Праздник коляда. Коляда — бог молодого солнца, и посвященный ему праздник зимнего солнцестояния. Как отмечали Коляду юноши и девочки - колядки, старинная народная традиция

(отмечаемый 25 стужня декабря, через несколько дней после зимнего солнцестояния - когда день уже «на воробьиный скок» прибыл) - один из важнейших святодней Кологода. С кануна Коляды начинаются зимние святки - период празднеств и гуляний, длящийся целых две недели и завершающийся Водокресом (6 сеченя января). Святки делятся на две части: Святые Вечера (длящиеся до Щедреца - 31 стужня декабря) и Страшные (Ворожные) Вечера (с 1 сеченя января до Водокреса). О сию пору совершаются многочисленные обряды, ходят по городам и сёлам ряженые, пирует да веселится народ… О том, как праздновали зимние святки в старину и о том, как это делают современные родноверы - хранители Пращуров, и пойдёт наш рассказ.

С праздником Вас дамы и господа!!!

Праздник Коляды (отмечаемый 25 стужня декабря, через несколько дней после зимнего солнцестояния - когда день уже «на воробьиный скок» прибыл) - один из важнейших святодней Кологода. С кануна Коляды начинаются зимние святки - период празднеств и гуляний, длящийся целых две недели и завершающийся Водокресом (6 сеченя января). Святки делятся на две части: Святые Вечера (длящиеся до Щедреца - 31 стужня декабря) и Страшные (Ворожные) Вечера (с 1 сеченя января до Водокреса). О сию пору совершаются многочисленные обряды, ходят по городам и сёлам ряженые, пирует да веселится народ… О том, как праздновали зимние святки в старину и о том, как это делают современные родноверы - хранители Традиции Пращуров, и пойдёт наш рассказ.
В праздник зимнего Солнцеворота в честь Солнца возжигают священные костры, приносят жертвы… В обрядовых песнях народная Традиция донесла до нас память о древнем ритуале славления Богов:
«За горою крутою, за рекою быстрою
Стоят леса дремучие, огни горят горючие
Вокруг огня люди стоят,
Люди стоят, колядуют…»

«За рекою за быстрою
Леса стоят дремучие,
Огни горят великие,
Вокруг огней скамьи стоят,
Скамьи стоят дубовые,
На тех скамьях добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы
Поют песни — колядушки,
В средине них старик сидит,
Точит он свой булатный нож,
Котел кипит горючий,
Возле котла козел стоит,
Хотят козла зарезати»

На Коляду в старину творился обряд обновления Огня: все Огни в селении тушились, и при помощи трения добывался Новый (иначе - Живой). Новым Огнём зажигали обрядовый костёр (в котором было принято сжигать старые вещи - для очищения от отжившего свой срок), а после Огонь разносился по домашним очагам. В это же время катали с горы горящее колесо - символ набирающего силу Солнца:

«Колесо, гори-катись,
Со Весной Красной вернись!»

В канун Коляды (вечером 24 стужня декабря) начинается святочное ряжение. Ряженые (называемые в народе также славцами, нарятчиками, окрутниками, кудесниками, колядовщиками и т.п.), одев личины, ходят по домам, поют особые обрядовые песни (колядки), веселят люд потешными представлениями (в коих нередко бывает скрыт глубокий смысл) и собирают подарки. Колядное хождение может продолжаться все две недели святок; в старину окрутники обязательно обходили все дома в селении. Немногие люди сейчас знают изначальную суть этого обычая; для большинства колядование - просто традиционное развлечение и не более того… А дело здесь вот в чём: ряженые являются своего рода «представителями» обитателей Иного Мира: об этом свидетельствуют и их маски («старик», «старуха», «мертвец», «чёрт», «кикимора») и исполняемые ими обрядовые песни. К примеру, в некоторых белорусских колядках колядовщики прямо заявляют, что их «прислали Деды по блины». «Дедами» же, как известно, называли (и называют) умерших Предков… Есть, правда, и другие группы личин, которые не имеют отношения к Тому Свету: это маски животных («коза», «медведь», «гусь», «бык»), инородцев («цыган», «еврей», «арап») и представителей чуждых для деревенских жителей профессий («шерстобит», «коновал», «солдат»). Личины животных, по мнению учёных, связаны с тотемистическими представлениями и культом плодородия, а две последние группы масок, судя по всему, появились поздно и в древнеславянской культуре отсутствовали. Все эти разнородные личины объединяет одно: они изображают существ, чужих (конечно, в разной степени) для обитателей поселения, где происходит колядование. К слову сказать, в традиционных народных представлениях инородцев нередко считали колдунами, связанными с потусторонним миром… Ряженые не просто веселят народ, они выполняют важные задачи. Во-первых - собирают дары для обитателей Иного Мира (в древности часть наколядованного, по-видимому, приносилась в жертву, а часть - поедалась колядовщиками на поминальной трапезе, разделяемой с Предками). Во-вторых, благословляют хозяев, желая всяческих благ в новом году, и совершают обряды, цель которых - обеспечить плодородие, богатство и удачу. Пожалуй, наиболее известный из подобных обрядов - «зерносып»: посыпание зерном на счастье, сопровождаемое обрядовой песней.

Например, такой:
Сею, вею, повеваю,
Я пшеницей посыпаю,
С Новым годом поздравляю!
Сею, вею, повеваю,
Овёс, ячмень посыпаю,
Счастья, радости желаю!
Чтобы в поле уродило,
Чтобы в хлеву удвоило,
Чтобы детки подрастали,
Чтобы девок взамуж взяли!

