Расчет по загрязнению окружающей среды. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду

9 января 2017 приказом МПР РФ утверждены новый порядок и форма декларации за негативное воздействие на окружающую среду . В соответствии с приказом МПР РФ (п. 6 ст.16.4, ФЗ-7 «Об охране окружающей среды») подать декларацию должны все юр. и физлица, чья хозяйственная деятельность несет экологический след для окружающей среды (ОС).

Скачать форму декларации НВОС (утверждена 09.01.2017)

Сроки подачи

Средние и крупные предприятия

Предшествующие ежеквартальные авансовые платежи за 1, 2, 3 кварталы 2017 года должны быть уплачены не позднее 20 апреля, июля и октября, соответственно. Сумма авансового платежа — четверть платы НВОС за 2017 (предыдущий) год.

Малый бизнес

10 марта 2018 года крайний срок подачи декларации за 2017 год по новой форме.

До 1 марта 2017 нужно внести на счет территориального управления РПНа платеж, указанный в вашей декларации за 2016 год (отчетный).

Кто платит за НВОС

Все предприятия и ИП I – III категории опасности, оказывающие негативное воздействие в виде:

Если имеет место размещение твердых коммунальных отходов (ТКО), то плательщиком по ним являются не организации и ИП, а региональные операторы по обращению/размещению ТКО.

Организации с минимальным воздействием на НВОС (объекты IV категории в соответствии с п.1, ст.4.1, ФЗ-7) от подачи декларации освобождаются .

Порядок подачи декларации за негативное воздействие в 2017 году

Декларация подается в электронном виде через модуль природопользователя (модуль качать на сайте РПН: http://rpn.gov.ru/node/5523). В нижеуказанных случаях допускается подача лично через уполномоченного представителя или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении:

  • размер платы за отчетный период меньше либо равен 25 000 р. (дополнительно нужно предоставить копию декларации на диске)
  • у ответственно лица нет интернет-подключения или цифровой подписи

Если несколько объектов, по которым делается плата, находятся в пределах одного субъекта Российской Федерации — делается одна декларация. Если объекты распределены по разным субъектам РФ – делается отдельная декларация по каждому субъекту .

Плательщики самостоятельно рассчитывают сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду и указывают, какие основания существовали для ее исчисления и уплаты.

Форма декларации о плате за негативное воздействие

В декларации указывается информация о платежной базе организации, объектах НВОС и видах оказываемого воздействия, льготах по выплатам, если имеются.

Состав документов:

  • форма расчета общего размера платы НВОС
  • форма расчета по каждому виду НВОС применительно к каждому объекту/источнику загрязнения, либо по единому объекту, включающему общую производственную территорию или составляющему единую платежную базу
  • приложение о расчете платежной базы
  • реестр объектов и документов, учитываемых при корректировке размеров платы, которые подтверждают, что средства на природоохранные мероприятия выделялись, и мероприятия проводились
  • копии платежных поручений о перечислении платы в бюджет

Организации и ИП могут заполнять только те разделы декларации за негативное воздействие, по которым велась деятельность (иначе: есть сведения для заполнения). Подать нулевую декларацию при этом нельзя.

Бланк с образцом заполнения декларации о плате НВОС 2017

Приказ об утверждении формы декларации от 09.01.2017.

Prikaz_MPR_Deklaratsia_ot_09_01_2017_3.pdf

Инструкция по заполнению декларации

Ставки платы за негативное воздействие на 2017 год

В соответствии с постановлением №913 от 13.09.2016 Ставки платы за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности составляют:

Ставки в рублях за 1 тонну загрязняющих веществ
2016 2017 2018
Отходы I класса опасности (чрезвычайно опасные) 4452,4 4643,7 4643,7
Отходы II класса опасности (высокоопасные) 1908,2 1990,2 1990,2
Отходы III класса опасности (умеренно опасные) 1272,3 1327 1327
Отходы IV класса опасности (малоопасные) 635,9 663,2 663,2
Отходы V класса опасности (практически неопасные):
добывающей промышленности 1 1,1 1,1
перерабатывающей промышленности 38,4 40,1 40,1
прочие 16,6 17,3 17,3

Дополнительно можно ознакомиться со ставками платы по наименованию загрязняющих веществ:

Пожалуйста, репостьте наш материал:

