Конспект занятия по развитию речи на тему «Ранняя весна. Конспект занятия по развитию речи «Весна

Образовательные цели : обобщить и закрепить словарь детей по теме «Весна»; определение позиции звука в начале и в конце слова; обучение составлению рассказа с помощью моделей; закрепление пословиц о труде; дифференцирование свистящих и шипящих звуков; образование родственных слов; отгадывание загадок о весне; звуковой анализ слова РАДУГА;

Развивающие цели : развитие мелкой моторики, фонематического слуха, восприятия,памяти;

Воспитательные цели : воспитание у детей интереса и любви к природе; уважительного отношения друг к другу.

Оборудование : модели (солнце, трава, цветы,дерево, птицы,грабли, лопата), семена (подсолнуха, кукурузы,гороха,огурца, картофеля, риса) ,цветы на них слова с пропущенными буквами, воздушные шары.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ОРГАНИЗИЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель: Ребята,какой сегодня чудесный день. Я улыбаюсь вам,а вы улыбнитесь мне и друг другу.Как хорошо, что мы сегодня вместе.Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, радость этого дня. А выдохните через ротик все невзгоды (3р).

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я вам покажу карточку, в ней спрятано слово, вы должны будете отгадать его и тогда узнаете,о чем мы сегодня будем говорить на занятии. Даю вам подсказку, вы должны с каждой картинки определить первый звук и у вас получиться слово.

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно. Молодцы!Итак мы сегодня поговорим о весне.

Игра « Весенние слова».

Воспитатель: Давайте с вами сыграем в игру « Весенние слова» , Вставайте в кружок, передеете по очереди друг другу солнышко,называете весеннее слово и определяете первый и последний звук в вашем слове.

Ребенок: Солнце с-э

Ребенок: почки п-и

Ребенок: проталина п -а

Ребенок: травка т-а

Ребенок: подснежник п-к

Ребенок: прилетают п-т

Логопед:Умнички вы у меня.

Составление рассказа о весне с.помощью моделей.

Давайте с вами составим рассказ о весне с помощью моделей. И каждый начинает свое Воспитатель: предложение со слова весна.

Ребенок: Весной ярко светит солнце. (выставляет на фланелеграф модель солнца).

Ребенок: Весной на деревьях набухают почки (дерево с почками).

Ребенок: Весной растет трава (трава).

Ребенок:Весной распускаются цветы (цветы).

Ребенок: Весной из теплых стран прилетают перелетные птицы(птицы).

Ребенок: Весной люди сажают огороды (грабля, лопата).

Воспитатель: Молодцы ребята.

Закрепление пословиц о труде.

Воспитатель: Вот вы сказали, что люди весной сажают огороды. А что они сажают?

Дети: семена.

Воспитатель: Правильно. Вот у меня в руках как раз семена, они не простые на них написаны начало пословиц о труде,вы должны их будете закончить.

Воспитатель: Сделал дело ……..

Дети: гуляй смело.

Воспитатель: Любишь кататься……….

Дети: люби и саночки возить.

У Воспитатель: мение и труд………..

Дети: все перетрут.

Воспитатель: Делу время………

Дети: потехе час………..

Воспитатель: Лучше поздно ……….

Дети: чем никогда.

Воспитатель: Поспешишь ………..

Дети: людей насмешишь.

Воспитатель: Какие труды………

Дети: такие и плоды.

Воспитатель: Хорошо, ребята,вы справились с заданием.

Игра: « Помогите цветам».

Воспитатель: Дети, а какая весна в нашем крае?

Дети: Солнечная, теплая, зеленя,журчащая.

Воспитатель: А еще она бывает непредсказуемой. Помните в марте какой был снег, казалось,что настоящая зима вернулась.Она вернулась на надолго, а с цветами произошла беда Они замерзли. А ведь цветы были не простые: на их цветках написаны слова, мороз так напугал своим холодом, что первые буквы убежали в середину, чтобы согреться. Они оживут, если мы найдем эти буквы.

Дети: с-з – суп, салат, замок; ш-ж - жаба,школа, жираф,шапка;

Воспитатель: Молодцы.

Пальчиковая гимнастика: « Цветок».

Воспитатель: давайте сделаем пальчиковую гимнастику « Цветок».

Вырос цветок на весенней полянке,

Нежную голову робко поднял

Ветер подул –он качнулся неловко,

Он испугался, затрепетал.

