Анкетирование для школьников на тему. Как правильно составить анкетный опрос. Что же такое – анкетирование

Спрос полностью ориентирован на потребителя. Но вести диалог с покупателями - это в большинстве случаев весьма тяжелая и достаточно затратная по средствам и времени задача. Однако для этого существует масса альтернативных вариантов, один из которых - анкетирование. В данной статье хочется привести пример анкет для опросов, которые могут использоваться для изучения потребительского интереса к той или иной продукции или даже компании.

Что это такое?

В первую очередь необходимо разобраться, а что же такое анкета и, собственно, анкетирование. Это один из наиболее удобных и часто используемых методов Сама же анкета представляет собой набор вопросов, ответы на которые могут дать важную информацию заказчику самого опроса.

Главное

Рассматривая пример анкет для опросов, можно сделать несколько нужных выводов. Так, очень важно продумать размер самого опросника. Если необходимо опросить как можно больше респондентов, вопросов не должно быть много. Это надо для того, чтобы практически каждый покупатель не затруднился на них ответить, выделив всего несколько минут. Анкета также может быть весьма массивной и содержать различные вопросы, не только перечневые, но и развернутые. Однако в таком случае нужно ориентироваться на меньшее количество людей, которые согласятся поучаствовать в опросе (скорее всего, в этом варианте придется продумать то место, где человек с удобством сможет на них ответить). Также, прежде чем создавать анкету, нужно продумать программу исследования, в которой четко будут прописаны цели и задачи, которые ставит перед собой заказчик, а также высказаны гипотезы, которые в конце будут либо подтверждены, либо опровергнуты. Важно сказать и о том, что составлять анкету и создавать программу должны только профессиональные социологи, это не настолько легкое дело, как может показаться на первый взгляд.

Вступление

Очень важно знать, как правильно проводить анкетирование. Пример анкеты для опроса может стать отличным помощником для ее создания. Так, обязательно нужно сказать, что анкета должна начинаться с обращения к клиенту и краткого руководства к действию. Сначала пару слов можно написать о том, что все ответы для заказчика очень важны. Далее необходимо провести небольшой инструктаж респондента относительно того, как правильно заполнять анкету. Нужно указать, сколько ответов на один вопрос может быть (часто заказчики просят обойтись одним ответом на один вопрос, выбрав самое главное, а иногда разрешают выбирать несколько ответов).

Начало

Как выглядит пример анкет для опросов? Она имеет несколько подразделов. Первый из них - это чаще всего так называемая "анатомичка". То есть краткая информация о клиенте. Там могут попросить указать полностью или частично ФИО, пол, адрес или место проживания, телефон. Также часто спрашивают род занятости, иногда - количество семейных доходов. Однако стоит сказать о том, что это наименее важная часть анкеты. Информация может быть необходима исключительно для контроля над работой тех, кто проводит анкетирование (нередки ситуации, когда опросы проводятся некачественно или просто нечестно, а заказчик получает неправильную информацию о своей продукции или работе компании).

Основная часть

Рассматривая пример анкет для опросов, можно увидеть, что часто используются различные по своей природе вопросы. Так, они могут быть открытыми, то есть теми, где человек все пишет своей рукой, не выбирая нужных пунктов. Закрытые вопросы - это перечень ответов, из которых потребителю нужно выбрать один или несколько. Бывают также полузакрытые вопросы, которые состоят из перечня, а также строки, в которую можно вписать свой ответ, если такового не нашлось. Что касается тематики, то именно в этой части анкеты нужно узнать все самое главное о той продукции или компании, о которой идет

Окончание

Рассматривая пример анкеты для опроса покупателей, можно заметить, что весьма важной частью является также ее окончание. Ведь именно тут потребитель готов высказать свое мнение и дать некоторые рекомендации заказчику. Обязательно должны быть подобные пункты, которые будут состоять из открытых вопросов. Очень часто именно они и становятся главной целью таких вот опросников. При этом пожелания и предложения важно разделить. Ведь это несколько разные вещи. В первом варианте респондент может пофантазировать и предположить несколько невыполнимые вещи. А предложения - это уже конкретные действия, которые заказчик может выполнить для удобства потребителей в самое ближайшее время.

Финал

Рассматривая примеры анкет для опросов потребителей можно увидеть, что практически все они заканчиваются благодарственными словами. И об этом не стоит забывать. Ведь человека нужно поблагодарить за то, что он уделил несколько минут своего времени, чтобы помочь заказчику, а также высказал свое мнение. Новая строка, которая также может появляться в конце опросника,- это просьба написать свой е-мейл, чтобы своевременно получать информацию о новой продукции или работе компании.

Анкета

Очень хорошими;

Хорошими;

Не очень хорошими;

Плохими;

Не очень плохими.

Да;

Не совсем;

Нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их_________

__________

Ежедневно;

По выходным дням;

Редко.

Еще что-то (допишите).

Да;

Часто;

Иногда;

Редко;

Нет.

Злоупотребление алкоголем;

Другие причины (укажите).

8. Какие способы разрешения семейных конфликтов вы используете?

Примирение;

друзьям, учителям);

Конфликты практически не разрешаются, носят затяжной характер.

9. Ваши дети бывают свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?

Да;

Нет;

I - иногда.

10. Как дети реагируют на семейные конфликты?

Переживают, плачут;

Становятся на сторону одного из родителей;

Пытаются помирить;

Уходят из дома;

- замыкаются в себе;

Относятся безразлично;

Предварительный просмотр:

Анкета «Я и мои друзья»

2. Что вас объединяет:

Работа с техникой;

Посещение кино;

Игра на гитаре;

Хобби (какое);

Другое (допишите)________________________________________________________

3. Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?_____________________________________________________________________

4. К кому из друзей вы обратились бы в трудной ситуации?________________________

___________________________________________________________________________

5. Какие качества ценят в вас друзья?___________________________________________

___________________________________________________________________________

6. Вспомните случаи, когда вы помогли кому-либо из своих друзей выйти из затруднительного положения или справиться с какой-нибудь проблемой__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

То взлет, то падение.

8. Каких друзей вам хотелось бы иметь и чего вы больше всего боитесь в дружбе?____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

9. Какие качества характера и поступки больше всего приветству ются в кругу ваших друзей?_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Мои друзья;

Моя компания;

Тусовка;

Мой двор;

Моя команда;

Другой вариант (допишите)_______________________________

11. Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?______________________

_____________________________________________________________________________

12. Возникают ли у вас конфликты? Если «да», то как они обычно решаются:

Миром;

Дракой;

Благодаря вмешательству лидера;

Компромиссом.

13. Как относятся взрослые (родители, соседи и др.) к вашей группе:

Доброжелательно;

Враждебно;

Нейтрально;

Равнодушно;

- запрещают общение.

14. согласны:

Даю

Со мной часто советуются;

Не могу принять

Мне легче

- я действую (интуитивно, внезапно, взвешенно...)______________________________

1 5.

Солнышко;

Человечек;

Разбитое сердце;

Одинокий корабль.

Предварительный просмотр:

Диагностика личности подростка и ее социальных связей

Для подобной диагностики целесообразно использовать следую щие методики.

Недописанный тезис

Эта методика позволяет определить убеждения людей, которые повлияли на развитие и становление личности ребенка.

Педагог просит ребенка закончить следующие утверждения:

Я был воспитан с убеждением в том, что:

семья - это ...

работа - это ...

деньги - это...

учеба - это...

мужчина -это ...

женщина - это...

успех - это ...

Важно объяснить ребенку, что он должен определить не собствен ную позицию, а позицию окружающих (родителей, родственников, знакомых, учителей и др.). Ребята могут также отметить, какие по зиции они принимают (знаком «+»), ас какими категорически не согласны (знаком «-»). Проанализировав полученную информацию, можно определить ценности и убеждения подростка.

Недостатки - продолжение достоинств

Эта методика позволит педагогу по-новому взглянуть на подрост ка. Выявите наиболее развитые качества подростка. Негативные черты характера переведите в позитивные по принципу «недостатки - про должение достоинств». Например:

упрямство - умение отстаивать свою точку зрения;

жадность - способность жить экономно;

выскочка - любопытный, желающий помочь, имеет свое мнение;

робость - скромность, стеснительность. Что я люблю? Что я не люблю?

Методика выяштяет жизненные ценности подростка. Педагог про сит детей написать по 10 ответов на вопросы «Что я люблю?» и «Что я больше всего не люблю?».

Ранжирование *

1 ) Педагог предлагает ребятам расставить по порядку личной зна чимости качества личности, ценности, занятия.

Качества личности

Умный

Честный

Ценности

Друзья

Занятия

Труд

Скромный

Справедливый

Трудолюбивый

Верный

Ласковый

Знания

Родина

С м отреть телевизор

Гулять

Веселиться, гулять

Общаться с друзьями

Школа

Добрый

Предприимчивый

Общительный

Веселый

Человек

Природа

Здоровье

Семья

Успех

Учиться

Помогать по хозяйству

Заботиться о животных

Играть с малышами

Заниматься спортом

Слушать музыку

Творчество

Возиться с техникой

Энергичный______

2) Педагог предлагает учащимся ранжировать местоимения. Мес тоимения «я», «она», «он», «мы», «они» нужно расставить по порядку личной значимости. Что поставит ребенок на первое («я», «мы»), что

на последнее?