Тем же хозяевам, которые скупятся на подарки, колядовщики угрожают и желают разнообразных бед, а вдобавок, нередко ещё и вредят хозяйству: бьют горшки и окна, разрушают забор, уносят и разбивают ворота дома… А ведь, согласно народному поверью, как встретишь Новый Год, так его и проведёшь!
Зимние святки - время поминовения Пращуров. В эти дни души умерших Предков посещают свои семьи, и нужно почтить Родителей, принеся им требу. Для этого на праздничный стол ставят лишнюю миску, в которую откладывают по ложке от каждого блюда. На ночь эту миску оставляют на столе, а после хозяин дома уносит её на улицу под деревья, бросает в огонь или топит в воде. Первый поминальный обряд (в канун Коляды) в старину совершался таким образом: после семейной молитвы глава семьи зажигал свечу и прилеплял её к одному из хлебов, лежавших на столе. Затем - уходил во двор, приносил вязанку соломы или сена, застилал им передний угол и прилавок, расстилал чистую скатерть или полотенце и на приготовленное место (в красном углу) ставил зажиночный или обжиночный (то есть, сжатый первым или последним) необмолоченный сноп, называемый «дедом». После этого вся семья опять становилась на молитву, а затем уже начиналась трапеза, на которой обязательно присутствовали обрядовые поминальные блюда (блины, кисель, кутья). Ели, как и положено на поминках, в молчании … Вспоминают на зимних святках и о тех умерших, которых некому помянуть - для них выставляют блины в слуховое окно. Чтобы почтить Предков совершаются и другие обряды: во дворах жгут костры (для согрева душ мёртвых), зажигают свечи на могилах родичей… Проводы Пращуров обратно в Иной Мир обычно совершаются в конце святок.
Особо следует рассказать о ритуальном снопе («деде», «дидухе», «коляднике» и т.п.), который ставится в красном углу. Существуют разные мнения касательно его значения. Юрий Петрович Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» утверждает, что зажиночный (сжатый первым) сноп является изображением Божества: «Начиная жатву обычно с ячменя или жита, юрьевцы зажинали Первый Сноп и называли его Пращуром, ставя в красном углу под иконами. По Спожинах Сноп этот относили на чердак, где он и оставался, укрытый вышитой скатеркой, до Рождества. В Канун его торжественно вносили в хату, на чистую половину, ставили в углу, под иконами и называли, входя в эту комнату: «Поздоровь, Боже, Пращуре!» В других местах его называли Дедом, Прадедом и Зажинец, Спожинец и т.д., но основное его значение Деда Вселенной остаётся везде, если даже его открыто и не говорят. Всякий раз люди подразумевают, что Первый Сноп — дар Богу или что он — изображение Бога-Отца (…) Пращур был непременным свидетелем свадьбы, его сажали в красном углу с широкой цветной лентой наискось как «Болярина», а посажённые отец с матерью, входя в избу, кланялись иконам, крестились трижды и говорили, обращаясь к Снопу: «Буди здрав, Пращуре!» Из этого видно, что Первый Сноп был как бы изображением, иконой Бога, Деда Вселенной, Сварога» . В «Велесовой Книге» сказано: «Влес ведь учил праотцев наших землю пахать и злаки сеять и жать, снопы свивая, в полях страдных, и ставить Сноп у огнища и почитать его как Божественного Отца» . Согласно другой версии, колядный сноп является вместилищем духа - покровителя урожая: по народным поверьям, дух поля прячется от жнецов в последнем (обжиночном) снопе. Возможно, ритуальный сноп - это символ (и или, опять же, вместилище души) Предка: на это указывает его название («дед») и присутствие на поминальной трапезе в канун праздника. Впрочем, «дух поля» и «дух Предка» - понятия отнюдь не взаимоисключающие … Обе приведённых трактовки снопа (как изображения Божества дара Божеству и вместилища духа символа Предка) также не исключают друг друга: вполне возможно, они просто относятся к разным ритуальным предметам. Дело в том, что в традиционной культуре первые плоды обычно приносились в жертву, а жертва иногда могла изображать Божество, которому она предназначалась. Соответственно, вполне логична интерпретация зажиночного (первого) снопа именно как жертвы Богу (и, в то же время, его изображения). Последний же (обжиночный) сноп, считался местом обитания «духа поля», а потому его значение в обрядовой практике - совершенно иное, нежели у первого… Так или иначе, по истечении определённого времени, «колядник» ритуально сжигали. Делалось это на второй день святок (26 стужня декабря), на третий день или же на Новый Год (1 сеченя января). Палили «деда» до восхода солнца на воротах, на улице перед ними или в саду. В народе верили, что дым от ритуального снопа способствует плодоношению деревьев, защищает их от мороза и вредителей. Через Огонь прыгали, чтобы быть здоровыми в новом году, а детей проносили сквозь дым на руках. Зёрна от «колядника» сохраняли и высевали весной; кроме того, по свидетельству Ю.П. Миролюбова: «На Новый Год несли колоски из Пращура скотине, курам, животным, чтобы и они попробовали зерна Пращура, чтобы хорошо родились, были здравы и благополучны. (…) Из выдернутой из него соломинки зажигали огонь на «Зворожины» (…) В «колобрагу», род пива, приготовлявшегося к Рождеству, бросали тоже соломинку из Пращура, и та в ней плавала все время брожения, оставаясь в ней и в самый канун, когда брагу пили. Из зерна Пращура делали снадобье для лечения мокнущего лишая на лице: брали зерно, шли к кузнецу, где тот, разжегши кусок железа, прикладывал его к зерну. Из последнего текла темная, пахнущая горелым, маслянистая и дегтеобразная жидкость. Этой жидкостью мазали лишай и обычно он исчезал. Пращуровым зерном кормили петуха ночью, беря его с насеста и внося в дом под крещенье, на Рождество. Зерно считали, сколько склюет, по числу судили о «чете или «начете», добре и зле» . Нередко в обряде сжигания «деда» сноп заменялся соломой или сеном (также называемых «дедом»), которое в канун Коляды лежало на столе и в доме. В некоторых сёлах жгли один общий костёр из соломы, в нём сжигали личины, использовавшиеся ряжеными, а сами окрутники прыгали через Огонь (для очищения после контакта с Иным Миром). На мой взгляд, наиболее вероятное значение ритуального сожжения «деда» - проводы души Предка-покровителя урожая обратно на Тот Свет. Впрочем, возможна и другая интерпретация - принесение в жертву первого снопа…
Во время зимних святок совершаются и обережные обряды. В старину перед поминальной трапезой в навечерие Коляды глава семейства со свежеиспечённым хлебом, мёдом и маком, а сын (или кто-либо ещё из членов семьи) с горящей свечой трижды посолонь (по часовой стрелке) обходили дом и весь двор. В хлеву скот осыпали диким маком и окуривали дымом волшебных трав, а в порог втыкали топор. Широко известное рисование крестов на дверях (на Крещение) также является одной из разновидностей защитной волшбы; следует отметить, что крест как оберегающий символ (равносторонний крест - знак Огня и Солнца) был известен нашим Предкам задолго до появления христианства… Святки также являются временем прорицания будущего: в славянской Традиции известно множество самых разнообразных видов гаданий - подблюдные, по кутье, по Огню и т.д. и т.п. Некоторые из них (например, подблюдные) являются сугубо святочными и в другое время не устраиваются…
И, наконец, несколько слов об очень важной вещи. Согласно древним верованиям, во время зимних святок границы между Мирами тонки и легко преодолимы. Именно поэтому на святки в наш мир приходят души Пращуров и даже Боги:

