12 января церковный праздник

О жизни святой мученицы Анисии из греческих Салоник известно только из двух житийных памятников — документальных свидетельств и мученических актов не сохранилось.

По преданию она родилась в конце III века в христианской семье, а к Великому гонению на христиан, начатого императором Диоклетианом в 303 году, лишившись обоих родителей, осталась единственной наследницей приличного состояния.

В первую половину царствования Диоклетиана богатые и влиятельные христиане были в империи не редкостью. По одной из версий христианками были даже супруга императора Приска и его дочь Валерия, которая была замужем за соправителем Диоклетиана цезарем Галерием. Во всяком случае обе они не делали тайны из своих христианских убеждений, демонстративно избегая языческих жертвоприношений.

Репрессии обрушились на христиан внезапно и очень болезненно. Как писал церковный историк Евсевий Кесарийский: "Полная свобода изменила течение наших дел: все пошло кое-как, само по себе; мы стали завидовать друг другу, осыпать друг друга оскорблениями и только что при случае не хвататься за оружие; предстоятели Церквей — ломать друг о друга словесные копья, миряне — восставать на мирян; невыразимые лицемерие и притворство дошли до предела гнусности… Словно лишившись всякого разумения, мы не беспокоились о том, как нам умилостивить Бога; будто безбожники, полагая, что дела наши не являются предметом заботы и попечения, творили мы зло за злом, а наши мнимые пастыри, отбросив заповедь благочестия, со всем пылом и неистовством ввязывались в ссоры друг с другом, умножали только одно — зависть, взаимную вражду и ненависть, раздоры и угрозы, к власти стремились так же жадно, как и к тирании тираны".

Гонения, как это не раз бывало в истории, встряхнули и отрезвили христиан, вернули их вере горячность и искренность, готовность отдать за нее жизнь.

Казни обрушились и на тех из них, кто служил при дворе или занимал командные должности в армии. Сохранившиеся мученические акты свидетельствуют о казнях христиан в Александрии, Фракии, Ликии, Палестине, Финикии, Африке, Мавритании, Нумидии, Испании, Италии и на Сицилии.

Чтобы сломить волю христиан и особенно христианок, палачей подталкивали к надругательству над их целомудрием, к растлению девиц. Спасая свою честь, они иногда шли на добровольную смерть, которая никогда не рассматривалась церковью как греховное самоубийство: "Некоторые из них, — по словам Евсевия, — избегая испытания и не дожидаясь, пока их схватят враги, бросались вниз с высоты дома".

По преданию святая Анисия, к тому времени истратившая все свое наследство на благотворительность, шла в церковь, когда ее остановил на улице воин-язычник и потребовал, чтобы она отправлялась в языческий храм на праздник, а когда она отказалась, хотел увести ее силой. Но святая вырвалась со словами: "Да запретит тебе Господь Иисус Христос". Услышав ненавистное имя, язычник ударил Анисию мечом, и она упала замертво.

Христиане похоронили ее близ городских ворот, а над ее могилой устроили молитвенный дом.

Мощи святой мученицы Анисии до сих пор находятся в городе Салоники в храме святого Димитрия Солунского.

Ин.10:1-9

1Пет.1:1-2,10-12,2:6-10

Мк.12:1-12

Евр.7:26-8:2

Ин.10:9-16

А сердце с Иисусом говорит!

В день Богоявления показано действием, что домостроительство спасения нашего совершается Господом Иисусом Христом по благоволению Отца при общении Святого Духа. Ныне же словом Апостола внушается нам, что и спасение каждого по тому домостроительству бывает не иначе, как действом Пресвятой Троицы Отца и Сына и Св. Духа: «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» () .

Прозревая имеющего уверовать Бог Отец сретает его благоволением Своим и призывает ко спасению благодатию Святого Духа. Дух Святый, призвав к вере и укрепив в ней, окропляет уверовавшего кровию Господа Спасителя в таинстве крещения и, получив чрез то вход в него, Сам вселяется в него и всячески содействует ему в устроении своего спасения. Да хвалим, поем и величаем Троицу Пресвятую, благую содетельницу нашего спасения, и, с своей стороны, «прилагая к сему все старание» () , поспешим благоукрасить себя всякими добродетелями по образу Создавшего и Воссоздавшего нас, чтоб не оказаться «без успеха и плода в познании Господа» () и не заградить себе «вход в вечное Царство Господа нашего» () , к которому призваны.

Основы православия

Тема 12. Что такое катафатическое богословие?