Можно усложнить задание, попросив участников после ранжиро вания уточнить (надписать), какой смысл они вкладывают в каждое из этих местоимений. Например: под местоимением «мы» может под разумеваться или семья, или друзья, или класс, или страна- Фантастический выбор

Методика позволяет определить потребности детей. Педагог пред лагает детям ответить на вопросы.

1. Приплыла к тебе Золотая рыбка и спросила: «Что тебе надобно,

отрок?»

2. На один час ты становишься волшебником, что бы ты сделал?

3. Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. Какие пять предметов (вещей) ты возьмешь с собой? Недописанное письмо

Педагог предлагает детям продолжить письмо незнакомому другу: Я живу хорошо, потому что... Я живу плохо, потому что...

Анкета «Я и мои друзья»

1. У вас есть круг друзей? (Да, нет)_________

2. Что вас объединяет:

Работа с техникой;

Посещение кино;

Игра на гитаре;

Хобби (какое);

Другое (допишите)_____________________________________

3. Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?__________

4. К кому из друзей вы обратились бы в трудной ситуации?

5. Какие качества ценят в вас друзья?

6. Вспомните случаи, когда вы помогли кому-либо из своих друзей выйти из затруднительного положения или справиться с какой-нибудь проблемой_________________________________________________

7. Как вы себя чувствуете со своими друзьями:

- «И скучно, и грустно, и некому руку подать...»;

Жизнь прекрасна и удивительна;

То взлет, то падение.

8. Каких друзей вам хотелось бы иметь и чего вы больше всего боитесь в дружбе?___________________________________________

9. Какие качества характера и поступки больше всего приветству ются в кругу ваших друзей?____________________________________

10. Как бы вы определили группу, с которой вы больше всего об щаетесь, где чаще всего проводите свободное время:

Мои друзья;

Моя компания;

Тусовка;

Мой двор;

Моя команда;

Другой вариант (доп и шите)_______________________________

11. Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?

12. Возникаютли у вас конфликты? Если «да», то как они обычно решаются:

Миром;

Дракой; - благодаря вмешательству лидера;

Компромиссом.

13. Как относятся взрослые (родители, соседи и др.) к вашей

ппе:

Доброжелательно;

Враждебно;

Нейтрально;

Равнодушно;

- запрещают общение.

14. Отметьте, с какими утверждениями вы согласны:

Даю друзьям советы для их же пользы;

Со мной часто советуются;

Не могу принять важное решение без моих друзей;

- никто не понимает меня по-настояшему;

Мне легче принять решение самому и поставить всех в извест ность;

- ядействую (интуитивно, внезапно, взвешенно...)____________

1 5. Изобразите на рисунке свое душевное состояние, которое чаще го испытываете с друзьями:

Солнышко;

Человечек;

Разбитое сердце;

Одинокий корабль.

Я и мой класс

Успех воспитательных усилий во многом зависит и от устано вившихся межличностных отношений в классе, от владения каждым учащимся культурой отношений, построенных не на авторитете силы, принуждения, а на цивилизованных формах человеческого общения, сотрудничества и заботе друг о друге.

Социальному педагогу очень важно выявить взаимоотношения между детьми в классе. Одной из самых известных и результативных методик, применяемых в социально-педагогической исследователь ской практике, является социометрия. Она не только позволяет по лучить нередко скрытую от непосредственного наблюдения инфор мацию о характере межличностных отношений в классе, но и дает возможность социальному педагогу работать как индивиду&тьно с «отторгнутыми» или «негативными лидерами», так и с любой малой группой вне зависимости от специфики ее жизнедеятельности (класс,

кружок, клуб и др.).

Социальный педагог может также, в целях оздоровления обста новки, предложить ребятам совместно разработать кодекс правил, норм поведения как на уроке, так и в личных взаимоотношениях, дополненный продуманной системой штрафов за нарушения. 1.3. Методы снятия неблагоприятного состояния у подростка

Достаточно часто социальному педагогу приходится разбираться в спонтанно возникшем конфликте между участниками учебно-вос питательного процесса, осуществлять помощь в налаживании взаи моотношений, то есть снимать у подростка состояние озлобленности, агрессии, подавленности, тоски, апатии, неуверенности и др. Для этого можно использовать различные методы, выбирая наиболее под ходящие для конкретной ситуации.

Подавление - жесткое пресечение и ограничение действий и пос тупков ребенка, чтобы избежать тех из них, которые могут принести вред самому ребенку. Взрослый силой своего авторитета пытается положить конец проявлениям агрессии, заглушить ее и, заняв гос подствующее положение, подчинить ребенка себе. Но это может при вести ребенка, подростка в еще более угнетенное состояние. Хотя цель достигается, но нельзя в этом случае говорить о благополучии и создании необходимых условий для личностного развития подростка и включения его в деятельность. Идет фиксация внимания только на негативных проявлениях личности, и осуществляется выход на внешнее изменение поведения без учета состояния ученика в данный момент.

В такой ситуации очень важно акцентировать внимание на пос тупке, а не наличности подростка. Возможность применения данного метода находится в прямой зависимости от авторитета и социального влияния взрослого. Применение подавления целесообразно, когда негативные проявления ребенка, подростка грозят нанести вред его здоровью, возникает угроза для его жизни или возможен ущерб здо ровью и жизни другого.

Вытеснение - метод используется для устранения отрицательных проявлений через включение ребенка в деятельность. Выстраивается цепочка действий, направленных на снятие неблагоприятного со стояния: вытеснить - заменить - отвлечь. При использовании дан ного метода весьма важен уровень профессионализма социального педагога, так как нельзя сводить усилия только к манипулированию состоянием ребенка. Вытеснение должно быть мягким, с использо ванием ненавязчивой шутки, сосредоточением внимания подростка на чем-то важном, не терпящем отлагательства и т. д.

Игнорирование - отсутствие реакции на то или иное неблагопри ятное состояние. Метод применяется с целью создания условий для постепенного угасания накала неблагоприятного состояния.

Санкционирование - метол, предполагающий разрешение на про явление какого-либо состояния (апатии, грусти, скуки), несмотря на то, что оно отклоняется от социальных норм и ценностей. Санкцио нирование оправданно, если прояатение неблагоприятного состоянияне наносит ущерба самому ребенку и окружающим, а обращение к резкому пресечению было бы вредным для его развития. Данный ме тод исключается, если ребенок находится в состоянии злости, гнева, ненависти.

Концентрация на положительном - сосредоточение на позитив ном в самом ребенке и в другом человеке, животном, предмете и т. д., против кого (чего) была направлена злость, агрессия, раздражен ность или гнев. Цель данного метода - научить ребенка, подростка саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами пове дения человека. Основные характеристики метода, которые делают его универсальным:

Принятие негативного поведения как данности, признание за ребенком нрава на любое эмоциональное проявление;

Содействие психическому равновесию- спокойный голос, мягкий тон, этическая выдержанность, понимающий взгляд, поддержка в атмосфере доверия;

Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, под ростка.

Ситуация успеха - инициирование проявления физических и духовных сил личности, максимальное развитие ее способностей. Проживая ситуацию успеха ребенок, подросток обретает достоинство. В признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнару живает, что он чего-то стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент.

Примерный алгоритм организации ситуации успеха:

^&ер**9°*ела^

Снятие страха

Высокая мотивация

к сотруд н и честву

Авансирование доверия

Скрытая инструкция

Персональная исключительность

Высокая оценка поведения

Снятие страха можно осуществить с использованием игры-драма тизации «В очень страшной, страш-ш-ш-ной школе...» Социальный педагог предлагает ребенку, подростку, с которым работает, изобра зить пугаюшие его ситуации школьной жизни в форме театрализован-го педагога должны быть доведены до крайней степени (так, чтобы было «очень страшно»). В ходе такой работы всячески поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения неприятных для подростка ситуаций.

Высокая мотивация к сотрудничеству предполагает активизацию у подростка стремления заявить о себе, как о значимой, целеустрем ленной личности в среде одноклассников и взрослых (родителей, учи телей). При формировании такой мотивации можно опираться как на личный опыт подростка (часто негативный, то есть «от противного»), так и на позитивные жизненные ценности (семья, любовь, душевный комфорт и средства его достижения, высокий профессионализм в будущей деятельности и пр.).

Под авансированием доверия можно понимать обещание (и обя зательное выполнение обещанного) социальным педагогом помощи и поддержки подростку в формировании его нового образа в глазах окружающих. Для этого социальный педагог может провести беседы с родителями и учителями с целью поиска положительных качеств личности подростка в учебной деятельности и во взаимоотношениях в семье.