«Застилай столы, клади пироги
Застилай столы все тесовые
Клади пироги пшеничные
Придут к тебе гости любые,
Гости любые - сам Господь с неба,
Сам Господь с неба с тремя братьями:
Первый братец - красно Солнышко,
Второй братец - светел Месяц,
Третий братец - дробный дождичек!»

По этой же причине святки - время разгула нечисти и время гаданий. По традиционным представлениям, в конце каждого года Мироздание становится старым, немощным и приближается к черте Хаоса. Оттого и истончаются границы между Мирами… Зимний Солнцеворот - начало обновления Вселенной, восстановления Порядка, продолжающегося в течение всех двух недель святок и завершающегося Водокресом.

Даже и не подозревают люди, насколько напряжена планета! Все условия, которые государства создают, сравнимы с вулканом. Каждая волна действий насыщается разрушением. Нет таких положений, которые указывали бы на продвижение к спасению. Но чем удушливее, тем скорее может разрешиться великая мировая проблема. Сферы надземные тоже волнуются. Истинно, каждый устремленный в будущее дух может чуять то Нечто, о котором знают лишь Владыки. Именно нужно думать о надвигающихся тучах, которые неминуемо разрушат страны, идущие против Света. Новая заря уже светит на темном горизонте. Уже события идут, и новые силы строят лучшее будущее. Потому нужно задуматься о явлении огненной стихии, ибо кто от Огня, тот восторжествует с Огнем.
Мир Огненный III, 139

"Коловорот" — древнеславянский календарь — новый взгляд на систему счета времени, хотя новое — это хорошо забытое старое. Все идеи стары, как мир, но в целом могут быть интересны и полезны сейчас, когда все совестливые и разумные люди обращены к нравственным и экологическим проблемам. Это не только другой способ исчисления, но и попытка возродить, оживить традицию празднования календарных, то есть связанных только с астрономическими событиями, с природными циклами праздников, чтобы тем самым углубить единение человека с природой.
В наше сложное время стало модным обращаться к старым, экзотическим, языческим обрядам на природе, хочу напомнить, что истинное и полезное участие в праздниках по древнеславянским традициям, требует в наше время знания о Природе и человеке, знания высоконравственных норм и принципов человеческого общежития, знания национально-славянохристианских традиций и что сами истинные славяне отвергали исказивших знания предков и называли их "иноязычники" — язычники.
Систему "Коловорота" можно рассматривать как некую астрономическую, математическую модель с логической чередой праздников, обрядов в честь светил и созвездий. Многие природы совпадают с христианскими, наверное, потому, что все истинное неразделимо и славянорусы смогли эту ценность сохранить. Традиционные календарные : Колядование, Масленица, Купала отмечают сейчас те люди, которым небезразличны заветы наших предков, которые уберегли в себе радость, веру, путь познания и не отвергают все хорошее, накопленное Праотцами.
Годом "Коловорота" считается время от одного солнцеворота до следующего. Год разбит на дни, седмицы, четверики, кварталы. Каждый период и каждый день в календаре живой, как сама Природа, имеет свое имя, приметы и традиции. Человек, вписавшийся в гармоничный круг года (в его законы), приобретает здоровье, светлый разум, силу телесную и творческую.
В году четыре квартала — четыре седмицы от коловорота (364 дня: 4 периода — 91 день — одна седмица). Первая — Пробуждение, вторая — Зарождение, третья — Созревание, четвертая — Засыпание. Все эти периоды отражаются на духовном, телесном здоровье человека и на его жизнедеятельности.
Главные праздники Коловорота приходятся на Солнцестояния и Равноденствия — это вершины или макушки. В старину, когда люди были ближе к природе и сверяли свою жизнь с небом, эти праздники длились 7-9 дней. Между "макушками" отмечались встречи (сречи), которые больше привязаны к лунному календарю и растянуты по времени: три заклички весны, три предлетья, три Спаса — встречи осени, три зазимья.
1-я макушка — зимний Солнцеворот, праздник нового года, он же Коляда, зимние Святки Новолетник, дни Рода отмечается с 19 по 27 декабря. Старые Святки со дня Солнцеворота. В христианской традиции — Рождество Христово, Святки, Крещение.
2-я макушка — весеннее равноденствие, праздник Лели, Масленица, Красная горка. (17 — 25 марта по Григорианскому стилю). В православном календаре это Благовещение Пресвятой Богородицы, Светлый праздник Пасхи.
3-я макушка — летний Солнцеворот, праздник Живы, Купала приходится на 18 — 26 июня. В православном календаре — день Иоанна Крестителя, в народном календаре произошло соединение и получило название Ивана Купалы.
4-я макушка — осеннее равноденствие, праздник Лады, Осенины — 20 — 28 сентября. В православии — Воздвижение Честного креста Господня и Рождество Пресвятой Богородицы.
Между макушками идут сречи — встречи времен года. Основных среч тоже четыре: Начало весны — Велесова среча (3 — 9 февраля), в православии — Сретение. Начало лета — Ярилина среча, Егорий вешний (5-11 мая), в православии Георгий Победоносец. Начало осени — Перунова среча (1-7 августа), в православии — Спасы: медовый, яблочный и ореховый. Начало зимы — Макошина среча (3-9 ноября), в православии — Покров — первое Зазимье, Параскева Пятница, Зимняя Казанская.
Праздник — это сакральное время, концентрация всех благостных сил, время молитв и очищения. Славяне никогда не просили Богов, а только славили и были едины с ними во всех жизненных и природных проявлениях или во всех началах духовного и живого начала Всевышнего.
Обряд — время Бога, проявления Бога в нас, время откровений. Обряды проводятся на "крестцах" — на пересечении магнетических потоков Земли — "на добром месте" — это и Красная горка, это и Церковь.
Праздник состоит из трех частей: зачин, пир, игрища.
Центр праздника, обряда — человек — создание богоподобное, излучающее главную — космическую силу — ЛЮБОВЬ!
"Но пора нам собираться в Путь далекий, край родимый".
(Из русской народной песни).
"Так мы шли и не были нахлебниками, а были славянами — русами, которые Богам славу поют и потому — суть Славяне".
(Книга Велеса)
"Мифологические представления древних славян — настоящий кладезь мудрости наших предков. Это представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе".
"Народная память восточных славян — русских, украинцев, белорусов — сохранила элементы архаического мировоззрения в более чистой форме, чем другие ветви славянства. Это можно проследить в народной культуре — в фольклоре, в слове, в одежде в быту, в прикладном творчестве, в мифологии".
Л. Васильченко,
г. Норильск

