Выбор читателей
Популярные статьи
На рубеже XVI и XVII веков Европа переживала период перехода от Средневековья к Новому времени. Этот период имеет исключительное значение для европейской истории. Многие историки называют его "временем великого прорыва", и этому есть все основания.
Наиболее целесообразно считать историю Нового времени с эпохи реформации и Великих географических открытий. Открытие Нового Света, нового морского пути в Индию и в земли Юго-Восточной Азии, наконец, первые кругосветные путешествия не только сформировали новые представления европейцев о мире в целом, но и привели к изменению геополитических интересов европейских государств. Началось формирование Европы как единого целого противостоящего остальному миру.
Именно в этот период были заложены способы капиталистического способа производства, значительно возрос уровень производительных сил, изменились формы организации производства. Благодаря внедрению технических нововведений повысилась производительность труда, и ускорились темпы экономического развития.
Великие географические открытия стимулировали активные международные связи, прежде всего экономические, закладывались товарно-денежные отношения. Из вновь открытых земель стекались сокровища, следствием этого вилось повышение цен, получившее название "революция цен", способствовало росту денежного богатства у предпринимателей, купцов, это послужило первоначальному накоплению капитала. Углубился процесс формирования национальных рынков, общеевропейского и мирового. Впервые в истории человечества возникают биржи.
Происходили кардинальные изменения в сельском хозяйстве. В Англии, Франции, Нидерландах практически все крестьяне были уже лично свободны. Важнейшим новшеством стало широкое развитие арендных отношений. Землевладельцы сдавали землю в аренду крестьянам. Это было экономически более выгодно, чем организация собственного помещичьего хозяйства.
В эпоху реформации произошел раскол католической церкви. Складывалось новое мировоззрение, основанное на гуманизме. Центром мира стала конкретная личность.
XVI-XVII вв. ознаменованы первой научной революцией. Прогрессивные сдвиги происходят в развитии естествознания, в области физики, математике, астрономии. Крупный вклад внесли такие ученые как Николай Коперник, Галилео Галилей, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно и другие.
В связи с кругосветными путешествиями, экспедициями, в колониальной политике преуспели Англия, Португалия, Голландия, Испания. В чьих руках оказались огромные колониальные владения.
Противоречия между господствующими классами привели к буржуазным революциям, сначала в Англии в XVII веке, а затем во Франции, Германии и в других странах
Последствием буржуазных революций стали не только свобода экономической деятельности, но и изменения форм государственного устройства и продвижения и формированию правового государства и гражданского общества.
Во Франции еще сохранялась абсолютная монархия, сложилась своеобразная социальная структура, в которой преобладали не предприниматели, а ростовщики, откупные операции, сформировался самый большой административно-государственный аппарат. Такие исторические особенности обусловили значительное участие в экономических процессах французского государства, поддерживающего развитие мануфактур, активную внешнеторговую политику.
Италия к началу Нового времени не представляла единого государства. Политическая раздробленность препятствовала развитию промышленности и торговли. Наибольшие трудности испытывали крестьяне.
Особенностью развития Германии было сохранение политической раздробленности страны, что наряду с другими факторами замедлило развитие капиталистических отношений и обусловило тяжелое положение крестьянства.
Крупнейшими историческими событиями XVI-XVII вв. в Германии стали Реформация, Крестьянская война, а также Тридцатилетняя война общеевропейского масштаба.
В результате этих потрясений переход к Новому времени в Германии характеризовался установлением наиболее тяжелых форм крепостного права.
годунов самозванство правление восстание
17-18 века занимают особое место в истории Нового времени. Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.
Элементы капиталистического производства зародились еще в недрах феодального строя. К середине 17 века противоречия между капитализмом и феодализмом приобрели общеевропейский характер. В Нидерландах уже в 16 веке произошла первая победоносная буржуазная революция, в результате которой Голландия стала «образцовой капиталистической страной XVII столетия» (Маркс). Но эта победа капиталистической экономики и буржуазной идеологии имела еще ограниченное, местное значение. В Англии эти противоречия вылились в буржуазную революцию «европейского масштаба» (Маркс). Одновременно с Английской буржуазной революцией происходили революционные движения во Франции, Германии, Италии, Испании, России, Польше и ряде других стран. Однако на европейском континенте феодализм устоял. Еще целое столетие правящие круги этих государств проводят политику феодальной «стабилизации». Почти всюду в Европе сохраняются феодально-абсолютистские монархии, дворянство остается господствующим классом.
