10 безличных предложений. Что такое безличное предложение и каковы его особенности? Историческое развитие в разное время

Во многих языках существует такое понятие, как безличное предложение. Но что это такое? Одинаковую ли оно имеет структуру в разных языках?

Чем отличаются безличные предложения и что это такое?

Безличными называют односоставные предложения, в которых главный член не предполагает субъекта действия в именительном падеже, при этом называет состояние или процесс основного действия. В предложениях подобного типа нет грамматического подлежащего как такового, так как в самом сказуемом нет обозначения действующего лица, которое выражается формой именительного падежа. Также подлежащее не получится определить через остальные части предложения.

Например, если в обобщенно-личном или неопределенно-личном предложении не было определено или обозначено подлежащее, но при этом оно подразумевается по контексту, то в строении безличного его нет вообще. Таким образом, в безличных предложениях подлежащее не только отсутствует в построении конструкции, но и не подразумевается по тексту. Примером может служить простое безличное предложение: "Светало".

Историческое развитие в разное время

Безличное предложение в разные исторические эпохи имело разный вид. Например, как считают А. М. Пешковский и Д. Н. Овсянико-Куликовский, самыми первыми безличными были конструкции с непосредственно безличным глаголом. К ним можно отнести следующие: "Морозит"; "Вечереет"; "Холодает" и так далее.

Безличные предложения в английском языке имеют такое же значение. (Например: It"s cold. - "Холодно".) В отличие от русского варианта английские конструкции имеют подлежащее, но не указывают прямо на предмет.

Предполагается, что в более далекие времена такие предложения состояли из двух слов, т. е. были двусоставными, например: "Мороз морозит"; "Погода холодает"; "Вечер вечереет". Похожие тавтологические построения предложений присутствуют и в современном русском языке, например: "Гром гремит".

Из-за чего появились безличные предложения?

Их возникновение является результатом абстрактного мышления, так как виден отход мысли от непосредственного субъекта, который производит или вызывает действие. На основании подобных конструкций можно создать безличное предложение со сказуемым, которое выражается безличной формой глаголов. Например: "Ветер свалил дерево" или "Ветром свалило дерево".

По мнению А. М. Пешковского, появление большого количества разновидностей конструкций безличных предложений связано с процессом вытеснения имени глаголом. Что и наблюдается в современном русском языке.

Большое количество безличных предложений получило широкое распространение в художественной литературе, в которой часто присутствуют фрагменты разговорного языка. Использование таких конструкций дает возможность описывать различные состояния, которые характеризуются немотивированностью или неосознанностью, благодаря чему действиям придается некий особый оттенок легкости и спокойствия. При этом происходит выделение непосредственно процесса с отрешенностью от самого деятеля. Именно благодаря таким возможностям происходит распространение и развитие конструкций безличных предложений, которые используются в художественной литературе и разговорной речи.

Чем могут быть выражены разные члены предложения в безличных конструкциях?

В таких построениях главный член предложения может выражаться:

  • личным глаголом, имеющим безличное значение;
  • безличным глаголом;
  • страдательным кратким причастием, имеющим форму среднего рода;
  • отрицательным словом или словосочетанием, которое выражает отрицание;
  • безлично-предикативным словом, которое употребляется с инфинитивом и без него.

Строение безличных предложений

Ввиду широкого употребления таких конструкций, их строение весьма разнообразно:

Особенности разных типов предложений

Для безличных глаголов, которые используются в качестве главного члена в безличном предложении, таких как: знобит, спится, моросит, светает, хочется, дремлется, морозит, тошнит и так далее, - необходима форма, которая совпадает с формой в 3-м лице единственного числа. А при употреблении в прошедшем времени нужна форма среднего рода в единственном числе, например: смеркалось, нездоровилось, вечерело и так далее. К примеру: "Ему нездоровилось".

Однако по своему значению эти глаголы не позволяют использовать вместе с ними существительные и местоимения в именительном падеже. В конструкциях подобного типа общее значение предложения определяется, исходя из значения безличного глагола. Таким образом, в зависимости от выбранного глагола такие предложения могут выражать состояние окружающей среды и природы, физическое и психологическое - деятеля или окружающих, необходимость, долженствование или моральную сторону происходящего.

Личный глагол как главный член предложения

Конструкции, в которых главный член выражается с помощью личного глагола в безличном значении, широко распространены в русском разговорном языке. При этом такие предложения имеют достаточно большое количество вариантов строения и значения. Личные глаголы, которые употребляются в безличной форме, лишаются своей начальной формы и используются в 3-м лице единственного числа или в прошедшем времени среднего рода.

