Бог Карачун — кто это? Злой карлик, укравший Солнце? Карачун – Грозный и неумолимый Бог морозов Славянские боги карачун

Как известно, знакомый нам Дедушка Мороз — главный новогодний персонаж и любимец детей, — появился не слишком давно — во второй половине XIX века. В то время в России были предприняты первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как святой Николай у их западных сверстников. Ну а к началу XX века сложился тот образ, который мы все хорошо знаем и любим.

В образе Деда Мороза слились два персонажа — христианский Святой Николай и языческое славянское божество — Карачун. Как же так случилось, что языческий бог стал символом христианского праздника?

После христианизации славянских земель началась замена языческих божеств и их культов на христианских святых и христианские праздники. Так как период чествования Карачуна примерно совпадал со днём святителя Николая, именно с этим Святым Карачун и стал отождествляться.

Позже, с рождением СССР празднование Рождества в России потеряло свою актуальность и рождественский дед на некоторое время был предан забвению.

Но затем произошла еще одна трансформация, и рождественский дед превратился в Деда Мороза и начал приносить детям подарки не на Рождество, а на Новый год.

Конечно же, во время всех этих метаморфоз Карачун сильно изменился, но согласитесь, — результат стоил того.

Давайте же узнаем, что представлял собой Карачун в древние дохристианские времена.

Кто такой Карачун

У древних славян был бог мороза и зимы, которого называли Корочун (Карачун). Именно он, согласно древним преданиям, был очень близок к Велесу и властвовал над морозами и стужей. Карачун относился к божествам нижнего Мира, или Нави.

Бытует также мнение, что Карачун – это сам Чернобог, бог смерти. Он укорачивал день и удлинял ночь, ведь не напрасно день его чествования приходился на день Зимнего Солнцестояния. И по сей день, ставшее нарицательным имя «Карачун», используется в смысле погибели, конца.

Внешность Карачуна была таким: высокий и крупный старик, с длинной бородой серебристого цвета.

Он носил теплую синюю шубу, в одной руке держал посох. Лицо Карачуна суровое и подчас грозное, а взгляд леденящий в буквальном смысле. Бог с легкостью мог заморозить все реки и озера, а также намести огромные снежные сугробы.

Карачун всегда ходил со своей свитой , которая состояла из птиц-вьюжниц, волков-метелей, медведей-шатунов и замерзших до смерти человеческих душ.

Да, вот такой жутковатый образ был у бога морозов и холода.

Если сегодня Дед Мороз – это добрый старичок, который приносит радость, подарки и веру в волшебство, то отношение к Карачуну было далеко не таким однозначным. Связано это было, безусловно, с противостоянием между язычеством и христианством. Карачуна иногда представляли злодеем, который может заморозить человека до смерти. Якобы он воровал детей и даже убивал людей.

Считается, чтобы задобрить духа холодов и морозов, у людей существовал кровавый обряд. Он заключался в том, чтобы на елку вешать части жертвенных животных. Возможно, современная традиция елочных игрушек пришла к нам из этого языческого обряд, кто знает…

Карачун, Корочун, Kracuri…

Слово «карачун» имеется в разных культурах и тоже может о многом поведать.

В славянской мифологии название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника (древнерус. корочунъ, словац. Kracuri, «рождество», болг. крачунец, «рождественский день», в Закарпатье крачун - рождественский пирог), а также злой дух (белорус, корочун, «внезапная смерть в молодом возрасте, судороги, злой дух, сокращающий жизнь», рус. карачун, «смерть», «гибель», «злой дух»).

Этимология слова неясна; предполагалось заимствование из лат. quartum jejunium, «большой, четвёртый пост» (ср. лат. источник слова коляда); образование от глагола со значением «шагать» (сербо-хорв. крачати и т. п.) - «шагающий день», отсюда «переходный день, день солнцеворота»; заимствование из алб. кёгсшп, «пень», «обрубок дерева»: рождественское полено, ср. Бадняк.

