Сопротивление обмотки асинхронного двигателя ом. Как проверить обмотки электродвигателя тестером, видео, проверка статора на межвитковое замыкание. Проверка обмоток на обрыв и междувитковое замыкание

Проверка электродвигателя производится с тестером в руках. Обычно прозваниваются все контакты, производится замер величины сопротивлений. С небольшим уровнем знаний о внутреннем устройстве коллекторных и асинхронных двигателей удаётся определить поломку. Часто отказывает система защиты. Особенно это касается бытовых приборов. Прежде чем проверить двигатель мясорубки, просто подождите недолго. В отдельных моделях стоят температурные реле, не позволяющие прибору включиться, пока мотор не остынет. Сегодня поговорим, как проверить электродвигатель.

Что понадобится для проверки электродвигателя

Разумеется, потребуется набор отвёрток с различными битами. Современный производитель защищает собственные изделия. Тостер, фен или мультиварка – для вскрытия корпуса понадобится не один размер и тип насадок. Используются обычные шурупы под крест, TORX, звёздочку и прочие. Часть нестандартная, но при терпении правильная головка найдётся. Подойдут наборы бит разной конфигурации.

Большинство двигателей – без изысков в конструкции крепежа. Обычно головки выполнены под шестигранники, кресты или шлицы. Что касается щёток коллекторных электродвигателей, замена производится при помощи подручного инструмента. Понадобится терпение.

Тип электродвигателя

Если речь идёт о мясорубке или пылесосе, двигатель внутри стоит коллекторный. На валу стоит секционный барабан для коммутации обмоток ротора, поверх которого скользит токосъёмник. Это выглядит как цилиндр медного цвета, боковина которого разбита на прямоугольники. В комплекте к бытовому прибору идут запасные графитовые щётки. А обслуживание подобного электродвигателя сводится к их замене, периодической чистке медного барабана. Если между секциями набьётся графит, искрение усиливается, возможно возникновение замыкания между соседними обмотками.

Коллекторные электродвигатели используются по причине большого крутящего момента на старте. Скорость их легко регулируется изменением угла отсечки. Если требуется два резко различающихся режима, подобное обеспечивается разными обмотками статора. При отжиме электродвигатель начинает работать на полную. Специфичные моторы способны существенно отличаться от типовых. К примеру, говорят, что у коллекторного двигателя лишь два контакта, ведь ток идёт непрерывно по обмоткам.

На практике не только у двигателя стиральной машины два варианта включения, управляемые специальным реле (резкое изменение скорости работы при одинаковом питающем напряжении), но присутствуют выводы тахометра. Это датчик, измеряющий обороты вала, чтобы корректировать угол отсечки тока. Вдобавок коллекторные двигатели часто снабжаются схемами гашения искр и подстройки скорости при изменении нагрузки на вал:

  1. Гашение искр ведётся через варисторы. Их сопротивление резко падает при повышении напряжения. Будучи включены параллельно щёткам и замкнуты на корпус двигателя, они замыкают цепь (прямо через кожух) при резких скачках напряжения. Описанное свойство уберегает обмотки от капризов электросети.
  2. Что касается подстройки скорости вращения под нагрузку на вал, давно замечено, что при увеличении сопротивления вращению уровень искр поднимается. Специальная схема отслеживает это и уменьшает угол отсечки, в результате скорость вала вновь увеличивается. Так производится мелкая подстройка под незначительные отклонения оборотов от номинала. Указанная методика часто встречается в кухонных комбайнах, где тёрка способна шинковать капусту либо производить холостой ход. Что касается, к примеру, пылесосов, в простейших моделях присутствует только гашение искр.

Поговорим, как навскидку понять, находится рядом прибор с коллекторным или асинхронным двигателем. Как легко догадаться, первые сильно шумят. Впрочем, у блендеров это не настолько сильно заметно. Коллекторные двигатели применяются там, где на старте большая нагрузка. Погрузили блендер, включаем. Возникает сопротивление вращению вала, которое требуется преодолеть. У асинхронного двигателя пришлось бы значительно усложнить конструкцию, сильно пострадали бы массо-габаритные характеристики. Поэтому в основном в бытовой технике двигатели коллекторные.

