Color Harmony - Гармония цвета. Крутая шпаргалка по сочетанию цветов Гармония цвета

  • Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
  • Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
  • Глава 08. Контраст по цвету
  • Глава 09. Контраст светлого и темного
  • Глава 10. Контраст холодного и теплого
  • Глава 11. Контраст дополнительных цветов
  • Глава 12. Симультанный контраст
  • Глава 13. Контраст по насыщенности
  • Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
  • Глава 15. Смешение цветов
  • Глава 16.
  • Глава 17. Цветовые созвучия
  • Глава 18. Форма и цвет
  • Глава 19. Пространственное воздействие цвета
  • Глава 20. Теория цветовых впечатлений
  • Глава 21. Теория цветовой выразительности
  • Глава 22. Композиция
  • Послесловие
  • Цветовая гармония

    Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.

    Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких по своему характеру цветов или же различных цветов близких по светлоте. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.

    Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей.

    Гармония - это равновесие, симметрия сил.

    Изучение физиологической стороны цветового видения приближает нас к решению этой проблемы. Так, если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, а потом закрыть глаза, то в глазах у нас возникнет красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим его «обратку» - зеленый. Эти опыты можно производить со всеми цветами, и они подтверждают, что цветовой образ, возникающий в глазах, всегда основан на цвете, дополнительном к реально увиденному. Глаза требуют или порождают дополнительные цвета. И это есть естественная потребность достичь равновесия. Это явление можно назвать последовательным контрастом.

    Другой опыт состоит в том, что на цветной квадрат мы накладываем близкий по светлоте серый квадрат меньшего размера. На желтом этот серый квадрат покажется нам светло-фиолетовым, на оранжевом - голубовато-серым, на красном - зеленовато-серым, на зеленом - красновато-серым, на синем - оранжево-серым и на фиолетовом - желтовато-серым (рис. 31-36). Каждый цвет заставляет серый принять его дополнительный оттенок. Чистые цвета также имеют тенденцию окрашивать другие хроматические цвета в свой дополнительный цвет. Это явление называется симультанным контрастом.

    Последовательный и симультанный контрасты указывают на то, что глаз получает удовлетворение и ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах. Рассмотрим это еще и с другой стороны.

    Физик Румфорд первым опубликовал в 1797 году в Никольсон-журнале свою гипотезу о том, что цвета являются гармоничными в том случае, если их смесь дает белый цвет. Как физик он исходил из изучения спектральных цветов. В разделе, посвященном физике цвета, уже говорилось, что если изъять какой-либо спектральный цвет, предположим, красный, из цветового спектра, а остальные окрашенные световые лучи - желтый, оранжевый, фиолетовый, синий и зеленый - собрать с помощью линзы вместе, то сумма этих остаточных цветов будет зеленой, то есть мы получим цвет дополнительный к изъятому. По законам физики цвет, смешанный со своим дополнительным цветом, образует общую сумму всех цветов, то есть белый, а пигментная же смесь даст в этом случае серо-черный цвет.

    Физиологу Эвальду Герингу принадлежит следующее замечание: «Среднему или нейтральному серому цвету соответствует то состояние оптической субстанции, в котором диссимиляция - расход сил, затраченных на восприятие цвета, и ассимиляция - их восстановление - уравновешены. Это значит, что средний серый цвет создает в глазах состояние равновесия».

    Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе, при его отсутствии, они теряют спокойствие. Если мы видим белый квадрат на черном фоне, а затем посмотрим в другую сторону, то в виде остаточного изображения увидим черный квадрат. Если мы будем смотреть на черный квадрат на белом фоне, то остаточным изображением окажется белый. Мы наблюдаем в глазах стремление к восстановлению состояния равновесия. Но если мы будем смотреть на средне-серый квадрат на средне-сером фоне, то в глазах не появится никакого остаточного изображения, отличающегося от средне-серого цвета. Это означает, что средне-серый цвет соответствует состоянию равновесия, необходимому нашему зрению.

    Процессы, идущие в зрительном восприятии, вызывают соответствующие психические ощущения. В этом случае гармония в нашем зрительном аппарате свидетельствует о психофизическом состоянии равновесия, в котором диссимиляция и ассимиляция зрительной субстанции одинаковы. Нейтральный серый соответствует этому состоянию. Я могу получить один и тот же серый цвет из черного и белого или из двух дополнительных цветов в том случае, если в их состав входят три основных цвета - желтый, красный и синий в надлежащей пропорции. В частности, каждая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета:

    • красный - зеленый = красный - (желтый и синий);
    • синий - оранжевый = синий - (желтый и красный);
    • желтый - фиолетовый = желтый - (красный и синий).

    Таким образом, можно сказать, что если группа из двух или более цветов содержит желтый, красный и синий в соответствующих пропорциях, то смесь этих цветов будет серой.

    Желтый, красный и синий представляют собой общую цветовую суммарность. Глазу для его удовлетворения требуется эта общая цветовая связка, и только в этом случае восприятие цвета достигает гармоничного равновесия.

