Чиновники на приеме у ревизора заполненная таблица. Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV). Манера поведения Хлестакова

В сатирической форме изображая злоупотребления властей в небольшом уездном городе, автор повествования обличает и высмеивает разом всю чиновничью Россию, тонущую в болоте взяточничества и казнокрадства.

Образ городничего Антона Антоновича

На самой верхушке чиновничьей пирамиды расположился городничий Антон Антонович. Поднявшись с самых низов, он управляет городом и не считает взяточничество великим грехом. Ведь казённого жалования, уверен городничий, не хватит даже на хлеб с солью. Так оправдывая свои действия, он без угрызений совести обирает казну, сдирает с купцов огромные взятки и дорогие подарки. С вышестоящим начальством Антон Антонович почтителен и угодлив, с теми, кто ниже его по рангу — бесцеремонен и требователен. Его мечта дослужиться до генеральского чина и перебраться в столицу.

"...Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов..."

Образ судьи Ляпкина-Тяпкина

Не отстаёт от городничего и городской судья с красноречивой фамилией Ляпкин-Тяпкин. Прочитав, в общей сложности, книг шесть за всю свою жизнь, он уверен в собственной образованности. К служению закону относится попустительски — в канцелярии суда слуги сушат бельё и разводят домашних птиц. Ляпкин-Тяпкин предпочитает службе охоту и принимает подношения щенками породистых борзых.

"...Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда..."

Образ чиновника Земляники

Ещё один городской чиновник, высмеянный Гоголем, со «сладкой» фамилией Земляника, занимается надзором над богоугодными заведениями, где повсеместно царит истинный хаос. На больных всем наплевать — никакого режима и лечебной дисциплины. Назначенный врач, немец по национальности, даже не понимает русской речи. А сам Земляника лебезит перед начальством и пренебрежительно относится к простому люду. В лечебном процессе чиновник придерживается мнения, что кто из его подопечных не помрёт, тот непременно выздоровеет и без украденных им лекарств.

"...Человек десять осталось, не больше; а прочие все выздоровели. Это уж так устроено, такой порядок. С тех nop, как я принял начальство, – может быть, вам покажется даже невероятным, – все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком..."

Лука Лукич

Хлопов Лука Лукич начальствует над учебными заведениями города и его ведомства по развалу ничуть не отличаются от предыдущих. Учителя в своих учащихся воспитывают отвратительные манеры, обещая взрастить «достойную» замену нынешнему поколению ворья. Хлопов же старается угодить начальникам, а что и как происходит в вверенных ему делах его не волнует.

"...Не могу, не могу, господа. Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто‑нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул..."

Почтмейстер Шпекин

В услугах связи и сообщения так же творится полный кавардак. Почтмейстер Шпекин бессовестно вскрывает чужую корреспонденцию, чтобы быть в курсе любых новостей, приглянувшиеся ему письма, он оставляет на память.

"...Знаю, знаю… Этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслажденьем прочтешь – так описываются разные пассажи… а назидательность какая… лучше, чем в «Московских ведомостях»!.

Хлестаков

Но главным шарлатаном среди всего этого безобразия выступает мелкий канцелярский работник из Петербурга Хлестаков, ошибочно принятый разворовавшимися чиновниками за приезжего ревизора. По дороге Иван Александрович изрядно проигрался и назначенный ему в городе N «титул» был как нельзя кстати. Хлестаков воспользовался сложившимся недоразумением по полной. А после того, как все деяния местных чиновников всплыли, поступило сообщение о прибытии настоящего ревизора, что, по всей видимости, следует понимать за неизбежно грядущее наказание.

"...Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса..."

Цели:

  1. Обучающая : работа над художественными
    особенностями пьесы; страх перед ревизором как
    основа комедийного действия.
  2. Развивающая : развитие аналитических умений
    и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая : формирование положительных
    нравственных ориентаций.

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов
комедии, аналитическая беседа, инсценировка,
анализ детских рисунков.

Оборудование: Кинофильм “Ревизор” (фильм
Владимира Петрова, 1952 г.), рисунки детей,
репродукция картины К. Брюллова “Последний день
Помпеи”, табличка с надписью “Пафос” , костюмы
для инсценировки.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (знание
текста). Тест.