В русском языке присутствует большое количество личных глаголов, которые можно употреблять в безличной форме. По этой причине возможно создание разнообразных конструкций с данным глаголом. Такие предложения могут выражать состояние природы, окружающей среды и природные явления, душевные переживания, психологические и физические ощущения действующего лица, описание необъяснимых явлений и действий вымышленной, фантастической силы.

Безлично-предикативные слова

Часто можно встретить безличные конструкции, в которых главный член предложения выражается безлично-предикативным словом. Иногда такие слова могут использоваться как главный член предложения, но только совместно с инфинитивом. Значение такой конструкции будет определяться как значение самого безлично-предикативного слова.

Как правило, безличные предложения, в которых присутствует безлично-предикативное слово с окончанием на , могут использоваться для обозначения и характеристики состояния окружающей среды и природы, психологического и физического состояния живых организмов, указания на необходимость, долженствование и возможность, а также зрительное, слуховое и психологическое восприятие окружающей действительности. Например: "Вот закончим - и будет весело".

Особенности употребления безлично-предикативных слов

Следует отметить, что безлично-предикативные слова, о которых упоминалось ранее, зачастую употребляются совместно с инфинитивом. В предложениях с такой структурой безличность может исчезать в зависимости от порядка слов. Такое же изменение может происходить и в конструкциях, в которых используются модальные слова. Например, оттенок невозможности или трудности. Примером может служить безличное предложение: "Мне трудно спорить с этим". При изменении порядка слов, как правило, теряется значение безличности. Это происходит потому, что инфинитив при изменении своей позиции, особенно при появлении длительной паузы, обретает функциональное значение подлежащего.

Выявлено существование безлично-инфинитивных предложений как переходных конструкций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подходя к изучению безличных предложений нужно всегда помнить, что только изучение грамматической и стилистической сторон языковых явлений в их органическом единстве даст возможность изучить их не формально, а глубоко, сознательно, раскрыть в каждом отдельном явлении его подлинное содержание, увидеть его в движении и функционировании в различных речевых и функционально-языковых стилях. Грамотность – это не только умение правильно писать, но и умение правильно, уместно употреблять речевые средства в различных контекстах, обстоятельствах, ситуациях и целях. Только такое изучение грамматических явлений, в том числе и безличных предложений, обеспечит высокую речевую культуру.

В своей работе мы рассмотрели различные классификации безличных предложений: Леканта П.А., Пешковского А.М. и Скобликовой Е.С., что позволило изучить все аспекты функционирования безличных предложений в современном русском языке.

Такое разнообразных точек зрения на проблему безличных предложений вызвано тем, что ди сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно безличных предложений, также не существует единой классификации этих предложений. Однако существование такого разнообразия подходов позволяет рассматривать безличные предложения с разных точек зрения: исходя из грамматической формы не только главного члена (сказуемого), но и других членов, обязательных в данной конструкции; по способам выражения вещественного и грамматического значений; исходя из семантических особенностей таких предложений.

Безличные предложения нами рассмотрены с точки зрения определения безличности, а также с различных точек зрения: структурной, семантической.

Большинство ученых придерживается мнения, что безличные предложения представляют собой наследие той эпохи, когда первобытные люди, не имея представления ни о законах внешнего мира, ни о строении своего тела, чувствовали себя совершенно беспомощными в борьбе с природными стихиями и болезнями. Из-за незнания истинных причин природных и общественных явлений возникают искаженные, фантастические представления дикарей об окружающей их действительности, убеждение, что болезни насылает и погоду делает неизвестная сила.

В современном русском литературном языке в подавляющем большинстве случаев, когда выбор падает на безличные конструкции при наличие синонимичных личных, он объясняется необходимостью по тем или иным причинам устранить из речи обозначение производителя действия и носителя признака. Нами отмечено, что такие конструкции существуют параллельно, что позволяет носителям языка разнообразить свою речь.

Основная, самая частотная, часть безличных предложений выражает интеллектуальное восприятие действительности (состояние природы и среды, физическое состояние живого мира, психо-эмоциональное состояние человека), а также волю человека или его стремления, желания (функция воздействия на других людей).

Необходимо так же отметить достоинство изучения безличных предложений на основе художественных текстов. Это позволяет учителю наглядно продемонстрировать учащимся способы функционирования безличных предложений в реальной речевой ситуации, показать им все многообразие таких предложений. И осуществить интеграцию уроков русского языка и литературы.

Список литературы

Арват Н.Н. Безличные предложения в древнерусском языке (по материалам новгородской письменности XI-XV вв.): Автореф. дисс. ... кфилн. - Одесса, 1955.

Бабайцева В.В. Изучение односоставных предложений в VII классе//Русский язык в школе. – 1973. - №5.

Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. - М., 1968.

Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. В 3 частях. Часть 3. Синтаксис. Пунктуация. – М.: Просвещение, 1987.

Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. – М.: Высшая школа, 1977.

Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. - М.-Л., 1935.

Будаков Р.А. Писатели о языке и язык писателей. – М.: Издательство Московского университета, 1984.

Буслаев Н.Ф. Опыт исторической грамматики русского языка. ч.11. - М., 1958. - §110

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М.: Высшая школа, 1991.

Величко А.В., Туманова Ю.А., Чагина О.В. Простое предложение: Опыт семантического описания. – М.: Издательство Московского университета, 1986.

Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. - М., 1958.

Воинова Е.И. О соотношении инфинитивных и безличных предложений//Русский язык в школе. - 1958. - №2.

Вопросы грамматики и лексики русского языка//Уч. зап. ЛГПИ им. Герцина. - Л., 1968.

Вопросы синтаксиса современного русского языка. - М.: Учпедгиз, 1950.

Галкина-Федорук Е.М. Безличные предложения в современном русском языке//Вопросы синтаксиса современного русского языка/Под ред. Виноградова В.В. - М., 1950.

Гвоздев А.Н. Современный русский язык. В 2 частях. Часть 2. Синтаксис. – М.: Просвещение, 1973.

Грамматика русского языка. - М., 1954. - Т.2. - Ч.1.

Дручинина Г.П. Какой синтаксис нужен школе?//Русский язык в СНГ. - 1992. - №10-12.

Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. К вопросу об односоставном предложении//Русский язык в школе. - 1993. - №1.

Золотова Г.А. О некоторых теоретических результатах работы над "Синтаксическим словарем русского языка"//Вопросы языкознания. - 1986. - №1.

Калинин А.Ф. Безлично-инфинитивные предложения среди других типов простого предложения//РЯШ. - 2000. - №4.

Кириченко Г.С. К изучению односоставных предложений в VII классе//Русский язык в школе. - №5. – 1972.

Краткий справочник по современному русскому языку/Под ред. П.А. Леканта. - М., 1995.

Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1986.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л.: Просвещение, 1972.

Мещанинов И.И. Структура предложения. - М.-Л., 1963.

Овсянико-Куликовский Д.Н. Синтаксис русского языка.

Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1938.

Подгаецкая И.М. Проблемный анализ литературы по современному русскому языку. – М.: Просвещение, 1987.

Покусаенко В.К. Некоторые случаи определения типа предложения//Русский язык в школе. – 1979. - №6.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Айрис Рольф, 1997.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Айрис-пресс, 1998.

Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка. - М.: Высшая школа, 1963.

Русский язык: Энциклопедия/Под ред. Филина Ф.П. – М.: Советская энциклопедия, 1979.

Скобликова Е.С. Современный русский язык: Синтаксис простого предложения. – М.: Просвещение, 1979.

Тимофеев К.А. Инфинитивные предложения в русском языке. Автореф. докт. дисс. - Благовещенск-на-Амуре, 1951.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л.: Просвещение, 1990.

Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М.: Просвещение, 1986.

Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - Л., 1941.


Овсянико-Куликовский Д.Н. Из синтаксических наблюдений. К вопросу о классификации бессубъектных предложений. Известия ОРЯС, т.V, кн.I. - СПб., 1900, С.1146-1186. Цит. по кн.: Вопросы грамматики и лексики русского языка//Уч. зап. ЛГПИ им. Герцина. - Л., 1968.

Овсянико-Куликовский Д.Н. Синтаксис русского языка. - С.50.

Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М., 1938. – С.166-167.

Там же. - С.181.

Буслаев Н.Ф. Опыт исторической грамматики русского языка. ч.11. - М., 1958. - §110, С.8.

Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - Л., 1941. - С.30.

Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. - Л., 1941. - С.61.

Там же. - С.87.

Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.: Государственное учебно-педагоги­ческое издательство, 1938. – С.342.

Там же. - С.342.

Безличными называются односоставные предложения, главный член которых называет процесс или состояние, независимые от активного деятеля (или признак, независимый от его носителя). Например: Рассветает; Мне не спится; На улице холодно. Семантической основой безличных предложений является отсутствие именно активного деятеля (или носителя признака), так как указание на деятеля (или носителя признака) в предложении все-таки может быть, однако в такой форме, которая не допускает грамматического подлежащего. Ср. Примеры: Я пою легко и Мне поется легко. В безличном предложении Мне поется легко есть указание на действующее лицо (мне), однако форма глагола-сказуемого не допускает именительного падежа, его нельзя установить и по связи с другими словами, и действие представляется как протекающее независимо от деятеля.

Грамматические типы безличных предложений довольно разнообразны. Наиболее четки по своему строению и выражаемому значению глагольные безличные предложения.

