«план - конспект нод по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе: «путешествие в страну математика. Приключения с Бибигоном. НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной к школе группе.

Воспитатель: Черкасова Г. А.

Опытностанционный филиал МБОУ "Замишевская СОШ"

Брянская область, Новозыбковский район, поселок Опытная станция

Образовательная область: « Познание»
Цель: Повторить сравнение чисел, ориентация на листе бумаги, решение простых задач, геометрические фигуры. Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать культуру поведения, дисциплинированность, интерес к математике, школе.
Оборудование: геометрические фигуры, листы в клетку, простые карандаши, набор цифр 1- 10, знаки. Для воспитателя: мольберт, магниты, карточки с заданием, математическая матрешка.

Ход занятия

I .Вводная часть

Здравствуйте дети! Сегодня у нас математическое развитие. Мы отправимся в замечательную страну цифр, примеров, задач. Чтобы отправиться в эту увлекательную страну, вам необходимо решить следующие задачи: (фронтальный опрос)

1.На столе лежало 4 яблока. Все яблоки разрезали пополам. Сколько яблок на столе?
2.Какую посуду нельзя наполнить?
3.Что можно увидеть с закрытыми глазами?
4.Сколько лап у двух медвежат?
5.Две картофелины сварилось за 2 минуты. Сколько надо времени, чтобы сварилось 3 картофелины?
6.Сегодня среда, через неделю мы пойдем в театр. В какой день недели мы пойдем в театр?
7.Сегодня понедельник, через три дня у Саши день рожденье. В какой день недели у Саши день рожденье
8.Пять малышек медвежат
Уложила мама спать.
Одному никак не спится
Скольким сон хороший снится?
9.На прогулку из яслей
Вышло десять малышей.
Пять из них на травку сели
Остальные на качели.
Сколько ребят на качелях?
10.Мышка зерна собирала
По два зернышка таскала.
Принесла уже пять раз.
Каков ее запас?
II . Основная часть

Работа у доски.
У меня мольберте последовательность чисел. Заполните пропуски.
1,2, . ,4,5, . ,7,8, . ,10
2, 4, . , 8, .
10, . , 6, . , 2

(Дети выходят к мольберту)
Сравните числа.
5 и 8 8 и 4 6 и 3 1 и 7 7 и 9 2 и 2

Составление и решение задач.
На мольберте числовые выражения
7+ 2 10 - 2
Составьте по нему задачу. (Фронтальный опрос, наиболее понравившуюся записываем и решаем).
Зрительный диктант.
Сейчас я буду показывать вам геометрические фигуры. Ваша задача запомнить порядок их следования и у себя расположить их также.
Физ. Минутка.
Раз, подняться
Два, нагнуться
Три, в ладоши три хлопка,
На четыре руки шире
Пять руками помахать
Шесть на стульчик тихо сесть.

Графический диктант.
Отсчитали от края листа 8 клеток и поставили точку. От этой точки начинаем работать. 3 клетки вниз. 3 клетки влево. 1 клетка вниз. 3 клетки вправо. 3 клетки вниз. Одна клетка вправо. 3 клетки вверх. 5 клеток вправо. 2 клетки вверх. 1 клетка влево. 1 клетка вниз. 4 клетки влево. 3 клетки вверх. 1 клетка влево. Что получилось? (Самолет)
Работа с математической матрешкой. (Фронтальный опрос)
- Какое число самое большое?
- Какое число самое маленькое?
- Какое часто встречается в сказках? В каких?
- Какое число означает лучшую отметку в школе?
III. Заключительная часть.

Решение примеров.
Решите примеры, которым соответствует буква и ответ:
6+3 10 - 3 5+3 4+6 9 - 7
Какое слово у вас получилось? ШКОЛА.
Итак, скоро вы все отправитесь в школу и продолжите увлекательное путешествие в страну, имя которой математика.
Сегодня вы все отлично работали, спасибо. Занятие окончено.