    Два или более цвета являются гармоничными, если их смесь представляет собой нейтральный серый цвет.

    Все другие цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными. В живописи существует много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией, причем их цветовая композиция, сточки зрения вышеизложенного, не является гармоничной.

    Эти произведения действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчеркнуто настойчивым использованием какого-то одного преобладающего цвета. Нет необходимости утверждать, что цветовые композиции должны быть обязательно гармоничными, и когда Сёра говорит, что искусство - это гармония, то он путает художественные средства и цели искусства.

    Легко заметить, что большое значение имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и светлоты.

    Основной принцип гармонии исходит из обусловленного физиологией закона дополнительных цветов. В своем труде о цвете Гёте писал о гармонии и целостности так: «Когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении с данным цветом заключает в себе весь цветовой круг. Каждый отдельный цвет благодаря специфике восприятия заставляет глаз стремиться к всеобщности. И затем, для того чтобы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет. В этом проявляется основное правило цветовой гармонии».

    Вопросов цветовой гармонии касался также и теоретик цвета Вильгельм Оствальд. В своей книге об основах цвета он писал: «Опыт учит, что некоторые сочетания некоторых цветов приятны, другие неприятны или не вызывают эмоций. Возникает вопрос, что определяет это впечатление? На это можно ответить, что приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь, то есть порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон можно бы было сформулировать так: Гармония = Порядок.

    Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходимо подыскать систему порядка, предусматривающую все их варианты. Чем этот порядок проще, тем более очевидной или само собой разумеющейся будет гармония. Мы нашли две системы, способные обеспечить этот порядок: цветовые круги, соединяющие цвета, равной степени насыщенности, - и треугольники для цветов, представляющих смеси того или иного цвета с белым или черным. Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники - цветотональную гармонию».

    Когда Оствальд утверждает, что «...цвета, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными», то он высказывает чисто свое субъективное представление о гармонии. Но понятие цветовой гармонии должно быть перемещено из области субъективного отношения в область объективных законов.

    Когда Оствальд говорит: «Гармония = Порядок», предлагая в качестве системы порядка цветовые круги для различных цветов одинаковой насыщенности и цветотональные треугольники, он не учитывает физиологических законов остаточного изображения и симультанности.

    Чрезвычайно важной основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он дает систему расположения цветов. Так как художник-колорист работает с цветовыми пигментами, то и цветовой порядок круга должен быть построен согласно законам пигментных цветовых смесей. Это значит, что диаметрально противоположные цвета должны быть дополнительными, то есть дающими при смешивании серый цвет. Так, в моем цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов дает нам серый цвет.

    В то время как в цветовом круге Оствальда синий цвет расположен против желтого, и их пигментная смесь дает зеленый. Это основное различие в построении означает, что цветовой круг Оствальда не может быть использован ни в живописи, ни в прикладных искусствах.

    Определением гармонии закладывается фундамент гармоничной цветовой композиции. Для последней весьма важно количественное отношение цветов. На основании светлоты основных цветов Гёте вывел следующую формулу их количественного соотношения:

    • желтый: красный: синий = 3: 6: 8

    Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания трех цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными.

    Связь всех этих фигур в двенадцатичастном цветовом круге иллюстрирует рисунок 2. Желто-красно-синий образуют здесь основное гармоничное трезвучие. Если эти цвета в системе двенадцатичастного цветового круга соединить между собой, то мы получим равносторонний треугольник. В этом трезвучии каждый цвет представлен с предельной силой и интенсивностью, причем каждый из них выступает здесь в своих типично родовых качествах, то есть желтый действует на зрителя как желтый, красный - как красный и синий - как синий. Глаз не требует добавочных дополнительных цветов, а их смесь дает темный черно-серый цвет.

    Желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый цвета объединяет фигура равнобедренного треугольника. Гармоничное созвучие желтого, красно-оранжевого, фиолетового и сине-зеленого объединены квадратом. Прямоугольник же дает сгармонизованное сочетание желто-оранжевого, красно-фиолетового, сине-фиолетового и желто-зеленого.

    Связка геометрических фигур, состоящая из равностороннего и равнобедренного треугольника, квадрата и прямоугольника, может быть размещена в любой точке цветового круга. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, заменяя, таким образом, треугольник, состоящий из желтого, красного и синего, треугольником, объединяющим желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-зеленый или красно-оранжевый, сине-фиолето вый и желто-зеленый.

    Тот же опыт можно провести и с другими геометрическими фигурами. Дальнейшее развитие этой темы можно будет найти в разделе, посвященном гармонии цветовых созвучий.

    Однотоновая гармония (в цветоведческой литературе её также называют монохромной) строится на сочетании цветов одного цветового тона, при наличии различий по светлоте и насыщенности.

    Общий цветовой тон придаёт данной цветовой композиции спокойный, уравновешенный характер. Данный вид гармонии очень широко применяется в живописи, декоративно-прикладном искусстве, дизайне одежды. А вот в интерьере его нежелательно использовать, так как монополия одного цвета в пространстве, да ещё и в больших количествах, вызывает в человеческом организме дискомфорт, вплоть до проявления психофизических расстройств.

