Терем — традиционное жилище русичей. Проекты русских деревянных домов-теремов Дворец Терем царя Алексея Михайловича в Коломенском

Терем из оцилиндрованного бревна – дом, оформленный в русском стиле и напоминающий старинную усадьбу. Как построить современное здание под старину, в чём его преимущества, кому заказать проект терема и как оформить интерьер, чтобы подчеркнуть общий стиль, расскажет статья.

Особенности деревянных строений под старину

Терем – дом из бревна в несколько этажей, часто он объединял основные жилые помещения с хозяйственными постройками. Это позволяло сгруппировать всё необходимое под одной крышей и обеспечить строению максимальную прочность и долговечность.

В наше время разработка такого проекта – дело сложное и дорогостоящее, ведь это сооружение представляет собой несколько простых срубов с тщательно проработанными соединениями и переходами. Однако в результате вы получите просторное здание с гаражом, баней, летней кухней и прочими пристройками.

Классический дом-терем из оцилиндрованного бревна строится по нескольким принципам, отработанным веками:

  • Цокольная часть здания высокая, она предохраняет брёвна от гниения. Для средней полосы России характерны долгая зима, сырые и холодные весна и осень, поэтому важно было защитить сруб от избыточной влаги.
  • Традиционным центром русской избы всегда была печь. Сегодня её часто заменяют более компактным камином, а печное отопление – современным отопительным котлом. Но если вы хотите воссоздать исконно русскую атмосферу, необходимо классическое дровяное отопление. Печь размещалась в средней части избы, чтобы она могла максимально обогревать все помещения.
  • Стены не имеют внутренней или внешней декоративной отделки и дополнительного утепления. Для заделки щелей между брёвнами используют мох или другие натуральные материалы, а вот закрывать стены штукатуркой не надо.
  • Большую роль играет оформление строения внутри и снаружи. Классический терем должен обязательно иметь резное крыльцо с деревянными украшениями, ставни, особую форму крыши, по которой легко определить стиль.

Если вы хотите получить именно русский терем, строительство дома из бревна придётся вести по индивидуальному проекту. Нужно рассчитать размеры строения и соединение всех его элементов, это работа для профессионалов. Собрать сооружение из готового домокомплекта можно самостоятельно, но всё равно многие виды работ по прокладке коммуникаций и установке отопления лучше доверить специалистам.

Интерьер в русском стиле

Если вас интересует строительство домов из бревна, полуторный терем – лучшее решение, чтобы получить здание максимальной площади с небольшими затратами. Верхний этаж-мансарда может быть оформлен под старинную горницу, её можно обустроить как спальню или детскую комнату. В отделке интерьера нужно тоже следовать определённым принципам:

  • Максимальная естественность. Не стоит использовать искусственные материалы, пластик и линолеум в деревянном доме просто неуместным.
  • Нежелательно использовать ПВХ-окна. При всех своих преимуществах они нарушают природную экологичность, поэтому лучше установить рамы из древесины. В крайнем случае можно поставить пластиковое окно, но закрыть его деревянными накладками.
  • Для отделки пола выбирают паркет или простые доски, потолок также обшивают досками или вагонкой. Стены шлифуют и покрывают полупрозрачными лаками, чтобы сохранить их естественный цвет.

Большой дом-терем превратится в настоящую родовую усадьбу, в которой будет комфортно и детям, и внукам первых владельцев. А в дальнейшем интерес к деревянным постройкам будет только расти.


Каждый народ богат своими традициями и фольклором. Отголосок народных сказок можно найти в архитектуре любой страны. Что может предложить запад? Готические замки; уютные домики в стиле полуросликов-хоббитов с круглыми дверками; леденцовые домишки, как тот, в котором очутились Гензель и Гретель… На Руси были свои сказки. Наши царевны жили в бревенчатых теремах с резными ставенками и расписными окошками.

Усадьба Шорина - Гороховецкий район Владимирской области

Этот сказочный домик выстроил Иван Шорин - крупный судовладелец. В свое время усадьба была образцом смелого сочетания классики и модерна: ассиметричность и разновысотность считались модными веяниями в архитектуре. Старался делец не для себя: в усадьбе жил его сын Михаил со своей семьей (женой, тремя дочерьми и сыном).

