Правило 6 задания егэ по русскому языку. Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных. Фрукты и овощи

  • знать правила образования форм различных частей речи;
  • выбрать из пяти строк строку с ошибкой, выписать слово в правильной форме.

Теория

Имя существительное

Образование множественного числа:

Формы на Ы - И:
инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, договоры, контейнеры, полисы, прожекторы, склады, возрасты, выборы, порты, кремы, торты

Слова на А - Я:
директора, доктора, инспектора, профессора, повара, округа, паспорта, погреба, сорта

Образование форм родительного падежа множественного числа :

Форма на ОВ - ЕВ:
несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, много платьев

Форма с нулевым окончанием:
пара полотенец, чулок, сапог, туфель, ботинок, тапок, галош, яблок, отряд солдат, много блюдец, макарон, полотенец, серёг, яблонь, много оладий

В паре следует запомнить: носков, но чулок ("носков" можно запомнить как фамилию).

Употребление существительных разного рода:

хороший шампунь, новое метро, кашне, пальто

Имя прилагательное

Существует две степени сравнения: сравнительная и превосходная. Каждая из них имеет две формы: простую (одно слово) и составную (два слова).

Сравнительная простая: хуже, лучше, меньше, больше.
Сравнительная составная (более/менее + слово в начальной форме): более хороший, менее плохой, более вкусный, менее горячий.

Превосходная простая: лучший, худший, прекраснейший, красивейший.
Превосходная составная (самый + слово в начальной форме): самый хороший, самый плохой, самый красивый, самый горячий.

Смешение этих форм и степеней ошибочно: более худший, самый красивейший, менее лучший, более позднее.

Имя числительное

Образование и изменение форм составных числительных :

В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово : в две тысячи пятнадцатом году, после одна тысяча девятьсот семнадцатого года (речь должна идти о чем-то порядковом, в заданиях ЕГЭ это преимущественно годы).

В составных количественных числительных склоняются все слова : расплатился двумя тысячами пятьюдесятью рублями, я объелся пятью тысячами тремястами семьюдесятью ягодами (речь должна идти о количестве чего-либо).

В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот склоняются обе части. Если Вам трудно, разложите числительное пополам и спросите себя, как бы Вы склоняли первую часть, если бы у Вас было, к примеру, не восемьдесят, а восемь, не четыреста, а четыре?

Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти

Склонение числительных от двухсот до девятисот:

И.п. двести, триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот
Р.п. двухсот, трёхсот, четырёхсот, пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот
Д.п. двумстам, трёмстам, четыремстам, пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам
В.п. двести, триста, четыреста, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот
Т.п. двумястами, тремястами, четырьмястами, пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами
П.п. (о) двухстах, трехстах, четырехстах, пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах

Склонение числительных: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто
Р.п. сорока, девяноста, ста
Д.п. сорока, девяноста, ста
В.п. сорок, девяносто, сто
Т.п. сорока, девяноста, ста
П.п. (о) сорока, девяноста, ста

Обратите внимание: когда слово "сто" одно, то оно имеет только две формы - "сто" и "ста", когда оно входит в состав числительного (типа "пятьсот"), оно может превращаться и в "сот", и в "стами", и в "стам", и в "стах".

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Употребление собирательных числительных:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2.
С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.

Числительное "оба" - для мужского и среднего рода: оба окна, оба друга. Числительное "обе" - для женского: обе сестры, обе тропинки.

Местоимение

Образование форм:

Неверно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких ручек, сколько ребят.
Верно: был увлечён ею - Т.п., у неё - Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько ручек, скольких ребят.

* Посреди, среди - предлоги. Если ты говоришь "из них", "от них", то говори и "среди них" . После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н .

Глагол

Образование личных форм :

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Неверно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Верно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

Обратите внимание : у глагола "пылесосить" есть форма 1 л. ед. ч - "пылесошу"!

Неверно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут, вызоровит.
Верно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят, выздоровеет.