    На нашем цветовом круге – это сочетание цветов из 5-ти ступеней цветового тона.

    Количество ступеней, естественно может быть большим. Ахроматический равноудалённый цветовой ряд (от белого до чёрного) является также гармоничным.

    Однотоновая гармония в дизайне цвета волос:

    Гармония родственных цветов (нюансов).

    Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примеси одного и того же главного цвета.

    Главными называют цвета: красный, синий, жёлтый и зелёный. Это сравнительно сдержанная цветовая гамма. Например, на нашем цветовом круге это – красный и красно-оранжевый цвета, жёлтый и жёлто-красный, но не красный и жёлтый. То есть родственные цвета – это цвета, взятые из промежутков от данного цвета до следующего главного.

    В цветовом круге, а точнее – в системе цветовых кругов, имеются 4 группы родственных цветов: жёлто-красные, сине-красные, жёлто-зелёные, сине-зелёные.

    Рассмотрим, как можно гармонизировать три родственных цвета – чистый красный, красно оранжевый и оранжевый. Комбинация этих цветов, взятых с круга III, не даёт тонкого цветового сочетания. Чтобы достичь гармонии в данном цветосочетании (а это равновесие оттенков), необходимо уравновесить цвета изменением их насыщенности или светлоты. Поэтому лучше взять красный цвет из III круга, красно-оранжевый – из II, оранжевый – из круга I (или II). Можно также добавить к двум цветам не высветленный, а затемнённый цвет, то есть взять их с кругов 4 и 5.

    Таким образом, равнонасыщенные цветовые тона одинаковой светлоты не могут образовывать тонких цветовых сочетаний. Но если добавить к одному или двум цветам из трёх затемнённый или высветленный цвет, то цвета начинают гармонично сочетаться, акцентируя внимание на третьем, самом насыщенном цвете.

    Полярная гармония.

    Полярная гармония построена на противопоставлении двух главных цветов, которые могут быть как дополнительными, так и контрастными.

    Например, красный и зеленый, синий и желтый, желтый и фиолетовый. В полярной гармонии могут сочетаться не только два цвета, но и больше. Например, розовый, салатовый и темно-зеленый. Главное, что эти цвета являются разновидностями двух главных полярных цветов.

    Многие исследователи считают эту гармонию наиболее комфортной для глаз. Особенное сочетание контрастных цветов, так как явление последовательного контраста – закон стремления нашего организма к равновесию и самозащите.

    Физиолог Э. Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе при его отсутствии они теряют спокойствие. Смесь же дополнительных или контрастных цветов дает нейтральный серый цвет. Смесь чистых спектральных цветов дает белый. На наших цветовых кругах все диаметрально расположенные цвета дают в смеси серый цвет, то есть образуют гармонию. Все цветовые сочетания, не дающие в сумме серого цвета, например, красный и синий, желтый и красный, являются экспрессивными.

    Сочетание полярных цветов характеризуются наибольшей активностью, динамичностью и напряженностью. Если сочетать полярные цвета одинаковой светлоты, то от такого сочетания будет рябить в глазах.

    Привести их в гармоничное сочетание можно несколькими способами:

    1. Один из цветов должен быть меньше по площади.
    2. К одному из цветов добавить белый или черный цвет;
    3. Все цвета взять разбеленными или затемненными;
    4. В один из цветов добавить ему контрастный. Например, если в чистый контрастный. Например, если в чистый красный добавить немного зеленого, он станет серо-красным и будет хорошо гармонировать с зеленым;

    Рассмотрим 1-й пункт подробнее. Так как пропорциональность - это главное условие уравновешенности (помним, что Пропорция – дочь Гармонии!), то Иттен, основываясь на выводах Гете, предложил в своей книге «Искусство цвета» следующие пропорциональные приблизительные соотношения пятен контрастных цветов:
    Желтый: фиолетовый = ¼: ¾
    Оранжевый: синий = 1/3: 2/3
    Красный: зеленый = ½: ½

    Представленные количественные соотношения имеют силу только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. Как видно из пропорций, теплые, имеющие большую светлоту цвета, должны быть меньше по площади, чем холодные цвета, так как сила их воздействия намного активнее холодных. Соблюдение этого правила поможет создать комфортную для наших глаз, полярную цветовую гармонию.

    Гармония построенная по принципу конструктивного построения (цвета располагаются на концах вписанных в цветовой круг геометрических фигур: треугольников, прямоугольников, пятиугольников и т.д.)

    Обобщив все сказанное, можно сформулировать основные принципы построения цветовых гармоний:

    Принцип одинаковости цветов (однотоновые гармонии);
    Принцип соподчиненности цветов (родственные гармонии);
    Принцип дополнительности (полярные гармонии дополнительных цветов);
    Принцип противопоставления (полярные гармонии контрастных цветов);
    Принцип конструктивного построения (цвета располагаются на концах вписанных в круг геометрических фигур: треугольников, пятиугольников и т.д.).