Sp-force-hide{display:none;} .sp-form{display:block;background:#1b2a4b;padding:20px;width:100%;max-width:100%;border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;-webkit-border-radius:5px;border-color:#000000;border-style:solid;border-width:1px;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;} .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:690px;} .sp-form .sp-form-control{background:rgba(255, 255, 255, 1);border-color:rgba(0, 0, 0, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;height:35px;width:100%;} .sp-form .sp-field label{color:rgba(255, 255, 255, 1);font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold;} .sp-form .sp-button{border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;background-color:#00cd66;color:#ffffff;width:100%;font-weight:bold;font-style:normal;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none;} .sp-form .sp-button-container{text-align:left;width:100%;}

Произошедшие в 2016 году значительные изменения в порядке начисления и внесения платы за НВОС , а также представления отчетности по ней вызвали большое количество вопросов. Ответы на часть из них представлены в Письме Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-30/6155 . Какие нюансы разъяснило компетентное ведомство?

Сроки перечисления платы, размер платежей

В соответствии с ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ сумма платы определяется по итогам года, корректируется и вносится не позднее 1-го марта следующего года. Плательщики (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) обязаны вносить квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего года.

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства в течение 2016 года плату не перечисляют. Они рассчитывают и вносят плату за 2016 год в срок до 1 марта 2017 года.

Остальные плательщики уплачивают ежеквартальные авансовые платежи. Размер платежа в 2016 году определяется как
1/4 фактически уплаченной (не начисленной) суммы за I – IV кварталы 2015 года. При этом не учитываются суммы платежей, уплаченные в 2015 году в счет погашения задолженности предыдущих лет (2013, 2014 и т. д.), вне зависимости от того, осуществлялось ли погашение задолженности в добровольном порядке или по решению суда.

Обратите внимание

Созданные в 2016 году организации не вносят авансовые платежи в течение 2016 года. Сумму платы за 2016 год они должны перечислить в полном объеме в срок до 01.03.2017.

Если хозяйствующим субъектом в 2015 году исчислялась и вносилась плата за сверхлимитное загрязнение (ввиду отсутствия разрешительной документации), то в 2016 году квартальные авансовые платежи исчисляются и вносятся строго от суммы, уплаченной за 2015 год (то есть с учетом ранее уплаченных сумм за сверхлимитное загрязнение). По итогам 2016 года (то есть уже в 2017 году) суммы переплаты подлежат зачету в счет будущих платежей или возврату по заявлению плательщика.

О заполнении «платежек»

Суммы платы перечисляются по определенным бюджетным законодательством РФ кодам бюджетной классификации (далее – КБК). В 2016 году КБК для заполнения платежных документов остаются такими же, как и в прошлом году (048 1 12 01010 01 6000 120, 048 1 12 01030 01 6000 120, 048 1 12 01040 01 6000 120, 048 1 12 01070 01 6000 120).

Если плательщик в прошлом году вносил плату в части сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности/за сбросы неорганизованным поверхностным стоком в водные объекты), то в текущем году уплачивается 1/4 часть суммы от уплаченной в 2015 году по тому КБК, по которому вносилась данная плата. По итогам отчетного года (в 2017 году) при подаче декларации о плате за НВОС хозяйствующий субъект делает перерасчет платы с учетом внесенных авансовых платежей. Суммы образовавшейся по итогам года переплаты будут зачтены в счет будущих платежей или возвращены плательщику по заявлению.

К сведению

Процедуры зачета (возврата) денежных средств планируется предусмотреть в правилах исчисления и взимания платы, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения. Проект Постановления Правительства РФ об утверждении таких правил находится в стадии доработки.

Представление отчетности

Пунктом 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным, плательщики представляют в уполномоченный орган по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за НВОС. Законом не введена обязанность представления отчетности о плате (расчетов, деклараций) в течение года. Таким образом, в 2016 году ежеквартальные авансовые платежи вносятся без подачи какой-либо отчетности. Декларацию о плате за 2016 год необходимо подать в срок до 10 марта 2017 года.

Ответственность за несвоевременное или неполное внесение платы (в том числе за перечисление авансовых платежей)

В соответствии с п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного п. 3 этой статьи.

В свою очередь, в п. 3 речь идет о сроках перечисления не только платы, рассчитанной по итогам года, но и квартальных авансовых платежей.