Ветер бутоны качает упрямо

Вперед и назад, налево, направо.

Этюд « Что такое счастье?»

Воспитатель: Вы согрели их своей заботой, теплом своих сердец. Если бы цветы были живыми существами, то испытали бы какие-то чувсва. Давайте я загаю вам чувство, а вы должны будете отгадать и показать это чувство.

Воспитатель: Веселый клоун, вас сильно в цирке рассмешил.

Дети: Веселье.

Воспитатель: Ваш друг заболел и не пришел в детский сад.

Дети: Грусть.

Воспитатель: Вас 5 раз похвали в детском саду и 10 раз дома.

Дети: Радость.

Воспитатель: А что еще нужно цветам, кроме солнечного и душевного тепла?

Дети: Вода, дождь.

Воспитатель: расскажите мне стихотворение про дождь.

Ребенок: Дождик днем с веселым звоном

Прыгал с неба на карниз.

Громко, бойко,озорно

Барабанил к нам в окно.

Воспитатель: После дождя появляется радуга. Давайте с вами сейчас сделаем звуковой анализ слова радуга с помощью разноцветных шаров.

Ребенок: Я взяла синий шар т.к. р-согласный, звонкий, твёрдый.

Ребенок: Синий шар т.к. д-согласный, звонкий, твёрдый.

Ребенок: Красный шар т.к. у- гласный.

Ребенок: Синий шар т.к. г-согласный, звонкий, твёрдый.

Ребенок: Красный шар т.к. а- гласный.

Итог. Воспитатель:Вот, ребята и подошло к концу наше занятие. Сегодня,когда выйдете на улицу обязательно посмотрите вокруг, точно пришла весна или она ещё задерживается?

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ
занятия по развитию речи
Тема: « Весна пришла».

Образовательные цели : обобщить и закрепить словарь детей по теме «Весна»; определение позиции звука в начале и в конце слова; обучение составлению рассказа с помощью моделей; закрепление пословиц о труде; дифференцирование свистящих и шипящих звуков; образование родственных слов; отгадывание загадок о весне; звуковой анализ слова РАДУГА;

Развивающие цели : развитие мелкой моторики, фонематического слуха, восприятия,памяти;

Воспитательные цели : воспитание у детей интереса и любви к природе; уважительного отношения друг к другу.

Оборудование : модели (солнце, трава, цветы,дерево, птицы,грабли, лопата), семена (подсолнуха, кукурузы,гороха,огурца, картофеля, риса) ,цветы на них слова с пропущенными буквами, воздушные шары.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ОРГАНИЗИЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель: Ребята,какой сегодня чудесный день. Я улыбаюсь вам,а вы улыбнитесь мне и друг другу.Как хорошо, что мы сегодня вместе.Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, радость этого дня. А выдохните через ротик все невзгоды (3р).

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я вам покажу карточку, в ней спрятано слово, вы должны будете отгадать его и тогда узнаете,о чем мы сегодня будем говорить на занятии. Даю вам подсказку, вы должны с каждой картинки определить первый звук и у вас получиться слово.

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно. Молодцы!Итак мы сегодня поговорим о весне.

Игра « Весенние слова».

Воспитатель: Давайте с вами сыграем в игру « Весенние слова» , Вставайте в кружок, передеете по очереди друг другу солнышко,называете весеннее слово и определяете первый и последний звук в вашем слове.

Ребенок: Солнце с-э

Ребенок: почки п-и

Ребенок: проталина п -а

Ребенок: травка т-а

Ребенок: подснежник п-к

Ребенок: прилетают п-т

Логопед:Умнички вы у меня.

Составление рассказа о весне с.помощью моделей.

Давайте с вами составим рассказ о весне с помощью моделей. И каждый начинает свое Воспитатель: предложение со слова весна.

Ребенок: Весной ярко светит солнце. (выставляет на фланелеграф модель солнца).

Ребенок: Весной на деревьях набухают почки (дерево с почками).

Ребенок: Весной растет трава (трава).

Ребенок:Весной распускаются цветы (цветы).

Ребенок: Весной из теплых стран прилетают перелетные птицы(птицы).

Ребенок: Весной люди сажают огороды (грабля, лопата).

Воспитатель: Молодцы ребята.

Закрепление пословиц о труде.

Воспитатель: Вот вы сказали, что люди весной сажают огороды. А что они сажают?

Дети: семена.

