Творческая деятельность: значение, виды. Творческая деятельность детей

Журналистская деятельность: характеристика, закономерности, мотивы и стимулы.

Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества. Любительство и профессионализм как формы организации творческой деятельности; обученность, умелость и мастерство как основные ступени в развитии профессионала. Интересы и способности.

Познавательная деятельность журналиста. Теоретические и эмпирические методы познания в творчестве журналиста.

Уровни степени обобщенности общих методов познания: философский, общенаучный, социально-психологический/социологический, междисциплинарный/межотраслевой. Эмпирические и теоретические методы в журналистском творчестве. Психология в журналистике. Литературоведение.

Метод наблюдения в журналистике. Невключенное и включенное наблюдение.

Виды документов и правила работы журналиста с ними. Анализ документов .

Работа журналиста с документами. Виды документов. Анализ документов. Правила цитирования документов в журналистских материалах. Исследовательская и расследовательская деятельность журналиста при подготовке материалов.

Организационно-правовые аспекты журналистской деятельности. Закон о СМИ.

Определение журналиста в Законе РФ «О средствах массовой информации». Право журналиста на получение информации, доступ к документам, быть принятым должностным лицом и др. Обязанности, возлагаемые законодательством на журналиста. Понятия профессионального долга, ответственности, совести, чести и достоинства в деятельности журналиста.

Привлечение журналиста к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

Основные понятия права в деятельности журналиста: честь, достоинство, клевета, оскорбление, унижение чести и достоинство.

Понятия «деловая репутация», «престиж», «доброе имя». Сведения «порочащие» и «позорящие».

Вопросно-ответные методы сбора информации. Правила проведения интервью и участия в пресс-конференции.

Интервьюирование – распространенный метод сбора информации. Типы респондентов. Интервью – ситуация общения. Аудиенция, допрос, беседа – другие виды общения.

Технологические аспекты создания интервью. Организационные этапы его подготовки.

Специфические особенности проблемных интервью.

Виды биографических интервью.

Понятия «факт» и «новость» в современной журналистике.

Факт – основа журналистского произведения. Два понятия «факта» и его определение. Мнения, объяснения, гипотезы.

Журналистские требования к факту. Факты обыденные и факты науки.

Достоверный и недостоверный факт. Процесс верификации. Отличия реального факта от вербального. Понятие «новость». Информационная сущность новости. Требования к новости. Контекст. Сенсация.

Преемственность и новаторство пронизывают всю культурную жизнь общества. Представители каждого нового поколения занимаются не только усвоением, но и новаторской переработкой культурных достижений прошлого, созданием новых культурных ценностей, или, иными словами, творчеством.

Современные определения "творчества" можно найти в различной литературе (философской, культурологической, психологической, педагогической) и других направленностей. В связи с этим, одни определения носят научный (теоретический) характер, другие напротив - деятельностный, третьи представляют более эмоциональный, индивидуальный взгляд или отношение к творчеству. Попытаемся рассмотреть несколько определений "творчества" и вывести более полное, подходящее к теме нашего исследования.

Творчество -- процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) -- уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства Творчество -- это человеческая деятельность, создающая принципиально новые материальные и духовные ценности. Творчество всегда предполагает определённый отказ от старого и создание культурных новаций. Но в разных культурах направленность и характер творчества могут существенно различаться. Западная модель творчества ориентирована главным образом на изменение человеком внешней среды, приведение мира в соответствие с собственным замыслом творческой личности. На Востоке в среде гуманитарно - образованных людей преобладает внутреннее творчество, при котором преобразующая активность направляется творцом на самого себя. Её цель--преобразование собственного духовного мира.

Ю.Б. Борев определяет творчество как исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека - это овладение полным и полноценным процессом творчества. Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации, существует прямая связь. Таким образом, творческая деятельность это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и само - реализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей. Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно - пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит.

Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её необходимое, существенное, неотъемлемое свойство. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.

Творчество -- это:

· деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

· создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

· процесс создания субъективных ценностей.

Существуют разные виды творчества:

· производственно-техническое

· изобретательское

· научное

· политическое

· организаторское

· философское

· художественное

· мифологическое

· религиозное

· повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователи творческого фактора человека и феномена интеллигенции выделяют художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: "Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения".

Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин. Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.

Творчество способно приобретать различные формы -- от открытия новых законов природы до изобретения новых средств и тактики уничтожения людей в ходе военных действий. Одно и то же открытие может быть использовано и во благо, и во вред человеку. Итак, две основные движущие силы культуро - творчества -- это отдельная личность и народ или множество людей, образующих культурную общность и в своей повседневной деятельности творящих новое. Культура выступает как поле реализации творческих способностей человека. Однако она не только побуждает человека к творчеству, но и накладывает на него определённые ограничения. Культурные запреты призваны защитить общество от разрушительных действий преступных анти- социальных элементов, ограничить влияние сторонников фашизма, расизма, разных форм дезорганизующего общественную жизнь экстремизма, не допустить хищнического отношения к природе.

Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей. Возникающее в творческом процессе взаимодействие между различными качественными уровнями культуры, выдвигает вопрос о взаимосвязи традиции и новаторства, ибо нельзя понять природу и сущность новаторства в науке, искусстве, технике, правильно объяснить характер инноваций в культуре, языке, в различных формах социальной деятельности вне связи с диалектикой развития традиции. Следовательно, традиция является одной из внутренних детерминаций творчества. Она составляет основу, изначальную базу творческого акта, прививает субъекту творчества определенную психологическую установку, способствующую реализации тех или иных потребностей общества.

Народ состоит из личностей. Именно отдельная личность способна к активной творческой деятельности. Когда мы говорим, что народ творит культуру, это означает, что авторство отдельных творений не подчёркивается и не остаётся в памяти людей. Разные люди вносят свой вклад в то, что называют творчеством народа. Прежде чем личность сможет начать активные творческие действия, она должна сформироваться в социальной среде, которая поддерживает творчество, а не гасит, подавляет его. Если творчество личности совпадает с основным направлением общественного прогресса, то она может внести весомый вклад в мировую культуру. В историю прочно вошли имена многих выдающихся философов, учёных, изобретателей, художников, писателей. Часто благодаря их титаническим усилиям в культуре происходил настоящий прорыв от одного качественного состояния к другому. Деятельность личности порой может быть направлена против главной линии общественного прогресса. Существует не так уж много людей, творческая деятельность которых может быть оценена полностью однозначно -- либо как хорошая, либо как плохая. Так, создатели ядерного оружия не только поставили мир на грань выживания, но и заложили основу для развития ядерной энергетики, что способствовало решению сложных экономических проблем.

