Русский язык дальний восток. Лингвострановедческий словарь «Россия». Дальний Восток. Под угрозой утраты

ХАБАРОВСК, 2 марта. /ТАСС/. Коренные малочисленные народы, живущие на Дальнем Востоке, постепенно забывают родную речь. Не больше 25–30% коряков, эвенов, чукчей, удэгейцев и представителей других малых народов владеют родным языком. Некоторые языки, такие как негидальский, оказались на грани полного исчезновения. Такое мнение высказали корреспонденту ТАСС эксперты на Дальнем Востоке.

Часть экспертов указывает на угрозу исчезновения языков в силу разрозненного проживания дальневосточных этносов и на необходимость усиления гарантий сохранения языков и культуры малочисленных народов, другая часть говорит о росте стремления к национальной идентичности среди коренного населения и тенденции к возрождению. Но обе группы экспертов согласны в одном: сохранить исчезающие языки можно только при помощи значительного расширения программы их преподавания в учебных заведениях.

Основа культурной идентичности

"Язык - основа культурной идентичности. При том что на территории России государственным является русский язык, только языки коренных народов в состоянии передать тонкости ментального мира народа", - считает профессор Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), председатель Ассамблеи народов Приморского края Галина Алексеева.

Язык - основа культурной идентичности. При том что на территории России государственным является русский язык, только языки коренных народов в состоянии передать тонкости ментального мира народа

Галина Алексеева

Профессор ДВФУ

По мнению профессора ДВФУ, коренные малочисленные народы буквально "растворяются" среди более многочисленного, преимущественно русского населения. Поэтому уже сегодня возникает необходимость совершенствования законодательства, гарантирующего малым народам Севера сохранение их этнического своеобразия, социальную защищенность, государственную поддержку в условиях перехода к рыночной экономике, возможность интегрироваться в современное российское общество в приемлемой и приятной для себя форме.

"Именно поэтому государством приняты сейчас программы по развитию Арктики, где вопросы культуры и языка занимают особое место. Неплохо работает в Республике Карелия программа сохранения финно-угорских малочисленных народов. Активно работает Якутия, которая имеет программу развития родного языка и культуры до 2030 года. Согласно Стратегии государственной национальной политики до 2025 года должно обеспечиваться "культурное многообразие" народов России", - отмечает Алексеева.

Под угрозой утраты?

Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера (КМНС) в Якутии Константин Роббек считает, что для большинства представителей народов Севера родными уже стали якутский или русский языки.

"В Якутии очень остро строит вопрос сохранения родного языка коренных малочисленных народов Севера. В республике представители КМНС компактно проживают в 70 населенных пунктах в 22 районах, но только в пяти из них люди между собой общаются на родном языке. В остальных, где произошли значительные изменения в традиционном укладе жизни коренных народов, родные языки практически утрачены или преподаются как предмет, факультатив в качестве второго языка, и родными считаются либо якутский, либо русский языки", - говорит он.

С похожими проблемами столкнулись в Камчатском крае.

"У нас в Камчатском крае проживает восемь этносов: коряки, ительмены, эвены, чукчи, эскимосы, алеуты, камчадалы, олюторцы. В образовательных учреждениях ведется преподавание всех родных языков, есть предметы о культуре и быте народов. На достаточном уровне знание языков сохраняется у коряков - 20,9% (1655 человек), у эвенов - 25,9% (5656 человек), у чукчей - 32% и ительменов -2,5% (84 человека)", - рассказывает руководитель отдела по работе с коренными народами агентства по внутренней политике региона Элеонора Лысянская. По ее данным, больше всего учащихся осваивают корякский, эвенский, ительменский и чукотский языки.

Институт развития образования Сахалинской области (ИРОСО) провел анкетирование среди нивхов - родителей детей, изучающих родной язык. Только 62 человека (26%) из 232 принявших участие в опросе хорошо знают язык своих предков и только 19% используют его для общения в быту.

"По Приморскому краю известны трудности с обучением детей удэгейскому языку. Трудности вполне закономерные - единственный специалист села Красный Яр, где живут удэгейцы, не имеет документа, подтверждающего ее знание языка", - сетует профессор ДВФУ Алексеева.

Право на изучение родного языка

Старший методист Хабаровского краевого института развития образования, член Совета старейшин Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края нанайка Валентина Шабельникова считает, что сегодня в деле сохранения языков коренного населения Приамурья и Дальнего Востока сделан важный шаг - право на обучение родному языку закреплено Федеральным государственным образовательным стандартом. "Образовательная часть стандартов предполагает преподавание родного языка в объеме 3 часа в неделю, - отмечает она. - Это очень весомый шаг со стороны федерального центра, который фактически гарантирует представителям коренных народов право на обучение родным языкам".

Однако создание образовательных программ и учебных пособий нового поколения - это уже прерогатива региональных властей, здесь необходима опора на собственные творческие силы и кооперация с преподавателями родного языка из других регионов.

По словам педагога-методиста, для подготовки программ и учебных пособий регионы могут объединиться и тиражировать уже созданное, например в Красноярском крае. Шабельникова также отметила, что в прошлом году в институте развития образования были созданы курсы по подготовке специалистов по преподаванию родных языков, педагогов для них приглашали из вузов Магаданской области и Северо-Восточного федерального университета имени Аммосова в Якутии.

Учебники нового поколения

Первым учебником нового поколения в Хабаровском крае стал букварь негидальского языка (в Хабаровском крае в районе имени Полины Осипенко проживает 480 негидальцев, по данным переписи 2002 года родным языком владели около 150 из них). "Это издание для детей, не владеющих языком, для желающих начать изучение негидальского языка", - сказала Шабельникова.

Негидальский букварь выпущен по заказу Министерства образования и науки края в рамках мероприятий государственной программы Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае" издательским домом "Частная коллекция" в конце 2016 года.

По словам Шабельниковой, в течение ближайших трех лет будут подготовлены учебники для начальной школы по всем языкам, кроме орочского, преподавание которого не ведется из-за невозможности собрать детей для обучения (то самое дисперсное, кочевое проживание).