Воспитатель: Правильно. Вот у меня в руках как раз семена, они не простые на них написаны начало пословиц о труде,вы должны их будете закончить.

Воспитатель: Сделал дело ……..

Дети: гуляй смело.

Воспитатель: Любишь кататься……….

Дети: люби и саночки возить.

У Воспитатель: мение и труд………..

Дети: все перетрут.

Воспитатель: Делу время………

Дети: потехе час………..

Воспитатель: Лучше поздно ……….

Дети: чем никогда.

Воспитатель: Поспешишь ………..

Дети: людей насмешишь.

Воспитатель: Какие труды………

Дети: такие и плоды.

Воспитатель: Хорошо, ребята,вы справились с заданием.

Игра: « Помогите цветам».

Воспитатель: Дети, а какая весна в нашем крае?

Дети: Солнечная, теплая, зеленя,журчащая.

Воспитатель: А еще она бывает непредсказуемой. Помните в марте какой был снег, казалось,что настоящая зима вернулась.Она вернулась на надолго, а с цветами произошла беда Они замерзли. А ведь цветы были не простые: на их цветках написаны слова, мороз так напугал своим холодом, что первые буквы убежали в середину, чтобы согреться. Они оживут, если мы найдем эти буквы.

Дети: с-з – суп, салат, замок; ш-ж - жаба,школа, жираф,шапка;

Воспитатель: Молодцы.

Пальчиковая гимнастика: « Цветок».

Воспитатель: давайте сделаем пальчиковую гимнастику « Цветок».

Вырос цветок на весенней полянке,

Нежную голову робко поднял

Ветер подул –он качнулся неловко,

Он испугался, затрепетал.

Ветер бутоны качает упрямо

Вперед и назад, налево, направо.

Этюд « Что такое счастье?»

Воспитатель: Вы согрели их своей заботой, теплом своих сердец. Если бы цветы были живыми существами, то испытали бы какие-то чувсва. Давайте я загаю вам чувство, а вы должны будете отгадать и показать это чувство.

Воспитатель: Веселый клоун, вас сильно в цирке рассмешил.

Дети: Веселье.

Воспитатель: Ваш друг заболел и не пришел в детский сад.

Дети: Грусть.

Воспитатель: Вас 5 раз похвали в детском саду и 10 раз дома.

Дети: Радость.

Воспитатель: А что еще нужно цветам, кроме солнечного и душевного тепла?

Дети: Вода, дождь.

Воспитатель: расскажите мне стихотворение про дождь.

Ребенок: Дождик днем с веселым звоном

Прыгал с неба на карниз.

Громко, бойко,озорно

Барабанил к нам в окно.

Воспитатель: После дождя появляется радуга. Давайте с вами сейчас сделаем звуковой анализ слова радуга с помощью разноцветных шаров.

Ребенок: Я взяла синий шар т.к. р-согласный, звонкий, твёрдый.

Ребенок: Синий шар т.к. д-согласный, звонкий, твёрдый.

Ребенок: Красный шар т.к. у- гласный.

Ребенок: Синий шар т.к. г-согласный, звонкий, твёрдый.

Ребенок: Красный шар т.к. а- гласный.

Итог. Воспитатель:Вот, ребята и подошло к концу наше занятие. Сегодня,когда выйдете на улицу обязательно посмотрите вокруг, точно пришла весна или она ещё задерживается?


Образовательные цели : обобщить и закрепить словарь детей по теме «Весна»; определение позиции звука в начале и в конце слова; обучение составлению рассказа с помощью моделей; закрепление пословиц о труде; дифференцирование свистящих и шипящих звуков; образование родственных слов; отгадывание загадок о весне; звуковой анализ слова РАДУГА;

Развивающие цели : развитие мелкой моторики, фонематического слуха, восприятия,памяти;

Воспитательные цели : воспитание у детей интереса и любви к природе; уважительного отношения друг к другу.

Оборудование : модели (солнце, трава, цветы,дерево, птицы,грабли, лопата), семена (подсолнуха, кукурузы,гороха,огурца, картофеля, риса) ,цветы на них слова с пропущенными буквами, воздушные шары.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ОРГАНИЗИЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель: Ребята,какой сегодня чудесный день. Я улыбаюсь вам,а вы улыбнитесь мне и друг другу.Как хорошо, что мы сегодня вместе.Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, радость этого дня. А выдохните через ротик все невзгоды (3р).

