Что такое Эго человека и что такое Эго-идентичность? Эго, что это такое. Настоящее и ложное Я Нужно ли отождествлять понятия я и эго

Каждый человек наделен совокупностью субъективных программ, иллюзий и вытекающих из них страданий. Наше бессознательное говорит нам о направленности к единству, а поверхностный ментальный уровень не позволяет нам этого единства достичь. Огромное количество ложных «Я», живущих в каждом человеке, определяет сферу его восприятия. Именно из этих «Я» и состоит эго. И чем грубей и уже сознание, тем сильнее привязка человека к этим ложным «Я».

Эго и эгоизм, или Что такое эго

Социальная

Эта функция дает человеку возможность ответить на вопрос: «Где я должен находиться?». Благодаря ей мы определяем свою роль в социуме: расставляем приоритеты в работе и личной жизни, выбирая коллег и спутников жизни.

Защитная

«Что я сейчас чувствую?» - на этот вопрос отвечает защитная функция. Она способна создать психологические барьеры, которые способны уберечь человека от психологических травм и . Она помогает не утратить себя или, наоборот, разорвать связь с реальностью, чтобы индивидуум мог почувствовать себя в полной безопасности.

Контрольная

«Что будет, если...» - контрольная функция позволяет ответить на этот вопрос. «Я» контролирует индивидуума, не позволяя ему выйти за рамки дозволенного, моральных и нравственных запретов. Благодаря контрольной функции индивидуум адаптируется в обществе наименее болезненными способами.

Суждение

Тут вопрос можно сформулировать следующим образом: «Какое влияние на меня оказывает то или иное явление?» Основываясь на общепринятых нормах и личном опыте, эго делает вывод о событиях внешнего мира. Благодаря этому процессу происходит формирование мнений, убеждений и привычек человека.

Целеполагание

В этом случае уместны вопросы: «Для чего мне это нужно?», «Каким я должен стать?» Целеполагание предполагает постоянный поиск идеального «Я», который требуется достичь, определяет цели и задачи: новая работа, создание семьи, повышение уровня доходов и т. д.

Как влияет эго на жизнь человека

Это влияние для каждого индивидуально, но в большинстве случаев оно сводится к тотальному недовольству, сомнениям в собственных силах, унынию и краху веры в справедливость.

Важно! Слепое потакание всем желаниям не является нормой поведения, поэтому очень важно научиться контролировать проявления своего «Я».

Ведь оно - центр, генерирующий все наши желания: о богатстве, счастье, любви, вечной молодости и т. д. Этим запросам нет предела. И до тех пор, пока субъект отождествляет себя со своим эго, его реальность будет затуманена, а мир - искаженным.

Управление своей жизнью

Для того чтобы достичь баланса в проявлении влияния эго в нашей жизни, необходимо следовать нескольким простым правилам:

  • определить собственные критерии успеха и методично двигаться ему навстречу;
  • не быть полным аутсайдером, стараясь плыть против течения только ради того, чтобы сделать что-то наперекор;
  • следует понять, что большинства не существует, есть только конкретный человек, с которым и следует взаимодействовать;
  • гнев и должны быть преобразованы в творчество;
  • энергия должна быть израсходована не на разочарование, а на творческий акт.

Как обнаружить влияние

Эгоистичные люди горды, тщеславны, жаждут власти и корысти, агрессивного соперничества. Их верные спутники - обиды, ревность и зависть. Пассивные эгоисты трусливы, ленивы, лживы и ненавидят окружающих.

Избавление от эгоизма

Он бывает двух видов: рациональный (здравый) эгоизм и гедонизм. Рациональный эгоизм не подразумевает нанесения ущерба другим людям. Чтобы проявить собственную индивидуальность, здесь не требуется ущемлять в чем-то других людей. В то же время гедонизм - это эгоизм, приносящий вред окружающим. Он бесцельный, лишенный эффективности. Именно гедонизм и требует своей ликвидации либо поиска баланса между ним и здоровым эгоизмом.

Важно! Главный совет, помогающий избавиться от гедонизма: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой!»

Разумеется, процесс избавления от привычек, которые вырабатывались годами, будет длительным и не легким. Для начала необходимо принять тот факт, что заботиться о других - это нормально, что этот процесс может радовать и приносить удовольствие. Эгоистичные соображения могут постепенно исчезнуть, если постараться «примерять» на себя проблемы других людей, в первую очередь - родных и близких, понять и помочь в их решении. Чтобы избавиться от гедонизма, стоит больше давать, чем требовать взамен. Это правило касается как эмоций, так и материальной сферы.

Эго в науке и религии

Начиная с работ Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, проблеме изучения этого вопроса уделяли внимание и другие ученые. В мировой науке в нем видели творческое единство (Фихте), или наоборот - считали его множеством личных сил, которые в разное время способны выступать на передний план (Ницше).

Психоанализ Фрейда и Карла Юнга

Эго и психология неразрывно связаны, но этот вопрос изучала не только наука. Религия и эзотерика также отдавали ему должное место в своих учениях. Согласно теории Зигмунда Фрейда, динамика человеческой психики состоит из трех психологических сущностей: Эго, Ид, Супер-Эго. По Фрейду, главная функция эго - исполнительная; оно связывает внешний и внутренний мир, обеспечивая непрерывное, но последовательное поведение индивидуума, позволяет реализовать личную точку отсчета. Это обеспечивает соотношение событий прошлого, настоящего и будущего. Объясняя, что такое эго человека, Фрейд предполагал, что оно не совпадает ни с телом, ни с психикой, а, достигнув своего развития, может трансформироваться под воздействием изменений условий жизни или болезни.

По мере развития личности эго трансформируется в супер-эго. Это происходит благодаря принятию социальных стандартов и родительских запретов. Термин «сила эго», который впервые использовал Зигмунд Фрейд, означает прогресс от немедленной реакции к рациональному мышлению. Подтверждая эту теорию, Фрейд приводил в качестве примера существенные различия в формах и эффективности деятельности, существующие у зрелых людей.

Согласно его теории люди с сильным эго объективны в своих оценках; склонны к планированию и порядку; не подвержены влиянию случайных импульсов; способны сохранять свою индивидуальность под влиянием физического и социального окружения. Поведение людей со слабым эго - это поведение ребенка. Тут решающую роль играют импульсы. У таких людей искажено представление реальности, они менее продуктивны и зачастую страдают от невротических симптомов. Аналитическая психология Карла Юнга воспринимает эго как комплекс, включающий в себя все содержимое сознания. Вместе с бессознательным (личным и коллективным) оно входит в структуру психики. Юнг считал, что этот комплекс данных, созданный в первую очередь из своей осведомленности касательно собственного тела, существования и данных памяти. Согласно этой теории, эго - комплекс психических факторов, обладающий огромной энергией притяжения. Оно, подобно магниту, притягивает содержание из неведомой области бессознательного и впечатления извне. Когда между этими компонентами возникает связь, то они осознаются.


Религия и эзотерика

Не обошли своим вниманием этот вопрос и мировые религии. Индуизм и считают эго всего лишь искаженным восприятием мира в глазах человека. То есть само по себе эго - не зло, просто его могут неверно истолковать. Свое «я» эти религии считают верным отождествлять не с телом, а с душой. Это и позволит достигнуть истинного эго. У человека, в жизни которого преобладает этот вид эго, душа полна спокойствия, он самодостаточен, добр и бескорыстен. В случае с преобладанием ложного эго все совершенно наоборот - индивидуум страдает, он зол и постоянно неудовлетворен.

В суфизме «нафс» (эго) - название движущей силы и воли субъекта, делающих возможным противостоянием двух начал (Животного и Божественного). Когда преобладает животное начало и «Я» не чисто, то человека ведут в никуда его животные желания. Если же «Я» чистое, то индивидууму открыта дорога к Богу. Учение суфистов предлагает не бороться с эго, а контролировать его.

В христианстве эго отвечает на главный вопрос: «Кто же я на самом деле?» Разумное животное или божественная душа? Причем в человеке эти две сущности соседствуют, и выбор всегда остается за самим человеком. Выбор в пользу разумного животного порождает ложное эго - причину всех человеческих грехов, и с ним следует обязательно бороться посредством молитвы и развития любви.

«Ахамкара» - так называется эго в буддизме. Это явление считается центральным предметом изучения. Возникло оно от неведения о том, что мир вокруг нас является частью бесконечности. Оно всеми силами пытается все загнать в рамки, принимая в буддизме роль источника страданий и абсолютного отсутствия свободы. Эзотерика определяет эго как проявление обособленности личности от всего остального мира.

Отдельно о мужском, женском и детском эго

Между мужчиной и женщиной существует принципиальное различие: мужчина стремится к самореализации в соответствии с личными требованиями к себе, женщинами, наоборот, движет желание отвечать общественным стандартам.

Мужское эго самодостаточно в достижении целей, не нуждается в одобрении. При этом самоутверждение женщины происходит посредством мужчины. Семейное благополучие, достаток, воспитание детей и образование - все это женщина получает через мужчину. Поэтому очень важно, чтобы мужчина и женщина действовали сообща и имели совместные цели. Разница между мужчинами и женщинами не только в способе самореализации. У мужчин преобладает разумный подход к происходящему, они редко полагаются на интуицию, тогда как женщины, наоборот, отдают предпочтение чувствам, нежели разуму. Эмоциональный компонент эго у женщин более развит, нежели у мужчин.

Знаете ли вы? Мужчины более самоуверенны, поскольку мальчики с детства идентифицировали себя с супергероями. Большинство женщин подобной самоуверенностью похвастаться не могут, поскольку они идентифицируют себя с куклой Барби.

