Общество сохраняет упорядочивает и воспроизводит себя. Социализация как средство достижения социальной стабильности. Причинно-следствеенные связи, аргументация

Материалы для учащихся по теме «Социализация индивида»

из открытого банка заданий ЕГЭ по обществознанию

2. В ходе социологического опроса, проводившегося в 2005 году, предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «В каком возрасте начинается старость?» Полученные данные представлены в таблице:

Старость начинается в возрасте

Число выбравших это мнение (в %)

25 – 39 лет

Затрудняюсь ответить

Среднее значение возраста старости

Какой вывод можно сделать на основании приведенных в таблице данных?

1) Четвертая часть опрошенных женщин считает, что старость наступает в возрасте от 25 до 54 лет.

2) Средние оценки возраста наступления старости у мужчин и женщин существенно расходятся.

3) Менее 1/3 опрошенных мужчин считают, что старость наступает в диапазоне 40 – 59 лет.

4) Большинство опрошенных (независимо от пола) оценивают наступление старости в диапазоне 65 – 90 лет.

3. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты (отдельно по ответам разных социальных групп) представлены в таблице. Сделайте три вывода о том, как принадлежность респондентов к разным социальным группам влияет на их представления о приоритетах молодого возраста.

Вариант ответа

Пожить в свое удовольствие (% от числа опрошенных)

Сделать карьеру, получить хорошую работу (% от числа опрошенных)

Создать семью и родить детей (% от числа опрошенных)

ПОЛ РЕСПОНДЕНТА

55 и старше


4. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?».

Полученные результаты представлены в виде диаграммы.

Какой вывод можно сделать на основании диаграммы?

1) Респонденты в возрасте 18-24 лет считают, что в молодости жизнь в свое удовольствие предпочтительнее, чем создание семьи.

2) Респонденты в возрасте 25-39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в свое удовольствие, и сделать карьеру.

3) Респонденты в возрасте 40-54 лет считают, что в молодости создание семьи предпочтительнее, чем карьера.

4) Респонденты в возрасте старше 55 лет считают, что в молодости самое важное – сделать карьеру.

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный контроль корректирует __________(1) индивидов, тем самым создавая условия для сохранения социальной стабильности. Методы контроля зависят от применяемых __________(2) и подразделяются на жесткие и мягкие, прямые и косвенные.

__________(3) или самоконтроль индивид осуществляет сам, самостоятельно регулируя свое поведение, согласовывая его с общепринятыми __________(4). В процессе __________(5) они усваиваются настолько прочно, что, нарушая их, человек испытывает чувство вины. Некоторые поступки человек совершает, исходя не из личных эмоций или представлений, а на основе чувства __________(6). Индивид как бы заставляет себя действовать согласно предписанным нормам, зачастую поступая вопреки своим желаниям, интересам и целям».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

внутренний контроль

обязанность

поведение

стратификация

социализация

внешний контроль

7. В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.

8. Верны ли следующие суждения о социализации?

А. Социализация – это процесс усвоения общественных норм и ценностей.

Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Учёные опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?». Результаты опроса представлены в гистограмме.

Проанализируйте данные гистограммы и выберите верное утверждение.

И мужчины, и женщины считают главной причиной снижения воспитательного потенциала семьи увеличение количества неполных семей.

Меньшая доля мужчин, по сравнению с женщинами, указывают в качестве причины снижения воспитательного потенциала семьи отсутствие у родителей необходимых знаний.

Одинаковая доля опрошенных мужчин и женщин рассматривают вмешательство родственников в воспитание детей как причину снижения воспитательного потенциала семьи.

Женщины в большей степени, чем мужчины, связывают снижение воспитательного потенциала семьи с плохими отношениями между родителями.

10. Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.

11 . В 2009 году ВЦИОМ провел исследование, в ходе которого выяснялось владение россиянами различными навыками и умениями.

Результаты опроса представлены в таблице.

Умение пользоваться компьютером

Умение пользоваться видеокамерой

Умение

готовить обед

Умение

шить

пожилые люди, старше 60

молодёжь от 18 до 24 лет

Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?