Образование форм повелительного наклонения :

Лечь - (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать - (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить - (ты) езди, (вы) ездите
Положить - (ты) положи, (вы) положите
Класть - (ты) клади, (вы) кладите
Лазать -(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать - (ты) беги, (вы) бегите

Образование форм прошедшего времени:

Неверно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Не надо добавлять "НУЛ" там, где и без него можно обойтись.
Верно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Деепричастие

Если деепричастие заканчивается на "я", то оно должно быть несовершенного вида (чаще всего без приставки). Если причастие заканчивается на "ев", то оно должно быть совершенного вида (чаще всего с приставкой). Это правило распространяется не на все деепричастия, некоторые из них все-таки образуют совершенный вид с помощью суффикса "а" ("я"), например, "подойдя".

Неверно: посмотря, сложа, прочитая.
Верно: посмотрев, сложив, прочитав.

Исключения: устойчивое сочетание "сложа руки".

Наречие

Образование наречий :

Неверно: оттудова, открываются вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам.
Верно:оттуда, отрываются внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам .

Образование сравнительной степени наречий :

Неверно: плохо - плоше, красиво - красивше и красившее, хорошо - лучшее и хорошее.
Верно:плохо - хуже, красиво - краси´ вее, хорошо - лучше.

Практика

Пример 1

Большинство форм словообразования усваивается нами еще в детстве, поэтому смело ищите то, что режет Вам слух и глаз, то, что выглядит и звучит странно.

несколько НОЖНИЦ

умелые ПОВАРА

быстро ВЫЗДОРОВИТ

в ПОЛУТОРА часах

ПЯТЬ барышень

На первый взгляд все выглядит и звучит хорошо, ничто не вызывает сомнения. Но, если присмотреться, станет ясно, что ошибка в слове "выздоровит", ведь правильно "выздоровеет".

Пример 2

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара ТУФЛЕЙ

ВЫПРАВЬ текст

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

старые ПРОФЕССОРА

новые ВЫБОРЫ

Слова "полотенец" и "блюдец" можно запомнить в паре, они в родительном падеже звучат именно так. Слово "выборы" у всех на слуху, и в его правильности мы не сомневаемся тоже. Если свериться с информацией выше, то окажется, что "профессора" тоже верно. Текст можно "выправить", а вот "туфлей" - неверная форма. Правильный ответ - "туфель".

Пример 3

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

товары ДЕШЕВЛЕ

об АЭРОПОРТЕ

по ИХ указанию

ЕДЬ побыстрее

уважаемые ДИРЕКТОРА

Ответ сразу бросается в глаза: неверно говорить и писать "едь", неверно даже "езжай", верно только "поезжай".

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2019 году

Тема задания 6 ЕГЭ по русскому языку - Образование форм слова в русском языке. В вопросе несколько небольших фраз или словосочетаний, одно или несколько из которых написано с ошибками. Приготовьтесь увидеть в этом списке фразы типа «Я поступил наиболее РЕШИТЕЛЬНО» или «ОБГРЫЗАННОЕ яблоко» - слова, на которые нужно обратить внимание, выделаются большими буквами, курсивом или другим способом. Ваша задача – найти ошибочный вариант построения формы слова и указать его. В каждом задании присутствуют фразы с «проблемными» словами всех частей речи, и неправильным может быть любое из них.

Задание № 6 ЕГЭ по русскому языку считается одним из самых объемных и сложных. Что нужно для его успешного выполнения? Требуется знать не только общие правила, но и типичные ошибки в словообразовании. К нашей общей удаче, большинство морфологических норм усваивается если не в в раннем детстве, то в начальной школе, и при подготовке к экзаменам они трудностей вызывать не должны. Однако разработчики вопросов к ЕГЭ постарались использовать в билетах такие слова, в употреблении которых допускают ошибки даже образованные взрослые. Выход из ситуации – только запоминать как образуются и склоняются сложные слова.

