День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью. Из истории службы по борьбе с организованной преступностью

РУБОП

РУБОП (первоначально РУОП ) - Региональное управление по борьбе с организованной преступностью. Подразделение МВД СССР , а позже России , созданное в конце 80-х , но официальное название получило в 1993 году. По Указу Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ», УБОПы были расформированы, «не дожив» всего лишь двух месяцев до своего официального двадцатилетнего юбилея (15 ноября 2008 года), а на их основе вскоре были созданы Департамент по противодействию экстремизму МВД России и Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите , а также их территориальные подразделения. По неофициальной информации, Служба по борьбе с организованной преступностью, возможно, будет воссоздана в системе МВД России с 2012 года .

Предыстория создания

В конце 80-х годов криминальная обстановка в СССР стала ухудшаться, стали явными факты, долгое время умалчиваемые руководством страны. То, что преступность в Советском Союзе носит организованный характер, было многим известно, но говорить об этом открыто никто не решался.17 июня 1985 года появился приказ МВД СССР «Об усилении борьбы с организованными группами» и «Об усилении борьбы с деятельностью лидеров уголовно-преступной среды». Но ожидаемого эффекта это не принесло. У многих милиционеров просто не было опыта таких действий. Никто не знал, что толком нужно делать. Руководство МВД СССР само особо не стремилось претворять свой же указ в жизнь. «Родиной» УБОПа называют Украину - ещё в 1986 году 6-й отдел появился в угрозыске УВД Днепропетровской области . Позже выходит приказ МВД СССР № 0014 от 15 ноября 1988 года «О создании управления по борьбе с организованной преступностью». На базе 6-ого Управления МВД СССР создаётся подразделение по борьбе с преступностью, в котором было на весь Союз всего-то 32 человека. Возглавил отдел Александр Гуров , генерал-лейтенант милиции , ныне депутат Государственной Думы . Попадавшие на стол руководства МВД и КГБ сообщения, имевшие в своём содержании названия преступных группировок, носили гриф «секретно» и не предавались огласке. Людям в стране говорили, что организованная преступность есть только в капиталистических странах. Развитие кооперативного движения опровергло это утверждение. В обиход жителей вошло слово «рэкет ». Слово «мафия » не прижилось у советских граждан: все думали, что «мафия» есть только на острове Сицилия , и с ней борется неутомимый комиссар Катани в исполнении Микеле Плачидо , хотя фильм «Спрут », заставил многих поверить, что мафия есть и в СССР. Сам Гуров в своей книге "Красная мафия" подробно описывает ситуацию с бездействием руководства милиции, и только после выхода статьи «Лев прыгнул» Гурова вызвал к себе Министр внутренних дел СССР Вадим Бакатин и дал согласие на увеличение численности оперативного состава. Милиционеров стали снабжать всем необходимым, появлялась техника, транспорт, постепенно и сами сотрудники стали учиться изобличению преступных групп. Но тут вновь сотрудники столкнулись с бездушием властей. Тогдашний Уголовный кодекс РСФСР и кодексы Союзных республик не имели в особенной части таких преступлений, как «вымогательство », освещаемые деяния бандитов формально подходили только под одну статью - «бандитизм », но дать согласие на возбуждение уголовного дела с такой формулировкой никто не решался. Сам Гуров в интервью газете «Коммерсантъ » скажет:

Если бы тогда, сразу, внесли поправки в УК, то можно было многих посадить и надолго. Вместо этого нам говорили, что «бандитизма» у нас нет, и возбуждать такие дела не станут.

Позже Гуров в одном из телеинтервью сказал, что в конце 1980-х в 6-ом Управлении была почти полная база данных на всех «воров в законе », «криминальных лидеров», но из-за предательства руководства часть базы украли и «нужных» людей просто оповестили. Многие жители Москвы знали о существовании группировок в районе «Рижского рынка », одного из первых мест зарождения рыночной экономики и преступности в СССР. Именно в местное отделение милиции стали поступать заявления граждан о фактах вымогательств, но и тут руководство не спешило применять меры, ссылаясь на отсутствие юридических аспектов. Стали появляться наименования «солнцевские», «ореховские». Молодые люди, собранные по территориальному признаку, занимались вымогательством у кооператоров. Московские сыщики также не сидели без дела. В МУРе ещё в 1986 году было создано подразделение, ставшее прообразом московского РУБОП. Борьба шла усердная: сыщики, научившись грамотно работать, стали изобличать преступных лидеров, хотя у многих такие плоды работы восхищения не вызывали. Постепенно 6-е Управление реорганизовали. Сам Гуров ушел в КГБ, но позже ушёл и оттуда. По его словам, борьба с преступностью никому не нужна, это большие деньги, и никто не хочет с ними расставаться.