– В “Ревизоре”, – вспоминал Гоголь
впоследствии, – я решился собрать в одну кучу всё
дурное в России, какое я тогда знал, все
несправедливости, какие делаются в тех местах и
тех случаях, где больше всего требуется от
человека справедливости, и за одним разом
посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще
осуществился в его комедии “Ревизор”. В город
приехал инкогнито с проверкой, все чиновники
уездного города переполошились. “Надо ему
подсунуть!” – решают собравшиеся в доме
городничего чиновники. Как они это делают? Понял
ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его
принимают в этом городе или нет и что происходит
в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим
немного позже.

– Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат
таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать
вопросы по содержанию, а вы должны выбрать
правильный ответ и поднять нужную табличку.

Тест.

  1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку
    ревизору? (Артемий Филиппович)
  2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос
    Фёдорович)
  3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться:
    смотритель училищ титулярный советник…”
    (Хлопов)
  4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что
    здешний почтмейстер совершенно ничего не делает:
    все дела в большом запустении, посылки
    задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
  5. Кого Добчинский просит помочь узаконить
    внебрачного сына? (Хлестаков)
  6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван
    Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже
    пора! Погуляли здесь два денька, ну – и
    довольно”? (Осип)
  7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком,
    чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова?
    (Хлестаков)
  8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести
    удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О
    ком она говорит? (Хлестаков)
  9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой
    персидский ковёр и отдать его в дорогу
    Хлестакову? (Городничий)
  10. У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы
    дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не
    хочу воспользоваться вашею ошибкою, – так,
    пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было
    восемьсот”? (Городничий)

2. Анализ 4 действия комедии.

– Запишите в тетрадь эпиграф к сегодняшнему
уроку:

Хлестакову принадлежит главная

роль в действии. Около него
обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца.

– Применим ли эпиграф к Хлестакову как главному
действующему лицу?

Можно сказать, что интересы большинства других
героев направлены именно к нему?

Доказать это нам поможет анализ 4 действия, где
чиновники приходят на приём к Хлестакову.

– С какими намерениями собрались чиновники в
доме городничего на следующий день? (Изыскивают
наилучшую форму представления “ревизору” и
стремятся найти лучший способ дать взятку
высокому гостю.)

Словарная работа.

– Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка – деньги или материальные ценности,
даваемые должностному лицу как подкуп, как
оплата караемых законом действий.)

– Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово
“взятка” на просторечие “подсунуть ”?

Какие детали указывают на то, что взятки –
привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как
берутся.)

– Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья)
Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от
ревизий)

Явление 3.

– Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в
сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в
огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я
и под судом”) Как чувствует себя судья во время
дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

Явление 4.

– Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4
действии? (Почтмейстер. Все мысли его вертятся
вокруг почты.)

– Как он обращается к Хлестакову? (Как к
духовному лицу.) Какова его речь?

(Бессвязное бормотание)

Словарная работа.

– Здесь комедия превращается в трагедию, т. е.
меняется пафос комедии. Дайте лексическое
толкование слова “пафос”.

ПАФОС . (Воодушевление, подъём,
энтузиазм)

– Запишите новое слово в тетрадь и запомните его
значение.

Явление 5.

– Читаем 5 явление по ролям.

Как ведёт себя чиновник в этой сцене?
(Смотритель училищ весь дрожит, язык его
заплетается)

– А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги?
(Нет.)

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма
“Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

– Почему Земляника заходит к Хлестакову
последним?

(Он бывалый и опытный) Почему он доносит на
своих “друзей”? (Земляника последний, его
невозможно проверить).

– Вспомните момент, когда Хлестаков догадался,
что его принимают за государственного человека.
(Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где
Хлестаков “выпроваживает” гостей.)

– Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Как вы его
понимаете? Что можете сказать о чиновниках?

Тетрадь. Вывод: растерянность, страх,
трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из
них даёт взятку по-своему, что отражено в речи,
действиях и ремарках.

