Цель и график посещения урока администрацией. Посещение уроков материал на тему. Аспектный анализ урока

Организация внутришкольного контроля – один из самых сложных видов деятельности руководителя ОУ, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения различными технологиями.

С целью совершенствования ВШК и повышения уровня преподавания, обмена опытом работы, с целью расширения охватываемости ВШК каждого учителя, каждого ученика, с целью обеспечения демократизации управления школой, кроме традиционных видов контроля в своей работе большое внимание уделяю взаимопосещению руководителями МО, учителями уроков своих коллег . При этом в основном через взаимопосещение решаются такие актуальные и проблемные направления УВР для школы, как:

1. Организация индивидуальных и дифференцированных работ

2. Прослеживание работы учителя по теме самообразования

3. Систематизация деятельности педколлектива по единой методической теме

4.Обощение и распространение ППО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Положение о взаимопосещений уроков

Общие положения

  1. Настоящее Положение о взаимопосещений уроков является составной частью нормативной документации, регламентирующей порядок ведения образовательной деятельности в МКОУ «Кош - Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» и определяет порядок проведения и функции взаимопосещений уроков в школе.

1.2. Основными целями и задачами взаимопосещений являются:

Обмен опытом работы между педагогами;

Повышение качества преподавания в школе;

Апробирование и введение инновационных форм и методов преподавания;

Совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение уроков взаимопосещений;

Выявление учащихся, обладающих творческими способностями, стремящихся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

2. Организация и порядок проведения взаимопосещений уроков.

2.1. Уроки проводится в соответствии с учебным планом, планом методической работы, планом проведения открытых уроков.

2.2. План проведения рассматривается на заседании Методического совета или на заседаний методического заседания учителей школы и согласовывается с заместителями директора школы по учебно-воспитательной работе.

2.3. Задачей учителя, присутствующего на уроке взаимопосещения, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, педагогических находок, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.

2.4.Для проведения урока взаимопосещения может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Тема и форма проведения урока определяются учителем самостоятельно

3. Проведение урока.

3.1.Урок взаимопосещения проводится в деловой обстановке.

3.2. Приглашенные входят в класс до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание учащихся и без помех наблюдать за действиями педагога и учащихся.

3.3. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии учащихся своего отношения к работе педагога, ведущего его.

3.4. Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели; с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности.

3.5. Результаты наблюдений отражаются в Листе взаимопосещения урока (Приложение 1).

  1. Каждый учитель обязан посетить не менее двух открытых уроков в год.

4. Обсуждение и анализ уроков взаимопосещений.

4.1. Обсуждение урока проводится в день его проведения или сразу после урока.

4.2. Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.

4.3. Оценка сценария урока осуществляется с учётом следующих критериев:

  • соответствие программе;
  • методическая проработка плана и хода урока;
  • полнота и разнообразие используемых материалов по теме;
  • доступность и оригинальность подачи материала;
  • методы и приемы организации деятельности учащихся;
  • мотивация деятельности учащихся;
  • разнообразие используемых технических и программных средств;
  • соответствие итогов поставленной цели;
  • тиражируемость (возможность использования коллегами).

4.4. Все присутствующие на уроке сдают заполненные Листы взаимопосещения урока председателю методического совета. На основе листов наблюдений, обсуждении и анализа учебного занятия подводятся итоги посещения. При положительном опыте и возможности использования коллегами, Методический совет принимает решение о его внедрении в педагогическую практику.

Приложение 1

ЛИСТ ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЯ УРОКА

Дата «____» __________ 20___г. Класс _______ _______

Предмет _______________________________

Учитель _______________________________

Посещающий_______________________________________________
ФИО должность

Цель посещения____________________________________________________ __________________________________________________________________
Тема урока _______________________________________________________ ___________________________________________________________________

Цели урока______________________________________________________

___________________________________________________________________
Оборудование______________________________________________________________________________________________________________________

Всего учащихся по списку __________чел. Присутствовало _________ чел.

Формат урока

Проявление на уроке

Комментарии

да

частично

нет

  • Соответствие возрасту обучающихся
  • Практическая направленность
  • Метапредметность содержания

Организация урока:

  • Целеполагание
  • Характер учебных заданий
  • Мотивация обучающихся
  • Степень самостоятельности
  • Коммуникация учащихся
  • Характер домашнего задания

Типовая карта посещения урока

Дата посещения ______________________

Учитель __________________________________________________________

Предмет _____________________________

Класс ____________

Классный руководитель_________________________

На уроке присутствовали:______________________________________________________________ ________ __

Общая информация об уроке

1. 1. Причина посещения урока (отмечается одна из причин)

плановое посещение;

внеплановое посещение (указывается причина внепланового посещения).______________________ _______________

1. 2. Цель посещения урока (отмечается одна из целей)

знакомство с учителем;

комплексное наблюдение за работой учителя;

наблюдение за работой учителя в связи с определенной проблемой или решением определенной задачи (указывается проблема или задача) ;

наблюдение за работой класса, отдельных учеников;

диагностика затруднений учителя;

диагностика затруднений класса;

контроль (указывается форма контроля) ;

подготовка к аттестации;

аттестация;

психолого-педагогическое наблюдение;

другое (указывается цель посещения) .

