2 февраля православный праздник

Св. Кресту, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, - да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

Преподобному Евфимию Великому Тропарь преподобному Евфимию Великому, глас 4

Весели́ся пусты́ня неражда́ющая,/ благоду́шствуй неболя́щая,/ я́ко умно́жи тебе́ ча́да муж жела́ний духо́вных,/ благоче́стием насади́в,/ воздержа́нием воспита́в доброде́телей в соверше́нство./ Того́ моли́твами Христе́ Бо́же,// умири́ живо́т наш.

Перевод: Веселись, пустыня нерождающая, возрадуйся, не мучившаяся родами, ибо умножил тебе детей муж стремлений духовных, их насадив, воспитав к совершенству в . Его мольбами, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак преподобному Евфимию Великому, глас 8

В честне́м рождестве́ твое́м ра́дость тварь обре́те,/ и в Боже́ственней па́мяти твое́й, преподо́бне,/ благоду́шие прия́т мно́гих твои́х чуде́с,/ от ни́хже пода́ждь бога́тно в ду́ши на́ша, и очи́сти грехо́в скве́рны,// я́ко да пое́м: аллилу́ия.

Перевод: В священном рождении твоем радость обрело творение и в Божественной памяти твоей, веселья исполнилось ради многих твоих чудес; от них подай обильно душам нашим и очисти нас от скверн греховных, дабы мы пели:

Преподобному Евфимию, схимнику Печерскому Тропарь преподобному Евфимию, схимнику Печерскому, глас 4

Евфи́мие всече́стне,/ преподо́бным единоревни́телю и А́нгелом собесе́дниче,/ получи́вый с ни́ми житие́м свои́м чи́стым и безмо́лвным ве́чная блага́я,/ моли́ся Го́сподеви при́сно о всех нас,// да и мы тех же благ сподо́бимся.

Перевод: Евфимий почитаемый, преподобным подражатель и ангелам собеседник, заслуживший вместе с ними своей чистой и безмолвной жизнью вечные блага, молись Господу всегда обо всех нас, чтобы и мы удостоились тех же благ.

Кондак преподобному Евфимию, схимнику Печерскому, глас 4

Я́ко прия́л еси́ схи́му,/ бысть вы́ну тих и молчали́в, преподо́бне,/ никогда́же бо ни с ким, ра́зве моли́тв ко Го́споду,/ ничесо́же глаго́лал еси́,/ и пи́щи, ра́зве зе́лия су́рова, нико́ея же вкуша́л еси́./ Тем обре́т днесь пи́щу неижди́вшую на Небеси́, Евфи́мие,// моли́ и нам тоя́жде причасти́тися.

Перевод: Ты принял и потому был всегда тих и молчалив, преподобный, никогда и никому, кроме молитв ко Господу, ничего не говорил ты, и пищи, кроме дикой травы, никакой не вкушал ты. Потому обрел сейчас пищу неоскудеваемую на Небесах, Евфимий, моли и нам к ней приобщиться.

Преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах Тропарь преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах

Затвори́вый себе́ Го́спода ра́ди в те́мней пеще́ре,/ преподо́бне о́тче Лавре́нтие, многоле́тне/ и О́ному до́бре в ней угоди́вый,/ пода́ждь и нам от вся́каго зла чу́вствия затвори́ти,/ и тьмы страсте́й отврати́тися,// и све́тлость получи́ти Ца́рствия Небе́снаго.

Перевод: Затворивший себя на многие годы Господа ради в темной пещере, преподобный отче Лаврентий, и Ему прекрасно в ней угодивший, подай и нам от всякого зла закрыть свои чувства, и тьмы отвратиться, и светлость получить Царства Небесного.

Кондак преподобному Лаврентию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах, глас 4

Бог, реки́й из тьмы све́ту возсия́ти,/ просия́ тебе́ из те́мна ме́ста, я́ко свет,/ и зна́ема всем показа́, Лавре́нтие,/ яви́ же и Све́ту невече́рнему тя прича́стника, преподо́бне,// в не́мже лику́я, помина́й нас, хва́лящих тя.

Перевод: Бог, повелевший из тьмы воссиять свету (), просиял тебя из темного места (пещеры), как свет, и сделал всем известным, Лаврентий, явил же и Свету немеркнущему тебя причастником, в нем же торжествуя, вспоминай нас, прославляющих тебя.