Карачун (корочун, керечун, крачун), в мифологии древних славян - бог скотьего падежа и смерти от мороза.

Карачун - это второе имя Чернобога.

У малороссов и белорусов Карачун - злой дух (корочун - внезапная смерть в молодом возрасте, судороги; злобный дух, сокращающий жизнь).

Карачун также название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника - Рождества (в Закарпатье крачун - рождественский пирог).

Также, Карачун - название Коляды или Рождественской ночи на западе Украины, в Словакии и Чехии.

«В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большой бородой, Корочун ударяет дубиною в пень, - и звенят злющие эюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается» (Алексей Михайлович Ремизов, «Сказки»).

День языческого почитания Карачуна приходится на день зимнего солнцеворота (отмечаемого в зависимости от года с 19 по 22 декабря) - самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет свою власть грозный Карачун - божество смерти, злой дух, повелевающий морозами. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и укорачивает светлое время суток.

Слуги грозного Карачуна - медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и волки-метели. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».

Тёмный Бог. Но больших оснований утверждать, что Карачун является Богом славян, у нас нет. День Карачуна совпадал с одним из самых холодных дней зимы, 12/25 декабря (Спири-дон-солноворот по более позднему крестьянскому календарю), когда перестают укорачиваться ночи, а солнце смотрит уже не на мороз, а на тепло. Древние славяне считали Карачуна подземным богом, повелевающим морозами. Вот эта темная, непонятная сила, которая укорачивала светлую часть суток, и есть Карачун. Бог этот был столь грозен и неумолим, что до сих пор имя его сохранилось в славянских языках.

У белорусов «коронуй» - внезапная смерть в молодом возрасте; злой дух, сокращающий жизнь.

По-русски это смерть, погибель , а также злой дух. Выражение «задать карачуна» означает умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-то. «Хватил его карачун» - то есть человек внезапно умер.

Собирательный образ Бога Карачуна просуществовал до сегодняшних дней. Так ещё можно встретить в лексике фразы семантические отсылающие нас к образу беды: «Придёт Карачун».

В Новгородской летописи «стояше вся осенина дъждева отъ Госпожина дни до Корочуна» (ПСРЛ III-9),

Керечун или Крочун вечер - сочельник или Рождественские святки . Окочуриться, накатить.

Особенно страшным является високосный год, он считается временем Карачуна, Его стихией. Поэтому в народе считается, что на високосный год больше людей гибнет.

Ритуалы поклонения богам передавались на протяжении долгих веков и имели глубокие корни. Даже после Крещения Руси славяне не забыли о своих заступниках и продолжали их боготворить, придав им облик православных святых.

Иерархия античных славянских богов

Древние легенды и сказания славян, в отличие от египетских или греческих, не были связаны с письменностью. Они передавались из уст в уста, видоизменялись, а часть из них была просто утеряна. Поэтому воссоздание пантеона славянских богов основывалось на научных гипотезах и сохраненных античных преданиях, что влекло за собой явные противоречия и споры.

Однако все поколения языческих богов имели четкую иерархию, а также подразделялись на две противоборствующие стороны:

  1. В Солнечную (небесную) династию входили светлые их представители.
  2. А в Лунную (функциональную) – ночные, темные боги.

Возглавлял пантеон славянских богов Род, а всего в небесной династии их было четыре – Сварог, Даждьбог, Хорс и Ярило. Представителями темных сил выступали Перун, Велес, Стрибог и Семаргл.

В соответствии со значимостью мифологические существа подразделялись на 3 ступени:

  1. Высшая. Эту нишу занимали боги, которые представляли для народа чрезвычайную важность и были задействованы в самых известных легендах и сказаниях. К ним относились Сварог, Перун, Стрибог и Даждьбог.
  2. Средняя. На этой ступени располагались боги, поклонения которым проводились во время сбора урожая, хозяйственных работ, а также в периоды перемен сезонов. Сюда входили Род, Чур, а также большинство женских божеств.
  3. Низшая. Здесь размещались мифологические существа, которые меньше всего своим обликом походили на человека – русалки, кикиморы, домовые, вампиры, лешие.

