Тайная розыскных дел канцелярия. Дала дворянам монопольное право на винокурение

Задание №8

Раскройте значение понятий.

Кабинет министров- _____________________________________________

Откуп- _________________________________________________________

Подряд- ________________________________________________________

Контрреформы- _________________________________________________

Заёмный банк- __________________________________________________

Задание №9

Заполните таблицу:«Основные направления внешней политики России в 1725-1762 гг.»

Задние №11

Заполните таблицу «Внутренняя политика Екатерины II».

Задние №12

Раскройте значение понятий .

Век Просвещения- _______________________________________

Просвещённый абсолютизм- ______________________________

Секуляризация- _________________________________________

Уложенная комиссия- ____________________________________

Монополия торговли- _____________________________________

Задание №13

Соотнесите событие и его дату.

Задание №14

Отметьте правильные ответы.

Основные причины крестьянской войны Е.И.Пугачёва:

А) усиление власти и произвола помещиков над крестьянами;

Б) ухудшение положения работных людей;

В) нарастание межнациональных противоречий;

Г) затяжная война с Турцией;

Д) ликвидация казачьего самоуправления сна дону;

Е) невыполнение Екатериной II обещания об отмене крепостного права.

Задание №15

Заполните в таблицу: Основные события трёх этапов крестьянской войны под предводительством Е.ИМ.Пугачёва.

Задание №17

Какими делами и свершениями вошли в историю России нижеперечисленные деятели?

Г.А.Потёмкин-Таврический-______________________________________

П.А.Румянцев-Задунайский-______________________________________

_______________________________________________________________

А.Г.Орлов-Чесменский-__________________________________________

_______________________________________________________________

Г.А.Спиридов-__________________________________________________

_______________________________________________________________

А.В.Суворов-Рымникский-_______________________________________

_______________________________________________________________

Ф.Ф.Ушаков-___________________________________________________

______________________________________________________________

Задание №18

Соотнесите событие и его дату

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

«АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИИ В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II И ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ».

Цель: обобщить знания по теме, повторить понятия связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

Результаты:

Метапредметные:

−умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

−владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

−готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

−умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

−умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

Предметные:

−сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

−владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

− сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

−владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

Виды деятельности:

Раскрытие основного содержания Великих реформ 1860 - 1870-х годов (крестьянской, земской, городской, судебной, военной, преобразований в сфере просвещения, печати).

Характеристика внутренней политики Александра III в 1880 - 1890-е годы, сущности и последствий политики контрреформ.

Систематизация материала об этапах и эволюции народнического движения, составление исторических портретов народников (в форме сообщений, эссе, презентации).

Раскрытие предпосылок, обстоятельств и значения зарождения в России социал-демократического движения.

ХОД РАБОТЫ

Задание №1

Отметьте цифрой 1 причины отмены крепостного права, цифрой 2 – последствия крестьянской реформы.

А. Военно-техническая отсталость Российской империи от передовых промышленных держав.

Б. Снижение производительности крестьянских хозяйств.

В. Усиление крестьянских движений против помещичьего гнёта в губерниях европейской части страны.

Г. Ликвидация угрозы возможного революционного переворота.

Д. Формирование рынка наёмного труда.

Е. Появление в правительстве группы либеральных реформаторов.

Ж. Социальное расслоение крестьянства.

З. Недостаток свободной рабочей силы.

Задание №2

Отметьте верный ответ.

1. Орган созданный для разработки проекта крестьянской реформы Александром II в 1857 г.:

А. Негласный комитет;

Б. Секретный комитет;

В. Редакционную комиссию

2. Предложения сторонников радикальных взглядов:

Б. Предоставить землю крестьянам без выкупа;

В. Оставить всю землю в собственности помещиков

3. Предпосылка отмены крепостного права:

А. Массовые протесты крестьян против тяжёлых повинностей;

Б. Желание помещиков увеличить прибыльность своих имений за счёт введения свободного крестьянского труда;

В. Интенсивное развитие натурального хозяйства

Задание №3

Отметьте верный ответ.

