Конспект урока "биология - наука о живой природе". Блок1 биология наука о живой природе Тема: Биология – наука о живой природе

Вопрос 1. Что изучает биология?

Биология изучает строение и жизнедеятельность живых организмов, обитающих на Земле, их многообразие и развитие.

Вопрос 2. Что называют биосферой?

Биосфера - особая оболочка Земли, область распространения жизни.

Вопрос 3. Какое значение имеет биология?

Биология – основа нашей жизни. Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека - сельским хозяйством, различными отраслями промышленности и медициной, а также и охраной природы.

Вопрос 4. Почему необходимо изучать биологию?

Потому что, чем бы ни занимался человек, почти везде нужны знания по биологии. Например, сельское хозяйство в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных. Создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, высокоэффективные кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, микробиологические средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей. А также знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.

Вопрос 5. Что изучает экология?

Экология изучает отношения организмов между собой и с окружающей их средой.

Подумайте

Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI в. будет возрастать?

Так как наука не стоит на месте, люди, с помощью биологии, будут находить все новые и новые способы облегчить себе жизнь. Новые, более эффективные лекарства, более устойчивые сорта растений, развитие микробиологии поможет узнать много неразгаданных тайн. Открытие новых видов растений и животных, поможет нам лучше понять историю и уникальность нашего мира.

Задания

Выясните у своих родителей, знакомых их мнение о значении биологии в жизни современного человека. Подготовьте сообщение, в котором приведите конкретные примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека.

Биология - это наука о жизни. Современный человек должен знать об окружающем мире и понимать, что происходит вокруг него. Именно знание биологических законов дает понимание того, что в природе все взаимосвязано, и необходимо сохранение баланса различных видов существ. Биология помогает решать человеку различные проблемы: охрана окружающей среды, знания о живых организмах, производство средств защиты растений от вредителей и болезней, создание новых сортов культурных растений, выведение новых пород домашних животных, выращивание продуктов питания, производство лекарств, витаминов, вакцин, сывороток и многое другое.

Биология стала теоретической основой для медицины, дав ей возможность понять специфику человеческого организма. Это поможет лучше разобраться в том, как нужно организовать свою жизнь с точки зрения питания, физической и умственной нагрузок.

Можно привести следующие примеры использования биологических знаний в повседневной жизни человека: нужно мыть руки перед едой; немного зная строение своего тела, мы можем найти и проверить свой пульс; нельзя долго сидеть за компьютером и смотреть близко телевизор, т.к. устают глаза и может испортиться зрение; мыть фрукты и овощи перед их употреблением (знаем о микробах) и т. д.

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

БЛОК1

БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОЙ

ПРИРОДЕ

Контроль уровня подготовки

Блок 1.БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ Задание А

1.Наука цитология изучает:


  1. строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов

  2. строение органов и систем органов многоклеточных организмов

  3. фенотипы организмов разных царств

  4. морфологию растений и особенности их развития.
2.Для выявления общих анатомических признаков, характерных для царств живой природы, используют метод:

  1. микроскопирования,

  2. прогнозирования,

  3. сравнения,

  4. моделирования.
3,Увеличение численности особей в популяции, преемственность между поколениями обеспечивается:

  1. эволюцией,

  2. развитием,

  3. размножением,

  4. митозом.
4.Способность организмов отвечать на воздействие окружающей среды называют:

  1. воспроизведением,

  2. эволюцией,

  3. раздражимостью,

  4. нормой реакции.
5.Обмен веществ отсутствует у:

  1. бактерий,

  2. водорослей,

  3. грибов,

  4. вирусов.
б.Гомеостаз - это:

  1. обмен веществ и превращение энергии,

  2. регулярное снабжение организма пищей,

  3. поддержание относительного постоянства внутренней среды организма,

  4. поддержание изменчивости во внутренней среде организма
7 .Клеточное строение имеют:

