Что означает количество минаретов в мечети. Минарет — это что такое минарет? Внутри купола находится выступ скалы

Снова и снова, изо дня в день, пять раз за сутки над городами исламского мира разносится голос муэдзина, призывающего мусульман обратиться к Аллаху с молитвой. Чем больше город – тем больше мечеть, чтобы вместить всех верующих. И, соответственно, тем выше минарет, чтобы призыв муэдзина дошел до ушей всех, кто их имеет.

В переводе с арабского «минарет» означает «маяк». Это наследие прошлых веков, когда на минаретах прибрежных городов с наступлением сумерек зажигали огонь. Ориентировавшись по ним, капитаны кораблей выбирали правильный курс к гавани. А в первые десятилетия после возникновения ислама минаретов не было вообще. Предполагают, что впервые ими обзавелась мечеть Амр ибн Аса в Эль-Фустате, одном из крупнейших средневековых городов, историческом предшественнике нынешнего Каира.

Конструкция минарета проста: это башня, внутри которой находится винтовая лестница. Войдя в минарет, муэдзин поднимается по лестнице на самый верх и выходит на балкон, называемый шараф. Небольшие минареты имеют один шараф, минареты повыше – два, самые высокие – три шарафа.

Различные архитектурные стили внесли свою лепту в конфигурацию минаретов разных мусульманских стран. Если минарет имеет круглое сечение в поперечнике, шлемообразный купол и как правило один шараф – он находится в Иране либо Ираке. В Турции распространены минареты с более узким сечением, чем в Междуречье, и с наконечником в форме конуса. Квадратное же сечение минаретов характерно для стран Северной Африки. Есть даже минареты в модернистском стиле – таких немало появилось в последние десятилетия в Европе.

Эталон турецкой мечети – Селимие – можно увидеть, если посетить город Эдирне. Возведена она в XVI веке. Каждый из ее минаретов возвышается над землей на 80 метров. В каждом наверх к шарафам ведут три винтовые лестницы, причем каждая – к своему шарафу. Если муэдзины будут подниматься по этим лестницам одновременно, они не увидят друг друга – им будет мешать центральная опорная колонна, но они смогут переговариваться между собой.

Интересная история связана со всемирно известной мечетью Султанахмет – символом Стамбула и всей исламской архитектуры. Как известно, ее возвели в XVII веке с шестью минаретами. Но в то время такое количество минаретов имела только мечеть Харам Бейт-Уллах в Мекке, где находится святилище Кааба, а больше – никто. Начались ненужные разговоры: мол, султан Ахмет I тщится конкурировать с Меккой. Тот уже было принял решение снести один минарет. Но какой-то умный человек подсказал: зачем разрушать, если можно созидать? Так Султанахмет сохранила все свои мечети, а Харам Бейт-Уллах обзавелась седьмым минаретом.

Другая интересная история касается не менее знаменитой стамбульской мечети Сулеймание. У нее «всего» четыре минарета, но один (какой – неизвестно) поистине драгоценный. Существует история, что однажды строительство мечети по каким-то причинам приостановилось. Спустя некоторое время правивший тогда султан Сулейман Гануни получил от сефевидского (современный Иран) шаха Тахмасиба I шкатулку с драгоценностями и упреками по поводу остановки строительства. В гневе султан велел позвать архитектора Синана и приказал ему использовать драгоценности как строительный материал. Сказано – сделано: раствор, в котором замешали драгоценности, пошел на возведение одного из минаретов. Говорят, тот еще несколько лет так и сверкал на солнце…

Иранский город Исфахан знаменит усыпальницей XIV века Минар Джомбан и ее двумя минаретами. Сюда постоянно съезжаются туристы, чтобы увидеть настоящее судо. Специально нанятые служители каждые полчаса принимаются… раскачивать правый минарет, что требует немалых физических усилий. И минарет в самом деле раскачивается. Но вслед за ним точно так же начинает раскачиваться и левый! Под аккомпанемент звона висящих на них колокольчиков. Секрет конструкции минаретов не разгадан до сих пор. А причина, почему визирь всесильного шаха Аббаса Шейх Бахаи задумал именно так, лежит на поверхности: Исфахан расположен в одном из самых сейсмических районов планеты.