Под скрытой инструкцией понимается ненавязчивая помощь со циального педагога подростку в сосредоточении на тех моментах, которые могут помочь подростку изменить мнение окружающих о себе. Например:

Сдерживаться и не отвечать грубостью на грубость;

Находить в себе силы и возможности для помощи и поддержки друзей, родителей, классного руководителя и т. п.;

Не стесняться попросить помощи;

Постараться увидеть в родителях самых близких людей и опи раться на них в сложной ситуации и пр.

Акцентировать в сознании ребенка его персональную исключитель ность можно при помощи схематического изображения его генеа логического древа и объяснения, как причудливо и непредсказуемо сочетались гены в течение сотен, тысяч лет, чтобы в результате поя вился такой уникальный и не похожий ни на кого человек (см. схему генеалогического дерева).

Социально-педагогическое внушение может представлять собой не однократное повторение социальным педагогом в различных ситуа циях (во время краткой встречи на перемене, на улице во внеурочное время, при проведении целевой консультации, при посещении на эму и пр.) следующих высказываний: J- что подросток способен, сможет справиться с проблемой; что процесс этот трудный и не быстрый, поэтому необходимо терпение и мужество, которых подростку не занимать; что он, социальный педагог, всегда рядом и всегда протянет руку помощи и поддержки;

как уверенно и достойно будет чувствовать себя подросток после победы над негативными проявлениями своей личности; что каждому человеку приходится делать выбор, который оп ределяет его будущую судьбу и т. д.

и т. д.

Схема генеалогического дерева

Высокая оценка поведения предполагает мониторинг поведения гбенка, подростка с обязательным подчеркиванием и высокой оцен кой некоей детали поведения, подтверждающей его работу над собой, например:

Проявление сдержанности или отсутствие реакции на обидный выпад сверстника;

Позитивное удивление учителя относительно глубины заданного подростком на уроке вопроса;

Радость матери относительно отсутствия грубости в общении;

Аккуратность внешнего вида и т. д.

1.4. Социально-педагогическая коррекция и реабилитация

Коррекцией принято называть сочетание процесса перевоспитания (внесение изменений в ценностные ориентации, установки и т. п.) с юзитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии шчности.

По мнению А.И. Кочетова, коррекция имеет следующие функции: - восстановительную, предполагающую восстановление тех по ложительных качеств, которые преобладали у подростка до по-- ориентация на нормы и ценности клиента;

Запрет давать советы клиенту;

- анонимность консультирования;

- участие клиента в процессе консультирования;

- разграничение личных и профессиональных отношений.

Контактная беседа - наиболее часто используемый вид консуль тирования в практике школьного социального педагога. Можно раз делить консультативную беседу на четыре этапа.

1. Знакомство, напало беседы. Можно встать навстречу клиенту, не следует слишком суетиться. Клиенту необходимо время, чтобы осмотреться, пережить начальный дискомфорт. Минутная пауза даст ему эту возможность. Оптимальная позиция социального педагога по отношению к клиенту- это уважительное равенство. Если клиент испытывает затруднение и не может начать разговор, социальный педагог может использовать реплику типа: «Слушаю вас с вниманием» или «Вам, наверное, необходимо что-то мне рассказать?» и т. п.

2. Расспрос клиента. Формулирование и проверка консультатив ных гипотез. Основная цель на этом этапе - разговорить клиента. Эффективнее всего - максимальная стимуляция его рассказа при помощи уточняющих реплик.

По истечении 15-20 минут после начала беседы социальный пе дагог должен уже достаточно хорошо разбираться в проблеме и ситу ации клиента. Затем происходит формулирование консультативных гипотез. Следующая фаза расспроса - проверка возникшей гипотезы при помощи уточняющих реплик и вопросов, что помогает выявить те аспекты реальности, которые в силу субъективности не замечаются рассказчиком.

3. Воздействие. Простейший способ - акцентирование внимания клиента на противоречиях в его рассказе. Задача социального педа гога на данном этапе заключается в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблемы, не упустив из виду главный вопрос: чего же именно стре мился добиться клиент своим поведением, какие его потребности удовлетворяются конфликтом? Следует обсудить иные варианты поведения и начать с вопроса: «Может быть, можно было повести себя в этой ситуации по-другому?». В данном случае цель консуль танта - показать клиенту, что существует множество вариантов по ведения в обсуждаемой ситуации, и сейчас, анализируя их, вполне возможно найти наиболее подходящий и, одновременно, наименее конфликтный вариант.

4. Завершение беседы. Это этап обобщения, подведения итогов; обсуждения вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с социальным педагогом или другими необходимыми специалистами; прощания. Конфликт - это напряжение в отношениях, возникшее в резуль тате явных или скрытых противоречий, столкновения рахтичных мо тивов, мнений, стремлений людей и ведущее к борьбе сторон. Кон фликты бывают:

Между личностями (ученик - ученик, ребенок - родитель, ро-

| дитель - учитель, учитель - ученик, учитель - учитель); - внутри группы (учеников, учителей); - между отдельными группами (учащимися разных классов, учи телей разного возраста и разных профессиональных и ценнос тных ориентации в школе). Чтобы предупредить конфликт, необходимо: - разобраться, есть ли проблема в тех случаях, когда имеет место просто противоречие; - установить направление развития конфликтной ситуации (обос трение или угасание); - определить состав участников конфликта; - изучить их мотивы, ценностные ориентации, особенности, ма неру поведения. Следует также отслеживать сигналы, предупреждающие о развитии рликта: - кризис (когда обычные нормы поведения теряют силу и человек способен на крайности); - недоразумение (когда один из участников неправильно, иска женно воспринимает ситуацию); - инцидент (когда какая-то мелочь вызывает временное раздра жение, которое быстро проходит); - напряжение (когда взаимоотношения в результате недоразуме ния становятся источником непрерывного беспокойства); - дискомфорт (интуитивное волнение, страх, которые трудно выразить словами). В практике школьного социального педагога очень важен анализ конфликтной ситуации. Инцидент, например, можно заглушить пу тем «нажима», но в этом случае конфликтная ситуация сохраняется, принимает затяжную форму и отрицательно влияет на работоспособ ность коллектива.

Стили поведения, которые могут провоцировать возникновение кон фликтных ситуаций:

- стремление к главенству в общении на основе консерватизма в мышлении и необоснованной критичности в отношении пар тнера; ищ нарушение персонального пространства партнера;

Намеренное создание цейтнота (недостатка времени) при ре шении проблемы;

Неуважение личности партнера и его прав (перебивание, игно рирование контактов, преуменьшение вклада партнера в общее дело, нежелание признавать его правоту в суждениях и т. п.);

Постоянное навязывание своей точки зрения;

Акцентирование внимания на своей постоянной занятости;

Подчеркивание разницы с партнером в свою пользу;

Несправедливость, несдержанность, неискренность, негиб кость.

При возникновении напряжения в общении необходимо:

Проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжела тельность, терпимость, дружелюбие;

Держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лако нично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован;

Установить контакт глазами и стараться не терять его;

Дать собеседнику выговориться, не перебивая его;

Дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние (при близиться, наклониться к нему);

Признать свою вину, если объективно таковая есть;

Постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав;

Показывать, что вы заинтересованы в решении проблемы собе седника, сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела;

Разделять с собеседником ответственность за решение пробле мы, определять план будущего сотрудничества.

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, включающий в себя:

Анализ и оценку ситуации;

- выбор способа разрешения конфликта;

Формирование плана действий;

Его реализацию; И

Оценку эффективности своих действий.

Успешность вмешательства социального педагога в конфликты подростков зависит от его позиции. Таких позиций может быть как минимум четыре:

2) позиция нейтралитета, то есть стремление не замечать столк новений между подростками и не вмешиваться в них;

3) позиция избегания конфликта: педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми; 4) позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива подростков, соответ ствующие знания и умения, анализирует причины возникно вения конфликта, принимает решение - либо подавить, либо дать развиться до определенного предела. Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролиро вать конфликт и управлять им.

При взаимодействии с участниками конфликта социальный пе дагог может использовать следующие тактики посреднического по ведения:

- поочередное выслушивание на совместной встрече применяется

для уяснения ситуации в период острого конфликта;

Сделка: посредник стремится вести переговоры с участием обе их сторон, делая основной упор на принятие компромиссного

решения;

Челночная дипломатия: посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс;

Давление на одного из участников конфликта: большую часть времени «третейский судья посвящает работе с одним из участ ников конфликта, доказывая ошибочность его позиции. В кон це концов участник идет на уступки;

Директивная тактика: акцентирование внимания на слабых мо ментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель - склонение сторон к примире нию.