РУБОП в современной России

После очередной реорганизации из оперативно-розыскных бюро (ОРБ) в 1993 году стало образовываться РУБОП. Московское РУБОП получило прописку по улице Шаболовка , д.6. Чуть позже данный адрес стал более угрожающим, нежели Петровка, 38 . Возглавил московское РУБОП Владимир Рушайло . Также появилась пословица: "круче «солнцевских» только «шаболовские». В УК РСФСР стали вноситься поправки, касающиеся деятельности ОПГ . Стал появляться и долгожданный результат. По данным МВД России , в период с по г. (самый трудный в плане работы) к уголовной ответственности было привлечено более 60 «воров», и это только в одной Москве, ещё порядка более 300 лидеров криминального мира также были осуждены. Многие граждане стали смотреть на РУБОП как на единственную силу, готовую прийти на помощь. В территориальные отделы РУБОП стали приходить граждане с просьбой о помощи. РУБОПовцы раскрывали преступления и в сфере незаконного оборота наркотиков , оружия , похищения людей, коррупции . Отделы РУБОПа не подчинялись местным отделам внутренних дел, такие меры были направлены на то, что часть руководства местных милиционеров имеет коррупционные связи, а посему РУБОПы подчинялись напрямую главкам, что только добавляло им врагов в лице местных милиционеров. На одном из совещаний руководства МВД РФ к аббревиатуре «РУБОП» должно было быть добавлено «иК», то есть «Региональное Управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией», получилось «РУБОПиК», но букв «иК» добавлять не стали. Многие ветераны РУБОПа вспоминают знаменитый «ельцинский» указ № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» от 14 июня 1994 года , согласно которому можно было задерживать лиц, причастным к преступлениям и членам ОПГ, до 30 суток, позднее он был отменён, явно с подачи криминала. Александр Гуров в интервью говорит:

Меня поражало, что законы у нас принимали с подачи бандитов, ни разу власть не послушала самих милиционеров. Кому мешал указ? Когда уровень преступности начал снижаться, его и отменили. Только раз, в 89-ом, Бакатин выслушал меня и позволил расширить отдел, а так все наши просьбы проходили мимо ушей.

Очередная реорганизация

Сколько себя помню, я редко боролся с преступниками, всё более - с коллегами из соседних ведомств. Все мы старались друг друга опередить, обогнать, больше «палок» в ЗИЦ вставить, а на деле всё стояло. Брали только тех, на кого давало руководство «добро», кто не мог за себя постоять и в оперативном значении ничего из себя не представлял. Хотели «авторитета» одного взять: весь материал собрали, доложили, а шеф папку в сейф убрал и приказал нам «на землю спуститься» - кому нужны такие инициаторы? Один раз в адрес вошли, там барыга наркотой торговал, а через секунду туда ОБНОН ворвался, хорошо я краем глаза Вову С. увидел, с кем в школе милиции учился, и крикнул «Вова, свои!», а то перестреляли бы друг друга - такое тоже бывало

Другой бывший сотрудник УБОП в газете «Совершенно секретно » так описывает свою работу:

Когда только начинали, весело было, непонятно, конечно, многое но из-за этого и интересно. На ходу учились, глаза у всех горели. Потом система гнить начала, нас бумагами обложили с ног до головы, планируешь что-то - пиши рапорт, рассмотрят, провёл что-то - справку пиши, волокита началась, специальная, чтобы нас больше в кабинетах держать. Особо ретивых переводили на другие места, одному оперу часы от министра вручили и на повышение отправили - лишь бы не мешался. С другими ведомствами начались конфликты, задержали кого-то - тут же звонок: «Отпустите, он с тем-то или тем работает». Отпускали, хотя знали, что деньги всем правят. Посидел, дождался пенсии и ушёл

В искусстве факт противоборства УБОП и УР наиболее чётко показан в фильме «Ментовские войны ».

Примечания

Практически вся история РУБОП описана в романе Андрея Молчанова «Главное управление».


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "РУБОП" в других словарях:

    РУБОП - районное управление по борьбе с организованной преступностью региональное управление по борьбе с организованной преступностью Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО… … Словарь сокращений и аббревиатур

    М. Региональное управление по борьбе с организованной преступностью. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Основным звеном государственной системы органов, противостоящих организованной преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано специализированное подразделение - Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ. В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - “Борьба с преступностью”. А ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий, которые обязаны выполнять эти органы.

Деятельность специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью позволяет собирать и в дальнейшем использовать информацию против организованной преступной деятельности уголовных лидеров, а также против связанных с ними зарубежных преступников. Данная информация может оказывать большую помощь в выявлении и изучении структурных образований организованной преступности и лицах, действующих в этих структурах, общей численностью и составе, дислокации организованных преступных групп и сообществ, лидеров, возглавляющих структурные элементы организованной преступности и сложившиеся между ними отношения.

Российскими специалистами по борьбе с организованной преступностью разработано четыре основных вида разведывательных данных об организованной преступности:

Информация, указывающая на основные направления и тенденции, происходящие в преступной среде либо в конкретных организованных преступных группировках.

Информация оперативного характера, требующая незамедлительной реализации со стороны оперативных спецподразделений и заинтересованных служб ОВД.

Информация доказательственного характера, которая достоверно может быть использована на стадии следствия, либо судебного разбирательства.

Информация высшего порядка, собираемая в течение относительного длительного времени для последующего суммирования, которая отражает общую картину жизнедеятельности организованных преступных групп Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 29..