Это касается даже мощных кухонных вытяжек. Хотя в простейших моделях стоят асинхронные двигатели с единственной обмоткой. Указанный тип встречается в вентиляторах. Наконец, в компьютерной технике часто присутствуют двигатели постоянного тока. Язык не поворачивается назвать асинхронными, хотя по принципу действия схожи. Лопасть настолько лёгкая, что индукции, наведённой постоянными магнитами, хватает для вращения. Старт происходит от случайных турбулентностей воздуха. На Ютуб выложено видео, где поле катушек заменено постоянными магнитами, и вентилятор (!) все равно крутится. В таких двигателях неисправность отслеживается прозвонкой обмоток, больше здесь ломаться нечему.

Итак, выводы:

  • В бытовой технике по большей части используются коллекторные двигатели. Исключение: вентиляторы, фены, маломощные кухонные вытяжки.
  • Коллекторный двигатель отличается наличием графитовых щёток. Секционный медный барабан выдаёт этот тип. Если указанные признаки отсутствуют, двигатель асинхронный.
  • Обслуживание коллекторного двигателя сводится к работе с щётками и секционным барабаном. У асинхронных горят лишь обмотки и термопредохранители.

Начало ремонта электродвигателя

Если определён тип двигателя, можно начинать определение количества фаз. Кстати, асинхронные двигатели промышленного типа часто выполняются в ребристых мощных цилиндрических корпусах – дополнительный ключевой признак. Щётки хрупкие, коллекторные двигатели стараются здесь не применять. Что касается асинхронных, медь не боится (в отличие от графита) тряски, заводы оснащаются преимущественно ими. Поднимая крутящий момент на старте и улучшая прочие характеристики, используются специальные конструктивные решения. К примеру, обмотка ротора выполняется в два слоя. Нижний работает исключительно на старте, пока токи индукции низкой частоты. Когда вал раскрутился, вспомогательный слой выключается из процесса работы. Разумеется, аналогичное происходит при снижении оборотов.

Массивный стальной корпус обычно указывает, что двигатель асинхронный. Подумайте: пыль в цеху негативно бы сказывалась на качестве контакта щёток с поверхностью. Хотя в пылесосах воздушный поток немедленно используется для охлаждения обмоток, не забывайте, что производится тщательная фильтрация. Если брать лучшие модели Дайсон, там качество очистки таково, что ступени HEPA допускается не менять на протяжении эксплуатации. Речь идёт уже о частицах размером 5 микрон. Вывод – если уж коллекторный двигатель и применяется в неблагоприятных условиях, принимаются специальные меры.

Возможно, стоит отгородить щётки вовсе от помещения? Но при работе оборудования выделяется масса тепла. Требуется принудительное охлаждение. В противном случае определить поломку оказывалось бы чрезвычайно просто – постоянно выходили бы из строя схемы защиты от перегрева: реле и термопредохранители. Либо горят обмотки. Почитайте инструкцию, в бумагах. Как правило, присутствует масса указаний. Поэтому определить, что сломалось, бывает легко.


Если читатели рассчитывали в обзоре найти подробную инструкцию, как проверить якорь электродвигателя в домашних условиях, возможно, отдельные личности огорчились. Авторы считают – гораздо важнее понять, где искать неисправность. Можно с пеной у рта дискутировать, как проверить двигатель стиральной машины, и при этом не обратить внимание, что отказал прессостат. И его показания попросту не позволяют оборудованию запуститься. Аналогично – перед проверкой двигателя холодильника, ознакомьтесь хотя бы приближённо с устройством пускозащитного реле, отвечающего за правильную коммутацию обмоток на старте и после разгона вала. Что касается вопросов прозвонки, дело это недолгое. Гораздо проще, нежели намотать секцию на ротор коллекторного двигателя болгарки.

постоянному току.

Измерение сопротивления обмоток статора постоянному току производится с целью проверки отсутствия разрывов в обмотке (например, из-за нарушения целостности мест соединений в результате некачественной пайки). При сравнении сопротивлений отдельных фаз можно определить:

1.Соответствие числа витков и сечения провода номинальным данным. В этом случае сопротивление фаз одинаково и соответствует каталожным данным;

2.Наличие большого числа замкнутых витков в отдельных катушках. Сопротивление по фазам в этом случае будет разное.