Архитектурный комплекс "Теремок" - Фленово, Смоленская область


В этом чудо-теремке жила в начале двадцатого века меценатка Мария Тенишева. Дом был построен по ее личному заказу. Здание украшено традиционными героями знакомых всем с детства сказок. Жар-птица, златогривые кони, змеи-горынычи, лебедь-царевна, резное красно солнышко - всем им нашлось место.
Кажется, что в таком домике обязательно должна быть горница, в которой живет-поживает Василиса-прекрасная. А на заднем дворе - серый волк, который только ждет приказа отправиться в увлекательное путешествие за наливными яблочками.

Кружевной дом Европы - Иркутск


Это архитектурное строение - визитная карточка Иркутска. Его построили еще в середине девятнадцатого века, но название “Кружевной” появилось в 1907 году, когда искусные руки мастеров украсили особняк воздушной резьбой.


Поразительно, но все это кружево наличников, ставень и прочих элементов фасада было выполнено вручную, без заранее припасенных шаблонов. А принадлежал терем семье купцов Шастиных.

Усадьба Сукачева - Иркутск


Этот роскошный терем был создан в конце девятнадцатого века. Удивительно, но за прошедшие года дом практически не обветшал. Все так же вызывает восхищение четырехскатная крыша, изумляют искусно выполненные фантастические драконы и стилизованные цветы, резные карнизы и витиеватые оградки.


От усадьбы неуловимо веет чем-то загадочным, восточным: во время постройки здания вовсю развивались отношения с нашими соседями - Китаем и Монголией, - поэтому сибирские умельцы изваяли шедевр с легким налетом восточной архитектуры. Сегодня усадьба не пустует: здание используется для проведения литературных вечеров, концертов, собраний кружков, где малышей учат шить кукол, лепить и рисовать.


От всей деревни Погорелово остался всего один дом. Но зато что это за дом! Построены хоромы были в 1903 году крестьянином Полешовым. В этом тереме прекрасно все: роскошная парадная лестница, лепнина, великолепные витражи.
Более сорока лет теремом владеет художник Анатолий Жигалов. В свое время он выкупил этот дом у сельсовета, который не мог решить, что же делать с такой недвижимостью. Если бы не художник, кто знает, какой бы была судьба терема сегодня.

Теремок в деревне Кунара Свердловской области


А этот домик был построен относительно недавно - в шестидесятых годах двадцатого века. Его постройкой занимался всего один человек. Кузнец Сергей Кириллов отдал строительству целых тринадцать лет. А началось все с того, что мастер решил поправить покосившийся домишко, доставшийся ему в наследство.
После этого умелец решил украсить дом резными ставенками и наличниками, ну а после уже не смог остановиться, и продолжал украшать здание до тех пор, пока он не стал напоминать пряничный домик.


Декор этого теремка - удивительный симбиоз сказочных мотивов (богатыри, традиционные цветочные орнаменты, кони) и советской символики (повсеместно встречаются серп и молот, надписи того времени: “Пусть всегда будет солнце...”, “Народам мира наш привет”).
Сегодня мастера-кузнеца уже нет в живых, но все, кто его знал, говорят о том, что этот человек был таким же, как его шедевр: добрым, открытым, верил в сказку и чудо.

По бревнышку: как построить терем в костромском лесу

26/08/16, 15:00

Вот уже пять лет бизнесмен Андрей Павличенков восстанавливает в Костромской области красивейший деревянный дом начала ХХ века. убедилась, что терем стоит поездки в лесную глушь.

Одни назовут эту историю бизнес-проектом, другие чудачеством и ненужной затеей. Для меня это история о том, как в одной точке сошлись интересы конкретного человека, его бизнес и стремление сохранить то, что еще не погибло.

"Есть такое хобби - смотреть на разрушающуюся провинцию. С конца 90-х мы ездили в Костромскую область, она считается одной из "лучших" в плане заброшенности в России, - так Андрей Павличенков рассказывает о том, как нашел терем. - Об Асташово мы прочитали в каком-то альбоме памятников в провинции. Поехали, посмотрели. Не собирались ничем заниматься. Но так вышло, что от созерцания перешли к тому, что нужно что-то делать".


