружает, продолжится даже тогда, когда нас не станет.

Вы, вероятно, можете увидеть это в собственной жизни. Вы меняетесь, но вы слишком заняты, чтобы замечать это или наслаждаться процессом.

Перестаньте жить в своей голове. Всё это бесполезное беспокойство стоит вам здравомыслия. Постарайтесь перестать воспринимать всё так серьезно, чтобы увидеть перемены, которые происходят в вашей жизни. Переключитесь на то, что вы всегда хотели, но убедитесь, что процесс приносит вам удовольствие.

Стройте и улучшайте свою карьеру, но не превращайте её в свою жизнь. Это не одно и то же. Конечно, нужно планировать свои финансы, но не жалеть о каждой копейке, которую вы тратите на кофе. Проводите время с семьёй, друзьями и коллегами, не слишком беспокоясь о том, что они думают о вас.

Правда в том, что никто не думает о вас и не судит вас так, как судите себя вы.

Расслабьтесь и наслаждайтесь жизнью

Здравомыслие возвращается, когда вы сосредотачиваетесь на том, что под рукой, стараетесь изо всех сил и продолжаете двигаться вперёд. Цените свой путь так же, как и цель, которую вы преследуете. Никто не совершенен и не знает всех ответов. Я просто выжимаю максимум из каждого дня.

Просто дивите. Или ещё лучше – учитесь жить, с нетерпением ожидая сегодняшних возможностей.

Вещи могут казаться слишком важными. Это вызывает напряжение. Когда жизнь становится чересчур серьёзной, вы перестаёте жить. Не нужно беспокоиться обо всём, что, как вам кажется, вы должны сделать. Следите за тем, что вы говорите себе, чтобы начать ценить то, что вам удаётся.

Используйте простые вопросы, чтобы держать фокус. Когда вы почувствуете, что внутри вас начинает бурлить напряжённая серьёзность, задайте себе следующие вопросы:

Стоит ли из-за этого расстраиваться?

Неужели это так важно прямо сейчас?

Неужели ситуация настолько плоха, что её невозможно исправить?

У вас нет контроля над многими вещами. Нет ничего, что вы можете контролировать, кроме текущего момента.

Выйдете из порочного круга, настроившись на более яркую и лёгкую версию себя. Добавьте больше юмора в свою жизнь – окружите себя положительными людьми, перестаньте смотреть новости, включите вместо них комедию. Уязвимость – это нормально. Переключите своё внимание на возможности.

Научившись привносить в свою жизнь лёгкость, вы сможете перестать быть слишком серьёзным и проводить больше времени, наслаждаясь жизнью.

Нет, не всегда будет легко. Но жизнь по-прежнему хороша – смейтесь, веселитесь, будьте открыты и свободны. Улыбайтесь – это бесплатной лекарство. Просто живите!

Publisher: Gaya - сентября 22, 2019

Стоиков зачастую воспринимают людьми суровыми, готовыми, стиснув зубы, терпеть все жизненные трудности. Но суть их философии вовсе не в этом. И нет, они не унылые зануды.

Вы, наверное, наслышаны о стоиках, однако большая часть ваших познаний не имеет ничего общего с истиной. И нет, это не унылые зануды. Древние стоики были в числе первых, кто предложил, как можно улучшить жизнь.

В книге «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» говорится: «Стоики очень интересовались психологией человека и были вовсе не чужды к использованию психологических приемов для преодоления определенных аспектов человеческой психологии – вроде негативных эмоций».

1. Что худшее может произойти?

Вы уже задавались этим вопросом? Что ж, тогда вы тоже стоик. Дело в том, что «негативная визуализация» является важнейшим инструментом стоицизма.

По иронии, реальные размышления о том, насколько все может быть плохо, часто заставляют нас понять, что все не так уж и плохо.

Стоики называют это «преднамеренностью» – умиротворение разума во многом достигается с помощью тщательных, детальных и сознательных размышлений относительно того, насколько плохо все могло бы быть. В большинстве случаев вы поймете, что ваша тревожность и страхи преувеличены.

Да, мысли приятными не назовешь, но не заставляют ли они начать ценить все это еще больше? Всего несколько секунд размышлений о наихудшем способны существенно усилить ваше чувство признательности.