Измерение сопротивления обмоток постоянному току производится мостом постоянного тока Р3043 (на пределе измерения 0.330 Ом). Измерение проводится по схемам, показанным на рис.3. Расхождение измеренных величин сопротивлений не должны превышать 2%.

При измерении сопротивлений обмоток, соединенных в глухую звезду (внутри машины) или глухой треугольник измеряют сопротивление на зажимах R С1-С2, R С2-С3, R С1-С3. При «звезде» фазное значение сопротивления R Ф =R С1-С2 /2; при «треугольнике»R С1-С2 2/3. При измерении сопротивлений обмоток имеющих шесть выводных концов измеряются сопротивления на зажимах R С1-С4, R С2-С5, R С3-С6.

Результаты измерений заносят в таблицу 2.

Рис.3 Схемы измерения сопротивлений обмоток статора постоянному току мостом постоянного тока.

а) при шести выводах обмотки;

б) при трёх выводах и соединении звезда;

в) при трёх выводах и соединения треугольник.

Таблица 2.

Сопротивление обмоток электродвигателя постоянному току.

Обрыв обмотки при 6 выведенных концах определяется мегаомметром. Мегаомметром же можно определить при глухой звезде, касаясь попарно всех выводов обмотки. При глухом треугольнике это можно сделать мостом постоянного тока, измеряя омическое сопротивление обмотки между выводами. При измерении между С1-С3 (рис.3в) и С2-С3 получим одинаковые значения (при обрыве между С1-С2), а между С1-С2 сопротивление будет равно сумме сопротивлений двух других фаз.

2.4. Определение технического состояния корпусной

межфазной изоляции обмоток.

При измерении используется мегаомметр на напряжение 500 или 1000В. Измерить сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и относительно друг друга. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0.5МОм. Данные занести в таблицу 3.

Таблица 3

Сопротивление изоляции обмоток электродвигателя, МОм

Статор при шести выведенных концах

Статор при трёх выведенных концах

С1-корпус

С2-корпус

С3-корпус

Обмотки в

сборе-корпус

2.5 Определение технического состояния межвитковой

изоляции обмоток статора.

Для исследования представляем: специально оборудованный тумблерами на клеммной панели электродвигатель, которыми в обмотку вводят неисправности, а так же 6-ти и 3-х выводные электродвигатели.

Таблица 4

Положение тумблеров на клеммной панели электродвигателя.

Неисправность

Замыкание на корпус, R=1,3 кОм

Замыкание на корпус, R=0,5 кОм

Замыкание на корпус, R=0

Малое витковое замыкание

Среднее витковое замыкание

Большое витковое замыкание

Межфазное замыкание, R=0

Межфазное замыкание, R=0,5 кОм

Межфазное замыкание, R=1,3кОм

Межфазное замыкание в витках лобовой части обмотки

Примечание!

Тумблер включен; - тумблер выключен.

      Определение начал и концов обмотки, имеющей непромаркированные 6 выводных концов, на переменном токе.

На переменном токе при 6 выведенных концах распространен индукционный метод проверки маркировки выводов (рис.5)

Рис.5 Схема индукционного метода проверки маркировки выводов статора с помощью источника переменного тока.

Н и К – соответственно начала и концы обмоток 1, 2, 3;

TV- регулировочный трансформатор напряжения (ЛАТР).

Мегаомметром определяют принадлежность катушки обмотки одной фазе. Принимают что данные выводы – начала, а противоположные – концы обмоток. Берут две произвольные обмотки и соединяют их концами обмоток (рис.5 а). На начала этих обмоток подают пониженное (1/5 – 1/6 Uн) напряжение сети переменного тока (50 – 75В). Если первая и вторая обмотки соединены концами, то на третьей обмотке вольтметр не покажет напряжения. Если первая и вторая обмотки соединены разноименными концами, то вольтметр покажет напряжение. Аналогично маркируют выводы третьей обмотки.

Конструкции многих механизмов и оборудования имеют электродвигатель. Эта неотъемлемая часть практически всей электротехники предназначена для преобразования электрической энергии в механическую. Сложность конструкции определяет то, что она может довольно часто выходить из строя.

Нарушение установленных стандартов применения и некоторое воздействие могут стать причиной появления серьезных проблем, для определения которых можно использовать мультиметр. Чтобы не тратить деньги на услуги мастерской, надо узнать, как можно сомостоятельно прозвонить электродвигатель мультиметром. У этой работы есть довольно большое количество особенностей.