Социальному педагогу в работе по преодолению конфликта же лательно придерживаться следующих правил:

- старайтесь поставить себя на место конфликтующей стороны;

Не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некий период времени чтобы осмыслить созданную ими ситуацию: урегули рование конфликта - это решение вопроса «что делать», а не расследование по принципу «кто виноват»;

Не давайте конфликту разрастись; проблема должна решаться в основном теми, кто ее создал;

- преодолеть конфликт помогает обшее дело и постоянный кон такт между партнерами;

Постарайтесь определить момент для начала переговоров между участниками конфликта, «точки» доверия и уважения между участниками переговоров;

При обсуждениях анализируйте мнения противников, выслу шивайте мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы егоучесть; ищите компромисс путем определения общей позиции для оценок;

Конфликт разрешим при твердой готовности обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;

Разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные про тиворечия возможно по частям, шаг за шагом.

Социальному педагогу важно не только самому руководствоваться этими правилами, но и информировать о них соперников, исполь зовать упражнения, тренинги для формирования неконфликтного поведения.

1.7. Психотерапевтические приемы в работе школьного социального педагога

«Психотерапия» в переводе с греческого означает «уход за душой». Психотерапия - это забота о душевном равновесии человека, его на строении, чувствах, переживаниях.

Психотерапевтическое воздействие социального педагога на ребенка - это содействие его благоприятному состоянию. Данное содействие может быть непосредственным (в процессе беседы), лич-ностно-опосредованным (через друга, подругу), предметно-опосредо ванным (через книгу, игрушку). В результате психотерапевтического воздействия ребенок, подросток учится понимать и принимать себя, заботиться о себе, строить свой мир и отношения с окружающими на основе свободного выбора.

В настоящее время существует множество направлений, мето дик, техник и технологий психотерапии. Социальный педагог в своей практической деятельности может использовать различные формы внушения, арт-терапию (лечение творчеством), библиотерапию, му-зыкотерапию, танцтерапию, куклотерапию, игровую терапию, пси ходраму и др.

Также социальный педагог может использовать приемы суггестив ной (основанной на внушении), рациональной и аналитической пси хотерапии. С помощью приемов суггестивной психотерапии люди в бодрствующем (в нашем случае) состоянии подвергаются повелитель ному воздействию. Рациональная психотерапия предполагает беседы с клиентом о его субъективных трудностях и путях их преодоления. Аналитическая психотерапия основана на принципах «фрейдизма» и «глубинной психологии».

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия за висит как от особенностей личности и характера нарушений клиента, так и от мастерства социального педагога. В современной литературе описываются два основных стиля сихотерапевтического консультирования - «внимающий» и «влия ющий», которые может использовать в работе школьный социальный

педагог.

Для «внимающего» консультирования характерны следующие при емы.

Закрытые вопросы. Вопросы, предполагающие очень короткие односложные ответы, как правило, «да» и «нет». Этот прием позво ляет собрать информацию, прояснить суть проблемы, «придержать» излишне разговорчивого клиента.

Открытые вопросы. Обычно такие вопросы начинаются со слов: «Что...», «Каким образом...», Для чего...», «Зачем...», «Почему...» - и предполагают пространные ответы. Они как бы подталкивают клиента к рефлексии, обеспечивают возникновение некой дискуссии между клиентом и консультантом.

Минимальное поощрение. Повторение нескольких слов из репли ки клиента (чаще повторяются последние 2-3 слова), что помогает

клиенту продолжить рассказ.

Парафраз (прояснение смысла). Выделение смысла последнего высказывания клиента. Это демонстрирует клиенту, что его понима ют, а также стимулирует более глубокое раскрытие проблемы, опре деляет отправной момент для дискуссии.

Концентрация на чувствах (прояснение эмоционального фона). Подчеркивание эмоций, открыто или скрыто присутствовавших в последних высказываниях клиента. При этом внимание клиента кон центрируется на чувствах, что повышает эмоциональную насыщен ность беседы.

Обобщение. Краткое повторение сути высказываний клиента за время консультации. Итоговое прояснение сути. Своего рода обоб щение, которое помогает клиенту заметить прогресс, достигнутый в процессе консультации. Отправная точка для перехода к новой теме или другому уровню обсуждения.

«Влияющее» консультирование предполагает использование сле дующих приемов.

Указание. Прием инструктивного характера. Просьба к клиенту совершить конкретные мысленные или реальные действия.

Информативное сообщение. Консультант дает советы клиенту, из лагает свое мнение по определенному вопросу, сообщает свои выводы; использует угрозы, успокаивает. Это дает клиенту возможность ис пользовать информацию и опыт консультанта, поддерживает процесс

общения.

Выражение собственных чувств. Консультант делится своими чувствами, эмоциями, состоянием. Этот прием помогает клиенту раскрыться и ответить тем же. В начале встречи с учащимися можно провести разминку «Мир профессий». Социальный педагог предлагает участникам назвать как можно больше профессий, начинающихся на предложенную им букву (как вариант - в письменном виде). Например: на букву «М» - маляр, монтажник, медицинский работник, монтер, минер, механик, мете оролог, математик, моряк, менеджер и т. д. На называние профессий на каждую букву отводится по 1 минуте. Ход разминки показывает, насколько учащиеся вообще ориентируются в мире профессий.

Затем ребятам предлагается взять чистые листы бумаги, в верхнем правом углу написать свою фамилию и имя, класс, дату заполнения.

Социальный педагог дает учащимся инструкцию: «Надоске (или на листках, предложенных каждому участнику) написаны вопросы. Ваша задача - лаконично, искренне и обоснованно ответить на них».

После этого участники сами оценивают каждый свой ответ по пятибалльной шкале в соответствии с такими критериями:

1 балл - отказ ответить на вопрос;

2 балла - непродуманный ответ или признание в том, что ответа нет;

3 балла - неконкретный ответ (например, «собираюсь поступать в колледж, институт» без указания, в какой именно);

4 балла - продуманный ответ с минимальным обоснованием;

5 баллов - четкий, обоснованный ответ (в контексте других ответов).

Анкета

1. Есть ли необходимость честно трудиться в наше время? Поче му?

2. Нужно ли продолжать учиться после окончания школы, ведь всегда есть возможность и без этого прекрасно устроиться в жизни?

3. При каких условиях, с вашей точки зрения, жизнь в России изменится к лучшему?

4. Чему, по-вашему, имеет смысл посвятить свою жизнь?

5. Кем вы видите себя через 10-15 лет (в профессиональном и личном плане)?

6. Учитывает ли ваш выбор профессии пожелания ваших родите лей (т. е. самостоятелен ли ваш выбор или обусловлен возмож ностями и стремлениями родителей)?

7. Есть ли у вас цель и задачи в отношении профессиональных планов?

8. Какая профессия вам интересна? В каком учебном заведении ее можно приобрести?

9. Какие положительные стороны имеет выбранная вами профес сия? А какие негативные? 10. Могут ли какие-либо недостатки вашего характера помешать вам в достижении профессиональной цели? (Не обязательно только лень; это может быть, например, слабое здоровье, стес нительность и др.)

11. Есть ли у вас примерный план самосовершенствования отно сительно профессионального роста? Если «да», то в чем он за ключается?

12. Что или кто может вам в этом помешать?

13. Намерены ли вы преодолевать препятствия на пути к профес сиональной цели?

1 4. Имеете ли вы запасные варианты на случай неудачи в действиях по основному выбору?

15. Предпринимаете ли вы уже сейчас какие-либо действия для под готовки к избранной специальности кроме учебы в школе?

После проведения такого занятия педагог проводит индивидуаль ную консультацию с учащимися (по желанию), помогает уточнить профессиональные планы, наметить пути получения профессии, а также разобраться с другими важными для подрастающего челове ка проблемами.

1.8.4. Деловая игра «Кем быть?»

Задачи игры:

Активизировать профессиональное самоопределение участни ков;

- дать возможность участникам соотнести свои возможности и возможности своих одноклассников с требованиями различных профессий.

Игра проводится либо в круге, либо учащиеся сидят на своих мес тах в классе. Количество участников от 6 до 15 человек. Приглаша ются 2-3 независимых эксперта (учащиеся параллельного класса или учителя).

Время проведения: от 15 до 45 минут.

Ход игры

Социальный педагог: Назовите наиболее интересные для вас про фессии, а я запишу их на доске.

(Записывает 10- 15 наименований профессий.)

Социальный педагог: Теперь я назову какую-нибудь из этих про фессий, а вы в течение 2-3 секунд посмотрите друг на друга, пытаясь определить, кому из вас она подойдет в наибольшей степени. По мое му сигналу вы одновременно должны показать рукой на выбранного сверстника.

Анкета

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

Очень хорошими;

Хорошими;

Не очень хорошими;

Плохими;

Не очень плохими.

2. Считаете ли Вы свою семью дружной?

Да;

Не совсем;

- нет.

3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их_______________________________________

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

- ежедневно;

- по выходным дням;

- редко.

5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

- решаете сообща возникшие проблемы;

- занимаетесь семейно-бытовым трудом;

- вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

- обсуждаете вопросы обучения детей; И

- делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и не удачах;

- каждый занимается своим делом;

- еще что-то (допишите).

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

- да;

- часто;

- иногда;

- редко;

- нет.

7. Из-за чего возникают конфликты?