Каждое обращение к богам имело форму языческого ритуала. Это действие производилось для того, чтобы божества были благосклонны к народу, исполняли его просьбы и защищали от злых духов. Все славянские боги покровительствовали определенной культуре, искусству, сезонности, имели свою символику и значение.

Бог Род – прародитель всего живого

В античности именно это божество олицетворяло великого Творца, создателя жизни на Земле. Он извлек планету из вечной тьмы, создал небо, горы и океаны, населив ее людьми и животными. Это Высший Разум, управляющий нашей сущностью, мыслями и судьбой.



Всемогущий Род разделил мирское существование на три сферы:

  1. Правь – обитель богов, его детей.
  2. Явь – земная жизнь, которую заселил человек.
  3. Навь – темное царство мертвых.

Древние народы поклонялись Роду во время весеннего пробуждения природы, при рождении ребенка. Особое значение обряд приобретал в периоды начала посева и при сборе урожая. Также ритуал поклонения производился при поминании усопших родственников.

К атрибутам Рода принадлежат деревянные статуи фаллической формы, окрашенные в багровый красный цвет. Неизменным символом является яйцо, как знак происхождения этого божества. Геометрические знаки Рода представлены в виде девятиугольной сложной фигуры, состоящей из трех треугольников и пятиконечной звезды – пентаграммы.

Частое использование звезды с пятью концами в магии и обрядах сатанистов породило у многих людей ошибочное суждение об этом знаке, причисляя его к символам Зла. Но этот знак издревле несет в себе не суть зла или добра, а является лишь стереотипом, который сложился под влиянием определенных негативных ситуаций. В культуре древних славян пентаграмма является божественным символом здоровья, человеческого начала, благополучия и постоянства.

Карачун – темный бог подземного царства

Это существо представляло лунную династию богов с присущей ему грозностью и неумолимостью. Считали, что благодаря этому повелителю укорачивается день, а празднование Карачуна выпадало на самый холодный и короткий день зимы, 21 или 22 декабря. В пантеоне славянских богов это был один из самых свирепых, могущественных и жестоких духов, который нес смерть.



У белорусских народов этот бог олицетворял неожиданную кончину в молодом возрасте, его считали духом Зла, способным сократить годы жизни. Он причислялся к подземным мифическим существам, мог наслать на землю лютые морозы. Со временем в народе сгладился негативный образ Карачуна, и его стали называть повелителем зимы – Морозко, которому под силу сковать природу холодом, погружая ее в смертный сон.

У поляков, сербов, украинцев этот бог олицетворял зимний солнцеворот – праздники Рождество и Сочельник. В древние времена Карачуном назвали рождественский хлеб, который пекли из разных видов злаков. Некоторые традиции сохранились и сегодня в карпатских семьях. Карачун символизировал достаток, семейное богатство, здоровье и плодовитость.

Перун – повелитель неба

Шаманы древних племен были уверены: славянские боги всемогущие настолько, что в их власти управлять дождем, снегом, грозой или ураганом. Поэтому, чтобы вызвать осадки в засуху или попросить защиты при ненастье, народы поклонялись великому Перуну – богу неба и погоды. Обряд почитания заключался в обливании водой одной из женщин племени и принесении жертвы.

Ранее считалось, что раскаты грома – это грохот огромной колесницы, на которой Перун мчится по небосводу. Он бросает стрелы огненной молнии и громовые камни, а если разгневать бога, на землю могут посыпаться горящие метеориты. Символами Перуна являлись звезды, имеющие три, шесть или восемь лучей.