1. 3. Общая характеристика урока

1.3.1. Тема урока: .

1.3.2. Место урока в системе уроков.

1.3.3. Тип урока.

1.3.4. Цель урока.

1.3.5. Задачи урока.

1.3.6. Оборудование и наглядные пособия, использованные на уроке (в том числе использование доски)________________________________________________________________________________________ __.

1.3.7. Контроль и оценивание умений, знаний и навыков учащихся.

1.3.8. Работа с тетрадями учеников.

2. Краткий конспект урока с комментариями, замечаниями, рекомендациями

3. Анализ урока

3.1. Исчерпанность темы

Разумное соотношение воспроизводящей и творческой деятельности

Разумное соотношение знаний «в готовом виде» и их самостоятельного поиска

Разумное соотношение побуждения учащихся к деятельности и корректного принуждения школьников

Педагогический такт учителя

Психологический климат в классе

Рабочее самочувствие учителя на уроке

Рабочее самочувствие учащихся на уроке

Учет возрастных и психофизических особенностей отдельных учащихся и класса в целом

Другое

3.9. Анализ домашнего задания

4. Оценка урока

4.1. Оценка урока учителем (самооценка)

4.2. Замечания и предложения

Порядок работы с картой. Хранение и использование карт

1. Каждый посещенный урок фиксируется в карте посещения урока.

2. Карта заполняется в течение урока и сразу после его окончания, а также перед началом обсуждения урока с учителем.

3. Обсуждение урока с учителем опирается на материалы карты.

4. Все карты хранятся у руководителя школьного методического объединения или заместителя директора школы, курирующего работу данного учителя. Их материалы могут быть использованы в ходе собеседований с директором школы и его заместителями, а также при аттестации педагогических кадров.

5. Материалы карты не могут быть достоянием педагогов школы кроме как с личного согласия учителя, чей урок зафиксирован в ней.

Примечания

1. Руководитель школьного методического объединения может разработать предметное приложение к карте, если возникает необходимость учета специфики того или иного предмета, например, работа с картой на уроках географии, анализ проведения лабораторной работы на уроках по предметам естественно­научного цикла и т.п. Заполнение приложения не отменяет необходимости заполнения типовой карты в полном объеме.

2. Содержание данной карты может быть пересмотрено в конце учебного года с учетом пожеланий и рекомендаций различных специалистов.

Пояснения к карте посещения урока (для руководителей школ, методистов, старших учителей, учителей-наставников)

Типовая карта посещения урока, введенная в нашем лицее, состоит из четырех частей.

В первой ее части представлена общая информация об уроке. В нее заносятся основные данные о посещенном уроке и его основные характеристики. Пункт 1.3.7 (контроль и оценивание умений, знаний и навыков учащихся) заполняется в свободной форме и подразумевает фиксацию тех приемов, форм контроля и оценивания, которые использовал учитель, а также определение «достаточности» и объективности выставленных оценок.

Вторая часть карты представляет собой конспект посещенного урока. Посещающий сам определяет степень подробности конспекта, т.е.:

фиксировать ли ему только основные этапы урока;

фиксировать основные этапы с особым вниманием к одному или нескольким этапам;

детально конспектировать ход всех этапов урока.

В ходе работы в школе учителям то и дело приходится сталкиваться с различного рода проверками. Мы разберем с вами, каковы цели посещения уроков завучем и как зачастую проходит данная форма проверки, на какие моменты обращает внимание проверяющий.

Основные цели

Посещение и анализ уроков учителей - одна из должностных обязанностей администрации школы. Зачастую завуч должен оповестить учителя о проверке заранее, в письменном виде. Лучше всего, если это будет хотя бы за день до проведения урока. Правда, далеко не во всех учебных заведениях администрация придерживается данного правила. В уведомлении должны быть указаны время и цель посещения урока.

Основные цели посещения уроков завучем - это:

1. Контроль качества обучения, знаний и навыков, умений учащихся.

2. Проверка состояния учебно-воспитательного процесса.