Поражает воображение находящийся в Дели минарет Кутб-Минар – самый большой в мире, возведенный исключительно из кирпича. Башню высотой 72 метра начали строить еще в начале XII века, а закончили только к середине XV века. Минарет состоит из пяти ярусов, и на самом нижнем на кирпичных стенах вырезаны суры из Корана. Причем кирпичи в этом ярусе делались из песчаника, а на двух самых верхних – из мрамора.

Современная жизнь внесла свои коррективы и в устройство минаретов. Теперь муэдзину в большинстве случаев нет надобности подниматься на шараф – там установлены четыре динамика, по одному на каждую сторону света, которые транслируют призыв на всю округу. А самый высокий 200-метровый минарет в городе Касабланка (Марокко) оборудован специальным световым устройством, и когда приходит время молитвы, лазерный луч указывает правоверным точное направление на Каабу в Мекке, куда и следует обращаться, вознося хвалу Аллаху.

"Что перед ней сейчас? Зима. Стамбул.

Ухмылки консула. Настырный гул

базара в полдень. Минареты класса

земля-земля или земля-чалма

(иначе - облако). Зурна, сурьма.

Другая раса".

Иосиф Бродский. "Ritratto di donna".
(Женский портрет).1993

У путешествий в нетуристический сезон - с ноября по март - есть свои плюсы.Рано темнеет, рано
закрываются музеи, зато туристов ощутимо меньше. Города, даже южные, не украшены
цветущими деревьями и клумбами, зато сквозь голые ветви открываются виды, которые
летом прячет густаялиства.Как хороши в сочетании с изысканным узором ветоккупола,
шпили, а в Стамбуле - минареты,настолько тонкие, что их можно уподобитьдревесным стволам.



"Мечеть принцев" - Шахзаде. 1548 г.


Впрочем,у Иосифа Бродского, крепко не любившего Стамбул, минаретывызывали другие
ассоциации: "… мечети Стамбула! Эти гигантские, насевшие на землю, не в силах от нее оторваться
застывшие каменные жабы! Только минареты, более всего напоминающие -пророчески, боюсь, -
установки класса земля-воздух, и указывают направление, в котором собиралась двинуться душа",
- писал Бродский в своем эссе "Путешествие в Стамбул" в 1985 году.


Минареты Голубой мечети Султанахмет. 1616 г.

Через без малого 30 лет пророческие опасения Бродского стали почти реальностью.Европа
страшится экспансии ислама, тихая Швейцария голосует за запрет строительства минаретов,
политкорректная Германия всерьез обеспокоена тем, что минареты вознесутся выше
Кельнского собора.


Но давайтене будем, подобно Бродскому, искать в Стамбуле тень разрушенной и поруганной
500 с лишним лет назад
ВИЗАНТИИ (Храм АЙЯ-СОФИЯ ,превращенный в мечеть и обросший
минаретами!), попробуем отвлечься от европейской неприязни ксовременному исламу
и перенесемся в Османскую империю16-17 веков, государство, по тем временам,
очень веротерпимое.



Мечеть Сулеймание. 1557 г. Фрагменты.

В Стамбуле, как известно, некогда мирно сосуществовали мусульмане, христиане и иудеи. Сама
удивительная география города способствовала этому - мусульмане и иноверцы жили бок о
бок, но каждый на своем берегу узкой и длинной, как река, бухты Золотой Рог. Босфор делит
Стамбул на европейскую и азиатскую части, а Золотой Рог в свою очередь условно разделяет
европейскую часть города на "Стамбул истинно мусульманский", на южном, и "Стамбул
иноверцев" - на северном берегу Золотого рога.В европейской частигорода находится
знаменитая Пера (ныне Бейоглу) - район, где все совсем-совсем как в Европе, христианские
храмы, немногие оставшиеся в городе синагоги, Галатская башня, с которой открывается вид
на отделенный полосой воды "Стамбул правоверных" с огромнымимечетями на холмах и
старинным султанским дворцом Топкапи.