пожилые люди с трудом справляются с приготовлением обеда и шитьём

значительнее всего молодёжь превосходит пожилых в умении пользоваться компьютером

пожилые люди лучше владеют компьютером, чем видеокамерой

молодёжь предпочитает покупать одежду в магазине

12. Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Какую роль семья играет в жизни человека?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Какой вывод можно сделать на основании приведённых данных?

Треть опрошенных отрицают ценность семьи в современном обществе.

Одинаковые доли отвечавших считают, что в современном обществе ценность семьи уменьшилась и что семья помогает карьере.

Мнение, что в современном обществе ценность семьи уменьшилась, популярнее, чем мнение, что семья помогает во многих вопросах.

Четверть опрошенных считают, что семья дает материальную поддержку.

13. Верны ли следующие суждения о социализации?

14. Социализацией личности называется

Начало формы

Конец формы

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт . (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

17. «Юность-весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни». (Я. Княжнин)

18.«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. Гельвеций).

19. «Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок». (А.Н. Толстой)

20.«Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными»

Кузнецова Е.М.

Изменение социальной реальности (практики) порождает интерес социальной теории к актуализировавшимся социальным процессам, явлениям. Повышение интереса к проблеме экстремизма в современном мире вызвано вполне объективными причинами. Это не столько увеличение случаев проявления экстремизма, сколько изменение методов, средств и масштабов его последствий, а также уровнем его организации.

На сегодняшний день понятие «экстремизм» не является философской, социологической или юридической категорией. Определение данного термина можно найти лишь в словаре иностранных слов или толковом словаре, где оно трактуется как «приверженность к крайним взглядам и методам» . Вместе с тем осмысление и всесторонняя теоретическая разработка этого понятия необходима для исследования, анализа и прогнозирования социальных изменений.

В основе социальных изменений лежит противоречие интересов и потребностей участников (субъектов и объектов) социальных отношений. Сущность экстремизма заключается в том, что экстремист – это объект социальных отношений, стремящиеся стать субъектом, но использующий в качестве средства достижения этого статуса меры не эволюционного, а революционного характера. Экстремисты ориентированы на изменение социального порядка, а не занятие легитимными способами доминирующей позиции в существующей системе социальных отношений.

Современные социальные системы стремятся к сохранению социальной стабильности, но зачастую имеют дело с последствиями проявления экстремизма. Однако, как известно, легче предупредить болезнь, чем бороться с ее последствиями. На сегодняшний день наиболее эффективным способом осуществления превентивных мер по достижению социальной стабильности и нейтрализации экстремистских настроений в обществе является социализация как один из методов социального управления. Социализация представляет собой управляющее воздействие на общество с целью формирования у его членов желаемых моделей поведения, мировосприятия и нравственных ориентиров, осуществляемое в рамках социальных отношений.

Методы осуществления социализации являют собой способы социального управления и регулирования, используемые субъектами социальных отношений для достижения поставленных целей. Все методы социализации подразумевают вмешательство извне в деятельность объекта социализации с целью ее коррекции в нужном направлении. Следует выделить три группы факторов, определяющих параметры условий, необходимых для осуществления социализации:

1. Ресурсы – наличие ресурсных возможностей для обеспечения реализации социализующего воздействия в процессе социального управления.

2. Организация – оптимальное распределение функциональных обязанностей во внутренней среде социального института и его организационное строение, позволяющее адекватно и эффективно взаимодействовать с окружающей средой.

3. Информация – наличие информации о процессах, определяющих потребности, поведение и возможности участников социальных отношений.

Существует прямая зависимость между видами социализации и сущностью применяемых методов. Объясняется эта зависимость использованием субъектами социализации наиболее доступных возможностей в процессе социальных отношений, что ведет к унификации методов социализации. Все виды социализации можно разделить на три группы: ресурсная, организационная и информационная.