В Министерстве образования Сахалинской области отметили, что в 2016 году на 2 млн рублей был закуплен комплекс учебников для изучения нивхскому языку из семи наименований. Пока учебники написаны только для школьников первых и вторых классов. В регионе создана творческая группа по подготовке учебников для следующих классов, чтобы был полный курс.

Возрождение многоязычия

"Самое главное - обеспечение условий в культурной среде для донесения до народов России своего языка, через культурные творческие программы и конкурсы, воссоздание многоязычной культурной среды с участием малых народов", - отмечает приморский эксперт Алексеева.

Валентина Шабельникова утверждает, что интерес к изучению языков КМНС проявляют и школьники других национальностей, это можно видеть в ходе олимпиад по родному языку и национальной культуре. Она также отметила, что двуязычие для школьников является еще и мощным стимулом к развитию мышления.

В Якутии ученые-лингвисты выражают надежду, что возрождение родных языков произойдет благодаря развитию национальной литературы. "Аксакалы возрождают свою культуру посредством литературы и поэзии. Также, по данным мониторинга, молодые люди стали больше самоидентифицировать себя в качестве представителей малых народов", - сказала ТАСС завкафедры северной филологии СВФУ Антонина Винокурова.

По словам руководителя отдела по работе с коренными народами агентства по внутренней политике Камчатского края Элеоноры Лысянской, носителей языка стимулируют к его изучению конкурсы на лучший проект по обучению национальным языкам в школах и творческие работы на родных языках. "Благодаря этим мероприятиям мы надеемся, что у нас появятся молодые авторы, поэты, которые будут писать в том числе на родных языках", - отметила Лысянская.

"Чем больше ментальных обликов народов через знание языков способен воспринять человек, тем он успешнее, духовно богаче и интереснее для окружающего мира", - резюмировала профессор Алексеева из Приморья.

Дáльний Востóк

Общее название государств и территорий, расположенных на востоке Азии. К Дальнему Востоку обычно относят восточную часть Китая, Корею, Японию, Филиппины, а также крайнюю восточную часть России.

Энциклопедическая справка

Российский Дальний Восток протянулся неширокой полосой с северо-востока на юго-запад почти на 4500 км. Он состоит из материковой, полуостровной (полуостров Камчатка , Чукотский полуостров и др.) и островной (о. Сахалин , Курильские острова и др.) частей. Природа Дальнего Востока необычна и очень разнообразна. Здесь обитает 90 видов млекопитающих, в том числе находящиеся на грани исчезновения амурский тигр и горал, дальневосточный леопард и белый аист; встречается 400 видов птиц, 27 из них включены в Красную книгу России. В реках и озёрах водится более 100 видов рыб. Дальний Восток – это родина легендарного корня жизни – женьшеня, лотоса, кедра, дальневосточной черепахи трионикс.

Освоение Россией Дальнего Востока проходило на протяжении XVII-XIX вв. В 1632 г. на р. Лене был основан Якутский острог (крепость), и русское подданство приняла основная масса якутов. В 1639 г. русские вышли к Охотскому морю. В 1648 г. землепроходец С.И. Дежнёв, обогнув Чукотский полуостров, открыл пролив между Азией и Америкой. В 1650-1653 гг. экспедиция Е.П. Хабарова исследовала нижнее течение Амура . К середине XVII в. Забайкалье (территория, находящаяся за Байкалом) и Приамурье (территория вдоль реки Амур) были присоединены к России. В 1731 г. была создана Сибирская военная флотилия, призванная нести охрану Дальневосточного побережья, включённого в состав России. В конце XVII в. началось освоение Камчатки и Курильских островов.

Большую роль в освоении и охране восточных территорий России сыграло Сибирское казачье войско (см. казак), сформированное в 1808 г.

В 50-70-х гг. XIX в. в состав России вошли Нижнее Приамурье, Уссурийский край, остров Сахалин. В 1860 г. был основан город Владивосток. В 1891 г. началось строительство Транссибирской магистрали (около 7 тыс. км), которая к 1916 г. связала Москву с Владивостоком, что ускорило экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока.

В конце XIX – начале XX в. Дальний Восток стал ареной борьбы за господство на побережье Тихого океана. В результате поражения в Русско−японской войне 1904-1905 гг. Россия потеряла часть своей дальневосточной территории.

В октябре−ноябре 1917 г. на Дальнем Востоке была установлена советская власть . В 1918-1922 гг. здесь, как и по всей России, проходила Гражданская война. После окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление народного хозяйства. Было изменено административно-территориальное деление. В 1926 г. был образован Дальневосточный край. В 1938 г. его преобразовали в Приморский и Хабаровский края.

В настоящее время в состав российского Дальнего Востока входят следующие субъекты РФ: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский и Чукотский автономные округа. В 2000 г. эти территории объединены в Дальневосточный федеральный округ с центром в г. Хабаровске.

В культуре

Драматическая история освоения Дальнего Востока отражена во многих литературных произведениях: свое путешествие на Дальний Восток описал А.П. Чехов в книге «Остров Сахалин» (1894 г.); выдающийся путешественник, учёный, писатель В.К. Арсеньев написал знаменитый роман «Дерсу Узала» (1923 г.), посвящённый жизни путешественника в тайге; в романе А.А. Фадеева «Разгром» (1927 г.) описаны эпизоды Гражданской войны на Дальнем Востоке. Одна из самых знаменитых русских песен – вальс М. Кюсса «Амурские волны» – посвящена великой русской реке – Амуру. С этой мелодии до сих пор часто начинаются музыкальные радиопередачи для Сибири и Дальнего Востока.

В языке и речи

Первые строки песни Плавно Амур свои волны несёт… стали крылатыми словами.

Отдалённость от центра дальневосточных территорий России стала причиной того, что в разговорном языке (обычно с оттенком шутливости) словом камчатка называют задние парты в школьном (см. школа) классе или последние ряды в институтской аудитории.

Курильские острова в разговорной речи называют просто Курилы .

  • ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
    (англ. Far East франц. Extreme Orient), территория на востоке Азии, на которой расположены восточная часть Российской Федерации (Российский Дальний Восток), …
  • ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
    Восток", литературно-художественный и общественно-политический журнал, орган Хабаровского отделения СП РСФСР (является продолжением журнала "На рубеже", закрывшегося в 1941). Издается в …
  • ДАЛЬНИЙ ВОСТОК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Восток (англ. Far East, франц. Extreme Orient), общее название государств и территорий, расположенных на В. Азии. К Д. В. обычно …
  • ДАЛЬНИЙ ВОСТОК ГЕОГР.
    географическое название, вошедшее в употребление в последние годы, когда внимание европейцев было обращено на судьбу Китая. Этим именем обыкновенно называют …
  • ДАЛЬНИЙ ВОСТОК ГАЗЕТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    газета общественно-литературная, выходит во Владивостоке с 1893 г., два раза в неделю, ред.-изд. Е. А. и В. А. …
  • ДАЛЬНИЙ ВОСТОК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? географическое название, вошедшее в употребление в последние годы, когда внимание европейцев было обращено на судьбу Китая. Этим именем обыкновенно …
  • ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
    Д`альний …
  • ДАЛЬНИЙ ВОСТОК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (англ. Far East, франц. Extreme Orient), территория на востоке Азии, на которой расположены восточная часть Российской Федерации (Российский Дальний Восток), …
  • ДАЛЬНИЙ
    665690, Иркутской, …
  • ДАЛЬНИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    658253, Алтайского, …
  • ДАЛЬНИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    431531, Мордовия Республики, …
  • ДАЛЬНИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    347553, Ростовской, …
  • ДАЛЬНИЙ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    309979, Белгородской, …
  • ВОСТОК в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    694201, Сахалинской, …
  • ВОСТОК в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    692183, Приморского, …
  • ВОСТОК в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    627555, Тюменской, …
  • ВОСТОК в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    416210, Астраханской, …
  • ВОСТОК в Библейской энциклопедии Никифора:
    Слово восток употребляется в Палестине вообще по отношению к стране отдаленной, лежавшей в восточном направлении относительно Палестины (Ис 45:11). У …
  • ВОСТОК в Литературной энциклопедии:
    см. « Журналы русские …
  • ДАЛЬНИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    город в Китае, см. …
  • ВОСТОК в Большом энциклопедическом словаре:
    парусный военный шлюп. Построен в 1818; водоизмещение 900 т. В 1819-21 под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена на "Востоке" и шлюпе …
  • ВОСТОК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    точка востока, одна из четырёх главных точек горизонта (стран света), расположенная справа от наблюдателя, стоящего лицом к северу. …
  • ДАЛЬНИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ДАЛЬНИЙ в Энциклопедическом словаре:
    , -яя, -ее. 1. То же, что далекий (в 1 знач.). Дальние районы. Авиация дальнего действия. На дальних подступах (также …
  • ДАЛЬНИЙ
    Д́АЛЬНИЙ ПОРЯДОК, характерная для кристаллов строгая повторяемость во всех направлениях одного и того же структурного элемента (атома, группы атомов, молекулы …
  • ДАЛЬНИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́АЛЬНИЙ ВОСТОК (англ. Far East, франц. Extreme Orient), терр. на В. Азии, на к-рой расположены вост. часть России (рос. Д.В.), …
  • ДАЛЬНИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́АЛЬНИЙ, см. Далянь …
  • ВОСТОК. в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ВОСТ́ОК. АФРО-АЗИАТСКИЕ ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ", науч. журнал РАН, с 1955, Москва. Учредители (1998) - Отделение проблем мировой экономики и …
  • ВОСТОК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ВОСТ́ОК", парусный воен. шлюп. Построен в 1818; водоизмещ. 900 т. В 1819-21 под команд. Ф.Ф. Беллинсгаузена на "В." и шлюпе …
  • ВОСТОК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ВОСТ́ОК", серия одноместных космич. кораблей для полётов по околоземной орбите. По программе "В." изучалась возможность космич. полёта человека, проводились науч. …
  • ВОСТОК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ВОСТ́ОК", рос. полярная станция в р-не Юж. геомагнитного полюса в Вост. Антарктиде, на выс. 3488 м, в 1250 км от …
  • ВОСТОК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОСТ́ОК (точка востока), точка пересечения матем. горизонта с небесным экватором, лежащая справа (посередине между точками С. и Ю.) от наблюдателя, …
  • ДАЛЬНИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ДАЛЬНИЙ
    да"льний, да"льняя, да"льнее, да"льние, да"льнего, да"льней, да"льнего, да"льних, да"льнему, да"льней, да"льнему, да"льним, да"льний, да"льнюю, да"льнее, да"льние, да"льнего, да"льнюю, да"льнее, да"льних, …
  • ВОСТОК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    восто"к, восто"ки, восто"ка, восто"ков, восто"ку, восто"кам, восто"к, восто"ки, восто"ком, восто"ками, восто"ке, …
  • ВОСТОК в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, только ед. , м. 1) Та часть горизонта, где восходит солнце. Румяной зарею покрылся восток, в селе за рекою …
  • ДАЛЬНИЙ
  • ВОСТОК в Тезаурусе русской деловой лексики:
    ‘стороны горизонта’ Syn: ост …
  • ДАЛЬНИЙ в Тезаурусе русского языка:
    ‘расстояние’ Syn: дальний, отдаленный, удаленный Ant: …
  • ВОСТОК в Тезаурусе русского языка:
    ‘стороны горизонта’ Syn: ост (спец. …
  • ДАЛЬНИЙ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. далекий || без дальних …
  • ДАЛЬНИЙ
    расстояние Syn: дальний, отдаленный, удаленный Ant: …
  • ВОСТОК в словаре Синонимов русского языка:
    восход, мизрах, …
  • ДАЛЬНИЙ
    прил. 1) Имеющий большое протяжение (противоп.: ближний). 2) Отдаленный, далекий (противоп.: близкий). 3) Восходящий к общему предку не ближе, чем …
  • ВОСТОК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Территория или страны, расположенные восточнее государств …
  • ВОСТОК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) а) Одна из четырех стран света. б) Сторона той части горизонта, где восходит солнце. 2) Направление, сторона, противоположные …
  • ДАЛЬНИЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • ВОСТОК в Словаре русского языка Лопатина:
    вост`ок, -а и (страны Азии) Вост`ок, -а; Д`альний Вост`ок, Бл`ижний Вост`ок, Ср`едний Вост`ок (территории в …
  • ДАЛЬНИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ВОСТОК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    восток, -а и (страны Азии) Восток, -а; Дальний Восток, Ближний Восток, Средний Восток (территории в …
  • ДАЛЬНИЙ в Орфографическом словаре.
  • ВОСТОК в Орфографическом словаре:
    вост`ок, -а и (страны азии) вост`ок, -а; д`альний вост`ок, бл`ижний вост`ок, ср`едний вост`ок (территории в …

1) Монгольский; письменность была на основе монгольского алфавита, полученного от древних уйгур; с 1945 г. на основе русского алфавита.