Вид на Стамбул с Галатской башни. Слева - Босфор и азиатская часть города.
Справа - залив Золотой рог, за ним - старый Стамбул с дворцами и мечетями.

Красиво!Даже Бродский не мог не признать: "На фоне заката, на гребне холма, их (мечетей)
силуэты производят сильное впечатление; рука тянется к фотоаппарату, как у шпиона при виде
военного объекта. В них и в самом деле есть нечто угрожающе-потустороннее, инопланетное,
абсолютно герметическое, панциреобразное. И все это того же
грязно-бурого оттенка, как и
большинство построек в Стамбуле. И все это на
фоне бирюзы Босфора."


Вид на Галатский мост через залив Золотой Рог с Галатской башни

Вот и моя рука потянулась к фотоаппарату, хотя солнце светило прямо в глаза и условия для
фотосессии были не лучшими. Что же до "панцыреобразных" мечетей - то сравнение
действительно меткое! Мечети огромными черепахами разлеглисьу воды, взобрались на
холмы. Ихприземистыемонохромные тела (вся красота ияркость внутри!) были бы совсем
неуклюжими, если бы не минареты, а силуэт города без множественныхвертикалей
минаретов проиграл бы несказанно.



Посмотрим же наминареты без предвзятости - они очень стройны,изящны, и вблизи вовсе
не напоминает ракету на старте. Слово "минарет" происходит от арабского "манара", «маяк»,
поскольку в приморских городах минареты служили маяками. Стамбульские минареты -
круглые, иногдас ложбинками-каннелюрами, очень узкие,с заострённым конусообразным
завершением. Сверху их стволы окружают один или два-три ажурных балкончика -
шюрфэ. Снизу балкончики часто украшены характерными для мусульманской архитектуры
"мукарнами" или "сталактитами" - декоративными рельефами из расположенных друг над
другом призм.


Мини-мечеть Долмабахче (1855 г.) на берегу Босфора близ дворца Долмабахче

Чем больше и значительнее мечеть, тем больше у нее минаретов - от одного до четырех, и тем
они выше. Единственный минарет небольшой квартальной мечети не достигает и 50 метров,
а минареты султанских мечетейвозносятся почти на сто метров, однако и они не могут соперничать
с небоскребами современного Стамбула.



Минарет Голубой мечети (1616 г.) с украшенными "сталактитами" балкончиками

Внутри минерета находится винтовая лестница, по которой муэдзин в прежние времена пять
раз в день поднимался на балкончик-шюрфэ, чтобы созвать верующих на молитву.Иной раз
внутри минарета располагали две-три винтовых лестницы, причем так, чтобы идущие по ним
не встречались друг с другом. В наши дни муэдзин уже не восходит на минарет,а вещает
через укреплённый на нем громкоговоритель.







Голубая мечеть Султанахмет с шестью минаретами. 1616 г.

Казалось бы, зачем возводить по четыре минарета, когда вполне достаточно одного? Чем
больше минаретов, тем славнее и значительнее мечеть. Насколько это важно, доказывает
порядком надоевшая мне история (ее радостно рассказывают все экскурсоводы и повторяют
все путеводители на всех языках) о шести минаретах мечети Султанахмет (или Ахмедие или, как
ее назвали за несравненную красоту изразцов, "Голубой мечети"). Султан Ахмет, якобы, сказал
архитектору, что хочетвозвести золотые ("алтын")минареты, а глуховатому архитектору послышалось
"алти" - шесть.Из-за этого недоразумения построили мечеть с шестью минаретами. Мусульманский
мир воспринял это как дерзость, поскольку шесть минаретов было только у мечети Бейтуллах в
Мекке, поэтому султану Ахмету пришлосьвозвести еще один - седьмой -минарет для мечети
Бейтуллах, и равновесие было восстановлено.