Далее, необходимо разработать специальную систему исчерпывающих оперативных сведений об организованной преступности. Их надлежит собирать с целью абсолютного владения полным объемом информации о противоправной деятельности организованной преступности. Сбор таких сведений поможет правоохранительным органам разработать специальную систему противодействия по нейтрализации и блокированию организованной преступности путем предупреждения и пресечения правонарушений, которые могут быть совершены организованными преступными группами и сообществами. А также установить и изобличить всех участников организованной преступной деятельности. Одним словом, сбор, проверка и реализация оперативных сведений окажет существенную помощь в создании правового щита от противоправных социально-опасных посягательств на права и законные интересы общества, государства и конкретного гражданина со стороны организованной преступности, а также вытеснению ее из сферы социальной практики. Итак, на основании изученных нами различных предложений, сделанных специалистами-криминолагами, работниками спецподразделений по борьбе с организованной преступностью, позволило нам с учетом собственных представлений и предложений сформировать единую систему сбора оперативных сведений об организованной преступности, состоящую из трех разделов:

  • 1. Данные, связанные с общеуголовной деятельностью организованной преступности.
  • 1.1 Сведения о нахождении (проживании, пребывании) в стране или регионе лидеров уголовной Среды, степень и характер их влияния на преступную активность антисоциального элемента.
  • 1.2 Сведения о наличии общих материальных средств в преступной среде, конкретных преступных группах и сообществах, их использование для организации преступной деятельности.
  • 1.3 Источники пополнения этих средств как по стране в целом, так и по региону.
  • 1.4 Сведения о наличии расправ с соучастниками, заподозренными в нарушении преступных обычаев и традиций.
  • 1.5 Сведения о наличии контрразведовательной деятельности членов преступных сообществ.
  • 1.6 Сведения о наличии сходок членов организованных преступных групп и сообществ и решаемых на них вопросах.
  • 1.7 Сведения о наличии коррумпированной связи ответственных должностных лиц с организованными преступными группами и сообществами.
  • 1.8 Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных сообществ с лицами, отбывающими уголовное наказание.
  • 1.9 Сведения о наличии связей лидеров организованных преступных групп с деятелями искусства, спортсменами, врачами, юристами и другими представителями интеллигенции.
  • 1.10 Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершенных членами организованных преступных групп и сообществ по заказу их лидеров.
  • 1.11 Сведения о разрешении бытовых конфликтов лидерами и иными уголовными авторитетами преступной среды, возникшие между гражданами.
  • 2. Данные, связанные с противоправной экономической деятельностью организованной преступности:
  • 2.1 Сведения о наличии устойчивых связей предпринимателей, а также дельцов теневой экономики с традиционно-уголовной средой, характер их взаимоотношений.
  • 2.2 Сведения о получении от лидеров уголовной среды денежных средств на заведение или расширение дела теневыми дельцами или предпринимателями.
  • 2.3 Сведения об отчислении теневыми дельцами и предпринимателями части прибыли уголовной среде.
  • 2.4 Сведения о посредничестве представителей уголовной среды во взаимоотношениях между теневыми дельцами и предпринимателями.
  • 2.5 Сведения об организации личной охраны теневых дельцов и предпринимателей и их предприятий.
  • 2.6 Сведения о совершении заказных убийств и иных преступлений, совершаемых организованными группами и сообществами по заказу теневых дельцов и предпринимателей.
  • 2.7 Сведения о попытках теневых дельцов вложить незаконно полученные средства в легальную экономику.
  • 2.8 Сведения о коррумпированной связи ответственных должностных лиц с дельцами теневой экономики.
  • 2.9 Сведения о связи дельцов теневой экономики с деятелями искусства, литературы, спортсменами, врачами, юристами и иными представителями интеллигенции.
  • 2.10 Сведения о разрешении экономических конфликтов лидерами и иными уголовными авторитетами преступной Среды, возникшие между предпринимателями.
  • 3. Данные, связанные с обшеуголовной деятельностью организованной преступности в местах лишения свободы:
  • 3.1 Сведения о распространении уголовными авторитетами преступной идеологии в среде осужденных.
  • 3.2 Сведения об уголовных связях лидеров преступной среды, находящихся в местах лишения свободы, с находящимися на свободе.
  • 3.3 Сведения о взаимодействии лидеров преступной среды, находящихся в местах лишения свободы, свидетельствующие о скоординированности их противоправной деятельности.
  • 3.4 Сведения об объединении осужденными материальных средств и отчислении части этих средств на свободу.
  • 3.6 Сведения о подкупе должностных лиц мест лишения свободы.
  • 3.7 Сведения о наличии сходок уголовных авторитетов в местах лишения свободы и круг обсуждаемых ими вопросов.
  • 3.8 Сведения о попытках организации противоправного противодействия администрации мест лишения свободы.

Нам представляется, что противодействие организованной преступности должно предусматривать и комплекс специальных мер, разработанных и направленных на борьбу с организованной преступностью.

Система специальных мер по оказанию противодействия организованной преступной деятельности должна быть выражена в двух направлениях.

Первое направление - это выявление и перекрытие каналов проникновения организованной преступности в общество и его социальную практику. Это главная задача государственной власти в деле борьбы с организованной преступностью, о ней часто говорят российские специалисты - криминологи. По данному направлению можно отнести следующие меры:

Общее управление, планирование и координация органов правоохранительной деятельности по борьбе с организованной преступностью.

Борьба с легализацией преступных капиталов.

Специальное законодательство, посвященное борьбе с организованной преступностью и коррупцией, и соответствующие меры.

Общее уголовное законодательство об ответственности за организацию и участие в противоправной деятельности организованной преступности.

Втрое направление - это обеспечение законности и безопасности предпринимательской деятельности. Оно включает в себя следующие меры:

Контроль за законностью деятельности юридических и физических лиц в предпринимательской сфере со стороны государственных органов.

