Кто из философов признавал плюрализм. Предмет философии как отдельная философская проблема. Что такое плюрализм

Виды онтологических учений: дуализм, плюрализм (суть, представители)

Онтология - это учение о бытии как токовом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности, категории сущего. Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии.

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм - учение о всеединстве действительности, в основе которой - одно начало, одна субстанция (Божественная - пантеизм; сознание - психологизм, феноменализм; материя - материализм; наивный монизм: первовещество - вода (Фалес)). Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина - материя), или идеалистическим (единая основа - дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Людвига Фейербаха, марксизм, позитивизм.

Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г.В.Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), Вл. Соловьева, современного неотомизма, теизма.

Дуализм - мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. Это могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и т. д. Дуализм присущ многим философам и философским школам: Р. Декарту, Б. Спинозе, С. Кьеркегору, современным экзистенциалистам. Его можно обнаружить у Платона, Г.В.Ф. Гегеля, в марксизме («Труд» и «Капитал») и у многих других философов.

Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Учение Р. Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях - протяженной и мыслящей. Картезианство делит мир на два рода субстанций - духовную и материальную.

Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами - мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Впечатление, воображение, желание - модусы мышления, а фигура, положение - модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Плюрализм - философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен X. Вольфом.

Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и т. п.

Философская точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница, Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время - как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний.

Плюрализм (философия)

Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом , последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма .

Плюрализм в философских системах

Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла).

В конце XIX-XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских концепциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм , экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса , философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).

Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Плюрализм (философия)" в других словарях:

    - (от лат. pluralis множественный) позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр. Термин плюрализм может относиться к:… … Википедия

    Плюрализм (от лат. pluralis множественный) позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр. Термин плюрализм … Википедия

    - (лат. pluralis множественный) позиция, в соответствии с которой имеется не одна (монизм), не две (дуализм), но много сущностей, субстанций, существований и т.п. Термин «П.» введен X. Вольфом. П. являлись, напр., учение о четырех элементах воздухе … Философская энциклопедия

    - (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

    Раздел философии, дающий филос. интерпретацию исторического процесса. Элементы филос. осмысления истории содержались еще в антич. филос. и историографических работах. В Средние века филос. исследование истории не отделялось сколько нибудь ясно от … Философская энциклопедия

    В самом общем значении филос. размышления о религии. При таком понимании Ф.р. представлена множеством различных направлений, трудов, суждений, высказанных более чем за двухтысячелетнюю историю философии. Их содержание и мера новизны могут быть… … Философская энциклопедия

    Филос. исследование принципов и общих закономерностей культуры. Может существовать как специальная теория или как аспект более широкой концепции. От Ф.к. следует отличать культурологию как специальную гуманитарную науку, не требующую… … Философская энциклопедия

    - (англ. philosophy of education) область философского знания, имеющего своим предметом образование. Ведет отсчет своей истории в качестве отдельной дисциплины с начала XX века. Родоначальником философии образования в мире считается… … Википедия

    ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ исследовательская область философии, анализирующая основания педагогической деятельности и образования, его цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных… … Философская энциклопедия

    - (лат. pluralis множественный) фи лософско мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии,… … Новейший философский словарь

Книги

  • , Канке В.А.. В учебнике освещены вопросы истории, философии и методологии социальных наук. Изложена теория концептуальной трансдукции. Проанализировано концептуальное устройство социальных наук, методы…
  • История, философия и методология социальных наук. Учебник для магистров , В. А. Канке. В учебнике освещены вопросы истории, философии и методологии социальных наук. Изложена теория концептуальной трансдукции. Проанализировано концептуальное устройство социальных наук, методы…

Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм).

Единицей историко-философского процесса является философское учение. Философское учение - система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Формируются философские школы - совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же принципов, развиваемых различными школами, принято называть течениями . Наиболее крупные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями . Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а, следовательно, учений и школ) которые при всем расхождении друг с другом, отстаивают некоторые общие положения (принципиально общие). Философские направления - материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм, рационализм и иррационализм.