Преобразующая деятельность человека, воспитывает в нем, субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, тесть, творить. Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества. Культурологический аспект исходит из принципа преемственности, единства традиции и новаторства. Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того, они взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно - дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей. В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важнейшим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой - творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству.

Г.С. Батищев в своей книге "Диалектика творчества" писал, что творчество и деятельность - это принципиально противоположные формы человеческой активности. Иного мнения придерживаются философы, рассматривающие творчество, как человеческую деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира, созидающие новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания.

Развитие любой деятельности, в свою очередь, определяет диалектика соотношения ориентировки на процесс и результат. В случае полного игнорирования намеченной цели деятельность уподобляется "полевому поведению" (по Левину) или характеризуется разбросанностью и хаотичностью. При ориентации лишь на результат деятельность лишается своего собственно целеполагающего творческого характера, а её субъект превращается в Homo faber - человека делателя. Именно гармоничное сочетание дисциплинированности и исполнительности с инициативностью обеспечивают творческий характер труда, его подлинную целеустремлённость.

В этом смысле творчество как процесс исследования неизведанного, сотворения нового, познания своей природы, самосовершенствования личности и созидания добра, красоты и гармонии является сущностью человеческого рода, значит, и процессом и результатом реализации потенциала каждого индивидуума.

Условием творческой деятельности является сочетание и одновременное развитие изобразительных и творческих навыков - овладение творческими операциями с отработкой выразительных средств языка изобразительного искусства. Все творческие операции, как уже говорилось выше - изменение, преобразования, компоновка тренируются на абстрактном материале лучше и полнее, чем при изображении целостных объектов. Творческие навыки больше всего тренируются на не стандартных заданиях.

Не менее важным условием формирования способностей к творческой деятельности является принцип дифференциации и интеграции. Само творчество, построенное на нестандартном соединении разных элементов, не может быть построено на готовых, жёстко образованных формах. Поэтому все способности к творчеству необходимо строить на развитии обслуживающих его качеств психических процессов - восприятии, памяти, мышлении и воображении. В каждой фазе ведущими является разные качества психических процессов.

Эти качества должны в каждом случае ориентироваться на формирование способности:

· самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы;

· владеть навыками самостоятельного поиска для их воплощения;

· в совершенстве владеть всеми специальными навыками, творческим стилем деятельности.

В формировании творческих способностей обязательным является самопознание и поиск индивидуального стиля деятельности с опорой на психофизиологические особенности, которые включают: скорость включения в работу, длительность работоспособности, условия необходимые для пробуждения и протекания творчества. Кроме того, необходимо проанализировать свои психические процессы, попытаться найти способы деятельности, которые помогут компенсировать недостающие качества.

Способ творческой деятельности - это усовершенствование способа деятельности. Метод Творческой деятельности равен способу деятельности и способу творчества (тип мышления). Способ деятельности - охватывает реальные черты трудового процесса, непосредственно совершаемые действия. Это лишено творческого начала.

Важное понятие в данной теме - это "метод". Метод - это сумма приемов, наиболее отвечающих подходу человека к отображению действительности и остающихся за пределами восприятия читателя. Метод есть последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа. "Способ творческой деятельности" - комбинация реальных составляющих деятельности, благодаря которой достигается задуманный результат. Способ деятельности всегда включает в себя те или иные методы как одно из средств деятельности. Однако в ином отношении, напротив, понятие "метод" шире.

Познание себя включает выбор своей темы в искусстве, нахождения условий, наиболее благоприятных для творчества, выработку режима и ритма деятельности, соответствующего динамике работоспособности.

Классики по психологии творчества утверждают, что гением в любом виде творчества становится только такой человек, который нашёл свой индивидуальный стиль деятельности.

Кроме того необходимы систематическая и постоянная включённость в творчество и поиск нового при выполнении всех видов деятельности, требование не позволять стандарту и шаблону проявляться нигде. Первоначально это вызывает волевые усилия, а затем переходит в привычку и включается автоматически как личностное образование.

Поддержанию творческого потенциала способствует постановка новых целей и задач, овладение более сложными видами созидательной деятельности, поскольку функционирование в отработанном виде деятельности снижает энергетический тонус и творческий потенциал.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Факультет филологии и журналистики

Кафедра теории журналистики

Основы творческой деятельности журналиста

ЛЕКЦИЯ 1. Особенности творческой деятельности журналиста

ЛЕКЦИЯ 2. Метод и способ журналистского творчества

ЛЕКЦИЯ 3. Процесс создания журналистского произведения

ЛЕКЦИЯ 4. Формирование концепции журналистского произведения: выбор темы

ЛЕКЦИЯ 5. Проблема в журналистском произведении

ЛЕКЦИЯ 6. Идея журналистского произведения

ЛЕКЦИЯ 7. Жанр как метод создания журналистского произведения

ЛЕКЦИЯ 8. Построение журналистского произведения

ЛЕКЦИЯ 9. Профессиональный анализ журналистского произведения

ГЛОССАРИЙ (понятийный аппарат курса)

ЛЕКЦИЯ 1 . Особенности творческой деятельности журналиста

Основные виды творческой деятельности журналиста.

Профессионализм и дилетантизм в журналистике.

Особенности творческой деятельности журналиста.

Нравственные особенности творческой работы в журналистике.

Какие виды творческой деятельности журналиста мы уже знаем? Что создают журналисты?

Творческая деятельность - создание новых (объективно или субъективно) реальностей вещественно-энергетической или информационной природы.

В основе всякого творчества - переработка информации, ее перекомбинирование.

В чем различие и единство ремесла и творчества?

Репродуктивная деятельность: ремесло - воспроизведение, тиражирование уже известного; цель - в готовом виде, как образец. "Ремесло поставил я подножием..."

Творческая деятельность: поиск новых решении, цель окончательно складывается в процессе, результат непредсказуем. Больше новизны!

В чем отличие профессионала от дилетанта?

Дилетантизм:опора на порождающие модели стихийное следование закономерностям журналистской деятельности

Профессионализм: сознательное использование и совершенствование методов, понимание, осознание процессов своей деятельности.