В связи с этим в рассматриваемом письме указано, что пени начисляются в случаях несвоевременного или неполного внесения:

  • авансовых платежей;
  • платы за НВОС, исчисленной по итогам отчетного года.

Известно, что существует еще ст. 8.41 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы. Это нарушение влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб.

Как видим, речь в ней идет исключительно о плате, ежеквартальные авансовые платежи в ней не названы. Росприроднадзор сообщил, что применение в 2016 году административной ответственности в отношении лиц, не уплативших квартальные авансовые платежи, будет разъяснено Минприроды дополнительно.

К сведению

В Письме от 25.03.2016 № 06-09-44/5872 Минприроды сообщило, что положения п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ о начислении пеней не распространяются на суммы платы за 2015 год. Пени начисляются в 2016 году в отношении авансовых платежей начиная с 21-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в 2017 году в отношении ежегодно вносимой платы – начиная со 2-го марта года, следующего за отчетным.

Об объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду

Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за НВОС не взимается. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством РФ.

Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ (ч. 7 ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ).

В настоящее время подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О порядке подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов». До принятия указанного документа плата за НВОС должна исчисляться и вноситься в соответствии с действующим законодательством вне зависимости от включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.

О плате за размещение твердых коммунальных отходов

В соответствии с Федеральным законом № 404-ФЗ до 1 января 2017 года установлен переходный период для введения коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. До названной даты субъектами РФ:

  • должны быть приняты соответствующие нормативные правовые акты;
  • введены единые тарифы на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • проведены конкурсные отборы региональных операторов;
  • заключены соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором.

До дня утверждения единого тарифа регионального оператора на территории субъекта РФ и заключения соглашения применяются положения действующего законодательства. Следовательно, плату за НВОС при размещении отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, должны исчислять и уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы.

Сохраняют силу разъяснения, представленные Письмом Росприроднадзора от 29.03.2016 № АА-06-01-36/5099: плата за НВОС в связи с размещением отходов, осуществленным с 1 января 2016 года, подлежит исчислению и внесению лицами, определенными ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы.

Утратившие силу документы

  • Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Госкомэкологии РФ 29.12.1998;
  • Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Подробнее о нововведениях читайте в материале «Проверь себя: плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году» в журнале «Строительство: и налогообложение», № 3, 2016.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Для многих предприятий одно из обязательных условий ведения деятельности – внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. Новые ставки в 2016 году приняты постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913. Оно вступило в силу в конце сентября. Кроме того, им утверждены дополнительные коэффициенты. Расскажем обо всех нововведениях.

Параметры

Закон об охране окружающей среды № 7-ФЗ обязывает Правительство РФ устанавливать два параметра:

  1. размеры платы за негативное влияние на природную среду;
  2. дополнительные коэффициенты.

С 1 января оба этих показателя обновлены в большую сторону. Причем показатели ставок расписаны вперед на 2016, 2017 и 2018 годы. А на 2017-й и 2018-й плата будет одинаковой и не изменится. Прежние нормативы платы с 23 сентября утратили силу.

По закону платить за вредное влияние на окружающую среду должны все организации и бизнесмены (ИП), которые ведут в России любую (!) деятельность, которая негативно влияет на окружающее пространство.

Исключение составляют так называемые объекты четвертой категории, на которых работают фирмы и коммерсанты. Считается, что их воздействие на среду минимально, поэтому плату вносить в бюджет не нужно. Правила отнесения к 4-й категории можно найти в постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

От чего зависят

В первую очередь, новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2016 год зависят от вида вредного влияния производства на природу. Оно может быть трех типов:

Сверхплата

Однако закон не гребет все производства под одну гребенку. Помимо новых ставок в 2016 году платы за негативное воздействие на окружающую среду , установлен повышающий коэффициент 2. Ставку умножают на него, если производство размещено на территории или объекте, которых находятся под особой охраной закона (заповедники, заказники и др.).

Есть и более щадящие коэффициенты. Их значения – от ноля до 0,67 в зависимости от вредности отходов. Они введены специально для организаций и ИП, чтобы те наносили меньше вреда окружающей природе за счет использования более современных технологий.

Порядок перечисления

Согласно последним изменениям, платить за негативное воздействие с 1 января 2016 года нужно не позже 1 марта следующего года после отчетного периода. А если опоздаете, Росприроднадзор имеет полное право наложить штраф.