В процессе исторического развития предмет философии исторически менялся в тесной связи с развитием общества, куль­туры, науки и самого философского знания. Причем очень редко философы считали результаты предшествовавшего философствования несомненными. Это доказывается тем, что почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Практически все великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это существенно важной задачей. Если в платоновско-сократовском смысле философия - это вечный поиск Истины, Добра и Красоты, то Кант определял философию как науку об отношении всякого познания к существенным целям человеческого разума.

Но большинство ученых едино в том, что в ряду мировоззренческих вопросов доминантным является вопрос об отношении мышления к природе , духовного к материальному. Ибо, какой бы вопрос мировоззрения не рассматривался, он, так или иначе, соприкасается с соотношением этих фундаментальных сущностей. Энгельс, подчеркивая доминантность мировоззренческой проблемы отношения «мышления к бытию», «сознания к материи», назвал это «великим» основным вопросом философии . Именно рассматривая отношение сознания к внешнему миру исторически, мыслители стремились понять, что является первичным, а что - вторичным. Те из них, которые исходили из того, что внешний мир, природа первичны, вечны, бесконечны, а дух, сознание вторичны, назывались материалистами . Философы, придерживавшиеся противоположных взглядов, назывались идеалистами . В истории философии были попытки дать компромиссное, дуалистическое решение вопроса о соотношении духовного и материального. Дуалисты считали сознание и материю независимыми друг от друга, равноправными началами всего существующего.

5. Понятие метода в философии. Диалектика и ее альтернативы.

Метод - это оптимальный, проверенный опытом, наиболее эффективный путь познания. Без метода что-либо познавать, исследовать невозможно.

Каждая наука, опираясь на собственный опыт, разрабатывает, совершенствует систему общих правил и принципов познания. Это могут быть и технологические приемы организации наблюдений (астрономия, геология ), и способы осуществления эксперимента (физика, химия ), математической обработки данных (социология) , отыскания и оценки документов, свидетельств, первоисточников (история, источник поведения, литературоведение) и т.п.

Особо обстоит дело с философскими методами . Их отличительная черта состоит в том, что они универсальны, т.е. имеют всеобщий характер. Да и само философское знание, взятое в целом, выполняет регулятивную методологическую роль по отношению ко всем сферам познавательной и практической деятельности человека.

В истории философии известны два противоположных метода познания: диалектический и метафизический.

Первый - метафизический метод познания – вырывает рассматриваемые предметы и явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с позиций плоского эволюционизма как накопление или уменьшение каких-либо признаков, качеств или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики отражает объективный процесс развития человеческого мышления. Второй, основанный на диалектике, рассматривает явления в их изменчивости, движении, развитии

Высший уровень философской методологии - диалектика . Диалектика помогает человеку смотреть на мир (в том числе и на мир духовный) как на вечное развитие и становление, а корень развития искать во внутренних противоречиях предмета. Диалектическая логика есть логика динамичных, текучих понятий, переходящих друг в друга: количество переходит в качество, случайность - в необходимость и т.д.

На базе диалектики философией Нового времени открыты и разработаны такие важнейшие методы (принципы) научно-теоретического знания, как:

Совпадение логики развития познания с объективной логикой действительного мира (единство логического и исторического);

Движение от исходной абстракции ко все более полному, всестороннему знанию (восхождение об абстрактного к конкретному) и др.

Объективная диалектика - развитие реального мира; противоречивое взаимодействие вещей, явлений, процессов подчиняющаяся универсальным законам действующим в природе и обществе. Причину развития она усматривает в противоречиях, которые присущи всем без исключения предметам, явлениями и процессам действительности. Для диалектиков "Мир соткан из противоречий". Видным представителем диалектической философии был древнегреческий философ Гераклит, немецкий философ первой половины 19-го столетия Гегель. Диалектической философией является марксизм. Диалектика находит свое применения в различных философских школах и типах мировоззрения, в том числе и в мировоззрении религиозном

Субъективная - диалектическое мышление (отражение диалектического движения действительного мира) и теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития.