«Я» ребенка и окружающий мир сольются воедино немного позже. С рождения маленький беспомощный ребенок привыкает, что любые его требования выполняются безоговорочно. Этот детский эгоизм, который будет развиваться лет до 10, пока не уступит место подростковому, обусловлен еще и тем, что ребенок не может понять все переживания другого человека. Формирование подросткового эго обеспечит обновление убеждений и ценностей. Это возраст, в котором дети соперничают за лидерство, определяют свое место в социуме. Очень важно, чтобы здравый эгоизм на этом этапе позволил ребенку проявить лидерские качества, а не быть аутсайдером.

Родители в этот период должны помочь ребенку и стать ему другом, а не контролером, пытаясь навязать собственную модель поведения. Пускай эго ребенка развивается самостоятельно, без постороннего давления и влияния чужих ценностей.

Глубоко изученное наукой, проанализированное мировыми религиями понятие «эго» до сих пор вызывает живой интерес не только у профессиональных психоаналитиков, но и у обыкновенных людей, которых интересует ответ на вопрос: «Что же это такое, мое эго?» Хотя главная проблема эго кроется совершенно не в его наличии, а в его главном качестве - эгоизме. Именно его человек способен победить, поменяв свои принципы жизни, начиная заботиться о других людях, развивая сострадание и уважение к окружающим.

Здесь мы поговорим о том, что такое эго человека, и что нужно, чтобы эго человека увидеть в себе.

Если вы обратите внимание на то, как вы разговариваете или думаете, то вы заметите, что больше всего в вашей речи или мыслях повторяется слово «я». Так же, помимо слово «я» вы произносите часто производные «мне», «меня», «моё».

В зависимости от контекста слово «я» может быть либо величайшей истиной, либо огромным заблуждением.

Эго означает ложное «я», то есть то, чем вы не являетесь.

Так что же такое эго?

Когда ребёнок рождается, он не чувствует себя отделённым от чего-то. Он чувствует, что един со всем сущим. Со временем ребёнок взрослеет и слышит, как к нему обращаются по имени. Ребёнок ещё не знает слово «я». Поэтому, когда он хочет есть, он не будет говорить «я» хочу есть на первых этапах, он говорит о себе в третьем лице. Например, Саша хочет есть. После, он уже приравнивает «я» к своему имени и уже считает себя именем. Почему люди обижаются и им неприятно, когда их не помнят по имени или неправильно его называют, потому, что они считают что они ЭТО ИМЯ. Но это не так, вы не есть имя,
неужели вы думаете, что вся глубина сущего, бытия, которое сокрыто в вас определяется словом из нескольких букв.

Далее ребёнок взрослеет и уже начинает приравнивать вещи к себе, когда у него ломается «его» игрушка, он расстраивается, но не потому, что она поломалась, а потому, что он наделил её своим самоощущением, то есть игрушка стала частью его «я».

Потом ребёнок взрослеет и начинает накапливать мысли и представление о себе, что он может, не может, на что способен, какой мир, люди, НО ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ МЫСЛИ, – это и есть эго человека.

Дальше ребёнок взрослеет и проживает жизнь, судит мир исходя из прошлого опыта, на всё наклеивает ментальные ярлыки и думает, что его мысли или прошлый опыт и есть истина – НО ЭТО НЕ ТАК, мысли это всего лишь мысли, мысли — это иллюзия.

Кем вы не являетесь

  • Вы не есть ваши мысли о себе либо мысли других о вас;
  • вы не есть ваше ИМЯ, вы не есть ваш опыт;
  • вы не есть ваши представление о себе, вы не есть ваш ум;
  • вы не есть ваше тело, вы не есть ваша профессия;
  • вы не есть ваша половая принадлежность;
  • вы не есть ваши роли, какие бы вы роли не брали на себя мать, отец, сестра, брат, муж, жена, дочка, сын, начальник, подчинённый, бизнесмен – ВЫ НЕ ЕСТЬ ВСЁ ЭТО, ЭТО ЕСТЬ ЭГО ЧЕЛОВЕКА;
  • вы , и когда вы можете быть никем, вы можете стать всем.

Тогда кто же вы?

Вы есть тот, кто осознаёт, кто видит ваши мысли, вот есть мысли в голове, и есть ВЫ НАБЛЮДАЮЩИЙ ЭТИ МЫСЛИ. Вы начинаете понимать, что есть вы и есть ваши мысли, что не вы это думаете, а ваш ум, вы больше не захвачены мышлением, если захотите, вы можете запросто остановить мыслительный процесс и наслаждаться тишиной, просто быть.

Проблема в том, что, когда вы не видите свои мысли, то вы ОТОЖДЕВСТВЛЕНЫ с ними, то есть считаете, что вы думаете эти мысли или вы и есть эти мысли.

Но не вы это думаете, а ваш ум, который, если вы его не наблюдаете, захватывает власть над вами.

Если вы хозяин ум, то перестаньте думать, вот просто возьмите и прекратите. Вы увидите, что это не так просто, это не легко. Это потому, что вы пока раб своего ума, но не хозяин.

Вот взять к примеру машину, если вы хотите вы едите на ней, не хотите, оставили машину на стоянке и идёте пешком. Но с умом вы так не можете, только глубоко пробуждённый человек, который наблюдает в себе эго, может поступить так же, как вы с машиной. Значит вам надо пробудиться.

Если вы читаете эту статью, поздравляю, вы на пути ПРОБУЖДЕНИЯ , возможно у вас уже появился краткий проблеск безмолвия в вашей голове, возможно частичка существования уже успела проникнуть в ваше сознание. То этот процесс уже необратим, вы со временем заметите, как проблеск между мыслями будет увеличивать всё больше и больше, пока вы окончательно не пробудитесь.

Выводы по теме «Эго человека»:

  • эго – это ложное «я», то есть то, чем вы не являетесь;
  • вы не есть ваши мысли, тело, роль, которой вы себя наделили, вы не есть половая, расовая, религиозная принадлежность, чтобы вы о себе не думали, вы не есть это;
  • вы тот, кто видит свои мысли и не следует за ними, осознанный, тот кто пробуждается;
  • помните, когда вы произносите «я», оно уже изначально имеет в себе ошибку, и уже исходя из этой ошибочной основы, строятся остальные ошибочные суждения;
  • когда вы осознаете, кем вы не являетесь, измерение ИСТИННОГО «Я» появится само по себе, но вы никогда не сможете передать словами, кто вы есть, вы может просто быть этим;

Это далеко не всё, что стоит сказать об эго, это только вершина айсберга, в следующей статье я раскрою содержание и структуру эго, для того, чтобы вы могли легко увидеть его в себе.

Благодарю за внимание!!!

Если читатель у вас есть какой-то вопрос, вы всегда можете задать его в комментариях под данной статьёй. Обращаюсь к тем, кто уже видит эго внутри себя, скажите какие трудности у вас появляются и чего вы уже «достигли»?

Эго и эгоизм

Что означает эго?

П ри произнесении этого слова у большинства сразу возникают негативные ассоциации, связанные с эгоизмом, себялюбием, гордыней и т.п., однако, что это такое по сути, редко кто пытался понять. Тем не менее, никто не станет отрицать, что ни один человек не может существовать без своего эго, ведь синоним эго – внутреннее «я».

Эго – это способность дуального восприятия мира, где «я» и «моё» противопоставлены «не я» и «не моё». Эго придает собственной сущности некую форму, приводит самосознание к конкретному объекту своего «я». Причём «я» всегда оценивается положительно, а «не я» может быть как привлекательным, так и враждебным.

Эго делает возможным осознание самого себя как отдельной личности со всеми присущими атрибутами данной реальности, такими как принадлежность к человеческой природе, пол, возраст, темперамент… Мир эго – это вся Вселенная глазами человека, стоящего в центре неё. Осознание своей самости есть не только у человека, но и у многих животных, которые имеют разные характеры и склонности, однако, человек, в отличие от животных, может сам влиять на своё эго, работать над ним, преобразовывать в разных направлениях, то есть, осуществлять самовоспитание своей личности. Обычно слово «эго» используют как синоним своего «я» или понятия «личность». В религиозной и психологической литературе написано множество книг по данному вопросу, про эго рассуждают как философы и мудрецы, так врачи и учителя. В этой статье мы постараемся рассмотреть место и роль эго в жизни человека, его эволюцию, функции и структуру, а также подойдём к решению такого вопроса, как борьба с эго. И начнём, пожалуй, с эгоизма – понятия, родственного эго.

Термин эгоизм обычно подразумевает величину эго, силу влияния эго на жизнь человека. В классическом определении эгоизм – это жизненная позиция, при которой удовлетворение личных интересов ставится превыше всего, вне зависимости от методов достижения и потребностей окружающих. Это самозащита и жизнеобеспечение своего «я». Эгоизм – естественный инстинкт выживания, без него мы бы не смогли отвоевать своё «место под солнцем», у животных он выражен весьма ярко. Однако люди, в силу своей разумности и духовности, придали эгоизму новые функции, заставив служить не конкретному индивидууму, а коллективу, обществу, нации.


Связь эго и эгоизма состоит в том, что эгоизм, как преданный жрец, служит своему богу «я». От того, насколько развито эго, как широко и в какой форме распространяются интересы нашего внутреннего «я» на окружающий мир, будут зависеть удовлетворяемые эгоизмом потребности и те приказы, которые эго ему отдаёт. У одного индивида его «я» требует всяческих удовольствий, а у другого – благополучия своего окружения. Некоторые скажут: «Какой же это эгоизм, служить интересам общества? Это альтруизм». Но если присмотреться, то служение обществу есть личная потребность внутреннего «я». Разница лишь в том, что эго в первом случае воспринимает себя отдельно от общества, но зависимым от него, и ради собственного благополучия вынуждено заботиться о нём, а альтруисты не выделяют своего «я» от окружения, служа общему так же, как эго служит самому себе. У альтруистов, в отличие от эгоистов, развито так называемое коллективное сознание, распространяющее индивидуальное эго на уровень всего сообщества.