Это задание – на проверку общей грамотности ученика, потому для подготовки к нему вы можете использовать не только онлайн-тесты ЕГЭ по русскому языку или применяемые в наших школах учебники по этому предмету, но и любые словари. Кроме того, вы можете подмечать правильность словообразования при чтении художественной литературы, а также при просмотре фильмов и телевизионных передач. Балл за это задание прибавляется к остальным – предыдущим и последующим. Как вариант, вы можете проверить свои знания только по одной теме, решив задание № 6 ЕГЭ по русскому языку.

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2019 году

Тема задания 6 ЕГЭ по русскому языку - Образование форм слова в русском языке. В вопросе несколько небольших фраз или словосочетаний, одно или несколько из которых написано с ошибками. Приготовьтесь увидеть в этом списке фразы типа «Я поступил наиболее РЕШИТЕЛЬНО» или «ОБГРЫЗАННОЕ яблоко» - слова, на которые нужно обратить внимание, выделаются большими буквами, курсивом или другим способом. Ваша задача – найти ошибочный вариант построения формы слова и указать его. В каждом задании присутствуют фразы с «проблемными» словами всех частей речи, и неправильным может быть любое из них.

Задание № 6 ЕГЭ по русскому языку считается одним из самых объемных и сложных. Что нужно для его успешного выполнения? Требуется знать не только общие правила, но и типичные ошибки в словообразовании. К нашей общей удаче, большинство морфологических норм усваивается если не в в раннем детстве, то в начальной школе, и при подготовке к экзаменам они трудностей вызывать не должны. Однако разработчики вопросов к ЕГЭ постарались использовать в билетах такие слова, в употреблении которых допускают ошибки даже образованные взрослые. Выход из ситуации – только запоминать как образуются и склоняются сложные слова.

Это задание – на проверку общей грамотности ученика, потому для подготовки к нему вы можете использовать не только онлайн-тесты ЕГЭ по русскому языку или применяемые в наших школах учебники по этому предмету, но и любые словари. Кроме того, вы можете подмечать правильность словообразования при чтении художественной литературы, а также при просмотре фильмов и телевизионных передач. Балл за это задание прибавляется к остальным – предыдущим и последующим. Как вариант, вы можете проверить свои знания только по одной теме, решив задание № 6 ЕГЭ по русскому языку.

В задании 6 вас просят найти пример с ошибкой в образовании формы слова. Задание 6 может выглядеть вот так:

Укажите вариант с ошибкой в образовании формы слова.

  • их пальто
  • красноречивые лекторы
  • ветер колышет флаги
  • у обоих подруг

Ниже приведен краткий перечень правил и тем, которые надо знать, чтобы справиться с заданием 6.

Ошибки в формах числительных

1. Склонение числительных. Вот правила, которые тестируются чаще всего:

При склонении числительных от 50 до 80, от 200 до 900 изменяются оба корня : семьдесят, семидесяти, семидесяти, семьюдесятью, о семидесяти; пятьсот, пятисот, пятистам, пятьюстами, о пятистах.

При склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово : в две тысячи четырнадцатом году (нельзя: в двух тысячи четырнадцатом году).

Числительные полтора и полтораста (150) имеют формы косвенных падежей полутора и полутораста .

Для того чтобы научиться склонять числительные со вторым корнем «сто» (двести, триста, четыреста, пятьсот и т.д.), нужно воспользоваться словом «нота»: четырех нот — четырехсот, четырем нотам — четыремстам, четырьмя нотами — четырьмястами, о четырех нотах — о четырехстах. (См. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1999)

2. Собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д. не употребляются с существительными женского рода. Нельзя сказать трое подруг. Правильно говорить три подруги.

3. Оба и обе. Форма женского рода обе употребляется с существительными женского рода (обе актрисы, обе ладони) и с личными местоимениями мы, вы, они, если эти местоимения указывают на двух лиц женского пола (например, про двух балерин можно сказать они обе).

Существительные женского рода в косвенных падежах сочетаются с косвенными падежами от формы обе, а не оба. Нельзя сказать с обоих сторон, обоим дочкам, обоими руками, в обоих сумках. Правильные формы: с обеих сторон, обеим дочкам, обеими руками, в обеих сумках.