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я вам покажу карточку, в ней спрятано слово, вы должны будете отгадать его и тогда узнаете,о чем мы сегодня будем говорить на занятии. Даю вам подсказку, вы должны с каждой картинки определить первый звук и у вас получиться слово.

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно. Молодцы!Итак мы сегодня поговорим о весне.

Игра « Весенние слова».

Воспитатель: Давайте с вами сыграем в игру « Весенние слова» , Вставайте в кружок, передеете по очереди друг другу солнышко,называете весеннее слово и определяете первый и последний звук в вашем слове.

Ребенок: Солнце с-э

Ребенок: почки п-и

Ребенок: проталина п -а

Ребенок: травка т-а

Ребенок: подснежник п-к

Ребенок: прилетают п-т

Логопед:Умнички вы у меня.

Составление рассказа о весне с.помощью моделей.

Давайте с вами составим рассказ о весне с помощью моделей. И каждый начинает свое Воспитатель: предложение со слова весна.

Ребенок: Весной ярко светит солнце. (выставляет на фланелеграф модель солнца).

Ребенок: Весной на деревьях набухают почки (дерево с почками).

Ребенок: Весной растет трава (трава).

Ребенок:Весной распускаются цветы (цветы).

Ребенок: Весной из теплых стран прилетают перелетные птицы(птицы).

Ребенок: Весной люди сажают огороды (грабля, лопата).

Воспитатель: Молодцы ребята.

Закрепление пословиц о труде.

Воспитатель: Вот вы сказали, что люди весной сажают огороды. А что они сажают?

Дети: семена.

Воспитатель: Правильно. Вот у меня в руках как раз семена, они не простые на них написаны начало пословиц о труде,вы должны их будете закончить.

Воспитатель: Сделал дело ……..

Дети: гуляй смело.

Воспитатель: Любишь кататься……….

Дети: люби и саночки возить.

У Воспитатель: мение и труд………..

Дети: все перетрут.

Воспитатель: Делу время………

Дети: потехе час………..

Воспитатель: Лучше поздно ……….

Дети: чем никогда.

Воспитатель: Поспешишь ………..

Дети: людей насмешишь.

Воспитатель: Какие труды………

Дети: такие и плоды.

Воспитатель: Хорошо, ребята,вы справились с заданием.

Игра: « Помогите цветам».

Воспитатель: Дети, а какая весна в нашем крае?

Дети: Солнечная, теплая, зеленя,журчащая.

Воспитатель: А еще она бывает непредсказуемой. Помните в марте какой был снег, казалось,что настоящая зима вернулась.Она вернулась на надолго, а с цветами произошла беда Они замерзли. А ведь цветы были не простые: на их цветках написаны слова, мороз так напугал своим холодом, что первые буквы убежали в середину, чтобы согреться. Они оживут, если мы найдем эти буквы.

Дети: с-з – суп, салат, замок; ш-ж — жаба,школа, жираф,шапка;

Воспитатель: Молодцы.

Пальчиковая гимнастика: « Цветок».

Воспитатель: давайте сделаем пальчиковую гимнастику « Цветок».

Вырос цветок на весенней полянке,

Нежную голову робко поднял

Ветер подул –он качнулся неловко,

Он испугался, затрепетал.

Ветер бутоны качает упрямо

Вперед и назад, налево, направо.

Этюд « Что такое счастье?»

Воспитатель: Вы согрели их своей заботой, теплом своих сердец. Если бы цветы были живыми существами, то испытали бы какие-то чувсва. Давайте я загаю вам чувство, а вы должны будете отгадать и показать это чувство.

Воспитатель: Веселый клоун, вас сильно в цирке рассмешил.

Дети: Веселье.

Воспитатель: Ваш друг заболел и не пришел в детский сад.

Дети: Грусть.

Воспитатель: Вас 5 раз похвали в детском саду и 10 раз дома.

Дети: Радость.

Воспитатель: А что еще нужно цветам, кроме солнечного и душевного тепла?

Дети: Вода, дождь.

Воспитатель: расскажите мне стихотворение про дождь.

Ребенок: Дождик днем с веселым звоном

Прыгал с неба на карниз.

Громко, бойко,озорно

Барабанил к нам в окно.

Воспитатель: После дождя появляется радуга. Давайте с вами сейчас сделаем звуковой анализ слова радуга с помощью разноцветных шаров.

Ребенок: Я взяла синий шар т.к. р-согласный, звонкий, твёрдый.