1. Руководил разработкой проекта отмены крепостного права:

А. Н.А.Милюков;

Б. К.Д.Кавелин;

В. А.М.Унковский

2. Предложения помещиков Нечерноземной зоны:

А. Освободить крестьян с землёй за большой выкуп;

Б. Освободить крестьян без земли;

3. Лица, назначаемые императором:

А. Мировой судья;

Б. Присяжный поверенный;

В. Судья Окружного суда и Судебной палаты



  • Кабинет министров

  • Тайная розыскных дел канцелярия

  • Расширение дворянских привилегий

  • Учреждение Государственного заёмного банка

  • Купеческий банк

  • Таможенный устав

  • Манифест «О даровании вольности и свободы российскому дворянству»


    • Охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I (составить таблицу)

    • Сравнить характер правления Петра I и его преемников


    • Перемены в системе центрального управления

    • Укрепление позиций дворянства

    • Политика в отношении крестьянства

    • Изменения в системе городского управления

    • Политика в отношении казачества

    • Политика в области мануфактурного производства



  • Сенат лишился прежних функций

  • Отменено городское

  • самоуправление

  • Дворяне получили право заниматься коммерцией и предпринимательством

  • Открыла Академию наук

  • Крепостным крестьянам запрещено уходить на промыслы


    • Перенёс столицу из Петербурга в Москву

    • Участия в управлении государственными делами не принимал

    • Выражал пренебрежение к реформам Петра I


    • Канцелярия тайных разыскных дел

    • Перенесла столицу из Москвы в Санкт-Петербург

    • Отменила указ о единонаследии

    • Сократила срок службы дворян до 25 лет

    • Создала Шляхетские корпуса для обучения дворянских детей

    • Запретила крестьянам заниматься предпринимательством

    • Издала указ о насильственной передаче бродяг и нищих на казённые мануфактуры

    • Разрешено записывать дворянских детей в полки с младенчества

    • Крестьяне лишены права брать откупы и подряды

    • Крестьянам запрещено заводить суконные фабрики


    • Курс на возвращение к петровским порядкам

    • Кабинет министров упразднён

    • Восстановлен Сенат, городское самоуправление

    • Коллегии

    • Конференция при высочайшем дворе

    • Комиссия об уложении для разработки нового свода законов.

    • Ликвидировала внутренние таможни

    • Основала Дворянский и купеческий заёмные банки

    • Отменила смертную казнь

    • Дала дворянам монопольное право на винокурение

    • Дворяне освобождены от наказаний розгами

    • Открыла Московский университет

    • Открыла первый профессиональный театр

    • Открыла Академию художеств

    • Дала право помещикам ссылать крестьян без суда в Сибирь, на каторгу

    • Лишила крепостных крестьян права присягать государю

    • Право дворян продавать крестьян в рекруты


    • Ликвидировал Тайную канцелярию

    • Издал указ о секуляризации монастырских земель

    • В 1762 году издал манифест о вольности дворянства, освобождавший дворян от обязательной государственной службы

    • Прекратил преследование раскольников


    Политика расслоения

    • Политика расслоения

    • Повинности зажиточного казачества сведены к военной службе

    • Рядовые казаки должны платить налоги как крестьяне

    • Ограничение самоуправления в Украине

    • Попытка заменить казачьи полки драгунскими полками привела к волнениям среди казаков



    • Указ 1736 года о прикреплении крепостных к мануфактурам (Анна Иоанновна)

    • 1741 год-Принятие «Работных регулов»

    • Рост мануфактур

    • Отмена внутренних таможен


    • 1727 год- ликвидирована петровская система местного управления Петром II как слишком дорогостоящая

    • Значительно сокращён аппарат управления


    • Внутренняя политика российских правителей была непоследовательной и поэтому малорезультативной.