Явление 12-14. Инсценировка (5-7 минут).

– О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы
узнали? (Нет любовного сюжета. А

объяснение его с матерью и дочкой является
тонко прикрытым пародированием любовной
интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует
себя уверенно.)

Тетрадь. Вывод по образу Хлестакова:

– пустейший и легкомысленный человек;

– не упустит того, что плывёт в руки;

– способен сыграть любую роль;

– самое большое желание – иметь деньги и власть.

3. Детские рисунки к “Ревизору” и их
анализ.

– Дома вы рисовали портреты понравившихся вам
персонажей. Дайте коротко характеристику тому,
кого вы изобразили.

4. Опережающее домашнее задание. Знакомство
с картиной Карла Брюллова “Последний день
Помпеи”.

– При прочтении “Ревизора” мы чувствуем, как
начиная с 4 действия постепенно меняется пафос
пьесы – от комического до трагического, трагизм
достигает своего апогея именно в финальной
сцене. Сегодня мы познакомимся с картиной К.
Брюллова “Последний день Помпеи” (о картине
рассказывает заранее подготовленный ученик).

В 1827 году К. Брюллов посетил итальянский город
Помпеи, погибший при извержении Везувия. Картина
“Последний день Помпеи” была написана
Брюлловым в 1833 г. в Италии. В 1834г. её привезли в
Петербург и выставили в Эрмитаже.

К. Брюллов изобразил грандиозную и, по его
словам, “живую картину смерти”. Рушатся здания и
статуи, люди мечутся по улице в отблесках молнии
и зареве вулкана. В центре композиции –
распростёртое тело молодой женщины, выпавшей из
колесницы, и ребёнок, зовущий мёртвую мать.
Трагизм положения усиливает и тревожный
пламенеющий колорит. Родители защищают своих
детей, воин и мальчик уносят старика отца, юноша
спасает свою невесту.

Картина произвела на Гоголя столь сильное
впечатление, что под её влиянием он написал
статью “Последний день Помпеи (картина
Брюллова)”. Писатель был восхищён гением
художника, который сумел передать ужас перед
“концом мира” через изображение окаменевших
фигур. Принцип изображения людей, охваченных
ужасом судного дня, переносится Гоголем на
последнюю страницу “Ревизора”, где герои
комедии застыли, словно окаменели.

– Дома подумайте над вопросом: “Как помогла
картина К. Брюллова “Последний день Помпеи” Н. В.
Гоголю в создании финальной сцены, которая
длилась не менее 2 – 3 минут? ”.

5. Подведение итогов урока. Выставление
оценок.

Характеристика чиновников в «Ревизоре» Гоголем даётся ещё при самом начале с помощью народной пословицы, которая послужила эпиграфом к комедии: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Этот емкий образ позволяет нам проникнуть в сущность множественного «лика» чиновничества, как той силы, которая заполонила русское пространство первой половины ХІХ века и поработила его. Комедия должна была стать своеобразным «зерцалом», в котором можно разглядеть все нюансы общественного уродства. Как подлинный художник Гоголь понимал, что лучше всего обозначить масштабы этого бедствия не прямо порицая его, а поставив в такой контекст, где ему бы всё время сопутствовало смеховое начало.

Всех чиновников в ревизоре объединяет неумеренная страсть к стяжанию, при этом – не важно, чего: денег, власти, незаслуженного уважения. Это незначительные части «маленьких благодарностей», таких маленьких, что о них не стоит говорить. Тяга российского общества к традиционным ценностям порождало ситуацию, когда именно традицией откупались от совести. Древнее как мир взяточничество само становилось миром, законы которого должны быть нерушимы. В таком мире легко обмануть и быть обманутым, в свете чего честность кажется оскорбительной. Чиновничество в «Ревизоре» выглядит гротескно ещё и потому, что нелепица их жизни преисполнена «претензией» и праведного гнева: ничего и никому оно не прощает непочтительного отношения к себе, которое должно быть у всякого русского гражданина чуть ли не внутрикровным.