- непонимание членами семьи друг друга;

- неуважение, грубость, неверность, др.;

- отказ участвовать в семейных делах, заботах;

- разногласие в вопросах воспитания детей;

- злоупотребление алкоголем;

- другие причины (укажите). 8. Какие способы разрешения семейных конфликтов вы исполь-

уете?

- примирение;

- совместное обсуждение ситуации и принятие общего реше ния;

- естественное затухание конфликта;

- обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям,

друзьям, учителям);

- конфликты практически не разрешаются, носят затяжной ха-9. Ваши дети бывают свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми? -да;

- нет;

I - иногда. 10. Как дети реагируют на семейные конфликты? - переживают, плачут; - становятся на сторону одного из родителей; - пытаются помирить; - уходят из дома; - замыкаются в себе;

- относятся безразлично;

- становятся озлобленными, неуправляемыми;

- ищут поддержку у других людей.

11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых взаимоотношений и улучшения микроклимата вашей семьи?

В процессе работы с семьей (вне зависимости от ее типа) социаль ному педагогу необходимо руководствоваться следующим:

- каждому родителю неприятно слышать негативные отзывы о своих детях, поэтому педагогу необходимо не жаловаться, а искать и находить в ребенке добрые, хорошие черты. Следу ет профессионально выводить родителей на понимание необ ходимости поиска путей коррекции возможных отклонений в

повелении;

- нельзя в качестве поучительного примера разглашать инфор мацию о негативных примерах семейного воспитания. Такая информация всегда анонимна;

- позиция силы или страха в отношении трудного подростка не даст позитивного результата. Учитесь сами (и социальный педагог, и родители) и давайте пример детям в умении видеть светлые перспективы будущей жизни;

- злоупотребление доверием как подростка, так и его родителей может в какой-то момент свести к нулю все ваши усилия;

- если вы ставите диагноз, помните, что ни один из методов диа гностики не дает бесспорной и окончательно верной информа ции.

Малообеспеченные семьи, семьи безработных, многодетные се мьи - это традиционные объекты деятельности школьного социаль ного педагога.

2.1.1. Работа с малообеспеченными семьями

Виды возможной работы социального педагога с малообеспечен ными семьями: - выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных

взаимоотношений;

- оказание юридической помощи: отстаивание интересов чле нов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг,

защита прав и т. п.;

- направление в случае необходимости в службу психологической

помощи;

- организация досуга и отдыха детей совместно с профсоюзными комитетами и администрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;

- оказание родителям помощи в трудоустройстве, содействие уст ройству на бесплатные курсы, в центры для профессионального обучения или переобучения;

- трудоустройство несовершеннолетних;

- оказание содействия в организации совместного досугового

общения и др.

2.1.2. Работа с семьями безработных

Виды возможной работы школьного социального педагога с се мьями безработных:

- выявление семей безработных, наблюдение, изучение их со-

! стояния, потребностей, проблем, проектирование возможной помощи; - оказание посильной организационно-юридической помощи; - психологическая поддержка, объем которой определяется мерой компетенции социального педагога, направление для консуль тации в специализированные учреждения; - организация досуга и отдыха детей; - возможное содействие в трудоустройстве; - помощь в получении различных видов материальной помо щи; - информационная и организационно-посредническая по мощь; - социальный патронаж детей «группы риска» из малообеспечен ных семей. 2.1.3. Работа с многодетными семьями Пол многодетной семьей в европейской части России принято по- 1мать семью, имеющую трех и более детей. В регионах с традиционно 1сокой рождаемостью этот показатель может быть увеличен. К основным проблемам многодетных семей относятся: - материальные; - обеспечение полноценным питанием, одеждой, жильем;

Предварительный просмотр:

К А Р Т А

Имя, фамилия___________________________________________________ Возраст __________ Дата ______________ Класс _______________

Нарушения

Неприспособленность

НД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Д

1

2

3

4

5

6

7

9

10

8

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

У

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

ТВ

1

2

3

4

5

6

7

9

11

13

15

8

10

12

14

16

ВВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

ТД

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

11

12

13

14

15

А

1

2

3

4

5

6

8

9

10

11

7

12

13

14

15

16

Н

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2

ВД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ЭН

1

2

3

4

5

9

10

6

7

8

11

12

НС

2

3

4

1

5

6

7

С

1

2

3

4

5

6

7

СР

1

2

3

УО

1

2

3

4

5

6

7

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ф

1

2

4

5

3

Предварительный просмотр:

Опросник для родителей

(Разработан по материалам работы кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова)

Уважаемые родители! В целях организации психологической работы с Вашим ребенком просим ответить на вопросы данного опросника:

  1. Фамилия, имя ________________________________________________
  2. Год, месяц рождения __________________________________________
  3. Посещает д/с, школу (тип группы – обычная, пятидневка; класс, школа – обычная, специальная, посещает ли группу продленного дня)_________________________________________________________
  4. Состав семьи (перечислить всех родственников, проживающих вместе с ребенком с указанием их возраста)______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________

  1. Где и кем работает отец ребенка_________________________________
  2. Где и кем работает мать ребенка_________________________________
  3. Жилищно-бытовые и материальные условия семьи:

А) отдельная квартира из ___комнат,

Б) неблагоприятные,

В) отдельный дом,

Г) средние,

Д) комната в коммунальной квартире,

Е) достаток,

Ж) снимают жилплощадь,

З) изобилие.

8. Здоровье родителей (здоровье отягощено сердечно-сосудистыми,

Психическими заболеваниями, алкоголизмом, др.)

  1. Здоровье ребенка (здоров, имеет нарушения в физическом развитии(рост, вес), состоит на диспансерном учете по поводу…, выраженная утомляемость, частые простудные заболевания, ОРЗ и др.)_______________________________________________________________________________________________________________________
  2. У моего ребенка имеются нарушения зрения_______________________________________________________

Слуха________________________________________________________

Двигательной сферы___________________________________________

11. Мой ребенок лежал в больнице _______раз(а) в возрасте___________

_____________________________________________________________

12. Наличие радиационного воздействия - нет;

- ребенок имеет дозу облучения_________________________________

- ребенок рожден от родителей, получивших дозу радиации.

Особенности развития ребенка

13. Что больше всего радует Вас в Вашем ребенке____________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

14. Что Вы делаете вместе со своим ребенком________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

15. Чем Ваш ребенок больше всего любит заниматься (играть во что?, читать, слушать сказки, рассказы, смотреть ТВ и кинофильмы – какие?, рисовать, лепить, конструировать, спортивные занятия и др.)______________

16. Что сильнее всего расстраивает Вас в Вашем ребенке?___________________________________________________________

17. Когда ребенок меня не слушается, я______________________________

_____________________________________________________________

18. Укажите способы поощрения и наказания, обычно используемые Вами в воспитании ребенка_______________________________________________

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Отметьте, пожалуйста, пункты, по поводу которых Ваш ребенок вызывает у Вас беспокойство:

А. ПОВЕДЕНИЕ.

У моего ребенка

А) очень вспыльчив, часто непослушен, спорит с воспитателем, учителем;

Б) мешает другим детям, не замечает обращенную к нему речь, не меняет своего поведения, когда делают замечание;

В) не знает границ;

Г) сопротивляется правилам и отказывается подчиняться приказам;

Д) ломает игрушки;

Е) висит на взрослых;

Ж) выглядит слабым и бессильным;

З) подвержен страхам и тревоге;

И) редко улыбается и смеется;

К) легко впадает в ярость, груб и агрессивен;

Л) безынициативен, замкнут, погружен в свои мысли;

М) другое__________________________________________________________

Б. САМООБСЛУЖИВАНИЕ.

Мой ребенок

А) имеет проблемы с туалетом;

Б) не умеет самостоятельно кушать и одеваться;

В) с трудом следует заведенному порядку.

В. ОБЩЕНИЕ.

Мой ребенок

А) не играет с другими детьми;

Б) обижает более слабых;

В) выставляет себя, паясничает;

Г) не отходит от меня, не остается дома один;

Д) не будет работать в группе;

Е) его исключают из занятий в детской группе;

Ж) конфликтует, ссорится часто, дерется с другими детьми, кусается, царапается;

З) робок, застенчив;

И) его постоянно обижают другие дети, подсмеиваются над ним;

К) замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один;

Л) при общении с воспитателем, учителем теряется, смущается, плачет без веских на то причин;

М) избегает контактов со взрослыми, старается быть незаметным;

Н) проявляет негативизм по отношению ко взрослым, отвечает дерзко.

Г. МОТОРИКА.

Мой ребенок

А) а) неуклюж, неповоротлив

Б) не умеет рисовать, резать ножницами;

В) с трудом застегивает пуговицы;

Г) плохо контролирует движения тела;

Д) очень медлителен.

Д. РЕЧЬ.