2) Бурятский; с 30–х гг. XX в. письменность на основе русского алфавита.

3)Калмыцкий.

Примечание. Имеется еще ряд более мелких языков (дагурский, дунсянский, монгорский и др.), преимущественно на территории Китая (около 1,5 миллиона), Маньчжурии и Афганистана; № 2 и 3 имеют с 30–х гг. XX в. письменность на основе русского алфавита, а до тех пор в течение нескольких лет – на основе латинского алфавита.

3. Тунгусо–маньчжурские языки

А. Сибирская группа

1) Эвенкийский (тунгусский), с негидальским и солонским.

2) Эвенский (ламутский).

Б. Маньчжурская группа

1) Маньчжурский, вымирает, имел богатые памятники средневековой письменности на маньчжурском алфавите.

2)Чжурчжэньский– мертвый язык, известный по памятникам XII–XVI вв. (иероглифическое письмо по образцу китайского)

В. Амурская группа

1) Нанайский (гольдский), с ульчским.

2)Удэйский (удэгейский), с орочским.

Примечание. № 1 и 2 имеют с 1938–1939 гг. письменность на основе русского алфавита, а до тех пор в течение нескольких лет – на основе латинского алфавита.

4. Отдельные языки дальнего востока, не входящие ни в какие группы

(предположительно близкие к алтайским)

1) Японский; письменность на основе китайской иероглифики в VIII в. н. э.; новое фонетико–силлабическое письмо – катакана и хирагана.

2) Рюкюский, очевидно, родственный японскому.

3) Корейский; первые памятники на основе китайской иероглифики с IV в. н. э., видоизмененной в VII в. н. э.; с XV в. – народное корейское письмо «онмун» – буквенно–силлабическая система графики.

4) Айнский, главным образом на Японских о–вах, также на О.Сахалин; в настоящее время вышел из употребления и вытеснен японским.

VI. Афразийские (семито–хамитские) языки

1. Семитская ветвь

1)Арабский; международный культовый язык мусульманства; существуют, кроме классического арабского, региональные разновидности (суданский, египетский, сирийский и др.); письменность на арабском алфавите (на о–ве Мальта – на основе латинского алфавита).

2) Амхарский, официальный язык Эфиопии.

3) Тигре, тиграи, гураге, харари и др. языки Эфиопии.

4) Ассирийский (айсорский), язык изолированных этнических групп в странах Ближнего Востока и некоторых других.

5) Аккадский (ассиро–вавилонский); известен по клинописным памятникам древнего Востока.

6)Угаритский.

7) Древнееврейский– язык древнейших частей Библии, культовый язык иудейской церкви; в качестве разговорного существовал до начала н. э.; с XIX в. на его основе сложился иврит, ныне официальный язык государства Израиль (наряду с арабским); письменность на основе еврейского алфавита.

8) Арамейский – язык позднейших книг Библии и общий язык Переднего Востока в эпоху III в. до н. э. – IV в. н. э.

9) Финикийский – язык Финикии, Карфагена (пунический); мертвый до н. э.; письменность на финикийском алфавите, от которого произошли последующие виды буквенной письменности.

10) Г э э з – бывший литературный язык Абиссинии IV– XV вв. н. э.; сейчас культовый язык в Эфиопии.

Собираясь в путешествие по России, изучите этот небольшой разговорник - тонкости перевода «с русского на русский» в некоторых областях нашей Родины могут вас всерьез озадачить [инфографика]

Фото: RUSSIAN LOOK

Богатство языка - в его многообразии. Русский в этом плане действительно «могуч». И если все наслышаны о питерских «поребрике» и «парадной», то пермское «керкать» и кировское «пазгать» реально ставят приезжих в тупик! Понимания ради совместно с региональными редакциями «КП » (от Краснодара до Владивостока ) мы и задумали этот русско-российский словарь. В нем вы найдете «перевод» необычных местных словечек на всем понятный, литературный язык.

А если какие-то локальные слова мы незаслуженно обошли вниманием, ждем их в комментариях. Так наш разговорник станет еще более «живым» и полезным для всех россиян!

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Ученые считают, что бороться с региональной разговорной речью вредно и бессмысленно

Наши региональные корреспонденты собрали приличный урожай необычных слов. Помочь нам разобраться в этом богатстве мы попросили Анатолия Баранова , профессора кафедры лингвистической семантики Института русского языка им. Виноградова .

Вы очень разные слова собрали. Диалектизмов, кстати, не так много. Есть жаргонная лексика, но в основном это регионализмы. То есть различные территориальные варианты русского языка (регионализмы используются всеми жителями региона в отличие от диалектных слов, которые чаще употребляет население сельской местности - авт). Например в Сибири вместо слова «пристройка» говорят «пристрой». Или взять «поребрик» - это слово из южного диалекта, которое оказалось в Петербурге и используется в северной столице для обозначения тротуара. Это пример того, как диалектные формы могут фиксироваться как формы территориальные. А проездной на метро или любой другой вид транспорта в Петербурге назывался «карточка». Это тоже специфическая вещь характерная для этой местности.

Каким образом эти слова выжили в условиях, когда в учебных заведениях кино, литературе, в СМИ культивируются единые нормы?

Дело в том, что территория на которой живут люди, говорящие по-русски, очень велика . Несмотря на то, что информационные и транспортные средства позволяют сокращать расстояние, есть различные области, которые сильно удалены от центра: Сибирь, Дальний восток... Они по-разному заселялись. На этих территориях разные условия социального, культурного, природного и бытового характера. И очень часто для этих сфер используются специфические слова. Так возникают территориальные варианты языка.

- Нужно ли на местах как-то с этим делом бороться?