Формы существительных

1. Трудные случаи формы именительного падежа множественного числа Множественное число имен существительных

Слова мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже множественного числа имеют окончания -ы, -и (стол — столы, компьютер — компьютеры, переводчик — переводчики, мяч — мячи) или -а, -я (глаз — глаза, голос — голоса, стул — стулья). Некоторые слова имеют две формы множественного числа (например, годы и года). Не существует четких правил, которые определяли бы, какое окончание имеет форма множественного числа того или иного слова.

Слова с окончанием - ы , - и (прописная буква обозначает ударный звук)

лектор — лЕкторы — лЕкторов

инженер — инженЕры — инженЕров

шофЁр — шофЁры — шофЁров

бухгалтер — бухгАлтеры — бухгАлтеров

инспектор — инспЕкторы — инспЕкторов**

инструктор — инстрУкторы — инстрУкторов**

слесарь — слЕсари — слЕсарей**

токарь — тОкари — тОкарей**

конюх — кОнюхи — кОнюхов

договор — договОры — договОров**

возраст — вОзрасты — вОзрастов

крем — крЕмы — крЕмов

суп — супЫ — супОв

госпиталь — гОспитали — госпиталЕй и гОспиталей (равноправные варианты)

** В разговорной речи (не на ЕГЭ) допустимы варианты инспекторА, инструкторА, слесарЯ, токарЯ, договорА.

Слова с окончанием - а , - я

директор — директорА — директорОв

профессор — профессорА — профессорОв

доктор — докторА — докторОв

веер — веерА — веерОв

тетерев — тетеревА — тетеревОв

окорок — окорокА — окорокОв

якорь — якорЯ — якорЕй

катер — катерА — катерОв

Слово пропуск в значении «документ» образует множественное число пропускА, а в значении «что-то пропущенное» — множественное число — прОпуски.

Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме им. падежа множ. числа окончание -ы или -и:

договор, шофёр, веер

лектор, профессор, инспектор

бухгалтер, инженер, возраст

директор, инструктор, доктор

2. Трудные случаи формы родительного падежа множественного числа

Родительный падеж множественного числа существительных

Попробуйте ответить на вопрос. Как правильно сказать: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или у рыб нет зуб?

В этой шутке есть большая доля правды: здесь представлены все три нормативных окончания формы род. падежа мн. числа:

ов (ев): столов, компьютеров, платьев, поленьев,

ей: морей, скамей, мышей, дочерей,

нулевое: башен, вишен, туч, ущелий, оладий, брызг.

Эта форма очень трудна, потому что что закономерности выбора окончания хотя и существуют, но их очень много — и они непоследовательны.

Так, одна из закономерностей заключается в том, что, если окончание в начальной форме существительного ненулевое, то в род. падеже мн. числа — нулевое и наоборот: тётя и много тёть, дыня — дынь, яблоко — яблок, окно — окон, но стол — столов, печь — печей, мать — матерей. Однако эта закономерность очень часто нарушается, сравните: один носок и пара носков; но один чулок и пара чулок; платье — платьев, море — морей.

Изредка встречаются случаи вариативные, когда норма допускает два варианта окончания:
баклажан и баклажанов, кедов и кед, свеч и свечей, туркменов и туркмен, простЫнь и простынЕй, будней и буден, граммов и грамм.