В эпоху Просвещения зародилась теория «разумного эгоизма», предполагающая, что человек, оставаясь эгоистичным в своих действиях и устремлениях, тем не менее, учитывает и потребности общества, с целью самосохранения внутри него и стяжания общих благ. Эгоист в обществе обречён на взаимовыгодное сотрудничество. Родоначальником этой теории были А. Смит и К. А. Гельвеций, продолжили развивать эту теорию Фейербах, а также Г. Чернышевский. Противоположностью разумного эгоизма служит гедонизм, когда личные интересы всегда и везде ставятся выше, несмотря на возможные конфликты и явный вред, приносимый другим. У такого человека в итоге возникают серьёзные проблемы, а именно: потеря друзей, разлад в семье, сужение круга общения вплоть до одиночества.


Американский исследователь Дж. Роулз в своей книге «Теория справедливости» обозначил эгоизм трёх видов:

  • Диктатора, где все служат личным интересам одного индивида;
  • Исключительный, где некто имеет право нарушать моральные и нравственные нормы ради личной выгоды;
  • Общий, в котором каждый член социума действует в своих интересах.

Также эгоизм может носить явный и скрытый характер, может быть постоянным или проявляющимся время от времени (или относительно определённых явлений), в отношении группы эгоизм может быть семейным, клановым, государственным, национальным (национализм), экономическим, религиозным, классовым (приводящим к геноциду или апартеиду).

В отношении конкретной личности эгоизм, как правило, проявляется в виде тщеславия, гордыни, агрессивного соперничества, жажды власти и корысти, эгоисты не терпят критики, обидчивы, ревнивы и завистливы. Иногда эгоизм проявляется пассивно в виде трусости, лени, лживости и тотальной неприязни к окружающим.

В соответствии с эзотерическими учениями, ущербное эго в человеке может находиться в определённом месте – чакре – создавая там омрачение и приводя к эгоизму в той или иной форме.

Например:

  • Эго, расположенное в нижней чакре Муладхаре, привязывает человека к доминированию за счёт материального обеспечения. Такие эгоисты отождествляют материально зависимых от них людей с вещами и считают правомерным распоряжаться их жизнью по своему усмотрению. Это родители, контролирующие жизнь своих уже взрослых детей, или иные опекуны, диктующие правила поведения своим иждивенцам. А также кредиторы, относящиеся к должникам как к вечнообязанным рабам.
  • Эго, расположенное в чакре Свадхистане, делает человека «рабом любви», раздувая его естественное желание нравиться окружающим до животного влечения. Такие люди помешаны на сексе и своей внешности, они стремятся стать секс-символами и соблазнить как можно больше партнёров.
  • Эго, расположенное в чакре Манипуре, стремится подавлять окружающих грубым напором, желая ослабить их волю. Такие люди используют свою энергию и харизму для самоутверждения и навязывания своего мнения. Эти люди носят образ наглых и смелых, везде сующих свой нос проныр и хамов.
  • Эго, расположенное в чакре Анахате, жаждет всеобщего обожания, но это не образ секс-символа, а притязания на звание идола. Эти люди стремятся быть в центре любой компании, стараясь привлечь больше внимания, они навязчивы и притворны. Такие люди болезненно ревнивы, мстительны, страдают «звёздной болезнью».
  • Эго, расположенное в чакре Вишудхе, кичится своим интеллектом. Эти люди любят «задавить мозгами», выставить окружающих дураками, они – хитрецы и коварные интриганы.

В ведическом эпосе Махабхарата указываются 64 признака гордыни и эгоизма. Проработка и устранение этих признаков ведёт к избавлению от иллюзий и объективному восприятию реальности.


Вот эти признаки:

  • Уверенность в собственной постоянной правоте (непогрешимость).
  • Покровительственное отношение к другим, отношение свысока.
  • Чувство собственной исключительности.
  • Ощущение себя жертвой. Обидчивость.
  • Хвастовство.
  • Приписывание себе трудов и заслуг других людей.
  • Умение поставить соперника в невыгодное положение, управление людьми для достижения желаемого.
  • Контроль над ситуацией, но без несения ответственности за ситуацию.
  • Суетность, стремление часто смотреться в зеркало.
  • Выставление напоказ достатка, одежды и пр.
  • Непозволение другим помогать себе и неготовность работать вместе с другими.
  • Привлечение внимания к своей личности голосом, манерами, поведением.
  • Болтливость или постоянные разговоры о своих проблемах и биографии.
  • Излишняя впечатлительность или беЗчувственность. Поспешность в выводах или нежелание признавать факты.
  • Чрезмерная занятость своей персоной, интроверсия.
  • Сосредоточенность на том, что другие думают или говорят о тебе.
  • Использование слов, которые слушатель не понимает, и ты об этом знаешь.
  • Ощущение своей никчёмности.
  • Отказ измениться или мысли о том, что у тебя это не получится.
  • Непрощение себя и других.
  • Разделение людей на иерархические уровни по типу «кто лучше или важнее», затем поведение в соответствии с этой иерархией. Нежелание признавать старшинство.
  • Чувство, что ты становишься важным, когда делаешь конкретную работу.
  • Брать на себя непосильную работу, а также находить удовольствие в праздности.
  • Подозрительность к людям, Богу, Посланникам.
  • Состояние озабоченности тем, какое впечатление ты производишь на других.
  • Мысль о том, что ты выше обычного закона и выполняешь особую миссию.
  • Нежелание идти на риск посвящения себя важному, вдохновляющему делу. Нет высшей цели и творчества.
  • Сотворение кумира из себя и из других.
  • Отсутствие свободного времени для самопознания и общения из-за беЗпокойства о деньгах.
  • Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем имеешь дело. Отсутствие простоты в отношениях.
  • Поверхностность в чувстве благодарности.
  • Игнорирование «малых» людей. Извлечение выгоды из своего положения.
  • Невнимательность к тому, с чем соприкасаешься в данный момент.
  • Неосознание того, каким образом каждое из перечисленных составляющих гордыни проявляются в тебе.
  • Недооценка могущества иллюзии.
  • Наличие раздражительного тона, нетерпимость к проявлениям ошибок и недостатков. В целом сращивание с отрицательными и положительными состояниями психики.
  • «Я – тело и ум. Я обречён на жизнь в материальном мире».
  • Страх проявлять своё эмоциональное состояние и отношение, говорить сердцем.
  • Мысль о том, чтобы проучить кого-либо.
  • Неосознание предубеждений и нежелание их прояснять.
  • Распространение слухов и сплетён.
  • Неподчинение воле Бога и старших, зависимость от собственных желаний.
  • Зависимость от всего того, что услаждает чувства, безумие.
  • Недостаток самоуважения, основанного на понимании своей сущности.
  • «Тебе нет до меня никакого дела».
  • Безрассудство, подавленное чувство меры.
  • Наличие отношения: «Моя группа самая лучшая», «Я буду слушать только своих и служить только им».
  • Индивидуализм, нежелание быть в семье и в обществе и нести ответственность за близких людей в молитве и практических поступках.
  • Нечестность и непорядочность в отношениях.
  • Неспособность понимать других и приходить к общим решениям.
  • Желание всегда оставлять последнее слово за собой.
  • Прибегать к высказываниям авторитетов для того, чтобы не разбираться с конкретными ситуациями. Штампованное мировоззрение.
  • Зависимость от советов и мнений, безответственность.
  • Нежелание делиться своими знаниями и информацией с другими для того, чтобы иметь возможность контроля над ними.
  • Невнимание к физическому телу под предлогом духовности или чрезмерное внимание к нему в ущерб душе.
  • Мысль о том, что делать это должен именно ты, т. к. никто другой не сможет сделать это лучше.
  • Указание на ошибки другого в тоне осуждения или унижения.
  • Мысль о необходимости спасать других от их проблем (и мысль, и действие).
  • Общение и поддержка других, в результате которой они попадают в интеллектуальную и эмоциональную зависимость от наставника.
  • Изменение отношения к людям в зависимости от их мнений, внешнего вида и пр.
  • Пренебрежение внешними нормами и правилами культуры, принятыми в своём обществе и семье.
  • Ощущение права распоряжаться имуществом других и игнорирование норм, принятых в другой семье.
  • Сарказм, цинизм и грубость в высказываниях и чувствах.
  • Отсутствие счастья.

Также по ведическим источникам есть 18 признаков эго, проявляемого во внешности человека:

  • Быстрая походка
  • Громкая речь
  • Быстрая речь
  • Жестикуляция во время разговора
  • Громкий смех
  • Много мимики на лице
  • Невыполнение своих обязанностей
  • Наличие симпатий и антипатий в отношении людей
  • Излишняя забота о своём теле
  • Рассказ о своих болезнях другим людям
  • Вялость в выполнении физической работы
  • Убеждённость в своей внешней красоте
  • Привлечение внимания к себе с помощью телодвижений
  • Бездействие Некачественное выполнение работы
  • Надменный и авторитетный тон
  • Перебивание других при разговоре
  • Частое употребление в речи «Я», «мне», «моё»

Альтер эго. Эго личности. Суть эго. Структура личности эго

Если рассматривать эго как набор представлений о самом себе, то окажется, что оно включает весь образ жизни и все сферы деятельности человека. Деля мир на «я» и «не я», наше эго пользуется определёнными критериями, а именно возможностью непосредственно влиять на объекты. Если что-то находится в твоей власти, значит, оно подчинено твоей воле и есть часть тебя, часть твоей жизни. Всё зависит лишь от того, насколько протирается это влияние.