    • Последовательность сохранялась лишь в главном – в принятии новых прав и привилегий дворянства



    • § 22, вопросы, вопросы к тексту документа

    • Пётр III был одним из самых непопулярных правителей XVIII. Однако именно в его правление были проведены важнейшие структурные реформы, которые были воплощены в жизнь лишь в правление его супруги. Напишите мини-сочинение от имени русского дворянина

    Задание 1. Соотнесите правильно событие и дату.

    Можно дополнить –

    1736 – официальное закрепление крепостных к мануфактурам.

    1747 – получение дворянами права продавать крестьян в рекруты.

    1760 – помещики получили право сылать крестьян в Сибирь.

    Задание 2. Отметьте неправильный ответ.

    Укреплению позиций дворянства способствовали:

    б) попытка «верховников» ограничить власть император.

    Можно дополнить - .

    Открытие для дворян специальный Шляхетский кадетский корпус для обучения.

    Право высылать крестьян в Сибирь.

    Задание 3. Используя текст учебника и дополнительные материалы, отметьте правильные ответы.

    Основными направлениями внутренней политики России в 1725-1762 гг. являлись:

    а) укрепление позиций дворянства;

    б) рост крестьянских повинностей в пользу помещиков и государства;

    в) отказ от выборных органов местного управления;

    г) политика расслоения казачества;

    д) отмена внутренних таможенных барьеров;

    е) поощрение частного предпринимательства.

    Можно дополнить –

    Создание первых государственных заемных банков – Дворянского и Купеческого.

    Задание 4. Используя учебник и справочную литературу, раскройте значение понятий.

    Кабинет министров – название правительства. При Анне Иоанновне - верховный государственный орган в составе 3 кабинет-министров.

    Откуп – передача государством частному лицу за определенную плату право на сбор каких-либо налогов или продажу определенных товаров.

    Подряд – договор, по которому одна сторона обязуется по заказу другой стороны выполнить работу за определенную плату.

    Контрреформы – мероприятия, направленные на пересмотр предшествовавших реформ и устранение их последствий.

    Заемный банк – кредитно-финансовое учреждение, предоставляющее денежные средства в виде займов.

    Можно дополнить список–

    Канцелярия тайных дел – орган ведавший делами о государственных преступлениях.

    Работные регулы – правила работы на мануфактурах.

    Задание 5. Найдите материал в учебнике и Интернете представьте его в виде таблицы.

    Задание 6. Используя текст параграфа и дополнительные материалы, опишите черты сходства и различия во внутренней политике России при Петре І и при его преемниках. Составьте таблицу.

    Таблица «Внутренняя политика при Петре I и его преемников.»

    Задание 7. Чем можно объяснить усиление внимания власти к проблемам казачества? В каком направлении менялась эта политика? Почему? Составьте презентацию, отражающую эту динамику.

    Казачество при всех российских государях обладало достаточно большими правами и значительным самоуправлением. Кроме того, к ним часто сбегали крестьяне и вернуть их оттуда было практически невозможно, существовал девиз «С дону выдачи нет». Так продолжаться в условиях формирования абсолютной монархии и усилении гнета на крестьян не могло. Российские цари долгое время пытались ограничить самоуправления казаков, но все их попытки заканчивались бунтами со стороны казаков. Поэтому государи стали отказываться от насильственных мер и проводить политику «расслоения казачества».

    Урок 22. Внутренняя политика в 1725-1762 годах

    Класс: седьмой.

    Глава IV . Россия в 1725-1762 годах.

    Четверть (триместр): _________.

    Количество часов: 1.

    Дата: ____________

    Урок: № 22.

    Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

    Цель – рассмотреть основные направления и события внутренней политики России в 1725-1762 гг.

    План

    I. Перемены в системе центрального управления.

    II. Укрепление позиций дворянства.

    III. Политика в отношении крестьянства.

    IV. Изменения в системе городского управления.

    V. Политика в отношении казачества.

    VI. Политика в области мануфактурного производства.

    Оборудование: Учебник А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России, 7 класс ».

    Ход урока

    Вспомни

    1) Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?

    2) Какие политические силы были основными при организации переворотов и почему?

    3) Какое направление внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов было главным и почему?