3. Помощь начинающим учителям в овладении методикой преподавания.

4. Выяснение причин неудач и успехов учителя.

5. Проверка дисциплины учащихся, посещаемости, соблюдений правил школы.

Моменты, на которые обращают внимание при проверке

Какова основная задача, которую преследует завучем? и составление замечаний и рекомендаций. В ходе проверки завуч делает пометки, составляет опросник, список замечаний и пожеланий, отмечает понравившиеся моменты.

В ходе урока обращается внимание на следующие моменты:

1. Правильность постановки и доведение ее до учащихся.

2. Достижение поставленной цели в ходе урока.

3. ее продуманность, выбор форм обучения.

4. Наличие личная подготовка учителя также относится к основной цели посещения уроков завучем.

5. Соответствие содержания урока современным государственным стандартам.

6. Организация самостоятельной работы учащихся.

7. Анализ работы учащихся на уроке, их поведения, активности.

8. Культура общения учителя с учащимися, соблюдение норм этики и такта.

9. Оценка домашнего задания - его объем и цель.

Это далеко не весь перечень моментов, на которые обращает внимание проверяющий. Их перечень во многом зависит от цели посещения уроков завучем.

Беседа по итогам проверки

После проверки завуч приглашает педагога для анализа проведенного урока. Зачастую руководство предпочитает обсудить с педагогом занятие сразу же после его проведения, что в корне неправильно. Анализ урока лучше всего проводить по окончании всех уроков, в спокойной, тихой обстановке, без лишней спешки.

Во время анализа урока завуч может попросить педагога провести рассказать о том, какие моменты, по мнению учителя, были удачны, какие ошибки он допустил во время урока.

Учитывая то, что проверка профессионализма начинающих преподавателей одна из частых причин, которую преследует посещение уроков завучем, анализ урока поможет не только выявить слабые места в но и найти пути устранения проблем.

Так, выслушав мнение учителя об уроке, завуч может дополнить рассказ педагога, внести свои предложения и рекомендации по устранению наиболее частых, типичных ошибок преподавателя. Все это поможет повысить профессиональный уровень педагога.

Выводы

Посещение уроков завучем школы - одна из наиболее частых проверок, к которым следует относиться как к рабочим моментам. В ходе проверки анализируются не столько личностные, сколько профессиональные качества педагога, проверяется его умение правильно и интересно преподать свой предмет. В результате анализа урока завуч может дать учителю ряд советов и рекомендаций по исправлению ошибок, порекомендовать использовать новые методы и формы обучения, посетить коллег, почитать дополнительную литературу по методике преподавания своего предмета.

Справка

по итогам посещения уроков учителей начальных классов

2 четверть 2017 учебный год.

В соответствии с планом внутришкольного контроля было проведено посещение уроков учителей начальных классов.

Цель:

1) знакомство с системой преподавания учителей начальных классов;

2) осуществление единых педагогических требований к образовательному процессу;

3) соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Методы проверки: наблюдение, знакомство с классной документацией, посещение уроков по всем предметам, собеседование с учителями.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время в связи с модернизацией образования, постепенным введением стандартов второго поколения задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

В решении этой важной задачи ведущая роль принадлежит учителю, его профессионализму. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий явно выраженным индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом. Важнейшей задачей педагога становится формирование у обучающихся универсальных учебных действий на уроке и во внеурочное время.

1-4 классы работают по ФГОС. Анализ рабочих программ, календарно-тематического планирования показал, что они составляются учителями в соответствии со стандартами.

В ходе проверки установлено, что учителя, работающие в начальных классах проводят уроки в соответствии с требованиями ФГОС, применяют разнообразные приёмы и методы активизации познавательной деятельности учащихся. В классах созданы благоприятные условия для нормального развития детей, учителя используют все возможности для успешного овладения учащимися программного материала, для формирования у учащихся универсальных учебных действий.

Преподавание уроков в 1- 4 классах ведётся по УМК «Школа России».

Требования, предъявленные учителями, едины и учащимися выполняются.

Каждый урок начинается с организации класса (проверяется наличие письменных принадлежностей, учебника, тетради и т. д.).

На уроках в обязательном порядке проводятся физминутки протяженностью по 1-2 минуты в игровой форме. Классные комнаты проветриваются по возможности, во время перемен, без присутствия детей. Уровень освещенности классных комнат удовлетворительный. Только в классах Самсонкиной Н.В. – 2д, 3д классах, Алексеевой Г.В. – 1д, 4г классах освещенность хорошая, вставлены новые лампы за счет родителей.