Кроме того, с 1 января 2016 года плательщики (кроме малого и среднего бизнеса) должны вносить поквартальные авансовые платежи (кроме IV-го кв.). Срок – не позже 20-го числа месяца за последним месяцем каждого квартала. Размер авансов по новым ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2016 год – четверть части суммы платы за прошлый год.

Новая форма "Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду" официально утверждена документом Приказ Минприроды России от 11.10.2018 N 509.

Подробнее о применении формы:

  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду – 2016

    Оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за НВОС. Законом не введена обязанность представления отчетности о плате (расчетов, деклараций) в... Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Подробнее о нововведениях читайте в материале «Проверь себя: плата за негативное воздействие на окружающую среду в...

  • Является ли плата за НВОС обязательством предприятия общепита?

    В федеральном законодательстве изменений вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду? Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду всегда вызывал множество вопросов... без подачи какой-либо отчетности. Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду плательщики должны будут представить в... приказа «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» (срок – III ...

  • Об отражении в учете и отчетности переплаты по экологическим платежам

    1 марта года, следующего за отчетным периодом. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду подается в Росприроднадзор не... позднее 10 марта года, следующего за отчетным... ; заявление о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду; акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду. Обратите...

  • Учет платы за НВОС при УСНО

    Вопросам о таких платежах. По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре... № 7-ФЗ) Порядок представления отчетности Декларация представляется не позднее 10 марта... категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту... негативное воздействие на окружающую среду (соответственно, не включается в государственный реестр и не подается заявка о...

  • Плата за НВОС - 2017

    И взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС), утверждена новая форма декларации и порядок... были утверждены новая форма декларации о Плате за НВОС (далее - Декларация) (приложение № 2 к... территориального органа Росприроднадзора о получении с указанием даты на бумажном носителе... . Информацию о платежной базе представляют за отчетный период в составе Декларации (п... об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, используют формулу, указанную...

  • Обзор изменений законодательства за сентябрь 2016 г.

    ... №913 Определены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Ставки установлены за 1 тонну загрязняющих веществ... внимание, в частности, на следующие моменты: декларация об отсутствии между участником... налоговой декларации. Суд сделал вывод о праве налогового органа сопоставить данные декларации... декларации по налогу на прибыль ФНС разработана новая форма декларации. Проект приказа размещен на... декларации по транспортному налогу На сайте regulation.gov.ru размещена форма сообщения о...

  • Обзор изменений законодательства за апрель 2016 г.

    Сведений о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант на дату представления декларации... состоянию на дату представления декларации. Установлено, что совершенными без нарушения Закона о валютном... охране окружающей среды» отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата должна... года отдельные положения Письма Росприроднадзора «О плате за размещение отходов». Суд указал, что...

  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за февраль 2018 года

    Налогоплательщиком налоговой декларации, в которой отражена соответствующая корректировка. Налог на добавленную стоимость... соблюдении указанной организацией, получившей документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность... уплачиваются неналоговые платежи - плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за пользование водным объектом, платежи за использование лесов, платежи...

  • Обзор писем министерства финансов РФ за июнь 2018

    11 "Регистрационный номер таможенной декларации" счета-фактуры возможно поставить... то, что обязательство по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает у субъектов малого и... государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического... в качестве обстоятельства, свидетельствующего о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды... реестр недвижимости записи о правах этой организации на земельный участок. Письмо...

  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за август 2016 года

    Денежных средств за непредставление налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за I квартал... о служебной командировке. Сумма налога на добавленную стоимость по расходам на проезд и наем... с начислением процентов за пользование указанными денежными средствами, о чем и было... /46432 Материальные расходы в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду (квартальных авансовых платежей) признаются для... , должна уведомить налоговый орган о переходе на данный специальный налоговый режим в...

  • Обзор изменений законодательства за июнь 2016 г.

    В действующей форме налоговой декларации по налогу на прибыль не предусмотрены строки... 2 к листу 02 декларации с указанием периода, за который осуществлена корректировка... . Также предлагается представлять с декларацией пояснительную записку... ежеквартальные авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду вносятся без подачи отчетности. Декларации о плате за загрязнение окружающей среды должны будут...