Обряды прославления Перуна проводились в августе. Главным событием вечера было жертвоприношение, во время которого убивали быка. Перед идолом Перуна сжигалась его шкура и внутренности, а жертвенное мясо зажаривалось и раздавалось всем присутствующим. В конце праздника кости быка уничтожались в огне.

Велес – покровитель дикой природы, древний пастырь

Этот могущественный, мудрый бог славян приносил достаток, плодовитость, был стражем скота и всех диких зверей. Он покровительствовал поэтам, ремесленникам, путешественникам и торговцам. Считалось, что животные, принесенные богам в жертву, свободно пасутся на небесных лугах под присмотром Велеса, поэтому обряды жертвоприношения не являются богопротивными деяниями.

Также считалось, что это божество находилось на границе двух миров – живых и усопших. Всех великих грешников, злодеев и убийц он переправлял через мифическую реку Мертвых в подземное царство, где проводилось их очищение в вечном сакральном огне.

У Велеса существовал свой мир Подземелья, населенный странным народом – чудью. Именно в этом пространстве собраны все тайны и знания Вселенной, которые открываются избранным, сумевшим посетить это удивительное царство.



Главным деянием бога Велеса стало приведение всего мирского в циклическое движение. Ночь начала сменяться днем, радость – грустью, зиму заменила весна. В этом повторении заключено мудрое обучение всем основам бытия. Человечество смогло преодолеть трудности, учиться на своих ошибках, ценить радостные моменты жизни. А направляющей являлась великая сила Любви, помогающая выдержать все испытания.

Чур – хранитель границ

Этот бог занимал в пантеоне славянских богов не самое почетное место, но его силу помнят до сих пор. Чур являлся стражем земных и подземных границ.

Веря в могущество этого бога, славяне обозначали конец своих земельных участков насыпями, которые никто не смел разрушать. Такими действиями можно было разгневать Чура, ведь эта территория считалась неприкосновенной. В дни почитания божества хозяин земли приносил в жертву животных, пел священные песни и приносил ценные дары.

Большое значение имели символы Чура – если его изображения ставились на границе земельных участков, уже никто не имел права на эти владения. Эти идолы позднее так и стали называть – чуркой, чурбаком. Бог охранял человека и все его имущество от нечисти.



И сегодня можно услышать выражение: «Чур меня!», которое произносится во время опасности или испуга. Называя имя этого божества, человек призывает его о помощи, защите и покровительстве.

Сварог – Отец Небесный, сын Рода

К великим деяниям Сварога причисляют завершение творения Земли, которое начал его отец, могущественный Род. Он передал сыну свои знания и ценное стремление воссоединить природу и божеств, показывая, что все существа в мире едины. От него произошли другие славянские боги, которые заняли в династии Солнца свои почетные места.

Он создал небесный мир, в котором живут наши предки. Считалось, что сияющие звезды – это глаза прадедов, наблюдающие за жителями Земли с облаков. К сотворениям Сварога относится Солнце, которое он дал людям, чтобы все живое могло существовать. Он подарил человечеству огонь, чтобы приготовить еду и согреться, и чашу для вкушения священного напитка. Для обработки земли он преподнес людям плуг, а для защиты – непобедимое боевое орудие.

Именно Сварог научил людей с помощью огня обрабатывать железо, положив начало эпохе металла. Звуки ударов молота по наковальне приятны этому богу, в каждой кузнице должно гореть пламя, непрерывно калиться металл, а человек с этого времени смог облачиться в железные латы.

К символике Сварога относят:

  • Крест,
  • Спираль,
  • Рог изобилия,
  • И огонь.



Каждый обряд поклонения этому богу завершался великим пиром с разнообразием яств и напитков. Присутствующие должны были веселиться, радоваться и не ограничивать себя в еде, так как это могло обидеть Сварога.

Великая вера народов

В далекие античные времена мир для человечества был полон тайн. Чтобы не быть в одиночестве на огромной планете, славяне поклонялись богам, просили их о защите и поддержке. Они обожествляли силы природы, зная, что они помогут им выжить в моменты бедствий, катаклизмов или засух.