Преподобным Евфимию и Харитону Сянжемским Тропарь преподобным Евфимию и Харитону Сянжемским, глас 1

Пусты́нное и безмо́лвное житие́ ва́ше по́стнически препроводи́вше,/ Христо́в бо крест на ра́мо взе́мше/ и Того́ стопа́м усе́рдно после́довавше,/ на неви́димаго врага́ му́жески ополчи́стеся/ и того́ ко́зни сокруши́сте,/ моли́твами и слеза́ми, чистото́ю Бо́гови прибли́жившеся,/ преподо́бнии отцы́ на́ши Евфи́мие и Харито́не./ Я́ко со́лнце, осиява́ете светоза́рными луча́ми чуде́с ва́ших,/ всех нас спаси́те с ве́рою призыва́ющих вас/ и творя́щих честну́ю ва́шу па́мять,/ и, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Спа́су,// мир ми́рови испроси́те и спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Пустынную и безмолвную жизнь вы постнически проводили, Христов крест на плечо подняв и по Его стопам усердно последовав, против невидимого врага мужественно вооружились и его сокрушили, молитвами и слезами, в чистоте к Богу приблизившись, преподобные отцы наши Евфимий и Харитон. Как солнце сияете вы светозарными лучами чудес ваших и, как имеющие ко Спасителю, мир испросите для мира и спасение душам нашим.

Мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским Тропарь мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским, глас 2

Я́коже Первозва́ннаго ученицы́/ первозва́ннии яви́стеся от слове́н,/ и бра́тию ва́шу/ све́том И́стины просвеща́юще,/ от безбо́жнаго свире́паго кня́зя/ лю́тую кончи́ну прия́ли есте́,/ мра́зом окова́ннии и ледом удавле́ннии,/ на Дуна́е реце́ в Ски́фстей стране́./ Но я́ко ду́ши за дру́ги поло́жшии,/ святи́и И́нно, Пи́нно и Ри́ммо,/ и о на́с всемо́щныя моли́твы приноси́те,/ вся́ язы́ки слове́нския/ па́ки ко Христу́ обраща́юще.

Перевод: Как ученики вы были первозванными из славян и братию вашу просвещая светом , приняли жестокую смерть от безбожного свирепого князя, окованные морозом и задавленные льдом, на реке Дунай в Скифской стране. Но как жизни свои за друзей положившие (), святые Инна, Пинна и Римма, и о нас всесильные молитвы приносите, все народы славянские снова ко Христу обращая.

Кондак мученикам Инне, Пинне и Римме Новодунским, глас 2

Ве́лия ве́ры исправле́ния:/ ледом окова́нни, я́ко на воде́ упокое́ния,/ святи́и И́нна, Пи́нна и Ри́мма ра́довахуся,/ мучи́тель же несмы́сленно яря́щеся,/ плоды́ и́х виногра́да тща́ся погуби́ти,/ но оба́че доны́не от слове́нских язы́к/ святы́я гро́здия Христо́с прие́млет,/ и первому́ченик слове́нских венча́ет венцы́./ Сего́ ра́ди и мы́,/ взращенных ва́ми ве́рных отроча́та,/ благодари́м и мо́лим вы́, святи́и:/ испроси́те те́плыми моли́твами и на́м/ в Ду́се и́стины по Бо́зе ревнова́ти.

Перевод: Великий подвиг веры: окованные льдом, как на воде отдохновения, святые Инна, Пинна и Римма радовались, мучитель же в неразумии безумствуя, плоды их винограда пытался погубить, но однако и до сегодняшнего дня от славянских народов святые грозди Христос принимает, и первомучеников славянских венчает венцами. Потому и мы, дети выращенных вами верующих, благодарим и молим вас, святые. Испросите усердными молитвами, чтобы и нам в Духе истины ревновать по Богу.

Священномученику Павлу Рязанскому (Добромыслову) Тропарь священномученику Павлу Рязанскому (Добромыслову), глас 5

Земли́ Ряза́нския украше́ние/ и неусы́пный о не́й к Бо́гу моли́твенниче/ за ве́ру Христо́ву ду́шу свою́ положи́в,/ я́ко му́ченик и па́стырь просла́вился еси́,/ священному́чениче Па́вле,/ проле́й те́плую моли́тву ко Го́споду о на́с,/любо́вию чту́щих тя́,/ да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Края Рязанского украшение и неутомимый о нем к Богу молитвенник, за веру Христову жизнь свою отдав, как и прославился ты, священномученик Павел, помолись горячо и усердно ко Господу о нас, с любовью почитающих тебя, да спасет души наши.

Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их - видит, что они не представители блага, а только призраки его.

Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, - духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорб-ность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.

Как обращаться к монахам? Монашество - это не священный сан или почётный титул, это особая форма служения Богу, принятие обетов безбрачия, послушания и нестяжания. Правильно обращаться к монахам - брат, сестра , согласно традиции, - отец, мать . Повсеместно распространенное у нас в женских монастырях обращение матушка правильнее использовать лишь в отношении настоятельницы.

Настоятельница (игумения) женского монастыря имеет право ношения и, соответственно, право им благословлять: «Мать настоятельница (или «матушка»), благословите! » В отличие от священника, она благословляет наперсным крестом, и целовать нужно его, а не руку.

При обращении к монахам нужно иметь в виду, что не все из них могут иметь благословение на общение с паломниками, поэтому не смущайтесь, если с вами не будут разговаривать.

Праздник Сретения Господня по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не Господским, а Богородичным праздникам. По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, во время литургии на малом входе произносится входный стих и после него поются тропарь и кондак праздника. В конце же всенощного бдения и литургии бывает особый праздничный отпуст.

На великой вечерне:

Стихиры на Господи воззвах поются только праздника .

Поется прокимен дня и читаются три:

Отпуст праздничный: Иже во объятиих праведнаго Симеона носитися изволивый нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец .

На Литургии

Входный стих: Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою .

Затем - , Слава, и ныне — .

Поется Трисвятое

Прокимен, глас 3, песнь Богородицы: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Аллилуиа, глас 8: Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром. Стих: Свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Вместо Достойно поется - припев: Богородице Дево, упование христианом и ирмос: В законе сени и писаний (задостойник поется на Литургии до отдания праздника Сретения).

Причастен праздника: Чашу спасения прииму, и имя Господне призову .

Второй день праздника — 3 февраля — Церковь посвящает памяти участников события Сретения Господня — святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

Прп. Евфимия Великого (473). Мчч. Инны, Пинны и Риммы (I-II). Сщмч. Павла пресвитера (1940). Мчч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303). Прп. Лаврентия затворника Печерского (XIII-XIV). Прп. Евфимия схимника Печерского (XIV). Прп. Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465).

Преподобный Евфимий Великий жил в пятом веке. Он был родом из города Мелитины, который тогда располагался на территории Большой Армении, близ реки Евфрат. Родители его долгое время не имели детей и принесли обет посвятить будущего ребенка Богу. Отец умер вскоре после рождения сына и мать, исполняя обет, отдала Евфимия на воспитание своему брату-священнику. Со временем он принял монашество. Евфимию поручили управление всеми городскими монастырями. Но он искал совсем другого – настоящего монашеского молитвенного подвига, безмолвия и аскезы. Он тайон оставил город и удалился в Святую Землю. Там Евфимий встретил другого подвижника – преподобного Феоктиста. Они поселились в пещере в горах. Вскоре к подвижникам начали стекаться другие иноки. Евфимий стал духовником братии. За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры Евфимий получил наименование Великого. Тяготясь общением с миром, иногда он отправлялся в странствования, жил в пустыне и пещерах в молчании и молитве. После его возвращения некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал преподобного Евфимия.

Преподобный Евфимий Великий жил в пятом веке. Подобно Антонию Великому в Египте, Евфимий Великий стал вдохновителем и основоположником монашеского движения, разлившегося по всем пустыням Палестины. Евфимий родился в городе Мелитины, близ реки Евфрат. Отрока воспитывал его дядя-священник, юноша рано принял монашество. Однажды он отправился в паломничество в Святую Землю и остался там. Как и другие монахи-подвижники Евфимий то по многу лет вел отшельническую жизнь, то, по просьбам иноков разных монастырей окормлял и наставлял их. Сам Евфимий также основал несколько обителей, ставших известными своим строгим уставом и высокой духовной жизнью. По преданию по молитвам преподобного Евфимия не раз случались чудеса. Так в самом бедном монастыре нашлось пропитание для странников и еще остался запас в амбарах. Евфимию было открыто время его кончины. Перед смертью он сказал братии: «Приобретайте любовь, которая есть союз совершенства. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения. Сам Господь ради любви к нам смирился и стал Человеком, как и мы».