Что вы, ни в коем случае! Собственно, это и невозможно. Конечно, есть литературный русский язык, но он используется в своей сфере. А те слова, о которых идет речь, являются частью разговорного языка своего региона. Люди четко различают эти две сферы: «поребрик» никто в официальной речи использовать не будет. Причем я и другие исследователи считаем, что региональные различия касаются не только лексики, но и синтаксических конструкций. Но совершенно неправильно говорить, что с регионализмы это уродование русского языка. Наоборот это потенциал для его развития. Потому что языку необходимо иметь какие-то источники, резервы из которых можно черпать слова, конструкции и морфемы, чтобы отражать новые явления и процессы.

Алтайский край


Фото: Анна ЛАТУХОВА

Начнем с Алтайского края. Тут (впрочем, как и во всей Сибири ) привычный нам прозрачный файл называют... «мультифорой» . Вероятно, это от латинского «Multifora», что переводится как «имеющая много дырок». Или же просто от названия компании «Multifor», которая активно продвигала свою продукцию за Уралом . Как бы там ни было, не пугайтесь, услышав это необычное слово.

Зато пугайтесь, если вы: а) женщина и б) вас назвали «выдергой» . Так тут говорят только по отношению к врединам. «Викторией» здесь и в других сибирских городах называют все виды садовой клубники.

«Лывой» местные называют лужу, «гомонком» – кошелек, «кулёмой» – медлительного человека, «ёжиками» - тефтели, «толченкой» - картофельное пюре, «шанежками» - булочки, «пимами» - зимнюю обувь, а «околотком» - район населенного пункта.

Если же вас спросят, «чего растележился?», значит, упрекают в медлительности. А вот звучным словом «хиус» тут окрестили пронизывающий ветер.

Башкирия


Фото: Анна ЛАТУХОВА

«Полный аптраган !» - колоритная фразочка, которую любят использовать в Башкрии. «Аптраган» – здесь говорят вместо приевшихся «кошмар», «капец» и прочих синонимов всем известному нецензурному слову. Происходит от башкирского глагола «аптырарга ». Переводится как «быть в затруднении, замешательстве, недоумении».

Тут же вас могут пригласить на «сабантуй» . Вообще-то так называется башкирский и татарский праздник плуга, которым заканчиваются все весенние сельскохозяйственные дела. Но в другое время года – чего же хорошему слову зря пропадать? Вот и используют «сабантуй» в значении «сборище», «толпа».

В Башкири и Татарстане также часто используют «айда» в значении «давай, пошли». Это от тюркского глагола «гнать», «понукать», «торопить».

Брянская область


Фото: Анна ЛАТУХОВА

Брянщина граничит с двумя государствами - Украиной и Белоруссией . А потому местный диалект - это «гремучая» смесь русских, украинских и белорусских языков, щедро приправленная профессиональным жаргоном старинных и нынешних народных умельцев.

Вот, к примеру, беспорядок тут нередко называют «гайном» , овечью шерсть, из которой делают («валяют») валенки - «вовной» , свеклу - «бураком» (бураком или буряком этот овощ называют во многих южных областях России , в Белоруссии, Польше и на Украине), лук - «барабулей» , самогон - «гардеманом» , а борщ - так и вовсе «сморщом» .

«Махотка» – это на Брянщине небольшой глиняный кувшинчик, «скрыготник» – поезд. Мужчину здесь могут назвать «чузом» , деревенского жителя - «валетом». А если хотят обидеть, то скажут «шмурак» (тот же «дурак»). Ежели помириться надо, могут использовать фразу «клопот» . Это что-то вроде «ну и ладно!» И будьте аккуратны, неместных жителей тут могут назвать «лохами» . Обижаться не стоит... Лучше выучите эти слова - сойдете за своего!

Отметим, что большинство приведенных слов - из языка брянских шаповалов .

Владивосток


Фото: Анна ЛАТУХОВА

Перейдем к Дальнему Востоку. Во Владивостоке , к примеру, часто ходят в «чифаньки» . Это китайские забегаловки и кафе.

А обычное для нас слово «срастить» здесь используется в необычных значениях. Срастить можно джинсы в магазине («достать, найти»). А можно не сращивать, о чем мы тут толкуем (в значении «понимать»).

Слово «маякнуть» значит «дать знать». К примеру, вас могут попросить «маякнуть», когда освободитесь. А если вас попросят «втарить» по пути газету, то речь идет о покупке. Хуже, если вам скажут не «шибаться» . Это значит, что вас подозревают в безделье. Или не «исполнять» (может значить «выпендриваться).

«Очкурами» во Владивостоке называют труднодоступные места, отдаленные районы города, «шуганью» - что-то страшное, «зусманом» - холод, «чайками» - любителей халявы, «набкой» - набережную.

Слово «фонарно» здесь используют в значении «очень просто», а «уматно» - «смешно, отлично». Если вам тоже нравятся владивостокские словечки, то местные жители пожали бы вам краба («жму краба» - это «жму руку»).

Волгоградская область


Фото: Анна ЛАТУХОВА

Волгоградская область на местные словечки ну очень богата! Да и забавные они тут. К примеру, сушеную грушу многие волгоградцы (в основном, пожилые) называют... «дульками» . Старожилы еще часто говорят: «Отрежьте мне колясочку колбасы». Слово «колясочка» в данном случае означает – кусок. А раннюю селедку (весеннюю) тут открестили «заломом» . И чтобы уж закончить разговор о еде, скажем о распространенном в Волгограде слове «каймак» . Оно не волгоградское, пришло в эти края с Кавказа , но прижилось в регионе. «Каймак» – это запеченная в духовке или печке сметана.

А спинку кровати здесь называют «грядушкой» ! Часто волгоградцы могут рекомендовать вам не лезть «по кущарям». Не пугайтесь. «Кущари» означают кусты, густые заросли или темное страшное место, которое лучше обходить стороной. То есть, добра вам желают, а не просто странными словами стращают...

Чисто волгоградское слово – «растыка» . Так называют неуклюжего человека, у которого все валится из рук. А пучок, в который женщины часто собирают волосы, в Волгограде называют «куля» . Причем в разных районах даже по разному делают ударение: на юге говорят кУля, а вот в северных районах это уже кулЯ.