    Рассмотрим подробнее последний принцип. Многие художники, дизайнеры придерживаются «старого доброго» правила – не сочетать в композиции более 2-3 цветов. Тогда получаются очень гармоничные сочетания. Самое сильное гармоничное созвучие создается на основе равносторонних треугольников. Если три цвета будут взяты на концах, вписанных в цветовой круг равнобедренных треугольников, то они также будут составлять гармоничное единство.

    А если все – таки необходимо сочетать более трех цветов, то, чтобы не получилась какофония цветов, можно следовать нескольким методам:

    *Сочетать цвета по принципу конструктивного построения;
    *Во все цвета добавить какой-то один цвет;

    Один цвет сделать доминирующим в композиции. Этот цвет будет преобладать по суммарной своей площади в цветовой композиции, а по своему распределению на плоскости станет «всеобьемлющим», то есть, как бы окружит все цвета со всех сторон;

    Создается цветовая композиция из одинаково мелких по площади цветовых пятен. Данный метод использовали французские импрессионистические художники 19 века – пуантилисты (Ж. Сера и П. Синьяк), создавшие свои гармоничные живописные картины мелкими мазками и точками.

    Гармония комплиментарных цветов по цветовому кругу

    Расщеплённая комплиментарная схема

    Третичная схема цветовой гармонии

    У каждого из нас есть «комфортные» цвета в одежде и личных предметах, каждый замечал, что в одном помещении ему приятно находиться, а в другом дискомфортно и угнетающе. Учёными давно доказано воздействие цвета на ритм сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах.

    По эмоциональным ассоциациям воздействие цвета делят на позитивное, негативное и нейтральное. К возбуждающим цветам относят красный, оранжевый и желтый. К угнетающим - фиолетовый, темно-серый и черный. К успокаивающим - зеленый и голубой. Не менее важно и физические ассоциации цветов: весовые (легкие, тяжелые), пространственные (выступающие, глубокие), акустические (тихие, громкие) и фактурные (мягкие, жесткие, гладкие).

    ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА: На вкус и цвет товарища нет
    Эта пословица как ничто отражает действительность воздействия цвета. Было установлено, что различные психотипы предпочитают определенные гаммы цветов, как показано на рисунке ниже.

    Для примера можно вспомнить цвета молодежного течения «эмо», основанного на переживаниях, эмоциях и страданиях в творчестве, музыке и стиле. Их главными цветами являются угнетающий черный в сочетании с розовым, дающие меланхоличное состояние.

    Также было установлено, что одинаковые цвета могут по-разному ассоциироваться людьми. Чем чище и ярче цвет, тем интенсивнее и устойчивее реакция. Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции. К наиболее однозначным относятся температурные, весовые и акустические ассоциации.


    Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций, а следовательно и различное воздействие цвета. Это происходит потому, что в данном спектре глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого цвета связывается в сознании с определенным предметом, явлением, вкусом, отсюда и богатство ассоциаций. Также неоднозначность вызывает пурпурный цвет, за счет своей двойственности.

    ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА: Гармония цвета
    Ни для кого не секрет, что одни сочетания цветов кажутся нам гармоничными, а другие наоборот нелепыми. Создать гармонию цветов в интерьере - залог успеха гармоничной жизни в доме.

    На рисунке слева показаны простые модели сочетания цветов в виде четырех гармоничных цветов. Для построения гармоний к другим цветам необходимо повернуть эти фигуры вершиной в нужный цвет.

    Принцип гармонии цветов построен на диаметрально удаленных парах и триадах, поэтому вы можете находить не только четыре гармоничный цвета, но и меньше и больше, применяя полутона. К примеру, если не учитывать фиолетовый цвет, то на верхнем рисунке образуется классическая триада, а на среднем контрастная.

    Не применяйте цвета в равных количествах. Гармония цветов достигается за счет главного цвета (фона, как правило, менее насыщенного) и акцентов. Контрастность, яркость и насыщенность никак не влияют на правило гармонии цветов, принцип остается тот же.

    ЦВЕТОВЫЕ ГАРМОНИИ.

    В природе существует большое количество цветов и их оттенков.
    Человеческий глаз в состоянии различать до 360 оттенков. Обычный человек различает меньшее количество оттенков. Это зависит от остроты зрения, возраста человека, освещенности пространства, от настроения человека и состояния его здоровья.

    Цвета подразделяют на две большие группы: хроматические и ахроматические. Хроматические - «цветные». Ахроматические - белый, серый, черный.
    Хроматические цвета, которые входят в состав белого дневного света, распределяются в определенном порядке, в зависимости от длины волны.

    Основные цвета: желтый, красный, синий. Составные цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый.
    Составные цвета получаются смешением двух основных цветов:
    ■ Оранжевый = красный + желтый.
    ■ Фиолетовый = красный + синий.
    ■ Зеленый = желтый + синий.
    Все остальные цвета состоят из смешения этих цветов в разных пропорциях. Плюс разница в насыщенности и светлоте.