В книге «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» говорится: «Возьмите за правило в свободную минуту представлять себе потерю чего-то ценного. Это может заставить вас осознать, пускай и ненадолго, насколько вы счастливы и за что должны быть благодарны, несмотря на текущие обстоятельства…»

Научно доказано, что именно благодарность лежит в основе единственной и действительно эффективной техники повышения уровня счастья. И хотя сознательные размышления о возможной утрате кажутся странными, но факт остается фактом – они приводят к появлению сильных мотивирующих эмоций.

Признательность – это отказ принимать вещи как должное. В итоге вы остаетесь счастливыми даже после того, как вещи перестают восприниматься вами как новые. С помощью признательности вы поддерживаете существование своей любви.

2. Как будто

Стоики высоко ценили спокойствие, а гнев рассматривали как время, потраченное впустую. Но что делать, если ваша кровь закипает в жилах? Просто улыбнитесь и говорите спокойно. Сенека утверждал, что если сохранять спокойствие в поступках, то человек и сам становится спокойнее.

В книге «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» говорится: «В момент гнева Сенека советует постараться «переключить все показатели злости». Мы должны заставить себя расслабить лицо, смягчить голос и сбавить темп ходьбы. Сделав это, наше внутренне состояние быстро наладит внешнее, а гнев, по словам Сенеки, рассеется».

Но срабатывает ли такая подделка спокойствия на практике? Да, и этому есть научные доказательства: исследователи просто попросили людей больше улыбаться, и те действительно почувствовали себя более счастливыми.

Духовный мир человека является своеобразным зеркалом, в котором отражается интеллектуальная жизнь всего общества. Его основа - общественное сознание со всеми его структурными элементами и социальными уровнями. Вместе с тем личность имеет и свой, обособленный мир, способный функционировать самостоятельно, вне зависимости от происходящего в обществе.На формирование духовного мира у личности оказывают влияние:

  • условия повседневной жизни как бытового, так и общеполитического характера;
  • целенаправленное воздействие на индивида со стороны общества;
  • практическая деятельность в обществе;
  • обучение, воспитание, совершенствование, контролирование самого себя.

Мировоззрение и смысл жизни эволюционируют во времени на рациональном и эмпирическом уровне с учётом психологии общества, его сознания и идеологии. Общественное сознание при этом становится основополагающей базой, на которой происходит формирование личности. В отличие от сознания индивида, сосредоточенного в основном на собственном интеллектуальном содержании и структуре, духовный мир человека направлен на воплощение мировоззренческих целей и человеческой сущности в целом.

Из чего состоит внутренний мир индивида

Духовный мир любой личности содержит в себе:

  • систему ценностей, определяющих мировоззрение и придающих ему практический смысл;
  • цели, которые осознанно ставятся для реализации своего ценностного багажа;
  • духовные потребности, заключающиеся в возможности познать окружающий мир, выразить себя посредством искусства, науки, культуры и иных форм человеческой деятельности;
  • способность к познанию и реализации себя в социальной среде тем или иным образом;
  • убеждение в значимости своих действий для окружающих, основанное на уже сформированных взглядах на мир;
  • эмоциональную и чувственную поддержку своих взглядов и действий со стороны авторитетной части общества.

Все это основано только на знаниях общества об окружающем мире и вере в его конечную справедливость. И то, и другое опирается на ценностный аппарат индивида и на его мировоззрение, которое может быть:

  1. повседневное - опирается на жизненный опыт и формируется исходя из складывающихся обстоятельств;
  2. религиозное - с основой на религиозные представления личности;
  3. научное - авторитетом для которого являются только научные знания;
  4. гуманистическое - исходящее из представлений о научности взглядов, их справедливости в социальном смысле, нравственности, а также из экологических соображений.

Система человеческих ценностей, из которой проистекает любое мировоззрение, ориентируется на устремления личности и смысл его жизни. Что же касается идеалов отдельного индивида, они выступают в качестве эталона поведения в обществе и мотивируют само поведение.