Катафатическое богословие (от греч. Κατάφασις (катафасис) — утверждение) — богословское направление, в рамках которого для обозначения и раскрытия истин о Боге и Его отношении к миру используются положительные термины и выражения .

Примеры катафатических терминов и выражений: Бог есть любовь; Бог милосерден; Бог праведен и свят; Бог разумен; Бог свободен в принятии решений; Бог — Творец мира; Бог — Промыслитель.

Недостаток катафатического богословия может проявляться в том, что рассуждая о Боге в положительных терминах и выражениях, человек привносит в понятие о Нём нечто субъективное, связанное с тем, как именно он осмысливает их и понимает. Например, разные люди могут по-разному воспринимать слово «любовь», поскольку внутренний опыт переживания любви у каждого человека индивидуален.

Положительная сторона катафатического богословия проявляется в том, что если рассуждать о Боге исключительно в отрицательных терминах и выражениях, при понимании, чем или кем Бог не является, сложно всё же понять, Кем Он является. Скажем, если имея в виду человека сказать о нём, что он не имеет крыльев, копыт, чешуи, жабр, не является огнем, ветром, железом, то из этого определения сложно догадаться, что речь идёт именно о человеке. Гораздо понятнее будет если человека представить так: живое существо, обладающее душой, телом, разумом, свободой воли, творческой способностью и т. д.

Катафатический метод может использоваться в сопряжении с апофатическим:

  • Посредством добавления к катафатическим терминам приставок «бес», «без», «не», «над», «сверх», «все» и т. п. (Бог — беспределен, безграничен, непознаваем, невидим; Его бытие — надмирно; Он — сверхмилосердный, сверхлюбовь, Он — Всесовершенный Дух).
  • Посредством сопровождения катафатических терминов эпитетами «абсолютный», «совершенный», «исключительный» и т. п. (Бог — абсолютно добр, Его любовь совершенна).
  • Посредством использования оксюморонов, а также терминов и выражений, как будто бы противоречащих ожидаемым (познавать Непознаваемого; Бог живет во мраке / Бог живёт в неприступном свете).

« - драгоценный и единственный дар, а мы бессмысленно и беспечно тратим его, забывая о ее кратковременности. Мы или с тоской смотрим в прошлое, или ждем будущего, когда будто бы должна начаться настоящая жизнь. Настоящее же, т. е. то, что и есть наша жизнь, уходит в этих бесплодных сожалениях и мечтах… Наша постоянная ошибка в том, что мы не принимаем всерьез данный протекающий час нашей жизни, что мы живем прошлым или будущим, что мы все ждем какого-то особенного часа, когда наша жизнь развернется во всей значительности, и не замечаем, что она утекает, как вода между пальцами, как драгоценное зерно из плохо завязанного мешка. Постоянно, ежедневно, ежечасно Бог посылает людям обстоятельства, дела, с которых должно начаться наше возрождение, а мы оставляем их без внимания и этим ежечасно противимся воле Божией о нас».
свящ. А. Ельчанинов

Мужчины устраивали особую забаву - охоту на кабана (Фото: GGRIGOROV, Shutterstock)

Дата по старому стилю: 30 декабря

Этот день получил название в честь святой Анисии, жившей в 3-4 веках в Греции. По преданию, ее родители рано умерли, оставив девушке много богатств. Анисия раздала все свои деньги беднякам, а рабов отпустила на волю. Но и после этого она продолжала помогать людям - лечила больных, утешала скорбящих, заботилась о заключенных в темницы христианах.

Анисью (Анисию) на Руси прозвали Желудочницей, поскольку по древнему обычаю в ее день резали свиней и варили требуху, в том числе желудки. А прежде чем употребить внутренности в пищу, их использовали для гадания: считалось, что если селезенка свиньи ровная и гладкая - то зима будет суровая; если желудок оказался пустым - холода продлятся долго.

Существовало несколько традиционных рецептов приготовления желудков (или, как их еще называли, кендюхов). Например, их начиняли грудинкой, луком и солью, а потом жарили на огне. Популярен был вареный желудок, также фаршированный - но уже мясом с головы свиньи.

Поскольку Анисьин день - это еще и разгар Святок, то традиции двух этих праздников смешались. Мужчины устраивали особую забаву - охоту на кабана. В случае удачи, вепря несли в деревню на рогатинах, демонстрируя всем жителям. После этого девицы приступали к приготовлению праздничных кушаний.