Суть эго – распространять влияние на большее число объектов.

Один довольствуется физическими аспектами, говоря, что он есть тело со всеми его функциями и потребностями. Другой видит свою сущность в душе, которая содержится в теле, как в сосуде, и живёт душевными заботами. Иной ощущает дух, содержащийся во всём, что живёт, и его заботы направлены прежде всего на духовные нужды. А кто-то отождествляет своё «я» со вселенским сверхсознанием, составляющим суть всего живого и неживого, и такое понятие, как «не я», уже едва различимо. Баланс между «я» и «не я» у каждого свой, но в большинстве случаев он диктуется обществом, где человек живёт. Он охватывает пределы от физического тела и психики до самого широкого круга общения, в котором личность взаимодействует с другими, например, до группы друзей и единомышленников или нации, исповедующей одну культуру. Гораздо чаще можно услышать высказывание типа «я – представитель такой-то культуры, государства, страны» и реже – «я – представитель человеческой формы жизни на этой планете».

Структура личности эго описана Экхартом Толле в романе «Новая земля», где главной причиной появления и роста этой структуры назвал отождествление. Функция эго - отождествлять предметы, события и явления со своим «я». Она и создаёт его структуру. Наши представления о мире, наш характер и склонности, круг интересов, взгляды, круг общения, имущество - всё это носит ярлык «моё». Содержание может быть самым разнообразным, но то, что классифицировано как «моё», уже входит в состав вашего эго. С рождения, начинаясь от тела и имени, этот багаж всё растёт и растёт. «Базовый набор» эго личности у всех людей примерно одинаков:

  • устремления (характер, интересы, желания)
  • опыт (знания и умения, привычки и убеждения)
  • психика (эмоции, воля, внимательность, память, темперамент)
  • физические данные (здоровье, пол, возраст).

В зависимости от того, насколько распространяется «я» человека, настолько обширным будет охват предметов и явлений. Однако наше эго, из чего бы оно ни состояло, тоже может быть разных видов. Классификаций эго много, рассмотрим самые распространённые.


Альтер эго. Истинное и ложное эго. Теория эго

Что такое альтер эго?

Бросается в глаза полярность этих понятий, но альтер эго вовсе не означает отсутствие эго, скорее – его качественную противоположность. Качества, присущие личности в обычном состоянии сознания, иногда, во время стресса или иных психически переломных моментов, уходят на второй план, давая возможность выйти тем, что обычно скрыты глубоко внутри. Так, тихоня может стать дебоширом, скромник – развязным, трус – смельчаком и т. п. Образ альтер эго очень наглядно показано в комедии «Маска», где герой, надев старую волшебную маску, выпускал на свободу своё альтер эго, задавленное в обычной жизни нормами морали и собственными комплексами. Альтер эго есть у каждого человека, хотя бы потому что в детстве мы всегда мечтали быть рыцарями и принцессами, просто с возрастом образ «идеального я» стал более соотноситься с реальным миром. У кого–то это «успешный бизнесмен» с присущей ему деловой хваткой и напористостью, а у кого-то – «талантливый творец», не стесняющийся раскрывать свой дар пред публикой и живущий ради творчества, а не материальной награды.

Униженное эго и завышенное эго – понятия противоположные. В первом случае человек слишком самокритичен, причём самокритичен необъективно. Он намеренно занижает свои достоинства и преувеличивает недостатки. Происходит это либо из-за страха и неуверенности пред реальной жизнью, отсутствия смелости взять на себя ответственность или произвести какие-то действия, либо из-за желания войти в роль жертвы и вызвать чувство жалости. Если человек выставляет себя жертвой, то он намеренно лицемерит, надеясь на помощь и поддержку со стороны, дабы переложить всю ответственность на чужие плечи. При завышенном эго (большом, раздутом) самокритика отсутствует, и человек идеализирует все свои качества. Причём в случае неудач, виновным он себя ни за что не признает, даже если это будет очевидно. Такому человеку легче будет убедить себя в существовании реального коварного беса с рогами и копытами, чем поверить в собственную некомпетентность.

Истинное и ложное эго – понятия, пришедшие из религий. Отличие между ними – в правильном толковании человеком своего «я». К ложному эго обычно относят отождествление своей сущности с телесной оболочкой и присущими ей желаниями и потребностями, то есть с чем-то невечным, проходящим, смертным. Ложное эго вызывает привязанность к материальным вещам и событиям материального мира, вынуждает вступать в борьбу за обладание ими, а также провоцирует чувство (страх и боль) утраты. Истинным эго принято называть нематериальное беЗсмертное начало – душу, атман, сверхсознание – вечное и неутрачиваемое. От того, как человек трактует своё «я», будет зависеть и круг его интересов, устремления, жизненные цели. Ложное эго порождает эгоизм и греховность, а истинное – ведёт к освобождению, беЗсмертию и блаженству.

Как и эгоизм, эго может быть личным и групповым, состоящим из личных «я» людей, в него входящих.


Эго может быть внешним и внутренним. Внутреннее – это эго личности человека, а внешнее эго – это образ личности, созданный искусственно для общества, репутация. Конечно, репутация есть всегда, но зависит и от внутреннего эго, которое может быть к ней равнодушно, а может из кожи вон лезть, чтобы вылепить шедевр и представить его публике.

В психологии эго посвящена не одна теория. Классическое определение эго в психологии – это та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Эго осуществляет планирование, оценку, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения. Самая известная теория эго – теория З. Фрейда, согласно которой эго – часть личности индивида, в которую также входят ИД (беЗсознательное) и Суперэго. БеЗсознательное – это совокупность всех инстинктов и первичных форм поведения, с которыми человек уже рождается. БеЗсознательное стремится к удовлетворению потребностей и получению удовольствий. Эго по Фрейду – инструмент, с помощью которого беЗсознательное взаимодействует с реальностью для удовлетворения своих желаний. Суперэго включает в себя все нормы морали и ограничения, принятые в обществе, чувство «хорошего» и «плохого». Суперэго в свою очередь состоит из совести, то есть распознавания «плохого» поведения, и Эго-идеала – распознавания «хорошего» поведения. Таким образом, эго здесь является буфером между «диким беЗсознательным» каждого человека и «цивилизованным культурным Суперэго», принятым в обществе.

Теория Э. Эриксона больше рассматривает «я», чем беЗсознательное, его развитие и эволюцию. Если Фрейд был убеждён, что человек обречён бороться со своими инстинктами, которые без противостояния возьмут верх, то Эриксон полагал, что личность морально развивается и одерживает верх над примитивными желаниями. Это развитие он разделил на восемь стадий:


  • (до года) - «вбирающая», в ней удовлетворяется оральная потребность, формируется доверие через мать. На этой стадии формируется проекция личности. Психосоциальный кризис - базальное доверие/недоверие. Сильной стороной данной стадии является надежда.
  • (1-3 года) - стадия созревания мышечно-двигательного аппарата, которое приводит к чувству уверенности, самостоятельности. Первая стадия разрушается. Психосоциальный кризис - автономия в положительном ракурсе, а стыд и сомнение – в отрицательном. Сильная сторона - сила воли.
  • (3-6 лет) - первая социализация ребёнка в коллективе сверстников, проявляется в развитии инициативности и чувства вины. Положительным результатом является наличие определённой цели.
  • (6-12 лет) - происходит борьба за лидерство, осознание своего места в обществе. Здесь развивается трудолюбие или чувство неполноценности. Основное качество, определяющее успех, - компетентность.
  • (12-19 лет) - становление юношества, нахождение целей, умение планировать. На этой стадии происходит выбор друзей и своего места в будущей жизни. Человек определяет, готов ли он к вступлению в мир, примут ли его таким, каков он есть. При положительном течении дел развивается верность.
  • (20-25 лет) - стадия ранней зрелости, где человек повторно оценивает себя и возникают сомнения относительно своего места в жизни. В положительном аспекте разрешение ситуации выражается в интимности, а в отрицательном - в чувстве изоляции. В этом возрасте зарождается любовь.
  • (26-64 года) - стадия средней зрелости. Это зрелость личности, устойчивость её интересов. На этой стадии личность начинает руководствоваться нормами общества, в котором она живёт, осознавать свою нужность или беЗполезность. Если человек ощущает себя полезным, то он полон энтузиазма и продуктивен, а если нет, то апатичен и вял, тогда в его жизни начинается застой. На этой стадии развивается такое поведение, как забота.
  • (65 лет и далее) - стадия поздней зрелости. Человек оглядывается назад и оценивает свою жизнь, свои достигнутые и не достигнутые цели и идеалы. Это либо удовлетворённость своим «я», либо недовольство и чувство обречённости. В первом случае человек спокоен и чувствует себя достойным членом общества, а во втором его охватывает отчаяние из-за невозможности всё исправить или нежелания принять свою жизнь такой, какая она была. С осознанием неизбежности конца и чувством мира в душе приходит мудрость.

Таким образом, по Эриксону эго – это изменчивая система взглядов, проходящая сложную эволюцию на протяжении всей жизни, причём не только в направлении от эгоизма к альтруизму или наоборот, а как бы балансируя между ними.

В психологии также известен феномен расщепления эго, когда человек начинает воспринимать мир в крайностях. Этот случай относится к способам психологической защиты, так как позволяет донельзя упростить реальность. Деление всего и вся на «чёрное» и «белое» делает мир понятнее, но упрощая, искажает его. Расщеплённое эго приводит к дальнейшим душевным расстройствам.