Духовные ценности отдельного индивида не вечны. Они зависят от условий жизни и могут варьироваться по ходу их изменения. Другое дело - общечеловеческие ценности, которые веками вырабатывала современная цивилизация. Основу их составляет духовная практика всех поколений человечества, включающая в себя универсальные потребности каждой личности вне зависимости от того, к какой она принадлежит расе, национальности, классу, религии или возрасту.

Приоритет общечеловеческих ценностей над индивидуальными несомненен. Внутренний мир любой личности должен формироваться именно в этих рамках. Индивид включается в общественную жизнь и понемногу осваивает его константы, выработанные временем и составляющие его нравственный фонд.

Знания – одна из опор внутреннего мира

Сознание индивида, а с ним и духовный мир личности в своём формировании отталкиваются от приобретённых знаний об окружающей действительности, которые преломляются через призму уже имеющейся информации и опыта и закрепляются в человеческой памяти. Память фиксирует, хранит и, при необходимости, воспроизводит результаты познавательной деятельности. Эта функция человеческой психики избирательна: надолго запоминается не вся информация, полученная в определённый момент, а только та её часть, которая вызвала достаточно сильную эмоциональную реакцию и имеющая особое значение в жизни индивида. Всё прочее предаётся забвению и уже не относится к знанию.

Познание в духовной жизни работает как метод реализации сознания через жизненный опыт, полученный в результате взаимодействия личности с окружающей действительностью. Человечество выработало два основных пути приобретения знаний:

  1. Эмпирический. Основан на чувственном опыте, оставляющем в памяти конкретные знания об окружающем;
  2. Теория. Это те знания, которые включают в себя исторический опыт всего человечества, заключённый в художественной и научной литературе, произведениях культуры и искусства, архитектурных творениях, оставшихся от прошлого.

Мировосприятие жизни, получаемое эмпирическим путём, начинается у ребёнка с момента его рождения. Органы чувств получаются своего рода окнами в мир, через которые духовная жизнь малыша наполняется первыми впечатлениями, составляющими его мироощущение. Информация по мере течения времени накапливается в памяти, систематизируется там и впоследствии станет духовным ориентиром в практической деятельности.

Главным инструментом теоретического пути усвоения знаний становится язык. Именно с его помощью человек накапливает и обобщает чужой опыт, выходящий за пределы индивидуального сознания. Кроме того, язык облегчает общение с другими людьми, а также целенаправленное воздействие на них. Посредством языкового общения личность усваивает целый ряд норм и принципов, определяющих его поступки в социальной среде.

Эмпирические и теоретические познания, сведённые в логическое единство, образуют основу миропонимания индивида, или его интеллект. Уровень интеллекта определяется не только объёмом знаний. На первом месте у по-настоящему духовной личности стоит умение их использовать на практике.

Роль веры в духовной жизни человека

Мало кто из образованных людей сомневается, что одним из ведущих факторов в истории человечества стала религия. Её влияние на индивидов, их социумы и государства было разным. Кого-то оно возвышало и возводило на вершины культуры, кого-то уничтожало или низводило его духовную жизнь до абсолютного примитива. Это относится к целому ряду человеческих сообществ.

В основе каждой религии находится Вера. В приложении к конкретному религиозному институту речь идёт о вере в определённого бога. Если говорить о более общем определении веры, она заключается в убеждении, что в мире существует всевластная сила, способная разрешить все проблемы, встающие в жизни перед человеком, каким-либо чудодейственным образом. Религия и есть олицетворение этой веры.

В зависимости от идеологических веяний эпохи Вера может объединять самых разных людей или делать их врагами друг другу, побуждать к подвигам или призывать к непротивлению злу, способствовать творчеству, развитию письменной и монументальной культуры или призывать к сожжению на кострах великих произведений искусства и разрушению памятников.

Посредством религии личность ориентирует свою жизнь на конкретное религиозное мировоззрение, включающее в себя идеалы, взгляды и принципы этой Веры на устройство и функционирование мира, уточняет место в нём каждого индивида, подсказывает ему истинный смысл человеческой жизни. Это даёт обществу:

Знания и интеллект, а также способность ими воспользоваться формируют индивидуальное сознание, но сами по себе ещё не становятся залогом гармоничного взаимодействия с обществом. Социальный и гражданственный опыт становятся частью внутренней жизни людей только в случае, если они приемлют нравственные и государственные основы этого мира. Только они способны адекватно оценивать свои поступки и деятельность в целом.