I . Ресурсная социализация – основана на использовании ресурсных возможностей и потребностей участников социальных отношений в качестве инструмента социализующего воздействия. Методы ресурсной социализации в равной мере эффективны по отношению ко всем видам объектов социализации.

Основными методами ресурсной социализации общества являются изъятие и присвоение субъектами социальных отношений общественных ресурсов с последующим перераспределением части изъятого в виде социальных выплат. В свою очередь административный аппарат как объект социализации социализируется методами регулирования размера оплаты труда, предоставления специальных льгот, премий и социального обеспечения в старости, а элитарные сообщества – методами элитарной ассимиляции с таким включением в структуру социальных институтов, которое гарантирует членам элитарных сообществ достаточный уровень реализации их индивидуальных интересов. Что касается социальных институтов, то их социализация осуществляется методами бюджетирования деятельности, казначейского контроля и четкого определения субъектом социализации круга ресурсных полномочий.

II . Организационная социализация – основана на использовании организационных возможностей субъектов социальных отношений и агентов социализации. В отличие от ресурсных отношений организационные отношения представляют собой более многоаспектное явление социальной реальности. Организационная социализация предполагает наличие нескольких сфер социального регулирования и контроля, представленных различными разновидностями социализации с присущими им специфическими методами:

1. Управленческая социализация – основана на использовании имеющихся в распоряжении субъектов социализации возможностей социального управления, регулирования и контроля. Методы управленческой социализации в равной мере эффективны по отношению к тем видам объектов социализации, на деятельность которых распространяются социальные полномочия субъектов социализации.

Управленческая социализация в отношении общества осуществляется методами нормативного регулирования субъектами социализации процесса социальных отношений. Основным методом управленческой социализации административного аппарата является нормативное регулирование процесса выполнения функциональных обязанностей.

Объектом управленческой социализации являются и элитарные сообщества, социализируемые методами интеграции в структуру институционализированных социальных элит с выделением им сфер реализации элитарных интересов, подкрепленных организационными возможностями.

В рамках управленческой социализации социализируются социальные институты регионального и муниципального управления методами нормативного закрепления организационной зависимости, ограничения управленческой самостоятельности и делегирования полномочий. Тогда как к экономическим институтам применимы методы экономического регулирования (концессии, аренда, налоги и т.д.), а также методы прямого управленческого воздействия (контрольные проверки, сертификация продукции, договорные отношения и т.д.).

2. Правовая социализация – основана на использовании общеобязательных норм социального права, обеспеченных механизмом социального принуждения. Методы правовой социализации эффективны для всех видов социальных отношений, за исключением социализации элитарных сообществ, деятельность которых выходит за рамки правового регулирования.

Методами правового регулирования (нормативные акты) и методами социального принуждения (пенитенциарная система, суды и т.д.) социализируется общество; методами внутреннего нормотворчества в рамках деятельности социальных институтов – административный аппарат; методами правового регулирования основ и направлений социальной деятельности социализируются социальные институты.

Характерной особенностью правовой социализации является постепенное ослабление правового «давления» на объекты социализации по мере повышения их социальной роли и значимости. Максимальное воздействие испытывает на себе общество, как наименее организованный объект правовой социализации. Минимальное воздействие испытывают социальные институты, включая их элиты и административный аппарат.

3. Политическая социализация – формально основана на регламентации участия в политической деятельности, как объектов политической социализации, так и ее субъектов. Вместе с тем, неформальная социализация осуществляется через создание (финансирование и организационную поддержку) марионеточных политических формирований (партий и движений). Применение методов политической социализации ограничено сферой политических отношений. В рамках политической социализации общество социализируется методами, основанными на предложении социально востребованных программ политических партий. В свою очередь социализация элитарных сообществ осуществляется методами предоставления возможности политической самореализации и включения в сложившуюся систему социальных отношений.

Различают два вида субъектов социализации: собственно субъекты социализации, реализующие свои интересы, и агенты социализации, реализующие в процессе социализации интересы основных субъектов социализации. Особенностью политической социализации является ее ориентированность не на достижение декларируемых целей политических агентов социализации (партий и движений), а на обеспечение социальной стабильности или на мобилизацию общественных настроений. В любом случае общество и различные общественные формирования выступают в качестве неорганизованной среды, на которую направлено организующее воздействие субъекта (агента) политической социализации.