Итак, диалектика - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В центре ее внимания всегда была проблема развития.

Противоположность диалектики - метафизика, мыслящая мир как завершенное состояние, не способное к саморазвитию.

Сущность метафизики как метода мышления - односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны живого процесса познания или любого элемента целого. Примерно до сер.19в. преобладающим методом в философии и науке была главным образом старая метафизика, которая имела дело преимущественно с предметами и их мысленными отражениями как с чем-то законченным и неизменным.

Гегель называет метафизикой метод, теорию, в которой процесс развития рассматривается только количественно, и, таким образом, сам процесс развития представляет мир в устойчивом состоянии.

- (от лат. pluralis - множественный) философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии), оснований и форм знания (П. в гносеологии). Термин «П. Большая советская энциклопедия

  • плюрализм - орф. плюрализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • плюрализм - Плюрализм, плюрализмы, плюрализма, плюрализмов, плюрализму, плюрализмам, плюрализм, плюрализмы, плюрализмом, плюрализмами, плюрализме, плюрализмах Грамматический словарь Зализняка
  • ПЛЮРАЛИЗМ - ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) - 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин "плюрализм" введен Х. Вольфом (1712). Большой энциклопедический словарь
  • плюрализм - сущ., кол-во синонимов: 3 многообразие 9 триолизм 2 учение 42 Словарь синонимов русского языка
  • плюрализм - ПЛЮРАЛИЗМ -а; м. [от лат. pluralis - множественный] 1. Философское учение, отрицающее единство мира и утверждающее несколько или множество независимых начал бытия или оснований знания (ср. монизм, дуализм). Толковый словарь Кузнецова
  • ПЛЮРАЛИЗМ - (от лат. pluralis - множественный) в историко-филос. науке - отрицание единства и определяющей основы ист. процесса, базирующееся на признании множественности принципиально равнозначных (без их подразделения на определяющие и производные) факторов ист. Советская историческая энциклопедия
  • плюрализм - Плюрализма, мн. нет, м. [от лат. pluralis – многочисленный] (филос.). Философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит несколько начал (в противоп. монизму). Большой словарь иностранных слов
  • плюрализм - (от лат. pluralis - множественный) - в политико-правовой теории понятие, означающее один из фундаментальных принципов устройства гражданского общества и правового государства... Большой юридический словарь
  • плюрализм - ПЛЮРАЛИЗМ, а, м. 1. Философское учение, согласно к-рому существует несколько (или множество) независимых духовных начал бытия (спец.). 2. Многообразие и свобода взглядов, идей, форм деятельности (книжн.). П. мнений. П. форм собственности. | прил. плюралистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • плюрализм - ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный). - В философии - концепция, противостоящая монизму, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия (онтологический... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • плюрализм - плюрализм м. 1. Философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей. || противоп. монизм... Толковый словарь Ефремовой
  • плюрализм - ПЛЮРАЛИЗМ а, м. pluralisme m. <�лат. pluralis множественный. 1. Дух общественности. Михельсон 1866. Мы говорили о синекуризме, о плюрализме, о незаслуженных пенсиях, вообще о расточительных тратах казенных денег. ОЗ 1879 11 1 197. Словарь галлицизмов русского языка
  • плюрализм - Плюрал/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  • ПЛЮРАЛИЗМ - ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) - англ. pluralism; нем. Pluralismus. 1. Философская концепция (Г. Лейбниц, И. Гербарт) противоположная монизму, согласно к-рой все существующее состоит из множества духовных сущностей... Социологический словарь
  • Плюрализм - Философское учение, согласно которому существует множество независимых начал бытия или оснований знания. Термин был введен Х.Вольфом в 1712 г Краткий религиозный словарь
  • несопоставимые описания мира, ни одно из которых не является более фундаментальным по отношению друг к другу" .Плюрализм часто ассо-циируется с поздним Wittgenstein, подчеркивавшим существование раз-личных языковых фокусов и форм жизни, а также с литературным пост-структурализмом, тяготеющим к релятивизму и скептицизму в отношении одномерности истины. Постструктуралисты отрицают саму возможность однозначной интерпретации - сопоставление различного рода интерпретаций не является основанием для определения их точности, а скорее высту-пает основанием для их легитимности. Концентрируясь на проблеме зна-чений, они констатируют, что значение текста как целого представляет функцию словаря значений, составляющих его. Фактически в тексте пред-ставлена "библиотека интерпретаций" и каждый читатель может выбирать свою подборку этих интерпретаций. Следовательно, речь идет о возмож-ности существования ряда самостоятельных интерпретаций.