  1. бактериофаги,

  2. вирусы,

  3. кристаллы,

  4. бактерии.
8.Закономерности возникновения приспособлений у организмов к среде обитания исследует:

  1. цитология,

  2. эволюционное учение,

  3. экология,

  4. систематика.
9.Предмет «Общая биология» изучает:

  1. строение и функции организма,

  2. закономерности развития и функционирования живых систем,

  3. природные явления,

  4. строение и функции растений и животных.
10.Появление электронной микроскопии позволило в клетке увидеть:

  1. ядро,

  2. клеточную стенку,

  3. цитоплазму.
11.Термин «адаптация» означает:

  1. способность к возбуждению,

  2. приспособленность,

  3. развитие,

  4. самовоспроизведение,
12.Креационизм - это теория, признающая:

  1. сотворение мира,

  2. биохимическую эволюцию,

  3. самозарождение

  4. занесение жизни из космоса в виде спор.
13.Основной задачей систематики является изучение:

  1. этапов развития организмов,

  2. отношений организмов и окружающей среды,

  3. приспособленность организмов к условиям обитания,

  4. организмов и объединение их в группы на основе родства.
14.На каком уровне организации возникают хромосомные мутации:

  1. видовом,

  2. клеточном,

  3. организменном,

  4. популяционном.
15.Классификацией организмов на основе из родства занимается наука:

  1. экология,

  2. систематика,

  3. эмбриология,

  4. цитология.
16.При скрещивании организмов закономерности наследования признаков у потомства изучает наука:

  1. цитология,

  2. эмбриология,

  3. физиология,

  4. генетика.
17.В клетке перекомбинация наследственной информации лежит в основе:

  1. филогенеза,

  2. эмбриогенеза,

  3. генной инженерии,

  4. клеточной инженерии,
3

18.Метод позволяющий изучить хромосомные наборы здоровых и больных людей, -


  1. близнецовый,

  2. цитогенетический,

  3. генеалогический,

  4. гибридологический.
19.Размножение, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и превращение энергии - это основные признаки

  1. вида,

  2. организма,

  3. популяции,

  4. биогеоценоза.
2О.Всем живым организмам свойственно:

  1. синтез органических веществ из неорганических,

  2. поглощение из почвы растворов минеральных солей,

  3. активное передвижение в пространстве,

  4. дыхание, питание, размножение.
21.Изучением воспроизведения новых особей из одной или нескольких клеток занимается наука:

  1. клеточная инженерия,

  2. генная инженерия,

  3. микробиология,

  4. физиология.
22.Для тел живой и неживой природы характерен сходный набор

  1. белков,

  2. нуклеиновых кислот,

  3. химический элементов,
4. ферментов.

23.Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода:


  1. экспериментального,

  2. наблюдения,

  3. проведения опытов,

  4. палеонтологического.
24.Генеалогический метод исследования использует наука:

  1. систематика,

  2. генетика,

  3. цитология,

  4. физиология.
25.Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука

  1. генетика,

  2. физиология,

  3. морфология,

  4. эмбриология.
26.Для выявления общих признаков царств живой природы используются методы

  1. моделирования,

  2. центрифугирования,

  3. сравнения,
4

4. генной инженерии.

27.0тличительным признаком живого от неживого является:


  1. изменение свойств объекта под воздействием среды,

  2. участие в круговороте веществ,

  3. воспроизведение себе подобных,

  4. изменение размеров объекта под воздействием среды.
28.0бмен веществ и превращение энергии - это признак:

  1. характерный для тел живой и неживой природы,

  2. по которому живое можно отличить от неживого,

  3. по которому одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных,

  4. по которому животные отличаются от человека.
29.Непрерывность жизни на Земле обеспечивается свойством живого:

  1. раздражимость,

  2. приспособленность,

  3. развитие,

  4. самовоспроизведение,
ЗО.Строение и процессы жизнедеятельности в органах и системах органов растений и животных изучает биологическая наука на уровне организации живой природы:

  1. биогеоценотическом,

  2. популяционно-видовом,

  3. организменном,

  4. биосферном.
31.В процессе окисления органических веществ и синтеза молекул АТФ в митохондриях исследователи изучают на уровне организации живой природы:

  1. биогеоценотическом,

  2. популяционно-видовом,

  3. клеточном,

  4. организменном,
32.Выведение нового сорта растения происходит на уровне организации живого:

  1. молекулярном,

  2. биосферном,

  3. популяционно-видовом,

  4. биогеоценотическом,
33.Генные мутации происходят на уровне организации живого:

  1. организменном,

  2. клеточном,

  3. видовом,

  4. молекулярном.
34.Роль рибосом в процессе биосинтеза белка изучают на уровне организации живого:

  1. организменном,

  2. клеточном,

  3. тканевом,

  4. популяционном.
35.Строение и функции молекул белка изучают на уровне организации живого:

  1. организменном,

  2. тканевом,
5

  1. молекулярном.

  2. популяционном.
36.ДНК - это уровень организации живой природы:

  1. клеточный

  2. молекулярный

  3. организменный

  4. популяционный
37.Уровень организации живой природы обозначен цифрой:

  1. биохимический,

  2. функциональный,

  3. клеточный,

  4. прокариотический.
38.Минимальным уровнем организации жизни, на котором проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ и энергии, информации, является:

  1. биосферный,

  2. молекулярный,

  3. организменный,

  4. клеточный
39.Межвидовые отношения начинают проявляться на следующем уровне организации жизни:

  1. биогеоценотическом,

  2. популяционно-видовом,

  3. организменном,

  4. биосферном.
40.На молекулярном уровне организации жизни источником информации служат молекулы:

  1. липидов,

  2. углеводов,

  3. белков,

  4. нуклеиновых кислот.
41 .На каком уровне организации возникают хромосомные мутации:

  1. видовом,

  2. клеточном,

  3. организменном,

  4. популяционном.
42.Высшим уровнем организации живой природы является:

  1. биосферный,

  2. биогеоценотический,

  3. популяционно-видовой,

  4. организменный.
43.Основным научным методом исследования в ранний период развития биологии был:

  1. экспериментальный,

  2. микроскопия,

  3. сравнительно-исторический,

  4. наблюдения и описания объектов.
44.Живые системы считаются открытыми потому, что они:

1. построены из тех же химических элементов, что и неживые системы.


  1. обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой,

  2. обладают способностью к адаптации,

  3. способны размножаться.
45 .Уровень жизни, на котором начинаются эволюционные процессы:

  1. биосферный,

  2. организменный,

  3. популяционно-видовой,

  4. биогеоценотическом.
46.Первым надорганизменном уровнем жизни считается:

  1. биосферный,

  2. организменный,

  3. популяционно-видовой,

  4. биогеоценотическом.
47.Факт сезонной линьки у животных установлен методом:

  1. экспериментальным,

  2. наблюдения,

  3. сравнительно-историческим

  4. моделирования
48.Изучение закономерностей появления и развития видов выясняется с помощью метода:

  1. наблюдения,

  2. экспериментального,

  3. моделирования,

  4. исторического.
49.Способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства называется

  1. наследственностью,

  2. онтогенезом,

  3. изменчивостью,

  4. филогенезом.
5О.Наука о строении и форме организма, его органов и их систем называется:

  1. гигиеной,

  2. анатомией,

  3. физиологией,

  4. валеологией
51.К какому уровню организации живой материи относится хлоропласт?