Образы чиновников в комедии «Ревизор» столь же смешны, сколь и чудовищны, потому как правдивы и распространены во всех сферах тогдашней общественной жизни. Городничий Сквозник-Дмухацкий, конечно, не глуп, как сивый мерин, он хорошо осведомлён о неприглядном положении обывателей своего города, плачевном состоянии медицины и образования. Но извлечение собственной выгоды превалирует у городничего надо всем, а приезд ревизора должен был перекрыть процесс поглощения ресурсов и латания после этого дыр. Страх настолько ослепляет городничего, что он трусость и пустоту Хлестакова принимает за тонкое коварство, с которым проезжающий выдаёт себя за ревизора. Сквозник-Дмухацкий никогда не испытывает чувства не только вины, но даже неловкости в моменты, когда его «благодарят», ведь призрак якобы Божьего промысла давно уже всё оправдал. Против божественной воли никто не смеет идти, разве что какие-нибудь вольтерьянцы. Среди же досточтимых чиновников уездного города такого позора быть ни в коем случае не должно. Его и нет!

Отсутствие вольтерьянского позора освобождает также от ума и образования. Невежество насколько непобедимо, что никаким просвещением его с места не сдвинуть, как у городского судьи, берущего взятки борзыми щенками для будущей охоты. Несколько книг, которые во всю жизнь прочитал «а-подать-сюда-Ляпкин-Тяпкин», конечно, стяжали ему славу вольнодумца, но к его скудному сознанию ровным счётом ничего не добавили. Он не только не в состоянии выполнять работу, но и нести ответственность за свои суждения, которые уже давно, а может быть и с самого начала карьеры, упразднены начальством чем-то вроде: «много ума хуже, чем бы его совсем не было».

В рядах чиновников города Н в «Ревизоре» хорошо заметен Земляника, который со всем рвением опекается богоугодными заведениями. Он ужасный проныра и умеет говорить по сердцу властьимущих, что всегда обеспечивает ему блестящий успех. Попечитель считает лесть самым незаменимым и безошибочным средством для проникновения в чужую душу и пользуется ей в самых широких масштабах. Он заискивает и перед городничим, и перед Хлестаковым, тонко улавливая природу их гордыни и страха. Уступает в лести Землянике смотритель училищ Хлопов, он делает это не так искусно, зато с большим успехом подаёт городничему жалобы на учителей, которые якобы распространяют вольный дух среди подрастающей молодёжи, слишком уж они оскорбительно горячи и образованы. Поэтому все чиновники из «Ревизора» столь репрезентативны, столь блистательны в своём упрямстве, ведь каждый из них является частью взяточнической системы, убивающей всё человеческое, оригинальное и разумное.

Образы чиновников в комедии «Ревизор» дополняются и такими персонажами как Бобчинский и Добчинский, плутоватыми сплетниками, которые находятся в бесконечном поиске потрясающих новостей. Они снуются через всю комедию баловниками и шутами, которых никто ни во что не ставит, но все терпят – за возможность первыми узнать интересное происшествие, чего бы оно ни касалось. Один из них обязательно то сопровождает городничего к Хлестакову, то рассыпается в любезностях перед Анной Андреевной, то подобострастно заикается перед ревизором. В конечном счёте, во всех ипостасях они не меняются, демонстрируя низшую ступень мыслительной скудости и ничтожества – мелкого чиновника, который в силу положения ласков, а дай ему в руки власть – растерзает любого. Сами Добчинский и Бобчинский испытывают чуть ли не наслаждение от трепетания перед властью, ибо «страх всё равно пронимает, когда говоришь с вельможей», и этот страх вовсе не кажется унизительным. Его воспринимают, как источник низкого удовольствия.

И, наконец, сам Хлестаков – это воплощённая канцелярская пустота, проигравшаяся в карты и в силу обстоятельств принявшая на себя роль ревизора. Хлестаков подлежит заполнению по самой своей природе, поэтому ему самому не важно, кем он будет в следующий момент, потому как до сознания его не сразу доходят умыслы городничего. Он принимает преклонение и щедро дарит всех своим вниманием как человек, которому не нужно рассказывать о его неотразимости. Угрозы его смешные и мальчишеские, но именно это вызывает подозрение Сквозника-Дмухановского, а потом уже и уверенность – этот приезжий просто искусно хитрит, он и есть ревизор!