Уровни профессионализма:

Обученность (ремесло)

Умелость/способность решать новые задачи в новых условиях

Мастерство (наилучшее выполнение функций, способность к совершенствованию методов)

Каковы особенности творческой деятельности журналиста?

Индивидуально-коллективный характер

Производственно-творческий характер

Условия и факторы, влияющие на креативность:

Объективные время, место, тип издания, социальная формация

Субъективные: свойства личности журналиста, уровень и развитость способностей.

Нравственные основы творческой деятельности:

Творческое поведение: "Найти свое место в общем труде и при этом остаться самим собой". (М. Пришвин)

"Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех..." (Б. Пастернак)

Планирование творческого саморазвития, самообучения, самовоспитания.

ЗАДАНИЕ: Опишете на основе полученной информации свой собственный опыт и уровень журналистской работы?

Какой ее вид вам знаком по собственному опыту?

Приведите примеры своей репродуктивной, дилетантской, профессиональной работы; какие порождающие модели вы использовали?

Есть ли у вас опыт коллективной журналистской работы? Какой продукт создан при вашем участии?

Какие объективные и субъективные факторы креативности "работают на вас", а какие следует преодолеть, изменить, развить...?

Определите главную цель, с которой вы хотите заняться журналистикой, чтобы планировать творческое саморазвитие.

ЛЕКЦИЯ 2 . Метод и способ журналистского творчества

Методы получения сведений;

Методы постижения сути;

Методы предъявления информации;

Методы воздействия на аудиторию.

Приступая к работе над темой, журналист выстраивает ИЕРАРХИЮ ЦЕЛЕЙ: какая из возможных задач главная? А если уметь выделить еще и информационную задачу, то можно уже и определить жанр будущего произведения. Мы ищем способ решения задач, ищем средства, т. е. решаем вопрос о методе.

СПОСОБ деятельности - та комбинация реальных составляющих деятельности, благодаря которой и достигается результат.

МЕТОД - это последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа.

Если не имеем понятия о научно обоснованных методах, то работает порождающая модель. Или черпаем из копилки чужого опыта.

Рассмотрим сначала методы познавательной деятельности (те, что касаются сбора и осмысления данных). Они связаны с методами предъявления информации, т.е. создания текста, хотя есть уже и опыт разделения - на сборщиков и обработчиков информации.

МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ - наблюдение, проработка документов, беседа (опрос, общение), эксперимент. По Киму - еще и прогнозирование, и биографический метод.

МЕТОДЫ ПОСТИЖЕНИЯ СУТИ - в функции методов решения теоретических задач выступают знания, которыми обладает журналист. Три уровня знаний:

Базисное - философское знание, методологический уровень. (В "базисе" старшего поколения - марксистская диалектика, клерикальная пресса основывается на богословии, желтая - часто на архаических, донаучных, типа магии, астрологии...);

Знание о человеке и обществе, накопленное конкретными, чаще гуманитарными науками, использование их методов изучения действительности;

Эмпирические знания на уровне "здравого смысла" - то, что называют знанием жизни: очень полезно, но и опасно! На этом уровне ищутся "ходы" не к источнику сведений, а к проверке или доказательству своей идеи, это своего рода проверка практикой. Но без научных знаний может и подвести к ошибке.

Чем больше освоено уровней, тем шире выбор методов, меньше стандарта, больше творческой свободы. Надо научиться использовать для этого свое университетское образование!

Всю новую информацию мы включаем в систему ранее накопленных знаний и перерабатываем по правилам, задаваемым этими знаниями; а есть ли правила, задаваемые наукой о журналистике? Да. Это правила, по которым "работают" журналистские жанры.

Но это уже особая (следующая) тема -

МЕТОДЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, т. е. вопросы создания текста.

Эти методы рассмотрены Лазутиной как "сборка" элементарных выразительных средств, Кимом - как формирование композиционных структур, Тертычным - как методы интеллектуальных действий, алгоритмы логических операций. Практичнее рассмотреть их по Шкловскому (это будет ТЕЛА 7).

Назовем сразу и основные

МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ -

Убеждение

Внушение.

Эти методы связаны уже с результатом журналистского творчества.

ЗАДАНИЕ: перечитайте понравившийся Вам журналистский текст и о нему определите/ методы получения сведений и уровни знаний, использованных журналистом. А на каких уровнях приходилось работать Вам?

ЛЕКЦИЯ 3 . Процесс создания журналистского произведения

Основные этапы познавательного процесса (на примере разработки конкретной темы)

Ознакомление с ситуацией;

Журналистское исследование и журналистское расследование;

От факта к замыслу.

По Лазутиной, начальная стадия творческого акта в журналистике - это осознанная целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности.

Простейшая (для заметки) - задача - установить факт, определить, насколько значительны связанные с ним изменения. Это - ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СИТУАЦИЕЙ. (Пример: "расширился ассортимент товаров для садоводов и огородников". Это актуально для начала весенних работ; так что там нового?)

Если мы готовим аналитический, проблемный материал, то наша познавательная деятельность будет иметь форму ЖУРНАЛИСТСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

А если нужно изучить ситуацию, в которой факты скрываются, то добывание скрытых фактов и выявление их значения будет уже ЖУРНАЛИСТСКИМ РАССЛЕДОВАНИЕМ.

Рассмотрим основные этапы практической познавательной работы.

Возьмем для примера факт и тему из приведенной выше заметки: новые товары для садоводов - о чем никто еще не написал? - об инструменте!

- выявляем адрес реальной ситуации (возможный объект):

магазины, торгующие товарами для сада и огорода;

-определяем проблемы, в контексте которых значима данная ситуация , их связи:

соответствует ли качество товаров - инструмента - местным условиям, возможностям покупателей? Доступны ли цены? Исходим из того, что наши садоводы - это в большинстве немолодые, не очень здоровые, небогатые люди, рассчитывающие на ручной труд.

Теперь мы можем выработать заявку на тему - приблизительно такую:

"о новизне и качестве инструмента, предлагаемого садоводам"…

- планируем и организуем практический ход работы :

посещение магазинов, опрос покупателей.

Сбор предварительных данных (чаще всего: метод получении информации - изучение документов, чтение).

Ищем книги по принципу новизны, актуальности, близости к теме. Оказывается, есть инструмент, заменявший пять самых известных и необходимых! Дающий возможность работать с минимумом усилий!

- определение конкретн о го предмета изучения :

Этот инструмент - плоскорез Фокина.