    Цвета условно делят на теплые и холодные.
    Теплые цвета - цвета, содержащие желтый и красный. Холодные цвета - цвета, расположенные от фиолетовой до зеленой зоны цветового круга.
    Теплые цвета более динамичные, выступающие и объемные, чем холодные. Холодные цвета кажутся удаляющимися по мере усиления тона.

    Цвет имеет три характеристики: цветовой тон, светлоту и насыщенность.

    Цветовой тон - наличие основного цвета в сложном цвете, который определяет его место в цветовом круге.
    Цветовой тон определяется названием цвета: алый, малиновый.

    Насыщенность - это отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.

    Контрасты в одежде имеют большое значение. На контрасте строятся орнаментальные и ритмические композиции.
    Большой контраст составляют цвета, находящиеся на противоположных диаметрах цветового круга: красный-зеленый, оранжевый - синий.
    Малый контраст - цвета, находящиеся под углом 90 градусов друг к другу.

    Гармония - основа прекрасного. Цветовая гармония = цветовое равновесие.

    10. Гармонии сочетаний различных по цветовому тону, насыщенности и светлоте хроматических цветов (чистых, разбеленных или зачерненных), с различными ахроматическими.

    11. Гармонии смесей и сочетаний насыщенного хроматического цвета с ахроматическими цветами разной светлоты.

    Как известно, все цвета которые мы видим, можно разделить на ахроматические (белый, черный, оттенки серого - цветовых волн нет, есть лишь освещение.) и хроматические (цвета спектра, цветовые волны, которые воспринимает наш глаз). Цветовые волны плавно переходят друг в друга, создавая цветовой континуум - неперывное плавное изменение цвета.

    Эти два направления не существуют отдельно, хроматические цвета (весь континуум) смешиваются с ахроматическими, что дает всю гамму оттенков , которые видит наш глаз. Наиболее удачно вся гамма представлена в трехмерном "Дереве" Манселла.

    Примеси разных ахроматических цветов формируют разные тоновые направления.

    Если смешать чистый цвет с белым, получатся светлые цвета, с черным - темные .

    Если говорить о цвете как о цветовых волнах, то серый цвет - это смешение цвета с его противоположностью (т.е. например, оранжевого с синим), две волны "гасят" друг друга и насыщенность цвета теряется. Поэтому мягкие цвета (смешанные с серым пигментом, с противоположной волной, на самом деле) смотрятся "сложными, нюансными". Итак, смесь с серым дает "мягкие цвета".

    Если говорить о художественной цветовой гармонии, то не все хроматические цвета континуума хорошо смотрятся друг с другом, они сочетаются с определенной ритмичностью. Цвета с золотистым подтоном считаются теплыми , цвета с синим - холодными . Существуют и нейтральные по температурной характеристике цвета, находящиеся в континууме между двумя оттенками.

    Итого, мы имеем 6 характеристик цвета, 3 пары дихотомий .
    Дихотомия - это шкала. Это не столько выбор или - или, сколько нахождение на этой шкале. Например, оба цвета могут быть теплыми, но один - ярко выраженным теплым, а другой - ближе к нейтральным.

    Общепризнанные характеристики цвета это:
    Светлота: светлый (с белой примесью) или темный (с черной примесью).
    Яркость (насыщенность): яркий (почти без примесей, насыщенный пигмент) или мягкий (маловыраженный пигмент, приближенность к серому, серая примесь)
    Цветовой тон (место цвета в континууме). Сюда относится как раз деление цветов на теплые (с золотистым подтоном) или холодные (с синим подтоном)

    Любой цвет описывается всеми тремя характеристиками, однако, выражены они с разной интенсивностью . Это и обеспечивает разнообразие оттенков. Та характеристика, которая выражена больше всего, сильнее всего влияет на восприятие цвета, остальные характеристики вносят коррективы. Если сочетать все цветовые характеристики, получится 48 вариантов - 48 переходящих друг в друга колоритов . Как они переходят друг в друга я вам уже рассказывала. Это абсолютно уникальная авторская разработка, так что, думаю, вопросы, по какой системе я работаю, отпадут - я работаю по СВОЕЙ системе "Color Harmony",построенной целиком и полностью на теории цвета, засчет чего она точнее большинства других цветовых теорий, если не всех.

    На эти ячейки с размытыми границами можно разделить все цвета континуума. Однако, в практическом использовании 48 палитр - это много, слишком много цветов будет повторяться. Поэтому лучше всего сократить количество палитр до 12. почему до 12? сейчас объясню. Как я сказала, больше всего на восприятие цвета и его сочетаемость с другими влияет ведущая характеристика, самая ярковыраженная. Значит, у нас есть 6 направлений - яркие колориты, мягкие, светлые, темные, теплые, холодные. У ярких цветов в первую очередь видно чистоту цвета, у мягких - серую примесь или "сложность" цвета, у темных - глубину, темноту, у светлых - разбеленность, воздушность, у теплых - золото, теплоту, у холодных - льдистость, синеву.