В этих отношениях мы видим конечную точку абсурдности чиновничьего мира: страх перед властительной силой парализует человека, делает возможным подмену и дарит невежеству процветание. Из этого круга может помочь вырваться только очищающий смех – единственный положительный персонаж в комедии Гоголя.

Тест по произведению

Разделы: Литература

Цели:

  1. Обучающая : работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая : развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая : формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, инсценировка, анализ детских рисунков.

Оборудование: Кинофильм “Ревизор” (фильм Владимира Петрова, 1952 г.), рисунки детей, репродукция картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”, табличка с надписью “Пафос” , костюмы для инсценировки.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест.

В “Ревизоре”, - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” - решают собравшиеся в доме городничего чиновники. Как они это делают? Понял ли Хлестаков, мнимый ревизор, за кого его принимают в этом городе или нет и что происходит в 4 действии комедии, мы с вами об этом поговорим немного позже.

Дома вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат таблички с фамилиями чиновников. Я буду задавать вопросы по содержанию, а вы должны выбрать правильный ответ и поднять нужную табличку.

Тест.

  1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Артемий Филиппович)
  2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Аммос Фёдорович)
  3. Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)
  4. Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Артемий Филиппович Земляника)
  5. Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)
  6. Чьи это слова: “Только знаете что, Иван Александрович? Уезжайте отсюда! Ей – богу, уже пора! Погуляли здесь два денька, ну – и довольно”? (Осип)
  7. “Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)
  8. Анна Андреевна: “Знаешь ли ты, какой чести удостоивает нас…Он просит руки нашей дочери”. О ком она говорит? (Хлестаков)
  9. Кто приказал Авдотье достать из кладовой персидский ковёр и отдать его в дорогу Хлестакову? (Городничий)
  10. У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали двести, то есть не двести, а четыреста: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было восемьсот”? (Городничий)

2. Анализ 4 действия комедии.

Запишите в тетрадь эпиграф к сегодняшнему уроку:

Хлестакову принадлежит главная

роль в действии. Около него
обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца.

Применим ли эпиграф к Хлестакову как главному действующему лицу?

Можно сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к нему?

Доказать это нам поможет анализ 4 действия, где чиновники приходят на приём к Хлестакову.

С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю.)

Словарная работа.

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть ”?

Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся.)

Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

Явление 3.

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

Явление 4.

Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 действии? (Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты.)

Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу.) Какова его речь?

(Бессвязное бормотание)

Словарная работа.

Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС . (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

Явление 5.

Читаем 5 явление по ролям.

Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается)

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет.)

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?

(Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).

Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей.)

Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Как вы его понимаете? Что можете сказать о чиновниках?

Тетрадь. Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.

Явление 12-14. Инсценировка (5-7 минут).

О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (Нет любовного сюжета. А

объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.)

Тетрадь. Вывод по образу Хлестакова:

Пустейший и легкомысленный человек;

Не упустит того, что плывёт в руки;

Способен сыграть любую роль;

Самое большое желание – иметь деньги и власть.

3. Детские рисунки к “Ревизору” и их анализ.

Дома вы рисовали портреты понравившихся вам персонажей. Дайте коротко характеристику тому, кого вы изобразили.

4. Опережающее домашнее задание. Знакомство с картиной Карла Брюллова “Последний день Помпеи”.

При прочтении “Ревизора” мы чувствуем, как начиная с 4 действия постепенно меняется пафос пьесы - от комического до трагического, трагизм достигает своего апогея именно в финальной сцене. Сегодня мы познакомимся с картиной К. Брюллова “Последний день Помпеи” (о картине рассказывает заранее подготовленный ученик).

В 1827 году К. Брюллов посетил итальянский город Помпеи, погибший при извержении Везувия. Картина “Последний день Помпеи” была написана Брюлловым в 1833 г. в Италии. В 1834г. её привезли в Петербург и выставили в Эрмитаже.