- направленное изучение объекта (методы сбора информации: интервью, наблюдение):

Спрашиваем в магазинах этот товар - продавцы либо не знают, либо "бывает, но берут плохо", но кое-где плоскорезы есть...

Спрашиваем пассажиров садовой электрички - почти никто не знает, некоторые говорят "дорогой, тяжелый", но есть и восторженные отзывы. Оказываются, в магазинах бывают поддельные (дорогие, тяжелые, не фокинские/плоскорезы - прекрасное изобретение просто дискредитируется!

- конкретизация замысла (по Аграновскому - полностью сложившаяся концепция);

- реализация замысла

Дополнительные возможности: если позволяет время, включить в направленное изучение объекта личное опробование инструмента в работе. Тогда может вырасти рядом с данной темой еще одна, не менее интересная и важная: новый подход не просто к выполнению привычных операций, а новый принцип земледелия, уже завоевывающий мир!

ЗАДАНИЕ: составьте заявку на тему своего ближайшего журналистского выступления. Выполните поэтапно все познавательные операции. Напишите в 3-4 предложениях концепцию будущего материала. Разверните концепцию в текст.

ЛЕКЦИЯ 4 . Формирование концепции журналистского произведения: выбор темы

Факты науки и факты обыденного сознания;

Тема как объект и как предмет журналистской разработки.

С какими ситуациями работает журналист;

Чем определяется актуальность темы.

Концепция - смысловое ядро журналистского произведения, включающее его тему, проблему, идею. Начинаем с выбора темы.

Из I семестра: какие вы знаете источники тем?

Факт - явление действительное, реальное событие: факты обыденного сознания, факты научные.

Но и эта выбранная часть объекта рассматривается многосторонне - как СИТУАЦИЯ, т.е. совокупность взаимосвязанных между собой фактов.

Ситуации различаются:

по масштабу - локальные и глобальные,

по времени - ситуации текущей действительности, актуальными

Ситуации вчерашнего дня, могут быть

Ситуации далекого прошлого все!

по степени развития ведущего противоречия:

Ситуации позитивные (противоречия не вызрели)

Ситуации проблемные (противоречия обозначены)

Ситуации конфликтные (противоречия антагонистические)

Ситуации на переломе

Что значит развитие ведущего противоречия? Жизнь движется вперед путем борьбы противоположностей, преодоления противоречий. Кто умеет оценить степень противоречивости ситуации, тот имеет возможность "взять тему через проблему". Что это дает? По Г.В. Лазутиной, журналист выбирает для отражения более широкой ситуации только одно: назревшую в ней проблему. Рассматривая через нее локальный жизненный материал, он касается общих для многих трудностей, ставит общую творческую задачу, то сеть делает тему ОБЩЕЗНАЧИМОЙ.

Чем зорче увидел журналист связь конкретной ситуации с назревшей жизненной проблемой, чем глубже понял ее и получил по ней более ценное новое знание, осваивая конкретный материал, тем АКТУАЛЬНЕЕ будет его публикация и тем больший резонанс она вызовет.

ИТАК, ПОЛНЫЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС, О ЧЕМ МАТЕРИАЛ, ДОЛЖЕН ВКЛЮЧИТЬ В СЕБЯ НЕ ТОЛЬКО СИТУАЦИЮ, НО И ПРОБЛЕМУ, В СВЕТЕ КОТОРОЙ ОНА РАССМАТРИВАЕТСЯ.

ЗАДАНИЕ: выберите тему-предмет из объекта "Молодежь и выборы", ориентируясь на студенческую газету.

Опишите (очень коротко) ситуацию, используя факты обыденного сознания и факты науки; статистические, социологические данные.

Определите масштаб и время рассмотрения ситуации, ведущее противоречие и степень его развития.

Сформулируйте жизненную проблему, в свете которой рассматривается ситуация. И ПОЛНОСТЬЮ сформулируйте свою тему.

ЛЕКЦИЯ 5 . Проблема в журналистском произведении

С какими проблемами работает журналист;

Источники острых вопросов;

Варианты журналистского "выхода на проблему".

Итак, мы знаем, что для выбора темы полезно рассматривать объект в свете более масштабной общественной проблемы.

Греческое слово problema означает - задача, это определенная ступень развертывания борьбы противоположностей.

Журналистика работает и с не решенными пока проблемами, и с такими, решение которых уже найдено наукой или предложено политиками. Но журналистика как бы примеряет готовое решение к практике, помогает найти решения, предлагает свои (об этом - в связи с идеей произведения, это следующая тема).

В.М. Горохов выделяет психологический аспект - для журналиста осознание проблемной ситуации может служить пусковым механизмом творческого процесса (вопросы к себе: где найти информацию? как написать?). Важно сформулировать ГЛАВНЫЙ вопрос, на который будет отвечать ваше произведение. Это называется "выйти на проблему" из круга множества возможных вопросов. А как отличать вопросы, важные для читателя?

Журналистика извлекает свои вопросы из читательских писем, в процессе профессионального общения, из классического искусства (сегодняшнее звучание вечных вопросов). Уровень, качество задаваемых вопросов всегда основывается на базе уже имеющихся знаний ("универсальный отвечатель"...).

Выход на проблему через конфликт: конкретных острых ситуаций в жизни множество; какие из них следует выбирать как продуктивные? В одной и той же ситуации могут проявляться противоречия внешние и внутренние. Нас должны интересовать те противоположности, в борьбе которых можно увидеть движение общественных процессов. Например: внешне - семейная ссора, внутреннее противоречие - между обычным правом на жилище и законом; отсюда вопрос - что сейчас преобладает в сознании людей? Такое понимание проблем помогает людям лучше ориентироваться в действительности.

Из практического журналистского опыта (по Аграновскому): выход на проблему через "мешающую деталь" - ту часть фактического материала, использование которой грозит разрушением замысла, противоречит складывающейся концепции. Нередко в этой детали проявляется как раз внутреннее, скрытое противоречие. Работа с ним требует смелости и мастерства. Мастерский уровень- рассмотрение внутренних конфликтов, в которых как бы одна сторона, одновременно правая и неправая: здесь противоречие заостряется до парадокса, на котором базируются такие сложные жанры, как, например, фельетон...

Конфликт может иметь сюжетообразующее значение, сделать произведение острым, интересным для читателя.

Задание. Рассмотрите, как проблемную следующую ситуацию.