  • О представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

    Марта 2018 года необходимо подать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Декларация предоставляется в форме электронного документа... ;Декларация по плате за НВОС" размещена подробная инструкция по формированию и отправке декларации о плате... ;. Подать декларацию о плате на бумажном носителе возможно в следующих случаях: годовой размер платы за предыдущий... "Интернет". При подаче декларации о плате на бумажном носителе в обязательном порядке...

  • Порядок представления в Росприроднадзор декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

    Утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы" Декларация представляется не позднее... вносить плату, ошибок и неточностей; декларации в случае если объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, объекты... несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В приложении приводится форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также порядок...

  • Об утверждении формы декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

    ... "Минприроды России утвердило форму декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду" Не позднее 10 марта... , оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Декларация о плате представляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Декларация о плате может...

  • О плате за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе об авансовых платежах

    При подаче декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду хозяйствующий субъект осуществит перерасчет платы с учетом... платежей и указываются в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. В течение 2017 года... сумм платы, уплаченных за 2016 год и указанных в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Приказ... подачи какой-либо отчетности. Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду плательщики должны будут представить...

Плата за загрязнение окружающей среды – это вид сбора, который взымается с предприятий, негативно влияющих на природу. Помимо уплаты сбора, предприятия должны принимать меры по охране экологии и возмещать нанесенный ущерб. Регулирует правила уплаты Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Сбор уплачивается в Росприроднадзор (см. → ). В данной статье мы разберем какая плата за загрязнение окружающей среды.

Вредное воздействие на экологию, виды

Негативным влиянием на природу являются действия:

  • Выбросы в атмосферу вредных веществ стационарными объектами (трубы заводов, котельных, дизельные установки, резка и сварка металлов и т.д.);
  • Размещение отходов;
  • Загрязнение водных ресурсов сбросами;
  • Нанесение вреда почве и недрам земли.

Кто уплачивает сбор и объекты обложения

Платеж распространяется на физические и юридические лица, в том числе иностранные, на предприятия, организации, учреждения, индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность на территории РФ, связанную с природопользованием.

Объектами обложения являются стационарные объекты : объекты на земле, загрязняющие почву или выбрасывающие вредные вещества в воздух; объекты, на которых размещаются отходы (отвал, полигон, хранилище и т.д.).

Плата взымается по каждому объекту.

С 1 января 2015 года за выбросы в атмосферу не взымается плата с транспортных средств организаций и ИП.

По мере воздействия на экологию объекты делят на группы:

Объекты 4 группы освобождаются от уплаты платежа.

Сроки уплаты

Согласно новой статье 16.4 Закона № 7-ФЗ сбор уплачивается и предоставляется расчет по нему за календарный год до 1 марта года, следующего за отчетным (ранее сбор платили за квартал).

Каждый субъект РФ предоставляет отдельный расчет. Если на одном субъекте расположено несколько объектов, то расчеты по ним вносятся в единый расчет.

Расчет платежа

Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003 установлены:

  • Предельно допустимые нормативы и лимиты выбросов и сбросов в рублях за тонну, отходов – за единицу их размещения;
  • Коэффициенты с учетом экологии в разных регионах России.
  • Дополнительные коэффициенты для природоохранных зон (санатории, курорты, заповедники и т.д.).

Ставки ежегодно увеличиваются с учетом инфляции. В 2016 году коэффициент инфляции составляет 2,56, а в 2017 – 2,67.

Алгоритм расчета

  1. В первую очередь нужно узнать точные нормативы, обратившись в свой территориальный Росприроднадзор. Для этого нужно дать информацию: о виде деятельности, о выпускаемой продукции. На основании данных объекту присваивается группа (по уровню негативного воздействия) и устанавливаются ставки. Выдается разрешение, в котором прописаны нормативы и лимиты. Так же выдается свидетельство о классе опасности отходов.
  2. Определить объемы выбросов или сбросов. Для этого можно пригласить специализированную организацию.
  3. Произвести расчет, согласно правилам постановления Правительства РФ № 632 от 28.08.92.

Размер платы в пределах допустимых нормативов определяется:

Ставка нормы * объемы загрязнений* дополнительные коэффициенты.

Размер платы в пределах лимитов определяется:

Ставка лимита* (объем загрязнений лимитных – объем загрязнений в пределах допустимых нормативов) * дополнительные коэффициенты.