Византийский храм АЙЯ-СОФИЯ , превращенный в мечеть.

О нем разговор отдельный, поэтому посмотрим на него сквозь струи фонтана.



Вид на "Новую мечеть" Ени Джами (17 в.) с Галатского моста.

Количество балкончиков тоже не случайно. Такчетыре минарета мечети Сулеймание украшают в
общей сложности 10 шюрфэ как символ того, что построивший мечеть Сулейман - 10-й султан
оттоманской династии.


Мечеть Сулеймание (1557 г.) с 10-ю балкончиками на четырех минаретах

Вечером минареты особенно эффектны - подсвеченные, они сверкают на фоне темного неба,
словно горящие столбы.

Голубая мечеть Султанахмет с ночной подсветкой

Культовая архитектура в арабо-мусульманском мире начала развиваться с Куб- бат-ас-Сахры (Купол Скалы) - третьей по значению святыни ислама (после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине). Ее сооружение связано с одним из важнейших событий в истории ислама - ночным путешествием Мухаммеда из Мекки в Иерусалим, где, по преданию, со скалы он взошел к престолу Аллаха - совершил мирадж. Внутри купола и находится выступ этой скалы.

Этот памятник был построен в 687-691 гг. на вершине горы, священной для всех трех религий - иудаизма (на этой горе Авраам был готов принести в жертву своего сына, а Соломон построил Иерусалимский храм), христианства (там находится церковь Святого Гроба) и ислама.

Внутри купола находится выступ скалы

Куббэт-ac-Caxpa царит над старым Иерусалимом, его огромный золотой купол виден издалека. Центральная купольная часть здания окружена восьмиугольной галереей, высота которой доходит до половины высоты центральной части. Внутри помещение разделено столбами и колоннами надвое, создавая двойной обход вокруг священной скалы. Эта скала выступает над полом на полтора метра, ее обрамляют четыре мощных столба с изящными мраморными колоннами между ними. Вообще, число любых архитектурных элементов здесь кратно четырем, что символично (в арабском написании слова «Аллах» - четыре буквы). Под скалой находится пещера, превращенная в святилище. Внутреннее убранство здания великолепно - стены, облицованные узорчатыми мраморными панелями, колонны с золотыми капителями, балки и притолоки, обшитые бронзовыми пластинами с чеканкой и позолотой, окна и арки, украшенные мозаиками, купол, покрытый узорным рельефом и росписями.

Основным культовым зданием является мечеть - место для молитвы. Они появились не сразу. Первоначально молитвы совершались в любом месте, где в этом возникала необходимость. Прямо на земле очерчивался квадрат, иногда его контуры обводились рвом, а направление на Мекку определялось по тени копья, воткнутого в землю. Построенные мечети появились только 665-670 гг. Считается, что прототипом мечети явился дом Мухаммеда в Медине, огороженный двор которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах.

Классический тип арабской мечети, которую называют колонной, или дворовой, представляет собой прямоугольный участок, огороженный высокой стеной. Основным элементом композиции является двор, окруженный аркадой на колоннах или столбах. Колонны чаще всего расположены в несколько рядов, в сторону киблы (направление на Мекку) они образуют обычно глубокий колонный зал. Киблу отмечает также специальная, украшенная надписями и орнаментом ниша - михраб. Эта ниша может быть плоской, условной или вогнутой, перекрытой аркой, сводом или полукуполом. Стрельчатое завершение михраба отмечает точку, благодаря которой молящийся мысленно связывается с земной Каабой. Эта связь становится символом духовной связи человека с небесной Каабой. Михраб всегда освещен - или окном в куполе, или лампой, свисающей с верхней точки михраба.

Со временем мечети стали различаться по своему назначению. Были небольшие мечети для индивидуальных молитв и большие, соборные мечети для коллективных пятничных молений. В этих мечетях обязательно есть минбар - кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь. Он расположен справа от михраба. Минбар имеет вид высокого каменного трона, к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом - порталом.