Ребенок: Синий шар т.к. д-согласный, звонкий, твёрдый.

Ребенок: Красный шар т.к. у- гласный.

Ребенок: Синий шар т.к. г-согласный, звонкий, твёрдый.

Ребенок: Красный шар т.к. а- гласный.

Итог. Воспитатель:Вот, ребята и подошло к концу наше занятие. Сегодня,когда выйдете на улицу обязательно посмотрите вокруг, точно пришла весна или она ещё задерживается?

Название: Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников «Весна пришла»

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МДОУ №10 «Радуга»
Месторасположение: Приднестровье, город Тирасполь

Тема: «ВЕСНА».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закрепить образование множественного числа имени существительных и согласовывать изменения прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

Активизировать и обогащать словарь детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной;

Закреплять умения детей отвечать на вопрос полным предложением.

Развивающие задачи:

Развивать у детей мышление путем уточнения и систематизирования представлений детей о весенних изменениях в природе;

Развивать связную и объяснительную речь.

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников;

Способствовать формированию интереса и любви детей к природе, учить замечать изменения в ней.

Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулках, чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о весне.

Организация детей: по подгруппам.

Словарная работа: весна - красна, капель, набухают почки, сокодвижение, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

Методические приемы: художественное слово (стихи про весну, вопросы, игровые, анализ.

Индивидуальная работа: С Егором и Лианой согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Материалы к занятию: мнемотаблица «Весна»; иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны, птиц; мяч.

Ход занятия:

1. Вхождение в день.

Здравствуйте! – Ты скажешь человеку

Здравствуй! – Улыбнется он в ответ

И, наверно,

Не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте поздороваемся на трех языках: исэнмесез, здравствуйте, хеллоу.

Воспитатель: На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

С. Маршак.

О приходе какого времени года эти стихи?

Дети: о весне.

Воспитатель: Да! Правильно! Впереди нас ждет лето, и я хочу чтобы мы еще раз вспомнили о весне, о её характерных признаках. А Вы любите весну?

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу и птичкам, которые прилетают с юга. Давайте все улыбнемся и скажем: «Здравствуй, весна! » А какие признаки весны вы знаете?

Дети: Солнце светит ярко! Тают сосульки. Появляются лужи, в них можно пускать кораблики. Возвращаются перелетные птицы. Зеленеет травка.

Воспитатель: А вы знаете, сколько месяцев длится весна? А сейчас поиграем в игру “Доскажи словечко”.Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы должны угадать какое слово пропущено.

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц … (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (апрель)

И третий месяц вспоминай,

Как называется он… (май)

Молодцы, дети как хорошо вы знаете весенние месяцы, а теперь давайте поиграем в словесную игру «Весенние месяцы».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите таблицу с рисунками.

1. Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное).

А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее) .

2. Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины (место где стаял снег и открылась земля, снег начинает таять, текут ручьи) .

3. Что вы видите на третьей картинке? (с крыш свисают сосульки)

Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш) .

4. Что вы видите на четвертой картинке? (на деревьях набухают почки)

Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение - от корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.

5. Что вы видите на следующей картинке? (Прилетели птицы из теплых краев). Каких птиц вы знаете, которые прилетают к нам из теплых стран? (грачи, ласточки, скворцы, жаворонки).

7. Чем озабочены птицы? (Птицы вьют гнезда) .

8. Что вы видите на этой картинке? (Просыпаются животные, насекомые выползают из своих убежищ). Правильно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ. Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы. А какие животные проснулись от зимней спячки? (Ежи, медведи, барсуки) .

9. Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. А люди изменились? (люди надели весеннюю одежду) .

Молодцы! Ребята, скажите ка мне, какие новые слова мы сегодня узнали (проталина, сокодвижение, капель) .Давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает,

Ушки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять-

Хомка хочет сильным стать.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”(Дети встают в круг, воспитатель в середине). Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:

Ручей–ручьи

Дождь–дожди

Солнце–солнце

Скворец–скворцы

Гнездо–гнёзда

Сосулька–сосульки

Проталина–проталины

Лист–листья

Капель–капель

Насекомое–насекомые

Дерево–деревья

Воспитатель: А сейчас закончите предложения:

На высоком дереве гнездо. На высоких деревьях? (гнезда)

В маленьком гнезде птенец. В маленьких гнездах? (птенцы)

Что мы с вами только что делали?