Классификация электродвигателей

При проверке электродвигателя на исправность следует учитывать, что не все разновидности моторов могут проверяться подобным образом. Существуют самые различные варианты исполнения электродвигателей, большинство неполадок можно диагностировать при помощи мультиметра. При этом необязательно быть специалистом в этой сфере.

Современные электродвигатели можно разделить на несколько групп:

  1. Асинхронный трехфазный с короткозамкнутым ротором. Эта модель пользуется большой популярностью, так как устройство простое и подвергается диагностике при применении обычного измерительного инструмента.
  2. Асинхронный конденсаторный, короткозамкнутый с одной или двумя фазами. Такой вариант исполнения устанавливается в бытовой технике, питаться устройство может от обычной сети 220 В. Сегодня подобный электродвигатель также получил широкое распространение, встречается практически в каждом доме. Проверка на неисправность в этом случае проводится при применении стандартного тестера. Однофазная модель обладает экономичностью и практичностью в применении.
  3. Асинхронный, оснащенный фазным ротором. Прозвонок этого мотора проводится довольно часто, что связано с более мощным стартовым моментом. Устанавливается эта модель на различном производственном оборудовании и различной крупной технике. Примером назовем краны, подъемники или различные станки.
  4. Коллекторные, которые питаются от постоянного тока. Ревизия подобного прибора проводится довольно часто, используется в различных автомобилях для вентиляторов и насосов, дворников. Подобный электромотор может сгореть по различным причинам, своевременная проверка позволяет определить проблему.
  5. Коллекторный с переменным током. Ручной электрический инструмент получил весьма широкое распространение. Для передачи вращения устанавливается коллекторный мотор, проверить который можно при помощи мегаомметра.

Перед тем как проверить электродвигатель мультиметром, проводится его визуальный осмотр. Даже невооруженным взглядом можно определить сгоревшую обмотку или серьезные механические повреждения. Однако если визуально конструкция не имеет дефектов, то следует использовать специальный измерительный инструмент.

Конструктивные особенности

Устройство электродвигателей может существенно отличаться, но зачастую оно представлено сочетанием сходных элементов. Подвижный элемент принято называть ротором, неподвижный - стартером. Медная проволока может наматываться следующим образом:

  1. Катушка только на роторе.
  2. Катушка только на стартере.
  3. Обмотка на подвижной и неподвижной части.

Критерии выбора мультиметра

Для тестирования различного электрооборудования применяют мультиметры. В продаже можно встретить различные варианты исполнения этого измерительного прибора, все они имеют свои особенности. Основными критериями выбора назовем следующие моменты:

  1. Стрелочный или цифровой циферблат. Цифровой сегодня более востребован, так как обладает большим количеством различных функций и высокой точностью. Сегодня стрелочные модели практически не встречаются в продаже.
  2. Функциональные возможности. Чем больше функций, тем более широкая область применения устройства. За счет этого повышается стоимость измерительного прибора.
  3. Подсветка и кнопка удержания снятых показателей позволяют повысить комфорт применения мультиметра.
  4. Чем ниже погрешность в работе, тем точнее тестер. Большинство моделей имеют погрешность не более 3%.
  5. Если предусматривается профессиональное предоставление услуг, то следует уделить внимание модели с высокой степенью защиты от пыли или влаги. Чем выше степень защиты устройства, тем больше оно прослужит.
  6. Класс электробезопасности. Все измерительные приборы делятся на 4 класса, которые определяют область применения мультиметра.

Проверить основные показатели электрического двигателя можно при применении самого простого оборудования.

Проверка асинхронного трехфазного двигателя

Наибольшее распространение получили асинхронные двигатели, которые рассчитаны на две или три фразы.

Трехфазный мотор обладает высокой производительностью. Существует две основные неполадки этой конструкции:

  1. Контакт возникает в неположенном месте.
  2. Контакт отсутствует.

Конструкция представлена тремя катушками, которые соединяются в форме звезды или треугольника. Чтобы сделать проверку правильно, следует учитывать, что работоспособность мотора определяется несколькими факторами:

  1. Качество изоляции.
  2. Надежность всех контактов.
  3. Правильность намотки.