Способный студент получает приглашение на стажировку в США, а по окончании вуза - возможность трудоустройства там в престижном научном центре. Дома остается одинокая больная мама, которой он регулярно посылает деньги, и научный руководитель, который возлагал на ученика большие надежды.

Через год мама получает письмо: я женюсь, невеста на мое возвращение в Россию не согласится. Вместо ответа приходит известие о смерти матери. Невеста говорит, что это печально, но теперь нет проблем...

Сформулируйте темы, которые Вы видите в этой ситуации.

Какую из проблем Вы считаете главной?

Какое значение для построения сюжета может иметь конфликт (один или несколько конфликтов можно выбрать?)

ЛЕКЦИЯ 6 . Идея журналистского произведения

Основные свойства журналистской идеи

Идея опорная и идея рабочая

Источники журналистских идей

ИДЕЯ - главная мысль произведения, в которой воплощается авторское открытие - достигнутое понимание предмета и цели повествования, представляющее собой для аудитории определенную ценность.

Это ответ на поставленный вопрос, не обязательно полное и детальное решение проблемы, но указание пути к ее решению. Подсказка профессиональная, из авторитетного источника не всегда ценнее журналистской идеи!

СВОЙСТВА: - действительность, т. е. отражение реальности плюс воздействие на окружающий мир;

Общезначимость, универсальность плюс влияние на социальные процессы за пределами рассмотренной ситуации;

Идеолого - этическая направленность.

В тексте отражаются две уровня реальности - объективная действительность и субъективная точка зрения, внутренний мир журналиста.

По В. Пронину, идея журналистского произведения в момент ее восприятия срабатывает как особый тип управляющей связи.

Она вызывает 3 типа реакции на публикацию:

Реакции вовлечения - внешние или внутренние действия получателя информации, в которых обнаруживается его отношение к ситуациям, к идеям;

Реакции исполнения - действия по непосредственному исполнению рекомендаций или вариантов поведения, т. е. агитационный эффект;

Реакции социальной гарантии - действия, в которых проявляется ответственность определенных сил за необходимые последствия публикации.

Различаем опорную идею (система ценностей, идеология, на основе которой журналист выносит свои суждения), и рабочую идею (та самая подсказка для принятия конкретного решения).

Время острой борьбы опорных идей - дестабилизация массового сознания; по Фихтелиусу, норма - это отказ от опорных идей, отказ судить о том, что хорошо, что плохо. Но это - вне российской традиции.

Мощное воздействие рабочих идей Овечкина, Аграновского… Подсказка власти от имени народного желания, общественного мнения. Неприятие властью журналистских идей - "собака лает, ветер носит"?

По Г. Лазутиной, рабочая идея сейчас сохраняет свой подсказывающий, побуждающий характер, но становится вариативной.

Некоторые устойчивые варианты:

Прими к сведению и действуй по усмотрению (делай выводы),

Действуй так, если позволяют условия,

Не допускай повторения подобного,

Есть такие-то варианты решения проблемы - исходя из своих условий, определи предпочтительный и действуй,

Решение проблемы неизвестно, подключайся к поискам.

Плюрализм идей, демократический подход - для самоуправления? Да, во всей журналистике. А в отдельной газете?

"Взять тему как идею" - это значит выдвинуть рабочую гипотезу, предварительный вариант ответа на поставленный вопрос. Откуда берутся "изначальные" идеи? Практика, умные книги, общение с мыслящими людьми; оформление тех идей, которые уже "носятся в воздухе", формируются в массовом сознании.

Для создания текста: идея - это еще и форма… по Гегелю.

ЗАДАНИЕ: предложите опорную и рабочую идеи для следующей ситуации.

Абитуриенты отделения журналистики находят время, чтобы писать и печататься, студенты младших курсов печатаются очень мало, студенты старших курсов стремятся к минимуму (делать то, что задано). Из них больше и лучше всего пишут те, кто лучше всех учится… А профессионалы получаются, как правило, из тех, кто занимается журналистикой постоянно...

ЛЕКЦИЯ 7 . Жанр как метод создания журналистского произведения

Жанр как форма отражения действительности

О конвенциональной природе жанра

Предметно-функциональные основы жанра

Жанр - это прежде всего устойчивая форма ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, и только в последнем счете - форма текста. Поэтому разные журналисты пишут в одном жанре сильно отличающиеся материалы. По Шкловскому, жанр - это порядок "осмотра мира", сложившийся в массовом сознании и потом закрепленный писателями и журналистами. Жанр имеет КОНЫЕНЦИОНАЛЬНУЮ ПРИРОДУ - это своего рода негласный договор между пишущими и читающими: мы рассказываем о действительности по определенным правилам - тогда нас правильно понимают. читатели не изучают жанры, но пользуются ими. Указывая жанр произведения - "фельетон", "очерк" - мы готовим читателя к тому, как этот текст надо будет воспринимать. Из-за нарушения законов жанра произведение может быть не понято или не принято читателем (новаторство первооткрывателей требует специальных объяснений, долгого воспитания аудитории).

Жанр имеет ПРЕДМЕТНО-ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ОСНОВУ, то есть определяется в результате выбора предмета и определения функции будущего произведения. В зависимости от этих составляющих выбирается метод решения задачи, "порядок осмотра мира" - метод отражения действительности, то есть жанр. Этот метод будет иметь формообразующее значение: в результате определенных действий журналиста сложится текст.

Форомообразующие особенности жанров

О "смешении" и "чистоте" жанров в журналистике

Какие правила должны быть соблюдены, чтобы получилось произведение именно данного жанра?