Слова с нулевым окончанием

обувь и одежда, надеваемая на ноги: чулки (пара чулок), сапоги (пара сапог), ботинки (пара ботинок), сандалии (пара сандалий), туфли (пара туфель); но пара носков

военные: гусары (нет гусар), партизаны (много партизан), солдаты (много солдат)

национальности: башкиры (много башкир), армяне (армян), болгары (болгар), осетины (осетин), цыгане (цыган)

слова на -ня, -ля: яблоня (нет яблонь), кухня (нет кухонь), вишня (нет вишен), вафля (нет вафель)

слова на -ца: блюдца (блюдец), полотенца (полотенец), щупальца (щупалец)

другие слова: погоны (нет погон), макароны (нет макарон), яблоко (нет яблок), сосиска (нет сосисок, а не сосисек), воскресенье (воскресений), ущелье (ущелий), оладья (оладий), ремесло (ремёсел), серьга (серёг), ведьма (ведьм), кочерга (кочерёг)

Слова с окончанием ов (или ев )

носки (пара носков) — в отличие от пары чулок, пары сапог и других вещей, надеваемых на ноги. В разговорной речи возможен и вариант пара носок

фрукты и овощи: абрикосов, апельсинов, бананов, лимонов, мандаринов, помидоров

консервы (консервов)

центнеров

казахов, хорватов

комментариев

Слова с окончанием ей

ясли (Яслей с ударением на первый слог); ноздри (ноздрей), клешнИ (клешнЕй), (пельмени) пельменей, падежи (падежей).

У некоторых слов нет именно формы род. падежа мн. числа (например, мечта, тахта). Нельзя сказать: «У нее было много разных мечт».

Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме род. падежа множ. числа окончание ов:

Мачта, мечта, мама, клешня

Чулок, носок, слон, куртка

Вор, апельсин, хорват, помидор

Ремесло, оладья, пила, партизан

Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме род. падежа множ. числа нулевое окончание:

Ведьма, консервы, армянин, осетин

Ноздря, ясли, щупальце, будни

Стол, погон, макароны, гусары

Цыган, воскресенье, глаз, солдат

3. Несколько существительных мужского рода с нулевым окончанием имеют в предложном падеже единственного числа два варианта окончания: -е и -у. При этом выбор окончания зависит от того, с каким предлогом употребляется слово:

в шкафу и на шкафу, но о шкафе

в порту и в аэропорту, но о порте и об аэропорте

в боку, но о боке

в лесу, но о лесе

на мосту, но о мосте.

Формы глаголов

1. Трудные глагольные формы Глаголы с чередованием в основе

Трудны некоторые формы настоящего времени с чередованиями в основе:

жечь — жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут (неправильно: жгёт, жгём, жгёте)

течь — теку, течёшь, течёт, течём, течёте, текут

печь — пеку, печёшь, печёт, печём, печёте, пекут

молоть — мелю, мелешь, мелет, мелем, мелете, мелют

хотеть — хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят

ехать — еду, едешь, едет, едем, едете, едут (неправильно: ехаю)

колыхать — колышу, колышешь, колышет, колышем, колышете, колышут (возможен и вариант колыхаю, колыхаешь)

полоскать — полощу, полощешь, полощет, полощем, полощете, полощут (возможен и вариант полоскаю, полоскаешь)

лазить — лажу, лазишь, лазит, лазим, лазите, лазят (существует и глагол лазать с формами лазаю, лазаешь, лазает и т.д.)

изрешетить — изрешечу, изрешетишь, изрешетит, изрешетим, изрешетите, изрешетят, причастие изрешечённый.

махать — машу, машешь, машет, машем, машете, машут (в разговорной речи возможен и вариант махаю, махаешь)

В случае наличия в языке вариантов литературной нормы при выполнении заданий ЕГЭ следует указывать только один — основной (а не разговорный) вариант.

Отметьте предложения, в которых допущены ошибки:

Я лажу по скалам.

Ветер колышет траву.

Повелительное наклонение

Образование повелительного наклонения от некоторых глаголов может вызывать трудности:

лечь — ляг, лягте

махать — маши

полоскать — полощи

положить — положи (а слова ложи не существует)

класть — клади (а слова поклади не существует)

выйти — выйди

выправить — выправь и выправи (оба варианта возможны)

Глагол ехать не имеет формы повелительного наклонения. Неправильно: ехай, едь. Глагол ездить также не имеет формы повелительного наклонения. Неправильно: езжай. Можно образовать форму повелительного наклонения только от другого глагола — поехать: поезжай.