К. Брюллов изобразил грандиозную и, по его словам, “живую картину смерти”. Рушатся здания и статуи, люди мечутся по улице в отблесках молнии и зареве вулкана. В центре композиции – распростёртое тело молодой женщины, выпавшей из колесницы, и ребёнок, зовущий мёртвую мать. Трагизм положения усиливает и тревожный пламенеющий колорит. Родители защищают своих детей, воин и мальчик уносят старика отца, юноша спасает свою невесту.

Картина произвела на Гоголя столь сильное впечатление, что под её влиянием он написал статью “Последний день Помпеи (картина Брюллова)”. Писатель был восхищён гением художника, который сумел передать ужас перед “концом мира” через изображение окаменевших фигур. Принцип изображения людей, охваченных ужасом судного дня, переносится Гоголем на последнюю страницу “Ревизора”, где герои комедии застыли, словно окаменели.

Дома подумайте над вопросом: “Как помогла картина К. Брюллова “Последний день Помпеи” Н. В. Гоголю в создании финальной сцены, которая длилась не менее 2 – 3 минут? ”.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Тема «Чиновники на приёме у «ревизора»

Цели: 1. Проанализировать художественными особенностями пьесы; показать типичные черты чиновников 19 века и механизм превращения «фитюльки» в «важную персону».

2. Развивать аналитические умения и навыки учащихся.

3. Воспитывать положительные нравственные ориентации.

Ход урока

1. Организационный момент. Слово учителя.

Тема нашего урока «Чиновники на приёме у «ревизора».

Почему же в нашей теме слово «ревизор» написано в кавычках? (На предыдущих уроках мы узнали, что за «ревизора» чиновники уездного города приняли Хлестакова, который таковым не является)

2. Постановка задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.

Эпиграфом к нашему уроку можно взять слова из книги Григория Александровича Гуковского «Реализм Гоголя»

Происходит странная вещь.

Фитюлька , спичка, мальчишка Хлестаков

силою страха и благоговения к нему

вырастает в персону, становится сановником ,

становится тем, кого в нём видят .

Г.А. Гуковский, в кн.: “Реализм Гоголя”.

Фитюлька , ж. (простореч. фам.). 1. Маленькая вещичка, штучка. В этом воздухе... человек казался какою-то фитюлькой. Лесков. 2. перен. О человеке маленького роста или очень худеньком.

Сановник ·муж. (·дорев., ·загр.). Влиятельное лицо с высоким саном, высоким положением в государстве; вельможа. Царский сановник.

Как вы думаете, ребята, какое отношение этот эпиграф имеет к теме урока?

Давайте вспомним, каким впервые мы видим Хлестакова в действии 2 и каким он уже становится за небольшой промежуток времени в действии 3. (Отрывки из кинофильма Гайдая «Инкогнито из Петербурга»).

Какие изменения произошли в Хлестакове?

Кто поспособствовал этим изменениям?

- Сцены взяток, по определению Г. А. Гуковского, открывают механизм превращения фитюльки в ревизора. Задача нашего урока проследить, как Хлестаков сам поверил в то, что он важная персона. В этом нам поможет мастерство Гоголя-драматурга, который раскрыл нам характер чиновников через «сцену взятки».

3. Актуализация опорных знаний. Аналитическая беседа по действию 4.

На следующий день после «триумфальной сцены вранья Хлестакова» чиновники собрались в доме городничего для того, чтобы найти лучший способ дать взятку высокому гостю. Судья Ляпкин-Тяпкин предлагает «подсунуть» деньги «ревизору».

Давайте вспомним, что представляет собой судья Ляпкин-Тяпкин? Соотнесите цитаты из пьесы с персонажем. (См. «Приложение к уроку»)

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин:

- «Человек, прочитавший пять или шесть книг».

- Берёт взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит .

- «Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

- С 1816 года был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжал должность судьи до сего времени.

- Предлагал «подсунуть» деньги Хлестакову.

- Все судебные дела в запустении, в присутственных местах для просителей сторожа завели домашних гусей.