Следует отметить доброжелательность учителей, взаимопонимание с учащимися. Уроки проходят в хорошем темпе. Но есть некоторые учителя, которые иногда допускают ошибки в речи при проведении уроков. Ставят не продуманные вопросы, при пересказе прочитанного текста не исправляют ошибки детей в речи.

Тематические планы уроков учителей грамотно отражают содержание учебного материала. На уроках используются красочные наглядные пособия и раздаточный материал, мультимедийное оборудование (компьютерные презентации, мобильный компьютерный класс).

На уроках русского языка и обучения грамоте учителя осуществляют индивидуальный подход к учащимся, в соответствии с разным уровнем подготовки и знаний учеников применяются разные формы обучения, в большой степени используется наглядность.

Уроки математики учителями планируются грамотно, с учетом дифференцированного подхода к обучению. Дети четко выполняют требования учителей, с удовольствием участвует в математических играх.

Были посещены следующие уроки:

1. 4а класс Ортен-оол Н.Н.. (Окружающий мир) Практическое исследование. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека в различных состояниях. (Использование датчиков) 20. 112017

2. Даваа Р.Ч. 2а класс (Русский язык) Имена существительные. Использование ИКТ при проверке знаний учащихся. Тест (Использование ноутбуков, компьютера, smart доску) 20.11.2017

3. Маадыр-оол А.А.4в класс (Окружающий мир) Вода в природе. Использование ИКТ 29.112017

4. Алексеева Г.В. 4 г класс (Математика) Минута, секунда. Использование ИКТ 28.11.2017

5. 1 б Мижит-Доржу Е.Д (Окружающий мир) Как зимуют животные. 29.11.2017

6. 3г Донгак Ш.Ш.(Литературное чтение. Обучение грамоте (чтение)) «Умеет ли разговаривать природа? Л.Толстой «Вышла мышка погулять». 28.11.2017

8. 1г класс Корген-оол С.Д. (Литературное чтение. Обучение грамоте(чтение)) Звук и буква «Щ». 29.11.2017

Итоги посещения уроков.

Урок музыки Мунзук Сырга Сергеевна построила на основе деятельностного подхода. На уроке организована работа в группах, познавательная и игровая деятельность. Дети слушали музыку, пели хором, узнавали классическую музыку на слух, перевоплощались в режиссёров, оценивали деятельность одноклассников, что говорит о формировании коммуникативных УУД. Речь учителя, манера поведения, профессиональные умения служат позитивным примером для подражания.

Куулар Э.Г. на уроке окружающего мира по теме « Жизнь лесных зверей» с помощью загадок предложила ученикам сформулировать тему урока. Урок проведён методически грамотно, поставленные цели – достигнуты, носит воспитательный, развивающий и обучающий характер. Речь учителя чёткая, ясная, правильная. При работе с учебником детям понравилось узнавать следы зверей, много ребята рассказывали о своих личных наблюдениях.

Доктугу Э.К. строит свои уроки, используя проблемно-диалогическое обучение. Она тщательно подбирает задания, анализирует их с точки зрения практической направленности на формирования УУД на уроке. Отличный, творческий урок. Чётко определены тема и цели урока. Урок построен методически грамотно и доступно. Правильно использовано ИКТ. На уроке организована деятельность в парах, в группах, чтение хором. Учитель строит работу так, что заставляет учеников наблюдать, сопоставлять, делать выводы.

У учителя 2б класса Сарыглар Л.О. хорошо получились мотивация на получение новых знаний, актуализация изученных знаний (познавательные УУД). Урок проведён в оптимальном темпе, выдержаны все структуры урока, поставлены и достигнуты цели. Разнообразные виды учебной деятельности обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы. Речь учителя понятна, доступна, вовремя делаются выводы. Индивидуальный контроль побуждает к высказыванию своего мнения. При чтении слогов и слов учитель добивается чёткости в произношении и прочтении, объясняя лексическое значение трудных слов. Урок носит развивающий и обучающий характер.

Сегодня учитель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу педагога, помогают совершенствовать и развивать своё мастерство.

При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, более современные и доступные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать, и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.

Агбаан А.Д. – 3 б клсс, Даваа Р.Ч.- 2 а класс, Билченей А.В. – 3 в класс проводили уроки с тесным использований ИКТ и их возможностей.

Проведенные уроки показали, что учителя владеют методикой преподавания предметов на достаточном уровне, обладают профессиональной компетентностью. Уроки отличались высокой плотностью, доступностью изложения материала, эффективностью методов и приёмов работы, целесообразностью распределения времени, логической последовательностью и взаимосвязью этапов.