К середине 18 века завершается в основном процесс так называемого первоначального накопления капитала. Разорение крестьянства, невиданный по масштабам и жестокости грабеж колоний содействовали накоплению крупных капиталов, обеспечивали капиталистические мануфактуры необходимой рабочей силой и сырьем. В 17-18 веках мануфактурная стадия развития капитализма в ряде европейских стран достигла полной зрелости. В Англии в середине 18 века начался промышленный переворот. Однако в большинстве европейских стран все еще господствовали феодальные отношения. Даже в Голландии и Англии буржуазия была вынуждена делить власть с земельной аристократией. Повсеместно сохранялась поземельная зависимость крестьян. Крупные землевладельцы приспосабливались к требованиям капиталистического рынка.
Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно.
В 17 веке крупнейшей колониальной и торговой державой Европы была Голландия. Победоносная буржуазная революция 16 века не только обеспечила успешное развитие капиталистического хозяйства, торговли, но и превратила Голландию в самую свободную страну в Европе - центр передовой буржуазной культуры, прогрессивной печати, книготорговли.
Однако могущество Голландии, основанное на колониальном грабеже и транзитной торговле, оказалось непрочным. В конце 17 века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а затем и Франции - странам, где для торговли имелась более надежная промышленная база. В 18 веке голландская экономика переживает застой и упадок. На первое место в мире выходит Англия. Франция к этому времени стоит на пороге буржуазной революции.
Абсолютистская Испания - в 16 веке одно из могущественных государств Европы - в 17 веке оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка. Она остается отсталой феодальной страной.
Тяжелый экономический и политический кризис переживает в эту эпоху Италия, с середины 16 века частично утратившая свою национальную независимость.
Общей тенденцией эпохи было нарастание противоречий между новым, капиталистическим строем и разлагающимся феодализмом. Крестьянские восстания расшатывали феодально-крепостническую систему, но уничтожить ее могли только буржуазные революции. «...Движение буржуазии против феодально-абсолютистских сил» , - писал В. И. Ленин, - было «главной пружиной» исторического процесса. Это было время, когда буржуазия - носительница нового, прогрессивного способа производства - переживала самую героическую пору своей истории. Главной движущей силой буржуазных революций был трудовой народ, но идеологом и руководителем выступала буржуазия, решившаяся, наконец, по выражению Маркса, «действовать заодно с крестьянами» .
Переход от феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух буржуазных революций: английской (1640-1660 гг.) и французской (1789-1794 гг.). Особенно велико значение французской буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в развитии культуры.
В. И. Ленин писал о французской буржуазной революции: «Она недаром называется великой. Для своего класса, для которого она работала, для буржуазии, она сделала так много, что весь XIX век... прошел под знаком французской революции» .
Но и эта революция, освободив народ от цепей феодализма и абсолютизма, наложила на него новые цепи - «цепи капитализма».
В конце 18 века в передовых странах Европы назревает рабочее движение. В основном это движение мануфактурных рабочих, но в Англии уже начинает борьбу рождающийся промышленный пролетариат.
Развитие буржуазных отношений в передовых странах Европы нашло свое отражение в идеологической и культурной жизни. С середины 17 века в Европе начинается широкое культурное движение, получившее название движения Просвещения. С одной стороны, оно было обусловлено успехами естественнонаучных и технических знаний, сопутствовавшими быстрому развитию производительных сил, с другой стороны, многообразной оппозицией феодально-абсолютистскому строю. Массовые народные движения будили передовую общественную мысль. «Религия, понимание природы, общество, государственный строй - все было подвергнуто самой беспощадной критике... Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» .
Просветители выступали как идеологи буржуазии, но они не были однородны. Одни стояли близко к народу, составляли демократическое и революционное крыло движения, развивали идеи, выражавшие чаяния самых угнетенных слоев общества (Радищев, Мелье, Мабле, Морелли), другие же придерживались более умеренных, ограниченных взглядов (Вольтер, Монтескье). Родиной Просвещения стала Англия, где революция середины 17 века создала благоприятные условия для развития буржуазной идеологии.