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым

В заброшенной, вернее, уже исчезнувшей деревне Асташово Андрей нашел терем начала ХХ века, который был построен разбогатевшим крестьянином Мартьяном Сазоновым для своей молодой жены. Дом и по тем временам был нерядовым. Но местные крестьяне, делавшие состояния на торговле лесом, не стеснялись демонстрировать свой доход. Терем в Асташово был красивым, но не единственным необычным домом в этих местах.

После революции в тереме находился, как сейчас сказали бы, местный бизнес-центр: сберкасса, кино, почта, библиотека, фельдшерский пункт. Потом, когда деревни стали пустеть, на дверь попросту повесили замок.

© Фото предоставлено Андреем Павличенковым


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым

В начале XXI века чудо-дом практически зарос лесом. В это сложно поверить сегодня, но можно увидеть на фотографиях, сделанных в первый год реставрационных работ, когда его полностью разобрали.

Теперь работы в тереме близятся к концу. Удивительный красоты дом, который мог буквально сгинуть в костромских лесах, почти полностью восстановлен внешне. Старые детали решили даже ничем не покрывать заново, а вот новые покрасили. Сейчас идут работы по внутренней отделке.

В восстановлении участвовали не только профессиональные реставраторы, которых Андрей выбирал долго и тщательно, ведь прелесть такого дома - в деталях. В Асташово провели несколько волонтерских лагерей. Один из них - летом 2015 года - был международным. Студентки из Южной Кореи и Венгрии вместе с российскими энтузиастами работали, иногда и под дождем, утопая в размокшей глине.

© Фото предоставлено Андреем Павличенковым


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым


© Фото предоставлено Андреем Павличенковым

Вообще Асташово - одно из тех мест, куда, приехав однажды, хочется непременно вернуться, несмотря на непростой путь, который нужно проделать. И дело не только в красоте уже почти отреставрированного терема. Как это часто бывает, секрет притягательности таких мест - в людях.

© Фото предоставлено Андреем Павличенковым

Новый хозяин, который с удовольствием позирует для фото в аляповатой цветастой кепке, увлекательно рассказывает о первом хозяине Мартьяне Сазонове, о людях, населявших эти места, о страшной коллективизации, войне и исходе людей из деревень.

Возрождение Асташово - это ведь не только восстановление дома, но и поиск, сбор документов, реставрация старинной крестьянской мебели, которую еще можно найти в заброшенных домах, работа по созданию здесь музея (он должен открыться осенью этого года). Музей расскажет об истории мест, о том, откуда в деревне мог появиться такой дом и почему за 100 лет эти места вымерли.

Помните слова из доброй сказки: "Терем, терем, теремок. Он не низок, не высок". Когда-то у меня не было своей дачи и я мечтал хоть о каком-то домике на участке самой минимальной площади.

Главное, чтобы это было своё собственное, куда можно было приехать и где остановиться на денёк-другой. Потом нам довелось снимать дачный участок с двухэтажной постройкой на западной окраине подмосковного городка Красногорска. Там поселились артисты и даже актёр Васьков Михаил Юрьевич стал председателем кооператива. Здорово было видеться с ним практически ежедневно, а иногда даже общаться по дачным делам. Но, как говорится, ничто не вечно под луной и нам пришлось покинуть апартаменты, переехав ближе к метрополитену в район станции Митино. Но разве можно изменить мечте? Она занозой впилась в тело и не собиралась отпускать просто так. Короче говоря, через полгода я уже купил себе дачу. Но она оказалась расположенной довольно далеко - полторы сотни километров от северо-западной окраины российской столицы, где я по сей день работаю. Поначалу ещё машина выручала, а позже стала столько жрать бензина, что на одну поездку уходило по три тысячи рублей. Теперь я всерьёз задумался, что если продать дом в частном секторе, который у меня в одном из городов Краснодарского края, перепродать эти шесть соток с двумя домишками в Лотошинском районе, и и взять место поближе, чтобы хотя бы на электричке можно было сновать туда-сюда?

Понятное дело, поначалу придётся оставаться ан съёмной квартире, как сейчас. Но за год-два можно построить что-то приемлемое. Ничего не изменится в худшую сторону, а в лучшую может измениться легко. Да только одна проблема - если отремонтировать прохудившуюся крышу или установить новый забор взамен повалившегося я смог самостоятельно, то поставить жилое строение с нуля дело рук специалистов. Мне так думается. Почему? Да потому, что один сантиметр в сторону и стена уже кривая. Не так закрепил брусок и обязательно появится щель в самом неподходящем месте. Или где-то потечёт во время сильного дождя, при весеннем таянии снега. Всё, что угодно, может произойти, если за серьёзное ответственное дело берётся дилетант, каковым я являюсь в строительных науках. Если ли выход из сложившегося положения? Непременно отыщется, если сперва хорошо подумать головой, а затем принять единственно верное решение - обратиться к специалистам.