Сознание индивида в социальной среде постоянно контролирует рассудок, заключающийся в способности анализировать и соразмерять свои достижения с намерениями, которые могут быть гораздо шире конкретных действий и не всегда способны опираться на общепринятые нормы какой-то социальной группы или общества в целом. Жизнь в социуме заставляет людей руководствоваться его законами. Это может вызвать конфликт личности со своими собственными интересами и потребностями, время от времени толкать к эгоистичным действиям, противоречащим общепринятой морали. В таком случае нарушитель правил рискует стать изгоем и подвергнуться людскому остракизму.

Обратной стороной этой социальной медали становится патриотизм - эмоционально-нравственное состояние, толкающее человека на сближение с обществом, вызывающее готовность жить его интересами, ограничивать свои материальные и духовные запросы ради целей, представляющихся более важными, чем личные.

Чувственно-эмоциональный фактор здесь становится следствием уже сформировавшейся духовной жизни личности, которая, осознав значимость полученных в процессе образования и воспитания знаний об обществе, его истории, нравственных и религиозных нормах, мобилизует весь свой интеллектуальный багаж во благо этому обществу и тем самым становится общественно значимой, а не просто личностью в себе.

Без развития внутреннего мира не обходится ни один человек. Каждый из нас в той или иной степени обладает определённой суммой познаний о жизни, необходимых для практической деятельности. Но высшую ценность представляет собой только то состояние человеческого духа, которое благоприятствует не только личным потребностям, но и жизнедеятельности общества. Тогда внутренняя жизнь индивида приобретет истинный смысл и не предастся забвению.

Понятие «психика», «душа»

Психика является результатом взаимодействия мозга с окружающей средой и представляет собой особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность. Это свойство необходимо для того, чтобы ориентироваться и активно взаимодействовать с окружающей средой, а человеку еще и для управления своим поведением. И человеку, и животным психика свойственна, высшую форму психики человека можно обозначить понятием «сознание», но оно является более узким, потому что психика содержит в себе сферу подсознания и сверхсознания («Сверх-Я»).

Термин «психика», используемый в философии, психологии, медицине, достаточно сложный, и целый ряд его определений говорит только о том, что ученым однозначно сказать, что это такое, достаточно сложно. Определенно, о чем говорят ученые, так это то, что психику просто свести к нервной системе нельзя, хотя нервная система действительно является одним из органов психики. Когда деятельность нервной системы нарушена, нарушается и страдает психика.

Психика не дается в готовом виде с момента рождения и сама по себе не развивается, так же, как человеческая душа не появляется сама собой, если ребенок изолирован от людей. Человеческая психика формируется в ходе общения и взаимодействия с другими людьми, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

Все имеющиеся на сегодняшний день определения психики связаны с внутренним миром человека, его отношением к среде обитания или внешней среде. Наиболее понятное, простое и удачное определение этого сложного термина звучит следующим образом – психика есть не что иное, как субъективный внутренний мир человека, который определяется его взаимодействием с окружающим миром.

Определение

Таким образом, психика включает в себя несколько составляющих: внешний мир, природа, её отражение – полноценная деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры и способностей.

Понятие «психика» в наше время используется вместо понятия «душа». Тем не менее, в языке сохранилось достаточно много слов и целых выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, задушевный разговор и др. С точки зрения лингвистики «душа» и «психика» одно и то же. Но по мере развития культуры и науки значения этих понятий разошлись.

Каждый человек является сугубо индивидуальным феноменом, поэтому душа каждого человека представляет собой уникальные особенности его личности. Несмотря на уникальность каждого человека, все-таки можно обобщенно говорить о человеческой душе вообще. В религии и идеалистической философии, а также в психологии понятие «душа» рассматривается как нематериальная субстанция, независимая от тела, а наука определяет душу как особый внутренний мир человека. Это тот мир, в который вкладывается содержание, информационная «начинка» личности, имеющая краткое обозначение «Я». Это личное местоимение включает определенное мировоззрение, жизненные ценности, совокупность знаний и представлений об окружающей действительности. Все эти представления усваиваются человеком в процессе его взросления, обучения и практической жизнедеятельности и определяют отношение индивида к внешнему миру.