4. Выполнение социальных функций – основано на обеспечении легитимности социальных отношений через удовлетворение минимальных стандартов жизнедеятельности общества. Методы, присущие этому виду социализации, применимы как по отношению к обществу, так и по отношению к социализированным общностям (например, к административному аппарату или к льготным категориям граждан).

В рамках этого вида социализации к обществу применимы методами регламентации порядка присвоения социального статуса субъектом социализации. Административный аппарат в свою очередь социализируется методами предоставления дополнительных льгот и привилегий, а также упрощенным порядком присвоения привилегированного социального статуса.

Следует отметить, что важнейшим фактором любой разновидности организационной социализации является ее общественная легитимность. Объект социализации должен воспринимать социальные отношения как единственно возможные, естественные отношения в обществе. Поэтому говорить об организационной социализации можно лишь тогда, когда объекты социализации не имеют и не видят более привлекательных альтернативных способов социального поведения.

III . Информационная социализация – основана на использовании информационных возможностей субъектов социальных отношений и агентов социализации. В отличие от организационной социализации информационная социализация призвана воздействовать не столько на внешние проявления поведения объектов социализации, сколько на внутренние психологические мотивы, определяющие это поведение. При этом критерием для оценки эффективности информационной социализации служит сознательное поведение ее объектов. Методы информационной социализации варьируются в зависимости от ее разновидностей:

1. Религиозная социализация – основана на использовании религиозных догматов и верований для формирования желаемых моделей поведения объектов социализации. Методы религиозной социализации особенно эффективны в обществах, в которых сильны религиозные традиции.

В качестве объектов религиозной социализации выступают общество, социализируемое методами освящения сложившихся социальных отношений и формирования образа богоизбранной (богоугодной) социальной элиты; элитарные (этнические) сообщества, социализируемые методами, подразумевающими наряду с приобретением социальной легитимности приобретение религиозной легитимности; религиозные институты, социализируемые методами организационной и ресурсной социализации с целью использования их в роли агентов социализации.

2. Культурная социализация – основана на использовании общественных традиций и материальных ценностей для отождествления социальных и этнических отношений. Методы культурной социализации особенно эффективны по отношению к обществам с прочными этно-культурными традициями.

Культурная социализация в отношении общества осуществляется методами распространения социальных отношений на сферу культурной деятельности, в отношении административного аппарата – методами формирования внутриинституциональной (корпоративной) культуры, тогда как в отношении элитарных сообществ культурная социализация производится методами институционализации и делегирования социальных полномочий по выполнению функций агента социализации.

3. Образовательная социализация – основана на унификации образовательных стандартов с обязательным включением в них социализирующего компонента. Методы образовательной социализации наиболее эффективны по отношению к объектам социализации, мировоззренческая и социальная позиции которых находятся в стадии становления.

Образовательная социализация общества производится методами обучения навыкам социальной деятельности и воспитания лояльности к субъекту социализации и олицетворяемым им социальным отношениям, административный аппарат социализируется методами специального обучения навыкам административной деятельности и воспитания корпоративных стереотипов сознания. Что касается элитарных сообществ, то основные применяемые методы здесь – социальное признание индивидуального статуса образовательных элит и делегирование социальных полномочий в сфере образовательной социализации.

4. Идеологическая социализация – основана на внедрении в общественное сознание взглядов и идей, выражающих интересы субъекта социализации. Термин «идеология», введенный в начале XIX века французским философом А.Дестют де Траси, изначально обозначал ложное сознание, иллюзорное социальное мышление. Методы идеологической социализации особенно эффективны в случаях, когда вышеперечисленные методы информационной социализации не работают (в период становления социальных отношений).

В рамках идеологической социализации общество социализируется методами, основанными на мифологизации социальной реальности и формировании иллюзорного мировосприятия. Тогда как элитарные сообщества социализируются методами институционализации и делегирования социальных полномочий по выполнению функций агента социализации.