Кто-то всё равно попытается сэкономить и обратиться к джамшутам-шабашникам. Но здесь вступает в силу хорошо известная русская поговорка - "скупой платит дважды". Сперва горе-самоучкам, а потом повторно всё-таки тем профессионалам своего дела, которые будут переделывать. Если они вообще согласятся браться за переделки.

В приведённой выше таблице показаны данные строительной компании "Терем", которая работает на рынке деревянного строительства уже восемь лет. Да, она одна из многих, но название давно на слуху и компания не плохо себя зарекомендовала, на сколько мне известно. Так почему бы не обратиться за помощью именно к ней? Давайте вместе проверим ассортимент предлагаемых услуг и соответствующие им расценки. Вы не против? Поехали!

А что именно они вообще умеют возводить? Где посмотреть? Проще простого - откройте каталог на официальном сайте и изучайте фотографии, сравнивайте проекты, анализируйте ценовые предложения. О себе могу сказать так, что строение слишком большой площади я не потяну ни на этапе строительства, ни при последующем его обслуживании. Дети давно стали взрослыми и самостоятельными, разъехались в разные стороны и им не будет никакого дела до того, как там поживают родители и не течёт ли у них крыша на втором этаже. Ещё десяток-другой, если доживём, и о вторых этажах вовсе лучше позабыть. Так что достаточно добротного одноэтажного жилища, где были бы совмещены тепло и уют.

Пожалуй, при таком раскладе можно остановиться и на дачном исполнении. При хорошем утеплении простой деревянный сборно-щитовой дом согреет вас не хуже кирпичного. Только бы не было щелей, сквозь которые проникает ветер, забивается снег, протекают ливневые струи. Но у этой компании не плохие рекомендации, которым можно доверять.

А почему бы и нет? Как вам такая прелесть, что изображена на картинке ниже?

Я просто млею при виде подобных строений. Как бы хотелось сотворить себе такое собственными руками. И даже гарантированно со многими видами работ справился бы без проблем. Но создать единое целое, гармонично сочетающее в себе приемлемую цену и максимальную практичность, изысканный внешний вид и внутреннее убранство по силам только имеющим богатый опыт в аналогичных творческих процессах. За моей спиной такого багажа знаний и умений пока не просматривается, к великому сожалению. Надо было в своё время идти не в Таганрогский Радио-Технический Институт (что в Ростовской области), а в обычный строительный техникум или вовсе в ПТУ, где научили бы правильно пользоваться тем же сварочным аппаратом. А то прибор есть, маска "Хамелеон" в наличии, электроды закупил, но правильно делать сварочный шов за деньги не купишь. Тут практика требуется под присмотром мудрого наставника.

Та же ситуация и с деревянными стройматериалами. Как бы умею строгать и пилить. Но всё это на бытовом уровне - сделать полочку на кухню, подставку для тазов в ванную комнату, ручку выточить для напильника. Когда же речь заходит о строительстве дома, не следует зазнаваться - доверьтесь мастерам. Поэтому лучше продолжить рассмотрение предлагаемых строений и перейти сразу к чертежам. В них меня более или менее научили разбираться на занятиях по начертательной графике и подготовке курсовых и дипломных работ.

А хотите, я вас удивлю? Мне не понравилось. Да, цена со скидкой. Всего-то пятьсот восемнадцать тысяч рублей. Но как жить в таких условиях, когда у тебя спальная комната всего лишь занимает площадь меньше шести с половиной квадратных метров? Если там расположить кровать два на два, то что останется - коврик перед ней постелить? Не серьёзно получается. Какой выход из сложившегося положения - объединить две спальни в одну? Но в таком случае ни гостей не пригласить, ни вещи не сложить в укромных уголках, потому что всё будет на виду. Скорее всего габаритные размеры шесть на семь далеко не идеально подходят для постоянного проживания. Чисто на выходные дни перекантоваться можно, да и то у моих соседей по даче всё выглядит гораздо круче и им есть, где посидеть за столом, где поваляться на мягком диване. А тут и сам диван-то не занесёшь, потому что везде узкие проходы.