И именно верование славян в Правь – в то, что мир создан правильно, руководило их жизнью, поступками, формировало чувства любви, совести и благодарности. Этот удивительный древний народ обладал великой Верой – стержнем, который придал ему сил, уверенности, свободы и помог выстоять в самые тяжелые времена.

Тысячи лет природные календари служили нашим предкам, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Год, поделенный на 12 частей, изображался на ритуальных чашах, и каждому месяцу соответствовал особый знак. Годовое колесо — Коло Сварога — несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого. Сварог - языческий бог-кузнец у древних славян, отец Дажьбога. По мнению некоторых исследователей, Сварог - верховный бог восточных славян, небесный огонь.

Н.Бабурин «Праздник в старом холуе» (megabook.ru)

Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому из порядка полутора сотен различных праздников особо выделяются четыре, напрямую связанные с годичным оборотом Коло Сварога, Колеса Сварога (Сварга - это Звездное Небо).

Это Корочун, Комоедица, Купало и день Сварога. Впрочем, в различных областях России эти праздники могут иметь и свои собственные оригинальные названия. Масленице, чьей древней прародительницей как раз является Комоедица, и празднику Ивана Купалы посвящены отдельные материалы нашего фронт-проекта (гиперссылки на тексты «Масленица - наш русский карнавал» и «Праздник Ивана Купалы: очищение огнем и водой»). В данном же случае поговорим о двух других важнейших для древних славян праздниках, которые приходятся на закат года - осень и зиму.

Праздник Небесного Кузнеца — Сварога был связан с наступлением осеннего равноденствия (20-23 сентября по григорианскому календарю). К этому времени уже прошли обряды «закрытия Сварги » (прерывание живой связи между Небом и Землей).

Сварог

Обычно в эти же дни отмечают и праздник осеннего урожая, а в некоторых областях - и День Рода (и рожениц). Но, тем не менее, считается, что эти дни знаменуют постепенное приближение зимы, землю постепенно сковывает мороз, влияние светлых Богов уменьшается. Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор и искусство ремесла. Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и режут кур (первых кур древние славяне приносили Сварогу в жертву).

Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при этом девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.

Братчиной (другие названия — «канун», «свеча») называли совместную трапезу полноправных членов деревенской общины, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины с языческих времен повсюду сохранялись в общественном быту крестьян. Впрочем, с утверждением христианства на Руси братчины также трансформировались и стали восприниматься как благочестивый обычай коллективного поминовения местночтимого святого.

Корочун - самый короткий день в году, когда Кощный Бог окорачивает уходящий год. Празднуется накануне зимнего солнцеворота (22 декабря) или Коляды (праздник, который, как принято считать, позднее был приурочен к Рождеству и Святкам). Считалось, что в этот день берет в свою власть грозный Корочун (Карачун, второе имя Чернобога) — божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток.

Корочун

Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок - значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».

Коло Сварожье — годовое колесо славянских племен

В народе понятие «карачун» в значении «погибель», «смерть» используется до сих пор. Говорят, например: «Пришел ему карачун», «Жди карачуна», «Задать карачуна», «Хватил карачун». С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — «пятиться задом, ползком», «скорячило» — «скорчило», «свело». Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти, уступая ночи.

Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в сон. Это - более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз — просто повелитель зимних холодов.

Как свидетельствует один из вариантов славянского Зодиака, люди, появившиеся на свет в это время, находятся под покровительством Китовраса. Это мифологический кентавр, одна половина туловища которого — лошадиная, а вторая — человеческая. Об этом персонаже говорится, что он мудр и силен, однако питает слабость к вину. Китоврас способен кого угодно обвести вокруг пальца, но эта способность нередко оборачивается против него же самого. Боги, покровительствующие "темной" половине года, используя любовь кентавра к алкоголю, вынуждают поставить его мудрость и силу на службу корысти и злу. За этим неизбежно приходит наказание со стороны светлых богов.