  1. молекулярному,

  2. субклеточному,

  3. клеточному,

  4. органно-тканевому.
52.Наука о тканях живых организмов называется:

  1. цитология,

  2. эмбриология,

  3. физиология,

  4. гистология.
53.Примером биогеоценотического уровня организации жизни является: 1. берёзовая роща,

  1. стадо коров,

  2. амеба обыкновенная,

  3. биосфера.
54.На каком уровне организации жизни происходит «запись» наследственной информации:

  1. молекулярном,

  2. клеточном,

  3. органном,

  4. организменном.
55.Какая наука изучает строение и жизнедеятельность грибов:

  1. гистология,

  2. микология,

  3. ботаника,

  4. цитология.
56.Какая наука изучает строение и жизнедеятельность водорослей:

  1. микробиология,

  2. альгология,

  3. ботаника,

  4. систематика.
57.На каком уровне организации происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов:

  1. молекулярном,

  2. клеточном,

  3. биосферном,

  4. организменном.
58.Как называется способность организмов реагировать на определенные воздействия окружающей среды той или иной активной реакцией, позволяющей им выжить:

  1. гомеостаз,

  2. раздражимость,

  3. обмен веществ,

  4. питание.
59.С помощью какого метода изучают влияние различных факторов на живой организм:

  1. сравнительного,

  2. описательного,

  3. исторического,

  4. экспериментального.
бО.Впервые использовали микроскоп в своих исследованиях

  1. Р.Гук и АЛевенгук

  2. М. Шлейден и Т.Шванн

  3. Л.Пастер и И.И Мечников

  4. Ч.Дарвин и А.Р.Уоллес
8

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ

БЛОК 2

КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ

Контроль уровня подготовки

Блок 2. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Задание А

1. В состав изображённого на рисунке
гемоглобина входят молекулы

1)белка 2) ДНК 3)РНК 4) углевода

2. Липиды в плазматической мембране выполняют функцию


  1. энергетическую

  2. запасающую
    3)структурную
4) каталитическую

3. При образовании первичной структуры белка аминокислоты
взаимодействуют между собой с образованием связей

1)водородных


  1. ионных

  2. пептидных

  3. нуклеотидных
4. В молекуле ДНК число нуклеотидов с гуанином составляет 40% от общего
числа. Какой процент нуклеотидов с аденином имеется в этой молекуле?5. Какую роль выполняет вода в жизни клетки?

  1. растворителя

  2. строительную

  3. энергетическую

  4. защитную
6. Связи, поддерживающие вторичную структуру белка, -

1) гидрофобные 2)водородные


  1. ионные

  2. ковалентные
7. Молекулы ДНК, в отличие от РНК, состоят из

  1. аминокислот

  2. двух полинуклеотидных цепей

  3. углеводов рибозы и глюкозы

  4. одной полипептидной нити
8. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с тимином составляет 20% от
общего числа. Какой процент нуклеотидов с цитозином в этой молекуле?3

9. Разрушение структуры молекулы белка под действием различных
факторов называют


  1. раздражимостью

  2. сократимостью

  3. денатурацией

  4. пиноцитозом
10. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 20 % от
общего числа. Доля нуклеотидов с тимином в этой молекуле составляет11. Наиболее богаты энергией молекулы
1)липидов

2)белков


  1. аминокислот

  2. нуклеиновых кислот
12. Какую роль выполняет вода в жизни клетки?

  1. растворителя

  2. строительную

  3. энергетическую

  4. защитную
13. Прокариотическая клетка, в отличие от эукариотической, содержит

  1. цитоплазму

  2. плазматическую мембрану

  3. рибосомы

  4. одну кольцевую хромосому
14. В животной клетке отсутствуют

  1. пластиды

  2. лизосомы

  3. элементы комплекса Гольджи

  4. центриоли клеточного центра
15. К эукариотам относятся
1)вирусы

  1. стрептококки

  2. бактерии-сапротрофы

  3. одноклеточные животные
16. Бактериальная клетка не имеет

  1. цитоплазмы

  2. оформленного ядра
    3)оболочки
4) цитоплазматической мембраны

17. Эукариоты произошли от общего предка, и поэтому их клетки


  1. размножаются делением

  2. имеют сходное строение

  3. способны к фотосинтезу

Биология - это наука о живом, о строении живой материи и процессах с ее участием, формах и развитии живого, о распространении живых организмов и их природных сообществ, взаимосвязях живой и неживой природы.