Но английская буржуазная революция была последним крупным общественным движением, которое, подобно многим социальным движениям средневековья, проходило еще в религиозной оболочке. Английская буржуазия, одержавшая победу под знаменем пуританизма, использовала это знамя и в дальнейшем, открыв в религии средство для того, чтобы держать в узде своих «естественных подданных» (Маркс), оправдывая капиталистическую эксплуатацию «неисповедимым промыслом божьим». Ограниченность религиозного мировоззрения сковывала передовую общественную мысль. Атеизм и материализм иногда становились идейным оружием аристократии. В результате материалистическая философия (Гоббс, Джон Локк) часто сочеталась с робкими, а иногда и просто реакционными политическими теориями. И, несмотря на это, именно в Англии зародились многие идеи, получившие затем развитие в философии и политической мысли эпохи Просвещения. Одной из таких идей была идея «естественного человека», выдвинутая Гоббсом и затем развитая Локком. В ней нашел выражение растущий интерес к человеку, его внутреннему миру, его месту в обществе. Английская литература подняла на щит нового героя, простого «естественного человека», сбросившего оковы феодального мира (Робинзон Крузо Даниеля Дефо), и тут же развенчала этого героя и современную ему буржуазную цивилизацию в едкой сатире Джонатана Свифта. В середине 18 века ведущим жанром английской литературы становится реалистический роман. Летописцы буржуазной Англии (Филдинг, Смоллетт) в своей реалистической честности запечатлели не только прогрессивные, но и отрицательные черты нового строя. Обострение общественных противоречий в результате начавшейся промышленной революции породило, с одной стороны, остросатирическую драматургию Шеридана, а с другой - новое течение просветительской литературы - сентиментализм, в котором смутный протест против уродливых черт побеждающего капитализма выражался в сентиментальной грусти о «доброй, старой Англии», в обращении к природе, к чувству, но не к разуму (Лоуренс Стерн, Оливер Голдсмит). Передовые деятели английской культуры положили начало движению Просвещения, но высшего своего расцвета это движение достигло во Франции в период назревания буржуазно-демократической революции 18 века. Именно французские просветители Вольтер, Монтескье, Жан-Жак Руссо, энциклопедисты стали «властителями дум XVIII века». Они обрушили на феодальный мир и его христианскую идеологию лавину научных фактов, едких сарказмов, разоблачений и философских опровержений. Созданная ими атеистическая литература до сих пор остается классическим образцом антирелигиозной пропаганды. А их политические теории и материалистическая философия, несмотря на всю историческую и классовую ограниченность, сыграли решающую роль в идеологической подготовке революции.
Старый мир боролся с наступлением нового разными средствами. Абсолютизм стремился подчинить своему влиянию и контролю самые яркие таланты, рожденные народом. Создавались специальные учреждения, руководившие научной деятельностью, литературой и искусством. Таланты покупались, контролировались. Двор абсолютного монарха пытался выступать в роли законодателя вкуса и идей для всего образованного общества. В этом ему помогала церковь - все еще грозная идеологическая сила. В середине 18 века популярной становится идея «союза государей и философов», идея «просвещенного абсолютизма», идея «католического возрождения». Особенно глубокий отпечаток в 17 и. 18 веках наложила католическая реакция на культурную жизнь Италии и Испании. На кострах и в застенках инквизиции погибли лучшие люди Италии - гордость ее науки, литературы и искусства. После того как церковь расправилась с Джордано Бруно, Кампанеллой, Антонио Палеарио, заставила Галилео Галилея публично отречься от своих взглядов, Италия потеряла ведущее положение в европейской науке и развитие прогрессивной мысли было приостановлено в ней больше чем на столетие. Победа невежества и мракобесия привела к тому, что в науке пытливую творческую мысль заменили педантизм и бесплодное умствование, в литературе распространились увлечение внешней формой, подражание старым образцам («петраркизм») и жеманный, вычурный стиль - так называемый «маринизм», по имени поэта Марине, использовавшего мифологические и пасторальные мотивы для прославления чувственной любви и легких радостей жизни. Только во второй половине 18 века Италия начинает выходить из состояния оцепенения, в которое ее погрузили иностранный гнет и церковное иго. Оживление экономики, подъем капиталистической промышленности в Ломбардии и Тоскане, проникновение капиталистических отношений в итальянскую деревню создают условия для начавшегося и в Италии движения Просвещения. В Милане образовался кружок философов, экономистов, литераторов, юристов, в который входили такие прогрессивные ученые, как братья Верри, известный юрист Беккария и другие. Итальянские просветители не только критиковали феодализм, но и ратовали за национальное объединение страны. Однако большинство из них возлагало все надежды на «просвещенный абсолютизм». Новые голоса зазвучали в литературе, обратившейся к злободневным проблемам повседневной жизни. До сих пор не сходят со сцен мирового театра комедии Карло Гольдони и Карло Гоцци. Большое влияние на современников оказали тираноборческие и патриотические трагедии Альфиери.