Говорили слова в единственном числе, а потом эти слова говорили нав множественном числе.

Воспитатель: Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (о весне). Ответьте на вопросы полным предложением:

Какое сейчас время года?

Как светит солнышко весной?

Что набухают на деревьях?

Какие птицы прилетели из теплых стран?

Что будут делать птицы?

Где вьют птицы гнезда?

Какими красивыми словами можно сказать о весне (Мы можем сказать: Весна – красна, потому что она яркая, веселая, красивая) .

Похвалить детей, сказать кто как занимался на занятии.

Занятие по развитию речи

Образовательные цели:

Развивающие цели:

Воспитательные цели:

Оборудование: доска, картинки с изображениями примет весны, картинки с игрой «Что перепутал художник?»

Просмотр содержимого документа
«Весна пришла, весне дорогу»

Занятие по развитию речи

Тема: « Весна пришла, весне дорогу»

Образовательные цели: уточнение и активизация словаря по теме «Весна»; совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренных слов, согласование существительных с прилагательными); совершенствование навыков слогового анализа слов.

Развивающие цели: развитие речевого слуха, совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам); развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.

Воспитательные цели: воспитание внимательного, бережного отношения к природе; воспитание эмоционального отклика инициативности, самостоятельности навыков сотрудничества на занятии.

Оборудование: доска, картинки с изображениями примет весны, картинки с игрой «Что перепутал художник?», весенняя музыка, мяч.

Ход занятия:

Учитель - Ребята, какое настало время года? Отгадайте:
Солнце ярче светит.
Дует теплый ветер.
Птицы с юга прилетели.
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима.
К нам опять пришла…
Дети: (весна).
Учитель - Какое время года изображено на доске? Слайд 1
Дети: - Весна!
Учитель: - Почему вы так решили? На этой картине лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?
Учитель: С чего начинается весна? Ответы детей (Солнышко стало пригревать сильнее, стало тепло) Слайд 2
Произошли ли какие - то изменения со снегом по сравнению с зимой? (Да, снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали Слайд 3
Изменились ли деревья? (Деревья стоят голые, но снега на них нет. На ветках можно заметить набухшие почки). Слайд 4
Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.
Учитель: Ребята, а вы стихи о весне знаете?
Стихи о весне: Идет матушка –весна

Отворяй-ка ворота

Первым март пришел

Белый снег сошел

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь

А уж как пришел май

Солнце в терем приглашай!

2. Отгадывание загадок о приметах весны:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все … (солнце) Слайд 5

Пушистая вата

Плывет куда-то (Облако)

Бегу я как по лесенке

По камушкам звеня

Издалека по песенке

Узнаете меня (ручей)

Растаял снежок, ожил лужок

Что появилась?(проталинка)

Из-под снега вышел друг

И весной запахло вдруг (подснежник)

Лежал, лежал

Весною в реку побежал. (снег)

Учитель: А вы запомнили, сколько месяцев продлится весна? Давайте поиграем:
Игра «Доскажи словечко».
Прошла зима
И каждый рад.
Спешит весна,
И месяц … (март!) Слайд 6
(показ слайда о марте)
За ним другой стучится в дверь,
Он называется … (апрель!) Слайд 7
(Показ о месяце апреле)
И третий месяц вспоминай,
И называется он…(май) Слайд 8

(показ слайда о мае)
Учитель: - Ребята вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).
Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

Учитель: - Какая птица открывает весну? (загадывает загадку)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица… грач. Слайд 9
Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)
Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…Скворец
Учитель: - Как называется домик у скворца? Дети отвечают(скворечник)Слайд 10

Учитель: А как меняется жизнь у животных весной? (У них появляются детки) Давайте поиграем в игру. Я буду называть вам животных, а вы их детенышей. (Весной у лосихи появился …(лосёнок), У волчицы…(волчонок), у зайчихи …(зайчонок), у медведицы…(медвежонок), у лисы…(лисенок), у белки…(бельчонок), у барсучихи….(барсучонок).
3. Игра «Назови ласково».

Учитель: Мы с вами уже умеем называть различные слова ласково. Сейчас я буду вам называть слова, а вы мне будете называть эти слова в ласковом варианте.

Солнце, ручей, цветок, ветка, проталина, облако, сосулька, льдина, дождь, трава, снег.