Размер платы за загрязнения сверх лимитов определяется:

Ставка лимита * (фактический объем загрязнений – объем лимитных загрязнений) * дополнительные коэффициенты*5 (25).

При нескольких видах загрязнений, расчет ведется по каждому виду, потом полученные результаты суммируются.

В зависимости от соблюдения норм и лимитов применяются коэффициенты с 2016 года по 2019 следующие:

Случай применения коэффициента Коэффициент
Отходы, переработанные самостоятельно в производстве, пущены во вторичное использование 0
Выбросы (сбросы) в пределах установленных нормативов 1
Масса отходов в пределах установленных лимитов 1
Выбросы в пределах объемов временно допустимых выбросов в период мероприятий по охране экологии и повышении эффективности защиты природы. 5
Массы отходов, превышающие установленные лимиты 5
Выбросы (сбросы), превышающие объем, установленный специальными разрешениями 25

Остальные коэффициенты, применяющиеся в расчете:

  • Коэффициент экологической значимости (в каждом регионе свой по атмосфере, почве и воде);
  • Дополнительный коэффициент для особых природных зон равен 2 (какие именно зоны: районы крайнего севера и приравненные к ним районы, охраняемые заповедные зоны, национальные парки, курорты, санатории, зоны стихийных бедствий, зоны под действие международных конвенций);
  • Дополнительный коэффициент на выбросы в атмосферу городов равен 1,2 (если объект зарегистрирован в городе);
  • Коэффициенты инфляции равны: в 2016 году 2,56, а в 2017 – 2,67.

В целях стимулирования организаций проводить меры по эффективному использованию отходов и защите окружающей среды, с 1 января 2016 года введены коэффициенты, уменьшающие ставку платежа:

Класс опасности отходов Природоохранные меры Коэффициент
5 Создание предприятиями добывающей промышленности полостей в почве для размещения отходов. 0
Отходы производства или потребления в пределах лимитов Отходы размещены на объектах, которые являются собственностью организации (например, мусорный контейнер на территории, принадлежащей организации). 0,3
4 и 5 Отходы добывающей и перерабатывающей промышленности, образовавшиеся в результате проведения утилизации. 0,5
3 0,64
4 Результат обезвреживания отходов 3 класса 0,49
4 Результат обезвреживания отходов 2 класса 0,33

Пример #1. Расчет платежа за негативное воздействие на окружающую среду

Организация использует дизельную установку, которая зарегистрирована в Уральском экономическом регионе, в городе Екатеринбург. За 2016 год установка потребила 3000 литров дизеля. Выбросы составили в пределах установленных норм. Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?

Расчет ведется в тоннах, поэтому литры дизеля нужно перевести в тонны:

  1. Перевести в кг, для этого литры нужно умножить на плотность: 3000*0,83=2490 кг.
  2. Кг перевести в тонны: 2490/ 1000=2,49 тонн.
  • Ставка платы за дизель составляет 2,5;
  • Установка зарегистрирована в Уральском регионе, поэтому коэффициент экологической значимости составит 2;
  • Установка зарегистрирована в городе, поэтому применяется дополнительный коэффициент 1,2;
  • Коэффициент инфляции на 2016 год составляет 2,56;
  • Выбросы в пределах нормы, поэтому коэффициент соблюдения норм составит 1 (таблица 2).

Сумма платежа составит:

2,49*2,5*2*1,2*2,56*1=38,25 рублей.

Пример #2. Расчет платежа за сброс в водные ресурсы

Предприятие находится в республике Карелия.Допустим, за 2016 год осуществило сброс в водные ресурсы Магния 2 тонны, в том числе:

  • В пределах норматива – 0,8 тонн;
  • В переделах лимита – 1,5 тонны.

Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?

Нам известно (согласно нормативным документам):

  • Ставка за сброс магния в пределах нормы 6,9, а в пределах лимита 34,5
  • Коэффициент экологической значимости республики Карелия (Бассейн Балтийского моря) равен 1,13;
  • Карелия – район, приравненный к районам Крайнего Севера, поэтому применяется коэффициент для особых природных зон – 2.
  • Коэффициент инфляции 2,56;
  • Коэффициент сверхлимитного загрязнения 5 (таблица 2).