Колядование

Статья из «Коловорота-2002»

Зима силу набирает, а Солнце на весну поворачивает: свету становится больше, день длиннее. п риходит Коляда - маленький Коло, юное нарождающееся Солнце, несущее свет, тепло и радость. Среди холодной зимы, когда всё замерзает и находится в состоянии летаргического сна, Коляда дарит людям праздник надежды: морозы не вечны, окрепнет Солнышко и вернётся тепло. И люди, отложив все заботы, позабыв все печали, от души веселятся, встречая новый год.

Пекут колядки : из постного ржаного (или смешанного ржаного и пшеничного) теста делают небольшие круглые, тонкораскатанные лепёшки. В них складывают начинку (ягоды, грибы, творог) и защипывают края. Выпекают до готовности.

п осле застолья молодежь рядится в маски-хари и с гудошеньем, с прибаутками, с пустым мешком для подарков идёт колядовать. Колядовщики несут солнышко с зажженной в нём свечой или другим огнём. Солнышко украшено цветными лентами, сухими цветами, высушенными в песке с прошлого лета, соломой с колосьями.

Эй, хозяйва, отворяй ворота, выходи встречать посланников Коляды - вестников рождения нового мира.

Как пошла Коляда, Коляда молода, до Петрова то двора.

Уж ты ласточка, ты касаточка, Ты не вей гнезда во чистом поле,

Ты завей гнездо у Петра на дворе!

Дак дай ему бог полтораста коров.

Колядовщики разбрасывают зерна на хороший урожай, посыпают снег цветным толченым мелом в знак близкого цветения полей, разбрасывают цветные лоскутки, вырезанные в форме листьев и цветков. Вестники поют песни, славят Рода, богатство и плодородие, восхваляют хозяина и хозяйку.

Здравствуйте, хозяин с хозяйкою!

Дайте сала кусок, чтоб кабан был высок!

Вы нас будете дарить - мы Вас будем хвалить

А не будете дарить, тогда будем корить.

Подавайте, не ломайте, не закусывайте!

Не дадите пирога - сведём корову за рога!

Хозяева ублажают посланников брагой, оладьями, пирогами, а в мешок ссыпают сало, печенье, сласти или деньги. В старину, когда живой огонь был единственным источником тепла и света, хозяева гасили свой огонь и зажигали новый от Колядина Огня. После праздника старый мир не возвращается, а возрождается обновленным.

Статьи на тему:


  • Как грамотно использовать традиции других народов: после четвертого тоста – прыжки на доске, после седьмого – гонки с яйцами, после десятого гасим свет… Новый год можно назвать самым популярным пра...

  • Яйцо — главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается новое существо. С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот о...

  • Традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I. В 1699 году он издал указ, которым ввел новое летоисчисление - от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать по-европейс...

  • Создание Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего ритуала приписывается советской власти и приурочивается к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена елка....
  • Дед Мороз VS Санта Клаус
    А наш дед Мороз в пограничных войсках, Наш дед Мороз в пограничных носках, Наш дед Мороз в тулупе и кирзочах, Пьяный как усе!… Для тех, кто думает, что все знает, или наоборот понятия...

  • Все мы хотя бы краем уха слышали о Дне святого Валентина, иначе называемом Днем всех влюбленных. Традиция отмечать этот праздник пришла к нам из католического Запада, и мы на удивление быстро...