Ученики показали активность на уроках, проводимых с использованием средств ИКТ. Они продемонстрировали владение коммуникативными навыками, использовалась информация из Интернет-ресурсов. Живой интерес учащихся вызвали работа с средствами тестирования, работа парами,группами.

Анализ уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря презентациям, средствам обратной связи дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Однако, при разработке уроков с использованием ИКТ необходимо уделять особое внимание здоровью детей. Обязательно включать физические и динамические паузы, зарядку для глаз.

Интересно прошёл урок по окружающему миру у Маадыр-оол А.А. Дети показали хорошие знания ранее изученного материала. На уроке активность была высокой благодаря умению учителя привлекать и поддерживать внимание учащихся техническими средствами, продуманным рядом вопросов для учащихся. Изучаемый материал понятен, посилен, интересен детям, имеет практическую направленность. Рационально и эффективно используется время урока. Требования к учащимся соответствуют новым образовательным стандартам.

1в класс Соскал В.В. стремится обучать детей на уроках, не перегружая, учитывая их психологические и возрастные особенности, развивая их индивидуальные способности. На уроке в течение всего времени поддерживалась атмосфера радостного, искреннего общения. Для обеспечения активности и самостоятельности мышления планировались проблемные вопросы, стимулировалась поисковая деятельность детей. Урок грамотно построен, правильно поставлены цели. Материал усвоен учащимися, замечательно проведена рефлексия. На уроке использовано большое количество наглядного материала.

Учитель 3г класса Донгак Ш.Ш. тщательно продумывает вопросы и задания для учащихся на развитие речевых, учебно-языковых и правописных умений . Ученики работали не только с учебником, но и со словарём Активность ребят высокая. Диалог учителя с учащимися доброжелательный, спокойный, чёткий и понятный. Атмосфера в классе рабочая. Постоянно прослеживаются межпредметные и обратная связи, учителем создаётся проблема, к решению которой привлекаются учащиеся.

  1. Учителям начальных классов продолжить обучение детей в соответствии с требованиями ФГОС, с использованием различных педагогических технологий, с использование различных приёмов и методов для активизации познавательной деятельности учащихся.
  2. Рационально использовать оборудование кабинета.
  3. Следить за распределением времени по этапам урока, не забывать о физминутках.
  4. Планировать и организовывать работу на уроке с детьми, обучающимся по программе 7 вида, используя развивающие технологии.
  5. Чаще посещать уроки друг друга с целью обмена опытом.

Заместитель директора: /Мандан-оол И.Д./

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ УРОКОВ

Урок - это основная дидактическая единица, важнейший элемент учебно-воспитательного процесса. Хороший урок имеет «своё лицо», которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства, в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя: знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока; умение планировать, проводить и анализировать урок. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, профессиональные навыки.

Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оценивается в основном во время посещения учебных занятий. Выводы, сделанные на основе посещения урока, позволяют судить о его эффективности. По результатам посещения серии уроков можно составить мнение о системе работы учителя и об особенностях учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом.

Педагогическая наука и практика выработала целый ряд подходов к анализу уроков в результате их посещения, к интерпретации полученных выводов. Множественность таких подходов, базирующаяся на разнообразии учебно-воспитательного процесса в современной российской школе, позволяет каждому образовательному учреждению выработать собственные принципы и приёмы анализа уроков, которые отражают особенность, уникальность данной школы, центра образования, гимназии.


1. Ознакомительное посещение уроков - это знакомство с системой работы учителя (молодого специалиста, нового сотрудника, педагога-новатора) через посещение серии уроков. Осуществляется в отведенный заранее срок, например, в течение изучения отдельной темы в одном классе (посещаются все уроки) или календарного месяца (посещается большинство уроков). Основная цель : оценка оптимальности избранной структуры урока и сочетания методов и приёмов обучения для достижения педагогического результата. В центре внимания администрации - работа учителя, её результативность и системность. Выводы представляются при обсуждении с учителем каждого урока в виде оценочного и аспектного (с точки зрения содержания и методики урока) анализа, а также по итогам посещения серии уроков (в конце установленного срока) на собеседовании учителя с администрацией центра образования.

Аспектный анализ урока (с точки зрения содержания образования и методики).

  • Соответствие содержания урока требованиям государственных программ и базовых образовательных стандартов.
  • Постановка целей урока и степень их достижения.
  • Структура урока, её обоснованность и соответствие целям и содержанию урока.
  • Научность, достоверность и доступность для учащихся изучаемого материала.
  • Обоснованность и разнообразие использованных методов, приёмов и средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, целям урока и возможностям класса.
  • Реализация развивающих и воспитательных возможностей урока.
  • Обоснованное использование современных педагогических технологий.
  • Культура общения учителя с учащимися, создание комфортного психологического климата в детском коллективе.