    Сравните холодный мягкий колорит и мягкий холодный. В первом случае в глаза бросается синева, холод. во втором - сложность, серая примесь.


    Нам важна также и температурная характеристика - поскольку именно при несовпадении температурного подтона кожа оптически реагирует неприятными эффектами (пожелтением, бледностью, покраснением, цветными тенями) - это оптика. Волны накладываются друг на друга и дают неестественный цвет.

    Поэтому те направления, где температурная характеристика не первая, стоит разделить еще на две подгруппы.

    Получаются яркий теплый, яркий холодный, мягкий теплый, мягкий холодный, светлый теплый, светлый холодный, темный теплый, темный холодный.

    В случае с колоритами, где температураня характеристика ведущая, важна яркость - чистые цвета или сложные. Поэтому они разделяются таким образом: теплый яркий и теплый мягкий, холодный яркий и холодный мягкий.

    Получается 12 колоритов, и упрощенно цветовой глобус будет выглядеть так:

    Некоторые системы колоритов используют старые "сезонные" названия колоритов, что ни на что не влияет кроме терминологии.

    Каждый человек попадает в один колорит из 12, но с определенными поправками и индивидуальными переходами. Все цвета внешности человека обладают одинаковым набором характеристик , не бывает такого, что кожа холодная, а глаза, теплые, все раскрашено из одной палитры, а то бы цвета вашей внешности не были гармоничны. Это закон природы=)


    Все цвета внутри основного колорита человеку подходят, и в дополнение к ним подходят некоторые цвета соседних колоритов, которые просто добавляются в индивидуальную палитру. У разных людей эти "добавки" отличаются.

    И представляю сами 12 колоритов, которые вам, в принципе, уже знакомы.

    Я буду называть их по характеристикам, хотя сезонные названия пока пусть остаются для соотнесения терминологии=)

    И маленький бонус - палитры теперь имеют координаты Pantone (Картинки в крупном разрешении можно будет скачать с гугл диска https://drive.google.com/file/d/0B2SlBFbzV-EYOHZYSFlRa19YY1E/edit?usp=sharing , перепост картинок в других местах приветствуется, но только в случае ссылки на нас=)), кроме того, я несколько дополнила некоторые палитры. Цвета pantone очень часто у меня запрашивают. Хотя в бытовом использовании клиентам легче использовать классические 12 tone типа таких.

    И.. представляю 12 колоритов.Каждый из них вызывает некоторые ассциации, я их тоже приведу, но только этими ассоциациями колорит не ограничивается - они лишь дадут прочувствовать "дух" цветов, составляющих палитру. Но в любом частном случае цвета могут нести разные ассоциации(!) в зависимости от их использования. Но я надеюсь, мне удасться показать все колориты с их лучшей стороны=) После названия каждой палитры будут ссылки на мой pinterest, куда я постепенно будут собирать цвета и ассоциации, это поможет вам представить цвета "в действии".

    Яркий холодный колорит. ("Яркая зима") "Impressive" palette - "впечатляющая" .

    Ведущая характеристика - яркость, дополнительная - нейтрально - холодный. Может быть как относительно светлым, так и относительно темным.Часто контрастный по светлоте. Цвета чистые, либо без явных примесей,либо с голубоватой примесью.

    Общее впечатление от палитры - яркость, броскость, хотя при этом проблеживается и некоторая сдержанность, обусловленная синим подтоном.

    Палитра напоминает зимний пейзаж в светлый день своими цветовыми контрастами чистых цветов, белого, черного, красного и холодного зеленого, либо тропические острова с яркими птицами, цветами, бирюзовой водой, синим небом и изумрудной зеленью.

    Яркий теплый колорит. ("Яркая весна"). Creative Palette - "Творческая" палитра.

    www.pinterest.com/shahrazade/ch-bright-a nd-warm/

    Ведущая характеристика - яркость. Дополнительная - нейтрально - теплый. Может быть как относительно светлым, так и относительно темным колоритом. Цвета чистые, либо без явных примесей, либо с яркой золотистой примесью.

    Палитра ассоциируется с миром Южной Азии, с яркими одеждами жителей этого региона, цветовыми всплесками в их манере сочетать цвета, с жизнерадостными красками тропической природы.

    Мягкий холодный колорит ("Мягкое лето") - Mysterious Palette - Загадочная палитра

    Ведущая характеристика - мягкость, дополнительная - нейтрально - холодный. Может быть как относительно светлым, так и относительно темным. Цвета смягченные, с серой примесью или серовато - синей.

    Палитра ассоциируется с сумерками, туманом, лесом перед дождем, создает впечатление тайны, недосказанности, загадки. Цвета очень сложные и нюансные.

    Мягкий теплый колорит ("Мягкая осень") - "Sensual Palette" - "Чувственная " палитра

    Ведущая характеристика - мягкость, дополнительная - нейтрально - теплый. Может быть как относительно светлым, так и довольно темным колоритом. Цвета смягченные, с сероватой примесью или со смягченной охристой.