Сопротивление определяется следующим образом:

  1. Замыкание на корпус обычно проверяется при помощи мегомметра. При отсутствии этого инструмента можно использовать тестер, выставляется максимальный омический показатель. В случае применения тестера не следует рассчитывать на то, что показатель будет точным.
  2. Стоит учитывать, что перед использованием измерительного прибора следует отключить электрический двигатель от сети. В противном случае он сгорит.
  3. Перед применением измерительного прибора следует произвести калибровку прибора. Для этого нужно поставить стрелку на ноль при замкнутом положении щупов.
  4. Один щуп прикладывается к корпусу. Это делается для того, чтобы проверить наличие контакта. После этого проверяется показатель, для чего второй щуп также должен касаться корпуса. При нормальном показателе проводится проверка каждой фазы поочередно.

После проверки качества изоляции следует убедиться в том, что все три обмотки целые. Для этого можно их прозвонить. При обнаружении обрыва ее следует исправить, после чего дальше проводить проверку.

Тестирование двухфазной модели

Статор и многие другие конструктивные элементы двухфазного электрического двигателя имеют свои отличительные признаки, которые и определяют особенности проверки.

К особенностям проверки двухфазного электрического двигателя отнесем следующие моменты:

  1. В этом случае обязательно проверяется сопротивление на корпусе. Слишком низкий показатель указывает на то, что нужно выполнить перемотку статора.
  2. Для получения более точных показателей рекомендуется использовать мегомметр, однако подобный измерительный инструмент встречается дома крайне редко.

Перед тестированием электрического двигателя следует провести визуальный осмотр. Механические повреждения могут привести к серьезным проблемам с работой.

Коллекторная конструкция

Коллекторные модели также получили весьма широкое распространение. Их конструктивные особенности существенно отличаются, если сравнить с асинхронными моделями. Проверка работоспособности при применении мультиметра проводится следующим образом:

  1. Тестер устанавливается на определение Ом. Проверка начинается с замера сопротивления на коллекторных ламелях. Стоит учитывать, что в норме полученные данные не должны существенно различаться.
  2. Далее измеряется показатель сопротивления, для чего один щуп прибора прикладывается к корпусу якоря, другой - к коллектору. Полученное значение сопротивления должно быть высоким, стремиться к бесконечности. Это указывает на то, что изоляция находится в хорошем состоянии.
  3. Следующий шаг предусматривает определение статора на целостность обмотки. Для этого один щуп прикладывается на корпус статора, а другой - к выводам. Чем выше показатель, тем лучше.

При применении мультиметра проверить межвитковое замыкание не получится. Для этого применяется специальный аппарат.

Дополнительное оснащение

Электрические силовые установки довольно часто снабжаются специальными дополнительными элементами. Они предназначены для защиты устройства и оптимизации работы. Наиболее распространенным дополнительным оборудованием можно считать:

  1. Термический предохранитель. При повышении температуры до критического значения может нарушиться целостность изоляции. Термический предохранитель позволяет решить проблему с целостностью изолирующего материала. Как правило, предохранитель убирается под изоляцию обмотки или фиксируется на корпусе. Получить доступ к выводам довольно просто, при применении обычного тестера можно получить требующуюся информацию.
  2. В последнее время часто термический предохранитель заменяют на температурное реле. Выделяют два типа: замкнутый и разомкнутый. Марка устройства указывается на корпусе. Реле выбирается в соответствии с техническими параметрами электрического двигателя.
  3. Датчики оборотов устанавливаются на стиральных машинах. Подобное оборудование работает по принципу измерения разности потенциалов в пластинке, через которую проходит наиболее слабый ток. При этом есть три контакта, третий предназначен для проверки тока в рабочем режиме. Не рекомендуется проверять величину электропитания на момент включенного двигателя, так как это может привести к сгоранию измерительного прибора.

Обычный мультиметр может применяться для диагностики самых различных показателей, а также проверки неисправностей. Однако если этот измерительный прибор не позволил выявить неполадку, то могут применяться другие специальные инструменты. Их высокая стоимость определяет низкую доступность. Кроме этого, профессиональным оборудованием нужно уметь правильно пользоваться.