    Плюралистическая логика, утверждает, что мы живем в многомерности, включающей существование многих обособленных порядков вещей или реальностей. Обсуждая проблему онтологического плюрализма, E.R. McCormac утверждает, что понятия являются порождением "физиче-ских процессов мозга..., но они не всегда являются порождением только мозговой активности" . Понятие может порождаться боль-шим количеством источников культуры, но так как оно в своем выражении зависит от физической системы, его причинные источники могут быть весьма разнообразны, могут существовать многие обособленные реальные вещи, включая фундаментально отличные типы осознания действительно-сти и другие порядки реальности, не подчиняющиеся известным нам пра-вилам .

    Хорошей иллюстрацией подобного рода эклектического плюрализма являются размышления А. Эйнштейна, писавшего, что "в глазах последо-вательно мыслящего философа он предстает как оппортунист, бросаю-щийся из одной крайности в другую. Как человек, пытающийся понять мир, не зависящий от актов восприятия, он кажется реалистом. Как чело-век, считающий понятия и теории свободными (не выводимыми логиче-ским путем из эмпирических данных) творениями человеческого разума, он кажется идеалистом. Как человек, считающий свои понятия и теории обоснованными лишь в той степени, в которой они позволяют логически интерпретировать соотношения между чувственными восприятиями, он является позитивистом. Он может показаться точно также и платонистом, и пифагорейцем, ибо он считает логическую простоту непреложным и эф-фективным средством своих исследований" .

    Онтологический плюрализм предполагает возможность существования разных типов реальности, что уже само по себе освобождает во-ображение исследователя от сковывающих рамок одномерности. Призна-ние наличия разных реальностей (биологической, символической и реф-лексивной как базовых), отличающихся качественно и требующих разных исследовательских методологий, создает основания для, во-первых, обсу-ждения вопросов их соотнесения и сопряжения друг с другом; во-вторых, разграничения круга и компетенции исследуемых аспектов, при обсуждении их соотношения с целым - социальным бытием личности и ее окру-жения; в-третьих, рассмотрения вопросов концептуально-критериальных оснований научности и их возможных вариаций применительно к иссле-дуемым типам реальности в связи с их спецификой.

    Методологический плюрализм защищает "исторический подход, ут-верждая, что наука должна рассматриваться как развивающийся процесс, имеющий место в многообразии исторических обстоятельств, скорее ис-пользуя многообразие методов, нежели применяя инвариантный, универ-сальный метод" .

    H. Sankey описывает плюралистический подход средствами следующих пяти тезисов, представляющих основные темы исторического подхода:

    Множественность правил: ученый применяет многообразие методо-логических правил в оценке теории и осуществлении рационального вы-бора между альтернативными теориями.

    Методологическое варьирование: используемые ученым методологические правила подвергаются изменению и ревизии в процессе разви-тия науки.

    Конфликт правил: возможен конфликт различных методологических правил в применении к конкретной теории.

    Отменяемость: методологические правила, применяемые скорее ин-дивидуально, нежели совместно, отменяемы.

    Не алгоритмизированная рациональность: рациональный выбор меж-ду теориями не управляется алгоритмизированной процедурой принятия решений, направленных на осуществление выбора единственной теории среди множества конкурирующих [там же].

    Продуктивность подхода с позиций онтологического плюрализма к анализу психологической феноменологии показана в ряде работ (J.E. Ford ; E.R. McCormac ; A.J. Reck ; B.M. Wildemuth и др.).

    gastroguru © 2017