Но всё выше сказанное никоим образом не в укор строительной организации. В их портфеле есть и другие предложения с большей площадью даже для одноэтажек. Необходимо покопаться и выбрать наиболее подходящий, чем мы и займёмся. Искать долго не пришлось. Я предлагаю следующее - поставить двухэтажку шесть на восемь:

В результате у вас и комнаты станут по восемь квадратов, да ещё на верху мансарда аж восемнадцатиквадратная получится. Не хотите в ней проводить много часов своей жизни - организуйте там чердак-кладовку и перетащите туда весь свой хлам, чтобы он не мешал дышать внизу экологически чистым воздухом. Только хоть изредка проветривайте, иначе неприятные застарелые запахи распространятся по всему жилищу. Удачи вам! ;-)

Все дома на Руси традиционно строили из дерева. Позднее, уже в ХVI-ХVII вв., стали использовать камень. Дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времён. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня, причём форма и конструкция каменных домов были такими же, как у деревянных строений.

Свойства дерева как строительного материала во многом обусловили особую форму деревянных сооружений. На стены изб шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из лёгкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжёлый дуб либо берёзу.

Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затёсы (ласы) - снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день ещё не начал удлиняться, а земля и деревья ещё спят, рубили эту просмолённую сосну. Позже рубить нельзя - гнить начнёт. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.

Главным и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Топор, сминая волокна, как бы запечатывает торцы брёвен. Недаром до сих пор говорят: «срубить избу». И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.

Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это скреплённые («связанные») между собой в четырёхугольник брёвна. Каждый ряд брёвен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание - «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниёт меньше.

Да и декор фасада был очень важным делом в строительстве, поскольку каждый символ имел свои обережные свойства и тайное предназначение в традиционной славянской магии.

По типу скрепления брёвен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (редко положенные). Брёвна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе.

При скреплении брёвен «в лапу» концы их, прихотливо вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло всё же задувать зимой.

Самым надёжным, тёплым считалось скрепление брёвен «в обло», при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова «оболонь» («облонь»), означающего наружные слои дерева (ср. «облекать, обволакивать, оболочка»). Еще в начале XX в. говорили: «рубить избу в оболонь», если хотели подчеркнуть, что внутри избы брёвна стен не стёсываются. Однако, чаще снаружи брёвна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтёсывались до плоскости - «выскабливались в лас» (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин «обло» относят более к выступающим из стены наружу концам брёвен, которые остаются круглыми, с облом.

Сами ряды брёвен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов.

Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

В плане срубы делали в виде четырёхугольника («четверик»), либо в виде восьмиугольника («восьмерик»). Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства хором. Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий богатые хоромы.

Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался «клетью». «Клеть клетью, поветь поветью», - говорили в старину, стремясь подчеркнуть надёжность сруба по сравнению с открытым навесом - поветью. Обычно сруб ставился на «подклете» - нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз - «повал».

Это интересное слово, происходящее от глагола «повалиться», часто использовалось на Руси. Так, например, «повалушей» называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать (повалиться) из натопленной избы.

Двери в клети делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.

Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую - «самцовую». Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков брёвен, которые и называли «самцами». На них ступеньками клали длинные продольные жерди - «дольники», «слеги» (ср. «слечь, лечь»). Иногда, правда, самцами называли и концы слег, врубленные в стены. Так или иначе, но вся кровля получила от них свое название.

Схема устройства кровли: 1 — жёлоб; 2 — охлупень; 3 — стамик; 4 — слега; 5 — огниво; 6 — князевая слега (» кнес»); 7 — повальная слега; 8 — самец; 9 — повал; 10 — причелина; 11 — курица; 12 — пропуск; 13 — бык; 14 — гнёт.

Сверху вниз поперёк в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами» (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно - «поток». В него собиралась стекавшая с крыши вода. И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок - «конёк» («князёк»). Под ним укладывали толстую «коньковую слегу», а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном - «шеломом» или «черепом». Впрочем, чаще бревно это называли «охлупнем» - то, что охватывает.

Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуёю, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дёрном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.