Ни философия, ни психология при рассмотрении души не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с деятельностью его мозга, поэтому человек есть душевно-телесное психофизическое существо. Душа в форме индивидуального субъекта выражается в особенностях темперамента, характера, таланта, а имея множество модификаций, отличает одного человека от другого, поэтому своеобразие душевного склада с неповторимыми чертами определяет уникальность личности. Эмоции, чувства, нравственность, законы морали относятся к сфере души. Для психологии понятие «душа» имеет принципиальную важность, это и понятно, потому что название самой науки есть не что иное, как «наука о душе».

Для людей понятие «душа» далеко неоднозначно – одни считают, что это функция мозга, для других душа рождается вместе с телом и продолжает существовать после смерти. Таким образом, человек – это синтез души, разума и тела, внутренний мир которого ассоциируется с понятием «дух».

Понятие «внутренний мир человека»

А. Мень в человеке самым главным считал то, что нельзя потрогать руками, увидеть глазами, нельзя взвесить и измерить. Это есть психическая реальность человека, организованное содержание его психики или внутренний мир.

Еще Сократ говорил о том, что жизнь, которая не познана, не стоит того, чтобы быть прожитой.

Психологи предпринимают попытки, чтобы установить общие закономерности психологической жизни человека, но это только один из путей познания собственного внутреннего мира. Лучшим психологом этого мира является каждый человек в отдельности, потому что, осознавая себя, человек получает минимум четыре удивительные возможности:

  • Узнать себя;
  • Оценить себя;
  • Изменить себя;
  • Принять себя.

В осознавании себя огромную роль играет психология и философия, которая пытается ответить на волнующие человека главные вопросы:

  • Что есть человек?
  • Цель и смысл существования человека;
  • Роль и место человека в мире.

Вопросы психологии немного проще:

  • Устройство психики человека;
  • Психологические свойства личности;
  • Схожесть и отличие людей друг от друга;
  • Как человек думает, чувствует, действует.

Основой внутреннего, духовного мира выступает интеллект. Благодаря интеллекту человек живет, определяет свои высшие потребности, познает мир, который его окружает и себя в этом мире, формирует свои ориентиры, ставит цели и задачи.

Внутренний мир человека, таким образом, имеет сложную структуру и представлен такими элементами, как:

  • Эмоции – самый яркий компонент внутреннего мира человека. В душе человека многие переживания оставляют глубокий след благодаря испытанным эмоциям, а события, незаряженные эмоциями, забываются быстро.
  • Чувства. Они тоже являются эмоциями, но только более постоянными. Как правило, они держатся довольно долго и в меньшей степени зависят от внешней «подзарядки». Чувства могут быть связаны с конкретным человеком, предметом или каким-либо явлением.
  • Мировоззрение. Его считают главным законом формирования внутреннего мира.

К мировоззрению относятся моральные ориентиры и принципы, взгляды на жизнь. Развитие и обогащение внутреннего мира человека происходит значительно быстрее, если человек имеет целостное и логически четкое мировоззрение. Сформировать мировоззрение можно самостоятельно, ориентируясь на собственные идеалы и устремления.

Внутренний мир людей индивидуален и уникален и возникает в результате отражения мира внешнего. Внутренний мир человека и внешний мир тесно связаны и зависят друг от друга.

В результате проведенных исследований специалисты определили самые распространенные состояния психики человека, характеризующие его внутренний мир:

  • «Самовыражения Я» – размышления человека о самом себе. Это монолог (монологическое мышление) с преобладанием во внутренней речи местоимения Я;
  • «Размышление о другом». Данное состояние представляет собой диалог, где преобладает местоимение «ты». Состояние характеризуется одобрением себя с возможной мысленной самокритикой;
  • «Необъективированность мысленных образов». Субъект этого состояния сосредоточен на себе, своих достоинствах, причем собственные недостатки отвергаются. Другие участники воображаются в абстрактной форме, как бы держатся в голове;
  • «Планирование будущего». В этом состоянии человек осмысливает свои перспективы, ставит определенные для себя цели, размышляет над проблемами их реализации, планирует будущее;
  • «Фиксация на препятствии». В данном состоянии возникает ощущение одиночества и отвергается возможность взаимодействия в разрешении ситуации. Это происходит, потому что человек сосредотачивает или фиксирует свое внимание на каких-либо препятствиях и трудностях;
  • «Чувственное восприятие мира». Мысли озвучиваются в виде голосов, а все образы представляются очень ярко и контрастно;
  • «Фантазии». Состояние творческое, препятствия представляются несущественными, потому что выход обязательно можно найти, а цели являются вполне достижимыми. Человек чувствует себя активным и полным сил.