Основатель транзакционного анализа, Эрик Берн, ввёл понятие «гипертрофированное эго», то есть зацикливание на какой-то из социальных ролей. Например, на роли ребёнка, родителя или взрослого. При гипертрофии эго на роли ребёнка в человеке резко выражены такие качества, как впечатлительность, взбалмошность, непредсказуемость, спонтанность, креативность и сиюминутность. Обычно такое эго присуще ярким творческим личностям. При гипертрофии на роли родителя у человека превалируют такие качества, как доминирование и авторитетность, самоуверенность, покровительство и контроль, консерватизм, жёсткость в суждениях. Таким эго обычно обладают военные, начальники, политические лидеры. При гипертрофии эго в роли взрослого человека отличают такие качества, как осознанность и неконфликтность, спокойствие, умение не впадать в крайности и жить настоящим моментом, стремление к саморазвитию. Встречается оно наиболее редко, в основном у людей, занятых духовными поисками и самосовершенствованием вне зависимости от профессии.

Функции эго

Психодинамические теории выделяют множество функций эго, такие как проверка реальности, т. е. определение границ между фантазией и реальностью; развитие воли и интеллекта, т. е. необходимость научиться рассуждать, строить планы и учиться ответственности. Так как эго охватывает все сферы жизни, то и функции его весьма обширны. Вот самые явные из них:

Самоопределение. Эго даёт возможность человеку составить целостный образ самого себя, своей личности, включающий как внешность, так и образ мышления, набор целей, привычки, характер ит. п. Эго здесь отвечает на вопрос «Каков я?»

Социальная. Эго помогает найти своё место в коллективе и определить свою роль среди других людей. Решить, будет ли «я» лидером или исполнителем, командным игроком или одиночкой и т. п. Также эго помогает при выборе партнёра и создании семьи. Здесь вопрос звучит как «Где моё место?»

Защитная. Помимо инстинктов выживания эго также создаёт психологические барьеры, чтобы уберечь разум от стресса и психологических травм. Эго помогает «не потерять себя» или наоборот – уводит разум в область фантазий, где личность чувствует себя в безопасности. Тут эго отвечает на вопрос «Каково мне?»

Контрольная. Эго ищет пути адаптации в обществе наименее болезненными способами, оно не позволяет человеку своими действиями прейти черту нравственных и моральных ограничений, дабы избежать конфликта с социумом. То есть помогает «держать себя в руках». Здесь вопрос эго – «Каково мне будет, если…?»

Суждение. На основе личного опыта и общепринятых норм эго выносит суждения относительно событий, явлений или объектов внешнего мира. Так формируются мнение, привычки, убеждения человека. Тут эго ищет ответ на вопрос «Как это (явление, объект) на меня влияет?»

Целеполагание. Эго постоянно создаёт образ идеального себя, который требуется достичь, и формирует желания и стремления, разнообразные цели. Это может быть положение в обществе и какой-то пост, уровень образования, уровень доходов, обретение желанного навыка или обладание неким предметом, создание семьи с определённым партнёром, достижение некоего результата в выбранной сфере деятельности и т. п. В этом случае вопрос эго – «Каким я должен быть?» и, соответственно, «Что мне для этого нужно?»


Эго в религиях и учениях

Человеческое эго также пристально рассматривают и мировые религии.

В суфизме эго, или «нафс», - это движущая сила и воля человека, которая делает возможным противостояние необузданного Животного начала и благого Божественного начала. Если эго загрязнено, то человек идёт на поводу у своих желаний, но если оно очищено, то открывается дорога к Богу. Суфийская идеология призывает не искоренить эго, а взять его под контроль при помощи божественных наставлений.

В бхакти-йоге и индуизме эго рассматривается как искажённое восприятие мира в глазах верующего. Причём само эго не есть зло, но оно может быть верно или неверно истолковано. Практик, чтобы преодолеть заблуждение, посредством молитв и чтения мантр соединяется со Всевышним, обретая ясное видение как самого себя, так и всего окружающего. В Бхагавад-гите говориться об эго как об основе личности, с которой не следует бороться, а следует понимать и толковать правильно, отождествляя своё «я» не с бренным телом, а с вечной душой, то есть достигнуть осознания истинного эго. Там, где преобладает истинное эго, там находится благость. Такой человек спокоен и самодостаточен, полон чувства удовлетворённости, беЗкорыстен и добр. Там, где преобладает ложное эго, царит невежество и страдание, постоянное чувство неудовлетворённости, недовольства, желание иметь больше. У тех, в ком истинное и ложное эго соседствуют, проявляется страсть.

В вышеописанных течениях эго не уничтожается, а «очищается», становится истинным, в отличие от христианства, каббалы и буддизма.

В христианстве эго – это ответ на вопрос «кто есть я?» Разумное животное из плоти и крови, обитающее в мире страстей, или божественная душа, проходящая земной опыт. Причём в человеке присутствуют оба начала в виде души и тела, но выбор остаётся за самим человеком. Неверный выбор порождает гордыню – самый трудноискоренимый из смертных грехов – препятствует развитию любви, следовательно, ложное эго – причина греховности человека, и с ним следует бороться. В основном с помощью молитв и развития любви, о которой говорил Христос – любви к ближнему. Когда эго очищено, оно автоматически сливается с Божественным началом.

В каббале эго и эгоизм даются при рождении и запирают все ощущения внутри тела. В результате вместо чувства божественного и вечного человек ощущает свои желания. Понятие эгоизма и желания в каббале идентичны. Чтобы побороть эго и снова стать единым с Творцом, люди должны совершить духовный рост, который продолжается не одну жизнь. Слой за слоем снимая с себя оковы эго и раскрывая способность к духовному чувствованию, человек приближается к своему естественному состоянию, в котором он был до того, как сошёл в мир.

В буддизме эго – «ахамкара» – едва ли не центральный предмет изучения, эго считается источником всех понятий и критериев оценки существующего мира. Источником возникновения эго является неведение, или на санскрите - «авидья». Неведение о том, что окружающий мир построен нашим умом и является лишь частью беЗконечности. Именно эго пытается придать всему вид, форму, значение, дать оценку и загнать в рамки. И всё ради поддержания существования этого мира и принципа «я есть». Эти процессы оценивания и определения порождают карму – причинно-следственную связь между событиями. Таким образом, эго – источник страдания и отсутствия свободы.

Ахамкара действует не в одиночку, а в совокупности с умом (манасом), чувствами (читтой) и интуицией (буддхи). Буддхи, или чистое видение, осознаёт события и явления такими, какие они есть, но при этом никак на них не реагирует, просто отслеживая факт их существования. Ум получает информацию, анализирует её и делает вывод. Чувства дают оценку полученному результату и вырабатывают приязнь или неприязнь, одобрение или порицание, пристрастие или отвращение. Эго включает эти суждения в свою сферу деятельности, делает их частью нашей жизни. Буддизм как учение ставит целью искоренить эго посредством медитации и остановки деятельности ума. Очищая своё восприятие действительности, человек оставляет только незамутнённое буддхи; иллюзия реальности мира становится зыбкой, как и понятие эго. В отличие от христианства, где человек в итоге сливается с Богом и утрачивает свою самость, в буддизме просветлённый по-прежнему воспринимает некую личность, но личность временную, иллюзорную, созданную для исполнения определённой миссии, которая не имеет истинной основы и в итоге растворится, оставив лишь незамутнённое сознание.

Мужское эго. Женское эго. Эго ребенка


В отношении ребёнка понятие эгоизма не всегда приемлемо, так как его личность ещё не вполне сформирована. Ребёнок эгоцентричен лишь потому, что не видит различий между собой и окружающим миром; он пока ещё не в состоянии поставить себя на место другого или отнестись к другому человеку как к равному себе. Маленькие дети после рождения беЗпомощны и полностью зависимы, поэтому все их потребности удовлетворяются автоматически или по первому требованию. Привыкнув к тому, что после определённых сигналов тебе дают то, что ты требовал, ребёнок будет считать это нормой. Проси и получишь – такова их картина мира. Когда же в возрасте трёх лет ребёнок вдруг сталкивается с отказом выполнять его настоятельные просьбы, с противодействием и ограничением, происходит внутренний конфликт. Детский эгоизм наивен и прост, он лишён корысти и хитрости. При должном воспитании этот эгоизм станет здоровым и поможет в социализации. В некоторых случаях за эгоизм родителями могут быть приняты формирующиеся лидерские качества, но в любом случае ситуацию лучше держать под контролем. Психологи советуют поступать следующим образом:

  • Станьте для ребёнка авторитетом, которого он станет слушаться. Не позволяйте ему проявлять свой эгоизм по отношению к вам и пресекайте эти попытки. Если ребёнок поймёт, что вами можно манипулировать – вы проиграли.
  • Будьте для ребёнка не врагом, а другом и советчиком, поддерживайте его морально, не проявляйте агрессию. Не ругайте его и не упрекайте на людях, это ведёт к падению самооценки. Старайтесь верно понимать мотивы его поведения, ведь иногда отказ что-то делать вызван усталостью, плохим самочувствием или страхом. Разъясняйте ребёнку последствия его поступков или ваших решительных отказов, чтобы ваши мотивы тоже были ему ясны.
  • Не балуйте ребёнка и не перехваливайте, но вознаграждайте за реальные успехи. Не стесняйтесь просить прощения или разрешения (например, взять на время игрушку или отлучиться). Поощряйте инициативу.
  • Не недооценивайте его силы, не выполняйте за него его обязанности, особенно, когда малыш пытается отделаться от них по неуважительной причине.
  • Дайте ребёнку возможность поучаствовать в семейных делах, чтобы он узнал, что у других людей тоже есть мнения и желания.
  • Учите ребёнка отстаивать своё мнение цивилизованными методами с помощью диалога, аргументов и правдивых обоснований. Объясните, что постоянно соглашаться с мнением большинства или всегда делать всё по-своему не следует, каждая ситуация уникальна и ждёт своего решения.
  • Поручайте ребёнку работу по дому не в качестве дополнительной повинности, а как привилегию его взросления. Выясните, что ему больше нравится делать, что лучше получается.