Использованная литература

1.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».- М.: Просвещение, 1990.-94с

2. Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. - М.: АСТ, Слово, 2009.

Тема: «Занимательное путешествие в страну Математики».

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать

Формировать навыки вычислительной деятельности;

Упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10;

Закрепить знание цифр.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

Развивать воображение, смекалку, зрительную память;

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к математическим знаниям;

Воспитывать умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.

Демонстрационный материал: сундучок, буквы, название станций, письмо от Королевы математики, палочки, нарисованная пирамида, мяч, презентиция.

Методические приемы:

Игровой (сюрпризный момент);

Словесный (чтение письма, вопросы, беседа, логические задачи);

Наглядный (демонстрационный материал)

Анализ занятия, поощрение.

Ход занятия:

Ребята, сегодня утром я зашла в группу и увидела на столе вот этот сундучок. Хотела его открыть, но он не открывается. Я очень расстроилась. Потом я увидела вот это письмо и подумала, что прочту его вместе с вами. Давайте прочтем и узнаем, что же там написано.

« Дорогие ребята, этот сундучок для вас, а что там вы сможете узнать, открыв его. Но он открывается не ключом. Вам нужно отправиться в путешествие по математическим станциям, где я приготовила вам разные задания. Вам надо будет складывать, вычитать, решать веселые задачки, думать и размышлять. За каждое выполненное задание вы получите букву. Затем из всех букв выложите слово. Если слово отгадаете правильно, сундучок откроется. Задания эти для самых сообразительных и находчивых»! (Королева Математики).

Ну что, ребята, отправимся в путешествие по математическим станциям? Не боитесь трудностей? (Нет )

Вы любите путешествовать? (ответы детей )

Я тоже очень люблю путешествовать! А поедем мы на поезде.

Уважаемые пассажиры! Берите билеты и занимайте в вагонах свои места.

Вы заметили, что билеты необычные. Как же узнать. Какое у вас место?

билеты - это карточки с нарисованными геометрическими фигурами.

Ребята, посмотрите друг у друга, правильно ли вы заняли места? (Да )

Молодцы! Поехали!

(звучит музыка из песни: «Мы едем, едем»).

Внимание! Внимание! Остановка! Ребята, давайте прочитаем название станции?

- 1 Станция: «Разминка». ()

Игра: «Счет прямой обратный» с мячом.

Ребята, Игру проведем в кругу. (Дети образуют круг, воспитатель поочередно бросает мяч, называет цифру, ребенок должен продолжить счет прямой (обратный ).

Молодцы! Вы справились с заданием, получаете букву. Какая эта буква? (М .)

Правильно буква М. Продолжаем наше путешествие! Рассаживайтесь на свои места! Поехали!

(играет музыка )

Приехали! Давайте прочитаем название станции?

- 2 станция: «Логическая». (Задание написано под названием станции )

Решение логических задач.

Задание будем выполнять за столами. (Воспитатель читает задачи, дети должны давать правильные ответы .)

  1. Сколько детей у мамы? (1 )
  2. - утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка. (Утята )
  3. 5 фрукта, 0 овощей )
  4. яблоки на дубе не растут )
  5. 4 детей )
  6. В семье четверо детей: сестёр столько же? Сколько братьев в семье? (Братьев нет )
  7. внуком )
  8. двое )

Молодцы, вы отлично справились с этими задачами! Получайте букву! Какая буква? (О)

Правильно, буква О. Вы заметили, что вам дали две буквы О, значит в слове, которое нужно будет отгадать две буквы О. Продолжаем наше путешествие. Рассаживайтесь на свои места.

(звучит музыка )

Приехали! Какая же эта станция?

- 3 станция: «Геометрическая». (Задание написано под названием станции )

Построй геометрические фигуры из палочек.

Это задание будем выполнять на коврике. Для этого надо разделиться на 3 группы. (Дети делятся на 3 группы, каждой группе дается задание).