Домашним заданием к этому уроку было составление режиссерской таблицы. Вам нужно было обратить внимание на реплики чиновников «в сторону», тему разговора, поведение Хлестакова и его мнение о чиновниках.

Явление 3.

Опишите поведение Аммоса Фёдоровича Ляпкина-Тяпкина (Ему страшно, он трясётся от страха, стоит, вытянувшись и придерживая рукою шпагу, в кулаке зажаты деньги для взятки).

Прочитайте реплики «в сторону». О каком внутреннем состоянии судьи говорят эти реплики? О чём он думает во время визита? (Судья обращается всё время к Богу, в которого совершенно не верит. Страх перед ревизором – основа внутреннего состояния судьи. Думает только об одном: возьмёт или не возьмёт «ревизор» деньги)

Как он даёт взятку? (С большим удовольствием, для него это честь)

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет.) Как ведёт он себя в разговоре с Ляпкиным-Тяпкиным? (Наивно, ничего не понимает) Какие черты характера раскрываются в этой сцене? (Глупость, наивность , праздность)

« Господи Боже!

« О Боже!

«Ну, смелее, смелее! Вывози, пресвятая матерь! »

«Ну, город наш»

об орденах )

«Судья – хороший человек!»

Явление 4.

Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4-ом явлении? (Почтмейстер). Что представляет собой Иван Кузьмич Шпекин? Соотнесите цитаты из пьесы с персонажем. (См. «Приложение к уроку»)

Иван Кузьмич Шпекин:

- «Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьёт горькую».

- «Простодушный до наивности человек».

- «Совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживает».

- В разговоре с Хлестаковым всё время повторяет фразу: « Так точно-с».

Как Шпёкин ведёт себя во время визита к «ревизору»? Как он обращается к Хлестакову? (Как к военачальнику) Какова его речь? (Одни и те же слова: «Так точно-с»). Какая черта характера преобладает? (Робость, страх, угодничество)

Прочитайте реплику «в сторону». Почему только одна реплика? («Простодушный до наивности человек»)

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет) Как ведёт себя Хлестаков? Что в нём поменялось? (Осмелел, наглость , не пропустит того, что плывёт само в руки)

не столица »

«Почтмейстер, мне кажется, тоже очень хороший человек; по крайней мере, услужлив. Я люблю таких людей»

Явление 5.

Что собой представляет смотритель училищ Лука Лукич Хлопов? Соотнесите цитаты из пьесы с персонажем. (См. «Приложение к уроку»).

Лука Лукич Хлопов:

- Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты.

- Один из его подчинённых« никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

- «Не приведи Бог служить по учёной части, всего боишься»

- «Оно, конечно, Александр Македонский - герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне…»

Как ведёт себя чиновник Хлопов? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается)

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет) Что в нём поменялось? (Появилась развязность )

робость »

«Ну слава Богу! Авось не заглянет в классы! »

« Сигарки женского полу

«Прощайте»

Явление 6.

Почему Земляника заходит к Хлестакову последним? (Он бывалый и опытный) Что представляет собой Артемий Филиппович Земляника? Соотнесите цитаты из пьесы с персонажем. (См. «Приложение к уроку»).

Артемий Филиппович Земляника

- У него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя.

- «Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут».

- «Человек простой: если умрёт, так умрёт; выздоровеет, то и так выздоровеет».

- В заведениях, за которые он отвечает «…больные походят на кузнецов…», «…крепкий табак курят…»

Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет) Что в нём поменялось? (Появилось равнодушие и хамство )

«Люблю хорошую кухню »

прочесть что-нибудь забавное …»

детки

4. Обобщение.

Сделайте вывод: какие черты характера свойственны всем чиновникам? В чём разница между ними?

Вывод : растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.

К чему привела угодливость чиновников?

Вывод: подбадриваемый робостью и угодливостью чиновников, Хлестаков на наших глазах становится ревизором, сановником, взяточником.

Механизм превращения «фитюльки»

в «важную персону»

Наивность и глупость – наглость – развязность – хамство и равнодушие.

5. Творческое задание.

- Как приводит Гоголь своего героя к догадке о том, что он принят за какое-то важное лицо?