Для зодчих, возводивших мусульманские культовые здания, образцом, естественно, являлись большие столичные мечети - в Дамаске, Самарре. Так, Большая мечеть Омейядов в Дамаске (для ее сооружения были использованы остатки римского святилища Юпитера и христианской церкви Иоанна Крестителя) была украшена внутри цветным узорчатым мрамором и великолепными мозаиками с картинами фантастического города-сада . Большая мечеть Самарры имела площадь 156 х 240 м. От нее сохранились стены с полукруглыми бастионами и угловыми башнями и спиралевидный минарет.

Однако в различных областях халифата строители широко использовали местные, привычные для народа традиционные приемы и архитектурные формы. Поэтому тип колонной мечети в каждой из арабских стран получил своеобразную интерпретацию. Так, мечеть Ибн Тулуна в Каире (876-879) отличалась компактной планировкой, а также пропорциональными высокими стрельчатыми арками, которые стали характерной чертой мусульманской архитектуры.

Купол Скалы. Монумент (не мечеть) на Храмовой горе в Иерусалиме. Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк Мухаммед совершил мирадж

Михраб каирской мечети

Большая мечеть Самарры (Ирак)

с минаретом в виде спирали высотой 52 м и шириной 33 м.

Внутренний двор мечети ибн-Тулуна(Каир)


Еще один замечательный архитектурный памятник - столичная соборная мечеть в Кордове. В плане это был огромный прямоугольник (200 х 144 м), охваченный каменной стеной с контрфорсами и многочисленными входами. Лишь небольшая часть огромной площади была отведена под открытый двор. Основное пространство занимал классический молитвенный зал, в котором было расположено свыше 600 колонн, образующих 19 нефов. Колонны несут двухъярусные аркады, выложенные из белых и красных камней. Аркады равномерными рядами заполняли все внутреннее пространство. Этот зал сравнивали с густым, разросшимся лесом, который терялся в темноте. Словно вырастающие из пола невысокие колонны из голубого и розового мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы пальм, от них, подобно переплетенным кронам, отходят в стороны подковообразные арки. Все пространство казалось бесконечным и рождало чувстве бесконечности, вызывало мысли о необъятности Вселенной. Тот посетитель, который попадал с солнечной кордовской улицы в этот полумрак колоннады, освещенной светом сотен низко висящих серебряных лампад, ощущал себя в фантастической обстановке .

В Средней Азии и Персии в XII в. наряду с колонной мечетью появились че- тырехайванные ансамбли, архитектуру которых позднее стали воспроизводить и в светском строительстве. Айван - это сводчатый куполообразный зал без передней стены, открывающийся во внутренний двор мечети или медресе. Вход в айван образуют мощные пилоны, соединенные арками. Айваны возводились в мечетях со стороны, обращенной к Мекке. Это, очевидно, заложило основу четырехай- ванной мечети (и других культовых и гражданских зданий). Она представляла собой большое сооружение с квадратным или прямоугольным внутренним двором. К середине каждой из его сторон в виде глубокой сводчатой ниши выходил айван. Стены двора между айванами были решены в виде аркад, возведенных в один или два яруса. Снаружи вся постройка была замкнута глухой стеной, над которой были видны лишь верхушки айванов. Сооружение четырех айванов в мечети имело символический смысл, обозначая четыре правоверных толка ислама. Особенно распространены подобные постройки в Иране.

Рядом с мечетью возвышались минареты, представлявшие собой высокую, тонкую башню с балкончиком. Муэдзин, сообщавший о времени молитвы, поднимался туда по винтовой лестнице, заключенной внутри башни. Возможно, идею минарета мусульманам подсказали христианские колокольни. Формы минаретов разные, они связаны с местными традициями. Так, если на востоке минареты были круглыми в плане, то на западе - четырехугольными. Были даже, как уже отмечалось, спиралевидные минареты - в Самарре и Каире. Минареты украшали узорчатой кирпичной кладкой, резьбой по камню, сталактитовыми карнизами и ажурными решетками балконов. Завершались минареты фонарем, куполом или шатром.