Задание для первой группы: «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек»

Задание для второй группы: «Составить 3 равных треугольника из 7 палочек»

Задание для третьей группы: «Составить 4 равных треугольника из 9 палочек».

(дети по группам выполняют задания, затем друг у друга проверяют правильность выполнения задания)

Молодцы, вы справились и с этим заданием! Вот вам буква! (Л)

Правильно, это буква Л. А путешествие наше продолжается.

(дети рассаживаются на свои места , звучит музыка)

Приехали!

4 Станция: «Примерная» . (Задание написано под названием станции )

Реши пример и запиши ответ.

Ребята, посмотрите, здесь нарисована пирамида с нерешенными примерами, чтобы получить букву нам надо решить все эти примеры. (На доске нарисована пирамида с примерами, дети поочередно выходят к доске и решают по одному примеру).

Молодцы ребята, вы отлично справились с этим заданием и за это вы получите две буквы.

(звучит музыка)

- 5 Станция «Конечная». (Задание написано под названием станции )

Посчитай предметы и найди соответствующее число.

Детям предлагается мультимедийная презентация. Дети поочередно считают предметы и нажимают на соответствующую цифру.

Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями!

Получайте последнюю букву.(Ы )

Правильно это буква Ы.

За каждое задание вы получили буквы. Нам пора возвращаться. Занимайте свои места в поезде.

(играет музыка )

Вот мы и в группе, теперь нам нужно открыть сундучок. А что нам для этого нужно, напомните мне, пожалуйста. Конечно, правильно разложить буквы, чтобы получилось слово. Давайте вспомним, какую первую букву мы получили? (М )

Какую вторую?(О ) Их мы получили две. Сразу выкладываю две буквы О.

Третью? (Л )

Четвертые у нас были две буквы? (Д,Ц )

Пятую? (Ы )

Выкладываю все буквы. Получается такой ряд букв:

Молодцы, ребята! Теперь давайте попробуем открыть сундучок. Ребенок открывает сундучок. Там лежит угощение

Ребята, вам понравилось путешествие? Сложные ли были задания?

Хотели ли вы еще отправиться в страну Математики?

Угощайтесь, пожалуйста!

Документы для скачивания:

Цель: развивать математические способности детей.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей соотносить цифры с количеством предметов;

Учить детей выкладывать цифру 4 из палочек;

Упражнять детей в количественном счете до 4;

Закрепить знания детей о геометрических фигурах

(квадрат, круг, прямоугольник, овал);

Закрепить знания детей о цифрах 1, 2, 3, 4, о временах года.

Развивающие:

Активизировать умственную деятельность детей;

Развивать память, мышление, математические способности

Детей;

Развивать пространственное воображение детей.

Воспитательные:

Вызвать у детей радостное, приподнятое эмоциональное

Состояние;

Вызвать у детей желание учиться с интересом и

Удовольствием;

Развивать у детей нравственные качества:

Желание помочь, умение сотрудничать друг с другом.

Демонстрационный материал: круглые магниты (4шт), цифры 1, 2, 3,

«ковер» из картона большого размера с отверстиями в форме геометрических

фигур, картинки «времена года». Красная Шапочка, волк (игрушечные).

Раздаточный материал: счетные палочки (по 4 шт. на каждого ребёнка).

Геометрические фигуры (для «ковра»).

Ход занятия.

Воспитатель:

Одна моя знакомая девочка попросила меня загадать вам загадку и сказала, что если вы её отгадаете, то она придет к вам в гости.

Бабушка девочку очень любила,

Красную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое,

Кто же мне скажет, как звали её?

— Правильно, Красная Шапочка!

Раздается стук в дверь. Воспитатель выходит. Возвращается с Волком.

Воспитатель:

— Смотрите, дети, кто к нам пришёл!

Волк (за него воспитатель):

— Здравствуйте, дети! Вы, наверное, ждали Красную Шапочку, а я её

Похитил и в лес увел. Если вы выполните мои задания, я её отпущу.