Эго ребёнка и социальный мир сходятся чуть позже. Обычно детский эгоизм при должном воспитании проходит сам годам к десяти, перетекая в эгоизм подростковый. В подростковом возрасте происходит очередное преобразование эго, обновляется система ценностей и убеждений. Для подростка его сверстники – волчья стая. Либо ты вожак, либо «свой», либо изгой и слабак, которого будут шпынять и травить. Здесь человек уже не борется за выживание, обеспечивая себя необходимым для существования, а соперничает за место в социуме, оттачивает лидерство. На этом этапе подросток вырывается из-под родительского контроля и пытается вновь навязать окружению свои интересы. Гипертрофированный эгоизм в этом возрасте может сделать из человека волка-одиночку, слабое эго превратит его в аутсайдера, здоровый же эгоизм может не только на равных влиться в круг общения сверстников, но и проявить лидерство. Для родителей, по мнению психологов, на этом этапе нужно отойти от роли контролёра и надзирателя, а занять позицию наблюдателя и сопереживающего. Не пытайтесь переломать ребёнка и навязать ему вашу модель поведения, так он не только потеряет к вам доверие, но и лишится личного опыта, очень ценного на данном этапе. Этот период чем-то похож на время, когда малыш учится ходить – он должен делать шаги сам, иначе так и будет ползать на четвереньках. Вы же можете лишь подстраховывать его своими советами и участием. Чтобы сохранить доверие ребёнка, взрослому следует создать ему приемлемо комфортные условия в семье, зону беЗопасности. Это снизит напряжённость, подросток не будет ощущать себя в ситуации «один против всего мира».


Что касается женского и мужского эгоизма, то разница в нём состоит в разнице самоопределения женского и мужского эго. Имеется ввиду не эго гипотетического человека, а эго, действующее в мире как «мужчина» или «женщина». В классическом понимании здоровое мужское эго самодостаточно для достижения целей и развития, оно опирается на свои силы, опыт, ресурсы и уверенность. Конечно, для мужчины важна оценка его в глазах женщины, но это лишь один из аспектов области интересов. Женское эго самоутверждается посредством мужчины. Материальное обеЗпечение, воспитание потомства, украшение и улучшение своей внешности, духовное и светское образование - всё это идёт через мужчину, который находится рядом. Свои потребности женское эго удовлетворяет силами мужчины, отнимая его средства и ограничивая его свободу. В ведических трактатах написано, что на пути духовного саморазвития в семье муж играет роль учителя, а жена – слуги, что муж как капитан управляет судном, а жена как лодка обеспечивает его поддержкой и всем необходимым. То есть духовный рост личности мужчины возможен сам по себе, но жена, ответственность за которую он на себя берёт, даёт ему дополнительный бонус. Как утяжелитель у бегуна – сил тратится больше, но тренировка проходит успешнее. Жена же, согласно Ведам, совершенствуется за счёт и через мужа. Древние писания для сохранения семейного единства советовали мужчине жениться на той женщине, что поддерживает его жизненную цель, заинтересована в её достижении. Наличие совместной цели наполняет отношения смыслом.

Современное образование, увы, направлено не на объединение усилий на духовном пути борьбы с эгоизмом, а, наоборот, разделяет мужчину и женщину, противопоставляет одно другому, едва ли не взаимоисключая. Фраза «мужчины – с Марса, женщины – с Венеры» - продукт современной цивилизации. В традиционных культурах мужское и женское эго действовали сообща, как Инь и Ян, не порождая конфликтов. Сейчас каждый тянет одеяло на себя, мужчина требует свободы во всём, порождая разнузданность и беЗответственность, а женщина – слепого служения ей, подавляя волю мужчины и ущемляя его достоинство.

Если рассматривать такой элемент эго, как ум, то у мужчин преобладает разум и логика, а чувства и интуиция проявляются от случая к случаю по необходимости. У женщины же разум и чувства постоянно балансируют, ум перескакивает с рационального мышления на эмоции, только вот эмоциональная составляющая женского эго во много раз глубже, чем у мужчин. Все знают, что женская интуиция гораздо сильнее. А вот у мужеподобных дам и тех женщин, кто часто меняют партнёров, эмоциональная сторона страдает, интуитивная чувствительность у них снижена. Про таких обычно говорят «сухарь» или «стерва».

Между чувственностью нашего «я» и свободой от привязанностей и влечений существует прямая связь. Чем слабее эмоции, тем больше свобода, чем глубже переживания, тем крепче зависимости. Здесь баланс между интуицией и разумом можно сравнить с потенциальной энергией и действующей, проявленной энергией. У мужчин много активности, свободы, но мало чувств, у женщин сильна интуиция и переживания, но полно привычек, привязанностей, правил, всяческих «пунктиков» и т. п. Стало быть, мужчины дорожат своей свободой, а женщины жаждут реализовать свои страсти… но силами мужчин, своих у них просто недостаточно для такого «багажа планов».


Так что же такое мужское эго и женское эго?

Эго мужчины – это «я» личности, стремящееся самореализоваться прежде всего в соответствии с личными стандартами. Эго женщины – это «я» личности, стремящееся самореализоваться прежде всего в соответствии с общественными стандартами. Мужчину больше интересует, что он сам о себе думает, женщине же необходима оценка извне.

Взаимодействие мужского и женского «я» происходит в семье. Согласно ведической концепции, отношения в семье проходят несколько этапов. Всё начинается с влюблённости, когда эго говорит «я хочу быть с тем-то, он мой/моя». Тут главенствуют чувства и только чувства. Период романтики и эмоционального опьянения. Длится он обычно года два-три. На втором этапе ум пресыщается впечатлениями, эмоции схлынули, осталась привычка. Всё удобно, эго вроде бы всем довольно. Так продолжается ещё года два. Но на третьем этапе наше эго жаждет новых впечатлений, а быт давит всё сильнее. Если чувства не насыщают ум, то наступает ломка, ум начинает беситься. Тогда эго с помощью ума начинает искать в партнёре недостатки. Мелочи, пустяки, что угодно – и цепляется за них, порождая дискомфорт. Начинаются ссоры. Но в ссорах есть положительный аспект. Во-первых, они позволяют выпустить пар, а во-вторых, выявить те самые раздражающие факторы и устранить их. Устранить это не значит переломать партнёра: заставить его собирать свои носки, а её – регулярно готовить ужин. Устранить необходимо прежде всего своё недовольство, переварить гнев, изменить собственное поведение, а в супруге принять всё как есть, перестав реагировать на недостатки друг друга. В этом и заключается главный смысл семейного союза – взаимная работа над ложным эго, его очищение и совершенствование. Повлиять на отношения можно, лишь изменив что-то со своей стороны. Если этот этап пройден, если битва внутри себя выиграна, то происходит обновление эго, вы выходите на новый уровень, и снова наступает влюблённость. Открываются новые аспекты личности, люди начинают изучать друг друга заново. Если же в разгаре ссоры начинается унижение эго партнёра, оскорбление личности, то чувства, которые могли бы обновиться, умирают. Такой союз уже не спасти.

Цикл от романтики до ссор может повторяться много раз, но если все мелкие неровности «отшлифованы», а оставшиеся недостатки искоренить не выходит, то наступает этап терпения. Это семейная аскеза, когда вы жертвуете чем-то ради сохранения общего. В современном мире большинство семей разваливаются на этапах ссор и терпения, супруги расходятся и начинают всё заново с новыми партнёрами. Не договорились, не захотели идти на компромисс, не захотели меняться. И дело тут не в том, кто виноват и чьё эго больше. Ведь раз за разом процесс очищения ложного эго прерывается на одном месте, должный опыт не получается, и человек, не желая излечивать свой эгоизм, снова наступает на те же грабли. В том же случае, если терпение проработано, наступает то, что на санскрите звучит как «Дхарма». То есть супругам открывается самая суть семейного союза и их миссии в ней. На этом этапе происходит разрушение ложного эго, к человеку приходят мудрость и беЗкорыстная любовь. Если отношения в семье рушатся из-за постоянных требований с каждой стороны, то при достижении Дхармы муж и жена ничего не требуют, а просто дают, ничего не ожидая взамен. Между такими людьми растёт искренняя дружба и уважение, партнёры общаются на ином уровне, видя друг в друге не «мужа» или «жену», а равную духовную личность. Следом за этим этапом следует божественная любовь, о которой говорят как о высшей форме любви.

Но вернёмся к мужскому и женскому эгоизму. Даже в самом начале отношений он и она воспринимают всё по-разному. Мужчине нравится глядеть на женщину (на любую женщину), женщине нравится, чтобы глядели на неё (и только на неё!). Он предпочитает помолчать, а она – говорить. Пресловутая женская болтливость и привычка советовать проистекают из простой потребности быть выслушанной. Если ей дадут выговориться, то напряжение спадёт. И неважно, какое в итоге было принято решение, главное – её мнению дали прозвучать, а значит, с ней считаются. Эго удовлетворено и успокоилось. На какое-то время.