    4) Почему дочери Петра I не имели преимущественных прав на престол в сравнении с другими его наследниками?

    5) Дайте оценку проекта «кондиций», подготовленного «верховниками».

    I. Перемены в системе центрального управления.

    За смертью Петра Великого последовала целая полоса мероприятий, отменявших учреждённый им порядок управления страной.

    Как мы знаем, в 1726 году был создан Верховный тайный совет, во главе которого формально стояла сама императрица. Но какого-либо участия в его работе она не принимала, доверившись Меншикову. Надобность в таком органе была очевидной – если раньше сам Пётр определял основные направления внутренней и внешней политики, то Екатерина сделать этого не могла. Одновременно лишился своих прежних функций Сенат (выступивший против воцарения Екатерины). Теперь он был уже не «правительствующий», а всего лишь «высокий». Его действия могли обжаловаться в Верховном тайном совете.

    Пётр II вообще старался свести на нет установления своего великого деда. Даже столицу он хотел перенести из Петербурга в Москву.

    Участие «верховников» в попытках ограничить власть самодержца в 1730 году вызвало указ Анны Иоанновны о роспуске Верховного тайного совета, приобретшего слишком большую силу. Взамен его она создала Кабинет министров , состоявший всего из трёх человек, назначаемых лично императрицей. В результате самодержавная власть ещё более усилилась. Правда, в 1735 году последовал указ Анны, по которому подпись императрицы могла быть заменена тремя подписями кабинет-министров. В 1731 году была создана Канцелярия тайных розыскных дел , ведавшая делами о государственных преступлениях.

    С приходом к власти Елизаветы Кабинет министров был упразднён, и в прежнем значении были восстановлены полномочия Правительствующего сената. Из его ведения были выведены лишь иностранные, военные и морские дела (как и при Петре I). Была восстановлена деятельность коллегий. Однако во второй половине 50-х годов при Елизавете возникла Конференция при высочайшем дворе , которая стояла выше Сената и стала как бы возрождённым Верховным тайным советом и Кабинетом министров.

    После смерти императрицы Конференция перестала созываться.

    II. Укрепление позиций дворянства.

    После первого переворота, приведшего к власти Екатерину I, позиции выдвиженцев Петра I и всего дворянского сословия окрепли. Несмотря на то что главой Верховного тайного совета была императрица, фактически всеми делами заправляли Меншиков и другие выдвиженцы Петра I.

    Екатерина отблагодарила гвардейцев за поддержку своей кандидатуры на престол. Кроме денежных пожалований, было роздано немало земель и крепостных крестьян. Помещики получили право самим продавать продукцию своих хозяйств.

    Самым тяжёлым периодом для дворянства стало правление Петра II, делавшего ставку на старую боярскую аристократию. Ещё сильнее интересы дворян были задеты планами «верховников» ограничить самодержавную власть императоров. Дворянами было разработано около 20 проектов, представленных императрице. В них предлагалось обеспечить участие дворян в управлении государством через выборные дворянские органы при сохранении самодержавной власти монарха.

    После переворота Анна также отблагодарила дворян за участие в нём. Срок обязательной дворянской службы был ограничен 25 годами, а один из сыновей дворянина мог вообще остаться при поместье. Был отменён указ Петра I о единонаследии (дворянам было предоставлено право по своему усмотрению завещать поместья). Для обучения детей дворян был открыт Шляхетский кадетский корпус, выпускники которого становились офицерами. Разрешено было записывать дворянских детей в полки с младенческого возраста. Всё это вело к тому, что в возрасте 35-45 лет дворянин, служивший прежде в армии, теперь мог заниматься своим хозяйством.

    Новых привилегий дворянство добилось в царствование Елизаветы Петровны. Все участники переворота 25 ноября 1741 года, которые не имели дворянского звания, получили его вместе с денежными и земельными пожалованиями. Была подтверждена привилегия дворян на владение землями, населёнными крепостными крестьянами. Дворянство было освобождено от унизительных наказаний розгами и кнутом. Помещики получали право без суда ссылать своих крепостных крестьян на поселение в Сибирь. Причём каждый сосланный засчитывался вместо рекрута в армию.