Выбор предмета, соответствующего именно этому жанру. Каждый жанр "работает" с ПРЕДМЕТОМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ТИПА. Например, репортаж может быть о футбольном матче, о пожаре, о празднике - но всегда о событии, причем о событии длящемся, происходящим на глазах, наблюдаемом. Любая рецензия - на книгу, фильм - всегда о продукте духовного производства… Каждый жанр "специализирован" на своем предмете;

Осознание соответствующей жанру функции. Каждый жанр имеет свойственную только ему ИНФОРМАЦИОННУЮ ФУНКЦИЮ. Среди задач, стоящих перед журналистом (выполнить задание редакции, добиться наказания виновных в нарушении закона, превзойти всех, кто будет писать о том же в других изданиях…, дать оценку чему-то важному…), всегда есть задача информационного плана - показать, объяснить, дать оценку… вот решение этой задачи и определяет жанр как его вторая составляющая. Каждый жанр отвечает на свой вопрос - "как это происходило" (репортаж), "что делать" (статья) и т.д. Эти вопросы необходимо иметь в виду - читатель ждет ответа на них;

Решение творческой задачи МЕТОДОМ, свойственным этому жанру. Каждый жанр выполняет свою информационную функцию определенным методом, используя свой собственный "порядок осмотра мира": репортаж наблюдает, интервью опрашивает, корреспонденция выстраивает цепочку причин и следствий… В информационных жанрах действует метод получения информации (наблюдение, опрос и т.д.), а в аналитических собирать материал можно всеми способами - читая документы, беседуя, наблюдая - а решение информационной задачи обеспечивается определенным набором интеллектуальных операций, как бы технологией осмысления жизненного материала, которую необходимо сообщать;

В результате возникает устойчивая ФОРМА текста, но не стандартный образец изложения! Речь идет о ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЕ, то есть о логической основе его построения! А внешняя форма - стиль, лексика и т.д. - может и должна быть у разных авторов своеобразной.

Говоря о "смешении жанров", следует иметь в виду не смесь элементов разных форм (например, репортажные или диалогические "куски" в очерке), а разумное комбинирование методов, отражающееся в тексте. Но жанр при всем своеобразии произведений оказывается узнаваемым по сочетанию своих основных опор:

ПРЕДМЕТ - ФУНКЦИЯ - МЕТОД - ФОРМА

ЗАДАНИЕ: Выделите в журналистских произведениях изученных Вами жанров (это могут быть свои или чужие тексты) основные жанрообразующие факторы. Таким образом можно понять не то, как произведение писалось, а то, как над ним работала мысль автора, следуя закону жанра сознательно или интуитивно.

ЛЕКЦИЯ 8. Построение журналистского произведения

Понятие об ЭВС - электронных выразительных средствах журналистики

Фактологический, образный, нормативный ряды ЭВС

Сюжет и композиция журналистского произведения

Журналистская информация объективизируется, приобретая характер информационного уровня посредством языка журналистики, который обозначается понятием ЭВС - элементарные выразительные средства журналистики. ЭВС - "строительный материал" текста.

Сюда входят:

Фактологический ряд - факт как элемент действительности, факт как элемент сознания (средство познания), факт как элемент текста.

Образный ряд - из элементов истории, образов культуры и науки, фольклора (причем образ может сложиться из понятийной лексики, из документального жизненного историзма). Связан с эмоциональной оценкой фактов.

Нормативный ряд - это смысловые единицы, в которых тоже закреплен социальный опыт, но прежде всего это суждения, в которых закреплены те или иные установления общества. Например, нормативы правовые, производственные, моральные.

Эти ряды соответствуют выводам Прохорова о том, что информация бывает оценочной, нормативной, но еще и приписательной. Эта последняя - уже синтез ЭВС, то есть идея материал, способ ее выражения.

По Г. Лазутиной, средство организации журналистского текста - это есть момент ЭВС. Г. Лазутина выделяет причины такого из которых наиболее существенные ситуации.

Необходимое и достаточное количество под тем в журналистском тексте должны соответствовать количеству стоящих перед автором задач по организации контакта текста с адресатом и быть принципиально сводимо к четырем. Эти основные задачи:

Ввод в ситуацию (заканчивается выделением темы);

Обозначение проблемы;

Предъявление оценок, идей и аргументов;

Практическая постановка вопроса (проверка идеи практикой).

Композиция есть средство организации текста, выступающее как система правил его построения с точки зрения сочетания подтем.

Наиболее часто встречающиеся варианты сюжета журналистского произведения:

Сюжет событийный, который строится "по ходу получения информации,

Логосюжет (в аналитических жанрах).

Г. Лазутина говорит о внешних и внутренних связях между ЭВС, у других авторов есть упоминание о внешней и внутренней форме произведения. Внешняя форма - это все выразительные средства, а внутренняя - это логическая структура, ее легче представить через концепцию. Но интереснее всего - по Шкловскому, где содержание представляется не как "содержимое", заливаемое в форму-сосуд, а как со - держание , система внутренних связей, "сдерживающих" различные элементы текста, сцепляющих их.

ЛЕКЦИЯ 9. Профессиональный анализ журналистского произведения

Критерии оценки журналистского произведения

Методика анализа журналистского произведения по правилу золотого сечения

Критерии оценки журналистского произведения:

Новизна реальной конкретной ситуации, достоверность ее воспроизведения и обоснованность интерпретации;

Масштаб и значимость проблемы, под углом зрения которой рассматривается реальная конкретная ситуация;

Оперативность материала;

Конструктивность и убедительность идеи;

Достаточная полнота и яркость ЭВС, мотивированность их применения;

Четкость и мотивированность монтажно-композиционного решения произведения;

Смысловая точность, яркость, запоминаемость журналистского образа;

Логическая и лексико-стилистическая грамотность материала.

Многолетний опыт обучения будущих журналистов работе в аналитических жанрах показал, что к самым распространенным ошибкам относятся нарушения логических связей при построении концепции произведения.

Вопрос, на который предполагает ответить автор, нередко ставится "не по теме" (или со значительным отклонением от темы, заявленной в начале текста). Идея не оказывается ответом на поставленный вопрос; связь идеи с проблемой может потеряться просто потому, что автора отвлекла яркая деталь, случайная ассоциация и т. п. При этом самому автору текст представляется вполне логичным, если он строит изложение по этапам сбора материала либо следует рассуждениям людей, от которых получал информацию. Автору бывает трудно выделить в собственном произведении основные элементы содержания - тему, проблему, идею, а формулировка концепции ищется в таком случае в последних абзацах текста. Но конечный вывод не всегда вытекает из того, что журналист написал выше...

Задача заключается в том, чтобы, не пересказывая все произведение, быстро и ясно показать автору, что он на самом деле сказал - и помочь увидеть это глазами читателя.

Читатель воспринимает журналистское произведение, интуитивно подчиняясь всеобщему закону гармонии, согласно которому наиболее важные смысловые элементы концепции располагаются по правилу золотого сечения. Для этого читателю не требуются никакие измерения, не нужно ничего знать о секретах "прекрасных пропорций" 3:2 или 5:3. Образное выражение "воспринимать сердцем" обретает почти буквальный смысл, если, вытянув текст в одну колонку, представить его длину как рост человека и провести линию через сердце: это и есть линия золотого сечения. На этом месте обычно заканчивается описание ситуации (введение читателя в тему) и обозначается проблема произведения. На таком же расстоянии от конца текста всегда высказывается идея - истинная мысль автора, которая далее может быть развита, аргументирована, а может быть и подменена заранее заданным, "нужным" выводом.