Важно не только определить основные показатели, но и правильно их интерпретировать. Именно поэтому при отклонении показателей от нормы многие решают сдать электрический двигатель на проверку в фирму, которая специализируется на тестировании и ремонте подобного оборудования.

Двигатели постоянного тока применяются достаточно широко. Особенно в автомобильной промышленности. Они необходимы для работы стеклоподъемников и дворников, входят в систему охлаждения автомобиля и т.д.

От качества и работоспособности таких двигателей зависит надежность всего устройства. На сайте http://www.sbpower.ru/brands/allen-bradley вы найдете только самые качественные двигатели и другие электротехнические изделия.

Проверка целостности обмоток

Двигатели постоянного тока называют коллекторными. Их работоспособность можно проверить при помощи устройства, называемого мультиметром. Все действия выполняются в таком порядке:

  1. Тестер включается в режим измерения сопротивления (Ом). Щупы прикладываются попарно к коллекторным ламелям. Если двигатель работает, то показания будут одинаковыми.
  2. У работающего движка сопротивление будет бесконечно высоким, если одновременно приложить щупы к якорю и коллектору.
  3. Поломка двигателя может быть обусловлена разрывом обмотки. При помощи прибора проверяем наличие этих дефектов.
  4. Один щуп прикасается к коробу статора, а второй прикладывается к выводам двигателя. Низкое значение будет свидетельством неисправности.

Существуют и другие виды проверки двигателей, но они используются мастерами, занимающимися ремонтом различных приборов. В домашних условиях можно ограничиться описанным выше способом.

Другие виды проверок

Проверить исправность двигателя можно и другими способами. Есть специальные устройства, позволяющие проверять якоря двигателей постоянного тока. Нужно приложить движок к специальной призме прибора, а затем включить его в сеть. В процессе диагностики нужно медленно поворачивать двигатель. О межвитковом замыкании свидетельствует вибрация и притягивание межвиткового полотна к пазу.

Для того, чтобы быстро проверить движок можно использовать специальные рабочие стенды. Это особая конструкция, состоящая из источника постоянного тока, инвертора, цифрового вольтметра, компаратора напряжения, светового индикатора и зуммера, сигнализирующего об обрыве.

Стенд можно собрать самостоятельно, но это целесообразно в том случае, если вы занимаетесь диагностикой и ремонтом двигателей постоянного тока. В домашних условиях для проверки достаточно использовать простой тестер, который можно приобрести в любом электротехническом магазине по приемлемой цене.


Сегодня обсудим, как прозвонить электродвигатель мультиметром. Умеющему пользоваться подходит отвертка-индикатор. Один нюанс: заручившись помощью тестера, оценим параметры, отличим пусковую обмотку от рабочей по значению сопротивления (в первом случае величина будет выше вдвое). Отвертка-индикатор миниатюрная, удобная, умение пользоваться приобретете, при необходимости, выплатив 30 рублей найдете новую.

Устройство электродвигателя

Разновидностей двигателей предостаточно. Составлены движущейся частью – ротором – неподвижной – статором. Первым делом посмотрим, где намотана медная проволока. Вариантов ответа три:

  1. Катушки только на роторе.
  2. Катушки только на статоре.
  3. На подвижной и неподвижной части намотка.

В остальном прозвонить асинхронный электродвигатель будет ничуть не сложнее, нежели коллекторный. И наоборот. Разница ограничивается принципом действия, не затрагивая методики оценки работоспособности конструкции. Чтобы правильно прозвонить электродвигатель, перестаньте разбирать особенности.

Ротор электродвигателя

В этом и следующем подзаголовке научим, как прозвонить трехфазный электродвигатель. Если катушки (вне зависимости от количества) имеются на роторе, смотрим, конструкцию токосъемника. Вариантов ответа минимум два.

Графитовые щетки

Видим барабан ротора, снабженный выраженными секциями. Токосъемники представляют собой графитовые щетки. Двигатель коллекторный. Нужно прозвонить все секции. Выводами катушек являются противолежащие секции окружности.

Берем тестер, начинаем поочередно оценивать сопротивление: в каждом случае ответ (в омах) одинаковый плюс минус погрешность. При фиксировании обрыва очистка барабана не помогает. Факт бесконечного сопротивления или короткого замыкания свидетельствует: катушка сгорела. В некоторых двигателях сопротивление катушки близкое нулю.