Равно как и их покровитель Китоврас, люди, родившиеся в этот период, вполне способны буквально во всех жизненных сферах добиться значительных успехов, но при условии, что их стремление к всевозможным благам и мирским удовольствиям не выйдет за рамки разумного.

Декабрь имеет буквальное имя «студень», которое несложно расшифровать (студеный, слишком холодный месяц, чтобы показывать нос на улицу). Покровителем этого месяца, а равно и людей, рожденных в этом временном промежутке, можно смело назвать, подземного бога Карачуна.

Древние славяне считали Карачуна подземным богом, повелевающим морозами. Медведи-шатуны, оборачивающиеся буранами, и волки-метели были его помощниками. Потом Карачун стал богом скотьего падежа.

23 декабря - один из самых холодных дней зимы. Когда перестают укорачиваться ночи - считается днем Карачуна. Сама темная непонятная сила, укорачивающая светлую часть суток, и есть Карачун. Бог этот столь грозен и неумолим, что до сих пор существует выражение «задать карачуна» - то есть умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-либо.

Время Карачуна - самое темное и холодное время в году. Можно даже назвать его беспросветным - слишком далека еще весна. И только после дня Карачуна (23 декабря) нас ожидают радостные праздники солнечных богов: солнце повернет на лето.

У человека-Карачуна здоровье неважное, как он ни бодрится. Он родился в период энергетического спада, когда земля безжизненна и пустынны небеса. Нет солнца, воды скованы льдом… только ветер надежный друг Карачуна.

Ничто не дается Карачуну даром: все приходится зарабатывать своим трудом. Велика вероятность, что ему захочется уйти от действительности в мир фантастических грез. Карачуны любят путешествия, интересуются культурами других стран (особенно жарких, тропических), часто мысленно переносятся в прошлое и в будущее.

Испытывая трудности в общении с людьми, много возятся с животными. Человек-Карачун способен приручить самого дикого зверя! Изучение коллективного опыта человечества дает им возможность поверить в себя, ощутить свою причастность к глобальным жизненным процессам. Карачун должен опираться на объективные идеалы общества, а не на себя.

Человек-Карачун бывает холодным, угрюмым, ворчливым, недоступным, раздражительным, злым, но маска Кощея бессмертного ему не к лицу. На самом деле у Карачуна другая ипостась - пересмешник (среди них много хороших пародистов). Они сатирики, рассыпающие язвительные шутки, и веселые, и приятные. Так они скрывают свою глубинную грусть. Дети Карачуна «на ты» с языком знаков, имеют способность к языкознанию, к поэзии, часто становятся полиглотами и переводчиками.

А вот личная жизнь их не клеится из-за нелюдимого характера. Знак Карачуна не располагает к тому, чтобы иметь много шумных детишек. Если же Карачун решится и снимет свою мрачную маску, становится очевидным, что этот скромный, все понимающий человек - настоящее сокровище!

Люди, родившиеся в декабре, хорошие работники, но больше всего для них подходит тяжелый труд, который они с присущей им легкостью, выполняют. Они не могут сидеть «сложа руки». Если такое происходит, способны впадать в депрессивные состояния, из которых выход только один - найти работу.

Интересно и то, что браки «карачане» любят и не могут прожить в одиночестве ни дня. В союз с ними может спокойно вступать любой из перечисленных выше знаков древнеславянского гороскопа.

Карачун и Любовь

Обычно личная жизнь Карачунов складывается не очень удачно, хотя они и нацелены на создание собственной семьи. Более того, в одиночестве эти люди не способны прожить и дня. Причина трудностей кроется в их некоммуникабельности, граничащей с откровенной нелюдимостью.