1. Безличный глагол (без суффикса - ся и с суффиксом -ся): светает, моросит, знобит, тошнит; нездоровится, спится, хочется, смеркается, дремлется и др. Эти глаголы имеют грамматическую форму третьего лица единственного числа, а в прошедшем времени - форму среднего рода единственного числа: светает - светало, знобит - знобило. Но по значению эти глаголы таковы, что не допускают употребления при них имени существительного или местоимения в именительном падеже.

2. Личный глагол в безличном значении. Личные глаголы в безличном употреблении теряют формы изменения и застывают в форме третьего лица единственного числа или в форме среднего рода. (в форточку дует (ветер))

3. Безлично-возвратный дереват личного глагола (хочется сока, не спится)

4. Предикативные наречия. Это «наречия со значением состояния», этимологически связанные с краткими прилагательными и некоторыми именами существительными, семантической особенностью которых является выражение различных состояний. (жарко, светло, приятно)

5. Предложно-падежные обороты. (мне не до тебя)

7. Слово «нет» (нет времени). Глагол быть (не было, не будет).

8. Краткое страдательное причастие (занято, запрещено).

Главный член односоставного предложения может быть выражен инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие возможное или невозможное, необходимое, неизбежное. Такие предложения называются инфинитивными . В инфинитивных предложениях не может быть безличного глагола или безлично-предикативного слова, так как при их наличии инфинитив занимает зависимую позицию, являясь примыкающей частью главного члена безличного предложения. Главный член выражен независимым инфинитивом (Не открывать люк)

Семантической спецификой инфинитивных предложений является обозначение ими потенциального действия, т. е. действия, которому суждено осуществиться, которое желательно или нежелательно, возможно или невозможно, необходимо, целесообразно или нецелесообразно и т. д.

Инфинитивные предложения имеют различные модальные значения: долженствование, необходимость, возможность и невозможность, неизбежность действия и др.: Лицом к лицу лица не увидать. Не менее распространено значение побуждения к действию, повеление, приказание: Тростей, зонтов и чемоданов не ставить!

Побуждение может быть адресовано и самому субъекту речи. Инфинитивные предложения с вопросительной частицей ли передают нерешительное предположение, сомнение: А что, не убраться ли мне? (А. Остр.).

Инфинитивные предложения с частицей бы приобретают значение желательности: Вам бы здесь до осени пожить. Частица бы нередко сочетается в инфинитивных предложениях с частицами только, лишь, хоть, если и др. В таких предложениях значение желательности передается более смягченно: Только бы уснуть (Фет)

Инфинитивные предложения синонимичны безличным предложениям с модальными безлично предикативными словами нужно, нельзя, необходимо, должно и др. В стилистическом плане они отличаются от них большей экспрессией, лаконичностью, напряженностью. Поэтому они свойственны разговорной речи и часто употребляются в художественной литературе, особенно в речи персонажей:...Быть грозе великой! (П.). Среди инфинитивных предложений выделяются предложения с главным членом, выраженным инфинитивом видать, слыхать (разг.), которые выступают в той же функции, что и безлично-предикативные слова со значением восприятия слышно, видно. Такие предложения обычно распространяются дополнением со значением объекта и свойственны разговорной речи. Ср.: Ничего не слышно. -Ничего не слыхать

10.Безличные предложения. Способы выражения главного члена безличных предложений. Вопрос о выделении инфинитивных предложений .

БП – это один из типов глагольных односоставных предложений.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГЛАВНОГО ЧЛЕНА:

Безличные глаголы. Вечереет; Светает.

Личные в безличном употреблении (прош. время. средн.род, наст-буд. время 3 лицо ед.число, сослагат. наклонение – формы, совпадающие с личными, но значение лексически полностью нейтрализуется). Лодку унесло течением; В ушах звенит.

Отрицательное глагольное слово «нет». Нет времени.

Краткие страд. причастия. Вас не велено пускать; Занято; Закрыто.

ИНФИНИТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – разновидность односоставных предложений, в которых главный член выражен независимым инфинитивом.

2 основных значения: 1) необходимости / долженствования, 2) выражают значение существования / несущ-я реалий.

Они сходны с БП в том, что указание на субъекта не входит в грамм-кую основу. Субъект может выражаться формой Д.п. : (Тебе дежурить), может восстанавливаться из ситуации (Встать!), может иметь обобщенное значение (Как варить грибной суп (рецепт)).

В ИП действие представлено как потенциальное. Оно не выражено как процесс, а лишь названо. ИП выражают разнообразные модельные и экспрессивные значения:

1)неизбежность (Быть беде)

2)желательность (Поспать бы хоть часок)

3)возможность/невозможность (Здесь не проехать)

4)побуждение, распоряжение, приказ (Молчать! Пропустить его) и др.