Мой ребенок

А) имеет недостаточно четкое произношение;

Б) использует неполные предложения;

В) отвечает на вопросы невпопад;

Г) неправильно согласует слова в предложениях, допускает много грамматических ошибок;

Д) нуждается в частых указаниях;

Е) ему необходимо часто повторять, что он(а) должен(на) сделать;

Ж) заикается;

З) очень молчалив.

Е. ВНИМАНИЕ.

Мой ребенок

А) легко отвлекается;

Б) у ребенка малый объем внимания;

В) перескакивает с одной задачи на другую;

Г) упорствует, когда его просят остановиться;

Д) очень долго сосредотачивается на задаче;

Е) быстро устает и начинает ошибаться.

Ж.РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ.

Мой ребенок

А) усваивает хуже других;

Б) отставал (отстает) в развитии;

В) имеет трудности в понимании;

Г) поступает, ведет себя не по возрас

Д) ничем не интересуется;

Е) водится с детьми намного младше себя.

З. ЭМОЦИИ.

Мой ребенок

А) плаксив, капризен;

Б) «заводится из-за пустяков», очень обидчив;

В) вял и равнодушен к происходящему;

Г) бывает очень жесток к животным;

Д) редко улыбается и смеется;

Е) у него постоянно плохое настроение.

СПАСИБО!

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования – произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте – мотивом достижения успеха.

Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания.

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Как я уже говорила, ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.

Также происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива – мотив избегания неудачи.

В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание взрослого. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось – ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил».

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимо-отношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми.

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении учет их интересов.


Проблема исследования:

В настоящее время наблюдается раздражительное отношение студентов технических специальностей к наличию в списке обязательных предметов курсов по гуманитарным дисциплинам. Студенты утверждают, что предметы эти неинтересны, и не нужно их изучать. Такое отношение к предмету является причиной плохих взаимоотношений с преподавателем. Зачастую у таких студентов возникают сложности при подготовке и экзамену или зачёту. Некоторые сдают на неудовлетворяющую их оценку.

Цель исследования:

Основной целью является выявление тенденций в отношении к гуманитарным наукам студентов БГУИР различных факультетов и специальностей.

Объект исследования:

Студенты всех факультетов БГУИР.

Предмет исследования:

Отношение студентов БГУИР к гуманитарным дисциплинам.

Инструмент исследования:

Анкета из 11 вопросов. Используются как закрытые, так и открытые вопросы.

Методы сбора информации:

Опросный метод – формализованная анкета.

Задачи исследования:

    Выявить и сравнить отношение студентов разных факультетов к гуманитарным наукам.

    Узнать степень надобности гуманитарных наук.

    Определить, какую роль играют гуманитарные науки в жизни студентов.

    Изучить их предложения по изменению способов подачи гуманитарных наук.

Гипотеза исследования:

    Отношение студентов БГУИР к гуманитарным наукам прямо зависит от их специальности.

    Чем старше курс, тем негативнее мнение по этому вопросу.

    Старшие курсы раздражают гуманитарные предметы.

    Студенты предложат ввести курсы по гуманитарным дисциплинам как необязательные.

Анкета

Уважаемый респондент! Мы, студенты ФИТиУ, просим Вас принять участие в социологическом исследовании «ОБРАЗОВАНИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ». Ответьте, пожалуйста, на ряд несложных вопросов, это не займет много времени. Для правильного заполнения анкеты достаточно поставить галочку или обвести вариант ответа, наиболее точно соответствующий вашему мнению. Благодарим за внимание.

1. Определите Ваше отношение к гуманитарным наукам:

1 - они меня раздражают;

2 - они меня не интересует, я к ним безразличен;

3 - я их изучаю лишь для положительной отметки в зачётке;

4 - они мне нравятся;

5 - я могу получить из них важную и интересную информацию.

6. Выберите утверждение и закончите его:

1 – гуманитарные предметы следует запретить, так как

_____________________________________________________

2 – гуманитарные предметы нельзя запрещать, так как

______________________________________________________

2. Как на Ваш взгляд преподаватель влияет на отношение

учащихся к гуманитарным предметам?

1 – профессионально подготовленный преподаватель прививает

огромный интерес к предмету; и, наоборот, скучный преподаватель

отбивает всякий интерес от изучения предмета;

2 – профессионализм преподавателя не влияет на личностное

отношение учащихся к предмету.

7. Что, по Вашему мнению, является главной причиной нежелания

изучать гуманитарные науки?

1 – скучный материал;

2 – скучный преподаватель.

3. Выберите утверждение, которое вам ближе и закончите его:

1 – гуманитарные науки мне не нравятся, потому что__________________

2 – гуманитарные науки мне нравятся, потому что ____________________

_______________________________________________________________

8. Изучаете ли Вы самостоятельно гуманитарные науки, пользуясь

дополнительным материалом?

1 – нет, никогда;

2 – да, так как можно найти что-нибудь новое/интересное;

3 – изредка.

4. Изучение каких гуманитарных наук, на Ваш взгляд, следует

исключить в первую очередь?

1философия;

2 – экология;

3 – социология;

4 – политология;

5 – история;

6 – логика;

7 – другое (укажите, что именно) _________________________________________

9. Какой вид изучения гуманитарных наук Вы бы предпочли?

1 – обязательное прохождение всех курсов гуманитарных наук с последующим экзаменом/зачётом;

2 – самостоятельный выбор курсов в качестве факультативных занятий с последующим зачётом;

3 – исключение курсов гуманитарных предметов из программы, но ввод кружков, дополнительных занятий без последующего контроля знаний;

4 – другое (укажите, что именно)________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

5. Какие гуманитарные науки Вам нравятся больше всего?

1 – философия;

2 – экология;

3 – социология;

4 – политология;

5 – история РБ;

6 – логика;

7 – не нравится ни один гуманитарный предмет;

8 – нравятся все гуманитарные предметы

9 – другое (укажите, что именно) _____________________________________________

10. Укажите Ваш пол

11. Укажите Ваш курс (нужное подчеркнуть)

Когда наступает кризис, фильтруется рынок. Слабые компании уходят, сильные остаются.

Заранее собранная клиентская база - один из инструментов, делающих компанию более устойчивой к перепадам финансовой погоды.

Потому что Вы уже знаете “в лицо” клиентов, которые у Вас уже что-то покупали или которые хоть раз интересовались Вашей продукцией, и можете с ними быстро и эффективно восстановить контакт.

Причём, неважно, опт, услуги или магазин у Вас - анкета клиента и формирование базы через нее необходимо для всех.

формирование базы. Зачем это?

Только не надо сразу говорить, что у Вас невозможно проводить анкетирование клиентов. В свое время мы собирали контакты и отзывы клиентов даже в мясном магазине.

Куда люди чаще всего заходят после работы, уставшие и с большим желанием побыстрее добраться до дому, а не заниматься писаниной, к тому же для обычного прилавка.

Собирать контакты можно везде и всегда. И первым делом Вы должны определиться какую информацию Вы будете собирать.

Вам нужно подумать и решить - какая информация о клиенте для Вас будет полезной и принесёт практическую пользу, а какая просто для галочки.

Анкета - это лишь прокладка перед Вашими дальнейшими действиями, в которых Вы будете использовать эту информацию.

Если мы возьмём за основу минимальный пакет маркетинга: звонки, рассылки, поздравления с Днём рождения. То Вам в обязательном порядке нужно собрать следующие пункты:

  1. Название компании (только для B2B);
  2. День рождения;
  3. Сотовый телефон;
  4. E-mail.

Дальнейшие пункты Вы берёте из потребностей. Например, в магазине Вы также можете узнавать Дни рождения близких людей.

Это нужно для того, чтобы делать Вашему покупателю спец. предложения с текстом: “У Вашей жены/друга/мамы скоро День рождения.

Вы можете приобрести у нас подарок для них с 30% скидкой”. Мы кстати такое успешно практиковали в для салона цветов.

В B2B сегменте нужно будет попотеть немного больше, так как там чем больше Вы собираете информации, тем лучше.

Примеры анкеты в действии

Есть большая разница в сборе данных в торговом зале и по телефону, сейчас расскажу подробнее.

В случае с телефоном анкету, можно сказать, Вы заполняете сами и чаще всего вплетаете дополнительные вопросы для выявления потребностей клиента в ходе разговора.

По результатам общения информация также уже вносится не на печатный лист бумаги, а сразу в , чтобы упростить дальнейшую работу с данными.

Поэтому данный раздел будет наиболее интересен магазинам или компаниям, где клиент сам заполняет анкету.

Помимо того, что собирать нужно только полезную информацию, Вам также нужно знать, что чем меньше в анкете полей, тем охотнее её будут заполнять.

Не думайте, что дополнительные поля придают анкете солидности. Нет, они только вызывают раздражение у клиента. Поэтому чем “холоднее” клиент, тем короче должна быть анкета клиента.

Ниже Вы можете увидеть шаблон анкеты для опроса (не оформленный вариант). Это самая минимальная версия анкеты нового клиента, которая может быть Вами создана.

Дополнить её не сложно, но нам сперва нужно реализовать эту фундаментальную часть по правилам и законам маркетинга, а уже потом переходить далее.