Согласны помочь Красной Шапочке?

Воспитатель: Поможем Красной Шапочке?

Волк (за него воспитатель):

Хорошо, слушайте мои задания!

1 .Отгадайте загадки о временах года:

Белым пледом парк укрыла,

Воду в речке остудила,

Все дороги замела –

В гости к нам пришла (зима)

Снег и лёд на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна,

Значит к нам пришла (весна)

Зеленеют луга,

В небе радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето,

Всех зовет купаться (лето)

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

— Что за время года? – спросим.

Знаем сами — это (осень)

Возможен показ картинок. Дети называют времена года по картинками.

2. Волк (за него воспитатель):

— Молодцы, дети! Пригласила меня Лиса на День рождения, а сколько ей лет исполняется, не сказала. Только дала несколько камешков и сказала, что ей столько лет исполнится, сколько у меня камней (на магнитную доску волк

прикрепляет 4 кружка). Сколько же ей лет, ребята? (дети отвечают)

Хочу я Лисе из цветов выложить цифру 4, но не знаю, как это сделать.

Подскажите, пожалуйста! (Воспитатель показывает, а дети выкладывают цифру из 4 палочек)

3. Волк (за него воспитатель):

Хорошие вы мальчики и девочки, умненькие. Для таких умных детей есть

у меня ещё задачки. Решайте, если хотите помочь Красной Шапочке.

Сколько солнышек на небе?

Сколько глаз у совы?

Сколько огоньков у светофора?

Сколько пальцев у перчатки?

Гуляет в джунглях старый слон.

И одинок, и грустен он,

Но подошел к нему сынок,

И больше слон не одинок.

Сколько слонов гуляет в джунглях?(2)

В садике гулял павлин,

Подошел еще один.

И один павлин за кустами,

Сколько их, считайте сами. (3)

4. Волк (за него воспитатель):

— Нашел я в лесу шишки, и хочу вам подарить. Я буду показывать цифры, а вы берите себе столько шишек, какую я покажу цифру.

Дети называют цифру и берут шишки со стола.

А теперь давайте расскажем и покажем стихотворение про медвежат.

Физкультминутка

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили

Вот так, вот так,

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так,

Дружно дерево качали,

5. Волк (за него воспитатель):

— Молодцы, мальчики и девочки, даже не хочется с вами расставаться!

Но мне ещё в одном деле нужно помочь. Подарил мне недавно медведь

Ковёр. Принёс я его домой, и оказалось, что ковёр моль повредила.

Попросил я свою подругу лису ковёр зашить, а рыжая плутовка мне

В мешочке, не пойму. Давайте, дети, разберемся вместе и отремонтируем

Мой ковёр.

На стол выкладывается «ковёр» из картона большого размера с отверстиями

В форме геометрических фигур. Дети называют геометрические фигуры,

Которые показывает волк, и закрывают ими отверстия в «ковре».

Волк (за него воспитатель):

Молодцы вы все, ребятки!

Отгадали все загадки!

И в игре вы, малыши,

Тоже очень хороши!

Как я и обещал, отпущу Красную Шапочку. Подождите, сейчас она к вам

Придет!

До свидания!

Воспитатель:

Сейчас я приведу Красную Шапочку.

Красную Шапочка:

— Здравствуйте! Спасибо, дети, что выручили меня!

Воспитатель:

Сегодня мы на занятии вспомнили названия геометрических фигур.

Цифры 1,2,3,4.

Научились выкладывать цифру 4 из палочек

Мы выполнили все задания волка, помогли Красной Шапочке.

Красную Шапочка:

За то, что вы выручали меня я остаюсь с вами поиграть и потанцевать.

Воспитатель включает песенку Красной Шапочки.

Образовательная область: «Познание».