Если даже тема не определилась в первой трети текста, или проблему автор сформулировал еще в заголовке, или главную мысль высказал в самом начале - все равно опорные точки концепции окажутся на "золотых" местах, только главный вопрос и ответ на него прозвучат на этот раз в другой форме.

Чтобы увидеть, как представлена читателю проблема, нужно просто на глаз отмерить треть текста и прочитать 1-2 предшествующих абзаца.

Здесь, как правило, оказывается либо вопросительное предложение, либо слова "но", "однако", "хотя" - проблема может быть обозначена через конфликт, через сопоставление двух противоположных фактов или утверждений. Здесь - место главного вопроса, отсюда видно, как он связан с темой.

На таком же расстоянии от конца текста (1/3, 2/5 плюс-минус абзац) - вторая линия золотого сечения. Здесь автор выразил свою главную мысль, но не обязательно в виде рационального высказывания: возможно, через значимую деталь, реплику из диалога... В заключительных строках текста идея обычно повторяется - либо в более четкой формулировке, либо в образной форме. Именно поэтому при сокращении последних абзацев (что случается очень часто) страдает композиция, но текст не обессмысливается.

Таким образом, при редактировании своего или чужого текста, заглянув предварительно в места золотого сечения, можно сразу "схватить" концепцию произведения, оценить ее логичность и далее, читая весь текст, следить уже за тем, как концепция будет развернута.

ЗАДАНИЕ: Подчеркните в журналистских материалах одного из номеров качественной газеты строчки, расположенные в точках "золотого сечения". Логично ли выстроена концепция каждого материала? Повторите опыт на собственных рукописях и публикациях.

ГЛОССАРИЙ (понятийный аппарат курса)

Составлен на основе учебника Г.В. Лазутиной "Основы творческой деятельности журналиста".

Творческая деятельность - создание новых (объективно или субъективно) реальностей вещественно-энергетической или информационной - как в журналистике - природы.

Мастерство - высший уровень профессионализма, способность к совершенствованию самого способа данного вида творчества.

Жанр - устойчивая форма отражения действительности, по Шкловскому - "порядок осмотра (осмысления) мира", образующий устойчивую форму журналистского текста.

Журналистское исследование - выявление неочевидных связей между фактами, определение возможных путей решения проблемы.

Журналистское расследование - добывание намеренно скрываемых данных, выявление их значения.

Замысел - мысленный образ будущего произведения, включающий в себя в свернутом виде и тему его, и идею, и принцип его организации ("ход").

Идея произведения - главная мысль, в которой воплощается авторское "открытие" - достигнутое им понимание предмета и цели повествования.

Концепция - смысловое "ядро" произведения, включающее тему, проблему, идею. Композиция может быть частью замысла.

Метод - последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или другого типа.

Порождающая модель - представление о характерных чертах произведений, создаваемых тем или иным видом творческой деятельности.

Проблема - отражение противодействия противоположностей, вопрос, вытекающий из этого противоречия. Задача журналиста - сформулировать этот вопрос и предложить возможные пути его решения.

Ситуация - сочетание условий, обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.

Тема как предмет журналистской разработки - реальная ситуация в контексте более широкой проблемы; одна из сторон изучаемого объекта (жизненного материала).

Технология (с греческого - "наука о мастерстве") - порядок действий, рекомендуемый для того, чтобы гарантировать достижение закономерного результата той или иной деятельности.

Факт (от лат. Factum) - сделанное, свершившееся; действительное, вполне реальное событие или явление.

ЭВС - элементарные выразительные средства журналистики, язык, посредством которого журналистская информация обнаруживает себя. ЭВС - "строительный материал" журналистского текста.

журналист творческий дилетантизм профессионализм

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История становления журналистики как профессии. Теоретические основы творческой деятельности журналиста. Особенности журналисткой творческой деятельности. Соотношение понятий: призвание, ремесло и профессия применительно к журналистской деятельности.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2011

    Особенности новостного сообщения в современном средстве массовой информации. Место и роль интернет-газеты в современном информационном поле. Особенности творческой деятельности журналиста по подготовке и выпуску новостного материала в интернет-газете.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2009

    Значимость данных социологии в журналистской работе, форма и содержание их предъявления в СМИ. Социологические методы в труде журналиста. Место и роль данных социологических исследований в статьях обозревателя газеты "Аргументы и Факты" В. Костикова.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2011

    Документальные источники информации. Предметно-вещевая среда как источник журналистской информации. Интернет как источник журналистской информации. Человек как источник журналистской информации. Общение журналиста с коллегами.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2007

    Личность журналиста в российской журналистике. Мотивация журналиста и его ценностные ориентации. Творческая индивидуальность журналиста, выработка авторского стиля. Тематика и проблематика публицистики, особенности творческого метода Максима Киселева.

    дипломная работа , добавлен 08.02.2017

    Исследование факторов роста творческого потенциала журналиста, понятий и критериев творчества в журналистике. Анализ общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Анализ роли журналиста в российском обществе. Изучение понятия социальной позиции журналиста, форм ее проявления. Соотношение личного, общечеловеческого и группового в деятельности журналиста. Характер массово-информационной деятельности работника СМИ.

    презентация , добавлен 10.03.2015

    Характеристика принципов журналистской этики, принятых на основе международных норм: уважение всеобщих ценностей и многообразия культур, профессиональная честность и социальная ответственность журналиста. Нарушения профессиональной этики журналиста.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    Допустимые и недопустимые методы получения информации. Социальные гарантии свободы и ответственности журналиста, принципы профессионально–нравственного поведения. Степень контроля государства за содержанием и распространением массовой информации.

    реферат , добавлен 16.03.2012

    Теоретические основы творческой деятельности журналиста. Возникновение профессии, влияние мастерства, характера, темперамента и эмоционального состояния личности работника СМИ (репортера, диктора, или ведущего ток-шоу) на информационный обмен в обществе.

Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей.

ЛЕКЦИЯ Способ творческой деятельности журналиста.

В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.

