Выбор читателей
Популярные статьи
Вопрос 1. Что изучает биология?
Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, обитающих на Земле, их многообразие и развитие.
Вопрос 2. Что называют биосферой?
Биосфера - особая оболочка Земли, область распространения жизни.
Вопрос 3. Какое значение имеет биология?
Биология – основа нашей жизни. Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека - сельским хозяйством, различными отраслями промышленности и медициной, а также и охраной природы.
Вопрос 4. Почему необходимо изучать биологию?
Потому что, чем бы ни занимался человек, почти везде нужны знания по биологии. Например, сельское хозяйство в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных. Создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей. А также знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.
Вопрос 5. Что изучает экология?
Экология изучает отношения организмов между собой и с окружающей их средой.
Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI в. будет возрастать?
Так как наука не стоит на месте, люди, с помощью биологии, будут находить все новые и новые способы облегчить себе жизнь. Новые, более эффективные лекарства, более устойчивые сорта растений, развитие микробиологии поможет узнать много неразгаданных тайн. Открытие новых видов растений и животных, поможет нам лучше понять историю и уникальность нашего мира.
Выясните у своих родителей, знакомых их мнение о значении биологии в жизни современного человека. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека.
Биология - это наука о жизни. Современный человек должен знать об окружающем мире и понимать, что происходит вокруг него. Именно знание биологических законов дает понимание того, что в природе все взаимосвязано, и необходимо сохранение баланса различных видов существ. Биология помогает решать человеку различные проблемы: охрана окружающей среды, знания о живых организмах, производство средств защиты растений от вредителей и болезней, создание новых сортов культурных растений, выведение новых пород домашних животных, выращивание продуктов питания, производство лекарств, витаминов, вакцин, сывороток и многое другое.
Биология стала теоретической основой для медицины, дав ей возможность понять специфику человеческого организма. Это поможет лучше разобраться в том, как нужно организовать свою жизнь с точки зрения питания, физической и умственной нагрузок.
Можно привести следующие примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека: нужно мыть руки перед едой; немного зная строение своего тела, мы можем найти и проверить свой пульс; нельзя долго сидеть за компьютером и смотреть близко телевизор, т.к. устают глаза и может испортиться зрение; мыть фрукты и овощи перед их употреблением (знаем о микробах) и т. д.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИБЛОК1
БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОЙ
ПРИРОДЕ
Контроль уровня подготовки
Блок 1.БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ Задание А
1.Наука цитология изучает:
18.Метод позволяющий изучить хромосомные наборы здоровых и больных людей, -
23.Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода:
4. генной инженерии.
27.0тличительным признаком живого от неживого является:
1. построены из тех же химических элементов, что и неживые системы.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
БЛОК 2
КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ
Контроль уровня подготовки
Блок 2. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Задание А
1. В состав изображённого на рисунке
гемоглобина входят молекулы
1)белка 2) ДНК 3)РНК 4) углевода
2. Липиды в плазматической мембране выполняют функцию
3. При образовании первичной структуры белка аминокислоты
взаимодействуют между собой с образованием связей
1)водородных
1) гидрофобные 2)водородные
9. Разрушение структуры молекулы белка под действием различных
факторов называют
2)белков
17. Эукариоты произошли от общего предка, и поэтому их клетки
Биология - это наука о живом, о строении живой материи и процессах с ее участием, формах и развитии живого, о распространении живых организмов и их природных сообществ, взаимосвязях живой и неживой природы.
В 1949 году была предложена классификация биологических наук: в ней выделилось 3 направления.
Биология:
общие биологические науки
частные науки
комплексные науки
молекулярная биология
ботаника
почвоведение
генетика
зоология
гидробиология и др.
анатомия и морфология
микология
биохимия
микробиология
экология и др.
вирусология
антропология
На сегодняшний день главной проблемой теоретической биологии является создание единой теории живого.
Жизнь - есть форма существования открытых, саморегулирующихся и самовоспроизводящихся систем, построенных из полимеров - белков и нуклеиновых кислот (по М.В. Волькенштейну).
Выделяют признаки (свойства) живой материи, отличающие ее от неживой:
В настоящее время выделяют 8 уровней организации живой материи.
Задание 1. Впишите структурные составляющие каждого уровня организации жизни и укажите процессы, характерные для них.