Отметьте словосочетания, в которых допущены ошибки:

ляг на траву

помахай на прощание

едь быстрее

регулярно полощите рот

Несуществующие глаголы

Запомните: глаголов вылазить, залазить в русском литературном языке не существует! Правильно: вылезаю (а не вылажу), залезаю.

Глагола ложить тоже не существует! Правильно: класть (видовая пара класть — положить).

Другие трудные случаи

У некоторых глаголов отсутствуют определенные формы. В этом случае говорят о дефектной парадигме глаголов. Например: у глаголов победить, убедить, дерзить, чудить нет формы 1 лица единственного числа. Однако у глагола пылесосить она есть (пылесошу), хотя и употребляется редко.

Глагол жаждать образует формы жажду, жаждешь, жаждет и т.д. В разговорной речи возможен и вариант жаждаю, жаждаешь, жаждает.

У глагола вымокнуть формы прошедшего времение вымок, вымокла. Неправильно: вымокнул.

2. От глаголов совершенного вида образуются только деепричастия совершенного вида, а от глаголов несовершенного вида — только деепричастия несовершенного вида. Например, от глагола совершенного вида заменить нельзя образовать деепричастие заменя (правильная форма — заменив), а от глагола несовершенного вида держать нельзя образовать деепричастие держав (правильная форма — держа).

Формы прилагательных и наречий

1. Способы образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий.

Сравнительная степень прилагательных (и наречий на -о, -е) может быть образована одним из двух способов:

с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше: умнее, тише, старше

с помощью слов более и менее: более умный, более тихий, менее громко, более старый.

Эти два способа никогда не используются вместе. Нельзя сказать он более умнее или говори более тише.

Превосходная степень прилагательных (и наречий на -о, -е) может быть образована одним из трех способов:

с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: умнейший, тишайший

с помощью слов самый, наиболее и наименее: самый умный, наиболее тихий, наименее интересно

с помощью сравнительной степени прилагательного и слова всех: умнее всех, тише всех.

Эти способы тоже никогда не используются вместе. Нельзя сказать самый умнейший студент. Кроме того, не употребляются вместе сравнительная и превосходная степень. Нельзя сказать он бежит наиболее быстрее или более тяжелейший случай.

2. У прилагательных на -кий формы сравнительной степени, как правило, заканчиваются на -че: звонче (а не звончее), жёстче, ярче, горче (и горше в значении «горестный»), громче, жарче, крепче, резче.

Формы местоимений

1. В литературном русском языке нет местоимения ихний. Правильно говорить их : их кот, их кошка, их котята.

Употребление местоимений

Местоимения их, его и её

Принадлежность 3 лицу множ. числа (то есть им — родителям, друзьям, коллегам, одноклассникам, соседям) выражается местоимением их .

Это местоимение неизменяемое. Слово, к которому оно относится, может быть любого рода и может быть употреблено в любом числе и падеже — в любом случае местоимение их останется неизменным.

их кот, их обезьяна, их удивление, их дети

их кота, их коту, с их котом, об их коте

Местоимение ихний (ихняя, ихнее, ихние) относится к просторечной лексике. Употреблять его рекомендуется только писателям при описании сцен из народной жизни.

То же самое касается местоимений евоный и ейный. Это грубые просторечные ошибки, недопустимые ни в устной, ни в письменной речи. Правильно говорить его и её.

Склонение местоимения она

Местоимение она в родительном падеже имеет форму её, а с предлогами — неё. Форма родительного падежа ней —просторечная ошибка, и употреблять ее не следует.

Обратите внимание на то, что речь идет именно о родительном, а не о творительном падеже. В творительном падеже ней — литературная норма. Например, предложение «Мы с ней просто друзья» полностью соответствует литературной норме.

У нее много друзей. Нельзя: «У ней много друзей».

В XIX веке форма родительного падежа ней была литературной нормой, но постепенно у неё появился просторечный оттенок.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
(Ф.И. Тютчев, 1866 г.)