  • Благодаря этому выпуску вы сможете узнать, как прошло празднование нового года в разных странах мира: от Нью-Йорка до Бишкека и от Сиднея до Монтевидео, а также узнать немного...

Коляда - праздник славян, дата, с которой начинались Святки (25 декабря - день зимнего солнцеворота), а продолжались они до 6 января. Таким образом, еще до принятия христианства народ проводил обряды Коляды, восхваляющие бога неба - Даждьбога. Какого числа праздник Коляда отмечался после принятия христианства? Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Христа, и Святки уже отмечали с 6 по 19 декабря, т. е. от Рождества до Крещения. Эти рождественские традиции сохранились и до сих пор.

Коляда - уменьшительно-ласкательное от «коло», солнце-младенец (представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького возраста ребёнка пол ещё не играет никакой роли; само солнце у нас среднего рода).

Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, из поэтического представления о рождении молодого солнца, то есть солнца будущего года. (Это древнее представление о ежегодном младенце не умерло по сей день. Оно перенесено на понятие «новый год». На открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают новый год в виде мальчика, летящего в космосе).

(Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Калёнда, Кадм(перс)) — Бог Коляда — Бог, давший Родам переселившимся в западные земли: Календарь (Коляды дар) и свои Мудрые Веды. Бог-Покровитель землепашцев и Чертога Ворона во Сварожьем Круге. «Шестый Коляда, ежу же праздник прескверный бяше декабрия …» («О идолах Владимировых» ППЯ) Коло- древнейшее название солнца, круга (Кол также одно из народных названий полярной звезды) и Коляда означает круглый. От колo-круга произошли и такие слова как колесо, колач, колобок.

Коляда- древнейший бог Ас, который олицетворяет собой возрождение зимнего солнца и природы, в Персии (Перуна сияние) его почитали под именем Митра (Мини -минимальное, т- то, Ра - сияние).

Колядки празднуются с дня зимнего солнцестояния, когда день «на воробьиный скок” прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, и до дня Велеса. А так как по некоторым источникам считалось что Коляда сын Даждьбога то иначе праздник Коляды ещё назывался Даждьбожий день (в это время также была и самая длинная ночь поэтому она называлась ночью Карачуна т.е. укороченой). Это был день пиршеств, еды, веселья, жертвоприношений:

«Уродился Коляда Накануне Рождества. За горою за крутою Да за речкою быстрою Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят палюшие, Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют: — Ой, Коляда, Коляда, Ты бываешь, Коляда, Накануне Рождества!» Всем известно, что «колядовать» — петь праздничные песни, получая за это угощение и подарки, принято на Рождество. И как-то принято считать, что колядки связаны с Новым годом. Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре, они в декабре праздновали Рождество Коляды — рождение юного бога света и тепла.

Происходило это на нынешний день солнцеворота (21-25 декабря), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок — «щедровки»? Знаком Коляды было колесо с восьмью раскрашенными в яркие цвета спицами — знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь — пук соломы, свеча или факел. Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла. Коляду почитали также как бога который подарил людям новый кален- дарь.

У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло-колесо; круг — солярный знак солнца) наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» — «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль — лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.

Коляда праздновалась в так называемые зимние Святки (сочевник, сочельник) . Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро — «смерть»), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В этот вечер все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым.


И все же зимние Святки являются самым веселым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет «на разрисованном возочке на вороном конечке» в теплые страны (к весне и лету).

Позднее праздник Коляды был замещен праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. И у всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.


Надев маски, ряженый народ отправлялся по домам, колядовать. Любимым развлечением молодежи в Сочельник накануне Рождества (вечером 6 января) было колядование, прекрасно описанное в произведении Н.В.Гоголя.


Парни и девушки ходили по деревне и пели под окнами колядки - короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия, а те в уплату за пожелание одаривали их вкусной едой. Чем обильнее угощение, тем сытнее должен быть будущий год.


Вот одна из колядок, которые поют под окнами:

На новое вам лето,

На красное вам лето!

Куда конь хвостом –

Туда жито кустом.

Куда коза рогом –

Туда сено стогом.

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько елок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек,

Но и сулившие им страшные кары, если не дадут колядовщикам даров:

Коляда, коляда,

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога,

Кто не даст пышки,

Мы тому в лоб шишки,

Кто не даст пятачок,

Тому шею на бочок

По пропетии сих песен, колядовщицы получают несколько денег, или больше из пшеничного теста пироги, конфеты., фрукты; а молодым ребятам колядовщикам в иных местах выносят по ведру или больше пива, которое они сливают в возимую с собою бочку.

Наиболее распространёнными дарами для колядовщиков повсеместно были мучные изделия: специальные обрядовые печенья в виде коней, коров и птиц («калёдушки» в Московской губернии, «овсеньки» – в Рязанской; «козули» – во многих местностях), круглые пресные лепёшки (саратовские «колядашки», владимирские «колёдки») и блины, сдобные «кокурки» и «каракульки» в Новгородской и Владимирской губерниях, а также ватрушки, пироги - везде у русских. Помимо выпечных изделий обходчиков одаривали зерном, крупой, мукой, маслом, сметаной, яйцами, пивом, чаем, сахаром, деньгами.


Других календарных праздников до весны было не много, однако веселье в деревнях не затихало, ведь зима — это пора свадеб. А те девушки, у которых еще не было женихов, устраивали посиделки — собирались у какой-нибудь старухи, приносили прялки, вышивание, шитье проводили за рукоделием долгие зимние вечера, чтобы не было скучно, пели песни, рассказывали сказки, иногда готовили угощение и приглашали в гости парней.