Боясь потерять свободу, мужчины нередко попадают в ловушку своего ложного эго, ведь настоящая свобода для него – не холостяцкая жизнь, а отсутствие контроля и надзора со стороны женщины, который ущемляет его мужское эго. Свободу в браке теряют «нечистые умом» мужчины, которые постоянно помышляют о том, как бы отделаться от её общества, поискать новых впечатлений на стороне. Женщина, со своей сверхинтуицией, всё чувствует и начинает подозревать, в страхе она пытается привязать его к себе, то есть ограничить свободу. Если же мужа не беЗпокоят подобные колыхания чувств, он спокоен и уравновешен, то и поводов для подозрений не будет. Жена, доверяющая мужу, не станет его проверять и контролировать.

Также стоит отметить, что сейчас люди успешнее просто сожительствуют, чем живут в законном браке. Связанно это с общей чертой эго – навязанными обязательствами. Законный брак налагает обязанности, которые люди в душе не хотят принимать на себя добровольно. Если же двое живут вместе по обоюдному согласию, то и требовать чего-то как должного нет смысла. Часты ситуации, что после узаконивания отношений они начинают портиться, так как появляются такие убеждения, как «ты должен», «ты должна». Но ложное эго обоих не готово к самоочищению и шепчет: «Да с чего вдруг? Раньше всё устраивало, а тут вдруг какие-то долги?»

Молодые супруги тоже испытывают проблемы из-за своего эгоизма. Дело в том, что разумное мужское эго, вступив в брак, считает, что процесс завоевания окончен, дело сделано, цель достигнута, можно отдыхать. Женское же чувственное эго требует постоянного и непрерывного подтверждения любви. Так что для сохранности отношений мужу придётся напоминать о своих чувствах как можно чаще.

Подытоживая, можно сказать, что и мужской, и женский эгоизм проистекают из ложного эго, из непонимания природы женщины и мужчины, их роли в семейном союзе. Противостояние и проблемы кроются в невежестве, которое устранимо. Искренняя любовь друг к другу поможет преодолеть препятствия и избавиться от эгоизма, каким бы он ни был.


Как победить эго?

В тот момент, когда некто решает начать борьбу с собственным эго и победить эгоизм, он мысленно надевает доспехи воли, вооружается копьём аскезы и садится на коня решимости. Но когда враг возникает напротив и бой начинается, оказывается, что человек сражается с собственным отражением, с таким же решительно настроенным рыцарем своего «я». Чем сильнее ваш напор, тем сильнее и сопротивление. И как же можно одолеть самого себя при помощи своего же собственного оружия? Можно ли вообще победить эго? Уничтожить его? Что же тогда, позвольте спросить, останется? Человек – это цельная личность, нельзя расколоть его на «хорошее» и «плохое», изъяв половину и оставив как есть. Так как же победить эго?

Секрет победы над эгоизмом кроется в правильности понимания вашей сути, в понимании того, какое эго ложное, а какое – истинное. У индейцев есть такая мудрость: в человеке сражаются два волка – чёрный и белый, победит тот, которого человек кормит. Также и с эго. Найдите своего белого волка, своё истинное эго, и развивайте его. Развитие эго, истинного эго – вот ключ. Чем оно сильнее, тем меньше будет оставаться от ложного: от эгоизма, от заблуждений, неверных убеждений, дурных привычек и т. п. Есть несколько приёмов.

  • Для начала постарайтесь поменьше вешать на людей и вещи ярлык «моё». Воспринимайте окружающую вас обстановку не как площадку для ваших персональных игр, а как общее поле, где Вы – лишь один из множества игроков. Ослабьте контроль над происходящим, жажда контролировать всё и вся – один из посылов ложного эго, вместо этого уделяйте внимание самоконтролю.
  • Не придавайте слишком большое значение Вашим личным суждениям и чувствам, они имеют силу только в отношении Вас. У каждого человека своё эго и свой набор переживаний. Вместе с тем проявляйте больше интереса к мнению других, окружающие дорожат своим мнением так же сильно, как и вы своим; а взгляд на ситуацию с большего числа сторон позволит увидеть её яснее. Приобретайте навыки командной деятельности.
  • Вовлекаясь в какую-либо деятельность или борьбу, проясните для себя, что вам важно – потешить своё эго победителя или добиться конкретного результата. Так ли уж нужно тратить силы и работать локтями, если сам приз – пустая стекляшка.
  • Старайтесь больше давать, чем требовать. Дарите больше того, чего от вас не убудет – внимания, улыбок, хорошего настроения, доброты и любви. Мастерите небольшие подарки своими руками. Получив такой подарок, близкие оценят не его шик и цену, а вашу заботу и желание сделать приятное. Займитесь по возможности благотворительностью, волонтёрской и социальной деятельностью, не бойтесь пожертвовать личные средства и время на это. То, что отдаётся беЗкорыстно, всегда остаётся с вами. БеЗкорыстие – отличная черта, но будьте искренни с собой, не составляйте в уме список ваших «добрых дел», словно собираетесь предъявить его Господу как счёт.
  • Учитесь радоваться за других, радоваться успехам коллег, благополучию товарищей, победам конкурентов. Не отравляйте свою эмоциональную жизнь завистью и обидами, они будут грызть исключительно Вас, постепенно отдаляя от общения. Мстительность и злопамятность не только оставят Вас в одиночестве, но и извратят Ваше сознание, изувечат Ваше «я» ненавистью. Ведь ненавидеть других – это как плевать в зеркало: метил далеко, а страдает собственное лицо. Сравнивать себя и других, мериться силами – это нормально, особенно для мужского эго, но не теряйте осознанности, помните, что важны рост, опыт и прогресс, а не галочка в графике заслуг.
  • Развивайте ощущение удовлетворённости. Радуйтесь простым вещам и тому, что уже есть, цените это. Живите здесь и сейчас, не ставя перед собой фантастических и абсурдных целей, которые измотают Вас и приведут к разочарованиям. Но это не значит, что надо разучиться мечтать. Мечтать и фантазировать – не одно и то же.
  • Испытывая эйфорическое желание осчастливить всех и вся, имейте ввиду, что счастье у каждого индивидуальное, и Ваши героические подвиги оценит только Ваше эго. Реальная практическая польза не получается при навязывании счастья, люди должны сами принять Ваше предложение. Поэтому, прежде чем кинуться наносить добро и причинять пользу, спросите, а нужна ли Ваша помощь?
  • Важно различать понятия «хвастаться» и «хвалиться». Хвастовство – это требование похвалы от окружающих, а хваление – это одобрение себя, своего поступка без ожидания реакции извне. Когда вы достигаете чего-то и довольны собой – это хваление, но если вы говорите: «Эй, глядите на меня, какой я замечательный!» - это уже хвастовство. Быть удовлетворённым собой – потребность каждого эго, но именно самим собой, а не чтобы вас превозносили окружающие. Наравне с этим старайтесь не занижать своих талантов и возможностей, самоунижение так же эгоистично, как и самовосхваление. Уважайте себя.
  • Уважайте достоинство других людей. При ссорах и недомолвках, которые случаются постоянно в нашей жизни, никогда не переходите на личности и не унижайте чужого «я». Унижение эго убивает ответное чувство любви и уважения к вам, так вы рискуете навсегда разорвать отношения с человеком, а себе заработать отвратительный осадок в душе. Чужая боль для истинного эго – это и Ваша боль тоже.
  • Имейте смелость признавать свои ошибки, Ваше истинное эго от этого только выиграет. Выгораживание себя и игнорирование собственных недостатков равносильно хождению в грязной вонючей одежде – неприятно и Вам, и окружающим, которые начинают Вас сторониться.
  • Не трудитесь над своей репутацией. Репутация – это образ Вашего «я» в глазах общества, она будет присутствовать и без Вашего участия. Чем сильнее Вы её начищаете, тем больше слой лицемерия. Не переживайте, если Вы неидеальны в глазах других. Они смотрят на Вас через призму собственного эго, поэтому Ваше настоящее «я» и видимое ими никогда не будут одинаковыми. Искусственно созданная репутация – один из обликов ложного эго.
  • Отличный помощник в преодолении эго – здоровое чувство юмора. Именно здоровое, а не извращённое, опущенное до сарказма. Смех лечит душу. А смех над собой растворяет эгоизм, как кислота разъедает ржавчину. Эгоист никогда не сможет посмеяться над собственной глупостью или ошибкой.
  • Развивайте сострадание. Есть отличное лекарство против несчастья. Если Вы чувствуете, что Вы несчастны, что ничего не можете поделать со своей бедой, что Вам осталось только страдать, то просто найдите того, кому так же плохо или ещё хуже, и постарайтесь помочь. Не себе – другому. Избавив кого-то от страдания или уменьшив его горе, Вы поможете облегчению обоих. Это действует, потому как сострадательная душа не видит различий между «я» своим и «я» кого-то иного, между «моё эго» и «твоё эго», воспринимая чужую боль как собственную. А избавляя другого от такой боли, она исцеляется сама. Хотите стать счастливым – делайте счастливыми других.
  • Понимайте значение истинной любви. Божественная любовь никогда не судит, не отрекается. Бог любит в человеке его душу, а не переменчивое «я», он радуется духовным победам и печалится поражениям, но всё равно любит. Постарайтесь проявлять к миру эту самую любовь, отождествляя себя больше с духовным, чем с материальным. Занимайтесь духовными практиками, общайтесь с природой. Замечено, что как человек относится к животным, так же он относится и к людям.