2. Контрольно-обобщающее посещение уроков - это традиционный для каждого образовательного учреждения классно-обобщающий контроль. Основная цель : оценка состояния учебно-воспитательной работы в конкретном классе по разным предметам за определённый (короткий) период времени по специальным критериям. - работа учащихся на отдельном уроке и ряде уроков, а также психолого-педагогическая система образовательного учреждения в целом. Организуется в отдельном классе или параллели в соответствии с определённой темой , которая определяет цели наблюдения за учебно-воспитательным процессом, особенности анализа уроков в рамках классно-обобщающего контроля и выводов по его итогам. Осуществляется через посещение всех уроков в данном классе (параллели) в течение одного учебного дня (учебной недели). Выводы представляются на обсуждении с учителем каждого урока в виде оценочного анализа и собеседования, а также на тематическом совещании педагогов по итогам классно-обобщающего контроля.

5 класс.

« Преемственность учебно-воспитательного процесса в начальной и основной школе».

Цели:

  • Оценить общий уровень сформированности общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций выпускников начальной школы; степень их готовности к обучению в 5 классе.
  • Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса в данной параллели и в конкретном классе (например, единство требований; использование возможностей школьного компонента; активизация определённых видов деятельности и т.д.).
  • Подготовить рекомендации для учителей-предметников, классных руководителей и родителей учащихся для успешной адаптации пятиклассников в средней школе.

10 класс.

Тема классно-обобщающего контроля: « Своеобразие познавательного процесса в старших классах».

Цели:

  • Оценить уровень мотивации и степень готовности выпускников основной школы к обучению в 10-м классе.
  • Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса в данной параллели и конкретном классе (например, организация дифференцированного обучения, элективные курсы; система подготовки к экзаменам и т.д.).
  • Подготовить рекомендации для учащихся и родителей для успешного обучения в старшей школе, сдачи экзаменов и выбору профессиональной деятельности.

Классы с мотивированными к учебно-познавательной деятельности учащимися.

Тема классно-обобщающего контроля: « Содержание и образования и методика преподавания в классах с повышенной мотивацией учащихся к обучению и гимназических классах».

Цели:

  • Оценить общий уровень сформированности ключевых компетенций и специальных умений и навыков у учащихся контролируемых классов.
  • Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса с данным контингентом учащихся (например, активизация приёмов КСО, использование интерактивных методов обучения и т.д.).
  • Подготовить рекомендации для учителей-предметников по организации работы в контролируемых классах.

Общие критерии анализа урока (и учебно-воспитательного процесса в целом) в рамках классно-обобщающего контроля.

  • Объём получаемой на уроке (уроках) информации, её доступность, достаточность.
  • Суммарный объём домашних заданий, степень и качество их выполнения.
  • Единство требований к учащимся, степень их выполнения.
  • Активность, интенсивность работы учащихся на уроке, в течение дня, на различных уроках (в сравнении).
  • Разнообразие используемых методов, форм, приёмов и технологий обучения.
  • Степень сформированности общеучебных и специальных умений и навыков, ключевых компетенций.
  • Уровень мотивации школьников к процессу познания, интерес к учёбе, отдельному предмету и виду деятельности.
  • Особенности общения участников педагогического процесса (Учитель-Учащиеся; Учащиеся-Учащиеся), психологическая атмосфера в классе.
  • Результаты обучения.

3. Тематическое посещение уроков - это изучение отдельных аспектов учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Систематическое посещение уроков осуществляется регулярно, в течение учебного года или ряда учебных лет. Оно связано, прежде всего, с реализацией общей методической темы, над которой работает центр образования. Основная цель : выявление элементов педагогического мастерства (профессионального творчества, инноваций), заслуживающих изучения и внедрения в педагогическую практику, а также трудностей и проблем, в решении которых требуется административная помощь. Кроме того, в ходе ознакомительного, контрольно-обобщающего или систематического посещения уроков могут быть выявлены болевые точки и успехи образовательного процесса, которые способны стать импульсом для организации локальных посещений уроков. Они ставят пред собой частные цели. (Например, выявить уровень сформированности речевых компетенций и результативность работы по развитию речи школьников; изучить, какие виды опроса используются на уроках; оценить, как организуется на уроках творческая деятельность учащихся; исследовать, каким образом применяются на уроках элементы ИКТ; оценить систему подготовки к экзаменам учащихся выпускных классов.) В центре внимания администрации - избранный аспект учебно-воспитательного процесса. Выводы представляются на обсуждении каждого урока с учителем в виде самоанализа педагога, проводившего урок, и развёрнутого анализа урока представителем администрации; через административные характеристики и рекомендации по распространению педагогического опыта; на тематических педагогических советах и семинарах.