Цель:

Задачи:

— познакомить детей с историей часов;

— подвести к пониманию их на-значения и функции;

— закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части);

— развивать творческое вообра-жение и логическое мышление;

— учить беречь время.

Оборудование:

Воспитатель. Ребята, иду я сегодня утром и слышу, что кто- то плачет. Посмотрела и увидела, что это вот такой маленький мед-вежонок. его спросила, что случилось, и он ответил, что его пригласили в гости, а когда он пришел, было уже поздно — все гости разошлись, а главное ему не хватило меда. Как вы думаете, почему Мишутка опоздал?

Воспитатель. А как же уз-нать, что пора выходить из дома? Дети. Надо посмотреть на часы.

Дети. Нет.

Дети. Мы не будем знать, ког-да идти в садик, когда начнутся мультики по телевизору. Мама и папа опоздают на работу.

Дети. Часы были не всегда.

Воспитатель. А как же тог-да люди определяли, когда спать, когда вставать, когда работу на-чинать?

Дети. По солнышку. Солныш-ко вставало и люди вставали.

Воспитатель. Правильно, люди определяли время по сол-нцу. Солнце вставало, и люди просыпались. А теперь подумайте и скажите, когда люди дольше спали — летом или зимой?

Дети. Зимой, потому что сол-нышко зимой встает позже. Тень длиннее утром и вечером, а днем короче.

(Показывает кар-тинку Скажите, когда тень длиннее?

Дети отвечают.

Дети. Утром тень в одной стороне, а вечером — в другой.

Воспитатель. Правильно. Когда человек заметил это свой-ство тени, он придумал вот такие солнечные часы. (Показывает картинку с изображением солнеч-ных часов.) Как вы думаете, хо-рошо ли было человеку с такими часами?

Дети. Нет. Они показывали время только в солнечную по-году, а в пасмурную погоду или в дождь по ним нельзя узнать время.

Воспитатель. Кто знает, ка-кие часы потом придумал чело-век, чтобы они работали в любую погоду? (Показывает песочные часы.)

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок — он есть

И бог, и царь, и господин.

Воспитатель. Вот эти часы рассчитаны на три минуты, каж-дые три минуты их надо перево-рачивать. (Показывает песочные часы.) Представьте себе, что будет, если такие часы мы возьмем с со-бой на прогулку? Или вы буде-те брать их с собой в школу? Удобно будет с ними? Почему не-удобно?

Дети отвечают.

2 вариант: Физминутка «Часики» Кто там ходит влево-вправо? Это маятник в часах. Он работает исправно.

А над ним сидит кукушка, Это вовсе не игрушка. Птица дверцу отворяет, Время точное сообщает. (

А часы идут, идут, Не спешат, не отстают. Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте) Что уже пора вставать. (Потянуться)

Воспитатель. Вместо песка в часы наливали масло, люди пользовались свечкой, на которую наносили деления. Свечка сгорала, уменьшалась и люди определяли по делениям, сколько времени она горела. Как вы думаете, что пло-хого было в этих часах?

Дети отвечают.

Вы сказали все правильно. Все часы — солнечные, песочные, масляные были неудобными, и человек придумал следующее. Смастерили большой механизм и повесили его на большую башню. Каждый час часы били, и люди узнавали время. Но все-таки и эти часы были неудобны. Как вы думаете, почему?

Дети отвечают.

И какие часы тогда придума-ли люди?

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Ставят на пол?

Дети отвечают.

Ставят на столе?

Дети отвечают.

Носят на руке?

Дети отвечают.

А какие часы есть сейчас?

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Правильно, петушок тоже по-могает узнавать время — утром он кукарекает и всех будит, а вечером кукарекает, чтобы все ложились спать.

Мы сейчас рассмотрели исто-рию возникновения часов, по-смотрели, как они изменялись в течение времени и какие часы есть в наше время.

Дети отвечают

Воспитатель (обращается к игрушке).