    Палитра ассоциируется с земной чувственной женственностью, со временем перед закатом, когда солнце окрашивает все в мягкие золотистые тона, с дарами средиземноморской природы - зеленью и золотом полей, с виноградом, корицей, оливками, инжиром.

    Темный холодный колорит ("Темная зима") "Luxorious Palette" - "Шикарная" палитра

    Ведущая характеристика - темный, дополнительная- нейтрально - холодный. Может быть как довольно яркой, так и слегка смягченной. Цвета глубокие с черной примесью или с темно-синей.

    Ассоциируется с роскошью королевских дворов, с бархатом глубоких бордовых, пурпурных,сиреневых, синих оттенков, с рубинами, изумрудами, нефритом и малахитом, а также с темной ночью и глубиной темно-синего неба.

    Темный теплый колорит ("Темная Осень") - "Exotic Palette" - "Экзотическая" Палитра

    Ведущая характеристика - темный, дополнительная - нейтрально - теплый. Может быть как довольно мягкой, так и довольно яркой. Цвета глубокие, с черной или темной охристой примесью.

    Ассоциируется с красками Ближнего Востока - с богатой обстановкой Марокканских интерьеров, золотом естественных огней, теплом специй, чувственной сложностью цветов, богатыми красками южной природы.

    Светлый холодный колорит ("Светлое лето") - "Innocent Palette" ("Невинная" палитра)

    Ведущая характеристика - светлый, дополнительная - нейтрально - холодный. Может быть как довольно ярким, так и довольно мягким. Цвета светлые, пастельные, с белой или светло - голубой примесью.

    Палитра ассоциируется с нежностью, свежестью, детством, а также с отдыхом на море, со светло - бирюзовой водой, светлой зеленью, желтовато - белым песком, нежными цветами и беззаботностью.

    Светлый теплый колорит ("Светлая весна") - "Tender Palette" - "Нежная" палитра.

    Ведущая характеристика - светлый, дополнительная - нейтрально - теплый. Может быть как довольно яркой, так и довольно мягкой. Цвета светлые, жизнерадостные, с белой или светлой золотистой примесью.

    Палитра ассоциируется с юностью, радостью, цветением фруктовых деревьев, все цвета пронизаны нежным золотом и напоминают о возрождении природы.

    Теплый яркий колорит ("Теплая весна") - "Lively Palette" - "Жизнерадостная" палитра

    Ведущая характеристика - теплый, дополнительная - яркий. Может быть как довольно светлой, так и довольно темной. Цвета с явным ярким золотым подтоном.

    Палитра ассоциируется с лугом в разгар весны с многоцветьем ярких цветов- сиреневых, желтых, красных, фиолетовых, с золотым цветом солнца и синевой весеннего неба.

    Теплый мягкий колорит ("Теплая осень") - "Spicy palette" - "Палитра пряностей"
    http://www.pinterest.com/shahrazade/ch-warm-and-soft/

    Ведущая характеристика теплый, дополнительная- мягкий. Может быть как довольно светлой, так и довольно темной. Цвета с явным охристым подтоном.

    Палитра ассоциируется со специями - перцем, куркумой, говоздикой, шафраном, горчицей и с осенней природой, глубокой синевой воды и теплыми красками листвы.

    Холодный яркий колорит ("Холодная зима") - "Noble Palette", "Благородная" палитра

    Ведущая характеристика - холодный, дополнительная - яркий. Может быть как довольно темной, так и довольно светлой. Цвета с ярко- голубым подтоном.

    Палитра ассоциируется с миром Снежной Королевы - с льдистой роскошью, отстраненностью и некоторой драматичностью, это палитра драгоценных камней.

    Холодный мягкий колорит - ("холодное лето") - "Еlegant Palette" - "Элегантная" палитра.

    Ведущая характеристика холодный, дополнительная - мягкий, может быть как довольно светлым, так и довольно темным. Цвета с мягким синим подтоном.

    Палитра ассоциируется с элегантностью, со сдержанными красками северного лета с синевой прохладной воды, синевато- зеленой летней листвой и оттенками ягод.

    Вся информация этой статьи - интеллектуальная собственность автора, поэтому перепост - только с указанием на источник.=)

    Path to Your Charm Project 2014 , Color Harmony 2014

    Всем привет! В этой статье мы постараемся максимально осветить тему цветоподбора. В качестве теории предлагаем ознакомиться с переводом статьи с блога Adobe о цветовых гармониях, автор Tony Harmer. А для отработки на практике у нас есть видео урок: как подбирать цвета в Adobe Illustrator. Речь в уроке пойдёт о панели Color Guide, видео вы найдёте в конце этого поста.

    Цветовые гармонии

    Цветовые гармонии представляют собой комбинацию или сочетание цветов, которые радуют глаз. Мы постоянно используем цветовые гармонии: когда выбираем одежду, когда украшаем наши дома или рабочие места, и когда мы, как дизайнеры, хотим передать какой-либо смысл или настроение.