А вот пример употребления слова ней (вместо неё) в художественном тексте — автор использует прием стилизации, поскольку пишет от лица «необразованного» персонажа:

А у ней — широкая натура,
А у ней — открытая душа,
А у ней — отличная фигура,
А у меня в кармане — ни гроша.
(В. Высоцкий)

Ихнее мнение здесь никому не интересно.

Её мнение тоже никого не волнует.

Отметьте все предложения, соответствующие современной литературной норме.

У неё отличная фигура.

У ней нет ни стыда ни совести.

К ней пришли гости.

Чтобы выполнить 6 задание ЕГЭ по русскому языку необходимо:

    Изучить теорию 6 задания ЕГЭ по русскому языку на тему «Лексические нормы».

Лексические нормы

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе. Употребляя слово в речи, должны следить за тем чтобы:

  • его лексическое значение было реализовано уместно и правильно,
  • чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным.

В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность .

Лексические нормы в аспекте точности

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.

Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную стилистическую окраску.

Выразительность – качество речи, которое предполагает грамотное использование образных средств. Мы используем средства речевой выразительности для того, чтобы передать свои эмоции, впечатления, дать оценку или воздействовать на чувства собеседника. Лексические нормы в аспекте выразительности регулируют закономерности использования образных средств.

Средствами речевой выразительности:

1. Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению. Синонимы подразделяются на следующие группы:

  • смысловые (семантические) – синонимы, различающиеся оттенками значения (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, талисман – амулет, красный – алый );
  • стилистические – синонимы, различающиеся стилистической окраской, субъективной оценкой, сферой употребления (будущее – грядущее, умный – толковый – башковитый, беседовать – болтать – трепаться, работать – вкалывать ).

2. Антонимы – слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг ). Антонимы могут быть двух видов:

  • однокоренные (лексико-грамматические): друг – недруг , приезд – отъезд , спокойный – беспокойный ;
  • разнокоренные (собственно лексические): любовь – ненависть, старый – молодой, трудиться – бездельничать .

3. Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция).
Различают следующие виды омонимов:

  • омографы – графические омонимы, совпадающие по написанию, но разные по звучанию (áтлáс, зáмóк, попáдáют );
  • омофоны – фонетические омонимы, совпадающие по звучанию, но различающиеся написанием (род – рот, частота – чистота, умалять – умолять );
  • омоформы – словоформы-омонимы, одинаково звучащие грамматические формы разных слов (печь, три, лечу ).

4. Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений, между которыми имеется ассоциативная связь на основе сходства или смежности обозначаемых явлений (море – Черное море, море цветов; сладкий – чай, улыбка, взгляд ).

5. – устойчивые сочетания слов, воспроизводимые в речи в готовом виде: не ударить в грязь лицом, водить за нос, не в своей тарелке, как рыба в воде и т.д.

Фразеологизмы являются несвободными, связанными словосочетаниями: они имеют лексическое значение одного слова (с минуты на минуту – скоро, водить за нос – обманывать, как рыба в воде – свободно). Такие словосочетания закрепляются в языке в результате частой и длительной, иногда многовековой, практики употребления. Одно и то же сочетание может выступать то как свободное, то как связанное в зависимости от контекста: Он закрыл глаза и уснул. Деканат закрыл глаза на недостойное поведение студента.

К фразеологическим средствам относятся и языковые афоризмы – пословицы, поговорки, крылатые слова.