В 1949 году была предложена классификация биологических наук: в ней выделилось 3 направления.

Биология:

общие биологические науки

частные науки

комплексные науки

молекулярная биология

ботаника

почвоведение

генетика

зоология

гидробиология и др.

анатомия и морфология

микология

биохимия

микробиология

экология и др.

вирусология

антропология

На сегодняшний день главной проблемой теоретической биологии является создание единой теории живого.

Жизнь - есть форма существования открытых, саморегулирующихся и самовоспроизводящихся систем, построенных из полимеров - белков и нуклеиновых кислот (по М.В. Волькенштейну).

Выделяют признаки (свойства) живой материи, отличающие ее от неживой:

  • 1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В живых организмах 99 % химического состава приходится на четыре элемента -- углерод, кислород, азот и водород.
  • 2. Клеточное строение. Все живые организмы, кроме вирусов, состоят из клеток.
  • 3. Обмен веществ. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая из нее вещества, необходимые для питания, и выделяя продукты жизнедеятельности.
  • 4. Энергозависимость. Живые тела представляют собой «открытые» для поступления энергии системы, т. е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним энергии и материи (в виде питательных веществ) извне.
  • 5. Самовоспроизведение (репродукция) -- это свойство живых организмов воспроизводить себе подобных.
  • 6. Наследственность заключается в способности организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Она обусловлена стабильностью, т. е. постоянством, строения молекул ДНК.
  • 7. Изменчивость. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость -- это способность организмов приобретать новые признаки и свойства, в основе которой лежат изменения биологических матриц.
  • 8. Рост и развитие. Способность к развитию -- всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы существования материи представлено индивидуальным развитием, или онтогенезом, и историческим развитием, или филогенезом.
  • 9. Раздражимость. Любой организм неразрывно связан с окружающей средой: извлекает из нее питательные вещества, подвергается воздействию неблагоприятных факторов среды, вступает во взаимодействие с другими организмами и т. д. В процессе эволюции у живых организмов выработалось и закрепилось свойство избирательно реагировать на внешние воздействия.
  • 10. Саморегуляция (авторегуляция) - это способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность течения физиологических процессов. При этом недостаток поступления каких-либо питательных веществ мобилизует внутренние ресурсы организма, а избыток вызывает запасание этих веществ.
  • 10. Ритмичность - это свойство присуще как живой, так и неживой природе. Обусловлено оно различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца, сменой времен года, фазами Луны и т. д. Для неживой природы характерны, например, изменения освещенности и температуры в течение года и суток, приливы и отливы в морях и океанах, перемещение воздушных масс -- ветры и т. д. Живые организмы также подчиняются внешним датчикам времени, однако реакция их значительно сложнее изменений окружающей среды.

В настоящее время выделяют 8 уровней организации живой материи.

Задание 1. Впишите структурные составляющие каждого уровня организации жизни и укажите процессы, характерные для них.

функционирование

Молекулярный (молекулярно-генетический)

биологические макромолекулы: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты

обмен веществ, превращения энергии, распад веществ, передача наследственной информации

клеточный

Состоит из двух центриолей: дочернего и материнского. Одна из центриолей, а именно материнская, имеет множество дополнительных образований. Материнский участок диплосомы является источником создания микротрубочек. Обазовывают центросферу, состоящую из углеводов, белков и липидов.

Образование внешних структур, так называемых жгутиков; образовывает реснички- волоскоподобные образования; образовывает нити веретена деления в процессе непрямого деления клетки (митоз) и в ходе деления ядра эукариотических клеток с уменьшением численности хромосом наполовину.

тканевый

Любая ткань представляет собой совокупность клеток и межклеточного вещества, которого может быть много (кровь, лимфа, рыхлая соединительная ткань) или мало (покровный эпителий).

Клетки каждой ткани (и некоторых органов) имеют собственное название: клетки нервной ткани называются нейронами, клетки костной ткани - остеоцитами, печени - гепатоцитами и так далее.