Специальное организационно-правовое и техническое обеспечение предпринимательской деятельности с помощью правоохранительных органов, частных детективных агентств и охранных предприятий Корчагин А. Г. Номоконов В. А. Шульга В. И. Указ. Работа. С. 28..

Федеральным властям также следует разработать, принять и реализовать концепцию борьбы с организованной преступностью, которая должна быть оформлена специальной государственной программой.

Для того, чтобы предусмотренная система специальных мер по противодействию организованной преступности была эффективной, необходимо наличие следующих условий:

  • 1. Консолидация усилий общества и государства. Только путем объединения общественных и государственных институтов возможно эффективное воздействие на причины, порождающие организованную преступность. Причины же находятся в экономической, духовной, политической и социальных сферах.
  • 2. Консолидация самих правоохранительных органов. В этом консолидированном объединении каждый правоохранительный орган должен четко знать и выполнять свои функции. В некоторых случаях допускается дублирование функций, так как абсолютный монополизм может причинить вред в деле борьбы с организованной преступностью.
  • 3. Сотрудники правоохранительных органов, особенно спецподразделений, должны иметь высокий уровень профессионализма и быть морально устойчивыми. Обязательно должна быть создана система их защищенности и предоставлены определенные социальные льготы.

По этому поводу российские специалисты-криминологи не раз высказывали свое мнение, в частности, старший преподаватель кафедры уголовного права Якутского филиала юридического института МВД РФ Т. А. Ткачук, предлагает поручать расследование преступлений совершенных организованными преступными группами и сообществами, специалистам высокого профессионального уровня, обладающих творческим мышлением и способным провести качественно и полноценно следственные и оперативные мероприятия Ткачук Т. А. Актуальные вопросы, связанные с нейтрализацией противодействия расследования. //Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализации. М. 1997. С. 47..

  • 4. Научно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью. Необходима консолидации сил ученых, различных правоохранительных ведомств и специализированных институтов для подготовки специальной литературы, посвященной этой проблеме.
  • 5. Информационно-пропагандистское обеспечение борьбы с организованной преступностью. Необходима консолидация всех средств массовой информации для формирования общественного мнения в духе неприятия организованной преступности и содействия правоохранительным органам в деле борьбы с организованными преступными проявлениями.

Известно, что российская организованная преступность давно уже осуществляет свою противоправную деятельность за рубежом. В целях борьбы с транснациональной организованной преступностью необходимо российским и зарубежным властям объединить совместные усилия для международного сотрудничества в этой области. В связи с этим предлагается осуществить ряд мер:

  • 1. Провести международную конференцию по проблеме транснациональной организованной преступности, на которой стоит обсудить меры, входящие в международную систему противодействия.
  • 2. Разработать и принять конвенцию о мерах борьбы с транснациональной организованной преступностью.
  • 3. Учредить международный фонд борьбы с транснациональной организованной преступностью.
  • 4. Создать международный трибунал по транснациональной организованной преступности.
  • 5. Создать международную специализированную организацию по борьбе с транснациональной организованной преступностью.
  • 6. Учредить международный информационный центр о транснациональной организованной преступности.

В настоящее время указанные выше меры, разработанные и предложенные российскими криминологами, не приняты из-за ряда обстоятельств, сдерживающих их принятие и реализацию Калачев Б. Ф. Использование глобального подхода в борьбе с организованной транснациональной преступностью. //Проблема борьбы с организованной преступностью и коррупцией. М. 1995. С. 74.. Тем не менее, борьбу с транснациональной организованной преступностью нельзя приостанавливать ни на миг.

Нам представляется, что можно использовать и такие формы международного взаимодействия, как:

Обсуждение и выработка необходимых общих методик борьбы с транснациональной организованной преступностью.

  • 2. Обмен научной и практической информацией.
  • 3. Непосредственное сотрудничество между спецслужбами России и зарубежных стран.

По этой линии можно предусмотреть даже создание в случае необходимости совместных оперативно - следственных бригад для раскрытия преступлений, совершаемых транснациональными организованными преступными группами и сообществами.

  • 4. Обмен опытом по борьбе с организованной преступностью между специалистами России и зарубежными стран.
  • 5. Не исключаются и другие формы международного сотрудничества по противодействию транснациональной организованной преступности.

Мы считаем, что сегодня нельзя обойти вниманием правовые основы борьбы с организованной преступностью, так как противодействие этому социально - криминологическому явлению должно осуществляться в строго регламентированных правовых рамках.

Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью заключается прежде всего, в разработке и принятии соответствующих законов, направленных на решение данной проблемы и носящих комплексный межотраслевой характер. Еще в 1990 году российские криминологи, научные сотрудники и преподаватели из разных регионов страны, сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью, обсудив проблемы с организованной преступностью, посчитали необходимым неотложное принятие комплекса мер по созданию системы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Итогом такого обсуждения была разработка и принятие ими письменного обращения к Президенту СССР, Верховному Совету СССР и Верховным Советам союзных республик.

В данном обращении предлагался комплекс мер по созданию системы борьбы, меры были распределены по сферам противодействия. Одной из таких сфер борьбы была сфера совершенствования правовой основы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. После этого прошло достаточно много времени, а в правовом аспекте мало что сдвинулось с мертвой точки.