Становится вполне понятно, что внутренний мир человека тесно связан с миром внешним и является его отражением в индивидуализированной форме. Внутренний мир каждого человека формируется и наполняется через жизненный опыт, в процессе познания.

В системе духовного здоровья, как основы для общего здоровья человека, центральное место православие отводит душевному миру – спокойному, благодатному состоянию души.

Преподобный Алексей Зосимовский так говорил своим духовным детям: «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир — вы будете счастливы ». Христос заповедовал человеку прежде всего стремиться к обретению внутреннего Царствия Божьего, которое находится в душе человека.

Серафим Саровский говорил «Всеми мерами надобно стараться, что бы сохранить мир душевный».

Спокойствие и согласие в душе, душевный мир , душевная тишина и покой, гармония души ведет и к гармонии тела, в то время как душевное беспокойство приводит к множеству заболеваний. По словам Амвросия Оптинского «болезни по большей части происходят от тревожного состояния души».

Душевные бури и страсти, постоянное зло, ненависть, зависть, тревога, разрушают душевный мир, ведут к нервному перенапряжению «внутренний мир человека – грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения», — говорит святитель Феофан Затворник.

Благодаря работам крупнейшего врача – исследователя двадцатого века Селье было обнаружено явление стресса – перенапряженного, перевозбужденного душевного состояния, которое является основной причиной многих заболеваний.

Современная медицина считает, что около 80% всех болезней так или иначе связано с расстройством психики. Учеными выделена особая группа заболеваний, которые стали именоваться психосоматическими, т. к. в их происхождении одну из главных ролей играют нервные факторы. К этой группе болезней относят эссенциальную артериальную гипертензию, ишемическую болезнь сердца, психогенную одышку, нарушение желудочно-кишечного тракта и многие другие.

Разрушительное действие душевных волнений обусловлены страстями.

Душевный мир человека разрушают такие страсти как:

Гнев, ярость, раздражительность – это грехи против своего здоровья. Больше всего здоровью вредит раздражительность, а ярость – высшая степень ее…

В раздражительности есть существование черта, особенно когда человек гневается и раздражается раз за разом. И если при этом он итак слаб здоровьем, то он еще больше разрушает это здоровье, медленно убивая самого себя. «Ревность и гнев сокращают дни» (Сир. 30, 26)

Душевный мир человека страдает еще из-за того, когда в семье плохие отношения и частые ссоры, недоверия друг к другу.

Для того чтобы вернуть душевный мир и покой необходимо победить многие страсти, а для этого человеку необходимо познать новые, иные ценности, которые постепенно вытеснят прежние пристрастия. А для этого необходимо хоть на миг вырваться из суетного мира, освободить свой внутренней взор от мелочных повседневных забот.

Душевный мир можно восстановить уединившись на время. Можно отправиться в любой монастырь или слиться с природой у себя на даче. Посмотреть на закаты, звезды, встретить рассвет. Посидеть на берегу моря. Успокаивающее и оздоровительное действие не раз отмечалось исследователями. Недаром подвижники монахи старались уединиться.

Душевный мир человека восстанавливает тишина.

Святитель Антоний Сурожский, опираясь на свой врачебный и духовный опыт, однажды посоветовал женщине, которая обращалась к нему за помощью в духовных скорбях, просто посидеть в тишине. И находясь в тишине, она вдруг почувствовала, что Бог – рядом с ней. И эти впечатления помогли ей решить свои проблемы.

В тишине человек впервые обретает душевный покой. Профессор медицины П. Калиновский пишет: «То, чего не хватает многим из нас, уединиться в тишине, остаться со своими мыслями и отдаться их свободному течению. Уединение, уход в себя – это лучшее средство для избавления от мелких забот и тревог », что чудесным образом сказывается на здоровье человека.