Межклеточное вещество химически представляет собой систему, состоящую из биополимеров в высокой концентрации и молекул воды.

Каждая ткань выполняет свою функцию. Например:

Эпителиальная ткань, покрывает тело, выстилает внутренние поверхности органов (желудка, кишечника, мочевого пузыря и других) и полостей (брюшной, плевральной), а также образует большинство желез.

Соединительная ткань выполняет механическую, опорную, формообразующую и защитную функции.

Жировая ткань используется для хранения жиров, при распаде которых высвобождается большое количество энергии.

органный

Система органов опоры и движения; пищеварительная; дыхательная; сердечно-сосудистая; мочевыделительная; половая (мужская, женская); эндокринная; нервная; соматосенсорная (покровная).

Система органов предусматривает прежде всего функциональное объединение органов.

организменный

Различают четыре вида интеграции: механическую, гуморальную, химическую и нервную.

В качестве механических интеграторов на тканевом уровне выступают межклеточные вещество и контакты; на органном уровне -- соединительная ткань; на системном --- вспомогательные органы. Гуморальные интеграторы -- это кровь и лимфа. Они выполняют интегративную роль на органном, системоорганном и организменном уровнях. Химическая интеграция -- это эндокринная регуляция, которая осуществляется гормонами, выделяемыми железами внутренней секреции. Гормоны оказывают свое интегративное действие на всех уровнях: клеточном, тканевом, органном, системоорганном и организменном.

Органы помогают выполнять главные присущие характерные свойства для живого существа. А именно: обмен веществ, раздражимость, способность к росту, размножению, подвижность, поддержание постоянства внутренней среды, пластичность и целостность.

популяционно-видовой

биогеоценотический

биосферный

По вопросу происхождения жизни, как и по вопросу сущности жизни, нет единого мнения. Существует несколько гипотез возникновения жизни на Земле.

Тема урока : Биология - наука о живой природе.

Основные цели и задачи : Дать ученикам 5-ого класса начальные представления о том, что такое биология и чем она занимается.

Особое внимание уделяется многообразию биологически исследований и формированию отличий живой природы от неживой.

План урока :

  1. Что изучает биология?
  2. Подразделы биологии
  3. Где используются достижения биологии?
  4. Представители живого мира
  5. Чем живые организмы отличаются от неживых?

Ход урока

1. Что изучает биология?

Биология как наука о живой природе занимается изучением все ее проявлений. В ее названии присутствуют два греческих слова: «биос», что означает жизнь, и «логос», что значит наука.

В биологии важны все без исключения живые организмы, от самых больших до самых крошечных. Биологи (а именно так называются ученые, которые занимаются биологией) исследуют жизнь во всех ее проявлениях. Чем же именно они занимаются:

  • Изучают строение организмов;
  • Исследуют процесс размножения;
  • Прослеживают происхождение и взаимосвязи между отдельными группами;
  • Изучают связи между объектами живой и неживой природы.

Практическое задание:

Как и в любой другой комплексной науке, в биологии есть множество подразделов. Каждым из них сконцентрирована на разных аспектах природы:

  • Ботаника - наука о растениях;
  • Зоология - наука о животных;
  • Генетика - наука о наследственности и генах;
  • Физиология - наука о жизнедеятельности целостного организма;
  • Цитология - наука о клетках, изучается их строение, функционирование, размножение;
  • Анатомия - наука о внутреннем строении живых организмов, расположении и взаимодействии внутренних органов;
  • Морфология - наука о форме и строении организмов;
  • Микробиология - наука о микроскопических веществах (микробах);

Практическое задание:

Подумайте, на чем сосредоточены следующие науки: эмбриология (наука о развитии зародышей), биогеография (наука, изучающая географическое распределение и размещение животных на планете), бионика (наука о том, как применять в технических устройствах и системах принципы, работающие в живых и неживых организмах), молекулярная биология (наука о хранении и передаче генетической информации, на уровне белков и нуклеиновых кислот), радиобиология (посвящена изучения действия излучений на биологические объекты), космическая биология (изучает возможности жизни организмов в условиях полетов на космических аппаратах и обеспечение жизнедеятельности на космических станциях), фитопатология (наука о болезнях растений), биохимия (изучает состав живых клеток и организмов).