Тип крестово-купольных сооружений был использован арабскими архитекторами при строительстве медресе (зданий духовных училищ) и мавзолеев, построенных над могилами особо почитаемых лиц. Они имеют форму куба, на котором возвышается купол. Переход от куба к куполу выполняется не при помощи парусов, как в Византии, а рядами «консольных ниш», образующих форму сталактита. Вход центрального фасада оформлялся стрельчатой аркой. Среди самых знаменитых мавзолеев - Гур-Эмир в Самарканде, построенный в начале XV в.


В архитектуре мавзолея доминирует огромный ребристый купол, нависающий над высоким цилиндрическим барабаном. Нижняя часть здания представляет собой восьмигранник. Пропорции постройки таковы, что на долю купола и барабана приходится более половины общей высоты здания. Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов, не хуже украшен и барабан. Этому соответствует и пышное решение интерьера, с которым контрастирует строгое надгробие Тамерлана. Архитектура мавзолея отличается своеобразием форм, гармонией пропорций и совершенством конструкции.

Гур-Эмир - мавзолей Тамерлана в Самарканде (Узбекистан)

Помимо культовых сооружений, строилось также множество библиотек, больниц. Для всех памятников монументального зодчества свойственны четкость архитектурных форм, специфический абрис подковообразных и стрельчатых арок и куполов, богатство резного орнамента и надписей, а с определенного времени также узорная кладка из разноцветного камня.

  • Мечеть содержит Сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя(Яхья), который почитается пророком как христианами, так и мусульманами.
  • Мечеть подвергалась многочисленным последующим изменениям. В 1236 г., после Реконкисты, мечеть была преобразована в церковь, а некоторые детали интерьера (колонны и арки) были стилистически заменены на византийский лад.
03Май

Минарет – это элемент исламской религиозной архитектуры, который представляет собой высокую башню с балконом, расположенную на территории мечети. Само слово «минарет» на арабском языке означает «маяк», что в некотором смысле отражает одно из назначений данного сооружения.

Что такое МИНАРЕТ – определение, значение простыми словами.

Простыми словами, Минарет – это высокая башня, которая находится на территории мечети. В зависимости от региона, минареты могут иметь круглую или квадратную форму, но они всегда включают в свою конструкцию один или несколько балконов. Внутри минарета находится винтовая лестница, по которой можно подниматься на балконы. Как правило, внутренние и внешние части постройки украшаются мозаикой или резьбой. Вершину минарета венчает металлический купол со шпилем в виде полумесяца. Количество минаретов при одной мечети может варьироваться от одного до шести.

Зачем нужен МИНАРЕТ

Если говорить о том, зачем нужен минареты, то в первую очередь следует отметить 3 их основных функции:

  • Минареты нужны для того, чтобы осуществлять традиционный призыв к молитве. Раньше, Муэдзин поднимался на балкон 5 раз в день, и громко «кричал» оттуда, оповещая верующих о том, что наступило время молитвы. Сейчас данную функцию оповещения взяли на себя современные громкоговорители.
  • Еще одной функцией минаретов, является их узнаваемость. В данном контексте, эти башни действительно служили маяками для верующих, так как по их расположению действительно можно узнать где находится мечеть и поселение как таковое.
  • В жарких странах пустыни, которые многие мусульмане называют домом, минареты помогают проветривать и охлаждать помещения мечети, выводя горячий воздух наружу.

САМЫЙ ВЫСОКИЙ МИНАРЕТ

Самый высокий минарет в мире находится в мечети Хасана II в Касабланке, Марокко. Его высота составляет 210 метров, что в свою очередь позволяет наблюдать его с очень большого расстояния.

Минарет исламского центра в Сербии - 77,5 м

При финансовой поддержке верующих мусульман из Люксембурга, Германии, Швеции, США, Австралии и других частях мира, в селе Delimeđe построили Исламский центр – мечеть, с двумя самыми высокими в Евразии минаретами - 77,5 м., и одной из самых высоких в мире. На строительство Исламского центра, куда входит мечеть и другие службы, было собрано свыше 1 млн евро.