Ижевск


Фото: Анна ЛАТУХОВА

«Идти по туда, по сюда» - так могут вам объяснить дорогу в Ижевске . Спокойствие! Все очень просто для понимания - надо лишь убрать предлог «по». Так и к знаменитому Монументу дружбы народов доберетесь.

Слово «однёрка» в Ижевске используется в значении «один», «единица». Изначально так называли трамвай, который ходит по маршруту № 1. Но потом прижилось.

«Каганькой» («кагонькой») тут называют младенца или грудного ребенка. Слово произошло от простонародного «кага» (пермское) - дитя, младенец.

Забавным словом «кутешата» («кутята») тут зовут щенков. Скорее всего, произошло от слова «кудлатый».

Не менее забавным «мака» называют малышей или милых людей. Это такой комплимент. Еще одна похвала - «чеберистый» (значит - красивый, замечательный, яркий). А если услышите «дай-ка я тебя полюбаю!», все - вы покорили чье-то сердце. «Полюбать» – обнять, поцеловать, проявить ласку.

И даже маленькие бутылочки со спиртосодержащей жидкостью в Ижевске окрестили умильным словом «фуфырик» (обычно так просят в аптеке бутылочку с «Настойкой боярышника»).

Удачи тут желают фразой «давай ладом» (ударение на второй слог). Это что-то типа «ни пуха, ни пера».

Еще один интересный момент. В Ижевске вместо «почему» используется слово «зачем». В данном случае удмуртский язык повлиял на русский – в удмуртском слова «зачем» и «почему» - однокоренные, поэтому не принципиально, какое из них использовать. Поэтому не сильно удивляйтесь, если услышите: «Зачем-то я вас не узнала на улице...»

Иркутская область


Фото: Анна ЛАТУХОВА

В Иркутске непривычных для жителей европейской России слов много! Часть из них совсем древние, тюркского происхождения (тут ситуация схожа с Уфой и Казанью ), потому что первыми жителями Сибири были тюркоязычные народы. Часть осталась от первых русских переселенцев. Часть – от бурятского населения. Есть и совсем свежие варианты. Например, «автозимник» (дорога для проезда зимой), «шанхайка» – рынок, где торгуют китайцы и киргизы. И относительно недавние, с войны – взять хотя бы ругательство «японский бог!» (используется, когда что-то не получается).

Здесь же, как и в Татарстане , в ходу слово «айда» в значении «пойдем» (от тюркского әйдә). Плохого человека в Иркутске могут обозвать «страминой». Если вы шумного скандалите, то вас попросят не «бурагозить» . Если истошно кричите - не «базлать» . А вот если скажут: «Хватит «пластаться» , то это в каком-то смысле комплимент. Значит, вы много работаете.

Забавно, но если в Иркутске вас пригласят «чаевать» , то не думайте, что в гостях вас просто напоят чаем. Нет, «чаевать» тут значит «обедать». А если скажут, что приедут к вам в гости «обыденкой», то не стоит беспокоиться, куда дорогого гостя спать класть. «Съездить обыденкой» значит - ненадолго, за один день.

«Задами» тут называют окраины. «Стайкой» - хлев. «Верхонкой» - рабочую рукавицу, «вехоткой» - мочалку. А простой кочан капусты носит в Иркутской области гордое название «вилок» .

Если же вам предложат «позы» , не фантазируйте. Это просто блюдо бурятской кухни, отдаленно напоминающее пельмени. А «горлодер» - не ругательство, а острый соус из помидоров, перекрученных с чесноком.

Кировская область


Фото: Анна ЛАТУХОВА

Кировская область давно славится своим дивным вятским диалектом. Тут и манера произносить звуки, и расставлять в словах ударения - все другое! Ну и, конечно же, специфичные вятские словечки присутствуют.

Среди самых популярных на Вятке слов - «баско», «баский». Это значит, красиво, красивый или хорошо, хороший. В Кирове привлекательная девушка вслед слышит восхищение: «Какая баская !» А вот если барышня ветреная, непостоянная, ее тут с осуждением назовут «посикушкой» .

Слово «пазгать» (ударение на второй слог) на Вятке употребляют в отношении детей, которые быстро и без остановки бегают, носятся. «Ссопеть» - значит быстро съесть что-то (имеет осуждающую интонацию). «Веньгать» - это ныть, приставать, выпрашивать что-то у взрослых. А «маракаться» - выпендриваться во время еды.

Если же жители Вятки захотят вас поругать, но не сильно, то могут сказать: «Ты еще тот ноготь!». Ругательство тут, конечно же, «ноготь» (ударение на первый слог).

Краснодарский край


Фото: Анна ЛАТУХОВА

Наше лингвистическое путешествие по России привело в теплую и уютную Кубань .

«Синенькие» – так на юге часто называют баклажаны. Звучное прозвище овощ получил просто благодаря своему сине-фиолетовому цвету.

«Гарбузом» местные жители называют тыкву. Это украинский вариант названия плода. Называют его на Кубани так, потому что основа многих местных диалектов украинский язык. Ведь в крае проживает немало выходцев из Незалежной.

«Жердела» - это абрикос. Это исконно кубанское название данного фрукта. Образовано от слов «жердина», «жердь». Как правило, жерделами называют висящие на длинных ветвях мелкие плоды. А «абрикоса» – тот же абрикос, только с особенностями местного произношения. По словам исследователей, в женском роде название фрукта жители употребляют для удобства. Таким образом, им легче делить слово на открытые слоги.

Красноярский край


Фото: Анна ЛАТУХОВА

Собираясь в Сибирь , господа, учтите - говорить «что» тут даже неприлично. Хотите, чтобы вас признали за своего? Чокайте! А если вас не поняли, оппонент не согласен или вы не понимаете его логику, гордо «отрежьте» в ответ классическим сибирским «чо к чему» .

А если хотите придать рассказу динамику, используйте выражение – «тоси-боси» и синонимичное ему «тырым-пырым» . Вот просто для связки слов.

Как и во многих городах Сибири, красноярцы вместо «мочалки» используют «вехотку» . А «маечка» тут - это маленький полиэтиленовый пакет, «плечики» – вешалка для одежды, «стайка» – сарай, «шоркать» – тереть.