До сих пор непонятно по какой причине находятся в законопроектах такие очень важные в деле борьбы с организованной преступностью и коррупцией законы: “О борьбе с организованной преступностью”, “О борьбе с коррупцией”, “Об ответственности за легализацию преступных доходов”.

Что касается законопроекта “О борьбе с организованной преступностью”, причем ключевого законопроекта, который был подготовлен межведомственной комиссией, созданной на основании решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов в ноябре 1993 года и принятый государственной думой в 1994 году, то этот законопроект носит оригинальную концепцию и комплексный характер. Вся квинтэссенция концепции данного законопроекта заключается в следующем. В зависимости от уровня организованности преступных формирований определяются соответствующие органы, противодействующие им. С обычными организованными преступными группами (так называемого первого уровня) борьбу должны вести все оперативные подразделения ОВД, ФСБ, прокуратура, таможня, налоговая полиция.

Уголовные дела о преступлениях названных групп рассматривают суды в общем порядке. Преступными организациями и преступными сообществами должны заниматься уже только специализированные подразделения данных органов. С особо опасными преступными организациями и сообществами, имеющими международные связи, использующими полномочия федеральных органов власти, либо совершившими или совершающими особо опасные государственные и ряд иных тяжких преступлений, уже будет вести борьбу Комитет по борьбе с особо опасной организованной преступностью, который предполагается учредить названным проектом.

Такие уголовные дела должны рассматриваться судебными коллегиями, состоящими из профессиональных судей. Авторы данного законопроекта определяют три основных состава организованных преступлений:

  • - создание преступной организации и руководство ею,
  • - участие в преступной организации,
  • - организация преступного сообщества, руководство и участие в нем.

Статья 5 проекта предусматривает уголовную ответственность за создание преступной организации и руководство ею, или входящей в нее организованной группой, или иным ее структурным подразделением, или преступной деятельностью данной организации либо ее структурным подразделением. В качестве квалифицирующих признаков называются: использование полномочий и возможностей государственных органов, учреждений, предприятий, организаций или органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, должностных лиц, либо с хранением, применением, изготовлением огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ., либо созданием устойчивых каналов их приобретения или с монополизацией экономической деятельности, или с использованием зарубежных связей.

Статья 6 проекта описывает участие в преступной организации, квалифицирующие признаки аналогичны ст. 5.

В ст. 7 проекта установлена уголовная ответственность за создание преступного общества. Объективную сторону преступления образуют организация преступного сообщества или руководство им, или иное участие в нем, либо в разработке, реализации мер по поддержанию, развитию преступной деятельности, или созданию благоприятных условий для нее, либо занимающихся ею лиц, групп, организаций, квалифицирующие признаки аналогичны ст. 5 проекта. Что касается квалифицирующих признаков, то часть 3 ст. 210 УК РФ устанавливает всего один квалифицирующий признак - это использование своего служебного положения. Законодателю следовало бы включить дополнительно квалифицирующие признаки, так как по нашему мнению, отсутствие таких признаков неоправданно сужает ответственность за совершение данного деяния. В разделе оперативно-розыскных мер борьбы с организованной преступностью данного законопроекта подробно регламентируется применение особых оперативно-розыскных мероприятий, к которым отнесены:

  • - оперативное внедрение,
  • - контролируемые поставки и иные операции,
  • - оперативный эксперимент,
  • - создание и использование предприятий, учреждений и организаций.

Следует обратить внимание на то, что названные меры применяются в случаях, когда иным путем невозможно или затруднительно обеспечить выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, совершенных организованными преступными формированиями, а также установление лиц их подготавливающих или совершивших, осуществление розыска лиц, совершивших данные преступления и скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания.

Указанные выше оперативные мероприятия давно уже проводятся за рубежом. Например, в США два оперативных отдела управления расследований Федерального налогового управления проводят сотню мероприятий по оперативному эксперименту, рекомендуя свой опыт российским правоохранительным органам. Для иллюстрации приведем следующий пример из опыта американских спецслужб. В восьмидесятых годах агенты ФБР США, провели крупную операцию. Они под видом арабских шейхов предложили известным им неблагонадежным членам американского Конгресса приличный гонорар в размере нескольких десятков тысяч долларов за то, что этим шейхам были предоставлены различные льготы и, как результат, дело закончилось громким судебным процессом.

Оперативный эксперимент достаточно широко используется во многих странах мира. Поэтому и нашим спецслужбам необходимо активно использовать это мероприятие, результаты которого не заставят себя долго ждать.

Статья 6 Закона РФ “Об оперативно-розыскной деятельности” позволяет сегодня проводить вышеуказанные мероприятия, аналогичные проекту Закона “О борьбе с организованной преступностью”, что хоть в какой-то степени восполняет отсутствие главного закона.

В проекте Закона РФ “О борьбе с организованной преступностью” предусматривается ряд уголовно-процессуальных норм, в которых учитывается специфика, повышенная опасность и масштабы деятельности преступных организаций и сообществ. В связи с этим авторы законопроекта предлагают установить срок предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными организациями и сообществами, до шести месяцев. Принятие данного законопроекта, очевидно, повлечет некоторое изменение в уголовно-процессуальный кодекс.

В настоящее время большое значение в деле борьбы с организованной преступностью имеет новый Закон РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”, принятый в 1995 г. Данный Закон является серьезным правовым механизмом по противодействию организованной преступности. В нем предусмотрены виды оперативно-розыскных мероприятий и порядок их проведения.