(солнышко, ручеек, цветочек, веточка, проталинка, сосулечка, льдинка, дождинка, травка, снежок)

Учитель: Молодцы, дети! Все справились со своими заданиями. А кто знает как весну ласково называют?

Дети: Веснышка, веснушка, веснянка.

Учитель: :Молодцы!

. Игра «Какое слово лишнее?»

    Капель, проталина, урожай, сосулька.

    Подснежник, весна, листопад, грач.

    Таять, капать, набухать, заготавливать.

    Март, апрель, декабрь, май.

4. Игра «Что перепутал художник?» Слайд 11

Учитель: Дети, посмотрите, пожалуйста, на картинки, которых нарисовал рассеянный художник. На ней изображена весна. Только все ли правильно он изобразил?

Дети исправляют ошибки художника.

    Весной дети не загорают на солнце, на солнце загорают летом, когда тепло.

    Весной не бывает листопада, это случается осенью.

    Весной не копают картошку, ее копают осенью.

    Весной дети не купаются в речке, потому что холодно.

    Весной не ловят бабочек, их ловят летом.

    Весной не одевают теплую одежду, а наоборот снимают.

Учитель: Молодцы, дети! Исправили все ошибки рассеянного художника.

А мы с вами не будем рассеянными художниками и выполним правильно задание.

Слайд 12

Молодцы! Наше занятие подошло к концу. Всем весеннего настроения.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Занятие по развитию речи

Тема: « Весна пришла, весне дорогу»

Учитель начальных классов СШ№31 г. Ярославль

Воронина Н.И.













Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях. Прививать любовь к родной природе, умение видеть красоту.
  • Активизировать речь детей, пополнять активный словарь новыми словами.
  • Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Учить образовывать однокоренные слова к слову весна. Закреплять навыки послогового чтения и составления слов из слогов.

Словарная работа: скворечник, веснянка, проталинка.

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.

Предварительная работа: чтение: потешки о солнце, весне.

  • И. Соколов – Микитов «Март в лесу»
  • В. Бианки «Когда наступает весна»
  • К. Ушинский «Весна»

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Ребята, сегодня издалека в садик прилетела сорока и принесла такую весть: весна уже пришла.

Снег растаял! Снег растаял!
Эта новость непростая!
Это значит наступает
Настоящая весна.

– А вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. (Дети мимикой изображают радость) . А теперь сообщите эту новость радостно: «Весна пришла!» (Дети повторяют с разными интонациями предложение) Мы живем на севере, весна у нас запоздалая и часто приходит неожиданно, и мы очень удивляемся этому. Неужели? Весна пришла? А как удивился и обрадовался приходу весны (Саша, Оля)
– А сорока хочет открыть вам еще один секрет, что сегодня к нам в гости хотят прийти 4 сестры, которые очень дружны между собой. Послушайте загадку об одной из сестер.

Дел у меня не мало –
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (Весна)

Выставляется открытка весны.

– У весны есть 3 сестры. Давайте попробуем их отгадать.

Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня … (Зима)

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
Купайтесь – приглашаю
И любите за это
Вы все меня. Я … (Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаясь сосен
И елочек. Я … (Осень)

– Весь год водят сестры хоровод друг за другом, меняя друг друга. Ой, ребята, правильно ли встали наши сестры? Что случилось? Неужели за весной опять зима придет? (Дети помогают последовательно расставить картинки с изображением времен года)

– Спасибо, ребята, и сестры довольны, что вы им помогли, а Весна приглашает вас в хоровод.

Хоровод – «Веснянка»

1. Ой, бежит ручьем вода,
Нету снега, нету льда,
Ой, весна, ой, весна,
Нету снега, нету льда.

2. Прилетели журавли
И соловушки малы,
Журавли, журавли
И соловушки малы.

3. Мы весняночку поем,
Весну красную зовем
Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем.