Россиян, особенно из Санкт-Петербурга , смущает и еще одно здешнее устойчивое выражение «булка хлеба» , подразумевающее «одна буханка хлеба». Для питерцев булки – это белый хлеб.

Кстати, красноярские студенты и преподаватели занятия в вузе называют «лентами» . Почему не «пара »? Лингвисты пожимают плечами. Тем более, что в соседней Хакасии говорят исключительно «пара». И вот что еще любопытно, «лента» используется на Украине , к примеру, в Днепропетровске . Есть и другие словечки, которые являются общими для красноярцев и украинцев. Существует народное предположение, что словарный запас сибиряков в середине прошлого века пополнили выпускники вузов Украины, приехавшие на комсомольские стройки.

Нижегородская область


Фото: Анна ЛАТУХОВА

Самобытный нижегородский говор можно услышать теперь, разве что, в селах и деревнях. Но даже те слова, в которых местные жители не видят ничего особого, приезжих могут поставить в тупик.

Вот, например, фраза: «Чай, успею». Столичный гость подумает, что кто-то просто не спешит выпить чая. Тем временем, слово «чай» в значении «надеюсь, наверное» давно стало лакмусовой бумажкой – слышишь его от человека и понимаешь, что он из Нижнего. Произошло оно от устаревшего глагола «чаять» - надеяться, ожидать.

Слово «уделать» имеет разные значения в разных уголках нашей страны. Например, в Великом Новгороде , с которым все время путают Нижний, «уделать» используют в значении «испортить, испачкать». А нижегородцы вполне могут попросить вас «уделать телевизор». То есть «устроить, наладить, починить».

Или вот еще фраза: «Представляешь, Лид, купили диван, а он не убирается!». Любой москвич потеряет дар речи: что же это за чудо техники такое – диван, который сам наводит порядок. Но любой нижегородец ему объяснит, что дело вовсе не в фантастических талантах местных инженеров, а в том, что огромный диван не помещается на типовой кухне в 9 квадратных метров. Здесь слово «убираться» используется в значении «уместиться во что-либо».

А если вы выйдите на улицы Нижнего Новгорода с кастрюлей на голове , то не удивляйтесь фразе «ляховский какой-то». Дело в том, существует поселок Ляхово . Прославился он когда-то колонией для душевнобольных. Колония постепенно превратилась в Нижегородскую областную психоневрологическую больницу. А среди жителей Нижнего слово «ляховский» закрепилось как синоним помутнения рассудка.

Омская область


Фото: Анна ЛАТУХОВА

А вот, допустим, вы в Омской области. Приехав посмотреть на Успенский собор, срочно оскорбитесь, если вас спросят: «Ты чего? С первой линии, что ли?». Потому что «с первой линии» значит «дурак». Дело в том, что в Омске на улице Куйбышева (после нее идет 2-я Линия, а 1-й Линии нет) находится областная психиатрическая больница.

А вот если вам предложат «поорать», лучше соглашайтесь. «Орать» – омский синоним слова «смеяться». Такое местное переосмысление слова - тайна, покрытая мраком.

Между тем, любой смешной, забавный момент, фразу здесь называют «сливой» (а иногда еще и «коркой»). Со «сливой» ситуация чуть понятнее. Бытует мнение, в этом значении слово пришло в обиход омичей из теплых краев, где «сливовый» иногда используется в значении «красивый».

Еще одно интересное местное слово - «чойс» . Так в Омске называют любую лапшу быстрого приготовления. Просто первой на местный рынок попала продукция китайского производства «Choice». Вот и прижилось...

Пермский край


Фото: Анна ЛАТУХОВА

На суровом Урале странных слов - туча! Есть даже целый словарь «По-пермски говоря» . В нем собраны почти три сотни слов и выражений, отличающих пермяков. Приведем лишь некоторые из них.

«Аргаться» в Перми значит ссориться, ругаться, скандалить. «Барагозить» – шалить, безобразничать. «Варегой» называют варежку (как-то без нежностей у них...) Но вот подбородок окрестили ласково - «чушкой» .

«Вожгаться» - это возиться, долго что-либо делать. Со схожим значением слово «мохать» - медлить. «Зюргать» – шумно прихлебывать при еде или питье. А «керкать» – кашлять.

На щавель здесь говорят «кислица» , круглую булочку с толченой картошкой окрестили «шаньгой» , а пирожки с мясной начинкой - «посикунчиками» .

Интересно, что слово «всяко» в Перми выступает синонимом «конечно» (в значении утверждения и согласия).

Напрячься можно, если вас назовут «Дунькой с Бахаревки» . Это выражение употребляется для описания странной, ненормальной, имеющей экзотический внешний вид барышни.

Псковская область


Фото: Анна ЛАТУХОВА

Если вы поедете в Псковскую область, не пугайтесь, услышав в знакомых словах вместо привычной «ч» букву «ц». Тут даже присказка такая бытовала «от Опоцки три верстоцки и в боцок один скацок…». А еще здесь очень сильно влияние белорусских, латышских, эстонских языков. Почему? Да потому что с этими странами Псковская область граничит. Мешок псковичи частенько зовут «торбой» , а петуха «пеуном» - все это слова из белорусского языка.

На болотах здесь собирают «журавину» – клюкву. Слово, как это не покажется странным, произошло от устаревшего уже эстонского kuremari (в переводе - «журавлиная ягода»).

А еще одну ягоду псковских лесов называют «гонобобель» или «пьяница» . Речь идет о голубике. Считается, что «пьяницей» ее называют из-за богульника, среди которого ягоду собирают. А слово «гонобобель» появилось от «гоноболь» - тот же богульник способен вызывать головную боль и головокружение.

Псковские бабушки своим внукам сами вяжут «диянки» . Так называют варежки. Произошло это слово от глагола «надевать».

Самарская область


Фото: Анна ЛАТУХОВА

Каждый уважающий себя самарец ежедневно произносит кучу непонятных жителям не от города сего слов. Например, «курмыши» . Это далекое место, трущобы. Словечко произошло от названия одноименного поволжского татарского городка Курмыши, всех жителей которого в XVII веке приказом царя выселили на вечное жилье в Корсунь, и городок разом опустел и превратился в заброшенное место.