Ст. 13 Закона устанавливает перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В ст.12 регламентируется порядок защиты сведений об используемых или использованных оперативно-розыскных мероприятий. Статья 18 абз. 4 закрепляет определенные условия освобождения от уголовной ответственности участников преступных групп и т.д. Борьба с организованной преступностью регулируется также нормативными Указами Президента Российской Федерации, такими как: “О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью”, “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы”. Существует Федеральная программа по борьбе с организованной преступностью. Указом Президента Российской Федерации утверждено положение “О межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией” от 20 января 1993 года.

Для того, чтобы успешно осуществлять борьбу с организованной преступностью необходимо подрезать ее экономические корни. Как утверждают зарубежные светилы экономики и политики для того, чтобы России начать выползать из экономической пропасти необходимо предпринять ей политико-экономические меры Росс Д. Указ. Работа. С. 27.. Решающий стратегический вопрос для нашей страны - это пересмотр порядка приоритетов в производстве промышленной продукции и сырья. То, что Россия вместо промышленного производства занялась экспортом сырья было не просто сиюминутной экономической ошибкой, а исторической ловушкой, из которой пока нет выхода.

Мировой опыт показывает, что наиболее благодатная почва для организованной преступности возникает там, где царит безработица и нищета. В такой ситуации население легко идет на сотрудничество с теми, кто совершает экономические и другие преступления. Это дает людям возможность получать хоть какой-то доход. Неспособность государства и общества решать жизненно важные экономические вопросы толкает людей на совершение уголовных преступлений. Проблема организованной преступности тесно переплетается с проблемой теневой экономики. Основные меры по ликвидации теневой экономики должны совпадать с важнейшими направлениями экономической реформы. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставание законодательства от реально происходящих процессов в обществе. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г., впервые в России разработана и принята Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Основная цель государственной стратегии - обеспечение развития экономики, при которой создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, а также социально-экономической, военнополитической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. К основным направлениям в организации борьбы с организованной преступностью в экономической сфере относится разработка, принятие и выполнение региональных программ борьбы с организованной преступностью. Законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ, с учетом положений такой программы, могут принять решения, направленные на борьбу с преступлениями, совершаемыми в экономической сфере, устранению причин и условий, способствующих их распространению на региональном уровне.

Правоохранительным органам следует заострить внимание на противодействии совершаемым преступлениям в экономической сфере такими как:

  • - противоправное использование государственных средств, инвестиций, операции на финансовом и валютном рынках,
  • - преступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью,
  • - преступления, связанные со стратегически важными сырьевыми ресурсами,
  • - мошенничество и незаконное предпринимательство на потребительском рынке,
  • - преднамеренное и фиктивное банкротство в кредитно-денежной сфере.

Необходимо также заниматься прогнозированием развития криминальной ситуации в наиболее криминальных отраслях народного хозяйства. Результаты прогноза необходимо использовать для подготовки предложений в законодательные и исполнительные органы власти федерального и местного уровня для нейтрализации преступлений в сфере экономики. В целях эффективного противодействия организованной преступной деятельности в экономической сфере необходима система специальных мер экономического характера, с помощью которых можно нейтрализовать и блокировать организованную преступность с вытеснением ее из легального экономического пространства. Для этого предлагается следующая система специальных мер:

Организация надежной защиты всякой собственности, так как собственность развивает и укрепляет преступный капитал. Поощрение и контроль государством частных охранных предприятий. А также защита и укрепление ее с помощью принятия усиленных уголовно-правовых норм.

Организация надежного финансового контроля над экономическими структурами. Поиск сосредоточения неучтенных финансовых ценностей, беспрепятственная проверка всех финансовых операций.

Принять экономические и правовые меры к ликвидации криминального монополизма в производстве и торговле, наживающего баснословные прибыли на создании дефицита.

Пересмотреть результаты приватизации с тем, чтобы восстановить нарушенные права и законные интересы общества и государства.

Установить правовые принципы, на основании которых банковская тайна не станет препятствием уголовному расследованию.

Принять законы, направленные против коррупции, на основании которых, в частности, можно потребовать от чиновников и политиков предоставлять информацию о своем имуществе, доходах и обязать соответствующие органы расследовать случаи неожиданного обогащения или несоответствия высокого уровня жизни декларированным источникам дохода.

Проводить проверку на предмет законности регистрации и иных частных предприятий, кооперативов с учетом образования их стартового капитала, соответствия их фактической деятельности, уставным положениям.

Проводить изучение вопросов, касающихся структур финансовых органов, банков, системы учреждений по линии внешних связей и способов получения информации о криминогенных проявлениях в этих структурах.

Проводить повышение и подготовку по экономическому образованию работников спецподразделений по борьбе с организованной преступностью.

Принять закон об ответственности за легализацию преступных доходов и установить уголовную ответственность за оказание финансовой помощи преступным организациям.

Принять законодательные положения о наделении должностных лиц правоохранительных органов правами доступа к документам, необходимым для контроля за перемещением денег, а также положение, рассматривающее открытием и использование счетов под вымышленными именами в качестве уголовно-наказуемого деяния.

Организованная преступность многократно опаснее бытовой. В Советском Союзе её становление относится к 60-м годам ушедшего столетия. Однако власти долго не хотели признавать факт её существования. Поэтому работникам вновь созданных подразделений для борьбы с этим явлением пришлось сразу же столкнуться с ожесточённым сопротивлением криминалитета. Многим из них суждено было сложить голову в борьбе за правопорядок.