Мертвому не удалось задушить живое. В борьбе с религией и идеализмом набирала сил материалистическая философия, прошедшая сложный путь от Гоббса и Локка до французских материалистов-энциклопедистов. Выдающихся успехов достигла наука в творчестве Ньютона, Лейбница, Ломоносова, Лапласа, Линнея и других. Период блестящего и многообразного расцвета переживает в это время художественная культура многих европейских стран.
Историческая ситуация во Франции конца 16-го - начала 17-го веков была очень напряженной. Религиозные войны, смута во времена регентства Марии Медичи, Фронда при регентстве Мазарини - казалось, что Францию ожидает судьба раздробленной послеренессансной Германии. К счастью всей европейской культуры - этого не произошло. Наоборот, небывалый расцвет науки и искусства поставил, в конце концов, именно Францию на первое место среди европейских государств в 17 веке.
И, наконец, творчество Ж.Б. Люлли знаменует собой первый взлет французской музыки.
Только Франция смогла пережить общеевропейский кризис 17 века в культуре, связанный с развитием новых производственных и социально-общественных отношений, усилением роли буржуазии в обществе, и как следствие, неудовлетворенности общества теми формами, который могло предложить ему барочное искусство.
Сделавшись великой художественной державой, хотя и в последнюю очередь среди европейских стран, она оказалась самой стойкой, жизнеспособной и перспективной силой общеевропейского эстетического развития.
В середине 17 века, заплатив определенную дань барочной тенденции и внеся оригинальный вклад в развитие второй, реалистичной, линии европейского искусства 17 в., благодаря Пуссену, Корнелю, Ленотру, Перро и другим предложила современной художественной культуре третий путь эстетического освоения действительности - классицизм .
Этот эпохальный вклад Франции придал всей культуре столетия необходимую полноту и имел при этом значительные последствия, определяя одну из сквозных тенденций искусства Нового времени вообще. Вплоть до Энгра и даже Майоля.
Наконец, в последнюю треть 17 в., когда другие национальный школы уже безмолвствовали, Франция произносит в нем последнее слово, подводя итоги, и стягивая друг к другу обе ведущие стилевые тенденции - барокко и классицизм.
Кроме этого, Франция в тот момент являлась интеллектуальным центром Европы. Монтень, Дю Вер, Шаррон, Декарт, Паскаль, Гассенди - были не только властителями дум в то время, но и внесли такой вклад в развитие мировой науки, что многие из этих имен известны в наши дни не только узкому кругу специалистов.
Историческая неповторимость французского пути в социальной ситуации 17 в. обуславливалась несколькими причинами.
Европа в тот момент была расколота на два лагеря, один из которых составляли молодые буржуазные республики - Голландия, Швейцария, и, позднее, Англия, ко второму принадлежали феодально-абсолютистские монархии - Австрия, Испания и Папский Рим. Франция в этом раскладе занимала промежуточное положение благодаря дальновидной политике Генриха IV, в которой государственный принцип возобладал над религиозным. Подписание Нантского Эдикта, дарующего гугенотам свободу вероисповедения и некоторую политическую автономию, стало своеобразным символом секуляризации идеологии. Итогом такой политики явилась двуединая целостность государства, наличие внутреннего равновесия при религиозной разделенности французского общества, что по тем временам было совершенно беспрецедентным явлением. Кроме этого, во Франции сложилось равновесие сил архаичной феодальной вольницы и развивающейся буржуазии, при котором королевская власть выступала в роли арбитра в социальных и религиозных конфликтах вплоть до того периода царствования Людовика XIV, когда пост министра финансов занял Кольбер.
Двуединая в социальном смысле природа французского абсолютизма долгое время создавала иллюзию относительно уникальности французского пути развития, не впадая в царство немецкой феодальной анархии, испанского деспотизма или римско-католического теократизма, избегая крайностей и противоречий буржуазного пути Голландии и пуританского фанатизма кромвелевской Англии.
Третий путь . Секуляризованная политика, национальная и гражданская консолидация, пресечение феодально-кланового своекорыстия и буржуазного индивидуализма, установление и поддержание классового и религиозного мира под эгидой сильной королевской власти - вот что определяет французский феномен в 17 в. Здесь и коренятся возможности особого пути французского искусства, в определенной мере связанного с феодально-контрреформационными силами барокко и отдавшего дань бюргеровскому реализму, но сконцентрировавшегося на создании иного, третьего по порядку возникновения в художественной системе 17 в., классицистического направления.