Дети отвечают

Дети, а вам надо учиться узна-вать время? Если вам надо идти в садик, вас разбудит мама или папа, в садике воспитатели скажут, когда заниматься, когда гулять, когда спать. (Раздает детям бук-вы, они складывают из этих букв слово «Часы».) А сейчас я пред-лагаю вам отправиться в магазин, где продаются часы. Как можно назвать магазин, в котором про-даются только часы?

Дети отвечают.

Но немножко отстают.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по математическому развитию для детей подготовительной группы «Из истории часов»»

Конспект НОД по математическому развитию для детей подготовительной группы
«Из истории часов»

Образовательная область: «Познание».

Цель: учить детей определять причинно-следственные связи.

Задачи:

Познакомить детей с историей часов;

Подвести к пониманию их на­значения и функции;

Закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части);

Развивать творческое вообра­жение и логическое мышление;

Учить беречь время.

Оборудование: предметные картинки с изображением часов, часы настенные и песочные.

Воспитатель. Ребята, иду я сегодня утром и слышу, что кто- то плачет. Посмотрела и увидела, что это вот такой маленький мед­вежонок. (Показать игрушку- медвежонка.) Я его спросила, что случилось, и он ответил, что его пригласили в гости, а когда он пришел, было уже поздно - все гости разошлись, а главное ему не хватило меда. Как вы думаете, почему Мишутка опоздал?

Дети. Не посмотрел на часы. Не знал, когда выходить.

Воспитатель. А как же уз­нать, что пора выходить из дома? Дети. Надо посмотреть на часы.

Воспитатель. Ау медведя в лесу есть часы?

Дети. Нет.

Воспитатель. А что будет, если и у нас пропадут все часы?

Дети. Мы не будем знать, ког­да идти в садик, когда начнутся мультики по телевизору. Мама и папа опоздают на работу.

Воспитатель. Да, всем нам придется очень трудно. Скажите, а часы всегда существовали, или нет?

Дети. Часы были не всегда.

Воспитатель. А как же тог­да люди определяли, когда спать, когда вставать, когда работу на­чинать?

Дети. По солнышку. Солныш­ко вставало и люди вставали.

Воспитатель. Правильно, люди определяли время по сол­нцу. Солнце вставало, и люди просыпались. А теперь подумайте и скажите, когда люди дольше спали - летом или зимой?

Дети. Зимой, потому что сол­нышко зимой встает позже. Тень длиннее утром и вечером, а днем короче.

Воспитатель. А знаете ли вы, что по солнцу можно достаточно точно определить время? Когда солнце светит, то от деревьев отходит тень. (Показывает кар­тинку - тень от деревьев утром и вечером.) Скажите, когда тень длиннее?

Дети отвечают.

Вот человек захотел узнать, утро сейчас или вечер. Как он это определит по тени?

Дети. Утром тень в одной стороне, а вечером - в другой.

Воспитатель. Правильно. Когда человек заметил это свой­ство тени, он придумал вот такие солнечные часы. (Показывает картинку с изображением солнеч­ных часов.) Как вы думаете, хо­рошо ли было человеку с такими часами?

Дети. Нет. Они показывали время только в солнечную по­году, а в пасмурную погоду или в дождь по ним нельзя узнать время.

Воспитатель. Кто знает, ка­кие часы потом придумал чело­век, чтобы они работали в любую погоду? (Показывает песочные часы.)

Дети отвечают. Воспитатель им подсказывает.

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок - он есть

И бог, и царь, и господин.

Что в них было хорошо, а что плохо?

Дети. Их все время надо было переворачивать.

Воспитатель. Вот эти часы рассчитаны на три минуты, каж­дые три минуты их надо перево­рачивать. (Показывает песочные часы.) Представьте себе, что будет, если такие часы мы возьмем с со­бой на прогулку? Или вы буде­те брать их с собой в школу? Удобно будет с ними? Почему не­удобно?

Дети. Неудобно. Их можно разбить. Или не заметить, когда надо переворачивать.

Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель. Дети, как вы понимаете пословицу: «скучен день до вечера, коли делать нечего?».

Дети отвечают.

1 вариант: Физкультминутка «Часы»

Наклоны туловища вправо, влево.

2 вариант: Физминутка «Часики»
Кто там ходит влево-вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно.

И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

А над ним сидит кукушка,
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает. (Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны)

А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать, (Ходьба на месте)
Что уже пора вставать. (Потянуться)

Воспитатель. Вместо песка в часы наливали масло, люди пользовались свечкой, на которую наносили деления. Свечка сгорала, уменьшалась и люди определяли по делениям, сколько времени она горела. Как вы думаете, что пло­хого было в этих часах?

Дети отвечают.

Вы сказали все правильно. Все часы - солнечные, песочные, масляные были неудобными, и человек придумал следующее. Смастерили большой механизм и повесили его на большую башню. Каждый час часы били, и люди узнавали время. Но все-таки и эти часы были неудобны. Как вы думаете, почему?

Дети отвечают.

И какие часы тогда придума­ли люди?

Дети отвечают.

Часы стали вешать на стену, ставить на пол.

Как называются часы, которые вешают на стену?

Дети отвечают.

Ставят на пол?

Дети отвечают.

Ставят на столе?

Дети отвечают.

Носят на руке?

Дети отвечают.

А какие часы есть сейчас?

Дети отвечают.

Мы с вами говорим о часах, а что же здесь делает петушок? Может, он попал сюда случайно?

Дети отвечают.

Правильно, петушок тоже по­могает узнавать время - утром он кукарекает и всех будит, а вечером кукарекает, чтобы все ложились спать.

Мы сейчас рассмотрели исто­рию возникновения часов, по­смотрели, как они изменялись в течение времени и какие часы есть в наше время.

Какими часами мы сейчас пользуемся?

Дети отвечают

Воспитатель (обращается к игрушке). Мишутка, ты понял, для чего нужны часы?

Дети, повторите, пожалуйста, еще раз, какие были часы, для чего они нужны.

Дети отвечают

Дети, а вам надо учиться узна­вать время? Если вам надо идти в садик, вас разбудит мама или папа, в садике воспитатели скажут, когда заниматься, когда гулять, когда спать. (Раздает детям бук­вы, они складывают из этих букв слово «Часы».) А сейчас я пред­лагаю вам отправиться в магазин, где продаются часы. Как можно назвать магазин, в котором про­даются только часы?

Дети отвечают.

Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с вами вместе: А часы стоят на месте.

(открытое занятие, проведенное в феврале 2017г. для приглашенных учителей начальных классов) .

Цель: воспитывать интерес к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10. Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости.

Материалы: 2 письма (и посылка) Царицы Математики, геометрические фигуры разных цветов и размеров; лист ватмана; клеящие карандаши; счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картонные золотые медали «Юному математику» .

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей…»

В группу входит взрослый с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо» .

Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»

Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет» . Читает письмо.

Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

1. Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками!

Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.

Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.

Ваш друг, Царица Математика».

«Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»

Дети: «Да, да, поможем!»

Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти испытания. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»

Прохождение заданий.

1. - Ребята, чтоб попасть в математическую страну, надо ответить на вопросы:

Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.

Ход: Дети выстраиваются в шеренгу и по очереди отвечают на вопросы воспитателя, при каждом вопросе воспитатель бросает ребенку мяч, отвечая, ребенок возвращает мяч (вопросов по количеству детей) :

  1. Сколько ушей у двух мышей? (4)
  2. Сколько дней в неделе? (7)
  3. Сколько глаз у светофора? (3или 2)
  4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
  5. Сколько солнышек на небе? (1)
  6. Сколько лап у двух собак? (8)
  7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
  8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
  9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
  10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9)
  11. Сколько яблок на березе, если 3 росло, одно упало? (0)
  12. В вазе три ромашки и два тюльпана. Сколько всего ромашек в вазе? (Три ромашки) .
  13. Что произойдет с белым платком, если его опустить в Черное море? (Он станет мокрым.)
  14. В феврале в нашем дворе расцвели три ромашки и две розы.