В ИП можно выделить остатки спрягаемых глагольных форм:

1)частица «бы» (Ей бы рабочей быть)

2)формы глагола «быть»

3)иногда – глаголы типа: Смотреть СТАЛО на что.

Иногда эти предложения рассматриваются как промежуточный тип – БЕЗЛИЧНО-ИНФИНИТИВНЫЕ. Их структура: инфинитив + местоимение + связка в безличной форме (в наст. времени - нулевая).

БИП имеют3 основных формы:

2)утвердительная (Есть за чем ехать)

Связь с этими компонентами (отрицательные / вопросительные местоимения, отриц-е частицы НЕ/НИ) характерна только для инфинитивных предложений, перевести глаголы в личную форму нельзя.

Безличными называются односоставные предложения, главный член которых не допускает обозначения субъекта действия в форме именительного падежа и называет процесс или состояние независимо от активного деятеля.

Грамматического подлежащего в таких предложениях не может быть по самому их строению, поскольку в форме сказуемого не заключено значение лица, выраженного формой именительного падежа, его нельзя установить и по связям с другими членами предложения.

Если в неопределенно-личном или обобщенно-личном предложении подлежащее не обозначено, но мыслится (неопределенно или обобщенно), то в безличном предложении его вообще нет. Это составляет сущность данных предложений, в них «подлежащее устранено не только из речи, но и из мысли».

Безличные предложения разных типов образовались в разные эпохи. По мнению Д.Н. Овсянико-Куликовского и A.M. Пешковского, наиболее древним типом являются предложения с собственно безличным глаголом, такие, как Светает; Морозит; Лихорадит; Вечереет . По-видимому, в очень древнюю эпоху предложения с такими сказуемыми были двусоставными, типа Мороз морозит, Вечер вечереет. Свет светает . Такие тавтологические конструкции в редких случаях сохранились и в современном русском языке (гром гремит, ветер веет ). Формирование безличных конструкций - это результат абстрактного мышления, поскольку в них налицо отвлечение от конкретного деятеля, вызывающего или производящего определенное действие. По образцу этого типа создаются затем безличные предложения со сказуемым, выраженным безличной формой глагола (ср. Град побил посевы. - Посевы побило градом; Ветер свалил дерево. - Ветром свалило дерево ). А.М. Пешковский связывает рост безличных конструкций с общей тенденцией в языке - вытеснением имени глаголом.

Безличные предложения широко распространены в художественной литературе, которая постоянно обогащается фактами разговорного языка. Употребление безличных конструкций позволяет описать состояния, характеризуемые неосознанностью, немотивированностью (ср.: не хочу - осознанное нежелание; не хочется - неосознанное нежелание), придать действию особый оттенок легкости (мне говорится - мне легко говорить ) и, наконец, выделить при необходимости само действие или состояние безотнесенности его к какому-либо деятелю. Все это способствует широкому распространению безличных конструкций именно в разговорной речи и в языке художественной литературы.

Главный член безличного предложения может быть выражен: 1) безличным глаголом, 2) личным глаголом в безличном значении, 3) безлично-предикативным словом (с инфинитивом или без него), 4) кратким страдательным причастием в форме среднего рода, 5) отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание.

По своему строению безличные предложения могут быть различными:

    а) главный член не требует дополнительных слов: Вечереет; Рассвело; Морозит ;

    б) главный член требует дополнения в родительном падеже: Не было возможности поехать; Не слышалось никакого шума; Продуктов хватит ненадолго ;

    в) главный член требует дополнения в дательном падеже (при необходимости обозначить субъект): Мне нездоровится; Ему не сиделось дома ;

    г) главный член требует дополнения в творительном падеже: Повеяло сыростью; Потянуло холодом ;

    д) главный член требует прямого дополнения: Взорвало плотину; Тарантас толкнуло .

1. Безличные глаголы в роли главного члена безличного предложения светает, морозит, вечереет, моросит, знобит, тошнит, нездоровится, спится, хочется, смеркается, дремлется и др. имеют форму, совпадающую с формой 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени - с формой среднего рода единственного числа (светало, знобило, смеркалось, вечерело, нездоровилось и т.д.). Но по значению эти глаголы таковы, что не допускают употребления при них имени существительного или местоимения в именительном падеже.