Классицизм - руководящая идея - стилеобразующее ядро - произошел из сознания несостоятельности старого феодального общества и недоверия к новым буржуазным порядкам, как поиск третьего пути, гуманной системы отношений человека и мира, индивида и общества. Для того, чтобы возникла потребность в поисках, необходимо было время для выявления противоречий и старой системы и нового мира, что объясняет достаточно позднее возникновение классицизма.
Поиски стали возможны вследствие наличия во Франции следующих предпосылок:
Открытость вопроса о будущем страны,
Равновесие основных социальных сил,
Поддержка равновесия королевской властью,
Цементирование процесса государственного и национального строительства.
Именно равновесие дало возможность возникнуть классицистическому искусству.
Проповедовавшему - идейную гражданственность.
Требовавшему - равной заботы об общественной гармонии.
Классицизм - искусство размышления о будущем человечества, конструирование идеальной модели справедливого и гармоничного мира.
Парадоксы классицизма
Отвергает бытовую живопись и натюрморт.
В редчайших случаях портрет, и только - автопортрет.
Сюжеты - из Плутарха, Тита Ливия, Тацита, Гомера, Вергилия, Овидия, Торквато Тассо.
Сосредоточено - в сферах мифологии, древнеисторического, идеально-пейзажного жанров.
Обладает огромной миромоделирующей и стиилеобразующеей энергией, а кажется на редкость привязанным к традиициям прошлого - Ренессанса и античности.
На вопрос основные черты экономики европы 17 18 веков заданный автором Мария Кохан
лучший ответ это XVII-XVIII века занимают особое место в истории Нового времени. Это был
полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю
европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и утверждения
капитализма в передовых странах Европы и Америки.
Элементы
капиталистического производства зародились еще в недрах феодального
строя. К середине XVII века противоречия между капитализмом и
феодализмом приобрели общеевропейский характер. В Нидерландах уже в XVI
веке произошла первая победоносная буржуазная революция, в результате
которой Голландия стала «образцовой капиталистической страной XVII
столетия» (Маркс) . Но эта победа капиталистической экономики и
буржуазной идеологии имела еще ограниченное, местное значение. В Англии
эти противоречия вылились в буржуазную революцию «европейского масштаба»
(Маркс) . Одновременно с Английской буржуазной революцией происходили
революционные движения во Франции, Германии, Италии, Испании, России,
Польше и ряде других стран. Однако на европейском континенте феодализм
устоял. Еще целое столетие правящие круги этих государств проводят
политику феодальной «стабилизации» . Почти всюду в Европе сохраняются
феодально-абсолютистские монархии, дворянство остается господствующим
классом.
Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно.
В
XVII веке крупнейшей колониальной и торговой державой Европы была
Голландия. Победоносная буржуазная революция XVI века не только
обеспечила успешное развитие капиталистического хозяйства, торговли, но и
превратила Голландию в самую свободную страну в Европе - центр
передовой буржуазной культуры, прогрессивной печати, книготорговли.
Однако
в конце XVII века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а
затем и Франции - странам, где для торговли имелась более надежная
промышленная база. В 18 веке голландская экономика переживает застой и
упадок. На первое место в мире выходит Англия. Франция к этому времени
стоит на пороге буржуазной революции.
Абсолютистская Испания - в
XVI веке одно из могущественных государств Европы - в XVII веке
оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка.
Она остается отсталой феодальной страной. Тяжелый экономический и
политический кризис переживает в эту эпоху Италия, с середины XVI века
частично утратившая свою национальную независимость.
Переход от
феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух
буржуазных революций: английской (1640-1660 гг.) и французской
(1789-1794 гг.) . Особенно велико значение французской
буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в развитии
культуры.
Статьи по теме: | |
Успение праведной анны, матери пресвятой богородицы
Очень часто, обращаясь к иконам святой Анны или же с молитвой о помощи и... Человек умер. Что делать? Важнейшие православные традиции и обряды, связанные с похоронами. Православное учение о жизни после смерти Что такое смерть с точки зрения православия
Что такое смерть? «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть», - главный... Английский алфавит – задания и упражнения для детей
Конечно, теория это очень важно, но еще важнее уметь применять... |