Святые мученики Инна, Пинна и Римма

Святые мученики Инна, Пинна и Римма жили во втором веке. Сейчас имена святых Инны и Риммы употребляются как женские. Но святые, их носившие, были мужчинами, учениками святого апостола Андрея Первозванного. Родились они в Малой Скифии, крае, простиравшемся от устья Дуная вдоль Черного моря, до нынешней Болгарии. Инна, Пинна и Римма проповедовали имя Христово среди варваров и крестили многих язычников. Но однажды христиан схватили воины местного князя. Тот потребовал от подвижников принести жертвы языческим идолам. Инна, Пинна и Римма отказались. Тогда стояла жестокая зима; реки были скованы морозом. Князь приказал поставить в лед большие бревна и привязать к ним святых, постепенно опуская их в студеную воду. Когда лед дошел до шеи святых, они, измученные страшной стужей, предали Господу свои души. По преданию, мощи святых мучеников были перенесены в некий город-порт Алиск. Церковный историк Евгений Голубинский считал, что мученики пострадали в Крыму, а их мощи были перенесены и погребены в современной Алуште.

Священномученик Павел (Добромыслов)

Священномученик Павел Добромыслов родился в тысяча восемьсот семьдесят седьмом году, в Рязанской губернии, в семье священника. Павел получил духовное образование, женился и принял сан. По частой практике того времени священник совмещал службу с преподаванием Закона Божьего в разных гимназиях и училищах Рязани. После революции он был назначен архиепископом Рязанским Борисом на должность Рязанского уездного благочинного. Архиепископ жил то в Рязани, то в Подмосковье. Поэтому большую роль в управлении епархией играла переписка через епархиальную канцелярию. Со временем для священников и паствы Рязани стали готовиться небольшие сборники с обращениями архипастыря. Власти расценили этот шаг как нелегальное издание религиозного журнала. Был арестован и архиепископ Борис, и другие священники, среди которых – протоиерей Павел Добромыслов. Его приговорили к трем годам в концлагере на Соловках. В двадцать девятом году он вернулся, но снова отправился в ссылку в Казахстан в тридцатом – за хранение в храме мелкой разменной монеты. В тридцать восьмом году священника опять арестовали. Его проповедь о прощении обидчиков и врагов расценили как призыв отказаться от классовой борьбы. Священномученик Павел Добромыслов скончался в сороковом году в Карагандинском лагере.

Cегодня 2 февраля (20 января по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

*** Преподобного Евфимия Великого (473). Святителя Евфимия, патриарха Терновского, Болгарского (XIV). Преподобного Евфимия Архангелогородского (ок. 1523).
Мучеников Инны, Пинны и Риммы (I-II), Новодунских, учеников апостола Андрея. Мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (303). Святого царя Льва Великого (474). Преподобных Лаврентия Затворника (XIII-XIV); Евфимия схимника (XIV), Печерских, в Дальних пещерах; Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465). Мученика Захарии (1782). Священномученика Павла пресвитера (1940).

День преподобного Евфимия Великого

Евфимий Великий - христианский святой, иеромонах. Наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Пахомием Великим, Евфимий считается столпом пустынножительства. В возрасте двадцати девяти лет вместе со своим другом Феоктистом удалился от общественной жизни и выкопал себе пещеру недалеко от Иерусалима, там и возникла потом знаменитая Евфимиева лавра. Он служил образцом для аскетов и большое влияние оказывал на народ, которому раздавал хлеб во время голода. Он сумел привлечь много людей к христианству, но из его наставлений сохранились немногие. Прожил 101 год.

Мученики Инна, Пинна и Римма происходили из Скифии и были учениками апостола Андрея. Сделавшись сами христианами, они обратили ко Христу многих язычников. Когда узнал об этом князь, то принуждал мучеников отречься от Христа и за отказ приказал погубить их. Стояла зима, и святых привязали к сваям, вбитым в реке Дунае, где они и замерзли. (В некоторых месяцесловах эти святые называются не мучениками, а мученицами. Но это неверно.