К этому дню обычно усиливался мороз. Поэтому в народе говорили: «Не проси у Анисьи тепла»; «К Анисье холода пришли» .

Кстати, с народным прозвищем Анисьи связано еще одно поверье, дожившее до наших дней. Считается, что эта святая помогает при болезнях желудка.

Именины в этот день

Анисья, Давид, Иосиф, Ирина, Лев, Макар, Мария, Яков

12 января 1722 года был впервые учрежден пост Генерал-прокурора

День работника прокуратуры Российской Федерации отмечается с 1996 года по Указу Президента РФ № 1329 от 29 декабря 1995 года, учитывая роль органов прокуратуры в укреплении законности в государстве.

12 января 1722 года Указом Петра Великого при Сенате был впервые учрежден пост Генерал-прокурора. В Указе буквально значилось: «Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору» .

Также в Указе устанавливались основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. Через несколько дней при надворных судах также были введены должности прокуроров.

Так в истории России был основан и стал стремительно развиваться институт прокуратуры, одной из выдающихся фигур которой стал Павел Иванович Ягужинский (1683-1736).

В январе 1722 года Ягужинский был назначен первым Генерал-прокурором Сената и очень быстро стал играть одну из ключевых ролей в делах Российского государства. Говорили даже, что он стал вторым лицом в государстве после Петра I. Принимая во внимание выдающиеся личные качества Ягужинского, влиятельность первого Генерал-прокурора также свидетельствует о том, насколько важной для России была деятельность прокуратуры.

Во все времена прокуратура являлась едва ли не единственным государственным органом, куда граждане могут обратиться с любыми своими бедами и проблемами: от отключения электроэнергии в квартире до обмана, так называемыми, строителями финансовых пирамид.

И сегодня, как и прежде, главное в работе прокуратуры - это её правозащитная функция. Самыми важными были и остаются надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, защита законных интересов государства.

Прокуратура РФ осуществляет деятельность на основе Конституции РФ, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Гражданского процессуального кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ.

В свой же профессиональный праздник все работники прокуратуры получают поздравления от руководства, коллег и друзей, а наиболее отличившиеся в работе - ведомственные награды и ценные подарки.

День похищений

Морозы будут становиться все сильней, а вьюги заметут все вокруг… (Фото: Lucky Business, Shutterstock)

Славяне в этот день вспоминали о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако, потом он, бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярило.

Также в День похищений вспоминают о том, как в эпоху Лады Кощей похитил у Даждьбога (Бога лета и счастья) его супругу Марену. От связи Кощея и Марены родилась потом Снежная Царица, а также многие демоницы.

В этот день почитали священный камень Алатырь (либо два камня Бога и Божиху: камни Велеса и Ясуни - Бури Яги). Морозы в эти дни становятся все сильней, а вьюги заметут все вокруг.

Cегодня 12 января (30 декабря по старому стилю), православная церковь празднует Церковный праздник Православный:

* Мученицы Анисии (ок. 284-305). * Священномученика Зотика пресвитера, сиропитателя (ок. 337-361). * Святителя Макария, митрополита Московского (1563). Преподобного Даниила Переяславского (обретение мощей, 1652).
Апостола от 70-ти Тимона (I). Святителя Антония епископа. Мученика Филетера Никомидийского (311) и чрез него уверовавших шести воинов и комита (после 311). Святого Льва архимандрита. Преподобной Феодоры Кесарийской (VIII); Феодоры Цареградской (ок. 940). Мученицы Марии (Даниловой), Ярославской (1946).

Мученица Анисия

Мученица Анисия жила в III в. в г. Солуни. Родители ее были богаты и благочестивы и дали ей прекрасное образование. Наученная христианскому благочестию, она не гордилась ни своим образованием, ни богатством, любила кротость, скромность и уединение. Лишившись родителей в молодости, св. Анисия раздала все богатство бедным и неимущим, начала вести подвижническую жизнь и желала умереть мученической смертью. «Мучители и муки откроют мне райские двери», - думала она. Диавол всячески пытался совратить святую с пути спасения, наводил на нее леность и уныние и устрашал ее разными видениями; но она прогоняла его крестным знамением. В ее время царь Максимиан начал гонение на христиан. Однажды, когда св. Анисия шла в храм для молитвы, воин схватил ее и, узнав, что она христианка и идет в храм, повлек в капище для жертвоприношения. Святая сопротивлялась, и воин умертвил ее мечом. На месте кончины святой Анисий впоследствии выстроен был храм.