Социальный статус и возможности агентов социализации определяются в зависимости от эффективности их социальной деятельности в качестве проводника идеологической социализации. В результате институционализированные агенты идеологической социализации являются исполнителями социального заказа, инициированного субъектом социализации. Следует отметить, что важнейшим фактором любой разновидности информационной социализации является ее востребованность обществом.

Как видно, все методы социализации направлены на социальное регулирование деятельности и(или) поведения объектов социальных отношений. Субъекты социальных отношений, использующие более эффективные методы и формы социального воздействия, исторически добиваются более значительных результатов. Степень эффективности социализации напрямую отражается на социальной стабильности общества. Социализация экстремистски настроенных участников социальных отношений позволяет нейтрализовать их активность либо направить ее на осуществление социально полезной деятельности.

Список литературы

1. Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1997.

Электронная версия статьи : [Скачать, PDF, 1.28 MБ ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

В при­ня­том в 1903 г. уста­ве РСДРП указывалось: «Членом Рос­сий­ской социал-демократической ра­бо­чей пар­тии счи­та­ет­ся всякий, при­ни­ма­ю­щий её программу, под­дер­жи­ва­ю­щий пар­тию ма­те­ри­аль­ны­ми сред­ства­ми и ока­зы­ва­ю­щий ей ре­гу­ляр­ное лич­ное со­дей­ствие под ру­ко­вод­ством одной из её организаций… Каж­дый член пар­тии и вся­кое лицо, име­ю­щее какое-либо дело с партией, впра­ве требовать, чтобы его за­яв­ле­ние в под­лин­ном виде было до­став­ле­но в ЦК или в ре­дак­цию Цен­траль­но­го Органа, или пар­тий­но­му съезду».

Какая сфера об­ще­ствен­ной жизни нашла своё от­ра­же­ние в дан­ном документе?

К ка­ко­му типу со­ци­аль­ных норм от­но­сят­ся по­ло­же­ния документа?

Используя об­ще­ство­вед­че­ские знания, ука­жи­те дру­гие любые три типа со­ци­аль­ных норм.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие элементы:

1) сфера об­ще­ствен­ной жизни – политическая;

2) тип со­ци­аль­ных норм – кор­по­ра­тив­ные нормы;

3) типы со­ци­аль­ных норм:

– моральные;

– обычаи;

– правовые;

– религиозные;

– политические.

Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать три суждения-объяснения.

1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.

2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя "вторую природу" - культуру, но создание и познание культуры невозможно без участия других людей.

В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.

Смысл данного утверждения заключается в том, что в процессе социализации происходит усвоение человеком основных ценностей и социально значимых норм, он усваивает существующие культурные нормы и эстетические представления, тем самым он усваивает культуру общества.

Под социализацией понимают процесс приобщения индивида к культуре, освоения социальных норм и ролей, необходимых для жизнедеятельности в обществе

аргументы, например, в процессе социализации:

− индивид включается в определенные общественные отношения, то есть в культурную среду, превращается из существа биологического в существо социальное;

− у индивида формируются знания о мире, представление о самом себе, тип отношений с другими людьми, потребности и способы их удовлетворения, цели и идеалы;


− индивид осваивает культурные нормы поведения (обычаи, традиции, мораль, законы, ценности) в процессе совместной жизнедеятельности в социуме;

− индивид осваивает социальные роли в разнообразных отношениях, реализуя тип поведения в соответствии с социальным положением, правами и обязанностями личности.

ПЛАН

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

2. Функции социального контроля:

а) регламентация и консолидация общества;

6) обеспечение стабильности общества;

в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.

3. Самоконтроль как один из механизмов социального контроля.

4. Внешний контроль как совокупность социальных санкций. Виды социальных санкций:

а) формальные и неформальные;

б) позитивные и негативные.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право в системе социальных норм ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие права.

2. Признаки права:

а) устанавливается государством;

б) письменная форма;

в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.