Мученики Васе, Евсевий, Евтихий и Василид были богатыми и знатным людьми в царствование Диоклетиана. Будучи свидетелями страданий епископа никомидийского Феопемпта за веру (память 5 января), они уверовали во Христа. За это подвергли и их мучению и смерти. Васса закопали в землю по пояс и, бивши, умертвили; Евсевия повесили вниз головой и рассекли пополам; Евтихия привязали к столбам за руки и за ноги и разорвали на части; Василиду разрезали живот ножом. Святые мученики пострадали в г. Никомидии в 303 г.

2 февраля (20 января по "старому стилю" - церковному юлианскому календарю). В Русской Православной Церкви сегодня совершается память 12 известных по именам святых.

Преподобный Евфимий Великий. Святой V столетия, один из основателей палестинского монашества. Будущий старец родился в римской провинции Малая Армения около 377 года от Рождества Христова. В возрасте двадцати восьми лет молодой отец Евфимий, к тому времени уже рукоположенный в священнический сан, отправился в паломничество в Иерусалим и после поклонения его святыням взял на себя подвиг отшельничества. Спустя несколько лет вокруг отца Евфимия образовалась монашеская община, сам же преподобный, хотя и стал духовником братии, продолжил жить в затворе, лишь изредка выходя из него.

Образ старца Евфимия, наставника монахов и собеседника ангелов, возлюбили во всем христианском мире. Подражать ему стремились и русские иноки, заложившие в одной из самых северных обителей Руси – древнем Кирилло-Белозерском монастыре – храм в честь этого великого святого. Как повествует житие преподобного Евфимия:

"В середине V века, когда палестинское монашество в значительной своей части встало на сторону еретиков-монофизитов, уже немолодой отец Евфимий стал последовательно бороться за чистоту христианского вероучения. Более того, именно он возвратил в Православие проживавшую в Иерусалиме императрицу Евдокию..."

Скончался преподобный Евфимий Великий в глубокой старости в 473 году от Рождества Христова. И сегодня, полтора тысячелетия спустя, этот святой по-прежнему являет нам пример строгого и аскетичного пастыря. А вместе с тем – целителя, чудотворца и мудрого наставника для всех, кто связал свою жизнь с Церковью Христовой.

Мученики Инна, Пинна и Римма. Эти святые страдальцы за Христа и Его Церковь (стоит заметить, что имена принадлежат мужчинам) жили во второй половине I – начале II столетий от Рождества Христова. Родом они были из Северной Скифии, а потому, по преданию, были славянами (а точнее, их предками, в современной науке именуемыми "праславянами").

Инна, Пинна и Римма приняли христианство в годы проповеди в землях будущей Руси святого апостола Андрея Первозванного, став его учениками. В дальнейшем эти святые просветили Светом Христовой Истины многих язычников, за что были схвачены и казнены местным князем, который приказал погрузить мучеников в ледяную прорубь.

Мученики Васс, Евсевий, Евтихий и Василид. Святые, принявшие страдания и мученические венцы на рубеже III-IV столетий в период жесточайших антихристианских гонений императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана), царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова. Сами страдальцы были придворными нечестивого императора.

Будучи свидетелями мученической кончины священномученика Феопемта, епископа Никомидийского (чья память совершается 18 января по новому стилю), святые Васс, Евсевий, Евтихий и Василид уверовали во Христа, приняли Святое Крещение. За это страдальцы подверглись жесточайшим истязаниям, после чего были зверски убиты в 303 году от Рождества Христова.

Преподобные Лаврентий, затворник Печерский, и Евфимий, схимник Печерский. Русские святые, совершавшие духовные подвиги в знаменитой Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре в XIII-XIV столетиях от Рождества Христова.

Лаврентий, затворник Печерский

Евфимий, схимник Печерский

Преподобный Евфимий Сянжемский, Вологодский. Святой Русского Севера, подвизавшийся в XV столетии сначала в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере, а затем переселившийся в целях монашеского уединения на берег реки Сянжмы, что в 20 верстах от города Вологды. Впоследствии старец Евфимий основал в этих местах новую монашескую обитель. Скончался святой около 1470 года от Рождества Христова.

Священномученик Павел Добромыслов, пресвитер. Православный священник, пострадавший за веру в период советских богоборческих гонений и принявший мученический венец в этот день в 1940 году. Прославлен в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью сегодняшних святых!

Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"

gastroguru © 2017