Общее значение безличных предложений данного типа определяется значением безличного глагола. Они могут обозначать состояние природы, окружающей среды: Морозило сильнее, чем с утра (Г.); На дворе еще чуть брезжило (Т.); Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега (Л. Т.); Уж сильно завечерело (М. Г.); Вечереет. В окно смотрит голубая весна (Пришв.); психическое или физическое состояние живого существа: От радости в зобу дыханье сперло (Кр.); У меня на сердце захолонуло (Т.); Его знобило и ломало (Л. Т.); Просто мне нездоровилось это время (Купр.); Его лихорадило (Вирта); И в зале дышится легко (Сим.); долженствование, необходимость и другие модальные оттенки (такой глагол чаще всего употребляется с инфинитивом): Она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надлежало ей делать (П.); Он почему-то чувствовал, что говорит не так, как бы следовало (Л. Т.); Он шел не торопясь, как и подобало посетителю музея (Кат.); И чтобы не сердить больного, придется Прошке встать к окну (Сим.).

2. Безличные предложения, главный член которых выражен личным глаголом в безличном значении , довольно распространены в русском языке и многообразны по структуре и значению. Личные глаголы в безличном употреблении теряют формы изменения и застывают в форме 3-го лица единственного числа или в форме прошедшего времени среднего рода. Ср. личные и безличные конструкции: Воздух свежеет. - На улице свежеет; Ветер воет. - В трубе воет; Солнце пригревало землю. - В полдень пригревало.

Личных глаголов, которые могут употребляться в безличном значении, гораздо больше, чем глаголов собственно безличных, поэтому так разнообразны и богаты значения конструкций с данным типом глагола. Они могут обозначать явления природы, стихийные явления и состояние окружающей среды: Ночью несколько стихло (Гонч.); Все небо заложило (Н. Остр.); Снег падал реже, чуть посветлело (Леон.); На лесопильном дворе горит (Ч.); психическое и физическое состояние живых существ: Мне уши заложило (Гр.); В голове до сих пор стучит (Г.); У батюшки даже в глазах зарябило (С.-Щ.); У Павла Васильевича даже дух захватило (М.-С.); В глазах у меня потемнело (Л.); А день-то свеж, а кости ломит (Сим.); чувственные восприятия, ощущения: Из хаты повеяло сыростью (Л.); ...Сильно, до духоты пахло тушью и красками (Ч.); По сонной реке тихо сверкнуло мелкой рябью (Леск.); явления, приписываемые судьбе, или действия нереальной силы: Бывает, моего счастливее везет (Гр.); Не вечно мне везло (Н.); ...Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эгинских мраморах (Т.); Надоумило меня сходить туда; действие неизвестной силы посредством какого-либо орудия: И ветром наконец то дерево свалило (Кр.); Звезды затянуло мглой (А.Н. Т.); Вдруг светом, нестерпимо белым, ярким, хлестнуло по глазам до слепоты (Щип.); ...Жду, когда он зарастет или затянет его илом (Ч.); В саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломило одну старую сливу (Ч.); Всю грудь обдало холодом, залило чувством радости, восторга (Ч.); Жгучим морозом опаляет лицо (Фурм.).

3. Довольно распространены и безличные предложения, главный член которых выражен безлично-предикативным словом . Некоторые из этих слов выступают в качестве главного члена только в сочетании с инфинитивом. Значение безличного предложения определяется значением безлично-предикативного слова.

Безличные предложения с безлично-предикативным словом на -о могут обозначать состояние природы или окружающей среды: В комнате становится тихо (М. Г.); Смотрите, ведь уж поздно, холодно (Л.); В небесах торжественно и чудно (Л.); В нашем доме на Большой Дворянской было темно (Ч.); психическое или физическое состояние живых существ: Что же мне так больно и так трудно? (Л..); Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели (Т.); Голова его закружилась; и с ним сделалось дурно (Л. Т.); Голодно, странничек, голодно (Н.); Мне стыдно ваших поздравлений, мне страшно ваших гордых слов! (Брюс.); значение долженствования, необходимости, возможности и др. модальные оттенки: На этом деле можно в момент свернуть голову (Шол.); Нам должно жить! (Брюс.); Ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать (П.); Чего тебе надобно, старче? (П.); зрительное или слуховое восприятие: Давно уже не слышно было ни звука колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге (Л.); Далеко видно кругом! (Т.); А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно (Т.).

Примечание . Безлично-предикативные слова данной группы часто употребляются с инфинитивом, например: Мне трудно дышать; Стыдно слушать эти речи; Вам вредно курить . Такие предложения при изменении порядка слов могут терять значение безличности. Инфинитив в препозиции (особенно с последующей длительной паузой) легко приобретает функцию подлежащего, например: Дышать - трудно; Слушать эти речи - стыдно; Курить - вредно .

То же наблюдается и в предложениях с некоторыми словами, заключающими в себе модальное значение (нужно, невозможно ). Ср.: Невозможно было ехать. - Ехать - невозможно .