В общении с таким человеком самой трудной задачей является сделать так, чтобы он снял с себя обычную маску. И когда это происходит, становится очевидно, что Карачун — настоящий клад, ради которого стоило потрудиться. Все знаки славянского гороскопа могут без опасений связывать с ними свою жизнь.

Украшения

Непредсказуемый и оригинальный, представитель этого знака стремится к совершенству форм. Чаще всего люди, рожденные в декабре, предпочитают старинные или стилизованные под старину украшения. Это: бусы с элементами народного творчества; национальные мотивы в орнаменте; неопределенная цветовая гамма украшения. Драгоценностью для человека этого знака может стать семейная реликвия.

Необычные серебряные ювелирные изделия с натуральными камнями. Лечебные и магические свойства драгоценных камней.

9 261

В славянской мифологии название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника (древнерус. корочунъ, словац. Kracuri, «рождество», болг. крачунец, «рождественский день», в Закарпатье крачун - рождественский пирог), а также злой дух (белорус, корочун, «внезапная смерть в молодом возрасте, судороги, злой дух, сокращающий жизнь», рус. карачун, «смерть», «гибель», «злой дух»).

Этимология слова неясна; предполагалось заимствование из лат. quartum jejunium, «большой, четвёртый пост» (ср. лат. источник слова коляда); образование от глагола со значением «шагать» (сербо-хорв. крачати и т. п.) - «шагающий день», отсюда «переходный день, день солнцеворота»; заимствование из алб. кёгсшп, «пень», «обрубок дерева»: рождественское полено, ср. Бадняк.

Карачун (корочун, керечун, крачун), в мифологии древних славян — бог скотьего падежа и смерти от мороза. Карачун — это второе имя Чернобога. У малороссов и белоруссов Карачун — злой дух (корочун — внезапная смерть в молодом возрасте, судороги; злобный дух, сокращающий жизнь). Карачун также название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника — Рождества (в Закарпатье крачун — рождественский пирог). Также, Карачун — название Коляды или Рождественской ночи на западе Украины, в Словакии и Чехии.
«В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большой бородой, Корочун ударяет дубиною в пень, — и звенят злющие эюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается» (Алексей Михайлович Ремизов, «Сказки»).

День языческого почитания Карачуна приходится на день зимнего солнцеворота (отмечаемого в зависимости от года с 19 по 22 декабря) — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет свою власть грозный Карачун — божество смерти, злой дух, повелевающий морозами. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и укорачивает светлое время суток.

Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и волки-метели. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».

Тёмный Бог. Но больших оснований утверждать, что Карачун является Богом славян, у нас нет. День Карачуна совпадал с одним из самых холодных дней зимы, 12/25 декабря (Спири-дон-солноворот по более позднему крестьянскому календарю), когда перестают укорачиваться ночи, а солнце смотрит уже не на мороз, а на тепло. Древние славяне считали Карачуна подземным богом, повелевающим морозами. Корольков В.А. «Карачун» Вот эта темная, непонятная сила, которая укорачивала светлую часть суток, и есть Карачун. Бог этот был столь грозен и неумолим, что до сих пор имя его сохранилось в славянских языках. У белорусов «коронуй» - внезапная смерть в молодом возрасте; злой дух, сокращающий жизнь. По-русски это смерть, погибель, а также злой дух. Выражение «задать карачуна» означает умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-то. «Хватил его карачун» - то есть человек внезапно умер. Собирательный образ Бога Карачуна просуществовал до сегодняшних дней. Так ещё можно встретить в лексике фразы семантические отсылающие нас к образу беды: «Придёт Карачун». В Новгородской летописи «стояше вся осенина дъждева отъ Госпожина дни до Корочуна» (ПСРЛ III-9), Керечун или Крочун вечер - сочельник или Рождественские святки. Окочуриться, накатить. Особенно страшным является високосный год, он считается временем Карачуна, Его стихией. Поэтому в народе считается, что на високосный год больше людей гибнет.

gastroguru © 2017