Эта борьба далека от завершения, и сейчас, ежедневно сотни работников правоохранительных органов выходят на бой с организованной преступностью, рискуя жизнью и здоровьем. Именно им посвящён данный профессиональный праздник.

История

Даже многие из тех специалистов, кто причастен к этому празднику, не знают, отчего для него выбрана именно эта дата. Между тем, все достаточно просто – именно 15 ноября в 1998 года в СССР было создано 6-е управление МВД СССР, как раз и занимавшееся борьбой с организованной преступностью. Поэтому вполне логично, что дата создания этой структуры была принята для ежегодного празднования. Естественно, что сам праздник возник не сразу, ведь первоначально штат нового управления включал всего лишь 32 служащих.

Сегодня в ГУПЭ МВД РФ (именно так после многочисленных реформ именуется соответствующая структура) служит гораздо больше людей. Да и функции управления изрядно расширились, в них теперь входит также борьба с экстремизмом и терроризмом.

В штате подразделения состоят:

  • сотрудники собственно управления;
  • служащие отрядов быстрого реагирования, осуществляющие силовую поддержку.

Поэтому данный профессиональный праздник касается напрямую десятков тысяч людей.

Традиции

Традиции профессиональных праздников военных и военизированных структур не сильно различаются. Сказанное касается и бойцов, и сотрудников, занимающихся борьбой с организованной преступностью. В частях и подразделениях в этот день имеют место:

  • торжественные построения и прохождения;
  • сотрудникам присваиваются очередные звания и награды различных уровней, грамоты, премии, ценные подарки;
  • устраиваются культурные мероприятия.

Поскольку речь идёт о государственной структуре, тем более военизированной, то о проведении корпоративных застолий речи не идёт. Черёд праздничного стола приходит после возвращения виновников торжества домой, где их поздравят члены семьи и близкие им люди.

Праздник «День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью» в России отмечается 15 ноября. Выбор пал на эту дату, т.к. в Советском Союзе именно в этот день в 1988 году было создано шестое управление МВД. После этого оно неоднократно подвергалось реформам и преобразованиям. С 2004 года оно носит название Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.


Значение службы подразделений

Сейчас значение этой службы невозможно переоценить. Постоянно в ней ведется работа, направленная на совершенствование профессиональной деятельности сотрудников.

Основные направления деятельности данных подразделений включают в себя борьбу с терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотиков. Их сотрудники занимаются также расследованием тяжких и особо тяжких преступлений, совершенствованием профилактической деятельности, разработкой и принятием мер по противодействию организованной преступности и коррупции.

Организованная преступность и терроризм

Организованная преступность представляет собой очень сложное явление. Организованные преступные формирования являются достаточно разнообразными. Их представители отличаются от обычных уголовников, они умнее и организованы намного лучше. Главари этих банд официально являются чистыми перед законом. Очень часто они имеют связи в правительственных кругах. Масштаб деятельности организованной преступности является огромным, она наносит очень существенный ущерб экономике страны. Эти люди занимаются не только финансовыми махинациями и контрабандой, они также убивают и похищают людей, способствуют терроризму.


По этой причине борьба с организованной преступностью является намного более сложной задачей, чем борьба с обычными преступниками. Правоохранительным органам в ходе этой борьбы приходится решать множество сложнейших задач. Одной из главных таких задач можно назвать выявление главарей преступных формирований и их разобщение, что приводит к их серьезному ослаблению.

Нужно отметить также, что эта борьба никогда не будет эффективной, если не будут приниматься меры, направленные на оздоровление нашего общества в целом.

Терроризм и организованная преступность являются сегодня очень серьезными угрозами для нашего общества, причем, касается эта проблема не только России, но и других стран мира. Террористический акт сегодня может произойти где угодно, предугадать это невозможно, поэтому никто не может чувствовать себя в полной безопасности.

Наша страна пережила большое количество террористических актов, которые унесли множество невинных жизней и нанесли огромный вред психологическому состоянию миллионов россиян. Ведь основной целью террористов можно назвать запугивание людей. Их главная задача – посеять страх и ужас. Странами, наиболее пострадавшими от рук террористов сейчас считаются Америка и Россия. Причем, в нашей стране террористические акты происходят гораздо чаще. Люди не могут чувствовать себя в безопасности, особенно это касается жителей Москвы и других крупных городов. Борьба с терроризмом - серьезная проблема, требующая глубокого и всестороннего изучения.

Что касается организованной преступности, то зародилась она еще в 60-е годы прошлого века, а наибольший ее рост начался в нашей стране в середине 80-х годов. Тогда у нас начался период становления рыночной экономики. Это привело к ухудшению криминальной обстановки в СССР. Начали появляться многочисленные преступные группировки, с которыми уже не могла справиться обычная милиция. Они обычно имели коррупционные связи в органах власти. По этой причине, Министерство Внутренних Дел было вынуждено создать специальную структуру, главной задачей которой являлась борьба с организованной преступностью. Преступные банды поделили всю страну на сферы своего влияния и в 90-е годы держали в страхе всю Россию. Сейчас времена более спокойные, но это совсем не означает, что с организованной преступностью уже покончено.