Еще тут можно встретить слово «лытки» по отношению к икрам ног. И «гомонок» - о кошельке. Впрочем, слово «гомонок» и в Сибири можно услышать нередко. Есть версия, что оно пошло от «гомона» - звука, который издавал кошелек, когда в нем несли мелочь.

Санкт-Петербург


Фото: Анна ЛАТУХОВА

Про особенности речи петербуржцев, пожалуй, все наслышаны достаточно. Поэтому приведем лишь несколько важных пояснений. Вот, к примеру, слово «бадлон» (допускается бодлон и банлон). Не будем вас томить - это просто тонкие свитера с высоким горлом. В Москве их часто называют водолазками. В Советском Союзе мода на них пришла в 60-е. И первыми в СССР такие свитера завезли ленинградские фарцовщики. На ярлычках тогда стояла надпись «100% ban-lon» (банлон - название материала). К 80-м годам «банлон» видоизменился до «бадлона». Со временем близость к первоисточнику по всей стране утратила свое значение и в ход пошли другие названия. Но петербуржцы сохранили верность оригиналу.

А теперь о «поребрике» . Пожалуй, никто из москвичей и петербуржцев вам точно не скажет, где находится место между двумя городами, где бордюр (разделительный камень между тротуаром и проезжей) превращается в поребрик. Но у строителей есть точный ответ, чем отличаются эти слова. Поребрик - если камень устанавливается ребром и образуется ступенька. Бордюр - если вкапывается боковой частью кверху так, что ступенька не образуется. Принципиальной разницы в смысле этих слов нет, но в Петербурге прижился именно поребрик, а вот москвичи заимствовали французское слово.

Что касается «парадной» . Напомним, в царские времена главный вход в дом назывался парадной лестницей. Со временем второе слово отпало и осталась просто парадная. Петербуржцы уверены, что слово «подъезд» абсолютно неправильное. Оно используется, но обозначает место на улице, по которому можно подъехать к дому. Ведь подъезд находится только снаружи - внутри дома проехать нельзя - ни на карете, ни на машине. И если вы зайдете в дома в историческом центре Петербурга, сразу поймете, что эти роскошные лестницы язык просто не повернется назвать подъездом. Это самые что ни на есть парадные.


Фото: Анна ЛАТУХОВА

Перейдем к загадочному Сахалину . На местный язык, естественно, оказала влияние близость к Азии .

К примеру, лапшу на Сахалине называют смешным словом «кукса» . Это блюдо корейской кухни, сами корейцы произносят его как «кукси». А дальневосточники слово адаптировали и теперь применяют по отношению к любой лапше быстрого приготовления. Так что особо не округляйте глаза, если вас тут спросят дружелюбно: «Куксу будешь?»

Еще одно словечко – «аргамак» . Это обычный снегокат: лыжи, сиденье и руль. На такой агрегат для катания с горок могут поместиться два человека. Но стоит учесть, что двигателя в нем не предусмотрено, так что тащить обратно в гору 7-килограммовые сани придется на себе.


Фото: Анна ЛАТУХОВА

Одно из популярных в Тамбове словечек - «колготиться» . Значит суетиться, беспокоиться. Приезжим это старое русское слово уши режет. Как и его производные. Здесь, к примеру, вас могут спросить: «Что ты колготной такой?». Или покритиковать: «Вот колгота!»

Также в Тамбовской области могут девушку могут обозвать «колчушкой» , если она рассеянная, неопрятная или невоспитанная. Изредка можно услышать и слово «тепляк» . Так говорят о теплом ветре.

Хабаровский край


Фото: Анна ЛАТУХОВА

На Дальнем Востоке часто можно услышать слово «чуни» . Это сапоги без подметок. Пользуются ими, как правило, охотники. Потому что они теплые, удобные и при ходьбе по лесу бесшумные.

«Пятьминуткой» в Харабовском крае называют слабосоленую икра горбуши, кеты или нерки. Делается она сразу после потрошения рыбы. Икра заливается круто соленой водой и через пять минут деликатес готов!

А «вжик» тут говорят на обычный овод. Прозвали его так за то, что он гоняет летом коров и скотину: «вжик под хвост попал»!

«Чифанька» у местных - это любая забегаловка или кафешка, где можно быстро перекусить. Производное от китайского слова Чи Фань (кушать).


Фото: Анна ЛАТУХОВА

В суровом городе и слова суровые. К примеру, швабру тут называют «лентяйкой» . Как вы понимаете, о хозяйке, которая мыла пол не нагибаясь, в Челябинске делают определенные выводы.

«Полуторкой» тут окрестили однокомнатную квартиру, обязательно с кухней и санузлом. Челябинские филологи так и не смогли выяснить, откуда пошло такое слово.

А «зеленка» – это документ на право владения собственностью. Дело в том, что раньше эта бумага была только зеленого цвета, отсюда и слово. Кстати, сейчас документ печатают и на желтой, и на розовой бумаге, но уральцы все равно называют его «зеленкой».

Не удивляйтесь, если в магазине вам предложат «горбулку» (сокращение от «городская булка»). Это белый хлеб определенной формы. Раньше такой в деревнях не выпекали. Городскую булку назвали по месту, откуда ее привозили - из города.

Фото: Анна ЛАТУХОВА

«Отдайся!» - могут вас попросить в Ярославле . Не бойтесь, никто на вас не претендует. Здесь эта фраза безобидна. И значит просто «отойди, отодвинься». Так что - лучше «отдайтесь».

Местные жители также говорят «баллон» на трехлитровую бутылку, «проранка» - на петлю в одежду, «мослы» - на крупные кости, «расхолодка» - на кипяченную воду, которой разбавляют горячий напиток.

Слово «баламутить» в Ярославской области используется в значении сбивать с толку, «замуслявить» - взять грязными руками, испачкать, «загавриться» - закашляться, поперхнуться во время еды.

Смеяться тут можно «впокатуху» . Это значит громко, безудержно, до упаду. А если вам хотят ответить согласием на какое-то предложение, то используют фразу «дык-да» . Такой колоритный синоним слова «конечно».

А как говорят у вас? Оставляйте под статьей свои комментарии. И мы с удовольствием дополним наш словарь!

gastroguru © 2017