3. Отличия права от других видов социальных норм.

4. Система права:

а) отрасли права;

6) институты права;

в) нормативные правовые акты.

5. Источники права:

а) правовой обычай;

б) юридический прецедент;

в) нормативный правовой акт и др.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Понятие социальной группы / Социальные группы - устойчивые совокупности людей, имеющие отличные, только им присущие признаки.

2. Основания для классификации социальных групп:

а) численность (малая и большая);

б) по характеру взаимодействия (первичная и вторичная);

в) по факту существования (номинальная и реальная);

г) по способу организации и регулирования взаимодействий (формальная и неформальная);

3. Признаки малой социальной группы;

а) наличие устойчивых, продолжительных эмоционально насыщенных связей

б) наличие общей цели или интереса;

в) наличие общих внутригрупповых норм и правил;

г) наличие внутригрупповой статусно-ролевой структуры;

4. Воздействие малой группы на человека:

а) негативное

б) позитивное

5. Многочисленность социальных групп.

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

Пояснение.

1. Со­ци­а­ли­за­ция как про­цесс усво­е­ния ин­ди­ви­дом об­раз­цов поведения, со­ци­аль­ных норм и ценностей, не­об­хо­ди­мых для его успеш­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния в дан­ном обществе.

2. Этапы со­ци­а­ли­за­ции по Д. Смелзеру:

а) ста­дия под­ра­жа­ния и ко­пи­ро­ва­ния детьми по­ве­де­ния взрослых;

б) иг­ро­вая стадия, когда дети осо­зна­ют по­ве­де­ние как ис­пол­не­ние роли;

в) ста­дия груп­по­вых игр, на ко­то­рой дети учат­ся понимать, что от них ждет целая груп­па людей.

3. Этапы со­ци­а­ли­за­ции по тео­рии ролей (Дж. Г. Мид):

а) ими­та­ция (дети ко­пи­ру­ют по­ве­де­ние взрослых);

б) иг­ро­вая ста­дия (дети по­ни­ма­ют по­ве­де­ние как ис­пол­не­ние опре­де­лен­ных ролей);

в) кол­лек­тив­ная игра (дети учат­ся осо­зна­вать ожи­да­ния не толь­ко от­дель­но взя­то­го человека, но и целой группы).

4. Аген­ты (институты) социализации:

а) аген­ты пер­вич­ной со­ци­а­ли­за­ции - это среда, ко­то­рая ока­зы­ва­ет не­по­сред­ствен­ное воз­дей­ствие на ин­ди­ви­да (родители, родственники, семья, друзья, сверст­ни­ки и т. д.);

б) аген­ты вто­рич­ной социализации: ад­ми­ни­стра­ция школы, вуза, предприятия; армия, суд, цер­ковь и.т.д.

5. От­ли­чия со­дер­жа­ния про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции взрос­лых от про­цес­са со­ци­а­ли­за­ции детей.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социального контроля в развитии общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1. Понятие «социальный контроль».

2. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции.

3. Социальный контроль как условие социальной стабильности:

а) социализация индивидов - основная цель и функция социального контроля;

б) социальный контроль как способ обеспечения взаимодействия людей.

4. Гибкость социального контроля - необходимое условие изменений в социальной системе.

5. Девиантное и делинквентное поведение.

ЭССЕ

«Процесс социализации - вхож­де­ние в со­ци­аль­ную среду, при­спо­соб­ле­ние к ней, осво­е­ние определенных ролей и функций, ко­то­рое вслед за сво­и­ми предшественниками по­вто­ря­ет каждый от­дель­ный индивид на про­тя­же­нии всей ис­то­рии своего фор­ми­ро­ва­ния и развития» (Б. Д. Парыгин).

«Процесс со­ци­а­ли­за­ции в про­стых и слож­ных обществах про­те­ка­ет неодинаково» (И. Робертсон).