3. Где используются достижения биологии?

Биология относится к теоретическим наукам, однако результаты исследований биологов часто имеют прикладной характер. Где же могут использоваться биологические открытия?

  • Сельское хозяйство - с целью увеличения уровня сбора урожая, роста продуктивности животноводства, изобретение способов борьбы с вредителями.
  • Медицина - изучение полезных свойств объектов живой и неживой природы помогает изобретать новые лекарственные средства.
  • Охрана окружающей среды - биология показывает, в каких направлениях человек разрушает существующий в природе порядок вещей и помогает находить способы борьбы с этими явлениями.

4. Представители живого мира

В живом мире сегодня, как и 4 млрд. лет назад, выделяют:

  • Доклеточные организмы - вирусы. Они становятся живыми только тогда, когда имеют возможность проявиться в клетках живых организмов.
  • Прокариоты. У них есть клетка, у клетки нет ядра. Другое название бактерий - бактерии.
  • Эукариоты. Сюда относят грибы, растения и животных. У них в клетках есть сформированные ядра.

Бактерии, грибы, растения и животные образуют 4 царства живых организмов.

Практическое задание:

Какие вирусы Вы знаете? (вирус, вызывающий ОРВИ, различные виды гриппа и т.д.).

5. Чем живые организмы отличаются от неживых?

Если об объектах живой природы мы уже говорили, то вопросов о том, что представляют собой объекты неживой природы, пока еще не касались. К ним, прежде всего, относятся камни, лед, песок и прочее. Каковы же отличительные свойства живых существ?

  • Они дышат.
  • Они питаются. Ни один живой организм не может существовать без того, чтобы черпать энергию извне. А вот что он будет потреблять и перерабатывать - мясо, молоко, крупу или морковь - уже и не столь важно.
  • Они размножаются, то есть воспроизводят себе подобных. Каждый Без этого жизнь на планете давно бы уже иссякла и закончилась. Именно в этом свойстве проявляется бесконечность жизни на планете Земля.
  • Они реагируют на воздействия окружающей среды и зависят от тех условий, в которых живут. Вот почему медведи на зиму залегают в спячку, а зайцы меняют свой окрас.
  • У живых организмов есть клеточная структура. Они могут состоять из одной клетки (есть специальный класс одноклеточных), а могут из многих (например, животные или человек). Клеток нет только у вирусов, поэтому они могут жить исключительно в организмах других животных, растений или человека.
  • Живые существа сходны по химическому составу - в их строении присутствуют органические соединения (белки. Жиры, углеводы), а также неорганические (самый распространенный из них - вода).
  • В большинстве своем живые организмы способны к передвижению. О такой возможности животных знают все, а вот что с растениями? Наличие корней и нахождение в почте делает их неспособными к проявлению такого свойства. Однако это не совсем так. Подсолнечник, к примеру, меняет свое положение в зависимости от движения Солнца. Точно также листья многих растений реагируют на солнечный свет.

По этим признакам их можно различить, однако в состоянии покоя некоторые живые объекты не проявляют признаков жизнедеятельности (например, семена растений, пыльца цветков).

Оценивание : Попросите учеников ответить на проверочные вопросы. По их ответам можно будет определить, насколько они усвоили материал урока:

  • Что такое биология?
  • Что изучает биология?
  • Какие подразделы биологии Вы знаете?
  • Какие царства живых организмов Вы знаете?
  • Каковы главные отличия живого организма от объектов неживой природы.

6. Итоги урока:

В ходе проведённого урока ученики познакомились:

  • С тем, что такое биология, какие вопросы она изучает, на что направлено ее основное внимание.
  • Какие есть разделы биологии и чем они занимаются.
  • В каких сферах используются достижения биологии.
  • Чем отличаются живые организмы от неживых.