– Ребята, нашей Веснянке очень хочется узнать, какие признаки весны мы с вами знаем? Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить предложением, начиная его со слова «Весной» (Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег).
– Веснянке очень понравилось, что вы много знаете о весне, о признаках весны. Теперь веснянка уверена, что вы сможете помочь ей оживить картину. Разбудить ее после зимней спячки. (Воспитатель выставляет картину, на которой изображены деревья, снежная полянка. По ходу занятия после ответов детей на картине появляются изображения солнца, темного снега, ручья, птиц, проталин, подснежников). Чего, ребята, не хватает на нашей картине? (Солнца. Ответы детей полным предложением).
– Чтобы на нашей картине засияло солнце и одарило нашу землю теплом и улыбнулось нам, нужно ласково позвать его. (Солнышко, колоколнышко, солнышко-ведрышко, солнышко красное) Дети вспоминают и читают наизусть потешки о солнце.
– Солнышко какое? (Подбор детьми эпитетов: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее)
– Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко». А как бы произнесло Солнышко радостную весть «Весна пришла»?
– Засияло солнышко, одарила нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Какой стал снег? Давайте подберем слова-определения к слову снег (грязный, серый, рыхлый, липкий, холодный) .
Тяжко находиться снегу под теплыми лучами солнца. А как произнесет снег новость «Весна пришла?», с какой интонацией? Произнесите слова снега. А во что он превратился, вы скажете, когда послушаете музыку. (Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)
– Вот и растаял снег и превратился… Во что же превратился снег?
– И побежал весенний ручеек.
– А что можно сказать про ручеек, какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, холодный, бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий)
– Бежит ручеек, радуется и приговаривает: «Весна пришла».
– А как радуется ручеек приходу весны? Радуется природа и первому весеннему дождю. А вы хотите почувствовать первый весенний дождик. (Дети встают друг за другом)

Массаж спины

Дождик бегает по крыше похлопывают ладошками по спине впередистоящему ребенку
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше
Бом-бом-бом!
Дома, дома посидите, – постукивание пальцами рук
Бом-бом-бом!
Никуда не выходите, –
Бом-бом-бом!
Почитайте, поиграйте, – постукивание кулачками
Бом-бом-бом!
Я уйду тогда гуляйте
Бом-бом-бом!
Дождик бегает по крыше поглаживание ладошками
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше –
Бом-бом-бом!

– Вот и ожила наша картина, засияло солнышко, растаял снег, зажурчал ручей, потянулись на Родину перелетные птицы.
– Какие птицы возвращаются? (Ласточки, жаворонки, журавли, грачи, скворцы) А какие зазывалки вы знаете о птицах?

1. Ой, вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье!

2. Журавли зовут:
Курлы-си, курлы-си,
Полети-ка по Руси!

3. Синички-сестрички, тетки-чечетки,
Циглята-молодцы, воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы по воле поживайте,
К нам весну скорей ведите!

– А как люди ждут первых птиц, вестников весны? Чем мы им можем помочь?
– Получилась ли у нас весенняя картина или мы что-то забыли?
– На весенних проталинах появляются цветы. (Подснежники)

Пальчиковая гимнастика

Вырос высокий цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.

– Дорогая Веснянка, тебе понравилась наша ожившая картина? А наши ребята еще хотят порадовать Веснянку.

Инсценировка стихотворения

Ну, Весна!
Как дела?
– У меня уборка.
– Для чего тебе метла?
– Снег смести с пригорка.
– Для чего тебе ручьи?
– Мусор смыть с дорожки.
– Для чего тебе лучи?
– Для уборки тоже,
Всех промою, просушу –
Всех на праздник приглашу.

– Весна очень рада, что вы знаете о ней так много. Она хочет знать, знаете ли вы где в слове «весна» живет звук «с». В каком слоге? А в таких словах как солнце, сосулька, снеговик?
– У нас у всех есть родственники, это близкие люди. И у слов есть родственники, слова, похожие по звучанию и по смыслу:

  • Весной ручей какой? – весенний.
  • Весной на лице появляются что? – веснушки.
  • Как ласково называют весну? – веснянка.

– Сейчас мы поиграем в игру «Дерево», составим из слогов слова на весеннюю тему. (Выставляются макеты двух деревьев: на одном – начало слова, на другом – конец. Дети составляют слова из двух слогов, обрывая листочки – слоги с деревьев).

– Весна приготовила нам кроссворд «Весна пришла»

Кроссворд

1. Самый первый день весны,
Самый – самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась … (верба) .

2. Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель ).

3. Первым вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький … (подснежник ).

4. Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)

5. Эта гладкая дорога
Пролежит совсем немного.
Как пройдет по ней весна,
Вся разрушится она. (Лед)

6. Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело,
Всю морковку съело. (Сосулька)

7. На шесте – дворец.
Во дворе – певец.
А зовут его … (скворец) .

8. Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна)

9. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет она все лето. (Трава)

Отгадывая кроссворд, дети читают ключевое слово «проталина».

gastroguru © 2017