функционирование |
||
Молекулярный (молекулярно-генетический) |
биологические макромолекулы: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты |
обмен веществ, превращения энергии, распад веществ, передача наследственной информации |
клеточный |
Состоит из двух центриолей: дочернего и материнского. Одна из центриолей, а именно материнская, имеет множество дополнительных образований. Материнский участок диплосомы является источником создания микротрубочек. Обазовывают центросферу, состоящую из углеводов, белков и липидов. |
Образование внешних структур, так называемых жгутиков; образовывает реснички- волоскоподобные образования; образовывает нити веретена деления в процессе непрямого деления клетки (митоз) и в ходе деления ядра эукариотических клеток с уменьшением численности хромосом наполовину. |
тканевый |
Любая ткань представляет собой совокупность клеток и межклеточного вещества, которого может быть много (кровь, лимфа, рыхлая соединительная ткань) или мало (покровный эпителий). Клетки каждой ткани (и некоторых органов) имеют собственное название: клетки нервной ткани называются нейронами, клетки костной ткани - остеоцитами, печени - гепатоцитами и так далее. Межклеточное вещество химически представляет собой систему, состоящую из биополимеров в высокой концентрации и молекул воды. |
Каждая ткань выполняет свою функцию. Например: Эпителиальная ткань, покрывает тело, выстилает внутренние поверхности органов (желудка, кишечника, мочевого пузыря и других) и полостей (брюшной, плевральной), а также образует большинство желез. Соединительная ткань выполняет механическую, опорную, формообразующую и защитную функции. Жировая ткань используется для хранения жиров, при распаде которых высвобождается большое количество энергии. |
органный |
Система органов опоры и движения; пищеварительная; дыхательная; сердечно-сосудистая; мочевыделительная; половая (мужская, женская); эндокринная; нервная; соматосенсорная (покровная). |
Система органов предусматривает прежде всего функциональное объединение органов. |
организменный |
Различают четыре вида интеграции: механическую, гуморальную, химическую и нервную. В качестве механических интеграторов на тканевом уровне выступают межклеточные вещество и контакты; на органном уровне -- соединительная ткань; на системном --- вспомогательные органы. Гуморальные интеграторы -- это кровь и лимфа. Они выполняют интегративную роль на органном, системоорганном и организменном уровнях. Химическая интеграция -- это эндокринная регуляция, которая осуществляется гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции. Гормоны оказывают свое интегративное действие на всех уровнях: клеточном, тканевом, органном, системоорганном и организменном. |
Органы помогают выполнять главные присущие характерные свойства для живого существа. А именно: обмен веществ, раздражимость, способность к росту, размножению, подвижность, поддержание постоянства внутренней среды, пластичность и целостность. |
популяционно-видовой |
||
биогеоценотический |
||
биосферный |
По вопросу происхождения жизни, как и по вопросу сущности жизни, нет единого мнения. Существует несколько гипотез возникновения жизни на Земле.
Тема урока : Биология - наука о живой природе.
Основные цели и задачи : Дать ученикам 5-ого класса начальные представления о том, что такое биология и чем она занимается.
Особое внимание уделяется многообразию биологически исследований и формированию отличий живой природы от неживой.
План урока :
Биология как наука о живой природе занимается изучением все ее проявлений. В ее названии присутствуют два греческих слова: «биос», что означает жизнь, и «логос», что значит наука.
В биологии важны все без исключения живые организмы, от самых больших до самых крошечных. Биологи (а именно так называются ученые, которые занимаются биологией) исследуют жизнь во всех ее проявлениях. Чем же именно они занимаются:
Практическое задание:
Как и в любой другой комплексной науке, в биологии есть множество подразделов. Каждым из них сконцентрирована на разных аспектах природы:
Практическое задание:
Подумайте, на чем сосредоточены следующие науки: эмбриология (наука о развитии зародышей), биогеография (наука, изучающая географическое распределение и размещение животных на планете), бионика (наука о том, как применять в технических устройствах и системах принципы, работающие в живых и неживых организмах), молекулярная биология (наука о хранении и передаче генетической информации, на уровне белков и нуклеиновых кислот), радиобиология (посвящена изучения действия излучений на биологические объекты), космическая биология (изучает возможности жизни организмов в условиях полетов на космических аппаратах и обеспечение жизнедеятельности на космических станциях), фитопатология (наука о болезнях растений), биохимия (изучает состав живых клеток и организмов).
Биология относится к теоретическим наукам, однако результаты исследований биологов часто имеют прикладной характер. Где же могут использоваться биологические открытия?
В живом мире сегодня, как и 4 млрд. лет назад, выделяют:
Бактерии, грибы, растения и животные образуют 4 царства живых организмов.
Практическое задание:
Какие вирусы Вы знаете? (вирус, вызывающий ОРВИ, различные виды гриппа и т.д.).
Если об объектах живой природы мы уже говорили, то вопросов о том, что представляют собой объекты неживой природы, пока еще не касались. К ним, прежде всего, относятся камни, лед, песок и прочее. Каковы же отличительные свойства живых существ?