Пример анкеты

  1. Название. Мы специально подчёркиваем, что данная анкета только для особенных людей.

    Это льстит клиенту и ликвидирует нежелание её заполнять, ведь каждый хочет относиться к категории VIP-клиентов.

  2. Цель сбора. Под заголовком нужно обязательно написать зачем Вы собираете контакты.

    В нашем примере не случайно в начале стоит “Закрытые распродажи”, это ещё раз подчеркивает статус клиента и показывает его будущую выгоду, что это анкета для получения разных бонусов.

  3. ФИО. Данный пункт объединяет в себя три составляющие - имя, фамилия и отчество.

    Вам также не нужно разбивать его несколько частей, ведь каждый ответ это дополнительное поле, которое визуально делает анкету массивнее.

  4. День рождения, номер телефона и e-mail. Помогаем клиенту понять в каком формате вводить свои данные, чтобы у него было минимум мыслей и максимум действий.

В напечатанной анкете обязательно должно быть согласие на получение рассылок и обработку данных (внизу).

Это очень важный момент! Без него анкету “в народ” даже не запускайте. Штрафы сейчас огромные, а люди, которые воспользуются Вашим упущением, так и ждут этого.

Поэтому получили подпись на анкете и положили её в далёкий ящик (не выбрасывать).

Важно. Базу нужно постоянно обновлять. Люди уезжают, теряют телефоны, меняют почту и если этого не отслеживать, то Вы можете делать поспешные выводы об эффективности и в целом работать вхолостую.

НАС УЖЕ БОЛЕЕ 29 000 чел.
ВКЛЮЧАЙТЕСЬ

Дополнительная фишка

Помните я говорил про сбор дат дней рождений друзей и близких? Это очень полезная фишка.

Но у меня для Вас есть ещё более продвинутая механика, где клиент оставляет вместо дат (ведь их не так легко вспомнить) контактные данные Ваших потенциальных клиентов, которым Ваш продукт может быть интересен.

Механика очень простая. Вы обещаете сделать подарок трём людям, которых он укажет в анкете.

Для этого нужно просто написать их имена и контактные телефоны/емейлы. Причём, Вы также можете выдать ему дополнительный подарок за то, что он оставит эти контактные данные. Это будет второй мотивацией.


Еще один пример анкеты

И тут внимание. После получения заполненной анкеты с контактами трёх друзей, Вам нужно связаться с ними со словами: “Ваш друг Иван Иванович приготовил Вам подарок s_____, забрать его можно в магазине s_____ по адресу: s_____”.

Фраза не дословная, а лишь идея к размышлению, что нужно сослаться на рекомендующего и сделать это как-будто он молодец, а не просто сдал Ваши контакты.

5 мотиваций заполнения анкеты

Мало сделать и положить анкету возле кассы. Она так и будет лежать там и никто ее не будет заполнять.

Вам нужно также мотивировать людей её заполнять. Причём, дополнительную мотивацию Вы должны придумать даже для тех, кто хоть как-то контактирует с Вами, а не только покупает у Вас.

Для этого я подготовил для Вас 5 самых популярных у нас способов сбора и формирования базы.


Метод сбора
  1. Предложение об информировании клиентов о новинках. Такой способ особо актуален в опте.

    Практически все оптовики любят получать смс о новых поступлениях товара и, соответственно, быть в числе первых кто их приобретет, потому что думают, что новинки на их полках - ключ к сундуку с деньгами.

  2. Анкета для получения бонусной карты. В России все еще любят скидки и охотно заполняют анкету, если Вы предложите взамен скидочную или бонусную карту.

    И есть маленький еще один маленький фокус. Вы можете не отдавать карты сразу, а взять у клиента заполненную анкету и через 2-3 дня позвонить ему, пригласить, чтобы забрал карту. Т

    Таким образом, клиент появится у Вас минимум 2 раза, а еще лучше - уйдет с покупкой.

  3. Небольшой подарок в обмен на заполнение. Тут все просто, клиент заполняет анкету и получает в обмен подарок.

    Обязательно подарок должен быть ценным (заметьте, не дорогой, а ценный). В каждой нише ценными подарками могут быть разные продукты, но как правило, это что всегда нужно, но купить самому жалко.

  4. Лотерея. Вы запускаете беспроигрышную лотерею, где для участия нужно всего лишь заполнить анкету (даже не купившим).

    Лотерея может быть моментальная и человек сразу получит приз, а можно назначить её на определённый день и время, если подарок значимый и Вы уверены, что люди придут ради него.

  5. Конкурс для персонала. Эффективный способ, если запускать его одновременно с лотереей.

    Смысл прост - продавец/менеджер, который принесет больше всего заполненных анкет за определённое время, получит награду.

    В качестве награды хорошо расходятся поездки на турбазу или походы в салон красоты для женщин.

Для того чтобы анкета потенциального клиента хорошо заполнялась и база собиралась, должен быть какой-то предлог.

И этот предлог должен быть ценен для Ваших клиентов. Не просто положите анкеты рядом с /менеджером по продажам, а развешайте соответствующие информационные таблички.

Запускайте лотереи и конкурсы персонала одновременно. Поверьте, клиентская база - это не то, на чем стоит экономить.

Важно. Сразу анкета удовлетворенности клиента Вам не нужна. Сначала соберите базу, а уже потом по ней проводите опрос клиентов по качеству.

Ваши подарки от партнёров

Коротко о главном

С каждым днём люди менее охотно оставляют свои данные. Я сам тому подтверждение. Поэтому не надейтесь на 100% заполнение и сбор в формате “как пойдёт”.

Вам нужно подходить к этому системно и немного креативно, особенно если у Вас большая конкуренция.

Но уверяю Вас, когда Вы соберёте базу своих клиентов и она Вас выручит в нужный момент, Вы никогда больше не будете недооценивать этот процесс.

Только рано не радуйтесь. Собрать базу это только половина дела. Куда важнее не количество анкет, а качество.

И этот показатель измеряется в том, насколько положительно реагирует Ваша база на акции и предложения.

Добиться этого не легко и потребует от Вас другой работы. Но никто не говорил, что будет просто.

Серьезно покопавшись в море специализированных источниках по созданию опросов, я решил свои знания опубликовать в виде серьезного мануала. Но его объем с каждым новым блоком информации стал тянуть на полноценную брошюрку. Поэтому я решил его разделить на следующие три статьи:

  • в первой я поясню понятие опроса, а также поясню его значимость в интернет-маркетинге и блоггинге. Вы узнаете, как он делается, какие в нем могут быть вопросы, подробно поясню суть анкетирования, покажу свою процедуру проведения анкетного опроса.
  • во втором посте я покажу различные способы создания анкетного опроса на своем сайте. Для реализации этой задачи я воспользуюсь пошаговыми инструкциями с оригинальными картинками.
  • в третьей статье Вы увидите мой способ сотворения анкетного опроса с помощью специального скрипта от компании LimeSurvey. Я подробно расскажу, как можно реализовать знания первой статьи в различных опросах на своем ресурсе.

Что такое социальный опрос

Если говорить простым языком, то социальный опрос — это такой вариант общения, при котором происходит сбор конкретной информации. Здесь создатель соцопроса (интервьюер) задает вопросы своему оппоненту (респондент), а затем их обрабатывает для выполнения каких-либо задач.

Если говорить научным языком, то метод опроса — это психологический способ коммуникативного взаимодействия между интервьюером и респондентом, который позволяет получить ответы на поставленные вопросы. По -другому можно сказать, что проведение опроса — это своего рода исследование, которое позволяет узнать потребности респондентов. В основном часто используются следующие два метода опроса — лэддеринг и анкетирование.

Метод лестницы (лэддеринг)

Данный вид социального опроса активно применяется в различных маркетинговых исследованиях. Благодаря ему легко выявляется причинно-следственная связь между свойствами товара (услуги, бренда), плюсами от использования и ценностями потребителей.

Реализация данного метода следующая — респонденту задаются вопросы о различных свойствах товара (услуги, бренда), о вариантах потребления и т.д. Обычно идет такая схема беседы — интервьюер спрашивает «почему…?», оппонент опроса дает конкретный ответ. В зависимости от ответа идут следующие вопросы, оппонент на них отвечает. Грубо говоря, это такая беседа, в которой вопросы часто формируются по ответам респондентов.

Плюс данного метода заключается в том, что идет живая обратная связь — респондент дает исчерпывающие ответы, интервьюер может задавать более точные вопросы для получения полных данных для исследования.

Минус лэддеринга — респонденты могут из-за недостатка практического опыта по использованию исследуемого объекта выдумывать ответы. То есть они предлагают интервьюеру в качестве ответов мало осознанные или привычные причины.

Что такое анкетирование

Данный метод исследования использует специально созданный опросник с заранее готовыми вопросами. По-другому он называется анкетой. Анкетный опрос не требует живого общения с респондентом — на вопросы анкеты можно отвечать удаленно.