Для сравнения: минарет мечети Fitja в Стокгольме составляет 32 м4 минарет сравнительно новой мечети «Сердце Чечни» в Грозном составляет 62 м в высоту и минарет знаменитой мечети Кутуб в Нью-Дели - высотою 72,5 м. Самый высокий минарет Центральной Азии - в Бухаре - 47 м.

В поднебесье

Мечеть с самыми высокими в Евразии минаретами возведена в небольшом селе Делимедже, в общине Тутин, где всего 88 дворов и тремя сотнями взрослых жителей. Минареты, построенные в 2009 году, отняли пальму первенства у построенного в 2008 году исламского центра «Сердце Чечни» в Грозном, чьи минареты скромнее в высоте – 62 метра.

Архитектор минаретов в Делимедже Мухарем Крушко из Маглая, бывший строитель, работавший в Хорватии, за свою жизнь он построил 230 минаретов, в основном в послевоенной Боснии и Герцеговине, являясь своеобразным мировым рекордсменом. Первый минарет Крушко построил еще в 1966 году в Глухой Буквице.

Абсолютный рекордсмен по высоте минарета – мечеть Хасана II в Касабланке в Марокко высотой 210 метров, однако иранцы планируют построить в Тегеране минарет высотой 230 метров.

Мечеть Пророка Мухаммада (с.а.с.)

О минаретах

Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).

Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще), средние - два; в больших султанских мечетях в Стамбуле было от четырех до шести минаретов. Самое большое количество минаретов, десять, у мечети пророка в Медине.

Муэдзи́н (араб. مؤذن‎‎) - призывающий мусульман на молитву.

О происхождении призыва на молитву (азан или нида) существует несколько версий. Согласно одной, традиция призыва на молитву возникла ещё до переселения Мухаммада в Медину (хиджра). Согласно другой - после переселения, примерно во втором году хиджры. Первый муэдзин, абиссинец Билял ибн Рабах, сначала зазывал людей на молитву на улицах, и лишь спустя некоторое время для этого стали использовать самую высокую точку в городе. Существовали и региональные способы призыва: в Фесе (Марокко) на минарете укрепляли знамя, а в темное время - зажигали лампу.

Глагол «азана» по-арабски означает «кричать на публике» - гласит Википедия. Муэдзин помощник имам-хатыба, он должен читать азан и тасбих. Время, когда муэдзин зовет к молитве, строго определяется законами ислама, и в этом есть глубокий смысл, заложенный многовековыми традициями.

Зимние дни года гораздо короче летних, поэтому зимой утренняя молитва мусульманина будет намного позднее, а ночная гораздо раньше, чем летом. В настоящее время муэдзин уже не поднимается на минарет, а его голос транслируется установленными на минарете динамиками.

Минарет Fittja Mosque в Стокгольме

Древние мечети и минареты отражали национальные культурные отличия мусульман. Заслуга мусульман в культурно-религиозном историческом контексте огромна. Последователи ислама строили великолепные исламские храмы, источающие благодатный свет. Веками в них создавалась атмосфера человеколюбия.

Далекие предки понимали, что мечети строятся на века, и что за исламской религией – будущее. В мечетях заключен духовно-нравственный код Ислама и сила Всевышненого (не случайно соблюдается традиция - в мечеть входить без обуви).

Современное культура строительства мечетей унифицирована, на облик здания и стилевое решение влияют многие факторы. В черте города Пятигорск суд по иску власти приказал демонтировать минареты двух мечетей. Пятигорск – курортный город, входящий в туркластер СКФО. И что запомнится туристам, глядя на пятигорскую мечеть без минарета на фоне гор?

Россия – это не маленькая Сербия, которая заботится об имидже страны, с населением - 7 186 862 человека, из них мусульман - 239 658 (3,2 %). В России – двадцать миллионов мусульман, благодарных за минареты.

Светлана Мамий. Москва

gastroguru © 2017