    Венцом внутренней политики этих лет стало принятие Петром III в 1762 году «Манифеста о вольности дворянской» , согласно которому дворяне были освобождены от обязательной службы государству .

    Этими решениями было завершено формирование дворянства как особого, самого привилегированного сословия. Наличие у него лишь прав и привилегий при почти полном отсутствии обязанностей в отношении государства не могло не сказаться отрицательно на положении дел в стране.

    III. Политика в отношении крестьянства.

    После смерти Петра I политика властей в отношении крестьянства ещё более ужесточилась.

    Государство поручило помещикам сбор подушной подати с крестьян. Это означало, что помещики могли теперь применять к крестьянам любые карательные меры. В 1747 году они получили право продавать крестьян в рекруты. Даже присягу новому монарху за своих крестьян должен был давать помещик.

    В 1731 году крестьяне были лишены права брать откупы и подряды. В 1734 году им было запрещено заводить суконные фабрики.

    В то же время помещики получили право самим определять меру наказания крестьян за побег (1736), ссылать крестьян в Сибирь (1760), а затем ссылать их на каторгу.

    Помещики получили право беспрепятственно расширять свою пашню за счёт крестьянских наделов. В результате крестьянские наделы, особенно в чернозёмных землях, уменьшились до 1,5 десятины на душу.

    Росли повинности крестьян в пользу помещиков. Барщина вместо трёх дней (как это было в Петровскую эпоху) составляла во многих районах страны до шести дней в неделю.

    Вскоре проявился и итог этой политики – усилилось разорение крестьянских хозяйств, росли недоимки, расходы государства превысили его доходы. Сами же крестьяне всё чаще бежали на «подрайскую землицу» - в низовья Волги и Дона, а порой и поднимали бунт.

    IV. Изменения в системе городского управления.

    Вслед за «контрреформами» в центральных учреждениях империи началась и перестройка органов местного управления. В 1727 году петровская система местного управления была ликвидирована Петром II как слишком дорогостоящая. Был значительно сокращён аппарат управления . Выросло число городов, управляемых не магистратами, а вновь, как и в XVII веке, воеводами . Главный магистрат был упразднён, а местные магистраты подчинены воеводе и не имели прежних прав. Ему же были вновь переданы судебные функции по уголовным делам. Были упразднены «заместители» воеводы – асессоры.

    Власть воеводы вновь стала единоличной. Воевода получил даже право утверждать смертные приговоры, что раньше было в ведении высшей власти.

    Чиновный аппарат на местах перестал получать государственное жалованье и перешёл на прежние взятки и подношения населения.

    V. Политика в отношении казачества.

    В отношении казачества правительство проводило политику расслоения. Так, повинности украинского зажиточного казачества были указом 1735 года сведены практически лишь к военной службе, в то время как рядовые казаки по своему положению оказались приравнены к крестьянам.

    Продолжалось ограничение самоуправления на Украине. Ещё при Петре I была создана Малороссийская коллегия, осуществлявшая управление Левобережной Украиной вместо выборного гетмана. В 1727 году выбор гетмана был разрешён Петром II. Но Анна Иоанновна в 1734 году вновь передала управление Украиной назначаемому ею новому органу власти – Правлению гетманского уряда. Она же предприняла попытку заменить казачьи полки и казачий строй драгунскими полками во главе с русскими офицерами, что вызвало волнения среди казаков.

    VI. Политика в области мануфактурного производства.

    По мере ужесточения крепостнического режима сокращалось число свободных людей, труд которых мог быть использован на мануфактурах. Прикрепление крепостных к мануфактурам практиковалось ещё при Петре I, но официально было закреплено указом Анны Иоанновны от 1736 года. По нему на мануфактурах были оставлены навечно не только работавшие на них наёмные работники, но и их семьи, которые в одночасье превратились в тех же крепостных, только занятых иным трудом. Такая же участь постигла нищих и бродяг, приписанных к мануфактурам.