Типичные лексические ошибки в аспекте выразительности

  1. Неточное употребление синонимов. Использовать синонимы следует внимательно: не всегда они могут заменять друг друга в контексте. Например: Ему удалось повлечь < повести> за собой единомышленников. Многие животные зимой бросаются < впадают> в спячку.
  2. Неоправданное сочетание слов с антонимичным значением. Столкновение антонимов в речи часто делает фразу нелогичной: Вы спра­шиваете, как поживает мой еж. Он живет плохо, он умер ;
  3. Лексическая двусмысленность , вызванная употреблением многозначных слов или омонимов. Вы прослушали объявление (прослушать – «услышать» или «пропустить»). Нарисуйте луг (лук ). Мальчика послали за гранатами (гранат и граната ).
  4. Ошибки в употреблении фразеологизмов
    • Нарушение грамматической формы фразеологизма – изменение принятой грамматической формы слов (рода, числа, падежа и т.д.), входящих во фразеологизм. Например: Он покривил в душе < душой> .
    • Замена компонента фразеологизма – искажение состава фразеологического оборота путём замены одного из слов синонимом. Например: Ему досталась львиная часть <доля> заработанного.

Лексические нормы с точки зрения развития языка

При употреблении слов следует учитывать, входит оно в активный словарь современного языка, является новым или устаревшим.

Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного запаса языка – в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

  • историзмы – слова, устаревшие по неязыковой причине. У Пушкина: Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке ;.
  • архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине; они вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, шуйца – левая рука, сей – этот ). Иногда «родное» для языка слово становится архаизмом из-за появления иностранного (зодчий – архитектор ). У некоторых слов изменилось значение: позор – зрелище , прелесть – обман . Бывает, что слово, перешедшее в разряд устаревших, вновь возвращается в язык.

Неологизмы – новые слова или выражения, свежесть и необычность которых ясно ощущается носителями данного языка, вследствие чего они пока не воспринимаются как норма. Если слово востребовано языком, оно «приживается» и начинает активно использоваться, через некоторое время переходит в активный словарь. Так, например, слово комбайн – неологизм 20-х годов прошлого века; космонавт, луноход – 60-х годов; консенсус, омоновец, руоповец, федерал, кредитка, танцпол – 90-х годов, ребрэндинг, сейл, микровэн, комьюнити (сообщество), интервью (собеседование), лофт (чердак – современные неологизмы.

Иноязычные / заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Лексические нормы предписывают не злоупотреблять архаизмами, неологизмами или заимствованными словами, по возможности использовать русский литературный аналог.

Лексические нормы с точки зрения сферы употребления слов

Огромный словарь русского языка с точки зрения сферы употребления можно разделить на две большие группы:

  1. лексика неограниченной сферы употребления, или общеупотребительная лексика; она составляет основу словарного состава языка, понятна каждому носителю языка и может быть использована в любых условиях;
  2. лексика ограниченной сферы употребления распространена в пределах определенной местности или какой-либо социальной группы.

К лексике ограниченной сферы употребления относятся диалектизмы, просторечные слова, профессионализмы, жаргонизмы.

  • Диалектизмы – слова, которые принадлежат русским говорам и не входят в литературный язык. Оправдано употребление диалектизмов в художественной и публицистической речи для создания речевых характеристик героев. Неуместное же использование диалектизмов приводит к речевым ошибкам: Летом в деревне я встаю вместе с кочетами (петухами).
  • Разговорные слова – слова, которые употребляются в устной речи в повседневном общении и входят в систему литературного языка: У меня уйма времени (много).
  • Просторечие – слова устной речи, которые не входят в систему литературного языка: смыться, сдрейфить, балбес, растяпа и др.
  • Профессионализмы – принятые в профессиональных группах просторечные синонимы терминов: руль – баранка (в речи шоферов), опечатка – ляп (в речи газетчиков).
  • Немотивированное перенесение профессионализмов в общелитературную речь нежелательно. В отличие от терминов, представляющих собой официальные научные наименования специальных понятий, профессионализмы воспринимаются как «полуофициальные» слова, не имеющие строго научного характера. По ограниченности употребления и характеру звучания (шутливый, сниженный) профессионализмы сходны с жаргонизмами и являются составной частью профессиональных жаргонов.
  • Жаргонизмы – слова, употребляемые в тех или иных жаргонах. Жаргон – разновидность разговорной речи, используемая определенным кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе. Это своеобразный социальный диалект, свойственный профессиональным или возрастным группам людей (жаргон спортсменов, студентов).
gastroguru © 2017