Сколько стало цветов во дворе? (Нисколько. В феврале цветы не растут.)

15. Дети лепили снеговика. После этого на батарее сохли шесть варежек. Сколько детей лепили снеговика? (трое) .

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли испытание, и теперь мы с вами в математической стране. А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушен целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город» .

Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений» .

2. Задание «Построй город из геометрических фигур»

Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т.д.

Материал: ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.

Ход: дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, т.е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе.

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными архитекторами и строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел!

3. Сейчас нам предстоит выполнить следующее задание - выложить заданную геометрическую фигуру из палочек.

(Игровое задание со счетными палочками) .

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.

Материалы: счетные палочки.

Ход: воспитатель дает детям задание:

  1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник) .
  2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат) .
  3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник) .
  4. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник) .
  5. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник) .

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный» .

4. Составление и решение арифметических задач

Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус) .

Материал: демонстрационный счетный материал.

Ход: воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему: «Составьте задачу про кораблики» (рыбок, яблоки, грибы, морковки и т.д.) .

6+3 – в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?

4+4 (рыбки) – в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 4 рыбки. Сколько стало рыбок?

10-7 (яблоки) – в вазе было 10 яблок, 7 яблок съели. Сколько яблок осталось?

2+8 (грибы) – на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 8. Сколько стало грибов?

10-5 (морковки) – на грядке росло 10 морковок, 5 морковок вытащили. Сколько морковок осталось?

Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус»

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание» .

5. Игра «Кто самый внимательный» (физкультминутка) .

Цель: закреплять умение детей воспринимать задание на слух (количество хлопков) , сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту реакции.

Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т.е. самый внимательный.

6. А теперь задания для развития логического мышления. Садитесь за столы. (По подгруппам) . Посоветовавшись, вы сможете найти и обвести правильный ответ (листы А3 с картинками, нарисованными заранее от руки, использованы рабочие тетради из серии «Школа для дошколят» - «Решаем задачки для ума» , «Развиваем логику» , «Развиваем речь» 6-7 лет) . Итак, вопросы: 1. Обведи кошку не с мячом и не справа. 2. Обведи платье не с коротким рукавом и не в горошек. 3. Найди дом не с треугольной и не с прямоугольной крышей. 4. Найдите карандаш, которым рисовали дольше всего. 5. Обведите забор, который начали строить раньше. 6. Найдите свечу, которую зажгли первой. 7. Определите, сколько лошадей за занавеской. 8. Сколько зайцев за пеньком. 9. Сосчитайте яблоки. 10. У Маши и Миши два яблока и три груши, сколько всего овощей у детей? 11. Сколько внучат у бабушки? (варежки) . 12. Аня и Ваня рисовали картины два часа, сколько часов рисовал каждый? 13. Утенок, мышонок и лошадка разделили пирог поровну, у кого кусок больше?

7. Выполнение задания на выход из волшебной страны.

Воспитатель: «Здорово, ребята! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее испытание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть» .

Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10 до 1) , читать по слогам.

Материал: буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10) , а с другой – буквы.

Ход: карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1) , после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика» ) .

По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой.

Воспитатель: «Ну, вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»

Входит взрослый и говорит: «Вам письмо с посылкой» .

Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»

8. Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.

Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются медали и звания почетного гостя страны математики! Надеюсь, они вам понравятся. До новых встреч!».

Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного. А теперь скажите, что вам сегодня понравилось в нашем путешествии? Что было нового и интересного? Спасибо, ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями, мы вам всегда рады, до новых встреч» .

А вечером мы с вами еще раз вспомним наше путешествие и посмотрим мультфильм «В стране невыученных уроков» .

gastroguru © 2017