Способов гадания - бесчисленное множество. Этот обычай идёт от желания общения с древней славянской богиней, которая представлялась в виде красивой девушки-пряхи, прядущей нить судьбы, нить жизни, - Сречи (Встречи) - с целью узнать свою судьбу. У разных племён синонимы «суд», «рок», «доля», «судьба», «жребий», «кош», «приговор», «решение», «выбор» имеют одно и тоже значение.


В день зимнего солнцестояния (25 декабря) надо было помочь солнцу набрать силу — потому крестьяне жгли костры, катали горящие колоса, символизирующие светило. Чтобы зима была не слишком суровой, лепили снежную бабу, изображавшую зиму, и разбивали ее снежками.

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей — то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом.

И ныне церковь старательно уничтожает малые остатки прежней славянской культуры, стремясь искоренять даже сказочных героев. В частности, не так давно в России по настоянию церкви был закрыт очень интересный музей Бабы-Яги. Церковь резко не одобряет и новогодних Деда Мороза и Снегурочку, но пока ничего не может поделать с этой народной традицией

«Уродился Коляда Накануне Рождества. За горою за крутою Да за речкою быстрою Стоят леса дремучие, Во тех лесах огни горят, Огни горят палюшие, Вокруг огней люди стоят, Люди стоят колядуют: – Ой, Коляда, Коляда, Ты бываешь, Коляда, Накануне Рождества!»

Всем известно, что «колядовать» – петь праздничные песни, получая за это угощение и подарки, принято на Рождество.


Однако обычай этот куда более древний, чем кажется. Еще в ту пору, когда Новый год славяне отмечали в сентябре, они в декабре праздновали Рождество Коляды – рождение юного бога света и тепла.

Происходило это на день солнцеворота (21-25 декабря), когда начинает, пусть на воробьиный скок, удлиняться день. В это же время чествовали щедрую богиню Ладу; не отсюда ли другое название колядок – «щедровки>?

Знаком Коляды было колесо с восьмью раскрашенными в яркие цвета спицами – знак солнца, а в центре колеса должен был гореть огонь – пук соломы, свеча или факел.

Призывая Коляду как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь. Поскольку Коляда был богом Асом из рода бога Сварога, обычным воплощением которого в домах считался большой сноп, то и Коляду изображал снопик или соломенная кукла.


……Значение слова Коляды у разных народов различно: У одних Коледа почитается за божество празднеств и также называются некоторые церковные обряды, а koledowatи (колодовати) означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками.

У Чехов, Болгар и Сербов Kolėda, а также wanoenj pиsnиeky значит — святочная песнь, chodиtи po Kolėde, (ходить по коледу) значит поздравлять с новым годом и за это получать подарки, от каждого, кто что может дать.


Коледа у Словаков означает Благословение домов, какое у них бывает около праздника трех царей, a koledowat – благословлять дома…..

Босняки, Кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год…. . Наконец от слова колядование произошло слово “колдование”.Коляда, в южной и западной Руси, собственно на кануне праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке Poccии под именем Авсеня или Таусеня, а у Литовцев известна под именем вечера колодок, или Блоккова, в котором почти везде в славянском мире и в русском готовится из зернового хлеба — каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индейский Перун-Цонгол и Угады, во время которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году…


В 19 веке под Москвою был обычай называть сочельник “коледою” и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сейчас — не знаем.

Есть предположение, что как празднование Коледы, так и её имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие Великороссийския губернии в XV веках

После колядок начиналась вечерняя трапеза. В это время заканчивался Рождественский пост. На стол традиционно готовилась кутья сочельницкая (блюдо из пшена и ячменя). Так же обязательным атрибутом рождественского стола были фигурки коров, овец и других животных из пшеничного теста. Фигурки дарили друг другу и украшали ими интерьер дома.



Имя Коляды и по сей день постоянно звучит в колядках, которые содержат старинные магические заклятья: пожелания благополучия дома и семье, требование подарков от хозяев – иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай – назывались Колядой.

Языческие колядные празднества хорошо сохранились и прижились в нашем времени.

Коляда - это старинный праздник, природный праздник, завещанный нам предками.

И сегодня, когда русский народ хочет знать свои корни, мы вспоминаем эти традиции, эти истории, эти северные сказки древней нашей земли!

Как празднуют колядки в России в 2020-ом году? Этот праздник пришел к нам из глубокой древности. А само слово «колядки» произошло от латинского слова «календа», которое обозначает первый день месяца или года (от этого же слова происходит, кстати, и слово «календарь»).

В конце года, в день зимнего солнцестояния (самый короткий световой день), славяне отмечали праздник рождения молодого, нового солнца – Коляды.

В наши дни этот праздник воспринимается просто как веселое представление с участием ряженых, однако в старину ему придавалось огромное значение, ведь славяне почитали солнце как божество.

Сохранилось предание, согласно которому в это время люди оказались в царстве смерти, а затем были освобождены. Чтобы нечистая сила не пленила их снова, они предложили духам различные дары.

Родные встретили тех, кто побывал в заточении, веселыми песнями и на радостях устроили гулянье. С тех пор народ стал отмечать Коляду – самый большой зимний праздник язычников. После принятия на Руси христианства он был приурочен к Рождеству и Святкам.

Как праздновали Коляду на Руси?

Как праздновали Коляду в прежние времена? Вечером накануне Рождества семьи собирались за праздничным столом, а затем молодежь отправлялась колядовать.

Ряженые обходили дома своих соседей, исполняя колядки, славя хозяев и желая им хорошего урожая, богатства, здоровья и благополучия в наступающем году. Подобный обычай существовал в России, на Украине, в Белоруссии, Болгарии и других странах.