Виды анализа урока

Анализ урока - это оценка по различным критериям степени эффективности урока.

1) Комплексный (полный) - многоаспектный анализ реализации задач урока (чаще - серии уроков), содержания и видов учебной деятельности школьников; реализации дидактических принципов; адекватности выбора методов и технологий обучения; уровня усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности; результативности урока. Используется при экспертизе педагогической деятельности.

2) Системный (единый) рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования ЗУН учащихся и ключевых компетенций. Позволяет оценивать эффективность занятий независимо от их типа, вида, структуры. Часто базируется на рассмотрении не только одного урока, а системы учебных занятий. Используется обычно для оценки новаторской деятельности и при аттестации педагогических кадров.

3) Оценочный (краткий) - это общая оценка урока, успешности реализации его образовательных, воспитательных и развивающих задач. Обычно используется как отзыв коллег о посещенном (открытом) уроке, включает указание положительного («+») и отрицательного («-») в методике урока, а также предполагает выявление ценного опыта («возьму на заметку!»).

4) Структурный (поэтапный) - выявление главных элементов (этапов) урока, оценка их целесообразности для решения поставленных задач и для общего развития школьников. Это наиболее популярный в отечественной школе вид анализа урока. Он используется и как развернутый самоанализ урока учителем, и как основной внешний анализ (при проведении ВШК, открытых уроков, аттестации педагогических кадров).

5) Аспектный (целевой) - рассмотрение и оценка под определенным углом зрения (с конкретной целью) какой-либо стороны урока; например, использование развивающих методов обучения; формирование общеучебных навыков; проверка и оценка знаний на уроке и т.д. Используется обычно для выявления мастерства учителя в применении технологий обучения при целевом наблюдении за учебным процессом (ВШК, реализация методической темы школы), при проведении обучающих семинаров и др.

В педагогической литературе предлагаются и иные виды анализа урока, в частности,

* структурно-временной (как распределено время по этапам урока);

* психологический (как обеспечивается развитие учащихся в процессе познавательной деятельности);

* дидактический (с точки зрения реализации принципов обучения и отбора учебного материала);

* с позиций личностно ориентированного образования (использование субъективного опыта учащихся и специфического дидактического материала; характер педагогического общения на уроке и активизации способов учебной работы и т.п.);

* с позиций здоровье сберегающих возможностей урока;

* поэлементный (включает анализ содержания, методики, развития познавательной деятельности школьников как важнейших составляющих элементов современного урока);

* сопоставительный (урок соотносится с другими уроками данного учителя с целью выявления системы в работе, динамики);

* с позиций деятельностного подхода (ключевой момент в анализе - рассмотрение характера деятельности учащихся во время урока);

* системно-интегративный (используется для характеристики уроков, построенных на основе межпредметной интеграции) и многие, многие другие.

Все они являются, по сути, аспектными или комбинируют возможности основных пяти видов анализа урока.

Система анализа урока (обычно - несколько видов анализа) нередко разрабатывается в образовательном учреждении и используется учителями и администрацией в соответствии со спецификой школы.

Структурный самоанализ урока

Популярность данного вида анализа и активное его использование в качестве схемы самоанализа урока учителем заключается в некоторой универсальности подхода к оценке урока через его структуру: позволяет оценить замысел, ход, результаты урока и его методику в системе. Данный вид самоанализа надтехнологичен, т.е. может быть применён к уроку, спроектированному на основе любой педагогической технологии. При необходимости в общую схему могут быть внесены дополнительные элементы, раскрывающие конкретные аспекты анализа урока.

Схема структурного самоанализа урока.

Класс

Тема урока

Тип урока, его структура (этапы)

1. Место урока в теме, его связь с предыдущими и последующими уроками.

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество «сильных», слабо успевающих; какие особенности учитывались при проектировании урока).

3. Учебная, развивающая, воспитательная цели урока (ТДЦ); оценка успешности их достижения.

4. Отбор содержания, форм, методов и технологических приёмов обучения в соответствии с целями и задачами урока.

5. Главный этап урока, его характеристика.

6. Рациональность распределения времени на уроке (обоснование, как все этапы урока «работали» на главный; указание на логичность «связок» между этапами урока).

7. Отбор дидактического материала, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.

8. Организация контроля усвоения ЗУН (на каких этапах, в каких формах, какими методами).

9. Оценка результатов урока (удалось ли реализовать поставленные задачи, почему).

10. Психологическая атмосфера на уроке, общение учителя с учащимися, учащихся между собой.