Поэтому данный метод проведения соцопроса имеет ряд положительных моментов:

  • анкетный опрос с помощью заранее подготовленных анкет можно проводить с большим числом респондентов (массовость исследования);
  • анкетирование можно проводить анонимно, не требуя от респондента его реквизитов (позволяет максимально охватить все слои населения).

Минус анкетирования существенный:

  • не имея полноценной живой обратной связи, получается большой процент анкет без ответа.

Чем опрос отличается от анкетирования

В первом случае интервьюер может получить полноценные ответы для исследования благодаря своим уточняющим вопросам. Респондент активно внедряется в общение, интервьюер следит за ходом беседы и при необходимости аккуратно меняет направление своих вопросов. Тут главное — это задать первые вопросы по теме, а далее пойдут конкретные наводящие уже по ответам респондента.

При анкетировании такого полноценного контакта быть не может. Поэтому интервьюеру приходится заранее продумывать весь спектр возможных вопросов (и соответственно ответов), которые позволят ему получить максимальные результаты для исследования. Поэтому здесь очень важна именно начальная подготовка — создание анкеты.

Использование опроса в интернет-маркетинге и блоггинге

Применение опросов в интернет-маркетинге

Социальные опросы всегда сопровождали те сферы деятельности человека, где есть товары и услуги. Поэтому не удивительно, что в интернет-маркетинге данный инструмент получения ответов широко используется в различных областях. Вот пример некоторых:

  • исследование потребительского рынка (проверка популярности тренда, оценка покупательной способности и т.д.);
  • оценка успешности конкретного продукта или услуги (удовлетворенность конкретным товаром, опрос покупателей и т.д.);
  • исследование кадровых ресурсов (оценка работающего персонала, анализ мотивации работников и т.д.);

Чаще всего используется второй метод проведения опроса — анкетирование. Обычно анкеты заполняются или перед получением товара (услуги), или уже после покупки.

Лэддеринг тоже применяется для проведения различных маркетинговых исследований. Но в этом случае требуется наличие полноценной обратной связи с покупателем (часто используются в виде онлайн-консультации).

Применение опросов в блоггинге

Блогосфера в основном использует анкетирование — на блогах очень сложно проводить вариант живого общения. Блоггеру проще провести свое исследование путем рассылки анкеты своим подписчикам. Конечно, далеко не каждый респондент будет отвечать на вопросы анкеты. Но такой вариант опроса требует на порядок меньших затрат, чем проведение исследования с помощью лэддеринга.

На какие темы чаще всего делают блоггеры свои опросы? На мой взгляд самыми популярными исследования являются следующие темы блоггерской жизни:

  • оценка деятельности блоггера, исследование его способности подавать полноценный контент читателям;
  • исследование функциональности своего блога, выявление ошибок дизайна, получение рекомендаций;
  • тестирование своих инфопродуктов, исследование их потребительской значимости для своих клиентов;

Анкетирование проводится различными способами, о которых более подробно я расскажу в следующих статьях этой темы. Пример одной такой анкеты Вы можете увидеть в последней части этого поста.

В дальнейшем вся информация по созданию опроса на своем сайте будет основываться на втором методе, анкетировании.

Составление анкеты для проведения опроса

Как я уже говорил, в методе анкетирования самым важным и сложным вопросом является момент создания анкеты. Интервьюеру необходимо не только разбираться в теме исследования, но и еще правильно составить опросный лист. Ниже Вы увидите ряд рекомендаций и мою план-схему проведения анкетного опроса.

Правила составления анкеты для опроса

  1. Формирование задач исследования . Перед тем, как создавать анкетный лист, необходимо продумать задачи опроса. Для этого необходимо составить только такие вопросы, ответы на которые дадут оценку исследования.
  2. Краткость — не только сестра таланта, но и успех опроса . Свои вопросы формулируйте кратко и емко — не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.
  3. Логичность вопросов . Завуалированные и бессмысленные фразы уведут оппонента от настоящего ответа. Это может запутать отвечающего в причинно-следственной связи вопроса, что негативно скажется на результатах исследования.
  4. Последовательность вопросов . Следите за порядком анкетных вопросов. Если в опросе будет неправильная их последовательность, на выходе интервьюер получит искаженную информацию по исследованию. Для недопущения этого часто используют простой прием — сначала показывают простые вопросы, а затем степень их сложности увеличивают.
  5. Один вопрос — одна тема . Лучше у респондента спрашивать в одном вопросе только один ответ. Тогда он будет считаться единственно важным. Иначе при наличии нескольких тем акцент на первичный вопрос может уйти другому.
  6. Никаких подсказок . В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным — его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.
  7. Использование открытых вопросов . Давая респонденту возможность самому дать свой ответ, не выбирая из предложенных, исследование получиться более точным и полноценным (обхватывает разные стороны).

Схема проведения анкетного опроса

Продумав тему исследования и составив в голове или на бумаге перечень нужных вопросов, можно переходить к этапу создания анкеты. Вот моя схема, по которой я провожу свои анкорные опросы:

Данный план используется только для анонимных опросов. Если же для анкетирования требуется фиксирование реквизитов участников исследования, то появляется еще один пункт «Регистрация». Он идет сразу после пункта «Приветствие».

Также для создания успешной анкеты я руководствуюсь следующими рекомендациями:

  • Анкетный опрос не должен содержать орфографических ошибок. В противном случае доверие респондентов к интервьюеру падает, что может отразиться на качестве результатов исследования.
  • На каждый вопрос даю все возможные варианты ответов. Если необходимо, добавляю поле для личного ответа респондента.
  • Перед публикацией тестирую созданный опрос. Обычно я читаю вслух все, что написано в анкете. А также отвечаю на вопросы так называемого листа для пилотажа:

Классификация вопросов в анкетировании

Все вопросы, используемые в анкете, можно классифицировать:

  • вопросы о фактах сознания (показывают мнение респондента, его пожелания и планы на будущее);
  • вопросы о фактах поведения (выявляют поступки и действия отвечающего);
  • вопросы о личности респондента (показывают его личностные характеристики — пол, возраст и т.д.).

по форме

  • закрытые вопросы. В анкете по ним существуют уже готовые ответы, из которых респондент выбирает свой вариант;
  • открытые вопросы. Они не влияют на ответ респондента (нет предложенных ответов). Тем самым дают ему выразить свою точку зрения по вопросу. Поэтому они наиболее информативные и полные, чем закрытые.
  • полузакрытые вопросы. Содержат как очевидные варианты ответов, так и возможность респонденту написать свой вариант.
  • прямые и косвенные вопросы.

Пару слов о закрытых вопросах. Они могут быть альтернативными (респондент может выбрать только один вариант ответа из предложенных) и неальтернативными (несколько вариантов ответа). В основном используются в несложных вопросах, где выбор очевиден (один или несколько). В противном случае, если требуется от респондента развернутый ответ, предлагается открытый или полузакрытый вопросы.

по способу передачи вопроса

Данный тип вопросов будет рассмотрен на примерах в последней части данного мануала (3-й пост о скрипте).

Типичные ошибки при составлении опроса

Нелогичность вопросов (ответов). Данная ошибка часто встречается в анкетах — вопросы (или ответы) содержат смысловые логические нестыковки и противоречия. В итоге такие анкеты трудно анализировать, а результаты исследования будут недостоверными. Вот пример полузакрытого вопроса с лишним ответом (последний), который может поставить респондента в тупик на некоторое время:

Наличие нескольких тем опроса . Чтобы не отвлекать респондента от вопросов, не стоит впихивать в один вопрос сразу две темы. В противном случае результаты могут потерять свою информативность (искажение информации). Вот пример вопроса анкеты с несколькими темами для обсуждения:

Отсутствие равнозначного выбора . Бывает, что вопрос анкеты разделяет мнение респондента на противоположные половинки. Мало того, что он не может выбрать нормальный вариант ответа, так еще и заставляет перенапрягать его мозг. Вот пример такого вопроса:

Наличие специфических вопросов, требующих спецзнаний . Я недавно отвечал на одну анкету популярного в Рунете инфобизнесмена по поводу его рассылки. Многие вопросы его анкетного опроса содержали специфические термины. Пришлось лазить по Яндексу в поисках расшифровки мудреных фраз.

Очень сложные вопросы . Простота — залог успеха в любом деле. Правило тут простое — чем проще вопрос, тем адекватнее будет результат. Вот пример одного вопроса о растворимом кофе, после которого желание отвечать может убавиться:

Пример анкетного опроса по оценке своего сайта

В завершении предлагаю Вам небольшой шаблонный вариант опроса по оценке личного сайта. Вопросы данной анкеты просты, ответы содержат немного юмора. Вы можете сделать по этому шаблону свой вариант опросника и получить много полезной и актуальной информации о своем сайте. Вот ссылка на эту анкету:

На этом теоретическая часть о составлении опросов окончена. В следующей части я расскажу о том, как создать анкетный опрос уже на своем сайте различными способами.

С уважением, Ваш Максим Довженко

gastroguru © 2017