Задание режиссерского плана : найти тот момент в действии, когда Хлестаков начинает догадываться, что его принимают за государственного человека. Ведь с этого момента в поведении, тоне Хлестакова что-то должно измениться. Тут мнения ребят могут расходиться, но неоспоримо, что в сцене с Бобчинским и Добчинским Хлестаков уже не в роли просителя.

Подбадриваемый робостью и угодливостью чиновников, Хлестаков на наших глазах становится ревизором, сановником, взяточником. В сценах с купцами, слесаршей и унтер-офицершей он уже самый настоящий ревизор в каждом своем слове. Он уже действует как опытный взяточник и как обладающий полномочиями «деятель». Докажите это.

(Явление 10, реплики Хлестакова: «А что вам угодно?», «Ах, какой же он мошенник!», «Да это просто разбойник!», «Да за это просто в Сибирь» (о городничем). Явление 11: «Как же он мог это сделать?», «Я распоряжусь»)

Как дополняют образ Хлестакова «любовные сцены»?

Когда Анна Андреевна застает Хлестакова с дочерью, то обе женщины явно смущены. А как себя чувствует и ведет Хлестаков? Чем вы объясните его поведение? ( Он способен сыграть любую роль, даже роль пылкого влюбленного. Роль эту подсказывают ему сами обстоятельства, «случай». «Срывать цветы удовольствия» - вот цель его существования. А самое большое удовольствие - иметь власть и деньги, жить на широкую ногу. Нет любовного сюжета. А объяснение его с матерью и дочкой является тонко прикрытым пародированием любовной интриги.)

Явление 12-14. Инсценировка (5-7 минут).

6. Обобщение.

О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно)

Вывод по образу Хлестакова :

Пустейший и легкомысленный человек;

Не упустит того, что плывёт в руки;

Способен сыграть любую роль;

Самое большое желание – иметь деньги и власть.

7.Подведение итогов урока

Что, по - вашему, имел в виду автор, утверждая: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым?»

8. Домашнее задание.

Действие 5 (с. 80-98)

9. Приложение.

Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин. Судья

«А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне…»

« Господи Боже! Не знаю, где сижу. Точно горячие угли под тобою»

« О Боже! вот уж я и под судом! И тележку подвезли схватить меня!»

«Ну, смелее, смелее! Вывози, пресвятая матерь! »

«Ну, город наш»

«А выгодно, однако, быть судьёю?»

«А мне нравится Владимир. Вот Анна третьей степени уже не так» (об орденах )

«Судья – хороший человек!»

Иван Кузьмич Шпекин. Почтмейстер

«А он, однако ж, ничуть не горд: обо всём расспрашивает»

«А мне нравится здешний городок. Конечно, не так многолюдно – ну что ж! Ведь это не столица »

«Ведь это только в столице бонтон и нет провинциальных гусей»

«Почтмейстер, мне кажется, тоже очень хороший человек; по крайней мере, услужлив. Я люблю таких людей»

Лука Лукич Хлопов. Смотритель училищ

«Уж этого я никак не предполагал. Брать или не брать? (о сигаре)»

«Чёрт побери всё! Сгубила проклятая робость »

«Ну и сам не знаю, что говорю!»

«Продал, проклятый язык, продал!»

«Ну слава Богу! Авось не заглянет в классы! »

« Сигарки – моя слабость. Вот ещё насчёт женского полу , никак не могу быть равнодушен. Какие вам больше нравятся - брюнетки или блондинки?»

«Прощайте»

Артемий Филиппович Земляника. Попечитель богоугодных заведений

«Почтмейстер ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются.

Судья ездит только за зайцами, в присутственных местах держит собак и поведения самого предосудительного.

Смотритель здешнего училища хуже, чем якобинец… Как могло начальство поверить ему такую должность?»

«Люблю хорошую кухню »

«Я, знаете, этак люблю в скучное время прочесть что-нибудь забавное …»

«И что же, скажите, пожалуйста, есть у вас детки ? А как они того… как они того?..»

«Эй вы! Как вас! Я всё позабываю, как ваше имя и отчество»

gastroguru © 2017