Порядок расчета:

  1. Определить плату в пределах норматива: 6,9*0,8*1,13*2*2,56=31,92
  2. Определить плату в пределах лимита: 34,5*(1,5-0,8)*1,13*2*2,56=139,72
  3. Определить плату сверх лимита: 34,5*(2-1,5)*1,13*2*2,56*5=499

Общая сумма составит:

31,92+139,72+499=670,64 руб.

Предприятие заплатит 670,64 рубля.

Порядок постановки на учет

Порядок постановки на учет прописан в новой статье 69.2 Федерального закона № 219-ФЗ. правила действуют с 1 января 2015 года.

В течение шести месяцев с даты ввода в эксплуатацию объекта организация-плательщик обязана встать на учет в Росприроднадзор. Предприятия, которые ведут деятельность на объектах еще до первого января 2015 года, должны встать на учет до 2017 года. Для этого нужно подать соответствующее заявление в бумажном или в электронном виде с электронной подписью.

Организации выдаются нормативы на пять лет. Ежегодно организация обязана подтверждать неизменность данных.

Если у плательщика произошли какие-либо изменения, то в течение 30-ти дней об этом нужно уведомить Росприроднадзор.

О каких изменениях нужно уведомлять:

  • Замена или преобразование организации;
  • Смена реквизитов (наименование, адрес и т.д.)
  • Изменение места регистрации объекта;
  • Изменения в технологии, влияющие на виды и объемы выбросов (сбросов, отходов);
  • Изменения в обезвреживании выбросов или отходов.

Если организация прекращает вести деятельность на объекте, то нужно подать акт о ликвидации или консервации объекта. В этом случае организацию снимают с учета и платеж не платится.

Организации, работающие на объектах 1,2 и 3 групп с 1 января 2015 года обязаны составлять программу экологического контроля. По итогам отчетного периода в Росприроднадзор подаются сведения о назначенных лицах по контролю, о проведенных мероприятиях и о результатах контроля.

Отчетность по платежу

До 10 марта года, следующего за отчетным нужно предоставить в территориальный орган Росприроднадзора форму «Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду».

Помимо Декларации необходимо представлять технический отчет, подтверждающий неизменность производства и сырья. Технический отчет подается через год, после утверждения нормативов и в течение 10-ти дней. Например, нормативы утвердили 15.03.2016 года, значит отчет нужно подать до 25.03.2017 года. И так ежегодно. Отчет так же подается и в бумажном, и электронном виде. Если его не предоставить, то платеж будет исчисляться как сверхлимитное загрязнение.

Если у организации есть опасные отходы, то нужно предоставить паспорта на каждый вид отходов, подтверждающие класс опасности (исключение – 5 класс опасности).

Штрафы и санкции за нарушение правил уплаты

Вид нарушения Штраф с организации Штраф с должностных лиц Штраф сграждан
Умышленное искажение или скрытие информации:

– о состоянии окружающей среды и природных ресурсов;

– о загрязняющих источниках;

– о возникновении радиации.

20-80 3-6 0,5-1
Умышленное искажение или скрытие данных:

– полученных в результате проведения плана по экономическому контролю;

– в заявлении при постановке на учет;

– в декларации;

– отчета о выполнении мер по повышению эффективности использования отходов.

20-80 3-6 0,5-1
Несвоевременная постановка на учет или отсутствие постановки на учет 30-100 5-20
Отсутствие паспортов с указанием класса опасности отходов До 100

За просрочку платежа начисляются пени в размере 1/30 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки.

Ответы на актуальные вопросы по плате за загрязнение окружающей среды

Вопрос №1. Нужно ли платить плату за негативное воздействие на природу офисам?

Если есть отходы от компьютерной и орготехники, лампы, бытовые отходы, то платить платеж нужно. Если офис заключит договор со специализированной компанией по утилизации отходов и отходы перейдут в собственность этой компании, то платеж будет платить эта компания, а не офис.

Вопрос №2. Освобождены ли от платежа арендаторы?

За объект взымается платеж, не зависимо от формы собственности. Если в договоре аренды оговорено, что плату вносит арендодатель, то тогда арендатору платить платеж не нужно.

Вопрос №3. Что будет, если не получить паспорт на отходы?

Если на предприятии имеются отходы с классом опасности, то на них обязательно нужно получить паспорта. В противном случае грозит штраф до 100 000 рублей.

gastroguru © 2017