***
Коляда, коляда,
Приходи издалека,
Один раз в годок,
Полюбуемся часок.
С морозом трескучим,
Со стужей колючей,
Со снегами белыми,
С вьюгой, с метелями.
Самокаты-сани
Покатили сами –
От села до села,
Коляда весела.

Считалось, что таким образом хозяев дома благословляют духи умерших предков. Поэтому к ряженым, как правило, относились доброжелательно и подавали им выпечку в виде домашних животных и птиц (например, коровы и петуха), домашнюю колбасу, вареные яйца.

Считалось, что такое одаривание обеспечивало семье благополучие в следующем году. Так что гости не стеснялись выпрашивать угощение.

***
Коляда, коляда!
Открывайте ворота,
Открывайте сундучки,
Подавайте пирожки.
Кто не даст пирожков,
Подавайте пятачков.

***
Пришла коляда, веселая коляда,
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, коляда,
Отворяй ворота, подавай пирога!
Подавай, не ломай, а по целому давай.

***
Пришла Коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест да лопата,
Корова горбата.

Когда начинается Коляда в 2020 году?

В старину этот праздник приходился на другие дни, чем сейчас, ведь до Октябрьской революции 1917 года в нашей стране был принят другой календарь.

Согласно ему, Рождество отмечали 25 декабря, после чего начинались Святки. Колядовать обычно начинали 21 или 22 декабря, во время зимнего солнцестояния, но чаще 25 декабря и продолжали до вечера 6 января.

Сейчас этот праздник в основном отмечают с 6 января, Рождественского сочельника (с появления на небе первой звезды), или 7 января (Рождества Христова по юлианскому календарю) по 19 января, на которое приходится Крещение Господне.

Даты празднования остаются неизменными, так что теперь вы знаете, какого числа будут колядовать в 2020 году.

Каковы традиции празднования колядок в России?

Люди обходят своих соседей, исполняя обрядовые песни, а в детских садах и школах проводят веселые праздники с конкурсами и танцами.

Один из колядующих несет шест со звездой, которая символизирует Вифллемскую звезду, возвестившую о рождении младенца Христа (в языческие времена на такой шест водружалось солнце).

Чтобы праздник прошел интересно и весело, можно устроить костюмированное представление, надев русские народные костюмы и костюмы животных.

Можно надеть меховые жилеты, шубы или дубленки мехом наружу, маски животных, прикрепить на голову небольшие рожки, украсить себя разноцветными ленточками.

Не забудьте взять мешок, куда будете класть угощение. В качестве музыкальных инструментов подойдут колокольчики, трещотки, свистульки, бубны.

Вы можете исполнять не старинные, а современные колядки, например, такие.

***
Колядуем, колядуем,
От семьи, к семье кочуем.
Мы расскажем вам стишки,
Вы нам дайте пирожки,
Ну а лучше бы монет:
Сами купим мы конфет.
А еще орехов горстку
И вина возьмем наперсток!

***
Мы споем для вас колядки,
Чтобы было все в порядке,
Чтоб семейный огонек
Ваш очаг всегда берег.
Деткам – роста и ума,
Взрослым – счастья и добра,
Да здоровья старикам,
Да достатка в доме вам!

***
Мы сегодня в доме вашем
В вашу честь споем и спляшем!
Всех зовем на наши Святки!
Ждут вас игры и загадки.
Ждут гаданья, пляски, смех.
Шуток хватит здесь на всех!

Колядки, щедровки, посевалки – чём разница?

Наш рассказ о том, на какой праздник поют колядки, будет неполным, если не упомянуть о том, что 13 января, когда православная церковь отмечает День памяти святой Мелании, колядующие исполняют щедровки (их поют девочки и девушки).

В таких песенках величаются хозяева дома и их дети, высказываются пожелания хорошего урожая и благосостояния.

***
Щедровочка щедровала,
Под оконцем ночевала,
Чи баран, чи овца,
Подавайте блинца.
Не кусайте, не ломайте,
А по целому давайте.
Щедрый вечер, добрый вечер!

А 14 января, в День памяти святого Василия Великого, мальчики и юноши исполняют посевалки. При этом рассыпают в доме зерно с пожеланиями хозяевам здоровья, изобилия и богатого урожая в наступившем году.

Гости имитируют сев или просто посыпают хозяев, комнату и особенно ее Красный угол зерном. Для исполнения посевалок нужны две рукавицы – в одну кладут зерно, а вторую оставляют пустой для монет, конфет и других подарков.

***
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле – копнами,
На столе – пирогами!
С Новым годом,
С новым счастьем,
Хозяин с хозяюшкой!

К нам пришла коляда,
Отворяй-ка ворота
Колядка коляда
Рождество нам принесла

Богомладенца и его Пречистую Матерь хвалят на всех языках мира от заснеженной Сибири до зеленой Греции, от арабских пустынь до живописных побережий! Хвалят Господа в храмах, в молитвах, в песнях. И особенно в Праздник Рождества Христова!

История колядок

Коляда́ или Каляда, или Коледа, а по-чешски Štědrý večer, по-словацки Kračun, а по-польски Święto Godowe это праздник! И не просто праздник! А традиционный праздник! Праздник языческого происхождения!

Это величальные обрядовые песни с пожеланиями здоровья, удачи и богатства. Известны нам традиции колядок с глубокой древности. Существует не одна версия их появления. Об одной из них мы вам вкратце расскажем, дабы не отнимать вашего времени от праздничного настроения и праздничного стола историями возникновения праздника.
Главное, что он есть, и дошел до наших дней!