История организованной преступности

Незаконный оборот наркотиков также является одной из важнейших глобальных мировых проблем современности. Причем, данная проблема затрагивает практически все государства. Наркоиндустрия неуклонно совершенствуется. Самой уязвимой перед наркотиками частью общества становится молодежь, причем, эта возрастная планка снижается с каждым годом. К сожалению, сегодня и дети могут быть наркоманами. Все это приводит к деградации нашего общества и требует безотлагательного вмешательства. Вот уже более десяти лет Россия подвергается интенсивному воздействию со стороны международного наркобизнеса. Быстрыми темпами увеличиваются потоки наркотических веществ, контрабандно ввозимые в нашу страну.


На территории России очень широко распространились наркотики жестких видов. Постоянно растет количество преступлений, совершаемых под воздействием наркотических препаратов. Все это несет прямую угрозу национальной безопасности нашего государства.

Отечественный наркобизнес представляет собой сферу деятельности высокоорганизованных преступных групп. Проблема потребления наркотиков с каждым годом приобретает все более угрожающий характер. Основная часть потребляемых наркотиков в Россию завозится контрабандно.


Нужно сказать, что подразделения по борьбе с организованной преступностью за время своего существования успели накопить бесценный опыт работы и превратились в эффективную централизованную систему, которая в настоящее время насчитывает более 17,5 тысячи высококлассных специалистов.

Удалось практически во всех регионах страны создать коллективы единомышленников. Эти люди ежедневно противостоят жестокому и хорошо организованному преступному миру.

Проводится большое количество успешных операций, направленных на пресечение деятельности бандитских формирований. На счету личного состава огромное количество спасенных жизней и возвращенных государству материальных ценностей. Заслуга этих подразделений перед страной неоценима.

Оргпреступность - это зло,
Спорить здесь никто не станет,
Но таких крутых ребят,
Они точно не обманут.

Острый ум и острый глаз -
Никому от вас не скрыться,
Если вышли вы на след,
Остается покориться.

Я желаю долго жить,
Крепким быть и очень сильным,
Добрым быть в душе своей,
А в одежде - очень стильным!

Женщин всех с ума сводить,
Не грустить и не сдаваться,
Всех бандитов посадить,
И почаще улыбаться!

С Днем создания УБОП!
Мы желаем честно, чтоб
Ваши планы все сбылись,
А преступники сдались!

Вам - почаще отдыхать,
Море премий получать,
Жизнь хорошую любить,
Дружбу верную ценить!

В День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью я хочу пожелать удачи в бравой работе, высоких результатов благородной деятельности, успешной борьбы и с мелкими, и с крупными злодеяниями. Пусть работается легко и живётся славно!

Организованных бандитов
Изловят быстро и за раз,
Сотрудники подразделенья
В борьбе проводят каждый час,
Сегодня их подразделенье
Отметит день созданья свой,
Мы всем сотрудникам желаем,
В душе чтоб был всегда покой!

Примите нынче поздравленье
С днем создания подразделенья,
Что с преступностью сражается везде.
(Пускай она и организована на высоте).

Вам всех преступников поймать желаю,
Любые висяки раскрыть легко.
Пускай следы, улики помогают,
На службе пусть все будет хорошо.

В этот день создали отделенья
По борьбе с преступностью любой.
Принимай скорее поздравленье,
Праздник связан ведь с тобой.

Пусть во всем сопутствует везенье,
Раскрываются легко дела.
Будет пусть веселым настроенье
И угроза не тревожат никогда.

Преступным группировкам
Вы ставите заслон,
В кобуре оружие,
А за спиной закон.

Серьезная работа,
Опасная вдвойне,
Вы в наше время мирное,
Как будто на войне.

Сегодня в день создания
УБОП - подразделений,
Мы всех вас поздравляем
С общим днем рождения.

Желаем уничтожить вам
Преступность на корню,
Чтоб мир мог улыбаться
Завтрашнему дню.

Поздравляем в День УБОБ,
Тем, кто службу там несёт!
Чтоб с преступностью бороться,
Много сил отдать придётся!

Ведь не дремлет скрытый враг,
И без вас - совсем никак!
Профилактика важна,
И в работе так нужна!

Общество пора лечить,
Терроризм искоренить!
И наркотики извлечь,
Нужно вам себя беречь!

Я вас, сотрудников РУБОП,
Сегодня поздравляю,
Ну а желаю вам я, чтоб
Стихи о вас слагали,

Ведь польза ваша для страны
Огромна, непомерна,
Вы нам, конечно же, нужны -
Учтите непременно,

Борясь с преступностью в стране
Всегда вы побеждайте,
И будьте счастливы вдвойне,
И званья получайте!

Поздравляю всех героев,
Вас иначе не назвать.
Ведь с преступность лихою
Нужно вам повоевать.

В сердце смелости желаю,
Силы в теле и добра.
Чтоб в душе вам сладко было
От семейного тепла.

Были чтоб всегда здоровы,
Дух живет пусть боевой.
Ведь рискуете порой вы
Жизнью вашей, головой.

Вы жизнь свою посвятили -
Служению великого дела.
Со смелостью явной и рвением
Вы поступаете смело.

И вам не страшны преграды,
Вам их в пути не встречать.
И также просты награды -
На ваших сильных плечах.

И в мире этом бескрайнем
Вы боритесь век со злом,
Чтоб нам, обывателям здешним,
В жизни этой везло.

gastroguru © 2017