Безличные предложения с безлично-предикативными словами, морфологически совпадающими с именами существительными (грех, стыд, позор, ужас, жаль, пора, недосуг, лень, охота, неохота ), в сочетании с инфинитивом обозначают оценку действия с морально-этической стороны: Над старостью смеяться грех (Гр.); эмоциональное состояние человека: И сказать мне правду было жаль (Фет); долженствование в отношении времени совершения действия: Был у меня хороший друг, - куда уж лучше быть, - да все, бывало, недосуг мне с ним поговорить (Сим.); модально-волевые оттенки: Мне бы вот охота плясать (А.Н. Т.).

4. Главный член безличного предложения может быть выражен кратким страдательным причастием с суффиксами -н-, -ен; -т- .

Формой среднего рода краткого страдательного причастия передается значение состояния как результата совершившегося действия. Например: Про батарею Тушина было забыто (Л. Т.); Уж послано в погоню (П.); Посидели в литографии, где было накурено (Ч.).

В составе главного члена при кратком причастии может быть инфинитив, называющий конкретное действие. Например: Петрушке приказано было оставаться дома (Г.); Нынче не велено кусаться (Ч.).

5. В безличном предложении главным структурным элементом может быть отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание. Например, отрицательное слово нет, нету : Нет уже ни положения в обществе, ни прежней чести, ни права приглашать к себе в гости (Ч.); ...Там счету нет столетьям (Щип.); Нет ни ржи, ни тропки (Щип.); безличная форма глаголов быть, стать с отрицанием: Не было ни гроша, да вдруг алтын (посл.); Не было сил перенести это; Прошло несколько дней с тех пор, как его не стало ; существительное в форме родительного падежа с отрицанием ни: Ни звука!.. И видишь ты синий свод неба... (Н.); Ни писем, ни вестей. Как ни проси их, они забыли (Сим.); отрицательные местоимения ничего, никого и др.: Кажется, кто-то там... - Никого (Ч.).

1. Верно ли утверждение, что безличные предложения называют действия (состояния), у которых нет субъекта? Докажите.

2. Каковы существующие в современном русском языке формы безличности?

3. Почему главный член именных безличных предложений всегда составной или сложный? Слова каких частей речи могут употребляться в нем?

4. Покажите на примерах (типа По утрам холодно. – В комнате холодно. – Мне холодно ), что второстепенные члены могут «прояснять» грамматическую семантику безличных предложений.

5. Почему во многих безличных предложениях второстепенные члены определенного типа являются обязательными? Расскажите о связи между грамматической семантикой предложения и семантикой обязательного второстепенного члена.

6. Проанализируйте безличные предложения по следующему плану: 1) грамматическое значение предложения; 2) главный член, его грамматическая форма и способ выражения; 3) наличие / отсутствие обязательного второстепенного члена; 4) при наличии такого второстепенного члена – его грамматическая семантика и форма.

1. В воздухе пахло железом . 2. Становилось тусклее с каждой минутой, тоскливее. 3. В церкви было ярко и зелено от листьев, льнущих извне к окнам. 4. Ни одной звезды не зажигалось над морем. 5. Кузьму Кузьмича распирало от переизбытка жизни . 6. Не так было с Иваном Ильичом . 7. Но в тот вечер ей было не до философии … 8. Разрывов и надрывающего посвиста снарядов больше не было слышно. 9. Реку и берега снова затянуло снежной метелью. Ветер усиливался, поворачивая на север. Быстро холодало. 10. Кате приходилось очень беречь силы. 11. Нужно было очень спокойно все обдумать (А.Н. Толстой).

7*. Определите, какие предложения являются двусоставными, какие безличными.

1. Начало истории очень романтично (Куприн). 2. Если это и остроумно, то зато безжалостно и нетактично (Куприн). 3. Меркулову жутко и тягостно (Куприн). 4. Как все звонко, радостно, ароматно и красиво было вокруг! (Куприн). 5. Тётке было страшно . <…> Страшнее всего было то, что этого чужого нельзя было укусить, так как он был невидим и не имел формы (Чехов). 6. Особенно тоскливо было по воскресеньям (Гранин). 7. [Разве все расскажешь .] Да и кому это интересно (Гранин).

8. По утрам неприятнее всего было умываться (Бунин). 9. Жить на хуторе становится с каждым днем все хуже и скучнее… (Бунин). 10. Ему было неудобно лежать. Он подложил руки под голову и задрал левую ногу на спинку дивана. Стало удобно (Чехов). 11. Вспоминать о вчерашней своей слабости ему не было стыдно (Чехов). 12. Трудно, трудно жить затворницей, да трудней веселой быть (Ахматова). 13. Быть честной оказалось нелегко (А.Н. Толстой). 14. А здесь на завтра назначено брать штурмом Кремль и арсенал… (А.Н. Толстой). 15. С вами тут недолго аварию натворить… (Гранин).