Появились колядки еще с языческих времен! В те времена связаны они были с культом Солнца. Из истории известно, что предки современных украинцев праздновали три фазы Солнца. Эти фазы мы все с вами знаем: весеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояния. День зимнего солнцестояния украинцы отмечали 25 декабря, а называли этот день праздником Коляды, или Коротуна.
Коротун – змей, украинский персонаж. Считалось, что Коротун пожирает Солнце.
Богиня Коляда рождала новое солнце – Божича, которого язычники пытались защитить, прогнав Коротуна. Прогоняли его песнями. А когда на небе появлялась заря, колядующие люди с песнями величавыми шли по дворам. Песни пели о солнце, о звездах, прославляли все небесное, и главное – оповещали народ о появлении нового солнца. Эти-то песни и стали называть колядками.
После того, как появилась христианская религия, обряд колядования перенесли на христианский праздник Рождества Христова. В России обычай колядовать появился после Крещения Руси. С новым праздником появились и новые колядки. В новых колядках архаичные образы языческих времен переплетались с библейскими образами: рождения Иисуса Христа, его матери. Теперь прославляли Бога, Иисуса, Деву Марию. На Рождество было принято также чествовать всех членов своей семьи. Эта традиция дошла до наших дней.

Как проходят колядки

На святки традиционно народ собирается группами, и ходит по дворам и квартирам. Но они не просто ходят с поздравлениями. Прежде чем пойти колядовать, наряжаются в костюмы, одевают маски, раньше наряжались в шкуры животных, использовали рога животных. Колядующие читают стихи, поют песни, стараясь изменить голос. Короче разыгрывают представления. Слова стихов и песен либо заучивают заранее, либо придумывают по ходу действия сами. В давние времена существовала традиция: во время колядок колядующие ходили с изображением Вифлеемской звезды, а также макета пещеры или как раньше называли вертепа того места, где родился Иисус.
В настоящее время все намного упростили, и колядовать по большей части ходят ради веселья. Детишки ходят сладостей набрать. Чужое-то вкуснее! Да и ради забавы тоже!
Существует давняя традиция всех колядующих одаривать чем-нибудь вкусненьким. Раньше и деньгами одаривали, но сегодня по большей части наливают и дают закусить.
Есть и еще одна традиция
Эта традиция также дошла до нас с незапамятных времен. По сути это единственный день в году, когда всем можно творить все, что вздумается! В пределах разумного разумеется! Так, что не удивляйтесь, если проснетесь с запертой снаружи дверью или, открывая дверь, на вас выльется ведро воды. Порадуйтесь, ведь это пришло Рождество!

Поговорки и приметы

Пришла Коляда накануне Рождества.
Солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз.
Как ни знобит мороз, а праздничек весёлый теплее печки пригреет.
На святой рубаха хоть плохонька, да беленька; к рождеству хоть сурова, да нова.
Лапти плести (в день Рождества) - родится (ребёнок) кривой, шить на рождество - уродится слепой.
На рождество Христово метель - пчёлы хорошо роиться будут. На рождество опока (иней) - урожай на хлеб. Небо звездисто (звезд на небе много) - урожай на горох.
Если на рождество путь хорош - к урожаю гречи.
Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявление, Благовещение, Светлое воскресение, Иоанново рождение.
Тёмные святки - молочные коровы; светлые святки - ноские куры.
«Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сина (сена)» (белорусская пословица). Так объясняют обычай класть сено под скатерть на праздничном столе.
Колядовщиков на порог сажают, чтобы куры неслись.
На коляды ночью трещит, а днём плющит.
Пришли колядки - блины да оладки.
Колядки - хозяйские порядки

В конце декабря древние славяне проводили праздник Коляда. Это древний славянский праздник, связанный с зимним солнцестоянием. На это же время в Христианстве выпадает рождение Иисуса Христа. Именно поэтому для христианизации славянских народов был выбран праздник Сочельник, как замена родной Коляде. И именно Сочельник перенял многое из Коляды, а никак не наоборот!

Что же означает слово ? Коляда от уменьшительно-ласкательного "коло" , т.е. дитя солнца. И праздник символизирует ничто иное, как рождение нового солнца. Это новорожденное солнце и является символов нового года. Солнце рождается и начинается новый год, рождение новой жизни.

Коляда празднуется в зимние святки с 25 декабря (поворот солнца на весну) по 5 - 6 января . К слову, католическая церковь отмечают рождество 25 декабря. Так вот, 25 декабря начинался поворот солнца на весну.

Коляду наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» - «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль - лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.


Как проходит праздник Коляда

К счастью, заменить родной языческий праздник Коляда на христианский вариант полностью не удалось, и в настоящее время они сочетаются вместе. Например, у восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов) Ряженые ходили по дворам, пели колядки - песни, прославляющие Коляду, дающую всем блага. При колядовании они обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп , показывая представления на евангельские сюжеты.

Обход дворов с «солнышком» , пение аграрных колядок, «кормление Мороза» - все это было неотъемлемой частью празднества. Поедая обрядовое печенье в виде коров (каравай, рогалики), поминают Тура . Вместо жертвенного ягненка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью.

Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами. Стоит сказать, что во многих местностях России главным даром считались именно хлебные изделия. Накануне Рождества козульки выпекали специально для, раздачи колядующим. Колядные песни всегда были разнообразны. И это разнообразие зависело от того, в какой области, даже в каком районе проходили колядования.

Колядующих обычно сопровождала коза, но не настоящая, а переодетый в кожух озорной и веселый человек. Коза была главным действующим лицом. Славяне верили, что присутствие этого животного во дворе отпугивает нечистую силу, приносит плодородие, хороший урожай, радость и благополучие в дом. Обряд колядования проходил весело, со смехом, плясками и полными чарками, хорошими подарками и настоящим чувством праздника. Гостинцы, что получали молодые люди за ритуальные песни и пляски, шли на общий стол.

Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись!» .

Если статья Вам понравилась, оставьте комментарий, воспользуйтесь кнопками социальных сетей и поделитесь информацией со своими друзьями! Заранее Благодарны!

gastroguru © 2017