Домашнее задание:

В качестве домашнего задания следует дать ученикам возможность написать творческую работу «Где используются достижения биологии», поскольку данный вопрос в рамках урока был рассмотрен очень поверхностно.

Тема: Биология – наука о живой природе

Цель: познакомиться с биологией как комплексной наукой о живой природе, значением биологических знаний в современной жизни, профессиями, связанными с биологией.

Актуализация знаний

Вопросы:

1. Что изучает биология?

2. Какие биологические науки вам известны?

3. Каких ученых-биологов вы знаете?

Биология – наука о жизни. Она изучает живые организмы, их строение, развитие и происхождение, взаимоотношения со средой обитания и с другими живыми организмами.

Биология – одна из древнейших наук, хотя сам термин «биология» для ее обозначения был предложен лишь в 1797 году немецким профессором Т.Рузом (1771-1803). Общепринятым, однако, он стал после того, как его в 1802 году начали употреблять в своих работах Ж. Б. Ламарк (1744-1829), Л.К. Тревиранус (1779-1864).

Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий.

В наши дни биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции различных научных дисциплин.

Например, из ботаники выделились микология (наука о грибах), бриология (наука, изучающая мхи), альгология (наука, изучающая водоросли), палеоботаника (изучающая остатки древних растений) и другие дисциплины.

Происходит дифференциация и в сравнительно молодых биологических науках. Так, генетика дифференцировалась на общую и молекулярную генетику , генетику растений, животных, микроорганизмов, человека, популяционную генетику и т. д.

В результате интеграции наук возникли биофизика, биохимия, радиобиология, космическая биология и т. д.

Биологические знания не только позволяют составить научную картину мира, но и могут быть использованы в практических целях.

Так, связи биологических знаний с медициной и сельских хозяйством уходят в далекое прошлое. А в наше время они приобрели еще большее значение.

Благодаря достижениям биологии промышленным путем получают медицинские препараты, витамины, биологически активные вещества. Открытия, сделанные в генетике, анатомии, физиологии и биохимии, позволяют поставить больному человеку правильный диагноз и выработать эффективные пути лечения и профилактики различных болезней, в том числе и тех, которые раньше считались неизлечимыми.

Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости ученые-селекционеры получили новые высокопродуктивные породы домашних животных и сорта культурных растений. На основе изучения взаимоотношений между организмами созданы биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.

В настоящее время изучаются механизмы биосинтеза белка и фотосинтеза. Ученые надеются, что в будущем это позволит решить проблему промышленного получения ценных органических веществ.

Изучение строения и принципов работы различных систем живых организмов помогли найти оригинальные решения в технике и строительстве.

Благодаря достижениям биологии все большее значение приобретает новое направление материального производства – биотехнология . Уже сейчас она оказывает значительное влияние на решение таких глобальных проблем, как производство продуктов питания, поиск новых источников энергии, охрана окружающей среды и др.

До недавнего времени люди считали, что восстановительные способности природы безграничны. Но оказалось, что это не так. Незнание или игнорирование законов природы приводит к тяжелым экологическим катастрофам, которые грозят гибелью всем живым организмам, в том числе и человеку. Настало время, когда от каждого из нас зависит будущее планеты, вот почему значение биологических знаний возрастает с каждым годом. Биологическая грамотность необходима каждому человеку – так же, как умение читать, писать и считать.

Закрепление

Вопросы:

1. Что изучает биология?

2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?

3. Какова роль биологии в современном обществе?

Домашнее задание:

1. Параграф 1, на страницах 4-5 учебника.

2. Вопросы 1-3 на странице 5 учебника.

3. Словарь: биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, генетика, биофизика, биохимия, микробиология, радиобиология, космическая биология.

4. Подготовить презентацию о профессии, связанной с биологией, используя компьютерные технологии.

gastroguru © 2017