Заключение

Проблему эго нужно искать не в его наличие, а в его качестве, то есть эгоизме. Если Вы распознали в себе эгоизм, это уже первый шаг к его искоренению. Эгоизм можно победить, в отличие от самого эго, смерть эго наступает только со смертью человека. Каких успехов Вы добьётесь, зависит от Вас. Сила эго велика, но это целиком Ваша сила, нужно только знать, куда и как её направить. Кому-то будет приятно развивать в себе альтруистические наклонности; кто-то будет усердно над собой работать, проявляя самоконтроль и аскезы; а кто-то займётся медитацией, трансформируя своё сознание на глубинном уровне. Способов и приёмов самосовершенствования великое множество. Найдите в своём сердце место не только для Вас самих. Помните, большое эго – не зло, если оно истинное и чистое.

Эго создаётся вынужденно, для общения и взаимодействия с окружающими; фактически, оно является инструментом, позволяющим человеку выживать в социуме. Первичное формирование эго завершается в возрасте трёх лет – этот процесс может ускоряться или замедляться в зависимости от того, как быстро ребёнок попадает в круг общения со сверстниками. Общение с родителями закладывает основы, на котором в последующем эго растёт и процветает, ведь именно от родителей дитя усваивает самые первые правила общения, а также основы обусловленности в вопросах послушания и правильного поведения.

В раннем возрасте эго по отношению к родителям почти не проявляется, зато присутствует, пусть и неразвитая, индивидуальность ребёнка. Родители равны богам, и с ними не нужны специальные способы общения, только послушание и любовь. Когда же ребёнок начинает общаться с подобными себе, то ему нужны способы самоидентификации, которые выражаются в отделении себя от окружающих. Чаще всего это определение своего пространства, выражаемого фразой «это моё!», и декларация наличия собственной воли, подаваемой в виде отрицания: «я не буду!». Для ребёнка это способ утвердить себя, своё независимое существование. Эта же форма самоутверждения широко распространена среди взрослых людей, когда, например, круче всех тот, кто имеет больший доход и имущество (это моё), или тот, кому принадлежит власть над другими, – чтобы его «я не буду» дополнялось так: «а вы будете делать, что я скажу».

Эго создаётся для общения с другими людьми и существует для них же. Для того чтобы общаться с самим собой оно не нужно, но отождествление с ним превращает внутреннюю жизнь человека в некий театр, где он постоянно произносит монологи и диалоги, сопровождая их как бы оцениванием со стороны. Эго привязано к оценкам окружающих, если не всех людей вообще, то людей того круга, в котором человек вращается, и на которых его эго специально ориентировано. И для получения положительной оценки человеку приходиться следовать правилам общения, которые приняты в данной ячейке социума. Кроме того, есть ещё общество в целом, имеющее мораль и правила общежития, которых хочешь не хочешь, а придерживаться надо. Вот первый из источников напряжения, который прямо связан с эго.

Помимо правил существуют социальные роли. Количество их у одного человека варьируется от трёх до шести-семи, редко больше. Они соответствуют тому, что в некоторых системах называется субличностями. Это роли сына-дочери, отца-матери, начальника-подчинённого, хорошего друга и, наконец, самого себя. А теперь представьте себе, что только благодаря отождествлению мы считаем себя одинаковыми в общении с разными людьми. То есть мы понимаем, что разговариваем с приятелем иначе, чем с мамой, но при этом умудряемся оставаться в полной уверенности, что кроме этого ничего не меняется.

Однако если последить за процессом смены субличностей, то быстро выяснится, что каждая из них имеет свои привычные настроения, стереотипные эмоциональные реакции и собственный набор желаний. То есть каждая роль – это как будто бы роль в пьесе, и каждая имеет своё содержание и характер . Кажется, что поддержание роли происходит естественным образом, но это не так. Вспомните, как трудно даётся вам общение с кем-нибудь из тех, для кого ваша роль должна быть безупречной – например, с той же мамой. Каждый человек время от времени устаёт от смены масок и от необходимости носить их. Вот почему нас порой так утомляют даже близкие люди – в том числе и потому, что в их присутствии роль продолжает поддерживаться автоматически. И это второй источник напряжения, напрямую вызываемый существованием эго.

Я уже писал раньше, что в основе эго лежит самоотрицание, и получал по этому поводу вопросы от вдумчивых читателей, которые никак не могли взять в толк, в чём его суть. Всё очень просто – принимая необходимость играть на публику, мы отрицаем себя, своё естество. Принимая правила общения, регламентирующие, что позволено, а что нет, мы начинаем подавлять свои эмоции и желания. Воспитание, направленное на приспособление к нуждам общества, развивает личность и подавляет индивидуальность. При этом во многих обществах культивируется индивидуализм, который есть не что иное, как гипертрофированное выражение принципов «это моё» и «я не буду».

Эго предназначено для общения, для коммуникации, поэтому всегда обращено вовне – оно готово общаться даже с насекомыми, если больше общаться не с кем, демонстрируя им собственную значимость. Поэтому эго и является препятствием для вхождения внутрь, для обнаружения человеком своей истинной природы. Оно всегда течёт наружу, всегда готово болтать, и, соответственно, наружу уходит огромная доля доступной нам энергии. Сохранить отождествление с эго и, одновременно, продвинуться на пути самопознания невозможно. В связи с этим во многих духовных течениях эго противопоставляется душе и духу, хотя это, конечно, преувеличение. Здесь мы, скорее, имеем дело с одной из вспомогательных функций человеческого ума, которая начинает занимать главенствующее положение.

Есть ещё один аспект в том, что касается эго. Какой бы увлекательной ни была игра и сколь бы превосходно ни исполнялись роли, одна часть ума всегда знает о том, что всё это ложь . А напряжение, которое уходит на её поддержание, рано или поздно начинает изматывать человека. Поэтому пожилые люди становятся равнодушными к почестям и славе – они уже не могут больше продолжать игру, у них нет на неё сил. Когда в осознании себя доходишь до дна структуры эго, то неожиданно попадаешь в слой отвращения. Оно не осознаётся как отвращение к чему-то конкретно, оно безадресно. Это подавленная энергия того самого чувства, которое периодически испытывает каждый человек, живущий во лжи. Как правило, отвращение эго к самому себе тоже проецируется вовне – на окружающих, на обличение их в неискренности. Это способ компенсации, и тот, кого сильнее всего тошнит от людей, пытается таким образом избавиться от собственной тошноты, вызванной ощущением отвратительности своего эго.

Напряжение, связанное с необходимостью поддержания образа себя, и вышеописанное ощущение отвращения препятствуют тому, чтобы человек мог почувствовать себя счастливым. А чтобы избавиться от чувства неприятия себя, ему приходиться компенсироваться всеми возможными способами, в диапазоне от пьянства и максимально возможного обогащения, до обращения к мистике и духовному поиску.

Очевидно, что сама структура эго несёт в себе изъян, который толкает одних на самоубийство, других к познанию истины о себе. Но это, конечно, крайности. Большинство ограничивается беспокойством и стремлением держаться от остальных людей подальше, например, удалиться к природе или построить вокруг себя и своего дома такие заборы, за которыми, возможно, удастся расслабиться хоть на пару минут.

Как уже упоминалось выше, вы произошли вовсе не из материальных частиц, а из универсального поля намерения. Вы являетесь частью созидательного разума, и для того чтобы доступ к силе намерения стал для вас открытым, нужно научиться рассматривать себя как создание божие. Ведь вы сами выбираете, кем вам быть в своей жизни: заложником внутреннего эго или представителем высших божественных сил.

Вашу сущность определяет внутренне эго , через ваши приобретения и достижения. Ответственность за ваше самоуничижение и сомнение несет ваше эго. Когда вы живете согласно стандартам своего это, вы сами того не подозревая становитесь его заложником. Отталкиваясь от такой точки зрения, будучи бедным, вы не имеете никаких ценностей, следовательно, вы себя не уважаете, ведь ваша ценность определяется восприятием других людей. Так, вы становитесь не только заложником внутреннего эго, но и низкой энергии.

Веря в то, что ваше существование действует отдельно от предназначения, отдельно от всех и от Бога, вы не живете согласно самоуважению намерения. Находясь в заложниках у внутреннего эго , вы не уважаете себя в достаточной мере, потому что за все свои промахи и проигрыши в жизни вы испытываете чувство вины. Таким образом, вы становитесь заложником самого себя.
Что значит быть представителем высших сил, это значит, что всегда и во всем вы видите тесную связь с всетворящим источником. Веря в Бога и уважая его, вы уважаете и верите в себя. Таким образом, вы соединяетесь с великой силой намерения и в свою жизнь, и в сознание привлекаете энергию созидания.

Если вы считаете, что вы не достойны, быть любимым, богатым, что вы не в силах реализовать свои мысленные намерения, вы не можете пустить творческую энергию в свою жизнь, так как создаете пред ней преграду. Вы ужу знаете, что – это огромный кусок энергии, которая может иметь разные частоты. Так вот, непосредственно само намерение – это единое энергетическое поле, из которого собственно и создаются сущности. Это поле является вашим родным домом и имеет оно безграничные возможности. Только отрицая связь с намерением, можно не почувствовать его силу.

Если вы будите думать о том, что вы не достойны, использовать силы из безграничного поля возможностей, вы будите излучать вокруг себя низкую ослабевающую вас энергию. Так вы посылаете сигналы во вселенную о том, что вы не достойны безграничного изобилия и благ из источника, тем самым вы не уважаете себя и сами мешаете реализоваться своим намеренным мыслям.

Не уважая себя, вы еще больше в свою жизнь притягиваете неуважение со стороны других. Фактически вы даете источнику сигнал о том, чтобы он прекратил поставлять вам все то, чего вы так желаете. Таким образом, приток энергии останавливается.

К собственной личности вы должны испытывать самоуважение тогда вы сможете гармонировать с источником своих мыслей. Источником мыслей, прежде всего, является ваша индивидуальная сущность. Не уважая себя, вы не способны осуществить свои намерения.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

gastroguru © 2017