Самым же дорогим покрытием считался «тёс» (доски). Само слово «тёс» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль, и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно ещё несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтёсывались специальным топором с очень широким лезвием.

Покрывали крышу обычно в два слоя - «подтёсок» и «красный тёс». Нижний слой тёса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывался для герметичности «скалой» (берёстой, которую скалывали с берёз). Иногда устраивали крышу с изломом. Тогда нижнюю, более пологую часть называли «полицей» (от старого слова «пола» - половина).

Весь фронтон избы важно именовали «челом» и обильно украшали магической оберегающей резьбой.

Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками - «причелинами». А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской - «полотенцем».

Кровля - самая важная часть деревянной постройки. «Была бы крыша над головой», - говорят до сих пор в народе. Потому и стал со временем символом любого дома и даже хозяйственного сооружения его «верх».

«Верхом» в древности называли любое завершение. Эти верхи в зависимости от богатства постройки могли быть самыми разнообразными. Наиболее простым был «клетский» верх - простая двускатная крыша на клети. Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу. Таким верхом украшались терема. Довольно сложной в работе была «бочка» - двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающаяся острым гребнем. А ведь делали еще и «крещатую бочку» - две пересекающиеся простые бочки.

Потолок устраивали не всегда. При топке печей «по-чёрному» он не нужен - дым будет только скапливаться под ним. Поэтому в жилом помещении его делали только при топке «по-белому» (через трубу в печи). При этом доски потолка укладывались на толстые балки - «матицы».

Русская изба была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной - «перерубом»). При строительстве избы к основному объёму клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. д.). В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус».

В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») - концах длинных брёвен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим».

За крыльцом обычно следовали «сени» (сень - тень, затенённое место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении.
На второй этаж особенно в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» - наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном. Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца (особенно, если под ней находился вход на первый этаж) называлась «рундуком».

Резчиков и плотников на Руси всегда было много, и для них не составляло большого труда вырезать сложнейший растительный орнамент или воспроизвести сцену из народной мифологии. Крыши украшали резными полотенцами, петушками, коньками.

Как рассказывает Виталий Сундаков, изба — от слова «избыть» (пережить, переждать, перетерпеть). То есть она не рассматривалась как постоянное жилище (которым и был терем). Но в связи с насаждением на Руси чуждых культов и порядков в последние века терема почти не строили, а крестьянство и мелкие ремесленники жили в избах как в постоянном жилье. Люди побогаче строили деревянные или каменные дома, но они были всё более похожи на современный дом. Создание избы, деревянного дома и терема — огромный пласт народного ремесла, опыта и творчества, а также всех традиций, связанных с этим. И если терем ныне явление сказочное, в избах народ кое-где живёт даже теперь, особенности их постройки до сих пор известны мастерам. А кто не знает, может увидеть всё это в советском документальном фильме «Изба на Унже».

Терем

Терем — верхний жилой ярус древнерусских хором или палат, сооружавшийся над горницей, или отдельно стоящая высокая жилая постройка на подклете. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Русский терем – особое, уникальное явление многовековой народной культуры.

В фольклоре и литературе слово терем часто обозначало богатый дом. В былинах и сказках в высоких теремах жили русские красавицы.

В тереме обыкновенно располагалась светлица светлое помещение с несколькими окнами, где женщины занимались рукоделием.

В старину терем, возвышавшийся над домом, было принято богато украшать. Крышу иногда покрывали настоящей позолотой. Отсюда и название златоверхий терем.

Вокруг теремов устраивали гульбища - парапеты и балконы, огороженные перилами или решётками.

Дворец-Терем царя Алексея Михайловича в Коломенском

Оригинальный деревянный дворец-терем, был построен в 1667-1672 годах и поражал своим великолепием. К сожалению, через 100 лет после начала его строительства из-за ветхости дворец был разобран, и только благодаря повелению императрицы Екатерины II перед его разборкой предварительно были сделаны все замеры, эскизы и создан деревянный макет Терема, по которому стало возможно его восстановление в наши дни.

Во времена царя Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры. Лес для строительства нового терема был привезён из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.

Дворец-Терем выполнен в классическом древнерусском стиле и вобрал в себя архитектурные решения и все самое красивое той эпохи. Сейчас является красивым историческим символом архитектуры.

gastroguru © 2017