Рассказывали, что делать в этом случае. Взять нормальную Крону 12 вольт, соединить катушку ротора последовательно низкоомному сопротивлению (20 Ом). Тестером измерить падения напряжения на катушке, добавочном резисторе, пользуясь пропорцией, посчитать значение (R1/R2 = U1/U2). Обратите внимание: резистор высокоточный (ряд Е48 или выше), чтобы вычисления обладали малой погрешностью. Удается измерить сравнительно малые сопротивления.

Обратите внимание: ток достигает 0,5 А при мощности 7 Вт. Вместо батарейки лучше взять блок питания компьютера, либо аккумулятор.

Непрерывные кольца

Токосъемник выполнен в виде одного или нескольких непрерывных колец. Указывает красноречиво: синхронный двигатель (число фаз по количеству секций), либо асинхронный с фазным ротором. Собственно, до этого нет дела, потому как собрались прозвонить электродвигатель тестером, определить назначение прибора поленимся. Смотрим количество колец: число укладывается в пределы 1 – 3. Последнее означает: двигатель трехфазный. Начинаем звонить.

Обмотки соединены звездой, в результате сопротивление между каждыми двумя контактами равное. Если есть на руках оборудования для создания напряжения 500 В, следует прозвонить электродвигатель мегомметром на корпус. Стандартное значение изоляции составляет 20 МОм. Обратите внимание: обмотки могут не выдержать испытания. С двигателем на 12 вольт такие действия предпринимать не стоит. В результате при полностью исправном роторе получится равное сопротивление между контактами. При обнаружении короткого замыкания на корпус проверьте, не является ли техническим решением создания системы с глухозаземленной нейтралью.

Пришло время упомянуть, что для такой системы способ питания характерен напряжениям ниже 1 кВ. Однако при резонансной компенсации (если удастся в природе найти двигатель) может использоваться нечто подобное. По шильдику с маркировкой можно быстро решить вопрос (выход нейтрали на корпус).

Коллекторные щетки чаще расположены перпендикулярно поверхности барабана, тогда как к токосъемникам прижимаются под некоторым углом. Возникает вопрос – где нейтраль. Не выходит на корпус – не используют в схеме. Часто встречается на напряжениях свыше 3 кВ. Здесь нейтраль изолирована, токи уходят через фазу, где в данном случае присутствует нуль (или отрицательное значение).

В высоковольтных цепях общий провод может заземляться через дугогасящий реактор. При коротком замыкании одной фазы на грунт образуется параллельный контур между емкостным сопротивлением линии и индуктивностью реактора. Собственно, тип импеданса дал название устройству (мнимая, реактивная части сопротивления). На промышленной частоте сопротивление контура близко бесконечности, в результате обрыв блокируется до приезда ремонтной группы.

Ротор часто называют якорем.

Статор электродвигателя

После вызванивания ротора электродвигателя займитесь статором. Деталь более простой конструкции. Если перед нами генератор, часть обмоток возбуждающая, в общем случае следует просто найти сопротивление каждой. Обмотки бывают пусковыми только однофазных цепей. Сопротивление катушки будет больше. Допустим, имеется три контакта, тогда распределение между ними следующее:

  • Общий провод обеих обмоток, куда подается нуль (земля).
  • Фазный вход рабочей катушки.
  • Конец пусковой обмотки, куда подается напряжение 230 вольт, минуя конденсатор.

Различие проводится по величине сопротивления: между фазными входами номинал больше, следовательно, оставшийся конец – нулевой провод. Далее деление проводится, как было указано выше. Сопротивление пусковой катушки наибольшее (разница между нулем и этим контактом), оставшиеся концы обозначат рабочую обмотку. Номинал активной части импеданса уменьшен, снижая тепловые потери. Обратите внимание: на 230 вольт существуют также модели электродвигателей, где обе обмотки считаются рабочими. Разница по сопротивлению между ними невелика (менее двух раз).

Для трехфазных двигателей обмотки статора выполняются на разное количество полюсов, всегда эквивалентны. Исповедуется строгая симметрия. Объединение ведется по схеме звезды. В коллекторных двигателях большой мощности между полюсами главной катушки могут размещаться добавочные (дополнительные). Намотаны одним слоем, потому демонстрируют большее сопротивление. Предназначены компенсировать реактивную мощность якоря. Понятно, что число дополнительных полюсов равно числу основных. Разница ограничена геометрическими размерами.