8. Что позволило выделить инфинитивные предложения из числа безличных?

9*. Почему у инфинитивного предложения модальное значение определить сложнее, чем у безличного? Покажите это на примерах.

10. Покажите на примерах, что введение в главный член различных частиц изменяет модальное значение инфинитивного предложения. (Для этого можно поэкспериментировать с конкретным предложением: Закончить работу к 5 часам! – Нам не закончить работу к 5 часом! – Закончить бы нам работу к 5 часом! – А не закончить ли нам работу к 5 часом? и т.п.).

11. Какие предложения относят к безлично-инфинитивным?

12. Заполните таблицу. Особое внимание обратите на формы: 1) возможные в нескольких типах предложений; 2) не употребляющиеся ни в одном типе односоставных предложений.

В дальнейшем используйте данную таблицу при определении типов глагольных односоставных предложений.

Употребление глагольных форм
в составе главного члена односоставных предложений

Морфологическая форма глагола Тип предложения
1 л. ед. ч. наст. и буд. вр. изъявит. накл.
1 л. мн.ч. наст. и буд. вр. изъявит. накл.
2 л. ед. ч. наст. и буд. вр. изъявит. накл.
2 л. ч. наст. и буд. вр. изъявит. накл.
3 л. ед. ч. наст. и буд. вр. изъявит. накл.
3 л. мн. ч. наст. и буд. вр. изъявит. накл.
м. р. ед. ч. пр. вр. изъявит. накл. и сослагат. накл.
ж. р. ед. ч. пр. вр. изъявит. накл. и сослагат. накл.
ср. р. ед. ч. пр. вр. изъявит. накл. и сослагат. накл.
мн. ч. пр. вр. изъявит. накл. и сослагат. накл.
2 л. ед. ч. повелит. накл.
2 л. мн. ч. повелит. накл.
форма совместного действия
инфинитив

13*. Подумайте, на какие признаки можно опираться, определяя тип односоставного предложения, в основу которого входит инфинитив.

14. Определите, к какому структурно-семантическому типу относятся предложения.

1. Нет, не женщине руководить лабораторией . 2. А вот об учебе в аспирантуре рассказывать было нечего. 3. Откровенно говоря, большинству порядком надоело учиться. 4. Интереснее всего было стоять на мостике, над плотиной . 5. – Ванюшкина ему не догнать! – кричал Пека. 6. Словом, Борисову было отчего тревожиться (Гранин).

15. Определите, к какому типу по характеру грамматической основы относится каждое простое предложение (предикативная часть сложного). Выделите и охарактеризуйте главные члены.

1. Где-то за церковью запели великолепную печальную песню. Нельзя было разобрать слов, и слышались одни только голоса: два тенора и бас. Оттого, что все прислушались, во дворе стало тихо-тихо… (Чехов).

2. – Друзья мои, – начал он, – я пришел вам сказать, что мешкать нечего. Собирайтесь… ехать вам пора. Через час вам надо быть готовыми. Надо вам ехать венчаться. От Паклина нет никакого известия; лошадей его сперва задержали в Аржаном, а потом прислали назад… Он остался там. Вероятно, его увезли в город (Тургенев).

3. Как ненасытны мы и как несправедливы! Всю радость явную неверный гонит страх. Еще так ласковы волос твоих извивы! Какой восторг живет на блекнущих устах! Идем. Надолго ли еще не разлучаться? Надолго ли дышать отрадою? Как знать! Пора за будущность заранее не пугаться, Пора о счастии учиться вспоминать (Фет).

4. В театрах и кино публику выпускают небольшими партиями, якобы во избежание затора. Избежать заторов очень легко – стоит только открыть имеющиеся в изобилии выходы. Но вместо того администрация действует, применяя силу (И.Ильф, Е.Петров).

5. Бродишь глазами по этим милым холмам и, вспоминая свое прошлое, иной раз подумаешь: «Нет, не хочу опять повторять, не хочу опять быть молодым!» И улыбнешься вместе с землей и чему-то обрадуешься (Пришвин).

16*. Проанализируйте сведения о безличных предложениях в учебниках для средней школы. Оцените их с точки зрения научности и осуществления внутрипредметных связей с морфологией.

17. Составьте подборку примеров, которые можно использовать при изучении глагольных односоставных предложений в общеобразовательной школе. (При выполнении задания используйте произведения литературы, входящие в школьную программу.)


Похожая информация.


gastroguru © 2017