Системный анализ урока

Данный вид анализа включает в себя ряд аспектов, позволяющих дать всестороннюю оценку урока, поэтому может использоваться как основа для исследования учебно-воспитательного процесса с различными целями.

Схема системного анализа урока

1. Анализ целей урока:

  • какие цели урока поставлены учителем;
  • в какой степени эти цели отражают особенности учебного материала; место данного урока в системе; уровень подготовленности класса;
  • поставлены ли цели перед учащимися;
  • в какой степени достигнуты поставленные цели.

2. Анализ структуры и организации урока:

  • какой тип урока выбран, обоснован ли этот выбор;
  • являются ли все этапы урока взаимосвязанными, логичными и продуманными;
  • целесообразно ли распределено время на уроке;
  • рационально ли выбраны формы обучения.

3. Анализ содержания урока:

  • соответствует ли содержание урока требованиям программы;
  • насколько полно, достоверно и доступно ведётся изложение материала;
  • каким образом реализуется развивающая и воспитывающая направленность образовательного процесса;
  • как организуется самостоятельная деятельность учащихся на уроке.

4. Анализ методики проведения урока:

  • какие методы, приёмы и средства были использованы на уроке;
  • соответствуют ли они содержанию учебного материала, целям урока, особенностям класса;
  • эффективно ли использование наглядных пособий, дидактического материала, ТСО.

5. Анализ работы и поведения учащихся на уроке:

  • общая оценка работы класса;
  • внимание и прилежание;
  • интерес к предмету;
  • активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока;
  • включение учащихся в самостоятельную учебную работу;
  • формирование общеучебных и специальных умений, навыков, компетенций.

6. Анализ личностно-развивающих возможностей урока:

  • есть ли у учащихся на уроке возможность выбора значимой деятельности;
  • учтены ли при подборе материала жизненные интересы детей, соответствие их личностно-смысловой сфере;
  • создаются ли на уроке ситуации, побуждающие к дискуссии, коллективному поиску, решению проблемных задач;
  • каким образом ведётся воздействие на мотивационную сферу учащихся.

7. Анализ педагогического общения на уроке:

  • какова культура общения учителя с учащимися, учащихся между собой;
  • какова морально-психологическая атмосфера в классе;
  • какова дисциплина учащихся на уроке, какими способами она поддерживается.

Анализ урока проводится с общепедагогических позиций, является надпредметным, т.е. применимым к уроку по любой учебной дисциплине. Учитывая специфику своего учебного предмета, каждое методическое объединение учителей-предметников может разработать особенную схему для анализа и самоанализа урока.

Порядок организации посещения и анализа уроков администрацией образовательного учреждения

1. Методсовет утверждает методическую тему центра образования на учебный год и определяет в связи с этим основную цель систематических посещений уроков; а также уточняет, каким аспектам системного анализа урока следует уделить особое внимание; вносит необходимые уточнения и изменения в общую схему анализа урока .

2. На совещании администрации определяются сроки и темы классно-обобщающего контроля , формулируются цели и формы отчётности.

3. Администрация в рабочем порядке принимает решение о необходимости проведения ознакомительного и локального посещения уроков, определяет сроки, цели и виды отчётности.

4. Составляется (и по мере необходимости корректируется) график посещения учебных занятий, тематических совещаний и педагогических советов, связанных с обсуждением результатов посещений уроков.

Представление выводов по результатам посещения уроков

Своеобразие выводов зависит, прежде всего, от тех целей, которые были поставлены при организации посещения и анализа урока. Однако результатом административного посещения урока (серии уроков) в обязательном порядке должно быть подведение итогов, оценочное суждение в связи увиденным уроком.

Элементы итогового оценочного суждения:

  • оценка самоанализа, сделанного учителем;
  • общее впечатление о работе педагога и класса;
  • элементы творчества, педагогического мастерства, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других учителей;
  • недостатки урока с объяснением их возможных причин и тенденций в их развитии;
  • рекомендации учителю по самообразованию, самосовершенствованию и распространению педагогического опыта;
  • оценка общего уровня проведения урока.

«Очень низкий»: отсутствие продуманного плана урока, непонимание учителем целей, задач изучения темы.

«Низкий»: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.

«Средний»: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.

«Высокий»: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачами урока.

«Высший»: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися.

Использованная литература.

  1. Анализ урока: типология, методики, диагностика. Авторы-составители Л.В.Голубева, Т.А.Чегодаева. - Волгоград, 2007.
  2. Ромадина Л.П. Справочник завуча. - М., 2001
  3. Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. - М., 2003
gastroguru © 2017