Сердечник дополнительных полюсов изготавливается внахлест (шихтованная конструкция) для уменьшения вихревых токов. Аналогично ротору, недостаточным будет прозвонить трехфазный электродвигатель мультиметром, следует также измерить изоляцию корпуса (типичное значение 20 МОм).

Дополнительный конструктив двигателей

Часто состав двигателей пестрит дополнительными элементами, оптимизирующими работу, выполняющими защитную, иную функцию. Сюда нужно отнести варисторы. Резисторы, соединяющие каждую щетку с корпусом, при резком росте напряжения замыкают искру. Осуществляется гашение. Такие явления, как круговой огонь на коллекторе, приводят к преждевременному выходу оборудования из строя.

Явление наблюдается в результате возникновения противо-ЭДС. Механизм генерации достаточно прост: при изменении тока в проводнике образуется сила, противодействующая процессу. В процессе перехода на следующую секцию феномен вызывает возникновение разности потенциалов щетка-нерабочая часть коллектора. При напряжениях свыше 35 вольт процесс вызывает ионизацию воздуха зазора, наблюдаем в виде искры. Одновременно ухудшаются шумовые характеристики оборудования.

Данное явление, однако, используется отслеживать постоянство скорости вращения вала коллекторного двигателя. Уровень искрения определен числом оборотов. При отклонении параметра от номинала тиристорная схема изменяет угол отсечки напряжения в нужную сторону, чтобы вернуть скорость вала к номинальной. Подобные электронные платы часто встретим в составе бытовых кухонных комбайнов или мясорубок. Состав двигателя следующий:

Электрический двигатель

  1. Термопредохранители. Температура срабатывания выбирается, чтобы уберечь изоляцию от выгорания, разрушения. Предохранитель укреплен на корпусе электродвигателя стальной дужкой, либо прячется под изоляцией обмоток. В последнем случае наружу торчат выводы, легко можно прозвонить мультиметром. Проще проследить, заручившись помощью тестера, индикаторной отвертки, на какие ножки разъема выходит схема защиты. В нормальном состоянии термопредохранитель дает короткое замыкание.
  2. Вместо предохранителей частот ставятся температурные реле. Нормально разомкнутые или замкнутые. Чаще используется последний тип. На корпусе пишут марку, можно в интернете найти соответствующий тип элемента. Дальше действовать согласно найденной информации (тип, сопротивление, температура срабатывания, положение контактов в начальный момент времени).
  3. На двигателях стиральных машин часто ставят датчики оборотов, тахометры. В первом случае выводов три, во втором – два. Принцип действия датчиков Холла основан на изменении разницы потенциалов в поперечном направлении пластинки, по которой течет слабый электрический ток. Соответственно, два крайних вывода служат для подачи питания, должны давать короткое замыкание (небольшое сопротивление), тогда как выход можно проверить только под действием магнитного поля в рабочем режиме. Для этого нужно подать питание согласно электрической разводке. Рекомендуем скачать техническую информацию (data sheet) на присутствующий в электродвигателе датчик Холла. Придуманы другие варианты. Можно измерить питание тестером на включенной стиральной машине. Полагаем читатели понимают опасность манипуляций. Лучше будет электродвигатель снять, питание подать отдельно, только на датчик Холла. Затем все зависит от конструкции. Если на роторе магнит постоянный, достаточно просто повращать ось рукой, чтобы на выходе датчика Холла появились импульсы (фиксируется тестером). В противном случае понадобится изъять сенсор. Заручившись помощью постоянного магнита, проверяется работоспособность. Датчик Холла в составе электродвигателя обычно служит для контроля скорости вращения.

Теперь читатели знают, как прозвонить электродвигатель мультиметром, обзор заканчивается. Ряд специфических устройств можно продолжать до бесконечности. Главное – прозвонить обмотку электродвигателя, мотор обычно стоит дороже прочих деталей. Не берем случай, когда датчик Холла идет по цене 4000 рублей. Уверены, читатели смогут дополнить рекомендации. Но войдите в положение – невозможно объять необъятное… в пределах одного обзора.

gastroguru © 2017