Святитель Макарий

Святитель Макарий (в миру Михаил) родился в 1482 г, в Москве в благочестивой семье. После смерти отца его мать постриглась в монахини, а сам святитель в юности поступил в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. В 1523 г. митрополит Даниил возвел егов настоятели Можайского Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря в сане архимандрита. В обители святитель установил традицию соборного поминовения всей прежде почившей монастырской братии; устроил придел в честь своего небесного покровителя, Макария Египетского. Через всю жизнь пронес святитель Макарий любовь к этой обители.

С 1526 г, святитель возглавляет древнейшую Новгородскую и Псковскую кафедру. Здесь и начинаются его первые труды, принесшие ему впоследствии славу как зна-менитому устроителю русской церковной жизни. Он начинает широкую миссионерскую деятельность, устанавливает единообразный иноческий общежительный устав по всем новгородским монастырям, проявляет боль-шую заботу о строительстве храмов. Особое внимание святитель Макарий уделяет составлению житий и установлению памяти местночтимых святых: здесь он начал составление Великих Четьих Миней.

В 1542 г. Собором русских архиереев святитель Макарий был поставлен митрополитом Московским и всея Руси. Великой заслугой нового главы Церкви был созыв в 1547 и 1549 гг. знаменитых Соборов с целью прославления русских святых, а в 1551 г. столь же знаменитого «Стоглавого» Собора для устроения церковных дел. Святитель благословил царя Ивана.

Святитель Макарий продолжал работу по написанию житии и служб гжгким святым. Под его руководством были также составлены «Лицевой летописный свод» и «Степенная книга царского родословия». Святитель благословил начало книгопечатания в Московской Руси.

Прославляя святых, Святитель Макарий при жизни постоянно общался с подвижниками, которые позднее были канонизированы Церковью: Василием Блаженным, Макарием Римлянином Новгородским, и особенно с Александром Свирским, который позднее по благословению святителя был прославлен. Постоянное пребывание в молитве и посте, дар прозорливости отличали святителя Макария. При кончине святителя (31 декабря 1563 г.) его лицо было как свет сияющее, и все дивились этому, вознося славу Богу, прославившему Своего угодника. Митрополит Макарий был погребен в Успенском соборе Кремля.

Священномученик Зотик сиропитатель, пресвитер

Священномученик Зотик, сиропитатель, знатный и богатый римлянин, находился на службе у святого Константина Великого (306–337). Когда царь перенес столицу из Рима в Константинополь, туда же переселился и Зотик. Вскоре, однако, отвергшись мирских почестей, он принял священный сан, стал призирать в своем доме и кормить нищих и странников. Потом, получив деньги от святого Константина, устроил больницу, странноприимный дом, где принимал прокаженных, выкупая их у воинов, которым было приказано топить больных в море.

Когда на престол вступил сын святого царя Константина, Констанций (337–361), последователь арианской ереси, на святого было донесено, что он получил от покойного императора большие деньги. Допрошенный об этом, святой Зотик показал императору устроенные им больницу и странноприимный дом. Констанций разгневался, так как считал, что на полученные от его отца деньги святой Зотик приобрел драгоценности, и хотел получить их обратно. Он приказал привязать святого Зотика к диким мулам, которые влачили святого по камням. Все тело его было растерзано, и святой мученик предал душу Богу.
На месте его смерти забил источник чистой воды, от которой многие получали исцеление.

Ин.10:1-9

Евр.10:35-11:7

Мк.11:27-33

Евр.7:26-8:2

Ин.10:9-16

А сердце с Иисусом говорит!

« - драгоценный и единственный дар, а мы бессмысленно и беспечно тратим его, забывая о ее кратковременности. Мы или с тоской смотрим в прошлое, или ждем будущего, когда будто бы должна начаться настоящая жизнь. Настоящее же, т. е. то, что и есть наша жизнь, уходит в этих бесплодных сожалениях и мечтах… Наша постоянная ошибка в том, что мы не принимаем всерьез данный протекающий час нашей жизни, что мы живем прошлым или будущим, что мы все ждем какого-то особенного часа, когда наша жизнь развернется во всей значительности, и не замечаем, что она утекает, как вода между пальцами, как драгоценное зерно из плохо завязанного мешка. Постоянно, ежедневно, ежечасно Бог посылает людям обстоятельства, дела, с которых должно начаться наше возрождение, а мы оставляем их без внимания и этим ежечасно противимся воле Божией о нас».
свящ. А. Ельчанинов

gastroguru © 2017