«Ценности каждой группы складываются на основании выработки определённого отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений». (Г. М. Андреева)

"Помогите с обществознанием... =*". "Политология изучает а)общие законы развития природы, сообщества и мышленияб)закономерности развития властных взаимоотношений в обществев)законы становления и развития сообщества в целомг)закономерности развития личности". Алексей Владимирович отмечает: "Политоло? гия, либо политические науки - наука о политике, другими словами о особенной сфере жизнедеятельности граждан, связанной с властными взаимоотношениями, с государственно-политической организацией сообщества, политическими колледжами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование сообщества, отношения меж людьми, сообществом и страной. Оформилась как самостоятельная отрасль научного знания в конце 1940-х; до того рассматривалась как одно из направлений в философии".

Анастасия Жёлтышева задает вопрос: "Социализация - это окультуривание человека". "Как объяснить смысл данного аксиомы? и три аргумента". Лега уверяет: "Социализация - процесс становления личности и приобретения своего "Я"". Ра Зорян интересуется: "На земле, роССия это то место... Где эволюцыя идёт в обратную торону!!! Не правда ли??? ". Лена Ананьева поясняет: "Я считаю что у каждой страны собственный путь развития.... И вообщем, что русскому отлично - германцу смерть)))))". Скромнейший И величайший =))) поясняет: "Нет. Приезжай в Россию и тебе будет Щастье. =)". Алексей Аникин поясняет: "Ну естественно а украИНА в переди планеты всей". Е. М. поясняет: "Эволюция в России идет по собственному пути, не понятному другим народам".

Петр Петров поясняет: "История, ответит на твой вопрос! Было бы непростительно, если бы мы не отметили, что чрезвычайно тяжело на данный момент о кое-чем судить, даже лет на 20 вперед (мир стал в миллионны раз наиболее динамичный чем средневековье). Было бы плохо, если бы мы не сказали, что то, что происходит, сейчас, в РФ -для меня полностью неприемлемо (развитие фашизма, в первую очередь). Однако все может РАДИКАЛЬНО Поменяться за 5 лет! Нынешние 5 лет = 50 лет 19-20 столетий и = 500 лет средневековья! ". Наталья отмечает: "Я бы не стала делать такие выводы, смотря на отдельные личности!!! У каждой страны своё развитие, как и у каждой личности, в отдельности.. ". Ленуся любопытствует: "Помогите плизз Роль мышления в жизнедеятельности человека??? ".

Лариса отмечает: Серега задает вопрос: "Что такое общественная зрелость". Кирилл Чураков поясняет: "СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ - социально и психологически обусловленный период развития личности (см. Хочется отметить то, что), который обычно характеризуется обретением человеком параметров самостоятельности и самодостаточности (см. Социализация). На периоде С. З. человек в силах не только лишь понимать собственные экономические и гражданские права и обязанности, не только лишь отлично усваивать групповые и публичные нормы, однако также и критически относиться к наличному положению дел в рамках социума. Достижение С. З. выступает непрерывным и довольно длительным во времени действием, время от времени сопровождающимся чередой социально-нравственных выборов. Необходимо обратить ваше внимание на то, что социология направлена на конкретное изучение дисбалансов и противоречий в обретении индивидумом состояния С. З. Было бы плохо, если бы мы не сказали, что в особенности важны исследования соотношения равных (в идеале) стартовых способностей граждан, с одной стороны, и неодинаковых результатов их деятельности - с иной. С. З. Ни для кого уже не секрет то, что индивидума в особенности ярко проявляется в действиях необходимой смены человеком сферы базовой деятельности (бывшие спортсмены, демобилизованные военные и т. п.)".

Социализация - это окультуривание человека. Как пояснить смысл данного утверждения? и три аргумента для доказательства и получил лучший ответ

Ответ от Вечник[гуру]
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация выполняет в общество три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими
социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:
1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;
2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;
3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе
социализации различают ее первичные и вторичные формы.
Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях. жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т. е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.
Вторичная социализация - интериоризация, т. е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.
Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.
Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении необходимых условий бесконфликтного включения человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.

Ответ от Ирина Терешко [новичек]
спасибо))

gastroguru © 2017