    Второй раз такой же указ был издан Елизаветой Петровной. У предпринимателей оставались лишь два источника пополнения рабочей силы – право покупки крестьян к мануфактурам и массовая приписка к заводам государственных крестьян.

    Важное значение имело принятие в ноябре 1741 года «Работных регулов», содержавших правила работы на мануфактурах.

    Росту мануфактурного производства способствовали отмена внутренних таможен, а также учреждение Елизаветой Петровной первых государственных заёмных банков – Дворянского и Купеческого.

    Однако строительство новых мануфактур было затруднено главным образом отсутствием свободных рабочих рук.

    VII. Подведение итогов урока.

    1. Выводы.

    Таким образом, внутренняя политика российских правителей в 1725-1762 годах была порой непоследовательной и потому малорезультативной. Последовательность сохранялась лишь в главном – в принятии всё новых и новых прав и привилегий дворянства.

    2. Вопросы и задания самоконтроля.

    1) Какие перемены в системе центрального управления были предприняты в 1725-1761 годах? Чем они были вызваны?

    2) В чём проявилось усиление позиции дворянства при Анне Иоанновне?

    3) Что нового в отношении крестьян было предпринято при Елизавете Петровне?

    4) Чем была вызвана новая реформа городского управления?

    5) Что нового было сделано для развития мануфактур?

    VIII. Документ.

    ИЗ МАНИФЕСТА О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСТВА.

    1. Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают и их состояние им дозволит.

    2. Всех служащих дворян за добропорядочную и беспорочную нам службу награждать при отставке по одному рангу, если в прежнем чине, с которым к отставке идёт, больше года стоял, и то таковых, кои от всех дел увольнения просить будут…

    4. Кто ж, будучи уволен из нашей службы, пожелает отъехать в другие европейские государства, таким давать нашей Иностранной коллегии надлежащие паспорты беспрепятственно с таковым обязательством, что когда нужда востребует, то б находящиеся дворяне вне государства нашего явились в своём отечестве. Когда только о том учинено будет надлежащее обнародование, то всякой в таком случае повинен со всевозможной скоростию волю нашу исполнить, под штрафом секвестра его имения…

    7. Хотя сим нашим всемилостивейшим узаконением все благородные российские дворяне… навсегда вольностию пользоваться будут, но наше к ним отеческое попечение ещё дальше простирается и о малолетных их детях, коих отныне повелеваем для единственного только сведения объявлять в 12 лет от рождения их в Герольдии, в губерниях, провинциях и городах, где кому выгоднее и способнее. Причём от родителей или от сродников их, у кого оные в смотрении, брать известии, чему они до 12-летнего возраста обучены и где далее науки продолжать желают: внутри ли нашего государства в учреждённых на иждивении нашем разных училищах, или в прочих европейских державах, или в домах своих чрез искусных и знающих учителей, буде достаток имения родителям то сделать дозволит. Всем тем дворянам, за коими не более 1000 душ крестьян, объявлять детей своих прямо в нашем Шляхетном кадетском корпусе, где они всему тому, что к знанию благородного дворянства принадлежит, с наиприлежнейшим рачением обучаемы будут. А по изучении всякой по его достоинству с награждением чинов выпустится, и потом всякой может вступить и продолжать службу по вышеупомянутому.

    Вопрос к документу

    1. Какие из приведённых привилегий дворяне получили впервые именно по Манифесту 18 февраля 1762 года?

    IX. Запомните новые слова.

    ОТКУП – передача государством частным лицам за определённую плату права сбора налогов или продажи каких-либо товаров.

    ПОДРЯД – договор, по которому одна сторона (подрядчик) берётся на определённых условиях выполнить работу по заданию другой стороны (заказчика).

    X. Домашнее задание.

    Подготовить к пересказу § 22 «Внутренняя политика в 1725-1762 годах», ответить на вопросы документа (сс. 161-162); выписать в тетрадь и запомнить новые слова (с. 163).

    gastroguru © 2017