    Цветовой круг

    Цветовой круг - это инструмент, который позволяет дизайнеру подбирать сочетающиеся цвета, составлять палитры. Иоганн фон Гете назвал это «Теория цветов», но здесь нет настоящей теории. За время существования цветового круга было разработано множество теорий и представлений о цвете. Но именно цветовой круг довольно удобно использовать на практике при цветоподборе. Именно поэтому он будет отправной точкой для нашей работы.

    В Adobe Illustrator встроено двадцать три цветовых гармонии, все они доступны в панеле Color Guide (Shift+F3) и инструменте Recolor Artwork (Edit > Edit Colors > Recolor Artwork) . Поэтому в этом посте мы рассмотрим именно их.

    Особенности цветового круга в Adobe Illustrator

    Технически цветовой круг в Adobe Illustrator имеет больше сходства с колесом LAB, но наглядно оно ближе к модели RYB, которая имеет больше общего с традиционной художественной моделью.

    У цветового круга RGB красный находится на нуле градусов. При этом Циан (Cyan) - на противоположной стороне, то есть 180 градусов. Именно так и выглядит цветовой круг в Adobe Illustrator.

    При этом невооружённым глазом видно, что на этом цветовом круге противоположный красному - это зелёный, а голубой цвет находится рядом немного в стороне. Но если вы возьмете красный цвет и повернёте его на 180 градусов, используя ползунки в диалоговом окне Recolor Artwork, вы получите именно Циан (Cyan)! Это всего лишь особенность работы Adobe Illustrator в отличии, например, от того же Photoshop.

    Сочетания цветов, цветовые гармонии

    Здесь мы покажем вам все цветовые гармонии на примере сочетаний цветов, где красный будет выступать в качестве базового.

    Комплиментарные цвета (Complementary)

    Комплиментарные цвета - здесь всё довольно просто, они расположены напротив друг друга на цветовом круге.

    В Adobe Illustrator есть 4 вариации для комплиментарной гармонии. Они уже не такие строгие по сравнению с классическими комплиментарными цветами, то есть допускаются небольшие отклонения от противоположного расположения цветов.

    Аналоговые цвета (Analogous)

    Аналоговая гармония генерирует четыре дополнительных цвета с оттенками, расположенными на расстоянии 15 и 30 градусов по часовой стрелке и против часовой стрелке от исходного цвета. Яркость и насыщенность у цветов меняется. Есть вариация аналоговой гармонии с 5 цветами.

    Монохроматические цвета (Monochromatic)

    Эта гармония генерирует вариации насыщенности и яркости. Их представлено три: Monochromatic, Monochromatic 2 и Shades.

    Триадные цвета (Triadic)

    В триадной гармонии цвета расположены с шагом в 120 градусов по цветовому кругу. Как и в предыдущих случаях есть вариации с дополнительными цветами и изменениями оттенков и насыщенности.

    Квадратная и прямоугольная схема (Tetrads)

    Тетрады чаще всего называют квадратными или прямоугольными цветовыми сочетаниями. Вы также можете усмотреть ромб в положении цветов на круге. Оригинальный Tetrad генерирует три дополнительных цвета с шагом в 90 градусов. Но есть, конечно же, и вариации.

    Составные цвета (Compounds, secondary)

    Составными цветами называют те, которые можно получить при смешивании основных (красный, жёлтый и синий). Гармония Compounds работает по похожему принципу, давая составные цвета, сочетающиеся с базовым.

    Контрастные цвета (High Contrast)

    High Contrast - это по сути триадные гармонии, которые включают в себе правила некоторых других цветовых сочетаний.

    Пентаграмма (Pentagram)

    И завершим мы гармонией Pentagram. Это пять цветов с шагом в 72 градуса на цветовом круге. Насыщенность и яркость у цветов также меняются.

    На этом можно и закончить наше путешествие в мир гармоничных цветов. Но мы не хотим, чтобы вы ограничивались этими правилами. Правила придумывают люди, а им свойственно ошибаться. Именно поэтому правила можно и даже нужно нарушать. Гармонии Adobe Illustrator могут стать для вас отправной точкой, а дальше ждут удивительные открытия и творческие эксперименты. Любую гармонию можно редактировать через Recolor Artwork. Так что удачных вам цветовых сочетаний и плодотворного творчества!

    Как подбирать цвета в Adobe Illustrator

    В этом видео уроке вы можете поближе познакомиться с панелью Color Guide (гид по цветам). Мы разберём, как с помощью панели Color Guide подбирать цветовые сочетания, опираясь на гармонии. Также вас ждёт обзор профессионального монитора для дизайнеров BenQ PD2700Q.

    Ещё одно видео по цветоподбору. В этот раз рассматриваем такой инструмент, как Recolor Artwork. Благодаря Recolor Artwork можно подбирать цвета в Adobe Illustrator прямо на цветовом круге, перекрашивать иллюстрацию, настраивать яркость и насыщенность. В дополнение обзор профессионального 4K монитора BenQ PD2700U.

    И ещё одно видео на закуску. Полезные скрипты для работы с цветом в Adobe Illustrator.

    Хотите больше практики?

    gastroguru © 2017