Для начала просто разграничим понятия «способ» и «метод» деятельности. Их употребляют в обыденной речи как синонимы, отдавая некоторое предпочтение слову «метод». Но философские исследования социальной деятельности и культуры, в частности работы Эдуарда Маркаряна, показали, что терминологический потенциал этого понятия много шире.

За словосочетанием «способ деятельности» открывается вполне определенный объем содержания, отнюдь не тождественный тому, который устойчиво связывается с понятием «метод». Маркарян справедливо усмотрел в понятии «способ деятельности» интегральную категорию, выражающую собой ту комбинацию реальных составляющих деятельности, благодаря которой и достигается задуманный результат.

То есть: способ деятельности всегда включает в себя те или иные методы как одно из средств деятельности. Что такое метод? Метод – путь решения конкретной задачи, представляющий собой совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности

То есть - быть средством для решения задач – функция метода.

Являясь интегральной характеристикой определенного вида деятельности, способ всегда включает в себя и определенный набор методов, необходимых для решения соответствующего набора задач.

При этом обнаруживается очень любопытная вещь: задачи одного и того же типа встречаются в самых разных видах деятельности. Так, у врача среди прочих задач есть задача получить сведения о состоянии больного. Однотипная задача стоит перед психологом, исследующим способности человека: получить сведения о проявлениях задатков личности в тех или иных условиях. И перед журналистом на месте события: получить сведения о том, как оно произошло. Во всех случаях – получить сведения.

Врач беседует с человеком, исследователь беседует, журналист беседует... Но беседы эти проходят все же по-разному, но суть действий одна и та же: речевой и аудиовизуальный контакт с целью получения нужных сведений. Отсюда вывод: для решения типовых задач существуют типовые методы. Вот здесь - понятие «метод» шире понятия «способ». По существу, методы универсальны, они используются в разных видах деятельности, входя как одна из составляющих в способ.



Но если методы – одна из составляющих, то, следовательно, есть и другие составляющие. Это мы видели, когда речь шла о типовой задаче.

В процессе работы человеку приходится решать далеко не одну. Причем состав их в конкретных видах деятельности достаточно устойчив и характерен именно для данного вида деятельности.

Ход работы выглядит как цепочка шагов, подчиненных решению определенных комплексов задач. Это дает основание говорить об устойчивой операциональной структуре творческого процесса , представленной в каждом творческом акте – отдельном случае творчества, завершающемся определенным продуктом.

Получается, что для того, чтобы решить несколько комплектов задач, необходимо предпринять необходимые для решения действия. Так и складывается операциональная структура деятельности – определенный состав и последовательность операций, каждая из которых ориентирована на решение комплекса соответствующих задач. Именно она позволяет рассматривать творческий процесс в технологическом аспекте.

Понятием технология обычно обозначается порядок действий, рекомендуемый для того, чтобы гарантировать достижение нужного результата.

Технологический аспект творческого процесса – это и есть выявление его операциональной структуры, достигаемое в тех или иных условиях, на том или ином этапе развития научной мысли, с той или иной мерой адекватности.

Сейчас разграничим понятия «операция» и «этап», так как понятия эти не тождественны, их содержание совпадает лишь отчасти.

«Операция» – это обозначение отрезка деятельности, ее фрагмента, закономерно подчиненного решению некоторого комплекса задач , независимо от его места в структуре творческого акта. Так сказать, характеристика данного фрагмента с точки зрения состава задач.

Понятие «этап» же указывает не только на состав задач, но и на место фрагмента в творческом акте – это его характеристика с точки зрения последовательности решения задач. В первом случае характеризуется состав задач, во втором – последовательность их решения. Поэтому более правильно будет говорить об операциях как структурных элементах творческого акта: при определенных обстоятельствах они становятся тем или иным его этапом.

Операциональная структура творческого акта, как носитель характерного набора задач является наряду с методами обязательной составляющей способа любого вида деятельности.

Откуда тогда берутся задачи, которые формируют оперциональную структуру деятельности? Из представления о продукте, о произведении, то есть - порождающая модель творчества. Поскольку именно она несет в себе все задачи, решение которых разворачивается в творческий процесс. И в соответствии с ними определяется структура этого творческого процесса – основная составляющая способа.

В каждой творческой операции обязательно предусматриваются задачи двух типов:

  • эмпирические , то есть решаемые непосредственно в опыте взаимодействия, ориентированные на установление и воспроизведение фактов.
  • теоретические – они решаются через цепь сложных умственных действий, подчиненных необходимости выявить неочевидные связи фактов, их глубинные особенности.

И те и другие направлены на получение, переработку и предъявление информации в тексте. Есть еще и третий вид задач – это организационно-практические . Эти задачи служат оптимальной организации творческого акта – позвонить, договориться, подготовиться и так далее.

Способ деятельности включает в себя еще две составляющие - технические средства , используемые в ходе творческой деятельности, и систему профессионально-этических регуляторов поведения .

Для каждого вида деятельности используется свой набор технических средств. Вы же, допустим, не берете с собой на задание томограф или тонометр - различается характер использования.

Ну, а четвертая составляющая способа обусловлена тем, что любая деятельность в большей или меньшей степени включена в общественные отношения, в общение. Решая свои творческие задачи, человек взаимодействует с другими людьми, и от того, как он строит свое поведение в процессе этого взаимодействия, во многом зависит успех дела.

Есть некоторые общие этические стандарты поведения, выступающие как признак нравственной зрелости личности, признак культуры. Но для получения успешного, устраивающего общество результата деятельности во многих ее видах, оказывается необходимым и соблюдение неких дополнительных стандартов. Вот они и отражаются в профессиональном сознании общности и каждого ее члена, регулируя творческое поведение.

Способ творческой деятельности формируется в опыте деятельности. Опыт ведь может быть разным – удачным, неудачным... Говорят, на ошибках учатся. Значит, постепенно избавляются от ошибок. А удачи становятся примером для подражания, на них тоже учатся. Образуется нечто вроде коллективной копилки позитивного профессионального опыта. Сначала этот опыт передается из уст в уста, из рук в руки, потом он начинает фиксироваться в литературе. Наконец, дело доходит и до науки.

Способ деятельности – образование устойчивое, но вместе с тем и живое. Он склонен к развитию, и обогатить его может каждый, кто им овладел. Но – если овладел. Если осознал все особенности деятельности, приобрел все необходимые умения, привел в соответствие с потребностями деятельности свою натуру.

gastroguru © 2017