Душевный мир человека не может быть спокойным без молитвы.

Молитва – это разговор души с Богом. Искреннее стремление к душевному миру и придание себя исцеляющей и умиротворяющей воле Божьей мы видим в ежедневной молитве Оптинских старцев, которая внутренне настраивает человека на успокоение:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.

Во всех словах и делах моих — руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Душевный мир человека получает радость и покой, когда за все начинает благодарить Бога и во всем видеть промысел Божий.

На такое состояние помогает настроиться Акафист «Слава Богу за все!»

Что бы ни случилось — благодарите Бога. Благодарите перед сном и встав рано утром. Перед трапезой и после. После каждого доброго дела.

Порой отрезвляюще действует на душу человека болезнь. В жизни есть немало примеров, когда болезнь послужила причиной переоценки ценностей и человек полностью изменял свою жизнь.

Душевный мир обретается не сразу, а постепенно, в результате сознательной работы над собой. Происходит постепенное избавление от страстей. Формируется новая система целей и ценностей, разум наполняется мудростью и миром. Сердце наполняется любовью. Воля устремляется к добру. Человек примиряется с Божьим миром и впервые начинает понимать его.

Обретенный душевный мир благотворно сказывается на окружающих. «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», — говорил Серафим Саровский.

Не тревожность, беспечность, успокоение, наслаждение благодатью, мир душевный, соединенность с вечностью – все это является фундаментом человеческого здоровья, оказывает оздоровительное действие на весь организм. Человек исцеляется от множества болезней, другие же – хронические, наследственные и т. п. облегчаются, уже перестают мучить так, как прежде.

Посмотрите видео о мире душевном, что говорит по этому поводу Серафим Саровский

Энциклопедический словарь

1. МИР, а; мн. миры, ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры. Изучать марсианский мир. 3. Земной шар, Земля со всем… … Энциклопедический словарь

мир - I а; мн. миры/, о/в; м. см. тж. мировой, мирок, мирской 1) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2) Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры … Словарь многих выражений

Душа, нутряк, душевный мир Словарь русских синонимов. внутренний мир сущ., кол во синонимов: 4 душа (59) … Словарь синонимов

внутренний мир человека - ▲ отображение индивидуальный, окружающий мир внутренний мир человека индивидуальное отражение внешнего мира; круг субъективных представлений; каждый человек живет в своем внутреннем мире. душевный мир. духовный мир. мирок. духовная сфера.… … Идеографический словарь русского языка

Дух, сердце, грудь. Дух бодр, плоть же немощна. Стеснилась грудь ее тоской. Пушк. И щемит, и ноет, болит ретивое. Кольц. . Ср … Словарь синонимов

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА - понятие, выражающее естественную порожденность человека, его родство, близость со всем сущим, и прежде всего, с жизнью вообще, а также все многообразие собственно человеческих проявлений, отличающих человека от всех иных форм сущего и живущего.… … Современный философский словарь

- — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия

- (лат. Germania, от Германцы, нем. Deutschland, буквально страна немцев, от Deutsche немец и Land страна) государство в Европе (со столицей в г. Берлин), существовавшее до конца второй мировой войны 1939 45. I. Исторический очерк … Большая советская энциклопедия

- (Creangă) (1837 1889), румынский и молдавский писатель. Окрашенные народным юмором сказки и рассказы, автобиографическая повесть «Воспоминания детства» (ч. 1 3, 1880 83), рисующие душевный мир крестьянина и высмеивающие власть имущих. * * *… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Беседа о молитве. Как сохранить душевный мир и живую молитву в условиях современной суеты , Монах Константин. Все те советы, которые читатель найдет в этой книге, должны быть употребляемы благоразумно. Практическое их применение возможно лишь в совете с духовником или же втом случае, когда человек по…
  • Как сохранить душевный мир , Авдеев Дмитрий. Дмитрий Александрович Авдеев - московский православный психиатр, психотерапевт, медицинский психолог, кандидат медицинских наук, профессор, директор Института проблем формирования…
gastroguru © 2017