По этим признакам их можно различить, однако в состоянии покоя некоторые живые объекты не проявляют признаков жизнедеятельности (например, семена растений, пыльца цветков).
Оценивание : Попросите учеников ответить на проверочные вопросы. По их ответам можно будет определить, насколько они усвоили материал урока:
В ходе проведённого урока ученики познакомились:
Домашнее задание:
В качестве домашнего задания следует дать ученикам возможность написать творческую работу «Где используются достижения биологии», поскольку данный вопрос в рамках урока был рассмотрен очень поверхностно.
Тема: Биология – наука о живой природе
Цель: познакомиться с биологией как комплексной наукой о живой природе, значением биологических знаний в современной жизни, профессиями, связанными с биологией.
Актуализация знаний
Вопросы:
1. Что изучает биология?
2. Какие биологические науки вам известны?
3. Каких ученых-биологов вы знаете?
Биология – наука о жизни. Она изучает живые организмы, их строение, развитие и происхождение, взаимоотношения со средой обитания и с другими живыми организмами.
Биология – одна из древнейших наук, хотя сам термин «биология» для ее обозначения был предложен лишь в 1797 году немецким профессором Т.Рузом (1771-1803). Общепринятым, однако, он стал после того, как его в 1802 году начали употреблять в своих работах Ж. Б. Ламарк (1744-1829), Л.К. Тревиранус (1779-1864).
Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий.
В наши дни биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции различных научных дисциплин.
Например, из ботаники выделились микология (наука о грибах), бриология (наука, изучающая мхи), альгология (наука, изучающая водоросли), палеоботаника (изучающая остатки древних растений) и другие дисциплины.
Происходит дифференциация и в сравнительно молодых биологических науках. Так, генетика дифференцировалась на общую и молекулярную генетику , генетику растений, животных, микроорганизмов, человека, популяционную генетику и т. д.
В результате интеграции наук возникли биофизика, биохимия, радиобиология, космическая биология и т. д.
Биологические знания не только позволяют составить научную картину мира, но и могут быть использованы в практических целях.
Так, связи биологических знаний с медициной и сельских хозяйством уходят в далекое прошлое. А в наше время они приобрели еще большее значение.
Благодаря достижениям биологии промышленным путем получают медицинские препараты, витамины, биологически активные вещества. Открытия, сделанные в генетике, анатомии, физиологии и биохимии, позволяют поставить больному человеку правильный диагноз и выработать эффективные пути лечения и профилактики различных болезней, в том числе и тех, которые раньше считались неизлечимыми.
Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости ученые-селекционеры получили новые высокопродуктивные породы домашних животных и сорта культурных растений. На основе изучения взаимоотношений между организмами созданы биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.
В настоящее время изучаются механизмы биосинтеза белка и фотосинтеза. Ученые надеются, что в будущем это позволит решить проблему промышленного получения ценных органических веществ.
Изучение строения и принципов работы различных систем живых организмов помогли найти оригинальные решения в технике и строительстве.
Благодаря достижениям биологии все большее значение приобретает новое направление материального производства – биотехнология . Уже сейчас она оказывает значительное влияние на решение таких глобальных проблем, как производство продуктов питания, поиск новых источников энергии, охрана окружающей среды и др.
До недавнего времени люди считали, что восстановительные способности природы безграничны. Но оказалось, что это не так. Незнание или игнорирование законов природы приводит к тяжелым экологическим катастрофам, которые грозят гибелью всем живым организмам, в том числе и человеку. Настало время, когда от каждого из нас зависит будущее планеты, вот почему значение биологических знаний возрастает с каждым годом. Биологическая грамотность необходима каждому человеку – так же, как умение читать, писать и считать.
Закрепление
Вопросы:
1. Что изучает биология?
2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
3. Какова роль биологии в современном обществе?
Домашнее задание:
1. Параграф 1, на страницах 4-5 учебника.
2. Вопросы 1-3 на странице 5 учебника.
3. Словарь: биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, генетика, биофизика, биохимия, микробиология, радиобиология, космическая биология.
4. Подготовить презентацию о профессии, связанной с биологией, используя компьютерные технологии.
Статьи по теме: | |
При каких условиях после месячных появляются кровянистые выделения причин возникновения нарушения под влиянием внешних факторов и гормонов
Порой бывает достаточно сложно отличить нормальные естественные причины... Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы
Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и... Человек умер. Что делать? Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами. Православное учение о жизни после смерти Что такое смерть с точки зрения православия
Что такое смерть? «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть», - главный... |